15.07.2019

Проект (подготовительная группа) на тему: Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика. Экономические сказки для детей дошкольного возраста


СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ В МИР ЭКОНОМИКИ

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино».

Ситуация №1.

Цель: закрепить представление детей о банке, как месте, в котором хранятся деньги.

Содержание: Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенёчке, рассматривал какие-то монеты и о чём-то сосредоточенно думал. «О чём ты думаешь, Буратино?»- спросила Мальвина. « Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь»- ответил Буратино. « Знаешь, Буратино, недалеко от сюда есть интересный дом, ты можешь вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше»,-сказала Мальвина.

Вопросы к детям:

1. О каком доме говорила Мальвина? 2.Что такое сберегательный банк?

Ситуация №2

Цель: обогатить представление детей о валюте, разнообразии денежных знаков.

Содержание: Мальвина раздаёт своим ученикам- Буратино, Пьеро, Артемону листочки, на которых нарисованы сказочные герои и деньги той страны, в которой они живут, и рассказывает историю про деньги. « Встретились как-то в стране экономики герои разных сказок: Красная Шапочка, Бременские музыканты, Сестрица Алёнушка, дядя Скрудж и стали вспоминать, как называются деньги разных стран.

марка

Красная Шапочка

франк

Бременские музыканты

рубль

дядя Скрудж

доллар

Сестрица Алёнушка

Задание: соедините линией каждый персонаж с той купюрой, которая « живёт» в его стране – предложила Мальвина своим ученикам.

Вопросы к детям:

1.О каких деньгах говорили герои сказок?

2.Как называются денежные знаки каждой страны: валюта, деньги, банкнота, монеты?

3.Что такое валюта?

Ситуация №3

Цель: расширить представления детей о разнообразных способах получения доходов и увеличения прибыли.

Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?

Деньги надо закопать в землю и подождать когда вырастет денежное дерево - весело сказал Буратино.

Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги- добавил, подумав Пьеро.

А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получать прибыль, т.е. доход- негромко сказал Артемон.

Мальвине понравились некоторые предложения, высказанные её учениками.

Вопросы к детям:

1.Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, Артемон?

2. Понравились ли Мальвине предложение Артемона, почему?

3.Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода прибыль, проценты, убыток?

4. Что такое прибыль, проценты?

Ситуация №4

Цель: познакомить детей с ценой разных товаров: качественных и товаров с браком (дефектом), ввести понятие скидка.

Содержание: Карабас-Барабас открыл новый магазин. Покупатели: лиса Алиса, кот Базилио, Артемон, Буратино – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили, ни одной вещи. Карабас-Барабас задумался: « Почему не покупают товар?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и тд.), т.е. у товара непривлекательный внешний вид. Карабас долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили? И наконец, придумал: он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую. Появились таблички: « Товары продаются со скидкой». На следующий день все товары раскупили.

Вопросы детям:

1.Что придумал Карабас-барабас?

2.Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?

Ситуация №5

Цель: познакомить с магазином (отделом) уценённых товаров.

« Что такое уценённые товары?»- спрашивает любопытный Буратино « Это товары по сниженным цена»,- отвечает Мальвина. « Что такое сниженная цена?»- вновь задаёт вопрос Буратино. « Это значит, что цена товара меняется. Она становиться меньше прежней»,- терпеливо объясняет Мальвина.- Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой».

Вопросы к детям:

1.О каких товарах говорила Мальвина?

2. Как называются товары, цена, которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешевые) товары?

3. Что такое скидка?

Ситуация № 6

Цель: сформировать у детей представление о цене, как выражении качества товара.

Буратино и Пьеро внимательно рассматривают картинки, угадывают товар, который будет продаваться дешевле (по сниженной цене, со скидкой).

Вопросы к детям:

1.Как ученики Мальвины определяют товары, которые будут продаваться по сниженной цене (со скидкой)?

2.От чего зависит цена товара?

3.Что обозначает скидка цены товара: цена повышается, цена понижается, остаётся.

Три поросёнка.

Английская сказка.

Ситуация №1

Цель: сформировать у детей представление о рациональности выбора материалов.

Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее.

Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы детям:

1.О чём спорили поросята?

2.Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

3.Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

4.Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?

5. Как можно назвать слово «материал» по - другому?

Ситуация№2

Цель: расширить представление детей о рациональном использовании денег.

Вопросы детям:

1.Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

2.Израсходованные деньги - это доход, расход, прибыль?

3. Что такое расход?

4. Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

Ситуация №3

Цель: сформировать понятие необходимости расчёта доходов, умение выполнять простейшие расчётные операции, установление соответствия доходов и расходов.

Содержание: живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.


Вопросы:


1.Как можно назвать деньги потраченные поросятами?

2. Какие бывают расходы?

3.Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: д р, д р, д р. Почему?

Ситуация № 4

Цель: сформировать понимание источников денежных накоплений; развивать умение экономить.

Содержание: пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. « Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. « Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

Вопросы детям:

1.Как называют деньги, которые поросята откладывают в копилку?

2. Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

Волк и семеро козлят

Русская народная сказка.

Ситуация №1

Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономического) ведения домашнего хозяйства.

Содержание: козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один козлёнок. « Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козлёнок. Мама Коза была не рада, когда увидела « помощь» своих козлят. Она сказала: « Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства».

Вопросы к детям:

1. Почему мама Коза была огорчена?

2. Знают ли козлята, как нужно выполнять домашнюю работу?

3. Что такое секреты домашнего хозяйства? Какие ты знаешь секреты?

Ситуация №2

Цель: показать детям важность выполнения своих обязанностей каждым членом своей семьи, необходимость сохранения хороших отношений в семье, помощи, взаимного уважения.

Содержание: козлята усердно обучались секретам домашнего мастерства. И когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. « Я приготовлю вкусный обед», - говорит один козлёнок. « Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок», - говорит другой. А третий решает поработать на огороде, полить любимую капусту.

Вопросы детям:

1. О чём говорили козлята?

2. Можно ли утверждать, что козлята умеют распределять обязанности между собой?

3. Почему каждый из козлят выбрал одно дело?

4. Каков результат умелого распределения домашних дел?

5. Что такое распределение домашнего труда?

Ситуация №3

Цель: сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Содержание: мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились козлята. « Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза.- На этикетке указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких необходимых этикеток.

Вопросы детям:

1. Где записываются сведения о товаре?

2. Как можно назвать информацию о товаре: реклама, ярлык, объявление, ценник, этикетка?

3. Что может случиться, если на товаре не будет этикетки (ярлыка)?

4. Что такое этикетка?

Ситуация № 4

Цель: уточнить представление детей о подарке как способе выражения бескорыстного отношения к окружающим.

Содержание: однажды волк пришёл к Козе и козлятам и сказал: «Я решил сделать вам подарок. Подарок необычный: сегодня мы идём в театр. Козлята обрадовались - они любили представления… Волк долго ждал, когда Коза спросит о стоимости билетов, и наконец, сказал: « Цена одного билета – один рубль. Давай-ка Коза рассчитаемся. Ты мне должна восемь рублей». Коза очень удивилась.

Вопросы детям:

1.Чем сначала обрадовал Волк Козу и козлят?

3.Что такое подарок?

Теремок

Русская народная сказка

Ситуация №1

Цель: расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

Содержание: жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. « Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.

Вопросы детям:

1.Выгодног ли распределила деньги Мышка – норушка?

2.Что такое выгода (прибыль)?

Ситуация №2

Цель: сформировать у детей представление о личной собственности и способах её использования для получения прибыли.

Содержание: шёл Михайло Иванович по полю и увидел разрушенный теремок. « Построю новую гостиницу для лесных зверей,- решает медведь, холодно иногда бывает в лесу: то мороз, то метель, то дождь». И построил. Понравилась гостиница зверятам: уютные номера, недорогая плата (цена) за номер. А главное- каждый вечер собирались они вместе за чашкой чая, и обсуждали интересующий их вопрос: какая личная собственность есть у каждого из них?

Вопросы детям:

1. Как можно назвать медведя, имеющего гостиницу?

2. Кем является Михайло Потапыч: хозяином, собственником, гостем, квартирантом?

3. Что получает медведь от работы гостиницы?

4. Какую личную собственность могли иметь зверята?

5. Что такое личная собственность?

Ситуация № 3

Цель: уточнить название профессии бармен и зависимость количества посетителей от качества их обслуживания.

Содержание: пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесной бар. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в этот бар.

Вопросы детям:

1. Кем был ёж?

2. Как можно назвать эту профессию: продавец, бармен, официант?

3. Чем занимается бармен?

4. Почему звери решили часто заходить в бар?

Золушка.

Шарль Перро.

Ситуация №1

Цель: Уточнить знания о бытовой технике, её значении в жизни людей.

Содержание: Рассказала Золушка королю, как много приходится ей трудиться в доме мачехи: стирать и гладить бельё, наводить порядок, готовить еду, шить одежду. Нет у Золушки ни одной свободной минутки. Приказал тогда король своим мудрецам придумать машины, которые помогли бы человеку в домашнем хозяйстве, облегчили его труд. И вскоре, такие волшебные машины появились на главной ярмарочной площади города. Золушка и все остальные жители королевства восхищённо наблюдали, как машины чистили ковры и дорожки, резали овощи и фрукты, готовили напитки, стирали бельё. «Вот мои умные помощники!»- воскликнула счастливая Золушка.

Вопросы к детям:

1. Что изобрели мудрецы в королевстве?

2. Какие предметы (товары) можно назвать бытовой техникой?

Ситуация №2

Цель: Сформировать понимание необходимости рекламы для прибыльной работы предприятия.

Содержание: Добрая фея открыла для Золушки салон красоты «Девица-красавица». Принц приказал своим слугам разнести весть о салоне по всему королевству. Одни слуги зазывали посетителей, громко рассказывая о салоне на площадях и улицах, другие поместили объявление в рекламной газете «Горожане». А Золушка всем своим друзьям разослала открытки-приглашения, в которых сообщала об услугах и ценах.

Вопросы детям:

1. Как узнали о новом салоне жители королевства?

2. Как можно назвать сообщение о салоне?

2 класс

Урок литературного чтения

Тема. Знакомимся с экономикой через сказки

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям.

Тип по дидактической цели : изучение нового материала.

Цели по содержанию:

    обучающие: ввести детей через сказки в новую - экономическую – сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях

    развивающие: развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности.

    воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Оборудование: краткий словарь - справочник, разноцветные мелки, таблички с экономическими категориями, нравственными качествами, мультимедиа

Ход урока

I .Организационный момент.

1.Распределение детей по группам. Дети пересаживаются в соответствии с группами.

II .Настрой на урок.

Учитель. Какое у вас настроение? (ответы детей)

У меня тоже хорошее настроение, хочется поработать с вами, порадовать вас.

III . Минута самовнушения.

Итак, садитесь за парты, опустите голову на парту, закройте глаза и повторяйте со мной про себя.

-Солнце, какое ты доброе, хорошее, ты даришь мне жизнь, спасибо тебе…

-Жизнь, какая ты красивая, интересная, я люблю тебя…

- Здравствуй, день, ты ступенька в моей жизни, ты помогаешь мне стать хорошим человеком…

-Я сегодня буду расти, буду мыслить, буду изучать, познавать…

-Я мыслящий человек. Не боюсь трудностей.. Я умею быть сосредоточенным

Поднимите, пожалуйста, головы. Пусть сегодняшний урок будет творческим. Пожелаем себе всего хорошего, доброго.

А я желаю вам успешных, мудрых ответов, удачи вам на уроке и чтобы урок наш состоялся.

IV . Актуализация опорных знаний.

1.Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Дети читают тему урока).

Знакомимся с экономикой через сказки.

V .Мотивация: для чего?

На уроке мы прикоснёмся к сказкам и познакомимся с экономическими категориями (понятиями), которые в нашу жизнь вошли сравнительно недавно и связаны с переходом к рыночной экономике. Узнаем, что сказка, оказывается, - это серьёзное и настоящее дело. Она нужна, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Какое новое слово вам встретилось при чтении темы урока? (Экономика)

Экономика – как наука о домашнем хозяйстве. Она объединяет слова: потребность (что нужно человеку: материальное, духовное, социальное),труд, бартер (обмен), выгода (прибыль), убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал

(купля –продажа) это экономические категории. Знание экономических категорий вам пригодятся в дальнейшей жизни.

VI .Погружение в урок.

1 задание. Чтобы начать знакомство с экономическими категориями, предлагаю вам поиграть со мной в игру «Выберите верное предложение». На карточках по три предложения. Выберите то предложение, которое вам кажется правильным и объясните, почему вы его выбрали.

1 группа.

1.Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

2 группа

1.Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это когда меняют товар на товар.

3.Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

3 группа

1.Вода должна течь из крана и днём, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда она нужна человеку.

2.Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

3.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Итак, какие экономические категории выделим в этой игре? (Ответы: деньги, трудиться – труд, валюта, реклама, пенсия, экономия, бюджет, товар, цена, качество товара ).

2 задание. Сейчас группы поработают со сказками, которые вам хорошо знакомы. Но эти сказки мы с вами проанализируем, исследуем, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества человека, которые проявляются в различных ситуациях.

Ваша задача:

Выбрать и сгруппировать экономические категории и социально-нравственные качества, которые даются на карточках.

Обсуждение задания в группах.

1 группа . «Колобок» (Русская народная сказка)

Цель: расширить представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми

Экономические категории : труд, изделие.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, любознательность, общительность, хитрость, хвастливость, безопасность

Краткое содержание .

Жили-были дед да баба. Дед попросил бабку испечь колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила его в масле. Колобок получился пышный, румяный, ароматный. Положила она его на окно остынуть. А колобок прыг с окошка во двор и покатился себе по дорожке в лес. По дороге встретились ему сначала заяц, потом волк, затем медведь и лиса. Все хотели съесть Колобка, но только она собралась его съесть, как прибежали бабушка и дедушка, все звери и стали стыдить лису. Колобок предложил пойти к бабушке и дедушке и всем вместе попить чаю.

Вопросы:

Что было необходимо, чтобы испечь колобок?

Каким получился Колобок?

Вопросы:

Почему бабушка не отказалась испечь колобок?

Почему Колобку захотелось убежать из дома?

Каким образом Колобку удавалось укатиться от зверей?

Почему лиса обманула Колобка?

Вывод:

Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке, Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло;

Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный;

Лиса предприимчивая, хитрая – обманула Колобка;

Безопасность жизни – не доверяй незнакомым людям

2 группа «Терем – теремок» (Русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода

: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Краткое содержание.

Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вопросы:

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Вопросы:

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

Есть ли разделение труда в вашей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

Вариант: В какой сказке сказочные герои строят дом? (« Три поросёнка» английская сказка)

Вывод:

Каждый житель терема имел свои обязанности и хорошо выполнял их, поэтому всё у них получалось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

3 группа « Мужик и медведь» (Русская народная сказка )

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль

Социально-нравственные качества : трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости.

Краткое содержание.

Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь. И говорит, что «заломает» его. Муж попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город поехал продавать. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повёз репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Вопросы:

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Почему рассорились мужик и медведь?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками

3 задание.

Игра «Продолжи предложение » (на доске)

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а вы его закончите. Слова-помощники на доске: польза, зарплата, пенсия, стипендия, вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов пойдет на работу, профессия, валюта, продать, купить, изготовить, выше, банк, реклама, товар, одежда, жилье, продукты питания

    Любой труд приносит ….(пользу).

    Моя мама получает за свой труд…, бабушка …., а брат учится в институте и получает …. (зарплату, пенсию, стипендию).

    Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдёт на работу).

    Деньги разных стран называются ….(валюта).

    Любой товар можно ….(продать, купить, изготовить).

    В магазине цена…., чем на рынке (выше).

    Место хранения и накопления денег называется …(банком).

    Чтобы люди узнали о товаре, нужна ….(реклама).

    Мебель, одежда - это …(товар)

    Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жильё, продукты питания).

4 задание .

Игра «Колодец желаний»

Представьте себе, что вы банкир. Начните предложение и закончите его: «Если бы я мог стать банкиром, то …»

5 задание.

Итак, сейчас вспомним сказку С.Михалкова «Как старик продавал корову»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание.

Старик продавал корову на базаре целый день, но никто её не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренёк пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих её приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

Почему старик целый день не мог продать корову?

Как старик представлял товар?

Каким образом паренёк привлёк покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренёк?

Почему старик передумал продавать корову?

Социально-экономические качества : предприимчивость, доброта

Вопросы:

Какими качествами обладал паренёк?

Почему паренёк помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

VII . Рефлексия.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Где? Для чего?

Чтение пословицы:

Мудрым никто не родился, а научился.

Вывод:

Быть мудрым человек учится у жизни.

Жизнь учит людей быть мудрыми.

VII .Самооценка урока

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Самоанализ урока

Тема урока . Знакомство с экономическими категориями через сказки.

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям

Тип урока по дидактической цели : изучение нового материала

Цели содержания:

1)обучающие: ввести детей через сказки в новую – экономическую - сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях;

2) развивающие : развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности;

3)воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру; уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Дл достижения целей урока применила технологии:

1.Технология организации познавательной деятельности учащихся:

Технология личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

Технология активизации и интенсификации познавательной учащихся: игровая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология группового способа обучения;

Технология организации воспитательного процесса (коллективная творческая деятельность), технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Пониманию экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. И в народных сказках, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается в виде проблемных ситуаций, решения которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

На уроке использовала игровую форму заданиям, имеющим познавательное содержание путём введения в него одного или нескольких элементов игры (роли выступающих, установка на выигрыш в результате выполнения определённых правил и достижения заданной цели).

Игры « Выбери верное предложение», «Продолжи предложение» применила с целью выявления сформированности экономических категорий и умения завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Следующий этап работы на уроке заключался в анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.). и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация этой задачи прослеживается в сказках «Колобок», «Терем-теремок», «Мужик и медведь». По этим сказкам дети получили представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми, о характере труда сельского жителя, понимание необходимости труда, значимости разделения домашнего труда между членами семьи, предвидеть результат труда; воспитание социально-нравственных качеств личности: трудолюбие, общительность, хвастливость, заботливость.

Познакомились с экономическими категориями: труд, изделие, разделение труда, польза, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

При проведении физминутки использовала «экологическую педагогику» - это одна из основных характеристик гуманно – личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, дидактический приём «Опустите голову!», «Закройте глаза!» по утверждению Ш.А.Амонашвили влияет на то, чтобы дети с успехом решали учебные задачи.

На данном уроке у детей удалось сформировать мотивацию учебной деятельности, выбранные формы работы оказались оптимальными для реализации целей урока.

Активность и самостоятельность мышления учащихся достигнуты путём системы вопросов, созданий проблемной ситуации, разных уровней деятельности учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом, в творческой работе.

бартер

пенсия

деньги

труд

валюта

экономия

бюджет

качество

товар

Министерство образования и науки РХГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Зачетная работа

Тема. Изучение сказок народов мира

в начальных классах с целью подготовки ребенка

к жизни и правильной ориентации его

в условиях перемен социальной жизни

Выполнила:

Чертыкова Н.Н., слушатель

квалификационных курсов

учителей начальных классов

хакасских школ

Абакан – 2008

Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста),значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

    построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).

Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки(сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

    сказки, отражающие труд людей;

    сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;

    сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре – драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр).

Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка.

Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др.

В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказке «жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально0нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

Вывод: В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках:

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Экономические категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вывод: Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» (хакасская народная сказка).

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов.

Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Аналогично в хакасской народной сказке «Оркечекнен кускечек» и в русской народной сказке «Лиса, заяц и петух».

Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Вывод: купец поехал торговать за море, где товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Цели: формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон; подвести детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказки.

Экономические категории: договор, труд, плата за товар, товар.

Социально-экономические качества: трудолюбие, добросовестность, смекалка, жадность.

Вывод: Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за совей жадности

Заключение.

Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть по-настоящему эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987

2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа. «12 -1991

3.А.А.Сморленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок.

М. АРКТИ.2006

по мотивам сказок А.С.Пушкина

"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым мол одцам урок."

На одном большом острове в океане правил когда-то молодой князь Гвидон и женился он на прекрасной царевне Лебеди.

Много было на том острове разного богатства: и леса, и горы, и заливные луга, и много рыбы в океане. Однако народ острова жил бедно, так как в ту пору в качестве денег в ходу были золотые, да серебряные монеты, да еще драгоценные камни, а на острове не добывалось ни злата, ни серебра, ни каменей драгоценных. А все это было привозное - заморское, из соседнего царства - государства, где правил славный царь Салтан. По указу царя Салтана его купцы закупали на острове только лес, да уголь и более - ничего. И вот, сколько закупят купцы заморские этого товару, столько и денег ходило, а других денег на острове в ходу не было. А князю Гвидону надо было еще платить целому войску великанов - "Все равны, как на подбор; старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить и дозором обходить..."

Еще надо было содержать большой княжеский двор, чиновников, да многочисленную челядь, чтобы перед заморскими гостями в грязь лицом не ударить. Как оплатит все это князь, так денег в казне боле и нет, народу перепадали жалкие крохи. Так что, жили люди в основном своим натуральным хозяйством - "сколько потопали, столько и полопали." Между собой люди занимались натуральным обменом, так что торговля не развивалась.

Хоть леса и руды на острове было много, так ведь когда-нибудь могло и закончиться. А чем тогда торговать, и где потом деньги брать? Сильно об этом кручинился молодой князь.

Как водится, князь еще разбирал споры между людьми и вершил правый суд. А споров было очень много, почитай каждый день приходилось разбирать - сколько и на что можно менять разного товару. Каждый, кто приходил, был обижен и жаловался князю, что его мол обделили и обобрали. Так что, вместо того, чтобы с молодой женой - лебедушкой о наследниках радеть, приходилось одни и те-же жалобы каждый день слушать, "ряды рядить, да лясы точить."

И еще очень печалился князь Гвидон, что в городе, да и в округе бродят много нищих, оборванных людишек и просят подаяния. Беда в том, что много среди нищих было вдов с голодными детишками: у какой муж - рыбак в шторм пропадет, у какой - на лесоповале надорвется или в шахте поломается. Все, пиши:- пропало, детей кормить нечем. И шли вдовы с детками в город к добросердечному князю просить подаяния. Много он милостыни раздавал, только нищих становилось все больше и больше. А заморские купцы его еще и подначивали - "Что это у тебя столько нищих, князь? Не умеешь ты стало-быть ни хозяйство вести, ни порядок навести."

Князь у купцов спрашивал: "А что в царстве славного Салтана делается? Как он с нищетой справляется?"

На что гости отвечали: "Как царские слуги увидят какую-нибудь нищенку с ребенком, так они их хватают, в бочку сажают, да в море-океан с горы сбрасывают. И нищих в том царстве-государстве, почитай - и не видать. Хоть баб, да их детишек всем жалко, да делать нечего, надо-же как-то с нищетой бороться."

И вот Князь три ночи не спал, не ел - все думу думал: как нищету одолеть и всех богатыми сделать, и при этом жизни человеческие не губить?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; диво, право, не безделка - белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; но, быть может, люди врут".

Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; это чудо знаю я; полно, князь, душа моя, не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу".

Жена князя была волшебницей, она умела превращаться хоть в лебедя, хоть в муху, хоть в комара, и в таком обличие летала в дальние три-девятые и три-десятые царства, и даже в другие - параллельные миры. Она смотрела, что там происходит и могла присылать от туда разные диковинки, каких на острове сроду не видывали.

И вот, по желанию Гвидона, выросла на княжеском дворе ель с золотыми орешками и изумрудными ядрами, которые белка добывала, да еще при этом и песни пела.

Князь было собрался из золотых скорлупок лить монеты, да пускать их в ход по свету, а княгиня и говорит: "Ты князь, у ели стражу поставь, пусть люди на это чудо из далека любуются, а все золотые скорлупки, да изумрудные ядрышки в казну, под спуд запирай. А народу раздавай золотые деньги да изумруды, но только не реальные, а виртуальные. и чтобы торговля велась через магазины - тоже виртуальные."

"Это как же так?" - Изумился князь.

"А так, елка с золотыми орешками у тебя одна и белка тоже одна, а народу много. Как начнут они товар производить и торговлю вести, и с этого - богатеть, так ни каких шишек не напасешься. Ты народу объяви, что мол для сохранности от грабителей - злодеев, все эти драгоценности будут храниться в княжеской казне, а народ будет регулярно получать необходимое количество денег в виде условных чисел на их именных счетах и люди смогут самостоятельно ими распоряжаться для ведения хозяйства и торговли. И объяви, что количество условных чисел соответствует определенному количеству ценностей, хранящихся в княжеской казне."

Князь сначала обрадовался: "Это ты хорошо придумала! Выходит, что виртуальных денег я смогу раздавать сколько угодно!"

А волшебница отвечает: "Да, только я это не сама придумала, а в три-десятом царстве подсмотрела. Скоро от туда придет корабль и привезет волшебные зеркала - айфоны, через которые люди будут управлять своими виртуальными деньгами. Но за айфоны пока придется заплатить настоящим золотом и настоящими изумрудами, так как к тебе пока еще не достает доверия у заморских купцов."

"Но погоди!" - Воскликнул князь: "От куда же возьмется доверие? Когда я умру, наследники откроют мои закрома и увидят, что на самом деле там драгоценностей - кот наплакал. Что они тогда обо мне скажут?"

"Не тревожься об этом, князь!" - Ответила княгиня лебедь: "Пусть люди вначале привыкнут к виртуальным деньгам, да на собственном опыте убедятся, что для торговли им не нужны ни золото, ни изумруды, а нужны только виртуальные числа на их денежных счетах, да государственный закон - принимать эти числа в уплату за реальные товары. А потом мы как-нибудь эту привязку к золоту и отменим. В тех дальних мирах, где я побывала, "золотого стандарта" давно уж и в помине нет."

Но все-таки у князя ни как не могло уложиться в голове, как с помощью каких-то абстрактных, не реальных чисел, можно добывать реальные ценности, он ведь никогда такого не видывал и никогда о таком не слыхивал. Тогда княгиня дала ему волшебное зеркало - айфон и сказала: "Вот, иди поиграй в социальную игру, а заодно и потренируйся."

Несколько дней князь игрался с демо-версией в социальной игре, пока постепенно не начал постигать суть дела, но кое-какие неразрешенные вопросы все-таки остались. Пришел князь к своей лебедушке и спрашивает: "Если золотой стандарт - это фикция, то чем тогда инвестиционные деньги реально обеспечены? И сколько их надо выпускать? И почему их объем надо к народонаселению привязывать?"

"Реально инвестиционные деньги обеспечены потенциалом." - Ответила лебедушка.

"Каким таким потенциалом?" - Изумился князь.

"В первую очередь - человеческим созидательным потенциалом, а во вторую очередь - потенциалом окружающей нас природы. Поэтому деньги должны быть привязаны к населению. Вот мы идем с тобой сейчас по песчаному берегу и ты думаешь, что из песка невозможно построить прочный дом; а между тем, человек придумал как превращать песок в легкую, но прочную пену, из которой можно строить легкие и прочные дома. Человек способен придумать и потом воплотить в реальной жизни такое, что без него в природе никогда не было и не будет. Вот волшебное зеркало у тебя в руках - его тоже человек придумал.

С другой стороны, производство без людей - покупателей не имеет смысла, поэтому потребительские деньги тоже должны быть привязаны к народонаселению, чтобы люди смогли спокойно жить и самовоспроизводством заниматься (детей растить да воспитывать) да еще, чтобы все находили себе занятие по душе и сотрудничали друг с другом для совместного созидания разных благ.

Но есть такие страны, где деньги привязаны к ростовщикам, и люди к ним за деньгами на поклон ходят. Если ростовщик захочет, может деньги дать, а может и не дать, а может все имущество у должника отнять и по миру его пустить. Потому, что владеет ростовщиком страсть власти и наживы - маммона, и испытывает он такой голод, который невозможно ни чем утолить, хоть ты все богатства мира влей в его ненасытную глотку."

"От чего же зарождается такая ненасытная страсть?" - Подивился молодой князь.

"От страха нищеты, поэтому нищету надобно одолеть, но не уничтожая нищих (от этого страх только растет), а нужно людей умиротворить и обнадежить. Для этого им надобно обеспечить достойный (не нищенский) базовый уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне. Когда человек уверен, что ни он, ни его близкие не будут страдать от голода и холода, и что есть у них надежная защита, тогда сможет человек спокойно посвятить себя тому, к чему у него душа лежит. А чем более люди образованы и развиты духовно, тем больше у них проявляется жажда творчества, тем больше им хочется созидать что-то новое и доселе невиданное."

"Все это хорошо." - Вздохнул князь: "Но если людей обеспечить базовым уровнем жизни, никто тогда и работать не захочет."

"Не беспокойся!" - Ответила княгиня: "В других странах проводили такие эксперименты, где людям просто раздавали деньги. Вначале они, правда - пили и гуляли, но потом брались за голову, и начинали порядок наводить да жизнь обустраивать, человеческое здравомыслие еще никто не отменял."

"А от чего зависит базовый уровень жизни?" - Поинтересовался князь.

"От технического прогресса. Чем выше уровень технического прогресса, тем ниже потребность в рабочих руках, то есть в людях, делающих монотонную стандартную работу. Но зато, повышается потребность в специалистах, обладающих высокой умственной способностью и глубокими знаниями. Хоть их труд оценивается высоко, но в общем и целом затраты на человеческий труд сокращаются, это называется - сокращение внутренних затрат. Но, с другой стороны, все руководители предприятий заинтересованы в росте объемов производства и сбыта своей продукции. Этот парадокс как раз и устраняется при помощи электронной денежной системы (системы распределения благ). Когда на потребительские счета граждан регулярно перечисляются деньги, составляющие разницу между объемами предложения продукции (в деньгах) и объемами спроса, обеспеченного заработанными деньгами."

"Почему деньги должны быть разделены на два отдельных потока - инвестиционные и потребительские?" - Спросил князь, подумав.

Должен работать сбалансированный товарно-денежный механизм, чтобы с одной стороны - не было перепроизводства товаров или денег, а с другой стороны - нехватки товаров или денег. Такой механизм автоматически регулируется и отлаживается с помощью электронной денежной системы и электронной системы товарного оборота.

Инвестиционные деньги можно тратить только на средства производства и на материалы и еще - на оплату труда. Потребительские деньги тратятся уже на готовую продукцию. Чтобы деньги контролировались по назначению платежей применяются автоматические ограничители и контролеры. Для этого используются два вида электронных порталов, через которые проводятся электронные (безналичные) платежи: один портал для частных инвесторов и частных покупателей розничной продукции; второй портал - для производителей продукции, через него ведется торговля промышленным оборудованием и оптовая торговля сырьем и материалами, а также к нему подключена электронная биржа труда.

Чтобы цены были предсказуемыми и фиксировались на определенный отрезок времени, по всей цепочке заключаются длинносрочные договоры поставок продукции и различных услуг по фиксированной цене."

"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; о н бежит себе в волнах н а раздутых парусах м имо острова крутого,м имо города большого; п ушки с пристани палят, к ораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости. Он их кормит, и поит, и ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, т орговали мы недаром н еуказанным товаром; а лежит нам путь далек: ... м имо острова Буяна, в царство славного Салтана".
Князь им вымолвил тогда: "Добрый путь вам, господа, п о морю по Окияну к славному царю Салтану; д а напомните ему, г осударю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался - ш лю ему я свой поклон".

Весь товар скупил Гвидон, а назывался он - айфон.

Уговорил князь остаться на острове двух специалистов, которых звали Ай и Ти, а остальных гостей отпустил с миром. Ай Ти - Специалисты помогли Гвидону организовать беспроводную сеть - интернет, а питание все IT-устройства получали от солнечных батарей.

Потом князь раздал всем жителям острова, и малым и старым, волшебные зеркала - айфоны и велел играть в социальные игры, чтобы значит - нужные знания получать и цифровые технологии изучать, да учиться понимать - как при помощи виртуальных чисел торговать и реальные богатства преумножать. А тем, кто грамоту не разумеет - велел через интернет ее изучать.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."

И вот, прошло какое-то время и повелел молодой князь каждому жителю острова, и малому и старому, открыть по два счета в специальном электронном банке. На один счет приказал князь каждый месяц начислять деньги инвестиционные - инвесты, а на второй счет начислять деньги потребительские (как-бы, на потребу) и назывались они - потребы. Доступ к счетам был само-собой - через айфоны. И еще объявил князь, что деньги эти, хоть их потрогать и нельзя, но самые, что ни на есть - настоящие и обеспечены они золотом и изумрудами, которые хранятся в княжеской казне. А кто сомневается, пусть приходит на княжеский двор и на белочку с золотыми олешками полюбуется: "И усеян двор большой золотою скорлупой."

Куплю-продажу такими нереальными деньгами князь приказал вести только через специальные (тоже нереальные) интернет-магазины, которые все прописывались на специальном электронном портале.

И вот, на таком портале дает один человек объявление: "Желаю мол птице-ферму открыть, чтобы птицей и яйцами торговать. Кому птица, да яйца потребны?"

Одни люди откликаются: "Мне потребны! Да мне потребны!" А другие люди добавляют: "Мы тоже хотим покупать, да только у нас денег нет."

Или наоборот, кто-то делает заявку: "Мол желаю хлеб покупать - три буханки в неделю, вот по такой цене. Кто еще хочет покупать?" И другие люди откликаются: "Мы хотим! Да мы хотим!"

Тут вступает в действие еще один электронный портал - оптовая товарно-сырьевая биржа. На ней пекарь делает предварительную заявку: нужно столько-то муки, яиц, сахара и всего-прочего для выпуска хлеба, в оптовых объемах по фиксированной цене в течении одного года - как минимум. И еще нужно столько-то сотрудников, вот на такую зарплату.

Узнав что по чем и в какие сроки, и подсчитав предварительный спрос, пекарь на специальной программе делает расчет (бизнес-план) и делает на первом портале объявление: "Желаю расширить производство хлеба. Нужны инвестиции в таком-то размере и нужны постоянные покупатели, которые будут покупать целый год вот такой объем хлеба - минимум. А качество хлеба я гарантирую вот такое, и поставки своевременные тоже гарантирую. А цена хлеба для покупателей предварительно будет вот такая, а всем инвесторам - скидки (или бонусы, или баллы) вот такие. Люди откликаются: "Да, мы его знаем, он печет хороший хлеб, согласны покупать столько-то и столько-то в течение всего года." А другие люди отвечают: "А мы согласны покупать, да еще и инвестировать столько-то, да столько-то."

Как набралось у пекаря нужное количество инвестиций и покупателей, так пошло-поехало, процесс запущен!

Между всеми участниками заключаются предварительные договоры о намерениях, которые обязательны к исполнению в том случае, если все стороны будут соблюдать взятые на себя обязательства. Там уже окончательно утрясаются все цены, объемы и сроки, и процесс переходит в стадию реального воплощения, то есть - в стадию создания новых реальных благ с помощью виртуальных чисел (электронных денег).

Для всех производителей продукции, кто пользуется ресурсами живой природы, князь повелел ввести налог "на природосбережение" для того, чтобы люди о природе заботились, и если срубят какое дерево, чтобы новое посадили, или - убьют какую живность, чтоб новую вырастили.

Наш князь никогда не забывал о вдовах и сиротах, о больных и престарелых и поэтому он издает указ - чтобы в следующем году на потребу всем гражданам (и старым, и малым) регулярно перечислять на их потребительские счета деньги в размере разницы между объемами реального производства и объемами денежного спроса (то есть спроса, обеспеченного заработанными деньгами). Но пусть там будет действовать внешний ограничитель в виде "базового уровня жизни", чтобы у людей был стимул самим деньги зарабатывать и еще, чтобы понапрасну природные ресурсы не переводить. С этой целью князь обязывает всех производителей подсчитывать реальный спрос и сравнивать его с денежным спросом, да рассчитывать: в каких объемах смогут они в следующем году увеличить свое производство, и на сколько процентов смогут удовлетворить реальный спрос. И чтобы всю эту информацию производители на электронных информационных порталах размещали.

Тут может возникнуть вопрос: почему базовый уровень жизни надобно обеспечивать всем людям, а не только нищим, больным, престарелым да убогим? Как справедливо рассудил князь - нельзя кого-то обидеть и кого-то обделить, ведь все мы под богом ходим, как говорится: "от сумы да от тюрьмы не зарекайся."

И еще на собственном опыте убедился Гвидон, что невозможно подсчитать и определить - кто достоин княжеской милости, а кто не достоин. И вместо того, чтобы содержать целую армию чиновников, юристов, охранников, да полицейских (для защиты сытых людей от голодных), лучше будет обеспечить всех людей поголовно таким достойным уровнем жизни, который способно создать и поддерживать все ныне живущее сообщество.

"Ветер весело шумит, с удно весело бежит м имо острова Буяна, в царство славного Салтана - и желанная страна в от уж издали видна; в от на берег вышли гости; ц арь Салтан зовет их в гости,... видят: весь сияя в злате, ц арь Салтан сидит в палате н а престоле и в венце, с грустной думой на лице... Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой вы, гости-господа, д олго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет; з а морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: о стров на море лежит, г рад на острове стоит с златоглавыми церквами, с теремами да садами, ... Все в том острове богаты, и зоб нет, везде палаты; а сидит в нем князь Гвидон; о н прислал тебе поклон". Царь Салтан дивится чуду. "Если только жив я буду, ч удный остров навещу, у Гвидона погощу". А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой н е хотят его пустить ч удный остров навестить."

Ведь ткачиха с поварихой вышли замуж за местных ростовщиков. А ростовщики в первую голову думают о своей мошне - о маммоне. Им выгоднее народ всегда в страхе и невежестве держать, вдов с детишками в бочках в море бросать, да кровушку народную с помощью долговой повинности сосать.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

  • развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.
К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.

Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.

Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.

Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.

Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.

Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».

Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка », опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.

А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.

Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди