14.06.2019

Презентация - Групповой проект «Хлеб - всему голова. Проект «Хлеб-всему голова» (старшая группа)


Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №113 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Групповой проект «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Руководители проекта: Воспитатель Анищенко Г.Н., Воспитатель Никифорова И.Ф., Учитель-логопед Величко Т.Н.

Слайд 2

Хлеб и человек… Хлеб и жизнь… Эти понятия неразделимы. Нет на свете продукта более нужного. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир.
Хлеб – это история нашей Родины; это наше сытное время. Надо знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными хозяевами. В хлебе древний человек видел дитя, порожденное Землёй. Чем лучше мы живём, тем настойчивее надо прививать уважение к труду хлеборобов. Хлеб не терпит равнодушия.

Слайд 3

Презентация направлений
ПРОБЛЕМА «Хлеб – всему голова». Мы очень часто слышим эту фразу в жизни и, нам стало интересно, почему же хлеб считается самым главным продуктом питания и, почему не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим такое небрежное отношение к хлебу. Иногда можно увидеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные булочки, буханки хлеба в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда горбушки хлеба. Почему так бывает? В чём ценность хлеба? Мы решили найти ответы на эти несложные вопросы.
ГИПОТЕЗА Мы предположили, что такое небрежное отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что ребята не знают, истории хлеба, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба.

Слайд 4

Направление - Историческое
*** Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней Золотые слова Забывать мы не вправе «Хлеб всему голова!» В поле, в доме, в державе.

Слайд 5

Направление - Историческое
Учёные археологи разных стран подтвердили, что действительно первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба ещё в древности.

Слайд 6

Направление - Историческое
Сначала люди питались сырыми зёрнами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив, измельчённое зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Слайд 7

Направление - Историческое
Считается, что именно каша была первой «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. И вот однажды зарядил дождь, мужчины раньше пришли с поля, женщина на скорую руку начала готовить кашу, каша получилась очень густая. Не успела оглянуться – разведённая в воде мука перестала растекаться. Получился румяный кругляш. Так был испечён первый хлеб.

Слайд 8

Направление - Историческое
Первым сельскохозяйственным орудием была палка. Дальше придумали к палке привязывать острый камень. Получился топор. Далее была каменная мотыга. Новая радость охватила земледельца, когда он приручил быка и лошадь и впряг их в плуг – очень большая мотыга. Ещё существовало много различных орудий труда соха, борона, серп.

Слайд 9

Орудие труда
Соха – тоже большая мотыга. Главное её отличие от плуга в том, что у неё сошник наклонный, а у плуга горизонтальный – лемех. Соха – изобретение восточных славян. Появилась она в конце первого тысячелетия нашей эры в северной местности, где города Старая Ладога, Псков, Новгород.

Слайд 10

Орудие труда
Борона После вспашки на поле оставались комья земли. Чтобы мельчить их, придумали борону. Бороной же заделывали в почву посеянные зёрна. Оказалось, заборонованная почва меньше испаряет влагу. Так что борона ещё и охранительница влаги.

Слайд 11

Орудие труда
Серп Пшеницу срезали каменным ножом. Заметили: изогнутый нож в такой работе лучше. Сверху стебли пшеницы сжимает рука жнеца. Подрезая их снизу, кривой нож собирает стебли в пучок и внизу. Пучок к пучку – получается сноп. Ещё заметили: лезвие с зазубринами легче режет соломины. Так родился серп – изогнутый нож с зубчиками.

Слайд 12

История Хлеба
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен.

Слайд 13

Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
История Хлеба

Слайд 14

ХЛЕБ – ЭТО ДАР

Слайд 15

Направление - Литературное
*** Прожить не трудно без котлет Кисель не часто нужен Но плохо, если хлеба нет В обед, на завтрак, в ужин. Он – царь еды, хоть скромен вид От древности доныне Средь блюд различных хлеб стоит В почёте посредине. Ему десятки тысяч лет Веками бились люди Пока не стал таким наш хлеб Каким лежит на блюде
Его найдёшь ты на столе У римляне и грека В войну, в годину лютых бед Спасал хлеб человека И ныне кормит хлеб людей Врачей, солдат, рабочих И этот дар земли своей Должны беречь мы очень!

Слайд 16

Устное народное творчество о ХЛЕБЕ
На Руси, как и во всём мире, всегда было особое поклонение хлебу, высокое почитание его. Воспитывалось оно с самого раннего детства и передавалось из поколения в поколение, при помощи поговорок, притч, сказок. Они всегда отражали быт людей, Свидетельствовали о нравственных ценностях, учили будущие поколения и помогали поддерживать на протяжении лет знания о том, что есть добро, труд, богатство, ум, удача, гостеприимство …

Слайд 17

А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ:
Даром хлеб есть (Жить напрасно, не принося никакой пользы). Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита) Что означает? И когда его говорят? Хлеб насущный (Необходимые средства для жизни) Хлеб – соль (Угощение) Что означает? И когда говорим?

Слайд 18

Крылатые выражения о хлебе:
1. «Сбоку припёка» Комментарий: Припёка, или припёк, у пекарей – пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к хлебным изделиям, то есть нечто ненужное, излишнее. 2. «Отрезанный ломоть» Комментарий: Был каравай целый, стал початый, и ломоть отдельно. Потому и стали называть отрезанным ломтём ушедших из семьи членов. Дочка, выгнанная в чужие люди, отделившийся и заживший своим домом сын, - всё это отрезанные ломти. 3. «Тёртый калач» Комментарий: Есть такой сорт белого хлеба – тёртый калач. Выпекают его из очень круто замешанного теста, который нужно долго разминать. «Ни тёрт, ни мят, не будет калач», - гласит народная пословица, что следует понимать как «беды уму учат». А в переносном смысле «тёртый калач» - опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведёшь.

Слайд 19

Направление - Художественное
Художники во все времена стремились рисовать человека – труженика. Чтобы показать не только как ему тяжело, но и наоборот, насколько красив человек, когда он работает.

Слайд 20

Венецианов Алексей Гаврилович 1780 – 1847 Выдающийся русский художник, один из основоположников бытового жанра русской живописи. Родился в Москве в семье купца. Свою художественную деятельность Венецианов начал с портретов. В начале 1820 года художник переселился в деревню и обратился к отображению на своих полотнах сцен из крестьянской жизни.

Слайд 21

Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»

Слайд 22

Яблонская Татьяна Николаевна 1917 - 2007 Родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Её отец был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. С 1935 года по 1941 год Таня Яблонская учится в Киевском художественном институте. После Великой Отечественной войны началась её творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась. Большую известность Татьяне Ниловне Яблонской принесла картина «Хлеб», написанная в 1949 году.

Слайд 23

Картина Т.Н. Яблонской «Хлеб»

Слайд 24

Направление - Сельскохозяйственное
Рассказ о пшенице: Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них – колосья, и в каждом колосе – зерна. Осенью пшеницу срезают – жнут. Затем выбивают – вымолачивают из колосьев зерна. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается белая мука.

Слайд 25

Рассказ о пшенице:
Из муки делают тесто, а из теста – белый хлеб, булки, печенье, баранки. И еще делают из пшеницы манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками и вот готова манная крупа – можно варить кашу.

Слайд 26

Рассказ о ржи:
А чёрный хлеб из чего делают? Чёрный хлеб делают из ржи, поэтому он и называется ржаной. Рожь очень похожа на пшеницу, а всё – таки не совсем такая же. Колос пшеницы потолще, а ржи – потоньше. Зёрна пшеницы покруглей, а ржи – подлиней.

Слайд 27

Рассказ о ржи:
Рожь, так же как и пшеница, растёт в поле, и осенью её жнут, вымолачивают из колосьев зёрна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы. Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые булочки, а чёрный хлеб.

Слайд 28

комбайнер
Как выращивают хлеб С начало зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами –сеялками. Дальше на полях вырастет рожь или пшеница. Потом, после созревания колосьев комбайнеры их скашивают и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполниться зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов. Комбайны продолжают работать, а машины с зерном идут на приемные пункты.
сеялка

Слайд 29

Как выращивают хлеб На приемных пунктах решают куда отправить зерно на мельницу или элеватор. Элеваторы – это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его новым урожаем. Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб на продажу населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Дуйсекинская общеобразовательная основная школа

Детский научно- исследовательский проект

Тема: «Хлеб – всему голова»

Выполнил: ученик 4 класса Дуйсекинской ООШ

Смоль Вячеслав

Павлодарская область, р-н Железинский, с.Дюсеке

Руководитель: Спицына Татьяна Геннадьевна

Учитель начальных классов

Дюсеке 2015 год

1. Введение

2. Основная часть

2.1 История возникновения хлеба

2.2 Путь от зернышка до буханки хлеба

2.3 По рецептам бабушки готовим хлеб

2.4 Пословицы и поговорки о хлебе

2.5 Проведение анкетного опроса

3. Заключение

4. Список использованной литературы и других источников

1. Введение

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба. 2. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны. 5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 6. Изучить пищевую ценность хлеба. 7. Провести анкетирование среди учащихся класса.

Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Планируемый конечный результат:

Рассказать своим сверстникам о ценности труда, приложенного для приготовления хлеба.

Изучить технологию производства.

Актуальность моей работы в том, что все дети любят хлеб. Я предполагаю, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлеку внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!

2. Основная часть

2.1. История возникновения хлеба.

Хлеб мы едим каждый день на завтрак, обед, ужин и не можем обойтись без него ни дня.

Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? Многие из нас не задумывались: « Что такое хлеб? » У меня возникло несколько гипотез:

Я думаю, хлеб это не только те батоны, которые мы покупаем в магазине.

Наверное - это и мука, из которой пекут хлеб.

А может быть это и поле, засеянное пшеницей или рожью.

А что, если это другие изделия, выпеченные из муки.

Чтобы разобраться со всеми моими предположениями, мне пришлось потрудиться и исследовать данный вопрос.

Из словаря Ожегова я узнал, что хлеб – 1) колосовые растения с мучнистыми зернами;

2) пищевой продукт, выпекаемый из муки;

3) плоды, семена злаков, перемолотые в муку.

В энциклопедии я прочитал, что более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

С древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами.

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.

2.2. Путь от зернышка до буханки хлеба.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.

Мы позвонили специалисту фермерского хозяйства и спросили:

Как выращивают хлеб?

Оказывается!

1.Сначало землю нужно подкормить удобрениями и вспахать, перемешивая удобрения с землей.

2. Затем землю нужно пробороновать, чтобы не было комков

(Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.)

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

3. Теперь можно начинать сеять!

4. После посева надо постоянно обрабатывать почву, защищать посев от вредителей

5. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях.

Поле в это время очень красивое.

6. Но вот зерна созрели. Начинается жатва.

И на поле выходят большие машины – комбайны.

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

7. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

8. Потом зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

9. Муку отправляют на хлебозавод, где и выпекают хлеб.

Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.

Заглянув в интернет я узнал, что выпекался хлеб обычно из традиционного сырья – ржаной муки (позже пшеничной, ячменной), воды и соли, а в качестве закваски применялось спелое (кислое) тесто, содержащее молочнокислые бактерии.

Национальным хлебом всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки.

Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века.

Старейшим видом белого хлеба являлся калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок.

Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич».


По телевизору из программы «Здоровье» я узнал, что хлеб полезен для

здоровья детей и взрослых. В нем нет консервантов, он натуральный на 100%

Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. Он

содержит в себе все питательные вещества необходимые человеку: до 56%

угдеводов, 5-8 % белков, минеральные вещества клетчатка.

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная пища. Хлебу

поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним

связаны многочисленные обряды и верования. Таков древний обычай

приветствовать гостей хлебом – солью. Каравай означает богатство и достаток,

а соль древний символ охраны дома от пожара.

2.3. По рецепту бабушки готовим хлеб.

Бабушка мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали.

Мне стало интересно: Как это сами?

И вот с подсказкой бабушки мы решили испечь хлеб в домашних условиях.

Приготовили муку, просеяли ее через сито и положили в кастрюлю, добавили подогретую воду, растительное масло, дрожжи и замесили тесто. Поставили тесто в теплое место, чтобы оно подошло. Когда тесто приготовилось, мы выложили его в специальную форму для выпечки хлеба и поставили в духовку выпекаться. Через 45 минут хлеб готов, да еще какой вкусный!!!

Таким образом, мы экспериментально доказали, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Я понял, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. А если еще учесть, что его нужно вырастить из маленького зернышка, поухаживать за посевом. Вот по этому надо ценить каждую крошку хлеба и понимать, почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок о хлебе.
Я решил угостить «своим» хлебом друзей и учительницу. Принес буханку белого хлеба в класс. Вначале все вдохнули хлебный запах, закрыв глаза от аромата.
А потом уж угостились. Приятного аппетита! Ребята оценили мое личное приготовление, сказали: «Очень вкусно!» Поблагодарили меня.
Буханка черного хлеба осталась дома. Так к вечеру и от нее не осталось ни крошки.

2.4. Пословицы, поговорки о хлебе.

Каков у хлеба, таков и у дела.

Пот на спине – так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались.

Где хлеб, тут и мыши.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Поговорки и пословицы. 1.Хлеба край, так и под елью рай.

2.Худ обед, когда хлеба нет.

3.Что посеешь, то и пожнешь.

4.Одно зерно горсть дает.

5.Зернышко к зернышку – будет мешок.

6.Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Загадки1. Я загадку загадаю, В огороде закопаю; Как год пройдет, Калач взойдет.2. В поле метелкой, В мешке жемчугом.

3. Золотист он и усат, В ста карманах – 100 ребят.

4. Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом.

5. В поле тычинка – Золотая вершинка.

2.5. Проведение анкетного опроса

Чтобы провести исследование, выбран социологический метод, групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.

Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса. Я провел исследование, которое помогло бы определить, смысл слов «Хлеб – всему голова». В связи с этим, предложил ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитайте вопрос, напишите нужный ответ. Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде.

Вопросы анкеты

1. Как часто вы едите хлеб?

Каждый день

Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

Пшеничный

Пшенично-ржаной

Никакой не любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

Выбрасывают

Скармливают домашним животным

Сушат сухари

В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Также мною были предложены правила.

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь черствому хлебу.

5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

3. Заключение.

В результате проделанной работы я:

узнал, что хлеб – это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий;

подготовил презентацию с фотографиями по этой теме для своих одноклассников;

я открыл для себя новый, до этого дня незнакомый мне мир – мир производства.

Я подтвердил свою гипотезу, и выполнил поставленные задачи.

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

4. Список используемой литературы

http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб. История

http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб

http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе

Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе

Словарь Ожегова.

А.И. Ковтуненко Л.Я. Подъяблонская Л. Хлеб на обеденном столе.

Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл.

Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

«Хлеб на стол, и стол - престол,
Хлеб со стола, и стол - доска»
(Русская пословица)

Обоснование проекта

Хлеб - всему голова! Мы часто слышим «нужно купить хлеба», «ешь с хлебом», но еще слышим - « в поле колосится хлеб» , « началась уборка хлеба» , ну и, конечно, «хлеб - всему голова». Не бывает так, чтобы дома никогда не было хлеба. Пирожки, печенье, макароны, торты, сухарики - без всего этого невозможно представить нашу жизнь.

Но откуда же берется хлеб? Может быть, хлеб растет на дереве? Может быть, хлеб растет на земле, как арбуз или дыня? Или, может, он растет под землей, как картошка? Что вообще мы сами знаем о хлебе?

Я стала приставать к взрослым с этими вопросами, и мне показали колоски, которые мы собрали летом в поле, и сказали « Вот хлеб» . Вопросов у меня стало еще больше…

Я решила узнать ответы на свои вопросы с помощью интернета, но там столько информации, что я запуталась.

Заинтересовавшись этими вопросами, я решила найти что-то интересное в книгах, журналах, интернете о хлебе, обратиться на завод по изготовлению хлеба и подготовить творческий проект. Я попала на Уфимский Хлебозавод.

Цель: изучить технологии приготовления хлеба и производства в целом.

Задачи проекта:

  • познакомиться с историей появления хлеба;
  • изучить технологию приготовления хлеба на Уфимском хлебозаводе.

Объект исследования: Хлебопроизводство.

Предмет исследования : Хлеб.

Гипотеза исследования: Хлеб - это не готовый продукт, который появляется самостоятельно, без особого труда со стороны человека.

Планируемый конечный результат :

  • Рассказать своим сверстникам о ценности труда, приложенного для приготовления хлеба.
  • Изучить технологию производства.

Выводы. В результате проделанной работы я:

  • узнала, что хлеб - это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий;
  • подготовила презентацию с фотографиями по этой теме для своих одноклассников;
  • я открыла для себя новый, до этого дня незнакомый мне мир - мир производства.

Я подтвердила свою гипотезу, и выполнила поставленные задачи.

Актуальность моей работы в том, что все дети любят хлеб. Я предполагаю, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлеку внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!

Практичность - благодаря личному посещению Уфимского хлебозавода я ознакомилась с процессами производства, а также, сделав фотографии, дала возможность своим сверстникам увидеть все процессы производства хлебопекарни.

Исследовательский проект «Хлеб - всему голова»

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами

исследовательский деятельности.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы №1,

родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатель.

ВОЗРАСТ: 5 – 6 лет.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный

Проблема

После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.

Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:

· Хлеб – батюшка, водица - матушка.

· Хлеб – дар божий.

· Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

· .Хлеб - всему голова.

В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.

Актуальность.

В жизни каждого человека понятие «хлеб » входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу . Всегда ли мы бережно относимся к хлебу ? Кто использует хлеб для питания ? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы №1 не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.

Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, , а также научить бережно относиться к хлебу .



Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Он полезный (Женя)

Хлеб пекут из муки (Ульяна)

Как растет хлеб? (Вова)

Какой хлеб полезней? (Лера)

Спросить у взрослых

Посмотреть в интернете

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Цель:

формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности.

5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно

строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Деятельность педагогов :

Определение проблемы,

Определения уровня знаний детей по теме,

Постановка цели и задач,

Определение методов работы,

Составление плана мероприятий по реализации проекта;

Анкетирование родителей воспитанников,

Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

Методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;

Материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

Презентаций на данную тему.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог

Образовательная область

Формы и методы работы

Познавательное развитие.

НОД: ”Хлеб - всему голова” с использованием ИКТ.

«Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя.

Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?»

Оформление мини музея «Хлеб всему голова».

Посадка злаковых.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы : ”Откуда хлеб пришёл”,

“Как выращивают хлеб”,

”О сборе урожая”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Дидактические игры :

«Что из чего?»,

«Узнай на вкус»,

«Кто больше назовет»,

«От зернышка до булочки»,

«Какой хлеб?»,

«Что сначала, что потом?» и другие.

Сюжетная игра : «Хлебный магазин», «В музее хлеба»

Речевое развитие

Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г.Х.Андерсен: ”О девочке, которая наступила на хлеб”, М.Пришвин “Лисичкин хлеб”.

Инсценировка сказки “Колобок”.

Чтение и обсуждение:

Б. Вовк. «Мякиш»,

Я. Тайц «Всё здесь».

Стихотворения:

«Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов,

«Хлебушек душистый» С. Погореловский,

«Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Аппликация ”Колосок из макарон”.

Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке.

Рисование ”Колосок”.

Рассматривание репродукций картин русских художников:

Ш.Шишкин “Рожь”,

Н.Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”,

И.Репин “Л.Толстой на пашне”,

А.Васнецов “Жнецы”,

Т.Яблонский “На колхозном току”.

Лепка из солёного теста.

Раскрашивание раскрасок на тему:

«Хлеб, хлебобулочные изделия» .

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Физическое развитие

Подвижные игры : «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра «Каравай», «Белый хлеб».

Физкультминутки : «Замесим тесто», «Колоски».

ДЕТИ.

Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.

РОДИТЕЛИ.

Беседа «Значение хлеба в жизни человека».

Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений. Участие в оформлении фото выставки «Я пеку,пеку, пеку…».

Участие в оформление мини-музея « Хлеб всему голова».

Участие в оформлении стенда «Пословицы и поговорки о хлебе».

Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».

Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

Обобщение результатов работы, формулировка выводов;

Обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;

Чаепитие «Блинчики-блины»;

Подготовка презентации проекта.

1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.

2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.

3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.

5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Проявятся творческие способности детей.

7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);

8. Узнают о пользе хлеба для человека.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

Стенд «Откуда хлеб пришел на стол» .

Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!» .

Книжки-малышки.

Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».

Картотека дидактических игр.

Мини-музей «Хлеб всему голова»

Паутинка проекта

Этап

СРОКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

РЕЗУЛЬТАТ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителям

подготовительный

Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о хлебе.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему.

Принятие задач проекта.

Беседа с родителями

«Значение хлеба в жизни человека»

Уровень знаний по теме «ВОВ»:

Высокий – 0%

Средний – 48%

Низкий – 52%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

основной

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Рассматривание выставки в книжном уголке;

рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова».

Информирование по тематике бесед.

Беседа «Техника приготовления хлеба»

Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познавательное развитие

Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»;

НОД: «Откуда хлеб пришел»

Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт».

Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба

Появление познавательного интереса у детей.

Речевое развитие

Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия –хлеб растить»

Д/и «Составь предложение»,

«Угадай на ощупь».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах

Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественных произведений,

просмотр презентаций.

Пересказ историй;

рисование «Колосок», «Хлебобулочные изделия».

Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов.

Физическое развитие.

Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

П/и « Каравай» «Колосок и мыши»,.

Досуг с родителями и детьми «Блины на масленицу»

Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями.

заключительный

Повышение уровня знаний детей о ВОВ и ветеранах.

Коллективное панно «Курская битва», сюжетно - ролевая игра «Танковое сражение».

Покупка саженцев сирени и совместная их посадка.

Развитие активного интереса к данной теме.

План осуществления проекта

Режимные моменты

1 Утро

Беседа «Любимые хлебобулочные изделия» .

Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия».

Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.

Совместная творческая работа - фото «Я пеку, пеку, пеку…».

Лепка из соленого теста «Любимые хлебобулочные изделия»

НОД (Познавательное развитие): «Герои жатвы».

П/и «Каравай».

НОД (Художественно-эстетическое развитие): «Колосок».

Просмотр клипа «Хлеб всему голова».

Чтение произведения:

Б. Вовк «Мякиш».

Конструирование «Хлебозавод» , из разных видов конструкторов.

3 Прогулка

Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?»

Лепка из снега «Пирожки».

4 Вторая половина дня.

Чтение произведения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлова.

Аппликация «Колосок из макарон».

ВЫВОДЫ

Цель проекта достигнута .

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,

Узнали откуда берётся хлеб и как его производят.

Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.

2. Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:

· плодородная почва

· уход (правильная посадка, полив).

3. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).

4. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.

Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами

Исследовательский деятельности.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы №1,

Родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатель.

ВОЗРАСТ: 5 – 6 лет.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный

Проблема

После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.

Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:

  • Хлеб – батюшка, водица - матушка.
  • Хлеб – дар божий.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • . Хлеб - всему голова.

В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа .

Актуальность.

В жизни каждого человека понятие « хлеб » входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу . Всегда ли мы бережно относимся к хлебу ? Кто использует хлеб для питания ? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы №1 не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.

Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов , а также научить бережно относиться к хлебу .

Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине (Рома)

Хлеб бывает белый и черный (Венера)

Хлеб вкусный и ароматный.(Мурад)

Он полезный (Женя)

Сеют зерно и отвозят на мельницу (Соня)

Хлеб пекут из муки (Ульяна)

Как растет хлеб? (Вова)

Как готовится тесто? (Мелена)

Какой хлеб полезней? (Лера)

Как правильно кушать хлеб? (Соня)

Спросить у взрослых

Посмотреть в интернете

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Цель:

Формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

Стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

Промышленности.

5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно

Строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

Разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Деятельность педагогов :

Определение проблемы,

Определения уровня знаний детей по теме,

Постановка цели и задач,

Определение методов работы,

Составление плана мероприятий по реализации проекта;

Анкетирование родителей воспитанников,

- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

Совместная деятельность педагогов и родителей:

подбор:

Методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;

Материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

Презентаций на данную тему.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог

Образовательная область

Формы и методы работы

Познавательное развитие.

НОД: ”Хлеб - всему голова” с использованием ИКТ.

«Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя.

Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?»

Оформление мини музея «Хлеб всему голова».

Посадка злаковых.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы : ”Откуда хлеб пришёл”,

“Как выращивают хлеб”,

”О сборе урожая”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Дидактические игры :

«Что из чего?»,

«Узнай на вкус»,

«Кто больше назовет»,

«От зернышка до булочки»,

«Какой хлеб?»,

«Что сначала, что потом?» и другие.

Сюжетная игра : «Хлебный магазин», «В музее хлеба»

Речевое развитие

Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г.Х.Андерсен: ”О девочке, которая наступила на хлеб”, М.Пришвин “Лисичкин хлеб”.

Инсценировка сказки “Колобок”.

Чтение и обсуждение:

Б. Вовк. «Мякиш»,

Я. Тайц «Всё здесь».

Стихотворения:

«Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов,

«Хлебушек душистый» С. Погореловский,

«Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Аппликация ”Колосок из макарон”.

Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке.

Рисование ”Колосок”.

Рассматривание репродукций картин русских художников:

Ш.Шишкин “Рожь”,

Н.Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”,

И.Репин “Л.Толстой на пашне”,

А.Васнецов “Жнецы”,

Т.Яблонский “На колхозном току”.

Лепка из солёного теста.

Раскрашивание раскрасок на тему:

«Хлеб, хлебобулочные изделия» .

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Физическое развитие

Подвижные игры : «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра «Каравай», «Белый хлеб».

Физкультминутки : «Замесим тесто», «Колоски».

ДЕТИ.

Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.

РОДИТЕЛИ.

Беседа «Значение хлеба в жизни человека».

Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений. Участие в оформлении фото выставки «Я пеку,пеку, пеку…».

Участие в оформление мини-музея « Хлеб всему голова».

Участие в оформлении стенда «Пословицы и поговорки о хлебе».

Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».

Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
  • обобщение результатов работы, формулировка выводов;
  • обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;
  • чаепитие «Блинчики-блины»;
  • подготовка презентации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.

2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.

3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и

Промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.

5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Проявятся творческие способности детей.

7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);

8. Узнают о пользе хлеба для человека.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

Стенд «Откуда хлеб пришел на стол» .

Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!» .

Книжки-малышки.

Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».

Картотека дидактических игр.

Мини-музей «Хлеб всему голова»

Паутинка проекта

Этап

СРОКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

РЕЗУЛЬТАТ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителям

подготовительный

Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о хлебе.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему.

Принятие задач проекта.

Беседа с родителями

«Значение хлеба в жизни человека»

Уровень знаний по теме «ВОВ»:

Высокий – 0%

Средний – 48%

Низкий – 52%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

основной

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Рассматривание выставки в книжном уголке;

рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова».

Информирование по тематике бесед.

Беседа «Техника приготовления хлеба»

Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познавательное развитие

Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»;

НОД: «Откуда хлеб пришел»

Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт».

Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба

Появление познавательного интереса у детей.

Речевое развитие

Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия –хлеб растить»

Д/и «Составь предложение»,

«Угадай на ощупь».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах

Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественных произведений,

просмотр презентаций.

Пересказ историй;

рисование «Колосок», «Хлебобулочные изделия».

Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов.

Физическое развитие.

Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

П/и « Каравай» «Колосок и мыши»,.

Досуг с родителями и детьми «Блины на масленицу»

Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями.

заключительный

Повышение уровня знаний детей о ВОВ и ветеранах.

Коллективное панно «Курская битва», сюжетно - ролевая игра «Танковое сражение».

Покупка саженцев сирени и совместная их посадка.

Развитие активного интереса к данной теме.

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

1 Утро

Беседа «Любимые хлебобулочные изделия» .

Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия».

Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.

Совместная творческая работа - фото «Я пеку, пеку, пеку…».

Лепка из соленого теста «Любимые хлебобулочные изделия»

2 Непосредственно образовательная деятельность.

НОД (Познавательное развитие): «Герои жатвы».

П/и «Каравай».

НОД (Художественно-эстетическое развитие): «Колосок».

Просмотр клипа «Хлеб всему голова».

Чтение произведения:

Б. Вовк «Мякиш».

Конструирование «Хлебозавод» , из разных видов конструкторов.

3 Прогулка

Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?»

Лепка из снега «Пирожки».

4 Вторая половина дня.

Чтение произведения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлова.

Аппликация «Колосок из макарон».

ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)


ВЫВОДЫ

Цель проекта достигнута .

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания , уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,

Узнали откуда берётся хлеб и как его производят.

Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

  1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.
  2. Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:
  • плодородная почва
  • свет
  • вода
  • тепло
  • уход (правильная посадка, полив).
  1. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
  2. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.

Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.

Литература

1. Хрестоматия «Наша Родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.

2.. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008

3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.

4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005

5.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Г. Воронеж 2006

6.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.

7 .Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

9.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией

М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.-

М.2005.

10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.


МБОУ «СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Реутов МО

Учитель Джурабаева Галина Алексеевна

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство»

    Цель проекта:

Донести до учеников нашей школы важность проблемы сбережения хлеба.

    Задачи проекта:

-узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

Показать ценность хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества;

-привить уважение к продукту и к людям, его производящим;

-воспитать активную гражданскую позицию у детей

Методы исследования:

- анкетирование учащихся школы;

- изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

- проведение профильных экскурсий и наблюдений

План исследования:

1. Актуальность проблемы, определение возможности участия детей в её решении.

2. Ценность хлеба, как продукта

3. Происхождение хлеба

4. Истории названия хлеба

5. Хлеб в истории человечества

6. Рецепты разных народов

7. Вывод

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но мы не задумывались, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот мы решили узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам нашей школы. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков.

За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков, а это почти целая буханка.

В месяц на выброс шло 3 - 4 буханки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. От подсчётов нам стало не по себе. Что же мы делаем? А ещё мы спросили нашего повара о ежедневных потерях школы. Оказывается – это в среднем 3 буханки хлеба в день.

Итак, в месяц потеря школы составляет 15 – 16 буханок, 108 буханок в течение учебного года. А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше. И вот, что мы узнали.

Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос” . Отсюда произошло готское слово “хлайфс” , которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб” , очень напоминающее наш “хлеб” , или эстонское “лейб” .

Также мы узнали о составе хлеба и его пользе для -человеческого организма. В основном хлеб состоит из углеводов . В ржаном хлебе их 40-43%, в пшеничном – 42-52%. Кроме того, хлеб является источником растительного белка и незаменимых аминокислот . С хлебом мы получаем и необходимые организму минеральные вещества - калий, магний, кальций, фосфор, железо, витамины группы А и растительную клетчатку . Хрустящая корочка черного хлеба - один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Особенно полезным считается ржаной хлеб из муки грубого помола и цельнозерновой хлеб с добавлением пророщенных зёрен. Четыре кусочка такого хлеба на 25% покрывают дневную норму железа для женщин и на 40% для мужчин.

Ученые получили убедительные доказательства, что, питаясь продуктами из цельного зерна, можно продлить жизнь. Согласно новым рекомендациям, люди должны есть не менее 100 граммов продуктов, содержащих цельное зерно в день.

Когда же появился первый хлеб?

Мы нашли ответ и на этот вопрос. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Главной заботой наших предков была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

Наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Они овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного из сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб,

сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.


Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний. Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.






На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным.





Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Например , в 1932-1933 годах прошлого столетия страшный голод охватил многие территории России и Украины. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.



А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда , когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу.





Ещё хуже был рецепт хлеба в самые голодные месяцы. А.Н. Юхневич - старейшая работница ленинградского хлебозавода - рассказала о составе блокадных буханок: 10-12% - это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

«Хлеб» фашистских концлагерей отдельная история.

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы - 40%,

отруби - 30%,

древесные опилки - 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%.

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

Хорошо, что этого сейчас нет, что это уже история.

Изучая материалы о хлебе, мы узнали национальные рецепты разных народов . У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. Оказывается, в центральной части и северо-западных районах нашей страны предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.

Также мы узнали разные сорта Украинского, Белорусского, Молдавского, Прибалтийского хлеба, продукцию Средней Азии и Кавказа.






Сколько существует народов в мире! И ни один народ не обошёл своим вниманием хлеб. Существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба . Вот некоторые из них.

Багель - хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь - легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан - слоеный хлеб в форме полумесяца.

Иногда выпекается с начинкой .

Пышка - круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача - итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца - традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.


Пита - плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан - индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.



Горячая сдоба - английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы - изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

У каждой страны свои обычаи, свои пристрастия, но есть страны со своим ярким национальным колоритом. Такой является Болгария.

«Хлеб наш насущный» - нет другой страны, где эти слова звучали бы так глубоко и правильно, как в Болгарии. И по сей день в народе сохранилось выражение - „Я с ним хлеб ел”.

Можно смело сказать, что в Болгарии существует культ хлеба. Хлеб является важной частью множества ритуалов и обрядов, хлебом и солью встречают гостей. Когда крестный отец приносит из церкви только что крещенного младенца, то символически меняет его на хлеб. В первый день нового года, в день святого Василия, пекут один большой плоский пресный хлеб и много маленьких в форме птичек, чтобы угостить детей, которые придут поздравить хозяев с Новым годом.

Хлебом в былые времена даже лечили. Горячий хлеб, вымоченный в теплом вине, считался лучшим средством от сильных ушибов. Только что испеченный хлеб прикладывали к спине простуженного. Есть много других подобных рецептов от отравления, от ветрянки и даже от сглаза.

Сохранились обычаи, сопровождающие само потребление хлеба за столом. Разломить хлеб может только самый старший мужчина в доме и пока сам он не приступил к еде, никто не начинает есть. Разговаривать за столом во время основной еды не принято, поскольку считается, что не может быть ничего важнее хлеба. Пока хлеб на столе, не разрешается смеяться - это неуважительное отношение к хлебу. Выбросить или украсть хлеб - страшный грех. Вот такие интересные факты мы узнали о Болгарии.

А как же производили хлеб в последнее столетие в нашей стране?

До 30-ых годов хлеб в нашей стране пекли часто вручную, используя достаточно простые аппараты для выпекания, и только

в 30-х годах вступили в строй первые хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова.

Эти своеобразные по своей конструкции заводы напоминают гигантские карусели, где мука, а затем тесто движутся с этажа на этаж, пока не превратятся в румяные батоны или пышащие жаром хлебные караваи. Заводы системы Марсакова и по сей день остаются технически совершенными предприятиями. Весь процесс выпечки хлеба на заводах механизирован и частично автоматизирован, что позволяет с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками. Хлебом фабричной выпечки кормится более 2/3 населения страны .

Мы побывали на таком хлебозаводе в Москве и своими глазами увидели весь процесс рождения румяного ароматного хлеба.

А ещё от экскурсовода мы узнали, почему так называется тот или иной хлеб.


Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".

Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с... папской буллой.

История этого родства такова. Слово “булка” заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) - это уменьшительная форма от слова bula (була) - большой круглый хлеб. Латинское bulla (булла) - шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня “коло" (колесо) с помощью суффикса “ачь”. Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово “колачь” постепенно превратилось в “калач”.

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса “ка” эстонское слово „sai” (белый хлеб) превратилось в “сайку”, которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге “Москва и москвичи”. До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак “его превосходительству”, оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, он бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.


Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее : хлеб - это жизнь . Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Мы, ученики 4-го класса школы №6 г. Реутова, считаем, что привлекать к теме «Хлеб» детей нужно постоянно. В нашей школе мы решили провести акцию, создать стенд в столовой, который заставляет ребят задуматься над этой темой. Кроме интересного материала, мы на стенде разместили рецепты, что можно приготовить из подсохшего хлеба.












Наш класс подготовил и провёл беседу о хлебе для младших ребят. А ещё мы предлагаем внести некоторые коррективы для дежурных по столовой, а именно: не раскладывать хлеб каждому человеку на порционную тарелку, а ставить на столы специальную тарелку для хлеба. Запланировано создание блокнотов с рецептами из подсохшего хлеба для каждой семьи нашего класса.

Мы надеемся, что наша инициатива будет интересна ребятам и других классов, и они нас поддержат.

Вывод

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди