28.06.2020

Распорядок дня дошкольника с особенностями в поведении. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка. Прогулки, активные игры


С самого раннего детства ребенок задает свой собственный ритм жизни и распорядок дня. По мере взросления ребенка меняется и его распорядок дня. Он меняется по мере взросления. Понятное дело, в домашних условиях много вольностей, и не всегда выполняются рекомендации специалистов по развитию детей не всегда выполняются в совокупности! Давайте разберемся, где и почему соблюдение режима дня так важно для умственного и физического здоровья ребенка для чего четко соблюдают режим дня!

В детском саду, в отличие от условий дома, дела обстоят иначе. Задачи по воспитанию детей реализуются в рамках четко установленного распорядка дня, без вольностей, что касается жизни, здоровья и развития дошкольников с учетом реализуемых задач в рамках распорядка дня.

Примерный режим дня в дошкольном учреждении

Время Деятельность
7.00- 8.00 Прием детей.
8.00- 8.20 Утренняя гимнастика.
8.25- 8.55 Подготовка к завтраку. Завтрак
8.55- 10.00 Подготовка к занятиям. Организованная направленность: речевое и физическое развитие, художественно- эстетическое, познавательное, в том числе ФЭМП (формирование элементарных математических занятий). Социально- коммуникативное и музыкальное.
10.00- 10.15 Второй завтрак.
10.15- 10.45 Самостоятельные занятия.
10.45- 12.05 Подготовка к прогулке. Прогулка.
12.15- 12.55 Подготовка к обеду. Прием пищи.
13.00-15.00 Дневной сон.
15.00- 15.15 Постепенный подъем. Гимнастика после сна.
15.20-15.55 Полдник.
16.00-17.00 Самостоятельная деятельность детей и взрослых. Подготовка к вечерней прогулке.
17.00- 18.00 Вечерняя прогулка.
18.00- 19.00 Ужин. Самостоятельная деятельность. Уход домой.

Не задумывались, почему так выстроен день дошколят? Почему в первой половине проходят обучающие занятия, предусмотренные программой, по которой ребенок развивается? Для чего такой интервал времени между приемами пищи?

Ученые в области развития детства пронаблюдали и выявили, что именно при таком промежутке времени пища лучше усваивается в детском организме, отдавая больше полезных веществ. Это благоприятно отражается как на пищеварении, не перегружая желудок перекусами, так и на развитии мозговой активности ребенка.

В часовом промежутке с 9.00 до 12.00 «бодрое» время усваивания информации. В первой половине дня мозг у детишек не дремлет - работает, впитывает в себя новые знания. При не регулярной интеллектуальной нагрузке нервная система и психологическое состояние пребывают в расслабленном состоянии, что приводит к низкой успеваемости, пассивному физическому развитию, а это следствие снижения работы организма, в том числе, против вирусных заболеваний. Дети, четко соблюдающие распорядок дня, организованные, самостоятельные, любознательные и интеллектуально развиты.

В объединении режим дня + умственные нагрузки + физическая направленность = укрепление нервной системы, иммунитета, общее развитие.

Если ребенок часто остается дома или не посещает детский сад, рекомендовано тщательно подходить к его всестороннему развитию. Необходимо делить день на энергичные и пассивные части согласно возрастным и психологическим особенностям.

  • Раньше просыпаться (рекомендованное время пробуждения у детей дошкольного возраста 7.30);
  • Рацион сбалансировать (прием пищи по часам, полностью исключить перекусы сладким, мучным);
  • Прогулки организовать в одно и то же время (не менее 1,5 часа, в зависимости от погодных условий);
  • Интеллектуальные нагрузки давать преимущественно в первой половине дня;
  • Не забывать про дневной сон, который должен длиться 1,5 - 2 часа в день. Полноценный дневной, как и ночной сон, важен в развитии дошкольников, в это время происходит разгрузка нервной системы, а также усвоение полученной за день информации. При этом не укладывайте спать ребенка после 15.00 - иначе поздно уснет ночью (6 часов хватает для игры и подготовки к полноценному отдыху).

Планируйте провести день с пользой! «Лень - матушка не дремлет!»

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Сон ребенка дошкольного возраста

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.

Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон.

Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.

Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы.

Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим дня. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна - пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).

Во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°).

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5-10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

С каждым годом в режиме дня все большее время вы будете отводить специальным занятиям с ребенком, так что с детьми шести лет проводятся ежедневно два, иногда и три занятия длительностью от 25 до 35 минут каждое.

При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола (окно или лампа должны быть расположены с левой стороны), соответствие размеров стола и стула росту ребенка. Рассматриваемый детьми небольшой по размеру предмет (книга, картинки) должен быть удален не менее чем на 30 см от глаз ребенка.

Прогулки

О прогулках стоит сказать особо.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, - важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять.

Вопрос о погоде (температуре воздуха, его влажности, силе ветра), при которой ребенок с пользой для себя может зимой гулять, не является окончательно решенным. Во многом его решение зависит от природных условий, в которых ребенок живет. Например, на севере нашей страны, где зима и длительна, и сурова, дети старшего дошкольного возраста
гуляют при морозе 30-35 .

В детских садах Норильска, в которых воспитываются дети, приехавшие не только из средней полосы, но и из южных районов СНГ, дети старшего дошкольного возраста выходят на прогулку, если нет ветра, и при минус 40. Естественно, в сильные морозы дети гуляют меньше, чем в другие дни. Перед прогулкой лицо ребенка смазывают вазелином. Если он озяб, ему предлагают зайти на короткое время (минут на пять) в помещение и погреться. Но даже 15-20-минутные прогулки при очень низкой температуре воздуха дают хорошую эмоциональную и физическую зарядку.

В холод ное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Натягивая на ребенка «сто одежек», родители руководствуются добрыми побуждениями: «Иначе простынет, заболеет». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные.

Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

». Консультация для родителей

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Для 3- х летних - 12 часов 50 минут;

Для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

www.maam.ru

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

Сон ребенка дошкольного возраста

Сну должна предшествовать определенная подготовка . Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  • завтрак – 30 минут;
  • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  • прогулка – 2 часа;
  • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  • обед – 30 минут;
  • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
  • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  • прогулка – 1 час 20 минут;
  • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  • ужин – 30 минут;
  • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  • сон – не менее 12 часов.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

Подробней www.medmoon.ru

Режим дня дошкольников

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ РЕЖИМ!

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания , которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Возраст до 1 года

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

Элементы режима

новостигороскопы 2016сонникгаданияименатестыпсихологияздоровьекрасотадомлюбовьденьгидосугопрос

ЛЕЧЕБНИК

Болезни: симптомы и лечение || Медицинская энциклопедия AstroMeridian.ru » ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ (вакцинация, питание) » Физиотерапия, режим дня и гигиена » Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин.

Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе , поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

Правильный режим дня детей дошкольного возраста

В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной) , пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.

Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.

В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин.

При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Особое место занимает режим дня школьников. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

Почему правильный режим дня важен для развития ребенка

Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

1) правильной организацией урока;

2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

3) регламентацией продолжительности уроков и перемен;

4) рациональным построением занятий;

5) использованием каникул;

6) организацией рационального питания в течение учебного дня.

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1–3-й класс – 24 ч; 4-й класс – 27 ч; 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года. Заболеваемость и профилактика

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Режим дня детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы) .

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность и закаливание детей

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии) , так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач: после перенесенных инфекционных заболеваний, при возникших признаках асимметрии тела и др.

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают: постепенность увеличения закаливающих нагрузок; последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием; регулярность и систематичность; комплексность (сочетание различных природных факторов) ; учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах) . Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Подробней на сайте www.AstroMeridian.ru

Режим дня детей дошкольного возраста | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени.

Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет .

7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

Мы проснулись, потянулись,

Подробней на сайте nashidetci.ru

Режим дня детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие, Здоровье

Огромное значение для ребёнка, особенно для его физического и эмоционального развития, имеет распорядок дня. Одно и то же, ежедневное время для еды, сна, прогулок, занятий и игр - это отличная составляющая для правильного воспитания детей.

Распорядок дня - это правильное распределение периодов бодрствования и сна, приёмов пищи, различных оздоровительных процедур, занятий и какой-либо деятельности детей. Строгое выполнение даёт такие положительные качества, как бодрость, жизнерадостность, хорошее настроение и т.д. Запаздывание сна, прогулок, еды и игр достаточно плохо сказывается на состоянии ребёнка, а особенно на нервной системе.

В первые 3 года, распорядок дня у ребёнка меняется несколько раз. Он обязан подчиняться основным критериям воспитания детей дошкольного возраста, способствовать правильному развитию и росту, развитию двигательных способностей, укреплению здоровья, а также становлению речевых возможностей.

Режим дня детей дошкольного возраста -Работоспособность и бодрствование

Режим дня для детей дошкольного возраста также строится, учитывая особенности нервной системы, которая всё ещё уязвима и неустойчива.

Отличная работоспособность в течение всего дня гарантируется различными видами деятельности, а так же их правильными чередованиями.

Все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, имеют свои биологические ритмы, они подчиняются единственному суточному ритму, это смена дня и ночи. Работоспособность ребёнка дошкольного возраста, в течение суток разная. Она отмечается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов, а период, когда ребёнок менее активен, приходится на 14 – 16 часов. Поэтому занятия, которые больше всего утомляют ребёнка, должны приходиться на первую половину дня.

Работоспособность отличается и в течение всей недели. В понедельник она мала, так как после двух выходных, ребёнок адаптируется к режиму детского сада, а, как правило, в домашних условиях никакие режимы не соблюдаются.

Самые лучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а в четверг уже уменьшается. В пятницу достигает минимальных показателей. К концу недели все дети, чаще всего, становятся замученными и уставшими.

Количество отрезков бодрствования у детей дошкольного возраста достигает 5-6 часов, именно поэтому необходимо чередовать сон и бодрствование.

Ребёнок, который с самого раннего детства привык к соблюдению режима, в течение всей последующей жизни, его охотно выполняет. Ему практически никогда не приходит в голову, отказаться идти спать, когда наступает нужное для сна время.

Если малыш лёг в 9 часов и в течение получаса уснул, то утром, его не нужно будить, он проснётся сам достаточно бодрым и весёлым. В обеденное время, родители не тратят много времени для того, чтобы уговорить ребёнка сесть за стол. Всё начинается и заканчивается вполне спокойно и без истерик.

Режим дневного и ночного сна для детей дошкольного возраста

В течение 4 лет, режим меняется не так значительно. Немного уменьшается режим дневного сна. Но, ни в коем случае нельзя забывать о том, что ребёнок в дошкольном возрасте во сне нуждается намного больше, чем взрослый человек.

До 5 лет в сутки нужно спать от 12-12, 5 часов, 5-6 лет – от 11,5-12 часов. 10-11 часов ночью и 1,5-2 часа – днём.

Ночной сон – с 9 вечера до 7 утра или с 9,30 вечера и до 7,30 утра. Днём режим сна детей дошкольного возраста начинается в 13 или 13,30. Ребёнок не должен просыпаться позже 15,30. Шесть часов у ребёнка остаётся на то, чтобы поиграть и побаловаться вдоволь, а после этого почувствовать потребность в отдыхе.

Прежде всего, выполнение режима должно войти в привычку. Ребёнку, обычно, очень хочется каким-то образом закончить то, что он начал (это может только радовать) . Именно, поэтому необходимо заранее, за 10-15 минут, предупредить ребёнка о том, что через некоторое время он должен идти спать. А когда нужное время наступит, необходимо твёрдо настаивать на том, чтобы малыш не мешкал.

Читайте так же:

Режим дня для детей

16.30-18.30 – прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой 18.30-19.30 - дома, прогулка с детьми. 19.30-20.30 - возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры. 20.30-6.30 - ночной сон.

Питание

Нужно давать детямпорцииеды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание,переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянноенедосыпаниеотрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Примерный режим дня

6.30 - 7.00 - дома: подъем, утренний туалет. 7.00 - 8.00 - в дошкольном учреждении: прием детей, самостоятельная деятельность. 8.00 - 8.50 –зарядка, подготовка к завтраку, завтрак 8.50 - 9.00 - самостоятельная деятельность 9.00 - 9.15 - 10.00 – образовательная деятельность 10.00 - подготовка к прогулке 12.00-12.30 - возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 12.00-13.00 - обед 12.30-13.00 - спокойные игры, подготовка ко сну. 13.00-15.00 - дневной сон. 15.00-15.15 - постепенный подъем, зарядка, самостоятельная деятельность. 15.15-15.25 – полдник.

Режим дня дошкольника - WomanWiki - женская энциклопедия

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано) . Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют.

Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» - второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5-7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности.

Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения.

Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними.

Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

Режим дня детей дошкольного возраста

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы»
(Т.Карлейль)

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей в соответствии с их возрастом. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду.

В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает к аккуратности, точности, порядку. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует выработке полезных привычек, прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить в определенное время. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Режим повышает эффективность всех биологических процессов, происходящих в организме, формирует биоритмы. При этом организм практически не подвергается стрессу, поскольку с ним не происходит ничего незапланированного.

Соблюдение режима дня приучает к организованности, к дисциплине. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, настроение.

У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, комплексом гигиенических мероприятий, с обязательным дневным сном и т.д.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная - в 14.00–16.00.Поэтому ОУД, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой.

Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели ОУД, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Поэтому, я считаю, что необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребенок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть.

Компоненты режима дня

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), ОУД, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Утренняя гимнастика. День ребенка должен начинаться с утренней гимнастики. Обычный комплекс утренней зарядки включает ходьбу, дыхательные упражнения, повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.

О.УД.

ОУД, вызывающая выраженное утомление детей, планируется в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет - ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

Правильная организация ОУД с детьми дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление. Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Если кормить ребенка в одно и то же время, то организм уже будет знать, когда поступит еда, и будет к этому времени готовиться: усиливать секрецию слюны, желудочного сока, ферментов.

Таким образом, переваривание пищи будет осуществляться эффективнее, а полезные вещества – лучше усваиваться. И малышу удастся избежать многих проблем с пищеварением.

Основное требование к организации питания – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Помощник воспитателя тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Дети, посещающие детский сад, получают в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Прогулка. Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении. В режиме дня обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе.Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Привыкая засыпать и вставать в одно и то же время, ребенок намного повышает качество своего сна. Как правило, дети, у которых есть режим, засыпают быстрее, ночью не просыпаются, а весь день чувствуют себя бодрыми и активными.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Детям необходимо выделять специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей: рисованием, вырезанием, лепкой, конструированием, счетом, СРИ и т.д.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Режим оказывается полезным еще и с психологической точки зрения. Дети являются консерваторами, им не слишком нравятся нововведения. Если у ребенка есть режим, он чувствует себя уверенно и защищенно. Он знает, что он будет делать в течение ближайшего времени, и это его успокаивает. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности. Поэтому, приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.

Если режим составлен правильно, то ребенок активен в отведенные периоды для бодрствования, у него отличный аппетит и кушать он просит «по расписанию», он находится в уравновешенном состоянии и легко засыпает, а просыпаясь снова весел и активен.

ирина савцова
Организация режим дня и его значение в воспитании детей

Организация режима дня , его значение в воспитании детей

1. Понятие и значение режима дня . Его особенности в разных возрастных группах

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня . Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И. П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка .

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье , обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма , определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие :

– пребывание на открытом воздухе (прогулки) ;

воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма . Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем) . Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста : зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет , а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы) .

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8 :00 до 12 :00 часов и вечерний – с 16 :00 до 18 :00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю, в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю, в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима , составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей , чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов .

Важно вносить сезонные изменения в режим дня . В программе предложены режимы как для холодного , так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе , так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т. д. – также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание : проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим , с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т. п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей .

Планируя работу, воспитатель предусматривает , чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др., сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т. п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей , большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду » . Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные процессы 1 млад

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.35 7.00–8.35

Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.35–9.00 8.35–8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход 8.30–8.50 8.55–9.15 8.55–9.20 9.00–9.15 8.55–9.05

Занятие (на участке) 8.50–9.00 9.15–9.30 9.20–9.40 9.15–9.45 9.05–9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры 9.15–11.30 9.30–11.15 9.40–11.35 9.45–12.15 9.35–12.10

Возращение с прогулки, водные процедуры, игры 11.30–11.50 11.15–11.40 11.35–12.00 12.15–12.30 12.10–12.30

Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 11.40–12.20 12.00–12.35 12.30–13.00 12.30–13.00

Подготовка ко сну, сон 12.30–15.10 12.20–15.10 12.35–15.10 13.00–15.00 13.00–15.00

Подъем, полдник 15.15–15.35 15.10–15.30 15.10–15.30 15.00–15.25 15.00–15.25

Подготовка к прогулке, игры 15.35–15.50 15.30–15.50 15.30–16.00 15.25–16.10 15.25–16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой 16 .40–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные процессы 1 млад . гр. 2 млад. гр. средняя гр. старшая гр. подгот. гр.

Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.30 7.00–8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.30–8.55 8.30–8.50

Подготовка к занятиям 8.20–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.50–9.00

Занятия 8.40–9.15 9.00–9.35 9.00–9.50 9.00–10.50 9.00–11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка 9.15–11.30 9.35–11.35 9.50–11.50 10.50–12.25 11.05–12.35

Возращение с прогулки, игры 11.30–12.10 11.35–12.00 11.50–12.15 12.25–12.40 12.35–12.45

Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 12.00–12.40 12.15–12.50 12.40–13.10 12.45–13.15

Подготовка ко сну, сон 12.30–15.00 12.40–15.00 12.50–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00

Подъем, полдник 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия 15.15–15.40 15.15–15.50 15.15–16.00 15.15–16.10 15.15–16.20

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16 .20–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим , учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста .

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования . Следует соблюдать определенную последовательность их чередования : сон, кормление, бодрствование.

Организация режима дня в условиях домашнего воспитания

Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет .

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность : выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия . В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия . К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей .

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя .

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя . Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Примерный режим дня для детей , не посещающих детский сад (по В. Е. Васильевой и А. Ф. Каптелину)

1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00

2 Завтрак 8.40

3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00

4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10

5 Обед 12.30–13.20

6 Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30

7 Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику 15 -16.00

8 Полдник 16.00

9 Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30

10 Ужин 18.30

11 Свободное время, спокойные игры 19 -20.00

12 Ночной сон

Режим в выходные и праздничные дни

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин ., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно , без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина , чувство времени, умение экономить его.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного » ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом , а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим , к которому он привык, на который настроился в детском саду : вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме , разлаживает функции всех его органов и систем , неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения , а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность . В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня . Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим . Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать) . Поэтому следует заранее, минут за 10–15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли) .

Напомним : во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°) .

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно : у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5–10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Прогулки.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем , что неправильно одевают их, слишком кутают. громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб» , кататься на санках с горки, ребенок не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду , к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов . Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоническое физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их . Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма .

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно : вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т. д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде.

Таким образом, необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки , ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди