25.06.2019

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по психологической поддержке ребенка со страхами .

Занятие № 1

1. Вхождение в занятие

Упражнение 1. «Дневник настроения» (Каково моё настроение сегодня и почему. Какое хорошее событие произошло со мной за этот день, неделю). Каждое занятие 1 части начинается с этого упражнения.

Упражнение 2. «Мое имя» Придумать на каждую букву своего имени одно положительное качество своего характера.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов.

Упражнение 1

    «Разгиб - разгибыч» (разогнуть всё, что можно); «Круги головой» (крутить головой с большей амплитудой и прибавлением скорости); «Кружилка» (кружиться на одном месте сначала в одну, затем в другую сторону); «Жевалка» (жевать вымышленную жвачку); «Зевалка» (отдуши пожевать); «Рычалка» (порычать).

Упражнение 2 «Злюки». Рвать бумагу кто быстрее и мельче.

3. Завершающий блок

Упражнение «Учимся дышать».

Лежа на коврике полностью расслабиться, чтобы не чувствовать напряжения. Ноги немного развести, руки вдоль тела ладонями кверху, не касаясь его. Глаза закрыты. Представить, что внутри живота находится не надутый «воздушный шарик». На счет от 1 до 5 начинаем надувать этот «шарик», делая вдох носом, одновременно выпячивая живот вперед. Грудь при этом не должна подниматься. Затем, на счет от 5 до 1 – спокойный выдох через нос (повторить 5-6 раз). То же самое на грудное дыхание.

Занятие № 4

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Я любимый». Ребенку предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики и т. д., проговаривая: «Это мои любимые щечки, это мои любимые ручки и т. д.».

2.Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах.

Упражнение 1. Тонизация через веки

Расширить глаза (ужас…гнев…) – расслабим

Зажмуриваемся (ужас…конец света…) – расслабим

Сузим глаза (китаец) – расслабим

Упражнение 2 «Восьмерки». Рисовать взглядом лежащие восьмерки. Спокойным взглядом, не торопя взор, - на стене, на потолке, в проеме окна… 7 восьмерок в одну сторону, 7- в другую. Можно с открытыми, можно с открытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чего я боялся, когда я был маленьким».

Ведущий рассказывает о своих детских страхах, а ребенок о своих.

Упражнение 2 «Дом ужасов».

Ребенку предлагается нарисовать дом и «заселить» его страшными персонажами. Немного рассказать о каждом из них.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса.

Упражнения на релаксацию

«Учимся дышать» (см. предыдущее занятие)

«Шарик надувается», вытягиваясь в виде «колбаски» в области живота и грудной клетки. На счет от 1 до 5 надувается живот, от 6 до 10 – грудь, и обратно. На счет 10-6 – сдувается грудь, от 5 до 1 – живот (повторить 5-6 раз). Далее повторяются все предыдущие варианты, только вдох на счет от 1 до 5, а выдох на счет от 1 до 10 (т. е. выдох в два раза продолжительнее вдоха).

Занятие № 5

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Мимическая гимнастика».

Ведущий изображает разные эмоциональные состояния, глядя на ребенка (страх, гнев, обида, злость и т. д). Ребенок играет роль зеркала, копируя то, что изображает ведущий.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (руки, пальцы)

Упражнение 1. Сидя за столом или в кресле с подлокотниками – ставим предплечье вертикально вытянутыми, разогнутыми пальцами вверх. Расслабляем лучезапястный сустав и пальцы, и кисть опускаются (несколько раз напрячь – расслабить) В расслабленном состоянии можно покачать кистью на весу - сначала правую руку, затем - левую и обе вместе.

Упражнение 2 «Руки Пьеро»

Сидя или стоя – плечи свободны. Двигается предплечье – сгибаем руку в локте под прямым углом… Подержим так – и отпустим в свободное падение – пускай падает лишь под действием собственной тяжести. Еще несколько раз.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1. «Чего боятся дети»

Ребенок по очереди с ведущим говорит, чего могут бояться дети (и взрослые)

Упражнение 2 . Нарисуй свой страх. Расскажи про него.

3.Завершающий блок

Упражнение «Настройка»

Сидя на стуле, закрыв глаза полностью расслабить свое тело. Напрягая правую руку, пошевелить левой, проверив, расслаблена ли она и наоборот. Точно также – ноги. Затем напрячь все тело и тут же его полностью расслабить.

Занятие № 6

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 «Дневничек настроения».

Упражнение 2 «За что меня любят окружающие».

Ребенок должен рассказать, за что, по его мнению, его любят мама, папа, бабушка, сестра, брат и т. д.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (ноги)

Упражнение 1. Ползанье на четвереньках от стены до стены. По речевой инструкции, с препятствиями, наперегонки, на 3-х конечностях, одновременно, попеременно (руки, ноги), кверху животом.

Упражнение 2. Лежа на спине – двигаем стопы не отрывая пяток: вперед – назад, вправо – влево, повращаем по кругу. Расслабим. Обратим стопы друг к другу внутренними сторонами – отпустим. Одну стопу сильно вытянем по линии голени, а другую наоборот согнем, приблизив к ней. Задержим – отпустим. Поменяем. – Отпустим.

Упражнение 3. (можно вместо 1) «Аист»

Стоя на одной ноге, другой поболтать в разные стороны, прижать к ягодицам, к груди. Расслабить. На другой ноге. С закрытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чужие рисунки».

Ребенку показывают нарисованные другими ребятами «страхи». Глядя на них, ребенок должен рассказать чего боялись авторы рисунков и как им можно помочь.

Упражнение 2 «Закончи предложение».

    Дети обычно боятся… Взрослые обычно боятся… Мамы обычно боятся... Учителя (воспитатели) обычно боятся…

Делаются выводы о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем бывает так, что с возрастом страхи исчезают.

3. Завершающий блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (релаксация)

Упражнение «Цветы и дождик»

Представь, что в солнечный летний день мы оказались на широком лугу, усыпанном красивыми цветами. Когда я хлопну 3 раза в ладоши, ты «превратишься» в один из этих красивых цветовСолнце печет сильно. Уже давно не было дождя и цветы на лугу начинают постепенно вянуть. Сначала опускаются головки, лепестки, а потом сгибается и весь стебелек до самой земли (3 – 2 – 1) Пошел дождик и цветы начинают оживать (1 – 2 – 3). Повторить несколько раз.

Занятие № 7

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. «Дневничек настроения»

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Я умею… Я хочу… Я добьюсь…

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (освобождение корпуса)

Упражнение 1. Стоя и сидя: Представьте, что вы засыпаете и начинаете «клевать носом»

Упражнение 2 . Сидя: ноги расставлены под углом 60-70 градусов, локти на коленях) Так же засыпать, но «клевать» уже всем телом. Затем можно позаваливаться, сначала на один бок, затем - на другой.

Упражнение 3. Боковое встряхивание, потрясывание головой.

Упражнение 4 «Пьяный танец». Попробуйте походить как пьяный человек, потанцевать, прислушиваясь к своему телу и делая то, что хочется.

Цель: Коррекция страхов(символическое уничтожение)

Упражнение 1. Нарисуй свой страх, затем можно посадить страх в клетку (дорисовать ее сверху); можно закрасить красками или карандашами так, чтоб не было видно; разорвать на мелкие кусочки.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию)

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев, дать им имена (или назвать их, н. п., баба-яга, волк, привидение) и разложить в алфавитном порядке, можно доделать дома.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Лежа, по команде педагога ребенок должен напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд полностью расслабить.

Занятие № 8

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Ребенку предлагается вслед за ведущим произносить слова с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок проговаривает за психологом слово «Я» (с разной громкостью), «хороший» (с разной громкостью).

2. Основной блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса через дыхание (снятие мышечных зажимов)

Упражнение 1 «Дыхание – зевание». Сделать глубокий вдох открытым ртом, прищурив глаза (как при зевании), и, немного задержав дыхание, облегченно выдохнуть.

Упражнение 2 «Глубокое» и поверхностное дыхание»: (как слон, как собачка).

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию с ним).

Упражнение 1.Игра «Маски»

Ребенку предлагается нарисовать страшные маски, и, надевая их по очереди, пугать ведущего. Можно кроме масок использовать ткань: в нее заворачивается пугающий. В процессе игры можно меняться ролями. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (снизить уровень страха через придание объектам страха несвойственных непривычных характеристик).

Взрослый читает детям страшную сказку и просит придумать к ней веселое окончание: «Жила-была девочка, и были у нее папа и мама…

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение 1 . Ребенок сначала должен полностью расслабиться, а затем напрягать те участки тела, которые называет взрослый. Завершаются упражнения полным расслаблением.

Занятие № 9

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Если бы я был цветком, я бы был… Если бы я был животным, я бы был… Если бы я был сказочным героем, я бы был…

2. Основной блок:

Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.

Взрослый просит представить какое-нибудь страшное существо, которого боятся все дети. Затем, ребенок рисует то, что представил. Взрослый начинает рассказывать, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж, поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера – визажиста.

Цель: Коррекция страхов (снизить степень страха через его гротескизацию).

Упражнение 1 . «Сочиним страшную сказку».

По очереди взрослый и ребенок сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное содержание в смешную противоположность.

3.Завершающий блок :

Упражнение 1 «Медвежата». Медвежата сидят в берлоге. Подул сильный ветер. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки и греются. Стало жарко, медвежата развернулись, развалились (повторить несколько раз).

Занятие № 10

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

Я умею лучше, чем (брат, сестра)…

Я умею лучше, чем моя подруга …

Я умею лучше…, чем раньше

2. Основной блок

Цель: Коррекция страхов (снижение степени страха через сопереживание объекту страха).

Ребенок должен представить кого-либо страшного и нарисовать его. Затем, взрослый сообщает, что у страшного существа болят зубы, распухла щека. Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети не любит лечить зубы. Ребенку предлагается стать добрым врачом и вылечить страшного, а затем нарисовать его добрым и счастливым.

3.Завершающий блок

Цель: Обеспечение регуляции мышечного тонуса (релаксация)

Упражнение 1 «Морская звезда».

Лечь на пол в виде морской звезды. Представить, что звезда тянется всеми своими конечностями за чем-то вкусным одновременно. Затем, она устает и расслабляется (отдыхает). Повторить несколько раз.

Занятие № 11

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Лесенка роста».

Ребенку предлагается вспомнить и рассказать:

Когда мне было всего несколько месяцев, я умел только …

Когда мне был один год, я…

Когда мне было 3 года…

Сейчас я могу …

Скоро я научусь …

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Упражнение 1. Ребенок и взрослый перебрасываются мячом и заканчивают предложение: «Я сам делаю …»

Упражнение 2. Ребенку предлагается походить как маленький, а затем как взрослый (по возможности попробовать проанализировать, в чем разница).

3. Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь, полностью расслабиться и представлять то, о чем говорит взрослый (Рассказ «Путешествие к ручью»).

Занятие № 12

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 . Взрослый и ребенок перекидывают друг другу мяч. Взрослый говорит: «Я смелый», ребенок должен сказать: « А я смелее». Так называется несколько качеств характера.

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка

Упражнение 1 «Мне в тебе нравится».

Взрослый и ребенок перекидывают мяч друг другу, говорят, что им нравится друг в друге.

Упражнение 2. Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослым. Рассмотри, как ты одет, что делаешь, какие люди тебя окружают. Эти люди тебя очень любят. За что они тебя любят? А теперь открой глаза и расскажи, каким ты станешь, когда вырастешь? Какие твои качества будут нравиться окружающим?

3.Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь и полностью расслабиться. Представить то, о чем рассказывает взрослый (Рассказ «Путешествие по лесу»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуализация страха - упражнение «Дом ужасов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуализация страха - упражнение «Альбом страхов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Символическое уничтожение страха

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Инструкция: «Из страшного персонажа сделай заботливого»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй страшного персонажа так, чтобы он стал смешным»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй агрессивного персонажа так, чтобы он стал грустным»

Детский психолог

В каждой семье родители рано или поздно сталкиваются с психологическими трудностями в воспитании или обучении ребёнка. Если любить малыша, слышать его и искренне стараться помочь, почти со всем можно справиться своими силами, но именно «почти». Бывают ситуации, в которых родители чувствуют себя неуверенными или даже беспомощными. И тогда на помощь семье приходит детский психолог.

С кем работает детский психолог?

Исходя из названия профессии - «детский психолог» - ответ кажется очевидным: «Детский психолог – это специалист психологического профиля, который работает с детьми». Однако это не совсем так. Детский психолог работает с семьей, но помочь пытается, прежде всего, ребёнку. А взрослым объясняет, что происходит с их малышом в данный момент и как это изменить. Психолог разбирается с трудностями, возникшими у ребёнка в семье или в социуме (двор, садик, школа, компания сверстников), помогает наладить контакт с другими людьми и миром, внутренне поддерживает ребёнка и настраивает на позитив.

Детский психолог понимает особенности развития детей разных возрастных групп, знает, как справиться с кризисами 1,3 и 7 лет, как наладить контакт в проблемный переходный период, стать взрослым другом, а не только родителем для подростка и т.д. Профессионал с соответствующим образованием знает закономерности работы психики человека, владеет разными специальными методами диагностики и психокоррекции, понимает ту грань, где заканчивается его область и начинается «территория» психотерапевта или психиатра. Своевременное обращение к психологу педотвратит усугубление проблем и позволит разрешить сложные ситуации, сохранив между детьми и родителями доверие и нормальные взаимоотношения.

Цели и принципы работы детского психолога.

Основная цель, конечно, разобраться с кризисной ситуацией в семье и помочь ребёнку выйти из неё с наименьшими психологическими потерями. Цель может дробиться на более мелкие задачи – либо ситуативные (работа со страхами, неуверенностью, с конфликтами в семье), либо «симптоматичекие» (улучшить память, развить образное мышление и т.д.).

Если же детский психолог наблюдает ребёнка довольно долго, его основная цель – следить за общим психологическим состоянием и направлять развития малыша. Контролировать возрастные кризисы.

Если к психологу приводят деток с разными серьёзными нарушениями – ЗПР, ЗПРР, УО, его цель оказать ту помощь, в которой он компетентен, проконсультировать родителей и корректно передать ведение «особого» малыша дефектологу, специализирующемуся на выявленных психологом нарушениях.

В своей работе детский психолог, да и вообще любой грамотный психолог, придерживается нескольких принципов, напоминающих отчасти медицинские: не навреди; не осуждай; сохраняй самообладание в любых ситуациях; уважай интересы и чувства и ребёнка, и родителей; слушай глубже, чем слышишь; смотри глубже, чем видишь; сохраняй конфиденциальность услышанного и увиденного; будь компетентен – не за свою работу не берись.

Направления работы детского психолога:

    Консультирование и психологическая помощь родителям; Индивидуальные психологические занятия с ребёнком; Диагностика детско-родительских взаимоотношений; Психодиагностика ребёнка; Психокоррекционные занятия с малышом; Развивающие индивидуальные занятия c ребёнком; Развивающие групповые занятия с детьми; Консультирование и пофориентация старшеклассников; Проведение лекций, семинаров и психологических тренингов для взрослых, в т.ч. родителей.

Проблемы, с которыми поможет детский психолог

Общение с психологом, в принципе, полезно любому ребёнку, но малышу с проблемами из списка ниже, оно не просто полезно, оно необходимо:

    устойчивые детские страхи, справиться с которыми семье не удаётся; регулярная детская агрессия; постоянная детская тревожность, капризы и истерики; гиперактивность; трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми; повышенная возбудимость или депрессивные состояния; низкая самооценка и неуверенность в себе; детская ревность к брату или сёстре, зависть; кардинальные изменения привычного уклада жизни (переезд, новая школа, начало посещения детского сада, развод родителей, травмировавший ребёнка); проблемы с обучением и в целом с усвоением знаний (в саду и школе); сложности в отношениях с родителями или другим близким окружением; когнитивные расстройства; бессонница; ряд психосоматических заболеваний (энурез, энкопрес, термоневроз); детские вредные привычки (грызть ногти, сосать палец и пр.); последствия несчастий (чья-то смерть, переживания, возникшие в результате присутствия или наблюдения ЧС, насилие, длительная изоляция и др.).

Чем поможет детский психолог?

Современный мир – это постоянные нервные стрессы, информационные и эмоциональные перегрузки как у детей, так и у взрослых. Всё это оказывает разрушительное воздействие на нашу психику и проявляется различными проблемами, искажениями, нарушениями, примеры которых приведены выше. Специалисты помогут снизить деструктивное влияние вредных факторов, разгрузить психику, помочь найти выход из сложных ситуаций и жить дальше. Психолог расскажет о балансирующих техниках, «распутает» межличностные недопонимания и противоречия, подскажет приёмы эффективного взаимодействия с миром, покажет направление для личностного развития. Детский психолог также поможет с эмоциональными и поведенческими проблемами, трудностями в обучении и т.д. Кроме этого настоящий специалист объяснит родителям причины возникших проблем и посоветует, как в дальнейшем их избежать.

Как работает психолог: инструментарий, методы, формы

Психолог проводит предварительную диагностику по разным тестам и методикам, составляет заключение, а затем выбирает нужное направление деятельности (консультации, индивидуальная, групповая психологическая работа). А уже в зависимости от направления подбирает подходящие методики и методы. Детский психолог широкого профиля владеет огромным багажом специальных знаний. Он всегда может выбрать наиболее оптимальный комплект методов и приёмов из разных психологических школ, которые будут наиболее действенны для ситуации клиента. Чаще всего, специалист по работе с детьми использует игровую и творческую терапию, арт-терапию, песочную терапию, сказко-терапию, мелонотерапию, беседы. Психологический инструментарий – это игровые развивающие пособия, небольшая песочница с песком и разными фигурками, элементы для мелкой моторики и декоративно-прикладного творчества (разнообразные бусины, пластилин), творческие наборы с пластилином, красками и цветной бумагой, конструкторы, подушки, мячи или даже детская боксёрская груша и перчатки для работы с агрессией, ёмкости для игр с водой, необходимая литература, тесты и опросники, методички и полезные распечатки для родителей. И, конечно, главный «инструмент» - это сам психолог: его знания, способность к эмпатии, рабочий опыт, интуиция, внимание и чуткость и обязательно верный НАСТРОЙ – на помощь маленькому клиенту, а также уважение и БЛАГОжелательность по отношению к семье в целом.

В процессе психологических консультаций, общения и игр детский психолог создает благоприятные условия для того, чтобы справиться с актуальным состоянием ребёнка, помочь ему рассказать о своих страхах и тревогах, выразить себя, свою боль и обиду, надежды и желания. Постепенно совместно с родителями психолог находит пути для решения семейных проблем, которые травмируют ребёнка, в результате чего становится возможной и психокоррекция поведения малыша. Появляются условия для его дальнейшего нормального психологического развития. Улучшается внимание, повышается успеваемость, взаимодействие с близкими и социумом становится более спокойным, адекватным. После того, как путь к взаимопониманию у ребёнка со взрослыми найден и основные проблемы решены, психолог должен «отпустить» семью, а именно – научить их слышать друг друга и далее справляться с недопониманиями самостоятельно теми индивидуальными приёмами и методами, которые «сработали» в процессе психологических сессий именно с этой семьёй.

Об ожиданиях клиентов или о том, что психолог НЕ будет делать

Отправляясь на консультацию к психологу, родители иногда представляют себе не то, что их ждёт на самом деле. Психолог НЕ РЕШАЕТ за родителей семейные проблемы, но находит пути, которые позволяют родителям САМИМ эти проблемы решить и помочь ребёнку справиться с его состоянием.

Итак, что психолог делать НЕ БУДЕТ:

    Психолог не будет «лечить» от чего бы то ни было, ставить диагнозы и выписывать рецепты. Это сфера деятельности детских психотерапевтов, которые обязаны иметь медицинское образование, иначе они не имеют права зваться психотерапевтами, а тем более психиатрами. За рецептами – к ним, а не к психологу. Детский психолог не будет объяснять ребёнку, как ему НУЖНО себя вести для того, чтобы родители были довольны. Он не станет «лепить» из малыша то, что хотят видеть его родители, он будет помогать ребёнку понять себя. Хотя коррекция поведения в соответствии с адекватными поведенческими нормами в социуме – предусмотрена. Но – опять же – для пользы самого ребёнка. Психолог не сделает из непослушного ребёнка «удобного». Но он может объяснить родителям причины непослушания и научить семью договариваться между собой, ладить друг с другом. А вот если в основе детских истерик лежат тревоги и страхи, тогда - это не норма. С этим психолог работает.

Вообще слово «психолог» произошло от греческого «психо-» - душа. То есть психолог – специалист, помогающей душе человека обрести спокойствие или даже умиротворение. Детская душа хрупка, уязвима и нежна. Её нужно беречь и заботиться о её здоровье не меньше, чем мы заботимся о здоровье телесном. Серьёзные промахи и ошибки в воспитании и обучении ребёнка травмируют душу. И в последствие эти детские психологические травмы очень влияют на всю жизнь человека. Корректировать такие травмы во взрослом возрасте трудно, гораздо легче серьёзные ошибки НЕ совершить, пока человек ещё ребёнок. И для этого не нужно специальное образование – нужно чувствовать своего ребёнка и любить его. А если возникает тяжёлая жизненная ситуация, с которой сложно справиться, не пускать всё на самотёк, а обращаться к психологу.

Конспект занятия психолога с детьми 4-6 лет в период адаптации к ДОУ

Автор: Байкова Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ ОВ «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лянтор.

Описание материала: Проблема привыкания ребёнка 4-6 лет к дошкольному учреждению осложняется тем, что ребёнок попадает в сформировавшийся детский коллектив, с его законами, правилами. Для обеспечения психологической безопасности ребёнка в период адаптации к ДОУ, я провожу занятия с детьми с элементами тренинга.
Основная цель занятий: способствовать созданию позитивного настроения, сплочению группы, развивать чувства доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности, развитие вербальных и невербальных средств общения. Предлагаю вашему вниманию первое занятие.
При составлении занятий я использовала следующую литературу:
1. Е.Кочева Программа по оптимизации общения в детском саду.
2. Клаус Фопель «Привет, ножки!».
3. С.В.Крюкова «Давайте жить дружно», «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
4. И.Л.Арцишевская «Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду».

Занятие «Давайте, познакомимся!»

Задачи: способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности, развитие вербальных и невербальных средств общения.

Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.
Психолог: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и споем:
«Утро начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
(Имя ребенка) здесь и ….здесь,….здесь,…здесь,…здесь.
Все здесь!
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)

2. Игра «Меняются местами те, кто…»
Цель: снять эмоциональное напряжение, формирование чувства ценности других и самоценности, сплочение группы.
Психолог: «Давайте с вами сыграем в интересную игру. Я буду называть действия людей, их увлечения, а вы должны внимательно слушать и если это подходит для вас, то вы встаёте и меняетесь местами с тем, кто…
- любит бегать
- радуется хорошей погоде
- имеет младшую сестру и т.д.
(Это упражнении можно проводить с детьми на каждом занятии, меняя или повторяя вопросы. Анализ упражнения -после ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д., кто был самый внимательный, а кто открылся с новой стороны).

3. Игра «Ходим кругом»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что _имя ребёнка нам покажет.
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения(прыгает как лягушка, принимает смешную позу…)Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

4. Игра «Это я. Узнай меня!»
Цель: развитие умения сочувствовать, сопереживать другому человеку, тактильного восприятия.
Психолог предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».
5. Игровое упражнение «Сотворение чуда»
Цель: сплочение группы, развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?» Ответы могут быть ситуативные: «улыбнись», «станцуй», « спой» или перспективными - тогда дети договариваются о месте, времени «Сотворения чуда» (построить вместе дом, порисовать)
6. Релаксация. Сотвори в себе солнце
(упражнение можно проводить лежа на ковре или предложить детям принять удобную расслабленную позу).
Психолог тихим спокойным голосом говорит: «В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)».

7. Ритуал окончания занятия «Попрощаемся по разному»
Каждая наша встреча будет заканчиваться в кругу, будем обсуждать нашу встречу, кому что понравилось, что бы он хотел повторить, изменить. (для обсуждения можно использовать мягкую игрушку, мячик и т.д.), когда все выскажутся мы с вами с вами попрощаемся по-разному можно ладонями, локтями, коленями, спинами и т.д. Можно предлагать детям выбирать одного из них, кто придумывает из них как прощаться после занятия..

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положительные качества характера, познакомимся с добрыми лицами и почитаем сказку. Если справитесь со всеми заданиями, то в конце ждет сюрприз (это может быть книга, игра).

Ребята могут прочитать вслух сказку сами, либо это делает педагог. Затем дети должны рассказать свое продолжение. В зависимости от того, какой конец у сказки, педагог делает вывод о том, насколько ученики усвоили положительные качества характера, правомерного поведения. Если конец сказки получился позитивный, то учащихся нужно похвалить, если же нет, то нужно сказать, что во всех сказках должен быть счастливый конец и им нужно еще разок подумать. С дальнейшим сценарием действий педагога можно ознакомиться в сценарии занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.

«Путешествие в мой внутренний мир»

(с элементами арт- и сказкотерапии)

Цель: сформировать положительное взаимодействие агрессивного ребенка с другими людьми.

Задачи:

1. Дать понять ребенку, что такое дружба, щедрость, доброта, какое значение они имеют в жизни любого человека.

2. Научить ребенка правильно выражать свои эмоции и настроение.

3. Развитие рефлексии собственного поведения ребенком посредством сказки.

Оборудование: распечатанные задания, карандаши, фломастеры, зеркало, сам сюрприз, если он материального характера.

Ход занятия:

1. Приветствие и знакомство.

Сегодня мы вместе с тобой отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положительные качества характера, познакомимся с добрыми лицами и почитаем сказку. Если справишься со всеми заданиями, то тебя в конце ждет сюрприз (это может быть книга, игра, свободное времяпровождение).

2. Упражнение «Найди противоположное качество».

Перед ребенком выкладывают в хаотичном порядке карточки с различными качествами, нужно, чтобы ребенок охарактеризовал каждое качество в отдельности, если он затрудняется с ответом, ему нужно помочь. Потом ребенку предлагается каждому отрицательному качеству найти положительное, либо наоборот. Ребенок может привести примеры из собственной жизни, когда он проявлял, то или иное качество. (Пример карточек приведен в Приложении).

3. Упражнение «Нарисуй доброе лицо».

Перед ребенком кладется лист, на котором изображено три лица с недостающими чертами. Требуется, чтобы ребенок нарисовал добрые лица, в первом случае – улыбку, во втором случае – добрые глаза и в третьем случае – свое доброе лицо. Если ребенок рисует что-то другое, то нужно уточнить: почему именно он такими видит добрые лица. Потом попросите ребенка посмотреть на себя в зеркале и улыбнуться и сказать, что это надо было нарисовать на первом рисунке. Посмотреть на свои глаза, когда они улыбаются, что такие надо было нарисовать на втором рисунке. И, наконец, запечатлеть свой портрет на последнем. Если ребенок хочет все исправить, дайте ему такую возможность предложив чистый бланк. (Пример бланка в Приложении).

4. Упражнение «Продолжи сказку» (см. Приложение)

Ребенок может прочитать вслух сказку сам, либо это делает педагог. Затем ребенок должен рассказать свое продолжение. В зависимости от того, какой конец у сказки, педагог делает вывод о том, насколько ребенок усвоил положительные качества характера, правомерного поведения. Если конец сказки получился позитивный, то ребенка нужно похвалить, если же нет, то нужно сказать, что во всех сказках должен быть счастливый конец и нужно ребенку еще разок подумать. Если ребенок упрямится, то нужно сказать, то он не получить сюрприз.

5. Заключение. Прощание.

Ребенку стоит предоставить заслуженный сюрприз. Попрощаться с ним на положительной ноте, сказать о возможности будущих встреч.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди