20.04.2019

Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как. Эмоциональный мир ребенка. Особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста


Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).

Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества , а некоторые малыши вообще не умеют играть.

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Однако то, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для трех-четырехлетнего ребенка характерны резкие перепады настроения , его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, он вполне может начать вести себя так, как ведут себя дети более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. На настроение малыша 3-4 лет начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Он начинает оценивать поведение окружающих людей, однако эти оценки очень категоричны и ситуативны.

К 4 – 5 годам ребенок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми их сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Потребность "быть хорошим" для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: ревность, сочувствие, зависть и др.

При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам), даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. В соответствии с этим мною в соавторстве с заведующей детским садом №93 Санкт-Петербурга Матвеевой Натальей Германовной была разработана программа развития эмоциональной сферы дошкольников «Веселые гномы». Она знакомит детей с собственными переживаниями и проблемами, с эмоциональными состояниями других людей. Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, а родители, играя со своими детьми дома или во время прогулки.

Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Игра «На полянке»
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
Если в вашем детском саду практикуется песочная терапия , то с детьми можно поиграть в следующие игры (если же нет, то воспользуйтесь имеющимися у вас игрушками).

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»
Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку»
Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Посмеемся над страхами»
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.
Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «разминки-смешилки».
Это упражнение активно применяется в нашем детском саду и на занятиях музыкой, которые проводит опытный педагог Журавлева Галина Николаевна и, поверьте, дает свои положительные результаты: напряжение снимается не только у детей, но и у взрослых.

Этюд «Еж и Лягушка»
Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.
В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.
Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.


Игра «Прогони злость»
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Про Обидку и Грустинку»
Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Подарок другу»
Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. И необязательно это делать именно в группе. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, такими.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню (горе - радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

Уважаемые взрослые, помните, что от вас зависит всестороннее развитие окружающих вас детей. Превратите каждый день в интересную игру не только для малышей, но и для себя, получайте удовольствие от общения с ними, и тогда ваше настроение всегда будет приподнятым. А от этого выиграют абсолютно все!
«Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа…» М.Монтессори

Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни. В материалах данного тематического раздела собран и обобщён богатый опыт использования дидактических игр и пособий о человеческих эмоциях, подходящих для любого возраста. Закрепляем умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей. Всевозможные психологические «азбуки эмоций» от Ваших коллег часто поражают своей необычностью, остроумием и разнообразием материалов, из которых они изготовлены.

Занимательные «мини-путешествия» в мир человеческих эмоций.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 280 .
Все разделы | Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения

ЦЕЛЬ : Развитие музыкальных способностей детей . Задачи : 1.Упражнять детей в умении различать характер музыки (веселая, жизнерадостная, грустная, спокойная, жалобная…) 2.Упражнять в умении подбирать карточку с изображением настроения , которое ассоциируется с настроением ...

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа : с детьми 3–5 и 5–7 лет. Чтобы сформировать у детей эмоциональный словарь...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Публикация «Игры на развитие эмоциональной сферы...» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре» Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний....

Лэпбук разрабатывался с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и другим педагогам, которые желают помочь детям...

Картотека игр на формирование эмоциональной отзывчивости у детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Дидактическая игра «Эмоции»


Цель: создать условия для развития эмоциональногомираребенка. Задачи: 1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональноесостояниечеловека. 2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своего настроения, желания. 3. Развивать у детей положительные эмоции и...


ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность: В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытства, любознательность, оценивает происходящее вокруг...

Виктория Сахно

Эмоционально-личностное развитие ребенка включает в себя несколько этапов: знакомство с эмоциями, умение адекватно и приемлемо выражать собственные эмоции, и соответствующая реакция на них. Различать свои и чужие эмоции не так-то просто, но это основа эмоционального интеллекта.

Важно объяснить малышу, что скрывается за такими словами как: радость, страх, грусть, гнев, восторг, злость. И если некоторые эмоции более очевидны для ребенка, напр.: радость, злость, страх, то другие достаточно сложны для понимания: удивление, застенчивость, безразличие, сомнение. Давайте посмотрим, как можно научить ребенка различать свои и чужие эмоции.

Проще всего объяснить эмоцию на примере какой-то конкретной ситуации в которой ребенок потенциально может её испытывать. Тем более, что эмоции могут быть определены не только по выражению лица, но и по голосу, позе, жестам. Хорошим дополнением будут пиктограммы, которые схематично изображают разные эмоции. Разыграйте перед малышом несколько сценок, показывая каждую эмоцию достаточно ярко и выразительно. Хоть это и будет немного театрально, но поможет показать крохе, что стоит за тем или иным словом.

Удивление

Положите одну из любимых игрушек малыша в необычное место. Потом при нем найдите и искренне удивитесь: «Ой, откуда здесь твоя машинка? Она же всегда стоит в шкафчике? Я так удивлена своей находкой!» Покажите ребенку пиктограмму «удивление» с большими глазами и круглым ртом. Обсудите, в каких ситуациях за последние дни вы были удивлены и придумайте вместе несколько потенциальных ситуаций, когда еще можно удивиться. Здесь можно дать волю фантазии и удивляться динозаврам на вашей улице или снегу летом. Чем нелепее и интереснее ситуация, тем глубже ребенок прочувствует саму эмоцию.

Застенчивость

Разыграйте сценку с игрушками. Посадите мишку с машинкой на диван, а сами станьте неподалеку с зайкой и рассуждайте вслух: «Я бы хотел подружиться с мишкой и попросить у него машинку поиграть, но стесняюсь. Вдруг он не захочет делиться, вдруг даже не захочет разговаривать со мной. Мне будет потом неловко и неприятно. Но при этом очень хочется вместе весело играть».

Спросите малыша: «Что чувствует сейчас зайка?» Расскажите, что это застенчивость и покажите пиктограмму с пунцовыми щеками. Расскажите как правильно вести себя в такой ситуации. Если нужно проиграйте сценку с игрушками, где малыш будет то в роли зайки, то в роли мишки. Пусть мишка сам проявит инициативу и предложит зайке дружбу, а зайка в следующий раз постарается быть посмелее и познакомится с медведем.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Безразличие

Также можно продемонстрировать на примере игрушек, разыграв небольшую сценку. Кукле – маме другие игрушки приносят показать свои поделки, рисунки, находки с прогулки или еще что-то. А она равнодушным голосом одинаково всем отвечает: Да, нормально. Ага, молодец. Иногда даже не смотрит, что ей там показывают. Назовите эмоцию и обсудите с малышом, как могло такое случится, что маме стало все безразлично.

Другим вариантом может быть сценка, где к одному зверю приходят другие и рассказывают то, что ему потенциально не интересно. Напр., к лисе прибегает белка и говорит, что в лесу орехов полно, побежали рвать; медведь, что малина поспела, пошли собирать; коза, что трава на лугу зеленая да сочная. А лиса всем безразлично отвечает: «Нет, не хочу, не интересно это мне». Обсудите с малышом, почему это лисе безразлично и чем можно заинтересовать лису, что она любит?

Сомнение

Посмотрите на небо и скажите с сомнением в голосе: «По прогнозу должен быть дождь, а небо ясное и солнышко светит. Сомневаюсь я, что пойдет дождь». Покажите карточку с опущенным одним уголком рта. Обсудите, когда вы сомневаетесь (что-то из вашей реальной жизни), пусть ребенок предложит свои варианты. Подберите картинки из журналов или книжек, где изображены ситуации в которых один из участников сомневается.

С эмоциями страха, грусти, злости и радости просто познакомиться, т.к. они часто встречаются в жизни любого ребенка и здесь достаточно давать обратную связь – что он чувствует:

  • Ты сейчас злишься потому что не получается из сделать самолет;
  • Ты грустишь из-за того, что мы не смогли поехать сегодня в парк;
  • Тебе страшно, потому что боишься, что оса тебя может укусить;
  • Ты такой радостный после батута! Я рада, что тебе понравилось. Мы обязательно придем сюда еще раз через неделю.

Восторг

Восторг — это наиболее яркое чувство радости. Скажите малышу, что это очень сильная радость и вспомните, когда он такое испытывал. Может быть, когда Дед Мороз принес желанную игрушку, когда исполнилась мечта или первый раз за зиму съехал с горки на санках, когда увидел в небе настоящую или катался на колесе обозрения и весь город был как на ладони.

Когда ребенок поймет чем отличается одна эмоция от другой и как они называются, можно переходить к играм на закрепление материала.

Игры после знакомства с эмоциями

  1. Вырезки из журналов . Подберите в журналах наиболее яркие эмоциональные фото и «угадывайте» с ребенком что на них изображено. Если ребенок явно ошибается – расскажите небольшую историю про человека на картинке, чтобы малыш догадался о какой эмоции идет речь. Вы даже можете составить с малышом .
  2. Пиктограммы на асфальте . Нарисуйте сетку пиктограмм на асфальте (4-6) и демонстрируйте ребенку разные эмоции. Задача малыша быстро распознать эмоцию, назвать её и прыгнуть на соответствующий рисунок.
  3. Искалки . Перед прогулкой подготовьте

Литература.

1. Анохин П.К.. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва 1966

2. Бачанин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – М.. 2005

3. Выготский В.С. Педагогическая психология. – М., 1991

4. Замораев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь,2002.

5. Запорожец А.В.. Психология - М.: ГУПИ министерства просвещения, 1955

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды Т.1 – М.,1986

7. Изард К. Эмоции человека – М., 1983

8.КалининаР.Р. В гостях у Золушки. Учебное пособие. - Псков 1997

9.Карпухина О.Н. Краткий курс по психологии: учеб. пособие. – М.:Издательство «Окей-книга», 2007

10. Крутецкий В.А. Психология.Учебник для учащихся –М.: Просвещение, 1980

11. Крысько В.Г. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007

12. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.-Феникс. 1998

13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000

14. Н.Ньюкомб. Развитие личности ребенка. Серия «Мастера психологии»– СПб.: Питер,2002.

15. Психология эмоций. Тексты. (под ред. В.К.Вилюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер). – М., 1993

16. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т3 – М,: Москва,1973

17. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. – Современное Слово. 2006

18. Реан А.А., Бордовская... Психология и педагогика. – СПб., 2002

19. Тополянский В.Д. Струкоская М.В.. Психологические расстройства – М.: Медицина, 1986

20.Урунтаева Г.А. Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и сред. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21.Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И.Буянова)- М.: Просвещение, 1990

22. «Вопросы психологии» № 5\2007, Андреева И.Н. «Предпосылки развития эмоционального интеллекта»

23. «Вестник Московского университета» № 3\2005 стр.22

24. «Дошкольное воспитание» № 6\2006, Бабаева М.П. стр.18

25. «Дошкольное воспитание» № 4\2004 , Ежова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности»

26. «Дошкольное воспитание» № 5\2005, Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека»

План.

1.Эмоции и чувства в жизни человека.

2.Актуальность развития эмоций и чувств в наши дни.

3.Особенности эмоций и чувств как психических процессов.

4. Эмоции как психические процессы:

А. Определение эмоций;

Б. Функции эмоций;

В. Классификация основных эмоций;

Г. Вегетативные явления эмоций;

Д. Виды эмоций;

Е.Система эмоционального регулирования – основа формирования отношений с внешним миром;

Ж.Влияние эмоций на психические процессы;

5. Чувства как высшие проявления эмоций.

6. Связь эмоциональных переживаний, сферы чувств с процессами жизнедеятельности организма.

7. Закономерности эмоций и чувств.

8. Физиологические основы эмоций и чувств.

9.Особенности эмоционального развития и развития чувств в онтогенезе.

10. Современные проблемы развития чувств у человека.

«Эмоции являются «центральным звеном»

психической жизни человека, и прежде

всего ребенка»

(Л.Выготский)

1. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Познавая окружающие предметы и явления, знакомясь с ними в своей деятельности, человек не остается к ним безразличным, безучастным. Одни вещи ему нравятся, другие не нравятся. Одни поступки вызывают восхищение, другие – гнев или презрение. Подобного рода психические процессы, как, например, удовольствие, страдание, гнев, восхищение - называются чувствами или эмоциями..

«Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Здесь слова «чувство» и «эмоция» употреблены в качестве синонимов. Но, в сущности, эти понятия отличаются друг от друга. Собственно чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Чувства в отличии от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. Дальше понятие «чувства» и «эмоции» будем рассматривать По-отдельности.» (10).

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Эмоции могут вызываться реальными и воображаемыми ситуациями.. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, но могут слабо проявляться во внешнем поведении. Они, сопровождая то или иное действие в поведении, даже не всегда осознаются, хотя любое действие связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.

Все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять Эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует « генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ» (9)

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Ч.Дарвин утверждал: «Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей».

2. А необходимо ли развивать, воспитывать эмоции и чувства в наши дни? Актуальна ли эта тема в наше время? Познакомившись со статьями в научных журналах, видно, что это очень злободневная тема наших дней.

«внимание исследователей к эмоциональному интеллекту (ЭИ) – совокупности ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой – обусловлено тем, что он является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимитизирует межличностные взаимодействия. Высокий ЭИ способствует теплым отношениям родителей к детям и эмоционально благополучным семейным отношениям. В то же время ЭИ отрицательно коллерируют с проблемами в поведении, такими как агрессивные проявления, жестокость, хулиганство и употребление наркотиков, курение, антисоциальное поведение.

Развитие ЭИ является важным фактором адаптации в социальном окружении. Согласно результатам эмпирического исследования О.И.Власовой, «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, способствуют улучшению социально-психологического климата общности.

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существуют два отличных друг от друга мнения, Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания – вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

Их оппоненты (в частности, Д. Гоулдман) считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является то факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Последней точки зрения придерживаются и Т.П.Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития ЭИ путем специально организованного обучения и воспитания.В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек – развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой. Можно предположить, что обучение в

школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, как мы убедимся в дальнейшем, способствует повышению ЭИ.

Сторонники развития ЭИ утверждают, что в школе необходимо проводить специальное обучение, направленное на развитие эмоциональной компетентности. Подобное «эмоциональное образование» может осуществляться как через прямое обучение, так и через создание определенного психологического климата, вовлечения учеников, учителей и родителей в совместную деятельность. Как показал анализ имеющихся результатов, работа по подобным программам оказывает благотворное действие на психическое здоровье, способствует снижению употребления алкоголя и курения, проявлений антисоциального поведения. Однако строгих замеров их эффективности не проводилось. Отмечается, что предстоит проделать значительную работу по разработке научной основы для методов развития и предъявления тестов ЭИ до и после проведения программ в целях оценки их эффективности.

Очевидно, что разработка научной основы для развития ЭИ должна опираться на знание предпосылок. Цель данного исследования – рассмотреть биологические и социальные предпосылки ЭИ.

К биологическим предпосылкам можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.

Уровень ЭИ родителей. Генетический компонентЭИ связан в первую очередь с полом. В исследованиях Д.Д.Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. Н а основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец-сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди