01.10.2019

Рассказы о хвастовстве для детей. Беседа о хвастовстве. Вопросы по сказке «Хвастливый комар»


Хвастливых в нашей жизни хватает. Зачем человек хвастает? Чтобы доказать своё превосходство. Иной все уши прожужжит: «Я такой хороший, причём давно, ещё со времён царя Гороха…» А вот вам сказка на тему «хвастовство».

Сказка «Хвастливый комар»
(к пословице «Хвастовство само себя наказывает»)
Автор сказки: Ирис Ревю

Жил-был хвастливый Комар. Хвалился он в лесу всякому:

— Я никого не боюсь, мне не страшны никакие преграды, я преодолею любое препятствие. Я юркий, увёртливый, проворный. Кто меня может напугать? Да никто! Улечу от любого. Что меня может устрашить? Да ничто, проберусь сквозь любую преграду.

Звери и птицы слушали его, кто-то в душе соглашался с ним, кто-то нет.

Но вот однажды главный синоптик леса Зяблик предупредил, что приближается сильный шторм, и всем лесным жителям необходимо заранее побеспокоиться о своей безопасности. Зяблик летал над лесом и издавал предупредительный звук: «Тинг-тинг-тинг».

Кто-то спрятался в свою нору, кто-то залез в камыши. Насекомые забрались под кору близлежащих деревьев. И только Комар игнорировал предупреждение и продолжал самохвальничать:

— Что такое шторм? Это просто сильный ветер. А я ветра не боюсь. Мы с ним наперегонки гоняемся.

Не успел хвастливый Комар закончить последние слова, как мощная волна подхватила его и понесла к лесной реке.

— Ай, ай-яй, — закричал Комар, — спасите, помогите!

Но спасать было некому. Все сидели в укромных местах. Наконец Комар ударился о дерево и полетел вниз. Сколько он пролежал на земле, никто не знает. Но на утро голоса хвастливого Комара слышно не было.

— Пропал наш Комар, вот к чему приводит хвастовство, — рассуждали лесные жители.

— Хвастовство само себя наказывает, — заметила мудрая Сова.

А Комар, получивший сильные ушибы, молча сидел под деревом. Хвастать больше не хотелось. Да и вряд ли когда захочется…

Вопросы по сказке «Хвастливый комар»

Какие хвастливые слова говорил Комар?

Кто предупредил Комара о предстоящей опасности?

Почему Комар не прислушался к предупредительным словам?

В какую сложную ситуацию попал Комар?

Удалось ли кому-то помочь Комару?

Чем закончилась история с Комаром?

Дорогие дети! Сегодня речь пойдет о хвастовстве, или, как еще называют это плохую наклонность — заносчивость. Наверняка многие из вас уже испытывали на себе это, не совсем хорошее состояние. Например, когда вам родители подарили очень красивую куклу или машинку. И эта игрушка была намного лучше, чем у ваших сверстников по детскому садику или школе. Тогда вы начинали ей хвастатья и чувствовать свое превосходство над другими ребятами. Вот это состояние и есть – самая настоящая заносчивость, которая ни к чему хорошему не приводит!

А чтобы вы еще лучше и нагляднее поняли эту дурную наклонность, давайте прочтем один интересный и поучительный рассказик 🙂

Наследство

«Родители Лизы были люди бедные, но честные и трудолюбивые. Сама Лиза была очень добренькая и ласковая девочка, и все дети в соседстве любили ее за вежливое и милое ее обращение. Всякий охотно играл с нею, несмотря на то, что она была беднее всех и не имела, таких хорошеньких платьиц, как Наташа, Настя и прочие подруги. Они же смотрели не на платье, но на сердце, которое, конечно, стоит больше какой-нибудь шелковой или бархатной тряпки.

Вдруг с Лизой произошла перемена. Родители ее получили большое наследство и разбогатели. Лиза вообразила, что она важнее своих подруг, и сделалась в высшей степени спесивой. От прежней услужливости и любезности у неё не осталось и следов.

Наташа, Настя и прочие подруги ее сначала удивились, а потом стали над нею смеяться, но наконец Настя сказала ей:» “Послушай, Лизочка, ты глупенькая девочка. Если ты не переменишь своего обращения, то останешься одна: мы с тобой играть не будем. Опомнись!”

При этих словах Лиза поморщилась, отвернулась от подруг и сказала: “Теперь я богата - подруги найдутся”. Она, однако же, ошиблась: дети оставили ее, Лиза, покинутая подругами, вскоре сильно соскучилась. Она только теперь увидала, как неприятно быть одной. Сидя у окна, Лиза плакала, поглядывая на веселые игры своих прежних подруг. Наконец мать ее заметила эту перемену и спросила ее: “Почему ты не играешь со своими подругами?”

Сначала Лизе стыдно было сказать причину, но по настоянию матери она созналась в своей глупой выходке, равно как в том, что уже давно раскаивается в своей заносчивости.

“Ступай сейчас же к своим подругам, извинись перед ними, - сказала мать. - И помни, что не богатство, но ласковое и сердечное обращение делает человека любимым. Какое другим дело до того, богата ты или нет? Разве они пользуются твоим богатством? Оставь навсегда глупую спесь и не допускай, чтобы зло укоренилось в твоем сердце”.

Лиза тотчас же последовала совету матери, побежала к подругам, ласково попросила у них извинения за свое надменное обращение с ними и снова была с радостью принята в кружок веселых детей. Это, впрочем, весьма хорошо на нее подействовало: с тех пор она никогда не хвасталась богатством отца».

И вам, дорогие ребята, мы того же желаем! Никогда не хвастаться своими красивыми игрушками и не заноситься перед друзьями-сверстниками.

В одном дворе жил котенок, которому очень нравилось пугать птиц. Только присядут на землю голуби и воробьи, чтобы поклевать хлебные крошки, а котенок – тут как тут! Подбегает к ним. Птицы, конечно, пугаются и разлетаются кто куда. А котенок доволен. Говорит: «Посмотрите, какой я грозный! Все меня боятся!». За это его во дворе прозвали котенком-хвастунишкой.

Правда, этот котенок не был злым и не собирался обижать птиц. Просто ему очень хотелось, чтобы все вокруг считали его взрослым и сильным.

Но все равно голуби и воробьи побаивались этого котенка-хвастунишку. Мало ли, что он надумает? Может случайно лапой их задеть. Поэтому они старались побыстрее поклевать крошки, пока котенок их не заметил.

Однажды котенок как всегда притаился у забора и подкарауливал птиц. Как только несколько голубей опустилось на землю, он пулей бросился в их сторону и замяукал свои любимые слова: «Испугались, да? Это я - самый сильный кот во дворе!». Вдруг откуда ни возьмись рядом с котенком появилась собака. Это была длинная рыжая такса, еще не взрослая, но уже и не маленькая. Как залаяла такса на котенка! Котенок от страха залез на дерево - так высоко, как только смог. А голуби на заборе сидят и усмехаются: «Что ж ты, котенок-хвастунишка, сбежал от таксы? Почему не сказал ей, что ты тут самый сильный?».

Сидит котенок на дереве и трясется от страха. Конечно, это перед птицами легко хвастаться. Ведь они не могут дать сдачи. А собака вон какая зубастая!

А такса говорит котенку снизу: «Эй, котенок, ты что, испугался? Я же просто поздороваться пришла. Я тут новенькая, теперь буду жить у Саши из пятой квартиры. Извини, не хотела тебя напугать».

«Нет, я не боюсь тебя», - ответил котенок дрожащим от страха голосом. Но с дерева пока не решался спуститься. Тогда он подумал, что, наверно, птицам тоже было неприятно, когда он их пугал.

«Давай, спускайся уже - будем знакомиться», - говорит такса. «Может, подружимся с тобой. Я вижу, что ты от безделья птиц гоняешь».

Котенок растерялся. Раньше у него никогда не было друзей. Хоть и с опаской, но он спустился с дерева. В тот день котенок подружился с собакой таксой. С тех пор они часто играли вместе, а котенок перестал пугать птиц. Во-первых, теперь у него не было на это времени. Во-вторых, он понял: глупо хвастаться тем, что его боятся беспомощные птицы. Теперь он старался показать свои лучшие черты характера - доброту, смелость, сообразительность, и у него появилось много новых друзей.

Хвастай-хвастай, да меру знай. А вот Яков Хвасталкин об этом забыл…

«Про Якова Хвасталкина»
Автор сказки: Ирис Ревю

Жил-был на свете здоровый и весёлый человек. Звали его Яков Хвасталкин.

— Я никогда не болею, я не знаю, что такое «хворь». У меня всегда замечательное настроение, и я никогда не буду болеть, — хвастал Яков.

— Все говорят: «Берегите здоровье»! А что его беречь-то? Просто болеть не надо, вот и всё, — твердил на каждом шагу Хвасталкин.

Но однажды случилась такая история. Попала соринка в глаз Якову Хвасталкину. И никак не выходит. Мешает в глазу. Аж глаз красным стал. Да и слеза бежит всё время.

Пошёл Хвасталкин к доктору. Промыл доктор глаз, дал нужные таблетки, и мазь прописал. Не быстро выздоровление у Якова наступило.

И Хвасталкин с тех пор потише стал. На каждом шагу о здоровье своём не трубит. Не хвастается. Здоровье что? О нём не хвастать, а заботиться надо, поддерживать его.

Вопросы к сказке «Про Якова Хвасталкина»

Чем любил похвастаться Яков Хвасталкин?

Почему люди хвастаются?

Стоит ли хвастаться своим здоровьем?

Часто ли ты хвастаешься?

Как ты понимаешь, что такое «хвастовство»?

Дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво;

Учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведению;

Упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-;

Развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям;

Учить пословицы, учить понимать их значение;

Закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, варежкин театр «Заяц-Хваста» (см. в Приложении).

Предварительная работа

1. Дидактическая игра «Оцени поступок».

2. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц-Хваста».

Ход занятия:

1. Игровой момент

Дети сидят полукругом на ковре. Заходит Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, хочу посмотреть, что вы умеете делать, узнать, что вы знаете. Л нот я умею все-все делать. И все-все знаю. Хотите, я сейчас сто раз присяду?

Дети: Хотим.

Петрушка приседает десять раз. У него болит спина.

Петрушка: Ладно, потом доприседаю. А хотите, я перепрыгну через эту планку?

Дети идут в игровой уголок, там заранее приготовлено препятствие. Петрушка прыгает и сбивает планку.

Петрушка: Ай, ладно. Это я не с той ноги прыгнул. А я знаю, как называется ваш детский сад: «Золотой колокольчик».

Дети: Нет, «Золотой ключик».

Петрушка: А группа ваша называется «Заинька».

Дети: Нет, «Красная Шапочка»!

Петрушка: Ну, это я что-то перепутал с названиями.

Воспитатель: Ребята, хорошо ли поступает Петрушка? Что он делает? Как его можно назвать? Правильно - хвастунишка. Петрушка, а хвастаться некрасиво. Если бы ты все, что говорил, сделал, мы бы тебя похвалили. А так мы тебя постыдим.

Дети говорят, что хвастаться некрасиво.

2. Дидактическая игра «Придумай слово»

Воспитатель: Теперь я предлагаю всем поиграть. Послушайте слова, которые я произнесу: книжище, днище, чемоданище, альбомище, столище. О каких по величине предметах идет речь? Покажите. Нарисуйте глазами маленький круг, а потом большой, огромный. Ребята, а вы сможете назвать такие слова? (Да). Сможете, или вы просто хвастаетесь? Назовите другие слова, похожие на эти (за правильный ответ дается фишка). Молодцы, вы все правильно придумали. Значит, вы не хвастались.

3. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка

Раз, два, три, четыре, пять –

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!»

Повторяется 2-3 раза .

4. Рассказывание сказки «Заяц-Хваста»

Петрушка: А хотите, я вам сказку расскажу и покажу. Воспитатель: А ты, Петрушка, сможешь или опять хвастаешься? Петрушка: Нет, нет, нет. Слушайте и смотрите.

Рассказывание и показ сказки «Заяц-Хваста» с использованием варежкина театра.

5. Краткая беседа по содержанию

Воспитатель: Как рассказывает о себе заяц? Ответы детей.

Воспитатель: У меня не усы, а усищи, на лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Воспитатель читает цитату, дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ-.

Воспитатель: Должно быть, в сказке речь идет и зайце-великане?

Ответы детей.

Воспитатель: Так хорошо ли хвастаться? Почему это плохо? Ответы детей.

Воспитатель помогает детям: Потому что это некрасиво. В конце концов, тебе никто не будет верить. И дружить с таким хвастунишкой никто не захочет. Если хвастаться, то и делать нужно все, о чем говоришь, т.е. отвечать зa свои слова. Если сказал, что сто раз присядешь, то надо присесть его раз. Понял, Петрушка?

Петрушка: Да.

Воспитатель: Наш герой зайчик, в конце концов, перестал хвастаться И стал храбрым. Кто из вас помнит, как ворона отблагодарила зайца? («Вот ты и молодец. Не хвастунишка, а храбрец»). Давайте повторим (дети повторяют). И запомним правило: не хвастайся даже красивым поступком. Давайте выучим об этом пословицу «Хорошее дело само за себя говорит». Ребята, а как вы понимаете значение этой пословицы?

Ответы детей.

6. Работа в тетрадях «Нарисуй то, что умеешь»

Разминка для рук: счет пальчиков до 5 и обратно. Самостоятельная работа детей. Итог занятия.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди