09.07.2019

Психологические причины конфликтов подростков с родителями. Конфликты ребенка-подростка и родителей


Кто не сталкивался с трудным подростковым возрастом? И вот уже маленький розовощекий малыш, который бросался к маме с папой со словами: "я вас люблю!", грубо отталкивает вас, когда вы просите его убрать за собой, сделать уроки или вымыть посуду. Между вами возникает стена непонимания, ворох взаимных обид и претензий. Психологические особенности подросткового возраста: почему возникают конфликты между подростками и родителями? Это актуальный для многих вопрос, ответ на который вы найдёте в нашей статье.

Причины возникновения сложностей в подростковом периоде

  1. Первая причина - необходимость в самоутверждении. Ребёнок взрослеет, развивается. Ему важно отстоять своё "я". Да даже трехлетнему малышу не хочется одевать куртку, которую выбрала ему мама. А что уж говорить о подрастающем человеке! Подросток желает общаться с теми, кого он выбрал, заниматься тем, к чему лежит душа, кушать, то, что нравится. И ему абсолютно все равно, что двадцать шоколадок в день - это вредно, а для того, чтобы сдать экзамены, следует упорно учиться. Желание самоутверждаться без учета здравого смысла и взрослой ответственности - вот главная почва для конфликта. Тягу ребёнка к самостоятельности следует принимать во внимание. Без собственных попыток самоутвердиться, без неизбежных ошибок невозможно стать развитым и успешным человеком. Родителю иногда нужно только сделать шаг назад, отпустив подростка в вольное плавание. Когда подростку понадобится ваша помощь, он обратиться к вам. Конечно, если вам удалось сохранить хорошие отношения, если вы не злоупотребляли властью, были добры и деликатны, мудры и ответственны.
  2. Родительское давление. Требования вместо компромисса - распространенная родительская тактика. Маме и папе кажется, что ребёнок должен уважать их и слушать только за то, что он у них родился. Но, увы, для подростка это недостаточно веская причина. Теперь авторитет следует завоевывать. Быть личностью, жить интересно, уважать себя и своего отпрыска - вот ключ к созданию и удержанию авторитета. Как бы ни было сложно, воспитывать надо себя, и только после - своего ребёнка. Если вы живете скучной жизнью, неудовлетворены и обижены на судьбу, ребёнок не будет следовать вашим советам.
  3. Третья причина, почему возникают конфликты между подростками и родителями, заключается в том, что последние не желают видеть в ребёнке отдельную личность. Вы знаете, что у любимого сына или дочери глаза в маму, а нос от папы, что он полностью ваш, ваша кровинка. И часто не считаете нужным замечать очевидные различия в поведении, характере. Подросток может быть медлительным и неторопливым, тогда как мама активная и энергичная. Но это не значит, что он будет менее успешным в жизни. Просто не следует отдавать девочку на балет, если об этом мечтала её мама, а мальчика на бокс, потому что парень должен уметь драться. Все это тоже хорошо, но важнее всего увидеть индивидуальность своего ребенка, понять его потребности и желания. Конечно, работа программиста высоко ценится. Однако не надо будущего музыканта переделывать в офисного работника. У каждого свой путь.
  4. Склонность родителей все усложнять и в силу своей родительской любви делать из мухи слона - большая проблема. Период подросткового возраста - это этап экспериментов, поисков себя. Ничего страшного, если девочка желает покраситься в розовый цвет, а мальчик надумал податься в готы. Конечно, многие увлечения подростка могут пугать родителей, и они с ужасом наблюдают крушение собственных надежд. Но это временно! Поверьте, вы тоже были трудным подростком, вам тоже хотелось перемен, вы слушали модные в то время музыкальные группы и мечтали стать самым популярным подростком в школе. Дайте вашему отпрыску немного свободы. Жесткое поведение приведёт только к тому, что подросток закроется от вас, и отныне все его приключения будут происходить у вас за спиной. А это действительно опасно! Близость, доверие и уважение к подрастающему человеку - это единственная возможность не поломать, а сформировать будущую развитую гармоничную личность.
  5. Максимализм Вашего сына или дочери. Почему возникают конфликты между подростками и родителями? Они разгораются на фоне юношеского упрямства. Особенности подросткового периода пережить сложно, но это реально! Главное понимать, что у ребёнка - свой, особенный взгляд на жизнь, который нередко и ему причиняет неудобства. Помните, что всем в этом возрасте присуща склонность к резким оценкам, восприятие моральных норм в черно-белых тонах, упрямство и так далее. Дочка может шокировать вас, обвиняя в уходе папы из семьи, сын может жестко судить вас, за то, что вы не так богаты, как отец его друга. Это больно слышать, но надо помнить: максимализм проходит, и со временем вашему любимому ребёнку будет стыдно за свои слова. Но - чуть позже. А пока не принимайте его жестокие слова близко к сердцу.
  6. Почему же возникают конфликты между подростками и родителями? Иногда виной тому - нынешние реалии. Раньше дети чётко знали, кем они будут, когда вырастут. Мир был стабилен, нормы - непоколебимы. Сегодня все изменилось. И ныне такие качества, как послушание, не в цене. Выигрывают нестандартно мыслящие, активные и предприимчивое парни и девушки. Поэтому способность отринуть изжившее себя старое и прокладывать свой собственный путь - не такое уж плохо качество. Конечно, не стоит отпускать подростка в этот путь в одиночку. Будьте рядом, чутким поверенным, верным другом, но не требуйте следовать по Вашей тропе. Позвольте подрастающему человеку выбрать свою дорогу и достичь успеха.
  7. Воспитание детей - подростков - задача нелёгкая. Особенно когда вы воспринимаете человека с точки зрения своих воплощения планов и надежд. Как бы вам не было больно, ребёнок не обязан реализовывать ваши мечты. Позвольте ему делать свой выбор. А свои мечты вы можете осуществлять и сами! Да, вам уже не стать балериной (если здоровье и возраст не позволяет), но вам по силам организовать собственный танцевальный кружок. Будьте гибкими, смелыми, не давите на ребёнка: требуйте не с него, а с себя!
  8. Несформированность моральных норм. Нравственное воспитание подростка со всей тяжестью ложится на плечи родителей. А уж после подключаются родственники, учителя. Порядочность, ответственность за свои поступки, забота о ближних, самоуважение, благодарность - это те внутренние опоры, которые помогут вашему подростку не заблудиться в мире разочарований и соблазнов. И именно на вас возлагается задача привить ребенку моральные нормы. Человеку со сформированным личностным каркасом легче не попасться в другую компанию, не пострадать от несчастной любви, не скатиться в учебе. Он понимает, что его жизнь и отчасти жизнь его родных - в его руках.

Итак, почему возникают конфликты между подростками и родителями? Да просто такой период, который придётся, сцепив зубы и запасаясь валерьянкой, пережить! Воспитание подростков родителями часто доставляют и тем, и другим немало трудностей. Как правило, мамы и папы стараются привить своим детям ответственность, разумность, порядочность. Но воспитывать может и должен лишь зрелый внутренне человек. Так что в первую очередь лучше начать с себя. Каков ваш взгляд на мир, заботитесь ли вы о родных, уверенны ли в своих силах? Не учите на словах, это бесполезно! Разве можно воспитывать ребёнка иначе, нежели собственным примером?

Немаловажной составляющей является половое воспитание подростков. Сейчас сложное время - эпоха перемен. Если раньше половые роли были строго определены, то сейчас границы гендерных различий стираются. В современном обществе девочка должна не только реализоваться как мать, жена и хозяйка, но и раскрыться, как профессионал. Соответственно, ей нужно быть не только нежной, ласковой, доброй и понимающей, но и активной, целеустремленной, энергичной, способной бороться за свои интересы. А от мужчины ждут не только доминантного поведения, ответственности за семью, карьерных успехов, но и чуткости, эмоционального взаимодействия с детьми, умения строить личные благополучные отношения.

Но не меняется одно - актуальность самоуважения и уважения к партнёру. Важная составляющего воспитания девочки и мальчика - это способность строить гармоничные отношения, основанные на доверии, любви, взаимовыручке, готовности искать компромисс. Очень важно научить подростка осознанно и здраво подходить к решению сексуальных вопросов. Важно учить девочек не спешить с близостью, предохраняться, избегать абортов. Важно рассказывать мальчику о внимательном отношении к своему партнеру, о необходимости использования контрацептивов.

В контексте обсуждения проблемы, почему возникают конфликты между родителями и подростками,задумайтесь, насколько откровенным можно быть со своим отпрыском. Возможно, есть вещи в Вашей жизни, которые подростку знать необязательно. Определенная скрытность в обсуждении интимных проблем может быть оправдана. Но вот в своих чувствах вы можете быть откровенны.

Найдите удачный момент, расскажите, сколько боли доставляет девушке неправильный выбор, безответственность в вопросах контрацепции, объясните, как безрассудность и неосторожность приводит к печальным последствиям. При этом не забывайте выражать понимание, скажите, что тоже были молоды и влюблены, что вам понятна горячность и доверчивость юноши или девушки. Однако всегда следует действовать разумно. Предостерегать ребенка, но постарайтесь избежать занудных нотаций и директивных указаний.

Психологические особенности подросткового возраста: почему же возникают конфликты между подростками и родителями?

Когда речь идёт о воспитании подростков, проблемы возникают самые разные: максимализм юноши и девочки, непонимание родителей и многие другие. Но все они решаются с помощью чуткости и терпения со стороны мамы и папы, их готовности пересмотреть свою позицию в ключевых вопросах и способности настоять на своем, когда это необходимо. Можно обратиться к психологу, если вы чувствуете, что вам необходима поддержка извне. Главное помнить, почему возникают конфликты между подростками и родителями, и как избежать беды. С трудностями этого возраста сталкивается каждый - однажды в роли ребёнка, после - в роли матери или отца. И каждый ищет свое решение, свой выход из ситуации.

Почему возникают конфликты между подростками и родителями? Что делать и как быть? Спрашивает себя ответственный отец семейства или обеспокоенная мать. Недоразумения склонны разрастаться, как снежный ком. И в какой-то момент даже маленькая ссора может привести к тому, что ребёнок уйдёт из дома, обиженно хлопнув дверью. Так что лучше до этого не доводить! Решайте недомолвки сразу, не замалчивайте проблему! Чем скорее вы обратите внимание на конфликт, тем проще вам будет найти компромисс со своим строптивым сыном или дочерью.

Психология детей - подростков в современном мире претерпевает свои изменения. Сейчас актуальны компьютерные игры, где каждый может почувствовать себя героем или первой красавицей. Так запуганный сверстниками мальчик может побеждать врагов и быть во главе отряда, стоит ему только усесться за компьютер и щелкнуть мышкой. Будьте очень внимательны к проблемам интернет-зависимости. Как и в любом другом варианте, не стоит доводить до беды. Поощряйте стремление мальчика выходить в реальный мир, достигать своих целей, способствуйте его развитию, не отказывайтесь от помощи специалиста. Показывайте личным примером, что, придя после работы домой, можно не садиться за интернет, а идти вместе в парк кататься на роликах, читать книгу, встречаться с друзьями и их семьями.

Конфликты детей - подростков порой основаны на гендерных различиях.

Психология девочек - подростков и психология мальчиков – подростков существенно отличается. Девочка копирует поведение мамы, а мальчик в идеале ориентируется на отца. соответственно, все мамины ошибки как женщины и папины недочеты в отношениях с противоположным полом всплывают в эру взросления отпрыска. Если мама имеет проблемы с самооценкой, если отец безуспешно пытается утвердить свою главенствующую роль в семье, те же проблемы могут появиться и в поведении детей. А порой, как ни печально, мальчик и девочка начинают действовать от противного. Девочка старается ни в коем случае не стать такой, как мама, а мальчик решает во что бы то ни стало не повторить судьбу отца.

Иногда маме и папе больно признать свои недостатки, но это необходимо. В ваших силах помочь своему любимому ребёнку стать лучше вас, прожить более счастливую жизнь. Особенности воспитания подростков необходимо учитывать в своей семье, если вы желаете вырастить гармоничную и развитую личность - будущую успешную и счастливую женщину, сильного и уверенного в себе мужчину.

Воспитание подростков - трудная задача. Но подростковый период с его неизбежными трудностями вскоре закончится. И, если вы все сделали правильно, вы будете наслаждаться тёплыми и доверительными отношениями и гордиться своим любимым ребёнком.

Итак, почему все же возникают конфликты между подростками и родителями?

Во-первых, дело в родителе, а, во-вторых, в самом подростке. И эффективно решить проблему можно только тогда, когда обе стороны двигаются в сторону компромисса и налаживания отношений. Но как побудить любимого сына или дочь решать конфликт? Будьте чуткими, внимательными, мудрыми, деликатными и очень терпеливыми.

Подростковый возраст: уделяйте внимание нравственному воспитанию подростка, развитию его душевных качеств. Конфликты между родителями и подростками можно решить! Ведь вода камень точит. Желаем вам успеха.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Реферат по курсу

«Основы психологии семьи и семейных отношений»

«Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции»

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 43 группы

Борюк Я.Ю.


Введение

1. Стили отношений в семье

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

3. Причины конфликтов родителей и подростков

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература. Однако, как ни парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена проблема конфликтов подростков со сверстниками, а также с учителями.

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями более конструктивны у старших подростков, по сравнению с младшими. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку.

Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто “заколдованным психологическим кругом”, а кто - “чертовым колесом”. В быту же говорят просто – “Зациклился”.

А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения. Перечислим главные пусковые механизмы этого стресса. Во-первых, борьба, в процессе которой должно выясниться, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь. Другими словами, – борьба самолюбий, борьба за самоутверждение, власть. Во-вторых, вечный вопрос о том, кто доложен кому навстречу идти и кто с кем считаться – дети с родителями или с родителями с детьми. И наконец, в-третьих – взаимные обвинения и упреки.


1. Стили отношений в семье

Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: "авторитарный" (традиционный) и "свободный" (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.

Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы "снизу", подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторитета".

Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе "современных" детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников. П. Бюхнер, Г.-Г. Крюгер и М. Дюбуа в своей работе "Современный ребенок" в Западной Европе" пишут: "Дестандартизация уклада жизни сопровождается ослаблением поддержания нормативных традиций семейной жизни и проведения досуга и усилением ориентации на ценность самореализации в противовес исполнению обязанностей перед другими".

Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений, - все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда".

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Конфликт имеет много определений:

· под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

· конфликт - столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:

· адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались

· определяет источник разногласия и позволяет устранить его

· выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее,

· сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,

· помогает убрать внутреннюю напряженность,

· помогает найти подходящие средства влияния на другого,

· позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

У того, что конфликты между подростками и родителями проявляются слишком часто, есть и другая причина: кризис внешних проявлений привязанности, любви между взрослыми и подростками. Подростки часто просто стесняются, когда их обнимают или целуют, ласково называют, они начинают сопротивляться этому.

Бывает, что и родители уже чувствуют неловкость в таких «устаревших» формах проявления нормальных родительских чувств к своим детям, но нового в этом отношении ничего не изобрели. Взаимная стеснительность приводит к тому, что взрослые и их дети начинают сомневаться в любви друг друга, масло в огонь подливают конфликты подростков с родителями по всяким другим поводам. Всем знакомы такие выражения:

  • «Раньше он был таким ласковым и нежным ребёнком, а теперь смотрит как чужой, и относиться к нам стало совсем по-другому»
  • «Иногда он ведёт себя, как и раньше, и начинаешь думать, что всё у нас хорошо, а иногда тааак посмотрит, что начинаешь понимать, он отдаляется, уходит, больше не любит нас»

Подростки намного реже, чем взрослые, но тоже высказывают своё сомнение по поводу того, что родители их любят:

  • «Когда я был маленький, они меня любили, а сейчас я им стал не нужен: у них то друзья, то работа, то дела. Если я болею, то конечно, они волнуются, но недолго»
  • «Мама говорит, что они с папой любят меня, но я стал часто выводить их из себя»

Отсюда и ревность, когда родители не выражают свою любовь к ребёнку, он компенсирует это мелкими придирками, конфликтами, стремлением проверить, любят ли родители его ещё хоть чуть-чуть. Утвердить своё право на родителей – единственный способ узнать это. Ситуация очень похожа на ревность жены к мужу (или наоборот), она не знает, как проверить, любит ли он её по-прежнему, словам не верит, поэтому начинает капризничать.

В этом случае отношения в семье подростка могут складываться очень непросто, поэтому, и подросткам, и взрослым потребуется понять, что формы проявления любви меняются с возрастом, но никуда не уходят. Можно, не так часто, как прежде, использовать и старые формы (иногда поцеловать в щёчку или в лоб), но уже не при посторонних и никогда в присутствии друзей.


Конфликты подростков и родителей

И крупные, и мелкие конфликты подростков с родителями – это постоянный источник стрессов и напряжения для всех участников этого процесса. Всё это только набирает обороты, раскручивается и приводит к тому, что никто в семье не может найти выход. Это напоминает заколдованный круг или ежедневное хождение по мукам.

В этой ситуации и родители, и подростки совершают массу ошибок, срываются почти постоянно, общение превращается в постоянный стресс, следствием которого могут стать болезни и нарушение нормальной работы организма.

Что почти постоянно запускает конфликты подростков с родителями? – Борьба самолюбий, за власть, за самоутверждение (т.е. столкновение мнений и вкусов, в результате которого должно по идее выясниться, кто из противоборствующих сторон главный, и чьё мнение и интересы должны учитываться в первую очередь). Очень болезненный вопрос, можно сказать вечный: кто должен идти навстречу, и кто должен уступать – родители подросткам или наоборот. И третья причина конфликтов: упрёки и обвинения по пустякам.

Не стоит думать, что природа этой ситуации чем-то отличается от конфликтов между взрослыми людьми вообще (на работе или дома). Вам легко будет представить, как выйти из всего этого, если вы вспомните, что является результатом конфликтов в вашей взрослой жизни: желание сопротивляться, защищаться, обвинять. Если всё это происходит уже давно, то результатом станет неуверенность в себе, ощущение беспомощности, агрессия и злость. Это обязательно встанет на пути попыток разобраться в ситуации и помешает понять друг друга, спокойно выслушать позицию противоположной стороны.

Единственный способ прекратить конфликты подростков с родителями – перестать самоутверждаться, научиться понимать и принимать позицию друг друга, учитывать и уважать интересы обеих сторон (взамообразно), обеим сторонам признать права друг друга.

Ещё раз подчеркну – процесс взаимный, т.е. и со стороны родителей, и со стороны подростков. Добиться подобного примирения декларацией прав или требованиями невозможно! Мир подростка “растёт ногами из детства”, поэтому с раннего возраста, с детских лет нужно учить ребёнка умению «встать на место другого», понять его точку зрения, учитывать и свои интересы, и его – этому очень сложно научить, но это одно из самых ценных качеств, которое вы можете подарить своему ребёнку. Именно благодаря ему из него вырастет талантливый руководитель, профессиональный менеджер, Человек.

Если ваш ребёнок уже подросток, и (вспомните) вы всегда, в любых конфликтных ситуациях, начиная с детства, защищали только его интересы (одновременно обучая его принимать во внимание только его точку зрения, даже если она была неверна), то чему теперь удивляться? Всё, чему мы учим своих детей, рано или поздно оборачивается против нас.

Но руки опускать не нужно, для формирования правильного отношения к миру, людям и к вам теперь просто понадобится больше времени, усилий и терпения. Уверяю вас, результат вас только порадует.

На правах рукописи

ТАРАБАЕВА Виктория Борисовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящее исследование посвящено изучению причин конфликтов подростков с родителями, а также способов поведения подростков в конфликтных ситуациях.

Актуальность проблемы . В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература. Однако, как ни парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена проблема конфликтов подростков со сверстниками, а также с учителями.

Проблема конфликтов подростков с родителями остается практически не исследованной и с точки зрения работы школьного практического психолога. Вместе с тем, именно родители (наряду с педагогами) выступают основными «заказчиками» психологической службы, когда речь заходит о подростках.

Понимание специфики возрастного развития, его содержания и динамики предполагает анализ социальной ситуации развития, одним из существенных элементов которой является социо-культурные условия. С этой точки зрения, представляет интерес сравнительное изучение психологических особенностей подростков, проживающих в городской и сельской местности. Следует отметить, что психология сельских детей весьма редко оказывается предметом внимания специалистов-психологов. Между тем, изучение современных сельских подростков актуально еще и потому, что в настоящее время обнаруживается противоречивая тенденция: с одной стороны - заметное сближение отдельных черт городского и сельского обреза жизни, с другой - усиление социальных контрастов. Отражается ли это обстоятельство на процессе личностного развития сельских подростков? Существует ли специфика конфликтов с родителями у сельских подростков по сравнению с их городскими сверстниками?

Недостаточная изученность проблемы конфликтов подростков с родителями и особенностей психического развития сельских детей в сравнении с городскими и определили тему настоящего исследования.

Объект исследования - особенности отношений детей подросткового возраста с родителями.

Предметом исследования являются причины конфликтов подростков с родителями и способы поведения подростков в конфликтных ситуациях.

Цель исследования состоит в изучении комплекса условий - возрастных, внутрисемейных, социо-культурных, - определяющих причины возникновения конфликтов подростков с родителями и способы решения подростками конфликтных ситуаций.

В ходе исследования предполагалось проверить следующие гипотезы:

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями более конструктивны у старших подростков, по сравнению с младшими. Причины конфликтов с родителями и способы поведения в конфликте различны у городских и сельских подростков. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку.

Межличностные конфликты подростков с родителями имеют закономерный характер и могут быть преобразованы в результате системной работы школьного психолога в личностно-развивающий конфликт.

Для проверки сформулированных гипотез были определены следующие задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ причин возникновения межличностных конфликтов с родителями младших и старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.

2. Сопоставить по критерию конструктивности способы повеления в конфликтах с родителями младших и старших подростков, проживающих в городской и сельской местности.

3. Выявить соотношение способов поведения в конфликте подростков и их родителей.

4. Проследить зависимость частоты возникновения и характера конфликтов подростков с родителями от типов родительского отношения.

5. Определить основные направления работы школьного психолога в ситуации конфликта подростков с родителями.

Методы и организация исследования. В основе настоящего исследования лежит метод сравнительного анализа. Для получения данных использован комплекс дополняющих друг друга методик, направленных на разностороннее изучение причин конфликтов подростков с родителями и способов поведения в конфликтных ситуациях детей и взрослых: специально разработанная анкета, тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), а также наблюдения за детьми, беседы с учителями и родителями.

Работа выполнена на базе городских школ (№ 20 и № 46 г. Белгорода) и сельских школ (Ржевской средней школы Шебекинского района и Тавровской средней школы Белгородской области), в исследовании приняли участие 240 подростков: из них 120 городских (60 младших и 60 старших подростков) в 120 сельских (60 младших и 60 старших), а также 240 их родителей.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что впервые проведено изучение комплекса существенных условий (возрастные особенности, тип родительского отношения), специфика социо-культурной среды, влияющих на причины возникновения конфликтов подростков с родителями и способы поведения подростков в конфликтных ситуациях. Показано, что причины конфликтов между подростками и родителями имеют определенную возрастную динамику, и не одинаковы у городских и сельских подростков. Установлена обусловленность частоты и причин возникновения конфликтных ситуаций между подростками и родителями типом родительского отношения к ребенку. Выявлены различия в динамике конструктивности способов поведения в конфликтных ситуациях с родителями у городских и сельских подростков. Кроме того, в работе проанализированы и систематизированы приемы и методы работы школьного психолога по преобразованию деструктивного потенциала конфликта подростков с родителями в личностно-развивающий.

Полученные в исследовании данные имеют значение для более полного понимания психологических закономерностей и специфики личностного развития в подростковом возрасте.

Практическая значимость . Проведенное исследование направлено на научно-методическое обеспечение психологической службы системы образования. Полученные в нем данные о причинах возникновения конфликтов подростков и родителей и способах поведения в конфликтных ситуациях младших и старших подростков, проживающих в городской и сельской местности, могут быть использованы в практической работе школьных психологов в условиях подростково-родительского конфликта по преобразованию деструктивного потенциала конфликта в личностно-развивающий. Результаты выполненного исследования позволяют разработать приемы коррекции сложившихся у детей и родителей неконструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях и сконструировать модель коррекционно-развиваюшей работы школьного психолога в условиях конфликта подростков с родителями.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке переподготовке кадров практических психологов образования.

Достоверность полученных результатов «обеспечивается комплексным использованием взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследования, а также применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конфликты подростков с родителями порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социо-культурная среда, составляющие в целом социальную ситуацию развития ребенка.

2. Причины конфликтов подростков с родителями имеют возрастную динамику, отражающую становление ведущих потребностей подросткового возраста: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь».

3. У старших подростков, проживающих в городской и сельской местности, различия в причинах конфликтов с родителями обусловлены разным отношением родителей к жизненным перспективам своих детей, в частности, к получению образования.

4. Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

5. Вопреки ожиданию, у старших подростков не происходит повышения конструктивности способов поведения в конфликтных ситуациях с родителями. Напротив, для сельских старших подростков характерно нарастание неконструктивности, связанное с более сильной фрустрацией их ведущих возрастных потребностей, как со стороны родителей, так и условий обшей социальной ситуации развития.

6. Подавляющее большинство родителей в конфликте с подростками являются носителями образцов неконструктивного поведения. Это наиболее характерно для родителей сельских подростков.

7. Типы конфликтного поведения подростка и родителей не имеет однозначного соответствия, и могут в равной степени как совпадать, так и быть противоположными.

8. Работа школьного психолога в условиях конфликта подростков с родителями должна быть направлена на организацию конструктивного взаимодействия всех участников конфликта и реализацию его личностно-развивающего потенциала.

Апробация и внедрение результатов исследования :

Материалы и исследования используются в практике подготовки школьных психологов на спецфакультете по подготовке психологов, работающих в системе образования при БГУ, и специализированных семинарах, проводимых кафедрой психологии БГУ. Результаты исследования обсуждались в ходе докладов и сообщений диссертанта на Международных и областных научно-практических конференциях (Белгород, 1993; Рязань, 1994; Харьков, 1994; Белгород, 1994; Белгород, 1996), и вошли в коллективную монографию «Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество». Белгород, 1996 г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте диссертации: 12 таблиц, один график. Библиография включает 178 наименований из них 34 на иностранном языке.

Конфликт - это сложное, многоаспектное явление, основу которого составляет противоречие, столкновение позиций, возникавшее между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие. Проблеме конфликтов посвящено множество психологических исследований, детально рассматривающих причины, структуру, динамику, функции конфликтов, пути и способы их решения (В.В. Бойко, 1983; Н.Ф. Вишнякова, 1996; Н. Гришина,1992; Л. Дэна, 1994; Б.Д. Парнгин,1991; Дж.Г. Скотт, 1991 и др.).

Конфликт служит способом выявления и разрешения существующих противоречий. При этом феномен конфликта нельзя однозначно оценить как отрицательное или положительное явление. Анализ различных точек зрения по данной проблеме показывает, что конфликт обладает конструктивным потенциалом и в логике его протекания, возможно, увидеть становление нового, которое может послужить предпосылкой личностного развития участников конфликта.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. Достаточно подробно рассматривается вопрос о конфликтах подростков со сверстниками (С. Березин, 1995; В.Н. Воробьева, 1989; В.Н. Лозоцева, 1986 и др.). Ряд исследований посвящен и анализу конфликтов подростков с взрослыми. Однако эти работы в целом немногочисленны и затрагивают в основном проблему конфликта подростков с учителями (Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская,1982; А.Б. Добрович, 1987; Н.В. Жутикова,1988; Ю.Н. Кулюткин; Г.С. Сухобсная,1981; М.М. Поташник, Б.Ф. Вульфов,1983; М.М. Рыбакова, 1991 и др.). В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало. Существующие в этой области исследования (А.Н. Елизаров, 1995; Е. Креславский, 1991; Е.B. Первышева, 1989; Shaffer

В настоящем исследовании нас интересовало, как часто возникают конфликты между подростками и их родителями? В чем видят основные причины этих конфликтов подростки и взрослые? Различаются ли эти причины у младших (11-12 лет) и старших (14-15 лет) подростков, проживающих в городской и сельской местности?

Для получения этих данных была использована специально разработанная открытая анкета для подростков и их родителей, направленная на выявление различных аспектов подростково-родительских конфликтов. В целях нашего исследования анализу подвергалось, прежде всего, мнение детей.

Результаты опроса показали, что большинство подростков считают конфликты с родителями частым явлением. На это указывают в равной мере как младшие подростки (60% городских и 55% сельских), так и старшие (65% городских и столько же сельских).

Центральным вопросом при исследовании конфликтов является вопрос о причинах, обуславливающих их возникновение. Контент-анализ ответов подростков на вопрос анкеты «По какой причине возникают у вас конфликты с родителями?» позволил выделить 14 категорий причин. В числе наиболее распространенных называются: учеба, «несовпадение взглядов на жизнь», выполнение домашних обязанностей, позднее возвращение домой.

Для отдельных категорий причин обнаружены возрастные различия. Они характерны как для городских, таи и для сельских подростков. Так, у младших подростков наиболее частой причиной возникновения конфликтов с родителями является учеба (об этом говорят 35% городских и 28% сельских подростков), тогда как у старших наиболее распространенной причиной оказывается «несовпадение взглядов на жизнь» (34% городских и 25% сельских подростков). При этом у старших подростков появляется ряд специфических причин для конфликтов с родителями, обусловленных меняющимися возрастными потребностями детей. В частности, возникают конфликты из-за предпочитаемой подростком манеры одеваться, причесываться, а также из-за курения и употребления алкоголя. Кроме того, старшие подростки несколько чаще, чем младше, конфликтуют с родителями по причине общения со сверстниками противоположного пола (1% у младших, 7% и 5% у старших; р<0,05).

Анализ результатов анкетирования позволил установить определенные расхождения в причинах возникновения конфликтов с родителями у городских и сельских подростков. Характерно, что различия, связанные с местом жительства, появляются только в старшем подростковом возрасте. Они таковы: у старших городских подростков чаще, чем у сельских, причиной конфликтов с родителями является учеба (24% и 11% соответственно; р<0,05), сельские же подростки в большей степени, чем городские, конфликтуют с родителями по поводу выполнения домашних обязанностей (20% и 7% соответственно; р<0,05). Можно предположить, что обнаруженные различия обусловлены неодинаковым отношением родителей городских и сельских подростков к получению детьми образования: родители городских подростков в большей степени заботятся о продолжении образования своих детей и потому именно учеба является для них одной из главных причин конфликтов, родители же сельских подростков видят в своих выросших детях, прежде всего помощников по хозяйству.

Важно отметить, что в целом ответы родителей о причинах конфликтов с детьми, практически полностью соответствуют причинам, о которых говорят подростки. В числе основных причин родителя также называют учебу, а именно, снижение успеваемости детей и падение интереса к учению, причем родители старших городских подростков отмечают это значительно чаще, чем родители сельских (27% и 12% соответственно; р< 0,05); невыполнение домашних обязанностей (родители сельских – 22%, родители городских – 8% р<0,05), а также нежелание ребенка принять точку зрения родителей (родители старших подростков как городских, так и сельских, указывают на это существенно чаще, чем родители младших, р<0,05). Таким образом, представления о причинах возникновения конфликтов в целом совпадают у подростков и их родителей и обнаруживают сходную динамику в зависимости от возраста детей и места проживания.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение способов поведения подростков и их родителей в конфликтных ситуациях.

Данные, полученные с помощью анкеты, позволили установить существование у подростков широкого спектра способов поведения в конфликтах с родителями. В ходе классификации эти способы были разделены на четыре большие категории:.

1. Невербальные действия (открытые агрессивные действия (драки), поступки «назло» родителям, уход из дома, уход в другую комнату, занятие каким-либо делом, позволяющим отвлечься).

2. Вербальные действия (вербальная агрессия: оскорбления, ругань), вступление в «договор»с родителями, приглашение для переговоров посредника.

3. Эмоциональные реакции (плачь, сильное волнение, переживание).

4. Соматические реакции (появление болей различной локализации (в голове, сердце, желудке), дрожь в ногах в руках в т.д.).

В целом у подростков, независимо от возраста и места проживания, в конфликтных ситуациях с родителями преобладают невербальные способы поведения (от 51% до 75% в разных группах).

Нами было выявлено, что в поведении подростков в ситуациях конфликта с родителями существуют определенные различия, связанные с возрастом и местом проживания. Так, уход из дома в результате произошедшего конфликта с родителями предпочитает гораздо большее число старших сельских подростков, чем городских, (20% и 6% соответственно; р<0,05). Старшие городские подростки чаще, чем младшие (15% и 5% соответственно; р<0,05) предпочитают делать «назло» родителям.

Отмечаются выраженные тенденции в более частом появлении эмоциональных реакций у младших подростков в сравнении со старшими (17% - 15% и 3% - 8% соответственно), а также в возникновении психосоматических реакций на конфликт, более свойственных городским подросткам (14% - 10% у городских и 5% у сельских).

Для того чтобы выяснить, какие из вышеупомянутых действий являются конструктивными, а какие - нет, нами был использован метод экспертных оценок. Эксперты (25 школьников 14-15 лет и 15 учителей и психологов) оценивали названные подростками способы поведения по степени конструктивности.

Конструктивные способы были представлены несколькими вариантами:

Поведение, сохраняющее в конфликтной ситуации направленность на урегулирование конфликта с помощью собственных усилий («Стараюсь удалить конфликт», «Выясняю причины негодования родителей и пытаюсь объяснить собственное поведение»).

Поведение, ориентированное на урегулирование конфликта с помощью других лиц, в том числе, с привлечением посредника («Обращаюсь за помощью к бабушке, к старшей сестре»).

Нормативное поведение («Прошу прощения, если я действительно поступил неправильно»).

Поведение, направленное на снижение психической напряженности, возникающей в конфликтной ситуации («Стараюсь заняться любимым делом, слушаю музыку»).

Неконструктивные способы были разделены на три группы:

1. Открытая агрессия («Кидаюсь на маму с кулаками»).

2. Разные формы «защитного» поведения, позволяющего субъективно, овладеть конфликтной ситуацией:

Реакции переноса агрессии, вымещения («Распустила мамину кофту, которую она почти связала»);

Рационализация («Успокаиваю себя и говорю, что ничего не случилось»);

Отвлечение, фантазирование («Вспоминаю что-то приятное, например летнюю поездку к морю»).

3. Общая дезорганизованность поведения («Бегу куда глаза глядят»).

4. Соматические реакции («Болит голова», «Ноет сердце).

Помимо перечисленных, был зафиксирован еще один тип поведения, отличающийся отсутствием действий в конфликте с подростком («Ничего не делаю»). Анализ показывает, что в большинстве случаев такое поведение характерно для подростков, не имеющих каких-либо средств и приемов, помогающих так или иначе решить конфликтную ситуацию. Способы поведения, которые не были отнесены ни к одному из названных типов, составили группу неопределенных.

Соотношение способов поведения подростков в конфликтных ситуациях с родителями представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями, выделенные у младших и старших подростков, проживающих в городской и сельской местности (% высказываний)

Способы поведения в конфликтных ситуациях

Городские подростки

Сельские подростки

Конструктивные

Неконструктивные

Отсутствие средств решения конфликтных ситуаций

Неопределенные

Полученные данные показывают, что у младших подростков, как городских, так и сельских, соотношение конструктивных и неконструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях с родителями примерно одинаково. У старших городских подростков такое соотношение сохраняется, в то время как у старших сельских неконструктивные способы поведения становятся преобладающими (р<0,05). Таким образом, наша гипотеза о повышении конструктивности поведения у старших подростков по сравнению с младшими не подтвердилась.

Факт нарастания неконструктивности поведения у старших сельских подростков требует специального анализа, однако можно предположить, что проживающие на селе подростки располагают существенно меньшими возможностями удовлетворения потребности в самоутверждении, независимости и т.д., особенно в таких формах, образцы которых предоставляются современными средствами массовой информации (телевидение, видео и пр.) и которые особенно привлекательны для подростков. Это приводит к более сильной фрустрации ведущих возрастных потребностей, что порождает снижение общей конструктивности поведения. Кроме того, родители старших сельских подростков перестают выступать в качестве одного из главных факторов социализации своих детей. Напротив, сельские дети, по мере взросления, сами становятся «воспитателями» своих родителей.

В этой связи показательны данные о том, каким образом, по мнению подростков, ведут себя в конфликтных ситуациях их родители. Абсолютное большинство родителей используют неконструктивные способы разрешения конфликтов со своими детьми (кричат и ругаются, вводят различные ограничения, не разговаривают с детьми и пр.). Такое поведение более характерно для родителей сельских подростков (91% по сравнению с городскими – 73%; р<0,01).

Рассмотренные данные отражают субъективные представления подростков. С целью проведения более полного анализа нами было проведено дополнительное исследование особенностей поведения в конфликтных ситуациях подростков и их родителей с помощью теста описания поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной). В этом обследовании приняли участие 78 подростков и их родителей, отвечавших ранее на вопросы анкеты. В связи с ограниченностью объема выборки, данные анализировались по всей группе подростков, независимо от возраста и места проживания, и всей группе родителей.

Результаты тестирования родителей в целом подтвердили данные, полученные в ходе анализа материалов анкеты: большинство родителей выбирают неконструктивные стратегии поведения в конфликте со своими детьми. Причем если матери все-таки в большей степени ориентируются на сотрудничество, то отцы - на противостояние, соперничество с подростками (Таблица 2).

Таблица 2. Стратегии поведения родителей в конфликтных ситуациях с подростками (%испытуемых)

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Родители подростков

Сотрудничество

Соперничество

Компромисс

Приспособление

Избегание

В группе подростков по результатам тестирования были выделены определенные различия в стратегиях конфликтного поведения мальчиков и девочек: подростки-мальчики отдают предпочтение в равной степени соперничеству и компромиссу (по 24,5%), тогда как девочки - избеганию (31%) и компромиссу (20,8).

Согласно результатам анкетирования, большинство подростков избирают собственную линию поведения в конфликте (от 37% до 45% в разных группах), не подражая своим родителям. Данные по тесту К.Томаса подтвердили этот факт: стратегии конфликтного поведения подростков в большинстве случаев (около 5%) действительно не совпадают со стратегиями поведения их родителей, причем не выявлено однозначного соответствия между способами поведения в конфликте подростков-мальчиков и девочек и их отца или матери. (Таблица 3).

Таблица 3. Соотношение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков разного пола и их родителей (% испытуемых)

Результаты нашего исследования будут не полными, если не проанализировать такую важную составляющую социальной ситуации развития ребенка, как тип родительского отношения, и её роль в возникновении конфликтов между подростками и родителями.

С целью выявления типа родительского отношения к подростку нами был использован тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (было опрошено 60 родителей подростков 11-12 лет). Данные опросника дополнялись данными анкеты для родителей и подростков. Анализ зависимости частоты возникновения конфликтов подростков с родителями от типов родительского отношения показал, что конфликты возникают часто при типах родительского отношения «Принятие-отвержение» (66,6%), «Авторитарная гиперсоциализация (65,8%), «Маленький неудачник» (68,2%), которые основаны на утверждении силы и лишении ребенка любви. Конфликты возникают редко при типах отношения «Кооперация» (71,5%) и «Симбиоз» (77,1%), или же не возникают в этих случаях вообще (28,5% и 7,6% соответственно).

Но если при типе родительского отношения «Кооперация» отсутствие конфликтов во многих семьях можно объяснить уважением к личности подростка и доверием к нему, то при типе отношения «Симбиоз» конфликты не возникают в тех случаях, если родитель идет «на поводу» у ребенка, стремится удовлетворить все его требования, как бы велики они не были. Но это «кажущееся спокойствие». Очень скоро может наступить та грань, когда запросы подростка покажутся родителю чрезмерными, и тогда конфликт будет неизбежен.

При сопоставлении ответов подростков на вопросы анкеты и ответов их родителей на опросник родительского отношения выяснилось, что 18% подростков, заявивших, что родители не понимают их интересы - это дети родителей, практикующих отношение типа «Авторитарная гиперсоциализация» или «Маленький неудачник».

Подростки, заявившие, что родители понимают их «далеко не всегда» (а это 52% опрошенных), были детьми, чьи родители преимущественно практиковали типы отношений «Принятие-отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». Такое «непонимание интересов», «несовпадение взглядов на жизнь» подростки называют одной из основных причин возникновения конфликтов с родителями.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить об обусловленности конфликтов между подростками и родителями типом родительского отношения к ребенку.

Результаты проведенного исследования показывают, что конфликт подростков с родителями имеет сложную природу и должен рассматриваться с учетом комплекса условий, составляющих социальную ситуацию развития ребенка.

Профессиональная задача школьного психолога в ситуации подростково-родительного конфликта состоит в том, чтобы диагностировав причины конфликта, использовать его положительный потенциал и обеспечить позитивную динамику его развития. С целью организации конструктивного взаимодействия всех участников конфликта психолог может использовать различные методы групповой и индивидуальной работы, осуществлять разные формы посреднической деятельности, ориентированной на контролируемое преобразование конфликтной ситуации в личностно-развивающую.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Конфликты подростков с родителями должны анализироваться с учетом комплекса условий (возрастных особенностей детей внутрисемейных отношений, социо-культурной среды), являющихся элементами целостной социальной ситуации развития ребенка.

2. Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенней причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь». При этом у старших подростков появляется ряд специфических причин для конфликтов с родителями, обусловленных возрастными потребностями, а именно: «оформление» внешности, употребление алкоголя и курение.

Отмеченные возрастные различия характерны как для городских, так и для сельских подростков.

3. Выявлены различия в причинах возникновения конфликтов с родителями у старших подростков, проживающих в городской и сельской местности: у городских подростков чаще, чем у сельских, причиной конфликтов является учеба, тогда как у сельских - выполнение домашних обязанностей. У младших городских и сельских подростков не обнаружено различий в причинах возникновения конфликтов с родителями.

4. Не подтвердилась гипотеза о более конструктивном поведении в конфликтах с родителями старших подростков, по сравнению с младшими. У младших подростков, как городских, так и сельских, соотношение конструктивных и неконструктивных способов поведения в конфликте с родителями примерно одинаково. У старших городских подростков такое соотношение сохраняется, тогда как у старших сельских подростков неконструктивные, способы поведения в конфликте становятся преобладающими.

5. Способы поведения большинства родителей в конфликте с подростками неконструктивны. У родителей сельских подростков предпочтение неконструктивных действий в отношении детей более выражено, чем у родителей городских подростков.

6. Причины возникновения конфликтов с родителями обусловлены типом родительского отношения к ребенку. Использование родителями преимущественно таких отношений, как «Принятие-отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник», основанных на утверждении силы и лишении ребенка любви, существенно чаще приводит к возникновению конфликтов. При отношениях типа «Кооперация» и «Симбиоз», построенных на уважении и доверии к подростку, конфликты возникают в меньшей степени, или не возникают совсем.

7. Большинство подростков придерживаются в конфликте с родителями собственной тактики поведения. Не выявлено однозначного соответствия между способами поведения в конфликте подростков-мальчиков и девочек и их отца или матери.

8. Работа школьного психолога в условиях конфликта подростков и родителей должна быть ориентирована на организацию конструктивного взаимодействия всех участников конфликта и строиться на сочетании индивидуальных и групповых форм и методов работы.

1. Источники конфликтов и их профилактика в педагогическом общении. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления. Белгород, 1993. с. 103-106.

2. Психологические условия коррекционной работы с подростками, склонными к конфликтному поведению. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994. C . 8-9.

3. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. С. 45-47.

4. Причины и сущность конфликтов подростков с родителями. Социальная профилактика правонарушений в молодежной среде. Белгород. 1996. С. 23-30.

5. Проблема, предмет и методы исследования конфликта. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество. Под ред. Г.М. Потанина, г. Белгород, 1996. С. 15-28.

6. Симптоматика, динамика и этиология конфликта. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество. Под ред. Г.М. Потанина, г. Белгород, 1996. С 32-49.

Основная проблема у подростков - это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

Подростки начинают отдаляться от родителей, противостоять им. Ребенок становится грубым и резким, часто критикующим родителей. Родители, зачастую, просто не готовы к такой перемене ребенка, что в последующем оборачивается конфликтными ситуациями.

Выделяют основные типы конфликтов между подростками и родителями:

По мнению психологов, причиной конфликтов между родителями и детьми является неустойчивость родительского восприятия . Родители не считают подростка взрослым, подросток, наоборот, считает, что уже вырос и имеет право принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает требовать к себе уважение, однако все равно иногда ведет себя как ребенок. Подростки очень противоречивы. Взрослые не понимают, как объяснять элементарные вещи своим детям, от этого начинают нервничать и срываться на детях.

Еще одна причина конфликта - диктатура родителей . Формы этого конфликта разнообразны, но в общем диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков.

Конечно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать решения, которые позволят подростку психологически расти, т.е. разрешать подростку иногда делать то, что на его взгляд правильно, советоваться с ним, позволять принимать ему участия в семье.

По мнению психологов, старшие должны сочетать, и требовательность, и доверительное отношение, и уважение по отношению к подросткам. Иначе ребенок может начать вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Родители, которые заставляют ребенка вести себя, так как они хотят, скорее всего, столкнуться с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда ненавистью. Ребенок из-за диктатуры родителей может потерять чувство собственного достоинства, он будет чувствовать себя униженным.

Подросток может вырасти циником и эгоистом в том случае, если родители игнорируют интересы подростка, лишают его права голоса, которых не интересует его мнение. Конечно, может обойтись и без таких тяжких последствий, но то, что в будущем ребенок будет не таким, каким ожидали родители, это точно. Так как положительной стороны у такого воспитания нет.

Родитель с подростком, так же, часто конфликтуют из-за территории. Некоторые родители очень назойливы по отношению к ребенку, лезут ему в душу. У взрослеющего человека обязательно должна быть личная территоия, куда «посторонним вход запрещен». Исследования показали, что в семьях, где родители уважают границы своего ребенка, конфликтов и ссор значительно меньше.

Для разрешения конфликтов, связанных с территорией подростка, вводят некоторые простые правила общения:

* не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

* не трогать личные вещи,

* не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо давать свободу подростку в выборе одежды, музыке, друзей и т.д.

Подростков часто раздражает, когда их родители чересчур опекают. И это следующий тип конфликтной ситуации - чрезмерная опека и забота.

Можно сказать, что это скрытый конфликт. На первый взгляд, мало ссор между родителями и детьми, однако дети в таких семьях зачастую пользуются своим положением и превращаются сами в диктаторов. Такие дети обычно введут себя, как маменькины сыночки и дочки, в семьях, где их очень ждали, где он был последней надеждой на счастье.

В подростковом возрасте маменькины дети часто срываются и восстают против взрослых. Причем, форма протеста может быть разной. Это уже зависит от индивидуальности.

Причиной конфликтов может стать, если родители делают не так как хочется подростку. Если родители, например, купили не такой телефон, как захотелось ребенку. Ребенок начинает гнобить и унижать родителей.

Но, обычно, такие дети в семье главные, а в обществе не реализуются, так как никто под них не хочет подстраиваться, никто не хочет делать так, как им хочется. Такие дети становятся замкнутыми и необщительными. Исследования, показали, что чрезмерная опека чаще губит человека, чем проблемы.

Еще один тип конфликтной ситуации - родительская авторитетность.

Родители в таких случаях требуют от ребенка совершенства. Они хотят, чтобы ребенок делал все безукоризненно, учился на одни пятерки, убирался все до блеска, одевался так, как нравится им. За непослушания, они наказывают ребенка своим неуважением. Проводят воспитательные беседы, не давая отставать свое мнение.

Это приводит к двум типам конфликтов:

1. Ребенок начинает в подростковом возрасте вести себя холодно с родителями. Если в его семье случаются какие-то проблемы, он не сочувствует, ведут себя эгоистично и равнодушно.

2. Ребенок чувствует себя бездарным. Он понимает, что делает все не так, хотя очень старается. Появляются мысли о бессмысленности в существовании.

Так же одной из скрытых конфликтных ситуаций является мирное существование.

В данном случае, в семье все занимаются собой. Родители своими проблемами, не трогают ребенка, позволяя делать ему все, что хочется. В какой-то момент ребенок просто начинает понимать, что семье нет до него дела, что никто не интересуется его делами.

И вот, когда в семье случается что-нибудь нехорошее, где потребуется участие ребенка, ребенок не будет испытывать никакого интереса к происходящему, ему будет просто безразлично то, что происходит в его семье.

Конфликты между родителями и подростками будут всегда. Так, как подростковый возраст очень трудный и для подростка и для родителей. Тут и играет роль, разница в возрасте. Родители не понимают, почему ребенок слушает именно такую музыку, почему он ест, например, фаст фуд, почему дружит ни с тем, с кем бы дружили они. Нужно понимать, что подростковый возраст очень изменчивый. Ведь все равно ребенок, когда вырастет, скорее всего, перестанет слушать ту музыку, которую слушал в подростковом возрасте, есть фаст фуд, или одеваться, как-то странно на ваш взгляд.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди