14.06.2019

Расписание дня для школьника. Послеобеденный сон или отдых. 30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну


Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.








Почему так важен режим дня?

Это та самая база, которая позволяет ребенку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Четкий распорядок дисциплинирует, помогает легче привыкнуть к новым условиям и избежать нервных перегрузок.

Как правило, семилетний ребенок пока не может самостоятельно управлять своим временем, но приучать его можно уже сейчас: совсем скоро этот навык ему пригодится. Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что, хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Понятие «режим дня» включает в себя:

    полноценный сон;

    чередование нагрузок и отдыха;

    рациональное питание;

    двигательная активность;

    время на соблюдение личной гигиены;

    психоэмоциональный комфорт

Сколько должен спать первоклассник?

Начинаем со сна, потому что сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность ребенка. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать не менее 10 часов. Как показывает опыт, первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее и легче.

Идеальное время отбоя – 21.00, время подъема – около 7.00.

Как подготовиться к вечернему сну?

    Приложите все усилия, чтобы за час до сна у ребенка не оставалось никаких срочных дел, уроков, обязанностей. Все это возбудит его перед сном и не даст расслабиться, спокойно соблюсти все ритуалы отхождения ко сну.

    Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры или подолгу смотреть в компьютер.

    Примерно за час до сна сходите с ребенком на короткую прогулку или просто хорошо проветрите комнату, где ребенок будет спать.

    Перед сном ребенку хорошо принять теплый душ, выпить стакан молока (можно с печеньем или с ложечкой меда). Можно почитать ребенку вслух, рассказать ему сказку.

    Отход ко сну должен быть очень спокойным: не заводите перед сном разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, не напоминайте о неудачах и ошибках ребенка. Все это должно остаться в уходящем дне и не потревожить его сна.

Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Только не думайте, что он не устал - на самом деле это просто перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.

Надо ли первокласснику спать днем? Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых показан каждому ребенку. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может лечь и заснуть – и лучше дать ему такую возможность, иначе он «выдохнется» к вечеру.

Питание и рацион

Это грустно, но первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным и регулярным, лучше всего – пятиразовым.

Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.

    Не отправляйте ребенка в школу без завтрака . Можно дать ребенку творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу: дайте ему чай с молоком, какао, фрукты – то-что удастся съесть без проблем.

    Не отказывайтесь от горячего питания в школе : первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он имеет полное право проголодаться.

    Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке , под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

    Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, помните, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп.

    Полдник - это время, когда можно дать ребенку продукты, богатые углеводами: оладьи, блинчики, злаки.

    Ужин должен быть сытным, но легким - не пытайтесь дать ребенку наесться вечером за весь день. Если вы рассчитываете, что ваш первоклассник должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна.

    Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Позаботьтесь о красивой сервировке, старайтесь садиться с ним за стол: есть в кругу семьи приятнее. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

    Обязательно включите в ежедневное меню свежие фрукты и овощи. На обед, к примеру, хорошо дать ребенку овощной салат, а на завтрак и полдник – целый свежий фрукт.

Интеллектуальные нагрузки

Как делать уроки. Основной расход интеллектуальной и нервной энергии у ребенка происходит в школе, во время уроков. Важно пронаблюдать, в каком состоянии ребенок возвращается домой. Здесь перед родителями стоит задача – честно, трезво соизмерять выраженность его «остаточной энергии» с внеклассной интеллектуальной нагрузкой, в том числе с объемом домашних заданий.

Оптимальное время для приготовления уроков – с 15 до 16 часов у малышей (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 часов у остальных школьников.

Письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у ребенка может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.

При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате.

После выполнения одного урока сделайте десятиминутный перерыв и затем приступайте к следующему предмету.

Почему нет никакого смысла учить уроки до ночи? Дело в том, что после 19.00 работоспособность первоклассника резко снижается. Все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове.

Для того, чтобы сделать все уроки за пару часов, примените игровые техники. Например, если малыш плохо понимает математику, разберите пример на его любимых игрушках. Вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, и текст ему дастся легко.

Дополнительные занятия для первоклассника

Стоит ли включать в режим первоклассника дополнительные нагрузки? Физиологи не рекомендуют сочетать начало учебы в школе и начало обучения в музыкальной, художественной школе. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы, или же со второго класса, когда ребенок освоится в школе. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, а в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что сил ребенка не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его. Дополнительных занятий должно быть не больше 1 часа в день. А в самом начале учебного года лучше совсем исключить занятия в кружках.

Сколько и каких кружков выбрать? Во-первых, давайте договоримся: кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям. Выбирая дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:

    Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. Лучше всего выбрать активный отдых – подойдет спортивная секция или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.

    Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Кружок рисования или шахматная секция подойдут слишком возбудимому школьнику.

    Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Его можно отдать в языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.

Пожалуйста, учтите: утомляемость или возбудимость – это не приговор и не диагноз. К таким проявлениям детской психики просто нужно приспособиться: выбирать оптимальное время для занятий, правильно мотивировать, не давить и не стараться «выжать» из ребенка все силы.

Физическая активность

Прогулки. Ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.

Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?

    В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.

    Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.

    Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.

Физическая активность. Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться, сделать зарядку, подтянуться на шведской стенке.

Первокласснику очень полезно в свободное время заниматься умеренным спортом, ходить в бассеин. Этим видам деятельности отдавайте предпочтение, если встает выбор между «сидячими» и «активными» занятиями.

Если выбирать между активной прогулкой и просмотром телепередачи, смело выбирайте прогулку. Это не значит, что ребенку нужно совсем запретить телевизор и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок занимался этими видами активности не более 30-40 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Как распознать, что ребенок переутомлен?

Переутомление - состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Обычно возникает на фоне утомления, продолжающегося долгое время. Оно может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств.

Каковы симптомы переутомления?

Субъективные:

    Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;

    Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;

    Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.

Объективные (их вы сможете выявить на приеме у врача):

    Повышение частоты сердечных сокращений;

    Понижение артериального давления;

    Шумы в сердце;

    Учащенная дыхательная активность;

    Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.

К какому врачу обратиться? Главным доктором наших детей является педиатр. Но подход к решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением может потребовать комплексной оценки состояния с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.

Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.

Придется ли лечить переутомление медикаментозно? Такая необходимость может возникнуть при декомпенсации состояния ребенка или других медицинских осложнений. Обратите внимание: даже если кому-то из ваших знакомых с похожими симптомами прописывали те или иные препараты, ни в коем случае не начинайте давать их ребенку самовольно.

Потребность в лекарственном лечении может определить только врач после проведения необходимых диагностических мероприятий. Часто оказывается, что можно обойтись лечебной физкультурой, физиотерапией, правильной диетой и коррекцией образа жизни ребенка.

Примерный распорядок дня первоклассника

7.00 – подъём.

7.30-8.00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.

Жизнь современного школьника легкой не назовешь. Помимо изучения объемной школьной программы многие ребята посещают кружки и секции, курсы иностранных языков, а кто-то вынужден заниматься с репетитором. Как же организовать распорядок дня школьника, чтоб у него оставалось время для отдыха и полноценного сна?

Для того чтоб без спешки успеть собраться в школу, ребенок должен просыпаться утром не позднее 7 часов. Давно признано, что после утреннего подъема детям полезно сделать зарядку, хотя бы десятиминутную. А оптимальное время для утренней зарядки – 20-25 минут. При подборе упражнений неплохо бы посоветоваться с врачом или учителем физкультуры, чтоб делать зарядку с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. После зарядки, если позволяет время, ребенку следует принять душ, ну а если до отправления в школу времени осталось немного, то можно ограничиться умыванием и другими гигиеническими процедурами.

Обязательно, просто обязательно, перед уходом в школу ребенок должен позавтракать. При этом нельзя ограничиться, к примеру, йогуртом. Завтрак школьника должен быть горячим и сытным, что позволит ученику хорошо себя чувствовать на первых школьных уроках. После третьего-четвертого урока в школе будет второй завтрак, от которого также не нужно отказываться.

Обедают школьники, как правило, дома после возвращения из школы. Обед должен приходиться примерно на 13 часов, максимум на 14 часов (для старших школьников). Неправильно поступают некоторые родители, заставляя детей садиться за выполнение домашнего задания сразу же после обеда. В таком случае ребята не успевают отдохнуть после учебных занятий в школе, и времени на выполнение домашней работы им потребуется больше, а качество снизится.

Оптимальным вариантом после обеда будет прогулка на свежем воздухе, или же помощь родителям по хозяйству (но тогда прогулка обязательно должна быть вечером). Далее у школьника есть время на посещение кружков и спортивных секций. Полдник должен приходиться примерно на 16 часов дня, и после него наступает самое оптимальное время для выполнения домашнего задания, поскольку с 16 до 18 часов в организме человека наступает период повышения работоспособности. На выполнение домашней работы младшие школьники, как правило, тратят не более полутора часов в день, а более старшие ребята – не более трех часов.

Режим дня ученика, занимающегося во вторую смену, будет отличаться от рассмотренного выше. После завтрака наступает время для выполнения домашнего задания, а после второго завтрака дети могут помочь родителям по хозяйству либо отправиться на занятия в секции и кружки.

После ужина у школьника наступает время для спокойных занятий, таких как, чтение книг, просмотр фильмов (но только не «ужастиков»!), рисование, а также для приема душа и других гигиенических процедур. Ложится спать школьникам младшего и среднего возраста нужно не позднее 21 часа, а старшим ребятам – не позднее 22 часов. И тогда утром следующего дня ребенок проснется в бодром настроении и с хорошим самочувствием.

Режим дня первоклассника для портфолио

Режим дня первоклассника для портфолио, шаблоны которого вы можете сказать в нашем разделе "

День школьника полон занятий, забот и волнений. Чтобы всё успеть и ничего не забыть, составьте ребёнку распорядок дня. Ведь режим - это отличный вариант упорядочить время и дела.

Режим дня - это чётко установленная и периодически повторяющаяся деятельность. Ребёнку режим дня необходим для полноценного развития. Когда есть установленные временные границы, трата энергии осуществляется более рационально. Силы экономятся и есть возможность свободного времени.

Распорядок дня школьника предусматривает режим сна, питания, учебной деятельности, физической активности и личной гигиены.
Организация режима дня ребёнка требует некоторых усилий и времени, поэтому ознакомить школьника с планом следует заранее. Достаточно 10 -15 дней для выработки определённых навыков.

Приучать ребёнка к распорядку нужно последовательно, обязательно учитывая возрастные особенности ребёнка. Степень утомляемости детей разного возраста существенно отличается. Поэтому режим дня для школьника 5 класса будет кардинально отличаться от распорядка третьеклассника. Состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные способности также учитываются. Нагрузка для детей, которые часто болеют должна быть умеренной. Если ребёнок посещает школу во второй половине дня, его распорядок будет построен исходя из этого.

Образец распорядка дня для школьника

Распорядок дня школьника, образец для которого представлен ниже, приблизительно следующий.

  • Подъём, утренняя зарядка, водные процедуры - достаточно получаса.
  • Завтрак - 20 минут.
  • Дорога в школу - 20 минут.
  • Пребывание в школе - в среднем составляет 6 часов.
  • Дорога из школы - 20 минут.
  • Обед - 20 минут.
  • Спокойный отдых, дневной сон - 2 часа.
  • Подвижный отдых, посещение кружков и секций - 3 часа.
  • Выполнение домашних заданий - в среднем 2 часа.
  • Ужин - 30 минут.
  • Вечерняя прогулка на улице - 1,5 часа.
  • Вечерние гигиенические процедуры - 30 минут.

Основные факторы, из которых складывается режим ребёнка, необходимо рассмотреть отдельно.

Сон

На цикл сна и бодрствования оказывает воздействие гормон мелатонин. Этот гормон вырабатывается глубокой ночью. Функции мелатонина обширны. Он оказывает профилактическое действие на простудные заболевания и онкологию, контролирует биоритмы, является мощным иммуномодулятором. Восстановление организма также заслуга этого гормона.

Питание

Питание школьника младших и средних классов должно осуществляться 5 раз.

В зависимости от возраста дети должны потреблять следующее количество калорий в сутки:

  • Школьники младших классов - от 2200 до 2400 килокалорий.
  • Школьники средних классов - от 2600 до 2800 килокалорий.

Физические нагрузки

Лучший отдых - это смена деятельности. Поэтому дети должны отвлекаться от умственного труда, переключаясь на физические упражнения и наоборот. Тем более, что уроки физической культуры составляют около 10% необходимой суточной двигательной нагрузки. Сочетание аэробной и координационной нагрузки - оптимальный вариант для растущего организма.

Плавание - вид спорта, который подходит для школьников разных возрастных групп. Благодаря плаванию осуществляется равномерное формирование осанки и увеличивается подвижность суставов.

Отдых

Выходной день школьника должен проходить с соблюдением установленного режима дня, потому что времени для перестройки расписания недостаточно. Можно незначительно сдвинуть время, чтобы у ребёнка была возможность выспаться, как следует.

Полезные привычки формируются не быстро, поэтому в корне менять планы не стоит. Исключением являются длительные летние каникулы. Это единственное время в году, когда можно позволить расслабиться не только ребёнку, но и родителям.

Распечатайте бланк и создайте распорядок дня для своего школьника

Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр. происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для . Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника .

Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа . Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7-8 часов дает необходимый организму отдых.

Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи .

Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

Режим - последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья . Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Выполнение домашних заданий

Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования. Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса - не более 1,5 часов, 3-4-х классов - не более 2 часов, 5-7-х классов - не более 2,5 часов и учащиеся 8-11-х классов - не более 3 часов. Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности , а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика. Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается». Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

Организация рабочего места

На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места , которое должно быть постоянным и удобным.

Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника .

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40-50 ватт.

Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки .

Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

Занимающиеся на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой. Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его и легких, укреплению улучшению нервной деятельности организма. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5-4 часов для младших и не менее 2-2,5 часов для учащихся старших классов.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе - 30 минут; после окончания занятий - 50 минут - 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий - 1- 1,5 часа и перед сном - 30 минут. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Правильное питание

Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание .

Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма .

Есть надо в определенные часы 4-5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

Ужинать следует не позднее чем за 1,5-2 часа до сна.

Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и др.

Отдых

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых . Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Наилучшим видом такого отдыха является сон . Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина . Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8-9 лет - 10-11 часов; 10-12 лет - 10 часов; 13-15 лет - 9 часов; 16 лет-8 - 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время ; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди