19.06.2019

Проект по патриотическому воспитанию


Описание работы: предлагаю вам проект для детей 6-7 лет (учащихся подготовительной группы) по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» . Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной группы.

«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • расширение представлений о городах России
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Ибресинского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 6-7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город (поселок) . Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – поселком Ибреси в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой поселок, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 6 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий музей, подобран материал о поселке Ибреси и Ибресинском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем поселка и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка Ибреси.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории поселка и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры поселка Ибреси, поможет сформировать заботливое отношение к родному поселку.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном поселке, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного поселка

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом и планом по самообразованию
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по поселку,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о поселке, знаменитых жителях поселка Ибреси доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)


Беляева Елена Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №24
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 6 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: монет, полезных ископаемых, каслинское литьё, изделия из мрамора, русская матрёшка.
Макеты: «Русская изба», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья», «Урал – опорный край державы», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Я часть России»
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Мультимедийные презентации
Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми
Участие в конкурсах
Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь
I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Развлечение: «День знаний», «Знакомство с поэтессой пгт. Красногорский»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
РНИ «Горелки»
РНИ «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, на игровую площадку
Работа с родителями:
Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Участие в региональном конкурсе «Мы создаём историю Челябинской области»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Октябрь
II Блок Малая Родина

Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
«Челябинская область»
«Уральские умельцы»
Книги П.П.Бажова, рассматривание символики городов Челябинской области, книги авторов п.Красногорский, фотоальбом «Перелётные птицы России», «Мой посёлок», каслинское литьё, изделия из мрамора, коллекция полезных ископаемых.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка»
Чтение произведений поэтов п.Красногорский
Разучивание стихотворения «Мой Красногорск»
Экскурсии:
В детскую поселковую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
МБОУ СОШ №14
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Соревнование между детскими садами п. Красногорский: «Зов джунглей»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов

Ноябрь
III Блок Россия

Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
НОД: «Мы готовим винегрет»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь
Беседы:
«Москва – столица России»
«Башни Кремля»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
НОД: «Россия - Родина моя»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Пирожок»
РНИ «Гуси - лебеди»
РНИ «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Новогодняя выставка «Валенок»

Январь
III Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Экскурсии: В МБОУ СОШ № 14 (в музей «Русская изба»)
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:
МБОУ СОШ №9
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Бояре»
Соревнования между детскими садами п. Красногорский: Военно-патриотическая игра «Зарница 2015»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта: «Я часть России»
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о Каслинском литье, Южноуральском фарфоре, рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, читали Уральские сказы П.П.Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, посещали ансамбль «Казачата» где знакомились с традициями Уральского казачества. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Знакомство с поэтессой п.Красногорский Э.Г.Столле


Право на имя


Изучаем историю посёлка


В гостях у Хозяйки медной горы


Делаем гору самоцветов


Ищем Россию


Рисуем Башни кремля


Золотая хохлома


Гжель


Русская красавица – матрёшка

Название: Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Что бы помнили»
Номинация: Детский сад, Проект,Патриотическое воспитание, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 64 «Яблонька»
Месторасположение: Ростовская область г.Новочеркасск

Название проекта
«Чтобы помнили!»

Проект подготовил:
Петренко Светлана Адольфовна,

Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно.

А.С. Пушкин

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе формируется личность ребёнка.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям старшего дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла, и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своего народа, страны, призывает любить Родину и близких.

Гипотеза :

Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном

возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и

праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет

нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не

знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и

прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к

этим людям.

Тема: «Формирование духовности, патриотизма у детей»

Участники проекта:

  • Воспитатель группы
  • Дети старшей группы
  • Родители воспитанников
  • Музыкальный руководитель

Возраст детей : Дети 5-6 лет.

Продолжительность проекта:

2 недели (27.04.16г. – 11.05.16г.)

Вид проекта: краткосрочный, познавательно — творческий

Основные формы реализации проекта:
НОД, мини-выставки, совместная деятельность, патриотический праздник (флеш-моб с родителями), консультации для родителей.

Цель: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность и любознательность детей, помочь им осознать подвиг народа в годы Великой Отечественной войны;
  • Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;
  • Воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам;

Предполагаемый результат проекта:

  • Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной Войне;
  • Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ;
  • Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;
  • Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Реализации проекта

Подготовительный этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы)

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

  • Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.
  • Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»
  • Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».
  • Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр — эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.
  • Выставка «Военная техника».
  • Оформление стенгазеты «9 Мая».
  • Выставка художественных произведений и картин о ВОВ.
  • Изготовление праздничных открыток.
  • Показ презентаций «О той весне», «Собаки в ВОВ»
  • Посещение музея о ВОВ «Боевой славы» в ДОУ

Заключительный этап:

  • Патриотический праздник «Бессмертный полк» (флеш моб с родителями)
  • Презентация «Весна Победы»

Работа с родителями .

  • Оформление выставок, стенгазеты, презентаций
  • Пополнение речевого уголка художественной литературой, сюжетными картинками, альбомами, открытками о дне Победы, о ВОВ.
  • Консультация для родителей «Знакомьте детей с героическими подвигами России».
  • Участи в флешмоб «Бессмертный полк».

Продукт проектной деятельности :

Участие в городском конкурсе презентаций «Война в моей семье», стенгазета «Помним, гордимся», выставка рисунков «Мир глазами детей.

Вывод:

Таким образом, организация целенаправленной работы с детьми влияет на воспитание физического, речевого развитие детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими. В результате проделанной работы у детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества, дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества.

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается ». Праздники в детском саду

« ТЦ Сфера » — 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] –

Казаков А. П., Шорыгина Т.А. « Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: один год.

Актуальность проекта

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается: с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет; с любви к детскому саду, школе, городу; с любви к природе родного края. А также патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения: к труженику и результатам его труда; к родной земле; к защитникам Отечества; к государственной символике; к традициям государства; к общенародным праздникам.

Цель:

1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду.

3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

4. Формирование элементарных знаний о правах человека.

5. Расширение представлений о городах России знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

6. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения семьи, страны.

7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Вся работа у нас строилась с основными направлениями дошкольного образования

Социально-личностное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Познавательно-речевое развитие.

Предварительная работа:

постановка целей и задач;

приобретение наглядного дидактического материала;

работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;

планы совместной образовательной деятельности;

памятки для родителей;

приобретение диска с записями российских мультфильмов.

I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)

подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;

разработка перспективного плана по реализации проекта;

разработка планов НОД;

подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;

подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.

II этап – основной (практический)

Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного.

Беседа «Я люблю тебя, Россия», беседа «Моя Родина», беседа «Большая и малая Родина», беседа «Государственные символы России», беседа «Семья и семейные традиции».

Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России», «Природные зоны России».

Танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…».

Пальчиковая игра «Родной край».

Игра-путешествие «Новосибирск – наш любимый город».

Папка-передвижка для родителей «Наш город Новосибирск».

Рассматривание иллюстраций на тему «Новосибирск».

Игра «Символика страны».

Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Новосибирска»

Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника».

Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному 23 февраля (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).

Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города».

Консультация для родителей «Значение русских народных сказок в воспитании детей», консультация для родителей «Роль песни в патриотическом воспитании детей-дошкольников».

Создание картотеки: «Стихи о России», «Пословицы и поговорки», Русские народные игры», выставка «Мой родной Новосибирск».

Макеты: Выставка детских работ. «Флаг России» «Природа нашего края».

Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой Новосибирск», «Моя семья».

Викторина «Россия – Родина моя».

III этап – заключительный

Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной» (участники родители и дети).

Познавательно-речевое развитие


Художественно-эстетическое развитие




Физическое развитие

Спортивные развлечения: «В зимний холод всякий молод», «Туристический поход».


Социально-личностное развитие


Ожидаемый результат:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, своего края, историю своей малой родины. У детей более глубокие знания о России, о Новосибирске.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наша армия родная»

Актуальность проблемы :

В настоящее время актуальность воспитания у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству несомненна. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает : заботу об интересах и исторических судьбах страны, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому родины, привязанность к месту жительства (городу, деревне, стране в целом) .

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у детей любви к родине, преданности своему Отечеству.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» даётся такое определение : «патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире и закладывать основы патриотизма .

Необходимо проводить работу по военно-патриотическому воспитанию детей : давать знания о защитниках отечества в разные исторические эпохи. Осуществляя эту работу, целесообразно опираться на исторические памятники героям битв и сражений. Такие важные понятия “долг перед Родиной”, ”любовь к Отечеству”, «трудовой подвиг» необходимо прививать на основе конкретных фактов из жизни старших членов семьи-участников войны, тружеников тыла. Родина помнит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей родного города .

Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста оказывает подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы, изготовление поделок. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей , развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества.

Говоря о защитниках нашей страны, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, ”любовь к Отечеству”. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Проанализировав все вышесказанное, я предложила организовать в группе в канун Дня защитника Отечества проект «Наша армия родная »

Цели :

  • Расширить знания детей об армии ;
  • Воспитывать
  • Формировать патриотические
  • Воспитывать любовь и уважение к воинам.

Задачи :

  • Развивать у детей старшего дошкольного возраста навыки рисования.

Участники :

Руководитель проекта - инструктор по физическому воспитанию , дети подготовительной группы № 1 , родители.

Материальное оснащение проекта :

Разработка стратегии реализации проекта .

Постановка цели и разбивка на веер задач.

Образовательные ситуации с детьми :

Чтение произведений об армии .

Развивающие игры «Кому что?» , «Отвечай быстро»

Рассматривание фотографий военнослужащих каждой семьи.

Беседа «Хочется мальчишкам в армии служить » .

Беседа «Почему армия родная .

Рисование «Пограничник с собакой» , «Солдат на посту» .

Смотр строя и песни.

Развлечение посвященное Дню Защитников Отечества с папами «Как Иванушка с Карлсоном очутились на военно-полевых сборах»

Сотрудничество с родителями :

Привлечение родителей к сбору фотографий военных каждой семьи.

Участие пап в развлечении «Как Иванушка с Карлсоном очутились на военно-полевых сборах»

Выставка детского рисунка «Аты-баты, шли солдаты» .

Развлечение «Как Иванушка с Карлсоном очутились на военно-полевых сборах».

Отчет подготовительного этапа проекта «Наша армия родная »

На подготовительном этапе поставили цель и определили задачи проекта .

Цель :

Расширить знания детей об армии ;

Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости;

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа;

Воспитывать любовь и уважение к воинам РА.

Задачи :

Познакомить детей с разными родами войск.

Познакомить с произведениями русских писателей и поэтов о защитниках земли русской.

Активизировать творческое мышление детей.

Развивать у детей старшего дошкольного возраста навыки рисования, аппликации.

Вызвать желание принять участие в соревнованиях вместе с папой.

Способствовать развитию творческого потенциала родителей.

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Организовали книжную выставку для родителей «Прочтите детям» .

Внесли в группу фотоальбом «1941 - 1945»

Приняли решение провести конкурс творческих работ родителей «Военная техника» , собрать фотографии родственников детей, служивших в вооруженных силах в различные годы, принять участие в спортивном развлечении в младшей группе «Я как папа»

Отчет основного этапа проекта «Наша армия родная »

В процессе реализации основного этапа проекта организовали образовательные ситуации с детьми :

Чтение произведений художественной литературы : Л. Кассиль «Главное войско» , А. Твардовский «Рассказ танкиста» , А. Гайдар «Маруся» , С. Баруздин «Шел по улице солдат» , М. Ю. Лермонтов «Бородино» , В. Лиходед «Мария - жена кузнеца» , былина «Илья Муромец и Идолище» , былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Рассказ воспитателя о родах войск РА .

Экскурсия к памятнику погибшим землякам в школьном парке.

Развивающая игра «Я знаю много… (названий военных профессий) ».

Рисование «Пограничник с собакой» , «Солдат на посту» .

Рассматривание фотоальбома «1941 - 1945» .

Беседа «Хочется мальчишкам в армии служить » .

Беседа «Почему армия родная » .

Ручной труд «Открытка для папы» .

Аппликация «Матрос с сигнальными флажками» .

Заучивание стихов для участия в спортивном развлечении и «Песенки про папу» .

Сотрудничество с родителями :

Привлечение родителей к заучиванию стихов к мероприятию.

Индивидуальное консультирование по теме проекта (изготовление поделки) .

Участие в сборе фотографий для фотовыставки «Наши защитники» .

Участие в конкурсе творческих работ «Военная техника» .

Участие в спортивном развлечении «Я как папа»

Отчет заключительного этапа проекта «Наша армия родная »

В рамках проекта «Наша армия родная » , организовала фотовыставку «Наши защитники» , фотографии, на которых запечатлены и участники ВОВ, и военнослужащие СА, и воины РА, принесли все семьи.

В организованном конкурсе творческих работ «Военная техника» также приняли участие все семьи. Особенно порадовало участи мам, воспитывающих детей без папы .

Организовала выставку детского рисунка «Аты-баты, шли солдаты» .

Были представлены работы всех детей группы .

Изготовили поздравительные открытки для пап и вручили их на праздничном мероприятии.

Дети и родители приняли активное участие в спортивном развлечении в младшей группе «Я как папа» . Дети подготовили концертные номера-поздравления. В соревнованиях приняли участие 4 семьи (100% полных семей)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди