06.08.2019

Развитие мелкой моторики: идеи для занятий. Техника эффективного массажа рук детей для развития речи


Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Это игровой самомассаж для детей, позволяющий проводить с пользой для здоровья малыша. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.

Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

«Растирание ладоней» - трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» - растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» - указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.

Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» - указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз - в одну сторону, 9 - в другую).

А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей

Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 - 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.

Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:

  • Точка горла и гортани.
  • Козелок.
  • Точка полости носа.
  • Противозавиток.

Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.

«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 - 12 с).

«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7-10 раз.

«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 - 10 раз.

«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 - 10 с).

«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 - 7 раз.

«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 -7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 - 7 раз.

«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7-10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.

«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 - 10 с).

Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.

Комплексы упражнений для самомассажа для дошкольников

Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.

Самомассаж «Петушок»

  • Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
  • Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
  • Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
  • Красим спину (поглаживать поясницу),
  • Красим ножки (поглаживать ноги),
  • Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
  • Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
  • Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.

  • Чики-чики-чики-ща!
  • Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
  • Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),
  • Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
  • Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) -
  • И готов борщок!

Комплекс самомассажа «Маленькие волшебники» Потягивание «Лепим человечка»

1. На вдохе левой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а левой рукой - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Выдыхая и расслабляясь, ребенок произносит: «Ид-д-да-а-а».

2. На вдохе правой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а правой рукой - вверх, вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Далее на выдохе ребенок произносит «пин-гал-ла-а».

3. Обеим пятками ребенок тянется вперед по полу , а руками - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания и на выдохе ребенок медленно произносит «су-шум-м-м-на».

Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)

1. Имитируя движения тестомеса , ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз , чуть глубже, словно палочкой проверяет готовность теста.

Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

2. «Заводим машину» - вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».

3. «Машина завелась» - ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».

Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)

Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 - 6 раз).

3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),

4. «Лепит» ушки внутри - пальцами внутри раковины делает 7 - 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).

5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.

Массаж рук и ног

Малыш «лепит» руки, ноги, ловим солнечного зайчика, птичку, качает малышку (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, встряхивание, поочередное напряжение и расслабление мышц).

Самомассаж лица, головы и шеи для детей

Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.

2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. «Конкурс причесок» - ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.

Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.

«Лепим красивое лицо»

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.

2. Надавливает пальцами на переносицу , середину бровей, делая вращательные движения по 5 - 6 раз по часовой и против часовой стрелки.

3. С усилием надавливая , «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно «лепит» глаза , кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.

5. Надавливая на крылья носа , ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.

Массаж шеи (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку - «Лебедь», «Жираф».

2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

4. «Лебединая шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.

Статья прочитана 14 181 раз(a).

1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.

2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.

Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.

Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.

Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)

7. Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)

8. Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

9. Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!

10. Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика

11. Мячик

Катаем мячик между ладоней:

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

12. Мяч

Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)

13. Ежик

Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)

Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

15. Шарик

Движения выполняются по тексту:

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!

16. Ежик-чудачок

Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)

Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

17. Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.

18. Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

19. Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.

20. Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

21. Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

22. Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.

23. Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

24. Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

25. Массаж бумагой
"Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

Подборка подготовлена практикующим логопедом Натальей Соколовой

Массаж пальчиков для развития речи – простой способ вырастить интеллектуала

Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”. Это значит, что если вы хотите вырастить умного ребенка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику. Делать это можно буквально с первых дней жизни.

Подробнее про взаимосвязь мелкой моторики и речи можно прочитать .

Приблизительно до трех месяцев рука ребенка зажата в кулачок. В зависимости от мышечного тонуса он может быть очень крепким или слабеньким. Что должен делать массажист, в том числе как проводить массаж пальчиков у детей при гипер- или гипотонусе, решает невролог. Если мышечный тонус в норме, то массажировать пальчики вполне могут и сами родители.

Что происходит в результате массажа пальчиков ребенка? Как проводить такой массаж?

В возрасте до трех месяцев массаж желательно проводить после консультации с неврологом и массажистом. Если у ребенка нет неврологических проблем, то массаж пальчиков у грудничка сводится к поглаживанию, растиранию и легкому разминанию каждого пальчика руками родителей или массажиста.

Начиная с трехмесячного возраста малыша для проведения массажа также используются различные предметы с небольшими выступами, которые можно перекатывать в ручках и катать по внутренней и внешней поверхности ладошек. Это могут быть мячики, карандаши, шишки, грецкие орехи и т.п.

Техника массажа пальчиков для малышей после года может быть такой:

  • попросите малыша зацепить друг за дружку одноименные пальцы обеих рук (покажите, как это сделать), пусть малыш крепко держится пальчиком за пальчик, а вы будете рассоединять его руки;
  • с помощью рук малыша помассируйте каждый пальчик от основания до кончика на обеих руках, нажимая с одинаковой силой на обе стороны пальца;
  • зажимайте поочередно пальчики между средним и указательным пальцами другой руки и «вытягивайте» их, немного покручивая.

Отличительная черта такого массажа в том, что ребенок проводит его самостоятельно, только под руководством и с небольшой помощью взрослого.

Массажные игры

Какой бы полезной и необходимой для активизации речевых центров в головном мозге малыша не была техника массажа пальчиков, она не сможет поспособствовать развитию речи ребенка, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая массаж пальчиков малыша комментариями. Еще лучше рассказывать в это время стихотворения и включать элемент игры.

Предлагаем вам провести со своим малышом несколько увлекательных игровых занятий с использованием различных массажных техник, напрямую направленных на развитие речи.

Белый песик

Совершать массажные движения, приговаривая такие слова:

Белый песик прибежал

(Имя ребенка) пальчик покусал.

Ой, щекотно! Ой, не больно!

Это он так поиграл.

Потом можно взять игрушечного мягкого песика, и пускай он покусает-пощекочет все части ребенка. Вместо слова «пальчик» по тексту стихотворения просто подставляем слова «носик», «ушко», «ножку», «спинку». Таким образом, вы и массаж проведете, и части тела выучите или повторите, и замечательно повеселитесь.

Идет снежок

Массаж пальчиков у детей, как уже упоминалось, можно выполнять не только руками, но и с помощью различных предметов. Разнообразие тактильных ощущений также способствует развитию интеллекта. Предлагаем провести увлекательную массажную игру с мятой бумагой.

Вам понадобится бумага с различной фактурой – это могут быть салфетки, листы для ксерокса, газеты, глянцевые страницы из журналов. Сделайте бумажные снежки – скатайте листы различной фактуры в шарики. Пусть они будут разного размера. Все шарики складываем в мешочек достаточно плотно, чтобы малыш, запуская туда ручки, хорошо ощущал прикосновения бумаги. В этот же мешочек можно положить шарики для пинг-понга. Под стихотворение ребенок залезает ручками в мешок и устраивает в квартире “снегопад”.

(Имя ребенка) улыбается,

Радостно играется,

Лезет ручками в мешок,

А потом идет снежок!

Безусловно, после такой игры потребуется уборка. Малыш с удовольствием примет в ней участие, если вы совершите “магический ритуал” и скажите, что сейчас передадите его ручкам силу и ловкость, – сделайте крохе массаж пальчиков и вместе принимайтесь за веселую уборку.

Рыбалка

Пальчиковый массаж для развития речи легко можно провести в воде – в ванне во время купания или в специальной емкости с водичкой. Пусть ребенок изображает ладошками плавающих рыбок, а вы будете их ловить, массажировать и отпускать со словами:

Рыбки плавают в пруду –

Дай-ка я одну найду.

Поймала красивую:

“Плавай, плавай, милая”.

Даже обычный массаж детских пальчиков без речевого сопровождения может принести пользу, особенно если с ребенком часто и много разговаривают в других ситуациях. Массаж же с комментариями, стихотворениями, игрой будет намного полезнее. Наглядно это показано в таблице.

Итак, помассировать пальчики можно и между делом, просматривая новости в социальных сетях или в очереди в поликлинике. В этом, несомненно, будет определенная польза, но если вы хотите получить лучший результат, то придется приложить больше усилий. И это совсем не сложно, и, более того, приятно – ведь самый «трудоемкий» способ массажа, помимо максимальной пользы, приносит еще и большое удовольствие от вашей совместной с ребенком игры.

Используйте предложенные игры для того, чтобы сделать такое важное и нужное занятие как массаж пальчиков рук увлекательным. Скорее всего, вам это понравится, и вы с легкостью придумаете новые развлечения для развития речи и интеллекта своего ребенка в веселой и непринужденной форме.

Другие идеи для развивающих игр вы можете найти в .

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Пользу массажа пальчиков новорожденного трудно переоценить. Ведь именно он помогает ускорить многие процессы в организме малыша. Кроме этого, массаж пальчиков-это отличный способ развития речи с самого раненого возраста.

Про , я писала раньше. А сегодня хочу подробнее остановиться на массаже пальчиков ног ребёнка.

1. Массаж можно делать минимум через час после кормления.

2. Помещение, где он выполняется, должно быть хорошо проветренным и температура воздуха должна составлять 20-25 градусов.

3. Руки массажиста (или мамы) должны быть теплыми. Еще лучше будет смазать их детским кремом, предварительно убедившись, что у ребёнка нет аллергии на него.

4.Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения у малыша

5. Нельзя его выполнять перед сном.

6. Если ребенок плачет, ни в коем случае не нужно делать массаж, чтобы успокоить его.

Как делать массаж пальчиков ног ребёнку

♦ Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно. Упражнение выполняется не более 4 раз.

♦ Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава. Помните, что сами суставы массировать нельзя. Упражнение выполняется максимум 6 раз.

Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу.

Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

♦ Поглаживание каждого пальчика

♦ Растирание каждого пальчика

♦ Разминание каждого пальчика

Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.

Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.

Выполнение массажа малышу возрастом более года:

Возьмите ручку малыша в свою. Массируйте его рукой пальчики ног. Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники. Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.

Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед. Помните, нельзя создавать болевых ощущений!

Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью. Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат.

Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.

Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:

  • Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
  • Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
  • Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
Показания для массажа пальчиков

Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.

Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:

  • Гипертонусе мышц
  • Гипотонусе мышц
  • Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
  • Профилактике различных болезней.
  • Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.

После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать. Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.

Противопоказания

Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.

Ни в коем случае нельзя его делать при:

  • Онкологических заболеваниях
  • Гнойных заболевания кожи
  • Детям после операции
  • Пороке сердца

Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика. Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.

Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка. Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша.

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.

Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.
Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.

К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется

К мелкой моторике - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Крупная и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу . Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.

Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.

Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук.
Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.
Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:

-карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,
-пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью
-бигудей-липучек разного диаметра.

Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.

Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.
Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:

1. Массаж пальцев .
Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.
2. Массаж кисти.
Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.
3. Массаж всей руки.
Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.

Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша . Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).

2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).

3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).

4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужно
с двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.

5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.

6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).

И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.
Такие игры можно проводить уже с одного года.

ИГРА «КАРАНДАШ»
Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.
ИГРАЕМ:
Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение «назад-вперед».
Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

ИГРА «ШАРИКИ»
Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.
ИГРАЕМ:
Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.
Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди