11.07.2019

Принципы оказания психологической помощи. Оказание психологической поддержки умирающему больному


Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В социальной работе применяются различные виды психологических практик. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума. Отношение психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологическую позицию в решении психологических задач клиента.

Понятие «клиент» впервые широко стал использовать американский психолог К.Роджерс вместо ранее использовавшегося слова «пациент». При этом по утверждению К.Роджерса (1942) клиент знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема и вместе с психологом может сам найти её решение.

При взаимодействии психолога и клиента основное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания заказа в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная психологическая теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

Прежде, чем рассмотреть основные виды психологической практики при оказании психологической помощи человеку, приведем некоторые ключевые понятия и категории, принятые в социальной работе и, прежде всего понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (М.В.Фирсов. Б.Ю.Шапиро, 2002).

Под социальной защитой принято понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка определяется как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

В этом перечне наиболее реализуемым при рассмотрении психологических практик является понятие «социальная помощь». Рассмотрим возможное содержание психологической помощи при взаимодействии психолога с клиентом. Сразу договоримся, что одно слово «помощь» мы будем рассматривать как «псевдонаучный» термин, который только в словосочетании «психологическая помощь» или как «социальная помощь» теряет этот оттенок псевдонаучности. Именно так мы будем определять и описывать содержание психологической помощи - как цели профессиональной позиции психолога при его взаимодействии с клиентом.

1. Оказание клиенту психологической помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психологическая диагностика (психодиагностика) — одно из направлений практической психологии. Благодаря психодиагностике решаются многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, а также коллективов, воспитательных и экономических отношений. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к полученной информации, и сам принимает решение об ее использовании.

2. Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития. Психолог работает с такими понятиями как:

а) возрастная норма освоения какого-то вида деятельности (чтения, письма, счета и т.п.),

б) индивидуальный темп ее освоения.

При психологической коррекции содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа психологической коррекции усвоения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.

3. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. Консультирование — это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия. К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т. д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования заключается в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана, прежде всего, со способностью человека находить как можно больше возможных вариантов поведения, возможно большее количество понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлектировать в ней.

4. Углубленный характер по отношению к личности носит психотерапия. Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Она ориентирована на целостные психологические преобразования в структуре личности. Клиент психолога как психотерапевта — это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. По этому признаку различные психотерапевтические методы, применяемые в социальной работе, отличаются системностью, силой воздействия. Практически чаще всего психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения. Наряду с этим в качестве психотерапевтических методов могут использоваться разнообразные формы тренингов, «погружения», игр, и др.

Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет психолог-психотерапевт .

Наряду с рассмотренными основными видами психологических практик в настоящее время широко используются и другие психологические практики.

Так, необходимым методом социальной работы выступает психологи ческий отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они включают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными видами психологических практик, используемых в социальной работе. Они привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Особенно эффект достигается, когда обеспечивается перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности человека.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки. Благодаря их применению, клиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Различные виды психологических практик сейчас все шире используются в различных государственных и негосударственных структурах (общественных, коммерческих и т.д.).

В качестве примера назовем только некоторые из них:

o Кабинеты социально-психологической помощи семье,

o Телефон психологической помощи (телефон «доверия»), в г.Минске - 2-46-11-11,

o Психологическая служба Белорусского государственного университета,

o Психолог - профконсультант районной службы занятости населения,

o Психотерапевтические кабинеты,

o Отделения пограничной психотерапии и др.

Учитывая возрастание различных невротических расстройств, связанных со стрессами, других проблем растет значение психологической помощи, увеличивается и число различных организаций, в которых оказывается соответствующая психологическая и психотерапевтическая помощь. Так, например, количество психотерапевтических кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 4 раза.

В тоже время, например, в настоящее время существует острая потребность в разноплановом рынке наркологической помощи, где, кроме, медикаментозной, нужна еще психотерапевтическая и психологическая помощь. В западных странах она составляет 2/3 лечения алкоголиков и наркоманов. Сегодня этот рынок постепенно формируется, хотя и не такт быстро, как хотелось бы.


ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Студента курса гуманитарного факультета


Учебная дисциплина: Психология самоопределенния и жизненного пути

Тема: Особенности оказания психологической помощи себе


Оценка___________

г. Одесса



Содержание

Введение 3

1. Особенности оказания психологической помощи себе 4

1.1 Психологическая помощь 4

1.2 Цели и область применения психологической помощи 5

Заключение 14

Введение


Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.

1. Особенности оказания психологической помощи себе

1.1 Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем, кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.

В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Квалифицированная психологическая помощь представляет собой работу с причиной, а не следствием. Важно учесть, что психологическая помощь – это, прежде всего, работа клиента под руководством психолога. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:


психолог - специалист с базовым психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
Задача психолога - помочь клиенту принять эти негативные эмоции, понять, о чем они "говорят" и справиться с ними.

1.2 Цели и область применения психологической помощи


Можно выделить следующие области применения психологической помощи:
1). Психическое (и духовное) развитие ребенка
2). Личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден-тификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и теку-щая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).
5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
6). Проблемы пожилого возраста.
7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).
8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9). Школьное, профессиональное, управленческое консультирование.
10). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире. Психологическая помощь может включать в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Задачей психопрофилактики является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров , «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

Психологическая коррекция – (исправление) - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека (ребенка или взрослого).

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Психологическое консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др.

Психотерапия - раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. В психотерапии и психологическом консультировании ставятся примерно од-нородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них - помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:
1) по времени действия: неотложная (кризисная) - необходима при сложных психических состояниях, в случаях суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.
3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п., информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки):
1. Индивидуальная - в виде беседы, консультации, психотерапевтической сессии, занятия.
2. Групповая психологическая помощь - проведение коррекционных занятий , обучающих тренингов.

Группы личностного роста и самопознания - группы, ориентированные на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п.

Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Сейчас существуют группы «анонимных алкоголиков», «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.
3. Самостоятельная психологическая помощь - предполагает ориентацию на самопознание, самонаблюдение, самоанализ.
4. Опосредованная психологическая помощь - осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, живописи, театра), природы, при выполнении какой-либо деятельности (работы, спорта), при общении с друзьями (которые в данный момент выполняют роль психотерапевта). Специальные формы психологической помощи - арт-терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, работа с образами и сновидениями, медитация и др.

Может ли человек сам себе быть психологом, т.е. самостоятельно решать свои психологические проблемы, качественно налаживать отношения, преодолевать страхи, становиться сильным и уверенным в себе, добиваться успеха, не обращаясь за помощью к психологам?

Такой вопрос разные люди решают для себя по-разному. Кто-то считает, что без помощи грамотного, хорошо обученного психолога человек, не имеющий специальных знаний и навыков, обречен на жизнь в рамках проблем, тревог и перенесенных психологических травм. Есть те, кто полагают, что с помощью самостоятельного изучения книг, рекомендаций психологов, полученных в формате Интернет-консультирования «для всех», тренировки воли и изучения правил грамотного общения любой можно справиться со всеми своими проблемами, не обращаясь к специалистам.

С одной стороны, любой человек действительно может стать самому себе психологом, самостоятельно справляться со своими проблемами и преодолевать трудности, с которыми он встречается на жизненном пути. В конечном итоге , любые изменения в своей психике, а как следствие, в поведении, человек осуществляет сам, даже если работа ведется под руководством и набдюдением психолога. Невозможно переоценить роль активного участия клиента в осуществлении процессов изменения его состояния и поведения.

Но для того, чтобы получить возможность по-настоящему стать самому себе психологом: эффективно и качественно исправлять, улучшать свое состояние или освобождаться от нежелательных эмоций, очень важно понимать, с чего надо начать свою деятельность, на что направить усилия. Необходимо правильно определить, что можно и нужно считать проблемой, а что имеет смысл принять как свою индивидуальную особенность, что является причиной той или иной проблемы, а что только кажется похожим на причину, но на самом деле ею не является, и вообще не имеет отношения к существующей проблеме. И для того чтобы сделать это самостоятельно, надо потратить долгие годы на пробы и ошибки, ценой которых будут разрушенные отношения, упущенные возможности, ухудшение здоровья, что, в принципе, можно считать бесценным опытом, или, как принято формулировать в парапсихологической литературе, «жизненными уроками». При этом большинство людей однозначно предпочли бы жить счастливо прямо сейчас, добиваться успеха меньшей ценой, чем напрасно потраченное здоровье и силы. И многие изначально перспективные отношения, которые были разрушены по незнанию и вследствие неумения их строить, вполне могли бы уцелеть, и в них можно было бы обойтись без драматических болезненных ситуаций.

Обычно люди начинают свои попытки стать самому себе психологом и самостоятельно изменить жизнь к лучшему с поиска возможности как-то прогнозировать свое будущее. Те, кто более склонен к так называемому магическому мышлению, обращаются к астрологам, гадалкам, экстрасенсам. Те, кто мыслят более рационально, заполняют опросники, проходят тесты в Интернете, находят типологию в книгах по соционике и вычисляют свой тип. В результате человек получает ценную информацию о том, что цель его жизни – самосовершенствование, познание себя, освоение навыка понимания других людей и деятельность на пользу общества (типичное «предсказание» в формате шаблона неопределенности – ничего конкретного, но вдохновляет на дальнейшее чтение подобных книг), что тип его личности, допустим, «Есенин», а по шкале «Экстраверия – Интроверия» он неявно выраженный экстраверт.

А вот потом большинство людей совершает одну и ту же ошибку, заметить которую, играя в подобные игры с самим собой, практически невозможно. Они начинают объяснять свои действия и достижения (или их отсутствие), опираясь на информацию, о которой я рассказала. И на какое-то время обретают ощущение спокойствия, поскольку объяснения, вроде бы, получены, они похожи на правду, без дела человек не сидит – занимается личностным развитием, познает себя, изучает свои особенности, ищет причинно-следственные связи.

Но объяснение причин своего поведения или негативного эмоционального состояния само по себе не помогает избавляться от проблем и достигать желаемого. Более того, даже правильно и корректно полученные объяснения личностных особенностей могут оказаться бесполезными в деле практического улучшения нашей повседневной жизни. Просто потому, что людям свойственно подменять процесс работы над собой, освоения новых навыков, освобождения от негативных эмоциональных состояний поиском объяснений и приятным ощущением понимания причин. Но, согласитесь, понимание причин того, что с вами происходит, качественное объяснение их самому себе и активная целенаправленная деятельность по их устранению это разные действия, и результаты у них тоже будут различными. Вот только понимание этого, к сожалению, зачастую приходит только тогда, когда потеряно много времени, разрушены значимые отношения и упущено много важных возможностей.

О чем еще необходимо помнить людям, которые приняли решение стать самому себе психологом и улучшать свою жизнь самостоятельно, а не обращаться к профессионалам?

В наше время рынок переполнен информацией о технологиях по улучшению жизни. Книги по эзотерике и парапсихологии продаются вперемешку с литературой по прикладной психологии и астрологии, рядом лежат трактаты, посвященные колдовству в городских условиях, а десятки сайтов в Интернете за умеренную плату предлагают пособия по альфа-гипнозу. Под рубрикой «Магия денег» вполне можно найти как квалифицированные советы по выстраиванию мышления и стратегиям поведения успешных людей, так и псевдопсихологические/околомагические изыскания, посвященные тому, какого цвета бумажник может вам помочь разбогатеть легко и быстро, и о том, как визуализируя богатство и успех, можно всего этого достичь, не вставая с дивана.

Разумеется, в таком мощном информационном потоке наверняка есть ценные и полезные книги, и в самых немыслимых фантазиях авторов, опирающихся частично на знания из области прикладной психологии, а частично на свою интуицию и жизненный опыт, вполне могут оказаться толковые мысли и советы. Но необходимо понимать, что правильный выбор цвета бумажника и развитый навык визуализации не помогут вам преодолеть страх перед прохождением собеседований, не позволят определить занятие, которое наилучшим образом подходит именно вам, и не научат вас грамотно и качественно выступать перед аудиторией, особенно, если вы страдаете страхом публичных выступлений. Если у человека действительно есть серьезные проблемы, то ему нужна профессиональная помощь грамотного психолога, а не «Книга заговоров потомственной ворожеи Глафиры», написанная группой никому неведомых авторов с целью получения легкого заработка.

Заключение


Человек достаточно сообразительный через некоторое время поймет, что в его деятельности по улучшению жизни что-то не так, если, несмотря на позитивное мышление и продуманные образы светлого будущего, у него сохраняется противная дрожь в коленках при общении с привлекательными особами противоположного пола, а собеседования завершаются отказами в приеме на работу. Но тут “сам себе психолог” снова находит чью-то книгу о том, что преодолеть эти проблемы можно с помощью аутотренингов , аффирмаций и визуализаций. И если ему на этот раз не повезет взять с полки книгу действительно грамотного специалиста, то весь процесс начнется заново. Потому что человеку, который не знает, кто из авторов книг, обучающих эффективному поведению и психологии отношений, действительно является мастером своего дела, очень сложно понять, по каким книгам можно научиться чему-нибудь полезному. В результате многие люди просто случайным образом приобретают литературу сомнительного качества, в которой бессистемно изложены фрагменты психокоррекционных техник, сопровождаемые не очень профессиональными комментариями и советами, следовать которым в лучшем случае бесполезно, в худшем – просто опасно.

Существующий достаточно обширный опыт деятельности специалистов по психологической поддержке людей в различных чрезвычайных обстоятельствах позволяет рекомендовать пользоваться следующими принципами оказания психологической помощи в экстремальных условиях:

> Безотлагательность: помощь пострадавшему с психической травмой должна быть оказана как можно скорее; чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность хронификации расстройств, наступления патологических изменений в организме и поведенческих расстройств (алкоголизации, злоупотребления наркотическими средствами и пр.). Наиболее эффективна помощь, оказываемая по "горячим следам".

> Приближенность: помощь следует оказывать как можно ближе к месту события. В боевых условиях это означает, что следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с боевой психической травмой и его эвакуации в глубокий тыл. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а так же в минимизации отрицательных явлений ""госпитализма"", т.е. отношения к своему нарушенному психическому состоянию как трудноизлечимому и "ухода в болезнь".

> Ожидаемость восстановления: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным индивидуумом, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (""нормальная реакция на экстремальную ситуацию""). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнить свою работу в полном объеме. В случае ""боевой"" психической травмы усилия терапевтического персонала направляются на скорейшее возвращение в строй.

> Единство психотерапевтического (психологического) воздействия подразумевает, что его источником должно быть одно лицо, либо группа лиц, но в обоих случаях должна соблюдаться унифицированная процедура обращения с пострадавшим и его психологической коррекции. Этот принцип учитывает особенности психического состояния лиц, подвергшихся травматизации, например - суженность сознания (""тоннельное ведение""), заторможенность и т.п., приводящие к неспособности воспринимать разнонаправленные воздействия.

Простота психотерапевтического (психологического) воздействия тесно связана с предыдущим принципом и означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено, прежде всего, на снятие тревоги, недопущение самоизоляции, ""ухода в себя"" путем побуждения пострадавшего к проговариванию своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и актуального состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить необходимую информацию, теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

> Преемственность психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической реабилитации: она предусматривает, в частности, разработку и заполнение индивидуальных карт контроля психического состояния на разных этапах участия сотрудника в соответствующих мероприятиях (операциях) и в реабилитационный период. В карты заносятся сведения об индивидуально-личностных особенностях, данные психологического тестирования, отмечается длительность и характер воздействия психотравмирующих обстоятельств, объем представленной психологической помощи и ее результативность.

Психосоциальная поддержка является ключевым фактором в предупреждении и преодолении отрицательных последствий стрессовых ситуаций, как на уровне индивида, так и на уровне социальных, профессиональных групп.

Человек, переживший травмирующее событие, испытывает обостренную потребность выразить свой опыт и осмыслить его в процессе общения, так же как оказавшаяся в беде группа людей или населения региона бедствия всегда надеется на помощь извне (на сочувствие своим страданиям и понимание своих требований).

Отсутствие социальной поддержки часто порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личностной деформации, которые обычно рассматриваются лишь в контексте перенесенной психической травмы. Между тем, правильнее рассматривать эти негативные психологические последствия травматизации также и с точки зрения предоставленных мер социально-психологической поддержки пострадавшим, их своевременности, адекватности и полноты.

Психологическая помощь в этой связи может рассматриваться как один из специализированных видов социальной поддержки, которому ""адресована"" потребность пострадавших в выражении и понимании своих чувств, снятии напряжения, неопределенности, обретении чувства безопасности и т.д. В свою очередь, другие источники и виды психосоциальной поддержки (семья, товарищи по работе, друзья, командир или начальник) также могут служить целям психологической помощи, предоставляемой как ""стихийно"", так и ""направляемой"" психологом или другим профессионалом, получившим соответствующую подготовку в области предупреждения и коррекции стресса.

Программы оказания психологической помощи предусматривают ее дифференцированный характер и поэтапность.

Целями психологической помощи на всех этапах являются:

дать человеку возможность выразить свои переживания и реакции и оценить их

характер;

[ предоставить необходимую информацию, восполнить "информационный вакуум"; [ поддержать и внушить уверенность в себе; побудить к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

Мероприятия по психологической поддержке могут включать в себя психодиагностику (или иную оценку состояния), индивидуальное консультирование, психологические дибрифинги, рекомендации, программы взаимной поддержки, включая семейную, семейные дибрифинги, консультирование руководителей (командиров).

При выявлении нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как:

Эмоциональная неуравновешенность;

Вспышки гнева;

Самоизоляция;

Нарушение психомоторики,

Психический шок;

Потеря ориентировки;

Провалы памяти.

Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе.

Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы или подразделения. Поблизости от места события могут быть проведены занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снятие психологического напряжения, вызванного травмой. Эти сеансы представляют собой укороченные дибрифинги, включающие в себя такие его фразы, как:

Краткое введение;

Обсуждение фактов; предоставление информации.

Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дибрифинге или наоборот стимулировать участие в таковом в случае, если такая потребность возникнет.

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемые деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условием деятельности. В рамках короткой 10-15 - минутной беседы обсуждаются:

® симптомы постстрессовой реакции;

® способы ее уменьшения;

® в конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации работы и прохождения реабилитационного периода, если таковой предусмотрен в данном случае;

® в заключении дается необходимая информация о времени и месте проведения психодиагностического обследования и (или) психологического дибрифинга.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях:

  1. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ И СПАСАТЕЛЯМ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ И ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
  2. 1. Психологическая устойчивость (подготовленность) спасателей к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения:
  3. 2.3. Психологическая помощь населению и спасателям в зоне действия чрезвычайной ситуации
  4. 1. Методы управления состоянием человека (спасателя) при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения:

К сожалению, чрезвычайные ситуации в нашем обществе — явление достаточно частое. Многие люди становятся жертвами аварий или природных катаклизмов, подвергается физическому насилию, становятся жертвами террористов или, обратившись в оккультные организации, утрачивают веру, доверие, базовое чувство опоры на себя. Поэтому оказание психологической помощи в экстренных ситуациях все чаще оказывается востребованным и актуальным направлением работы практикующего психолога.

Тем более нашего психолога Ирины В. Влади, владеющей профильным образованием в области исцеления психологических травм (образование Института психотерапии и клинической психологии при Минздраве РФ), а также, … неожиданно, практическим опытом в области духовных практик.

К негативным факторам, которые появляются у человека, пережившего экстренную ситуацию, относят страх, фрустрацию, агрессию и раздражительность, отчаяние, депрессию. Все эти состояния искажают восприятие человеком действительности, ведут к поведенческим нарушениям и мешают пониманию человеком путей выхода из кризиса. Таким образом, получается замкнутый круг, разорвать который без помощи грамотного психолога зачастую бывает невозможно.

Принципы оказания психологической помощи

  • Безотлагательность. Чем раньше будет оказана помощь, тем проще будет справиться с проблемой! Своевременная помощь позволит избежать перехода посттравматических симптомов в незаметное состояние, которое можно описать так: «со мною все нормально, просто настроение подводит...»
  • Простота. Как правило, при получении неотложной психологической помощи сразу после пережитого стресса, человеку требуются простые вещи: еда, возможность отдохнуть и поговорить о своих переживаниях. Человеку, находящемуся в остром аффекте, важно почувствовать, что он больше не один на один с этой проблемой.
  • Здравомыслие. Если Вы пострадали в чрезвычайной ситуации, Вам просто нужно время и психологическая помощь, чтобы адаптироваться. При стрессе «клиент» отличается от «пациента» тем, что у клиента сразу после стресса любая «неадекватная реакция» является НОРМАЛЬНОЙ. Нет смысла клиенту пугаться интенсивности своих переживаний: своего гнева, страха, своих панических атак или тревоги. Контроль над переживаниями мы помогаем восстановить. Другое дело - помощь психолога при восстановлении человека после хронических или затяжных стрессов, но это - отдельная тема.
  • Комфорт, Наш клиент получает помощь в привычной, комфортной для себя обстановке, что позволит ему быстрее сбросить напряжение. Задача психолога и клиента совместно проверить, нейтрализован ли источник психологической травмы, и нейтрализовать его. А вот госпитализация человека, находящегося в остром аффекте, может привести к появлению глубоких нервно-психических расстройств, поэтому прибегать к этому мы Вам не советуем.
  • Единство воздействия психолога. У нас с Вами работает только один психолог. Мы соблюдаем правило, что помощь должна исходить от одного лица.

Мы - не государственная организация. Каждый приём клиента - это гарантированное внимание, качество и совместный труд психолога и клиента на совесть, и за деньги. При этом функции службы экстренной психологической помощи мы выполняем на равноценном уровне, зная более 300 методик практической помощи.

Служба экстренной психологической помощи выполняет функции :

  • Практическая. Она состоит в собственно психопрофилактической и коррекционной работе с лицами, волею случая оказавшимися в чрезвычайной ситуации, их семьями, спасателями, которые также могли получить психологические травмы.
  • Координационная. Служба экстренной помощи обеспечивает оперативную связь между подразделениями психологической поддержки различной специализации, что у нас обеспечено широким спектром знаний специалиста.

Часто возникает потребность помощи целой группе пострадавших людей, объединенных по случайному стечению обстоятельств. Такие группы могут быть разнородными по составу - возрасту, социальному положению, полу, системе ценностей. Работа ведется именно со спонтанными группами, которые не подбираются специально для проведения терапии. В данном случае к нам обращаются члены семьи или друзья, потерявшие адаптацию или пережившие стресс.

Необходимо работать с людьми, которые находятся в состоянии острого аффекта, а многие еще и - под сильным влиянием травмирующей ситуации.

Очень часто имеет место быть низкий социальный статус и уровень образования людей, нуждающихся в экстренной психологической помощи. Для этого у нас разработаны авторские свечи влади, позволяющие вне зависимости от личных данных клиента найти общий язык через искусство, цвет, форму, тепло огня и возвратить утраченное состояние безопасности. Мы это делаем через методику психологической связи человека с внутренними архетипами: клиент выбирает, покупает, зажигает и наблюдает за распадом свечи влади в процессе горения, символически теряя форму прошлой проблемы и находя нового себя, освещенного теплом горящей свечи.

У жертв и пострадавших в ЧС часто острое аффективное состояние возникает на фоне других проблем психологического характера - например, невротических расстройств, которые могут быть косвенно связаны с травмирующей ситуацией.

Чувство потери (родного, близкого человека, работы, материальных ценностей, и т.д.). Оно возникает у подавляющего большинства переживших травматическую ситуацию.

Цель и задачи экстренной психологической помощи

Чтобы помочь человеку справиться с посттравматическим состоянием, важно выйти из симптомов последствий стресса. Психолог при оказании такой помощи не затрагивает глубокие слои сознания, не заставляет клиента думать, а напротив, помогает сменить психо-физическое состояние на новое!

Можно выделить три важнейшие группы задач:

1 задача: Профилактика возникновения панических реакций острого характера. Профилактика возможна только с теми клиентами, которые умеют и заботятся о себе: о своих 50% психологического самочувствия и о 50% физиологии. Здоровое тело и дух быстро восстанавливается благодаря имеющимся запасам сил. А вот панические реакции острого характера возможны только при отсутствии резервов психо-физиологического здоровья. Ощущаете, что Вы сам или родственник как "ходячий нерв", приходите хотя бы на одну консультацию или используйте наш авторский инструмент психологической помощи "свечи влади".

2 задача: Профилактика отсроченных по времени нервно-психических расстройств. Тут хочется разбавить медицинской шуткой, что "Нет здоровых пациентов, есть недообследованные...", поэтому, если Вас лично ничего не беспокоит (и срыва компенсации нет), то ограничьте свою терапию свечами влади, - это прекрасный быстрый ресурс сил, очищения от усталости и создатель хорошего настроения. Второй вариант - это терапия у психолога 1 раз в 3-4 недели, с конкретными хорошими достижениями, на которые мы Вас гарантированно направляем.

Совершенно другое направление связано с оказанием помощи лицам, уже получившим нервно-психические расстройства, связанные с травматической чрезвычайной ситуацией. Здесь уже возникает необходимость в проведении работы по психокоррекции и терапии.

При работе с лицами, пострадавшими от катастроф, землетрясений, взрывов и долгое время вынужденными находиться в изоляции, может быть применен метод экстренной информационной терапии. Он состоит в трансляции звуковых рекомендаций через систему усилителей, что призвано помочь выжившим дождаться освобождения спасателями. Такая трансляция даст возможность сохранять присутствие духа и будет способствовать уменьшению страха без перехода в панические состояния. Причем трансляция осуществляется как в момент травмы, так и как одна из методик во время сеанса на консультации. Психолог говорит, а Вы повторяете особые волшебные слова и предложения.

Перечень информации для трансляции может включать в себя:

  • Упоминания, что окружающие делают все возможное для их спасения.
  • Рекомендации сохранять спокойствие для экономии физических сил. Один из методов - самовнушение. Необходимо закрыть глаза и мысленно повторять фразу: «Я спокоен», чередуя это действие с размеренным счетом от 1 до 20. Это поможет снять острое напряжение и нормализует физиологические показатели.
  • Дышать нужно медленно, через нос, но неглубоко - благодаря этому можно будет сэкономить кислород.
  • Рекомендации о том, что при возможности необходимо оказывать себе самопомощь.
  • При наличии физических повреждений лучшее, что можно сделать - минимизировать физическую активность. Это поможет избежать сложного смещения костей.

3 группа - это работа по запросу с родственниками и близкими людьми пострадавших. К ним может быть применен весь комплекс поведенческих приемов и способов, направленный на помощь клиенту в управлении своими реакциями переживания ситуации утраты, возбуждения, аффективных стрессовых реакций.

В нашей работе с клиентом мы выполняем и придерживаемся свода правил первой помощи для психологов. Вот эти правила:

Правила первой помощи для психологов

  • Мы рассказываем клиенту о том, что ожидается от терапии и как долго она продлится. Это помогает согласовать возможности психолога и надежды клиента на результат.
  • Прежде чем приступать к действиям по оказанию психологической помощи, мы комплексно оцениваем ситуацию, чтобы понять, какая и кому еще помощь требуется.
  • Работа начинается с рассказа о профессиональной компетентности — мы рассказываем об условиях работы, заключаем устный контракт, рассказываем о успехах наших клиентов, о своей квалификации и опыте.
  • Возвращая в ходе своей работы клиенту чувство нужности другим людям, мы возвращаем личную способность человека к самоконтролю.
  • По обстоятельствам, психолог может установить легкий телесный контакт - взять пострадавшего за руку или прикоснуться к плечу.
  • Мы можем рассказать о тех мерах, которые предпринимаются для спасения и облегчения состояния.
  • Мы применяем принципы активного слушания, при котором клиент выговаривается, психолог повторяет за клиентом только те фразы, которые имеют положительную эмоциональную окраску.
  • В случае, если Вас привели к нам Ваши родственники, мы можем привлечь их к помощи, предлагая выполнить небольшие конкретные задачи.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди