08.08.2019

Причины семейных конфликтов и их типы. Краткий учебник «решение семейных конфликтов


  • 3.3. Научный анализ конфликтов
  • Основные этапы изучения конфликта:
  • 3.4. Психологические методы в конфликтологии
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • 4. Конфликт как тип трудной ситуации
  • 5. Уровни проявления и типология конфликтов
  • 5.1. Проблема типологии конфликтов
  • Другие типы конфликтов
  • 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
  • 6. Причины возникновения конфликтов
  • 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
  • 7. Конфликтная личность
  • 7.1. Личностные элементы конфликта
  • 7.2. Черты характера и типы личностей
  • 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
  • 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
  • 7.5. Манеры поведения
  • Как вести себя с трудными людьми различных типов?
  • Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
  • 8.Структура и динамика конфликта
  • 8.1. Структура конфликтной ситуации
  • 8.2. Динамика конфликта
  • 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
  • 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
  • 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
  • 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
  • 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
  • 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
  • 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
  • Позитивные последствия внутриличностного конфликта
  • 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
  • Познай самого себя
  • Адекватно оценивайте себя
  • Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
  • Используйте свой жизненный опыт
  • Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
  • Будьте принципиальны
  • Будьте уверены в себе
  • Соблюдайте этические нормы и правила общения
  • Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
  • 9.5. Механизмы психологической защиты личности
  • “Не замечай это”
  • “Плачь об этом”
  • “Напади на что-то, заменяющее это”
  • “Не помни об этом”
  • “Не чувствуй этого”
  • “Отмени это”
  • 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
  • 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
  • 10. Семейные конфликты
  • 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
  • 10.2. Семейные кризисы и конфликты
  • 10.3. Причины семейных конфликтов
  • 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
  • 11.1. Теория стилей управления
  • 11.2. Руководитель как субъект конфликта
  • 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
  • 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
  • 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 11.6. Оптимальные управленческие решения
  • 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
  • Полезные советы
  • 11.7. Формы социально-трудового конфликта
  • Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
  • Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
  • 12.1. Что такое кадровая безопасность?
  • 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
  • 12.3. Процесс найма и отбора персонала
  • 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
  • 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
  • 12.4.2. Методы оценки персонала
  • 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
  • Участники финансовых пирамид
  • 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
  • I. Психологические факторы низкой надежности персонала
  • II. Предупреждение и выявление ненадежности
  • III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
  • 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
  • 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
  • 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
  • Визуальный канал
  • Аудиальный канал
  • Кинестетический канал
  • 12.8. Беседа по найму
  • 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
  • 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
  • 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
  • 13.1. Особенности педагогических конфликтов
  • 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
  • 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
  • 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
  • 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса.
  • 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
  • 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
  • Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
  • 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов:
  • 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
  • 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
  • 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
  • 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
  • 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
  • 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
  • 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
  • 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
  • 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
  • 14. Технология предупреждения конфликтов
  • 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
  • 14.2. Концепции управляемости конфликта.
  • 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 15. Предупреждение конфликтов и стресс
  • 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
  • 15.2. Понятие и природа стресса
  • 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
  • 15.4. Стресс и дистресс
  • 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
  • Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
  • 16. Конструктивное разрешение конфликтов
  • 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • 16.3. Стили конфликтного поведения
  • 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
  • 16.4. Способы разрешения конфликтов
  • 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
  • 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
  • 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
  • 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
  • 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
  • 17.2. Социальное партнерство
  • 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
  • Практическая ситуация 1
  • Практическая ситуация 2
  • Практическая ситуация 3 Задача 1
  • Задача 2
  • Задача 3
  • Задача 5
  • Конфликт в клинике
  • Тест «Ваш темперамент»
  • Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека
  • 10.3. Причины семейных конфликтов

    В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:

    Межличностная несовместимость;

    Претензии на лидерство;

    Претензии на превосходство;

    Разделение домашних дел;

    Претензии на управление бюджетом;

    Следование советам родственников и друзей;

    Интимно-личная адаптация.

    1. Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характе­ров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин­дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение.

    2. Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформиро­ваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чре­вато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за со­бой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрыты­ми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное об­суждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидер­ство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, со­вместное решение семейных вопросов.

    3. Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превос­ходство. Подобное поведение Э. Берн описывает в новелле «Доро­гая». Муж при гостях дает нелестные характеристики жене и шутли­во обращается к ней за подтверждением: «Да, дорогая?». Жена, при таком поведении мужа, оказывается в не очень приятной для нее ситуации, ее настроение испорчено.

    Подобное поведение мужа (жены) по отношению к близкому человеку есть проявление невоспитанности. В нормальной семье муж и жена находятся в равном отношении друг к другу. Следовательно, чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодей­ствие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчер­кивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положи­тельной.

    4. Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел - вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных си­туаций. Влияют на это типы личности и даже лень одного из супру­гов, или их обоих. На все случаи жизни договориться невозможно, всегда найдется в доме непредвиденный случай - «кому закрыть дверь?». Поэтому при помощи договоров межличностных конфлик­тов избежать нельзя.

    4. Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обой­тись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами. В таких случаях каждому будут из­вестны возможности бюджета, и каждый будет знать, что без его участия никаких серьезных расходов не будет предпринято. Следует иметь в виду, что не всегда будет положительно воспринят дорогой подарок для другой стороны без предварительного обсуждения.

    5. Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой соб­ственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации. Преодолеть их самостоя­тельно мужу или жене не всегда под силу. В таких случаях, иногда прибегают к советам родственников, друзей, специальной литерату­ры. Например, жене показалось, что муж стал меньше уделять ей внимания, неоправданно грубит. Она обращается за советом к роди­телям, подругам, убеждает их в том, что она делает все для мужа, а он оказывается ей неблагодарным. Если родственники или подруги окажутся опытными людьми, которые пережили сами нечто подоб­ное, то быстрее всего предложат ей самой во всем разобраться, проанализировать свое поведение, нет ли у нее упущений.

    6. Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от ин­тимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетво­рительные результаты интимной близости могут влиять необоснованные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами.

    Семейные и межличностные конфликты можно классифицировать по следующим признакам:

    1) по субъектам конфликтных ситуаций : конфликты между супругами; супругами и их детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками и дедушками и внуками; членами семьи и воспитателем детского сада, учителем школы, врачом поликлиники и т.п.;

    3) по сфере проявления конфликтов : конфликт в семейных отношениях (личных или имущественных); в отношениях между родственниками; в отношениях членов семьи с членами коллективов различных государственных и общественных организаций.

    И хотя «каждая несчастная семья несчастлива по-своему», как заметил классик, все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между родственниками.

    Ими являются:

    * нежелание или невозможность одного из супругов иметь детей; 4 кс.ЗИ

    * требование мужа, чтобы жена не работала и занималась домашним хозяйством;

    * различное социальное положение супругов до вступления в брак;

    * разность интересов супругов и неспособность идти на компромиссы;

    * один из супругов - из «ущербной семьи», как следствие - не совпадающие представления супругов о том, что в семейной жизни должно быть нормой;

    * сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми;

    * необходимость жить в одном доме с родителями мужа или жены: тещи и зятья, свекрови и невестки;

    * девиантное поведение одного из супругов: алкоголизм, наркомания и так далее;

    * проблемы неполной семьи, отсутствие в семье отца или матери, отношения между ребенком и отчимом или мачехой;

    * ситуация, когда один из супругов является инвалидом;

    * создание семьи в пожилом возрасте;

    * большая разница в возрасте между супругами.

    По основной причине , т.е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

    Стремление одного или обоих супругов реализовать в браке, прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т.е. эгоизм);

    Сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов;

    Неудовлетворённой потребности в самоутверждении;

    Наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

    Несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

    Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

    Неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;

    Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

    Разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

    Конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных ва­риантов собственного поведения:

    Выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полнос­тью высказаться стороне, провоцирующей конфликт;

    Относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергай­те его анализу;

    Исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность;

    Признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

    Не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что про­изошло, то произошло);

    Чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, ин­фаркты и т.д.);

    Любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претен­зии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме («как аукнется, так и откликнется»);

    Если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

    Ищите недостатки в себе, а не у своих близких;

    Все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

    Усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

    Позиция по отношению к действиям детей должна быть единой;

    Не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу;

    Не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом;

    Укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.);

    Помните, если вы сказали малышу: «Ты у нас совсем взрослый», он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу;

    Не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его;

    Слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчика­ми, а с тем, на кого вы жалуетесь.

    1. Будьте хладнокровными. Оставайтесь спокойными и ровными во взаимо­действии с супругом. Если вы сами остаетесь спокойными, это будет по­буждать другую сторону к серьезному обсуждению спорного вопроса. Избавьтесь от установки, что за вами должно быть последнее слово. Воз­держитесь от отрицательных высказываний в адрес супруга, не унижайте его личное достоинство, иначе отношения могут обостриться.

      Постарайтесь выяснить основную причину конфликта. От этого зависят ваши действия: либо необходимо осуществить коррекцию собственного поведения, либо ограничиться лишь обсуждением проблемы. Помните, что нужно реагировать на фактическую часть критических замечаний и, по возможности, не реагировать на оценочную.

      Избегайте столкновений личностного плана. Не показывайте, что сейчас вам супруг антипатичен, что вы сильно раздражены его личностными особенностями.

      Тщательно выбирайте слова и выражения. Избегайте слов и выражений с негативным эмоционально-оценочным, обобщающим содержанием: «Ты всегда...», «Ты никогда...», «Вечно ты...». Помните, что подобные эмо­ционально-оценочные суждения, как правило, провоцируют ответные за­щитные реакции и будут обострять, а не ослаблять конфликт.

      Оставайтесь открытыми к рассмотрению взаимных потребностей. Ищите области взаимных интересов и возможных компромиссов. Чем больше вы стремитесь отстаивать только свою позицию, тем больше сопротивления вы встретите с другой стороны. Рассмотрите ситуацию с по­зиции интересов и потребностей супруга.

      Избегайте догматических высказываний. Речь, содержащая в себе намеки на высокомерие, превосходство, педантизм, все больше и больше будет разделять вас с супругом.

      Внимательно анализируйте, что говорит ваш(а) супруг(а). Обращайтевнимание не только на слова, но и выражения чувства, которые могут стоять за ними. Дайте партнеру возможность высказать свою точку зре­ния на вашу позицию. Это демонстрирует ему, насколько искренне вы стремитесь понять его мысли и чувства.

    Для начала вам нужно понять, из-за чего возник конфликт. Иногда причина кроется в плохом настроении, усталости, раздражении или даже попытке привлечь внимание супруга. В таких случаях ссора может начаться буквально на пустом месте. Лучшее решение – заняться решением истинной причины. Отдохнуть, поднять себе настроение или поговорить с партнером о недостатке внимания.

    Во время конфликта не переходите на личности и следите за своими высказываниями. Ссора закончится, а слова забрать назад не получится. Поэтому когда почувствуете, что начинаете терять над собой контроль, предложите сделать пятиминутную паузу. Выйдите из комнаты, подышите свежим воздухом, попейте воды, а когда успокоитесь - возвращайтесь и продолжите беседу.

    Способы решения конфликта

    Иногда можно идти на уступки. Если вы чувствуете, что вы готовы отказаться от победы, лучше объявить перемирие. Но не должно быть так, что всегда уступает один человек. Подобная тактика только создает иллюзию благополучия, но напряжение накапливается. А когда чаша терпения уступающего перельется, неразрешенные конфликты могут разрушить брак.

    В некоторых случаях можно пойти на компромисс. Например, если вы хотите купить виноград, а супруг - груши, можно купить и то, и другое. Но такая тактика срабатывает не во всех случаях. Иногда супруги приходят к решению «ни тебе, ни мне», когда никто не получает желаемого. Тогда обида появляется у каждой стороны.

    Самый лучший способ решения проблемы – сотрудничество. Вы должны встать на место оппонента и понять его желания. Совместными усилиями можно найти решение, которое может разрешить конфликт мирно. Не должно быть криков или споров, каждый выдвигает предложения и они обсуждаются. Перебирая все варианты, можно найти достойное решение, которое устроит каждую сторону.

    Если ничего не помогает

    Когда супруги заходят в тупик и никто не хочет идти на уступки, нужно воспользоваться услугами специалиста. Обратитесь к психотерапевту, который сможет взглянуть на ситуацию беспристрастно, выслушает обе стороны и поможет прийти к достойному решению.

    Чтобы не было роковых конфликтов, из-за которых разрушается семья, необходимо заранее обговаривать серьезные вопросы. До свадьбы нужно узнать человека, определить вашу совместимость, насколько совпадают ваши взгляды в тех или иных вопросах. Ведь если один супруг хочет много детей, а другой их не хочет совсем, найти решение, обе стороны, почти невозможно. Кому-то придется идти против своих желаний или семья разрушится.

    Видео по теме

    Общение и совместные игры между детьми не всегда безмятежны и радостны. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Первое побуждение – взять ситуацию в свои руки и любым способом свести ссору на нет, но при более трезвом размышлении любой любящий родитель поймет, что так ситуацию разрешать нельзя, требуется более осмысленный и глубинный подход. Папам и мамам полезно будет знать, как разрешить конфликт между детьми, если он возник, а в каких ситуациях лучше не вмешиваться в происходящее.

    Детские конфликты отличаются тем, что они служат способом познания мира и возможностью преподнести самого себя. Путем проб и ошибок маленькие дети пытаются понять и найти свое место в жизни и обществе. На первых порах все это происходит неосознанно и на уровне интуиции. Родители должны сами решить, насколько серьезно им относиться к конфликтам между детьми – это поможет уже с ранних лет закладывать в ребенке способность к общению и решению разногласий.

    Что делать родителям, когда дети ссорятся

    Не надо полагать, что все обиды и ссоры между малышами разрешатся сами собой. Дети настолько непредвзято проявляют свои эмоции, что не способны контролировать их без помощи родителей. Но если задача взрослых - вырастить независимую и здравомыслящую личность, умеющую вести себя в коллективе, то вмешательство в детскую игру должно быть достаточно тактичным и не нести психологическую угрозу. Есть несколько ключевых моментов, на которые стоит обращать внимание при разрешении конфликтов между детьми.

    1. Отсутствие объективности – это основная причина, которая может побудить взрослого сделать неверные выводы. Научитесь отходить от мира собственных симпатий и антипатий, не относитесь к малышу чуть хуже только потому, что он вам кажется задирой или проказником.

    2. Проблема личного пространства может даже взрослых развести по разные стороны баррикад. Приучайте детей с первых дней к уважению чужой и собственной территории. Это касается всего: личного уголка, игрушек, вещей, посуды (если это принято в семье). Однако понятие собственности не означает, что нельзя брать чужие игрушки или давать свои другому. Детей надо с малолетства учить доброте, солидарности, развивать в них желание делать приятное другому, причем безвозмездно. Конфликты, которые развиваются на почве «не дам - отдай», надо усмирять без шума. Иногда полезно отвлечь ребят от раздела имущества, а позже обсудить с ними данную проблему.

    3. Не нужно недооценивать своих детей. Многие конфликты они успешно решают сами. Порой полезно стать сторонним наблюдателем и не вмешиваться в развитие событий (речь идет только о ситуациях, которые не несут угрозы моральному и физическому здоровью). Если ссора обостряется, можно спокойно поинтересоваться, нужна ли малышам помощь. Обычно они сами просят о чужом вмешательстве взрослых путем жалоб и слез или, наоборот, предпочитают все разрешить сами.

    Как взрослые могут разрешить конфликт между детьми

    В любой ситуации задача родителей - научить детей справляться с жизненными неурядицами и недовольством относительно происходящего. И делать это надо, пока они маленькие, а авторитет взрослого еще достаточно высок.

    В идеале во время детских разбирательств и споров взрослые должны оставаться пассивными посредниками, которые своими обдуманными словами направляют детские эмоции в нужное русло.

    1. Откройте малышам глаза на то, что происходит в их шумной компании. Пусть каждый обрисует ситуацию так, как он ее видит. Часто невинные насмешки и оскорбления могут стать психологической травмой на всю жизнь, а при своевременном вмешательстве взрослых этого можно избежать.

    2. Давайте детям ключ к разрешению проблемы, пусть для начала каждый предложит свой вариант разрешения конфликта. Если выход совместными усилиями не найден, спокойно скажите, что игра закончена, а если ребятишки заинтересованы в ее продолжении, то должны прийти к разумному компромиссу, например, уступить друг другу.

    3. Предложите детям установить новые правила, которые помогут избежать неурядиц в будущем. Если вам удалось решить совместно один конфликт, закрепите результат, обязательно похвалите вклад каждого ребенка в успех общего дела.

    Помните о впечатлительности малышей: в минуты яростных конфликтов переключайте их эмоции на что-то другое - не менее яркое и впечатлительное. Позже, когда накал остынет, вспомните прошлое и обсудите проблему, которая имела место некоторое время назад. Не пускайте все на самотек, не делайте вид, что ничего не было.

    Чтобы разрешить конфликт между детьми, войдите в положение каждого ребенка, взгляните на мир его глазами, вспомните свое детство, не оставляйте без внимания слезы и упреки, ведь ранимость детской души оставляет след на всю жизнь.

    Посмотрите на поступки малышей. Все, что они знают и умеют, преподносим им мы сами, и если в поведении вас что-то настораживает, приглядитесь, возможно, это всего лишь отклик вашего собственного поведения.

    И последнее, но самое важное: дарите детям ощущение, что они команда. Пусть напроказничали, расшалились, но если вы почувствовали, что в этот момент между ними зародилось единство, отступите. Пусть они даже чуточку перешли границы, но то, что дети вместе, должно радовать больше всего.

    Семья, как полнофункциональная система активного взаимодействия, не может не сталкиваться с кризисами, конфликтами и ссорами. Ведь люди стремятся удовлетворить личные потребности всю свою жизнь, но часто не учитывают интересов партнера.

    Причины семейных конфликтов

    1. В основе ценностного типа ссоры лежат разные интересы партнеров и паттерны воспитания.

    2. Позиционный конфликт возникает в ходе борьбы за место главы семьи.

    3. Сексуальный тип является следствием интимной дисгармонии. Для его разрешения нужна помощь врача.

    4. Эмоциональные ссоры протекают на фоне неудовлетворенной потребности в позитивных эмоциях. Сопровождаются хроническим отсутствием ласки и понимания со стороны кого-то из членов семьи. Подобный конфликт преследует те союзы, в которых люди элементарно не заботятся друг о друге.

    5. Хозяйственно-экономическую окраску несут конфликты в семье с тяжелым материальным положением. Как правило, супруги владеют разными схемами распределения месячного бюджета.

    Острые разногласия, возникшие по вышеперечисленным причинам, могут протекать явно или скрыто. В первом случае люди обмениваются словесными и физическими оскорблениями. Скрытый же конфликт не осознается людьми, какое-то время совсем не проявляется в поведении.

    Конфликты в семье, способы их развития

    1. Наблюдается обострение ситуации, указывающее на деструктивную динамику. Результатом является развод.

    2. Конфликт приобретает перманентную форму, остается неразрешимым длительное время, даже многие годы.

    3. Компромиссное решение ситуации.

    Модель поведения супружеской пары в отношениях между собой

    1. Соперничество проявляют личности, склонные к конфронтации в отношениях. Предпочитают разрешить конфликт без удовлетворения обострившихся потребностей партнера. В процессе развития ситуации наблюдается накопление раздражения, переходящее в личные оскорбления, угрозы, а в отдельных случаях в рукоприкладство.

    2. Сотрудничество подразумевает, что конфликты в семье решаются с учетом интересов всех

    Разрешение острых ситуаций по методике Яна и Кэтрин Готлиб

    Положительный результат исхода ссоры зависит от соблюдения некоторых условий:

    • происходит без присутствия детей;
    • причины конфликтов в семье формулируются четко с конкретным указанием острых углов;
    • одновременно с перечислением собственных негативных чувств упоминается позитивное отношение к супругу;
    • каждая сторона готова спокойно выслушать замечания по своему поведению;
    • обозначены приоритеты каждого члена семьи, найдены общие точки соприкосновения в потребностях;
    • задаются наводящие вопросы, чтобы супругу легче было очертить круг своих проблем и чувств;
    • при необходимости все готовы ждать, пока утихнут неконтролируемые эмоции партнера;
    • выдвигаются встречные предложения, приемлемые для другой стороны.

    Конфликты в семье решаются по методике Яна и Кэтрин Готлиб с учетом запрещенных приемов:

    • не стоит извиняться раньше, чем партнер осознает факт раскаяния;
    • нельзя переводить диалог в русло, отвлеченное от текущего спора, саботировать ситуацию или демонстративно молчать;
    • акцентировать внимание на недостатках интимной сферы;
    • затрагивать вопросы, имеющие отношение к другому конфликту, а не к обговариваемому;
    • затаивать обиду, симулируя собственное согласие с оппонентом;
    • объяснять чувства собеседника со своей точки зрения;
    • критиковать приоритеты другого человека;
    • играть на мнительности и неуверенности.

    При радикальном решении семейных конфликтов развод рано или поздно неизбежен. Следует помнить: чтобы не довести себя до при нужно быть последовательными. Неприятной юридической процедуре предшествует сначала эмоциональный развод, проявляющийся в отчуждении друг от друга, безразличии, утере доверия и любви. Потом супруги переходят на уровень физического развода, проживают длительное время раздельно. Только пожив по отдельности, рекомендуется приступать к оформлению юридических документов, подтверждающих право на создание новой семьи.

    Семейные конфликты и способы их разрешения

    Любая внутрисемейная ситуация теоретически может стать конфликтной. Это зависит исключительно от поведения супругов во время конфликта.

    Когда партнеры остро реагируют на любое противоречие и пытаются доказать свою правоту мы имеем дело с конфликтом. Однако если сложная ситуация обсуждается спокойно и доброжелательно, супруги стремятся к примирению, а не к тому, чтобы выяснить кто прав, а кто виноват, то серьезность конфликта существенно уменьшается.

    Три самых неудачных тактики поведения при семейном конфликте :


    1. Позиция стороннего наблюдателя.

    Пример конфликта в семье: жена обнаружила у мужа полное равнодушие к сломанному крану. Она молча ждет, когда же муж догадается взять в руки инструменты! Чаще всего ожидание затягивается и происходит взрыв.

    2. Открытый конфликт.

    Еще один неудачный способ разрешения конфликта: ссора с упреками, взаимными претензиями и обидами.

    3. Упрямое молчание.

    Этот способ заключается во взаимном упорном молчании, когда обе стороны обижены друг на друга, но на обсуждение проблемы никто не идет. В этом случае супругами овладевает чувство жалости к себе, беспокойство и обида.

    Все вышеперечисленные модели поведения не способствуют разрешению проблем в отношениях. Для того чтобы семья стала для супругов надежным тылом, они должны получать друг от друга моральную и психологическую поддержку. Чтобы возникло взаимное доверие важно уметь выслушать, понять и пойти друг другу навстречу.

    Хорошие способы разрешения конфликта:


    1. Открытый и спокойный диалог.

    Супруги должны стремиться идти навстречу друг другу. Важно обсудить текущую проблему конструктивно, без обвинений и упреков, с поиском оптимального решения для обоих.

    2. Понимание партнера.

    Супругам следует избегать негативных тактик, таких как игнорирование, эгоцентризм, принижение личности партнера, и использовать конструктивные: активное слушание партнера, понимание сказанного и недосказанного им.
    3. Способность меняться.

    Необходимо уметь делать шаги навстречу партнеру, менять свою позицию и взгляды по мере того, как брак предъявляет свои новые требования.

    4.Подчеркивать значимость супруга.

    Высказывание партнеру благодарности и того, что его ценят, уважают и восхищаются им, является одним из самых эффективных способов расположить супруга в свою сторону, быть услышанным и добиться взаимопонимания практически по любому вопросу.

    Доверие партнера может разрушиться, из-за того, что его переживания не воспринимаются всерьез, рассматриваются как неважные, незначительные, нестоящие внимания. Если переживания партнера становятся предметом насмешек и шуток.

    Когда нам кажется, что нас не понимают, мы чувствуем себя одинокими. Руки опускаются, и пропадает желание общаться и обсуждать что-то важное. Так супруги начинают отдаляться друг от друга и перестают быть одним целым.

    В семейном конфликте, как правило, виноваты обе стороны. Выделяют несколько типичных причин семейных конфликтов.

    Шесть основных причин конфликтов в семье:

    1. Стремление супругов самоутвердится в браке в роли главы семьи.

    Эта идея несостоятельна, потому что противоречит основному принципу семьи: взаимно поддерживать друг друга на психологическом и хозяйственном уровне. При самоутверждении супругов их взаимоотношения начинают портиться. Любая просьба, высказывание или поручение воспринимаются как посягательство на личную свободу.

    Выход: Супругам необходимо поделить сферы управления на различных участках семейной жизни и руководить совместно.

    2. Эгоизм супругов.

    При вступлении в брак за каждым партнером продолжает тянуться шлейф прежних привычек, друзей и образа жизни. Непонимание в отношениях кроется в нежелании супруга отказаться от прошлой жизни для того, чтобы соответствовать своему новому социальному статусу. Многие не хотят сознавать, что брак требует нового жизненного уклада и задаются вопросом: «Почему я должен отказываться от любимых занятий?»

    Выход: Необходимо постепенно включать супруга в совместную семейную деятельность, чтобы поэтапно приучать его к новой социальной роли и модели поведения. Прямой натиск ни к чему хорошему не приведет.

    3. Наставления одного из супругов.

    Один из супругов постоянно поучает другого как следует жить и вести себя. Наставления могут касаться любой сферы совместной жизни. Это вызывает раздражение партнера, приводит к эмоциональному напряжению, блокирует попытки быть самостоятельным и развивает чувство неполноценности.

    Выход: Осознать, что каждый человек имеет право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя. Каждый человек имеет право быть самому себе судьей. Необходимо тактично донести эту мысль и до поучающего супруга.

    4. Постоянная борьба.

    Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, потому что у каждого в сознании укрепилась мысль о неизбежности ссор. Семейная жизнь строится как борьба за победу в конфликте. Постоянные ссоры в браке имеют отдаленные последствия, связанные с упрочнением в отношениях неблагополучия.

    Выход: Супругам необходимо перестраивать модель взаимоотношений и учиться новым навыкам поведения в семье.

    5. Маменькин сынок/папенькина дочка.

    Проблема заключается в том, что в семейную жизнь постоянно вовлекаются родители супругов. Их наставления мешают супругам выстраивать личный опыт взаимоотношений, потому что они руководствуются лишь рекомендациями родителей, которые редко бывают субъективными и полезны для молодой пары.

    Выход: Ограничить вмешательство родителей в личную жизнь – прекратить обсуждения семейной жизни. Не жаловаться на супруга родителям. Все решения по поводу собственного поведения в браке и взаимоотношений с супругом принимать самостоятельно.

    6. Нервная озабоченность и тревожность.

    В некоторых браках, в стиле общения между супругами постоянно присутствует напряженность и озабоченность. Это приводит к дефициту радостных переживаний.

    Выход: Если один из супругов находится в угнетенном настроении, другой должен успокоить его и помочь избавиться от озабоченного психического состояния.

    В благополучном браке присутствует ощущение радости и предвкушения еще большего счастья. Для того чтобы это ощущение сохранилось, супруги должны оставлять неприятности и плохое настроение за пределами дома. Общаясь с членами семьи важно всегда находиться в приподнятом настроении, делиться оптимизмом и радостью.

    В каждом неприятном событии важно уметь видеть что-нибудь смешное и культивировать дома чувство юмора. В сложных ситуациях, когда наваливаются проблемы и неприятности, нужно не паниковать, успокоиться и последовательно вникнуть в причины.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди