30.09.2021

Подвижные игры для годовалых детей. Лучшие развивающие игры для годовалого ребенка Обучающие игры для детей от 1 года


Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит – пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами – мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки – рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина – очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят – с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице.

После 1 года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир, учится «по-взрослому» общаться с родителями и окружающими. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, заинтересовать, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет дома – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. В каждом разделе описаны полезные, эффективные упражнения различной тематики. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём. Иногда вовсе не требуется ничего, кроме желания помочь перейти малышу на новую ступень развития.

Развитие ловкости, координации движений и укрепления мышц

Всегда показывайте малышу, как выполнять упражнение. Учитывайте уровень физического развития, постепенно увеличивайте степень сложности заданий.

Дорожка

Создайте ограниченное пространство, выложите бордюры для дорожки из кубиков, верёвки, небольших игрушек. Покажите сами, как пройти отрезок пути. Возьмите малыша за руку, проведите по дорожке. Меняйте ширину (от 30 см до 1 метра) и длину пути (сколько позволяет площадь помещения).

Постепенно усложняйте задачу: создавайте повороты, делайте «змейку». Учите ребёнка не сбивать ограждения, ходить внутри дорожки. Для разнообразия покажите, как топать по дорожке на носочках, пяточках, передвигаться прыжками.

Боулинг

Расставьте пластмассовые кегли, лёгкие коробки или кубики, дайте ребёнку мячик, покажите, как его катить, сбивать предметы. Вначале нужен мяч большого диаметра, позже купите предмет поменьше.

Преодоление препятствий

Предложите сыну или дочке проползти под столом, большим стулом. Подайте пример (конечно, ползайте там, где позволяет комплекция). Купите пару фитболов, покажите, как на четвереньках можно ползать вокруг них или между шарами.

Ещё варианты:

  • сядьте на пол, согните ноги в коленях. Пусть маленький спортсмен проползёт под ними;
  • встаньте на четвереньки, выгните спину вверх, как кошка. Ребёнок должен проползти под вами.

Игры с мячом

Занятия всегда вызывают живой интерес:

  • мама (папа) и малыш сидят на полу напротив. Катайте мячик друг другу;
  • возьмите мячик среднего размера, покажите, как бросать на пол. Дайте мяч малышу в руки, повторите то же действие вместе. Теперь попросите ребёнка бросить мяч самостоятельно;
  • купите воздушные шарики, надуйте. Задача: подбрасывать шар вверх, чтобы он не падал на пол. Всегда показывайте, как действовать;
  • меткий стрелок. Понадобится коробка плюс мяч. Задача – бросить мяч в коробку. Меняйте размер мяча и ёмкости, расстояние до коробки.

Попрыгунчик

Начните с простого, постепенно усложняйте задачу. Проследите, чтобы рядом не было острых углов, тяжёлых предметов. Веселитесь от души.

Виды прыжков:

  • возьмите ребёнка под мышки (за ручки), попрыгайте вместе. Напевайте весёлую песенку, например: «Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка в теремок»;
  • позже покажите, как скачет зайка. «Лапки» впереди, согнуты в локтях;
  • следующее упражнение: поднимите мягкую игрушку над головой ребёнка, пусть попрыгает, достанет её. Знайте меру, чтобы малыш не расстроился, если вы держите мишку слишком высоко.

Зарядка под музыку

Развлечение плюс укрепление здоровья. Делать упражнения под весёлую, ритмичную музыку гораздо интереснее, чем просто под счёт. Занимайтесь с увлечением, чтобы ребёнок понимал: зарядка – это не наказание, а полезное, весёлое дело.

Самый ловкий

Варианты:

  • разложите на полу небольшие предметы с неострыми краями. Задача для ребёнка – пройти от одного края комнаты до другого, перешагивая через небольшие подушки или мячики из газет;
  • положите на полу кольца или обручи так, чтобы малыш мог легко перешагивать из одного в другой. Задача – пройти комнату по цепочке из обручей.

Занятия для формирования речи и навыков общения

Занимайтесь дома, на прогулке, чаще разговаривайте с малышом. Создайте приятную атмосферу, хвалите за достижения, никогда не унижайте сына или дочку, если ребёнок долго не может понять, как выполнять задание.

Проговаривание слов нараспев

Простое, эффективное упражнение для развития речи. Пропойте по слогам: «Мы с Ма – шей и – дём ку – шать. Се – год – ня на о – бед вкус – на – я ка – ша и кот – ле – та». Попросите малышку что-нибудь пропеть, например: «Ма – ша бу – дет ку – шать».

Сказка с повторением

Весёлая игра для развития речи. Вспомните: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ещё: «Тянет-потянет дед репку, да вытянуть не может». Вскоре ребёнок будет повторять слова, фразы за вами.

Кукушка

Полезная игра не только развлекает деток, но и развивает отделы мозга. Проговаривайте «ку-ку» по разному:

  • закрывайте глазки руками, малыш пусть повторяет за вами;
  • закройте личико малыша ладошками, после слов «ку-ку» уберите ручки;
  • прячьтесь за дверью и выглядывайте оттуда после слова «ку-ку»;
  • учите ребёнка прикрывать ваше лицо ладонями, говорить «ку-ку».

Пожалей куклу

Покажите, как качать, кормить, укладывать спать мягкие игрушки, пупсиков, кукол. Купите маленькие кроватки, детские стульчики, столик, чтобы малышу было, где заниматься. Если такого набора пока нет, выделите для игр большой стул, на котором можно обустроить домик для зверей и кукол.

Полезная игра развивает навыки заботы о живых существах. Учите жалеть игрушки, лечить зверюшек, петь им песенки.

Говорим разными голосами

Весёлая, увлекательная игра отлично тренирует речевой аппарат. Спойте песню или произнесите знакомую фразу из стихотворения обычным голосом, потом высоким, затем – низким.

Всегда смешит деток произношение, если придавить нос большим и указательным пальцем (получается гнусавый голос). Разные голоса – эффективное упражнение для ознакомления с речевыми моделями.

Сборы на прогулку

Игра для развития воображения, речевых навыков, умственных способностей. После полутора лет многие детки любят наряжать своих кукол, мягких зверюшек. Предложите малышу взять на прогулку любимую игрушку, но собрать «по-взрослому», с одеждой, обувью, другими полезным аксессуарами.

Задавайте вопросы, развивайте мысль, чтобы ребёнок создавал логические цепочки.

Вот несколько вопросов:

  • Кого ты возьмёшь на прогулку?
  • Что наденет мишка?
  • Какая шапка подойдёт мишке?
  • Что обуть медвежонку на ножки?
  • Что взять, если идёт дождик?
  • Что будет, если мишка пойдёт гулять без носочков и ботинок?
  • Как будешь лечить медвежонка, если он простудится?
  • Чем будем кормить мишутку на прогулке?
  • Какие сладости любит твой медвежонок? И так далее.

Заботимся о близких

Малыш уже умеет кормить своих зверей и кукол? Предложите поухаживать за мамой, папой, сестрой, бабушкой, другими членами семьи. Покажите, что вы устали, случайно ударились об угол, хотите кушать и так далее. В ходе игры ребёнок учится сочувствовать, проявлять заботу.

Совет! Не переигрывайте, сделав вид, что вы ударились. Навзрыд плакать не нужно, иначе ребёнок испугается. Покажите, что вам стало легче после его «лечения», поблагодарите маленького доктора.

Кто что говорит

Подберите карточки с изображениями животных, зверей, птиц. Обязательно добавьте картинку с нарисованным младенцем. Выбирайте большие, чёткие изображения.

Ваши действия:

  • покажите на первую картинку, скажите: «Это корова, она говорит М-у-у-у». Попросите сынишку или дочку повторить, проговорите несколько раз;
  • когда выучен первый персонаж, переходите ко второму и так далее;
  • позже просите, чтобы ребёнок рассказал как можно больше информации о живом существе.

Превращаемся в зверей

Суть:

  • подберите несколько карточек с изображением кошки, собаки, коровы, ослика, курицы и так далее;
  • по очереди доставайте карточки из стопки, изображайте зверя или птицу с картинки;
  • не стесняйте, показывайте малышу пример, просите его продемонстрировать собачку или курочку;
  • вначале выбирайте знакомых животных и птиц, которых ребёнок видел на улице или у друзей (родственников) дома.

Как разводить и как правильно давать детям? У нас есть ответ!

О симптомах и лечении астигматизма глаз у детей прочтите странице.

По адресу узнайте о лечении гемангиомы у новорожденных народными средствами.

Занятия, развивающие определённые навыки

Подберите несколько нескучных упражнений для развития ловкости, понимания понятий «больший – меньший», усидчивости, изучения разных цветов. По ходу игры ребёнок научится строить дом, рисовать, лепить, повторять определённые действия за вами.

Вот несколько полезных, интересных занятий:

  • построение домика, башни, гаража из кубиков;
  • игры с пирамидкой, сравнение колец по цвету и размеру (в годик);
  • рисование пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
  • расстановка игрушек (кукол, зверюшек) по росту;
  • лепка из пластилина;
  • выкладывание картин из зёрен кофе (ближе к двум годам);
  • занятия с матрёшкой (ребёнок учится разбирать, собирать, совмещать рисунок);
  • поиск предметов в разных углах комнаты;
  • выкладывание светофора из кружков;
  • описание предметов, которыми малыш пользуется каждый день (зубная щётка, кроватка, ложка, горшок, чашка);
  • сравнение свойств разных предметов. Например, твёрдый кубик – мягкая подушка, жидкий чай – сыпучая соль, лёгкая вата – тяжёлая ложка и так далее.

Многие психологи рекомендуют занятия с конструктором. Игра развивает сразу несколько навыков: усидчивость, воображение, мелкую моторику. Для деток до двух лет подбирайте простой конструктор с яркими, крупными деталями, удобными пазами. Показывайте образец на фото, давайте волю фантазии: пусть малыш сам придумывает предмет, который хочет построить. Помогайте, но не делайте работу за сынишку или дочурку.

Игры для развития воображения и творческие задания

Полезные занятия:

  • придумывайте сказки о любимых игрушках, близких, самом малыше и родителях;
  • предложите несколько картонных коробок, понаблюдайте, как ребёнок их приспособит для игры;
  • вместе сделайте подарок родственникам. Даже в 1,5 годика детки могут использовать пальчиковые краски для создания отпечатка ладошки или цветка из мазков;
  • предложите построить гараж для машинок или домик для кукол из подручных материалов: стульев, коробок, кубиков;
  • поиграйте в туристов. Отлично подойдёт готовый домик из мягкой ткани на жёсткой основе. Деткам нравится «палатка» из покрывала, натянутого над двумя стульями;
  • устройте концерт для папы и других членов семьи. В 2 годика детки могут показать немало забавных движений, спеть простую песенку. Включите весёлые песни, подпевайте, участвуйте в представлении;
  • необычные инструменты. Покажите, как можно сделать барабан из ведёрка (пластмассового, не металлического) и обычной ложки. Чтобы малыш не донимал всех барабанным боем, предложите и «настоящие» инструменты: металлофон, игрушечное пианино.

Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия больше интересуют сынишку или дочурку. Не думайте, что в период от года до двух детки ещё мало что умеют, слабо разбираются во многих вещах. Малыш нередко удивляет взрослых своей фантазией и навыками. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух помогут всестороннему развитию, подарят радость общения с родителями и окружающим миром.

Из следующего видео можно узнать о настольных развивающих играх для детей младшего возраста:

Вот ваш ребёнок и прожил свой первый год! Он очень изменился в течение этого времени, превратившись из беспомощного пищащего комочка в почти самостоятельного маленького человека. Кроме потребности в еде и сне у него появились и другие – и в числе первых можно назвать необходимость играть. Играет малыш, как правило, все время, что не спит – ведь именно через игру он познает себя и окружающую действительность. Едва научившись удерживать предметы, он тут же начинает активно их изучать, и использует малыш для игры абсолютно все, что ему попадется: ложку, башмачок, носовой платок и даже кашу – все вызывает у него живой интерес.

А уж теперь, после года, когда он начинает ходить, вам все чаще приходится догонять своего улепетывающего по улице малыша, удивляясь, когда это он научился так хорошо использовать свои ножки. «Очень активный» – это лучший способ описать детей после одного года. Малыши этого возраста очень любят любые игрушки, которые побуждают их к активности – мяч, качели, всевозможные препятствия, которые надо перелазить. Руки детишек второго года жизни становятся более ловкими, и теперь их уже увлекают такие игры, как строительство башен, собирание пирамидок и вкладывание одних предметов в другие.

Малышей очень забавляют эксперименты вроде «что случится, если я уроню этот шар?» или «что произойдет, если я потяну за край скатерти?» Ребенок будет сбрасывать на пол игрушки одну за другой, наблюдая, как они разлетаются по комнате, и одновременно изучая, как на все это будет реагировать мама. Малыша очень интересуют последствия его действий, а так как в один год у него еще не очень хорошо развита память, то ему не надоедает многократно повторять свои игры и эксперименты. Годовалым деткам так же очень хочется повторять все, что делают взрослые, поэтому в этом возрасте можно покупать ему игрушки, с которыми можно играть, повторяя ситуации из повседневной жизни.

Игрушки для ребенка после года

Какие должны быть игрушки у ребенка от года до двух лет? Выбор игрушек, конечно, зависит от того, какие из них могут заинтересовать ребенка этого возраста, и от того, в какие игры вы будете обучать его играть. Да, вам нужно будет именно обучать игре своего малыша, ведь сам он пака этого не умеет. Вот какие игрушки помогут развитию малышей после года:

  • Игрушки, которые будут побуждать малыша к ходьбе

    Это могут быть, например, тросточки-каталки с прикрепленными к ним игрушками, которые при движении производят какое-то действие и звуки. Утка, которая вертит головой, шлепает ногами и крякает, когда ребенок толкает перед собой тросточку, вызовет у малыша восторг, и он будет топать и топать, толкая перед собой интересную игрушку. Или это может быть паровозик с вагончиками, которые надо тянуть за веревочку – ребенку будет интересно смотреть, как вагончики тянутся змейкой друг за другом, и он будет двигаться, чтобы заставить ехать свой веселый поезд. Даже если это будет просто шнурок с одной машинкой, ему все равно захочется ходить, возя ее за собой.

  • Сортировка и вкладывание игрушек друг в друга тоже могут надолго занять малыша

    Он испытывает огромное удовольствие, перекладывая кубики из одной коробки в другую или помещая детали специальных игрушек в гнезда-основания. Например, это может быть ежик, в спинке которого сделаны пазы определенной формы – листочек, яблоко, груша – для размещения в них деталей, повторяющих форму паза.

    Малышу, которому едва исполнился год, для игры надо покупать самые простые модели таких игрушек.Например, домик, у которого прорезаны окошки разной формы – круглое, треугольное и прямоугольное. Играя с ребенком, покажите ему, как нужно проталкивать в круглое окошко шарик, в треугольное окошко – треугольник и так далее. Малыш сначала долго будет с упоением трудиться над проталкиванием фигурок внутрь домика, а потом с восторгом станет трясти игрушку, наслаждаясь получившейся «погремушкой». А вы в это время сможете заняться домашними делами или спокойно почитать газету.

  • Всевозможные «лазалки»

    Можно купить пластмассовую комнатную горку, по которой малыш будет вполне безопасно подниматься наверх, а затем скользить и скатываться вниз. Это поможет ему развивать все новые и новые двигательные навыки. Правда, такая игрушка может быть довольно дорогой, да и ваш малыш довольно быстро потеряет к ней интерес или просто перерастет ее. Можно и самостоятельно сделать какую-то наклонную поверхность, которая заменила бы готовую магазинную горку, только тогда старайтесь быть рядом с ребенком, чтобы обеспечить его безопасность.

  • Любые мячи, которые будет легко поднять, станут хитом для малыша после года

    Это могут быть красочные резиновые мячи, теннисные мячики, надувные пляжные мячи – если они, конечно, не слишком большие, – мячи, сшитые из ткани, воздушные шары… Только держите подальше от ребенка маленькие шарики, которые можно было бы взять в рот и проглотить.

    Возраст после одного года – это как раз то время, когда вы должны, проводя время со своим ребенком, выбирать такие игры, которые побуждали бы его к ходьбе. Мячи как нельзя лучше подходят для этой цели, ведь с ними можно придумать разнообразные игры, которые закрепляли бы навыки движения у годовалого малыша.

  • Карандаши и бумага

    Малышу этого возраста пока хватит и одного-двух карандашей – его больше интересует сам процесс «рисования», чем его результат. Положите на пол большой лист бумаги – лучше, если это будет кусок от рулона обоев, повернутый вверх стороной без рисунка. Ребенок будет перемещаться прямо по бумаге, увлеченно рисуя «каляки-маляки» и не роняя при этом карандаши.

  • Разные средства передвижения, рассчитанные на малышей возрастом от года до двух лет

    В этом возрасте такой режим передвижения все же более популярен, чем ходьба. Купите ребенку каталку-самокат – что-то вроде велосипеда, только без педалей; чтобы двигаться, ребенку надо отталкиваться ножками от земли. Желательно, чтобы такая каталка была снабжена специальной ручкой, чтобы взрослый мог толкать повозку, когда ребенок устанет.

    Избегайте покупать электрифицированные версии таких игрушек. Кроме того, что вы потратите много денег, вы еще и лишите своего малыша удовольствия передвигаться самостоятельно, благодаря собственным усилиям и желанию.

  • Игрушки, помогающие имитировать действия на кухне

    Сейчас очень популярны детские мини-кухни с набором предметов, изображающих кухонную утварь и продукты. Сами плиты издают всевозможные звуки, которые помогают ребенку во время игры почувствовать себя настоящим поваром. Пусть вас не смущает, что ребенок еще слишком мал, чтобы играть в ролевые игры – уменьшенные предметы кухонной утвари дают ему возможность подражать тому, что делают взрослые, и это будет удерживать его интерес много месяцев, а его игры будут становиться все более сложными.

  • И, конечно же, с годовалым ребенком уже можно читать книги

    Надо брать те их них, в которых много больших иллюстраций, изображающих знакомые малышу предметы и виды деятельности. Читая своему ребенку, вы привьете у него любовь к книгам и новым знаниям.

Надо ли взрослым структурировать игровую деятельность малыша?

Задавая себе этот вопрос, вы как бы спрашиваете: как будет лучше для ребенка – если он будет действовать по прямому указанию, или если он будет изучать окружающую действительность по своему усмотрению? Ответ очевиден: для его развития важно и то, и другое. Как структурированные взрослыми занятия, так и самостоятельные действия малыша будут способствовать – каждое по-своему – его активному развитию.

Структурирование, а проще говоря, направление его деятельности является отличным способом привести вашего малыша к новым идеям. Например, если дать ребенку набор разноцветных фигурок разной формы, он будет долго и увлеченно играть с ними. Но он не догадается, что фигурки можно рассортировать по цвету или по форме – этому его научите именно вы. И именно вы, направляя действия ребенка, сформируете у него навыки подбора и сортировки предметов.

Но, направляя ребенка, вы должны предоставлять ему возможность самостоятельно изучить, что происходит, когда он пробует различные комбинации. После того, как вы дадите ему необходимые для игры предметы и идеи, нужно, чтобы малыш сам решил, что и как ему с этим всем делать. Например, он может решить, что вместо складывания формочек одной в другую по мере убывания их размера он предпочел бы заполнять их водой или песком, а затем выливать воду или высыпать песок – это, кстати, занятие, которое буквально очаровывает большинство малышей. Или он может вообще отказаться от игры с формочками, предпочитая им возню в песке. Не забывайте, что маленькие дети используют игры не просто для развлечения, а для того, чтобы лучше разобраться с вещами и явлениями, которые им самим кажутся в этот момент наиболее интересными; поэтому именно сами малыши лучше взрослых могут знать, как им лучше играть. Вам останется только следить за его безопасностью, направлять его и подавать новые идеи.

Игры для детей от года до двух лет

В какие же игры можно играть с годовалым малышом? Мы можем предложить вам несколько игр для детей от года до двух лет, которые помогут вам не только занять своего ребенка, но и послужат отличным толчком для его развития.

От 12 до 16 месяцев

Изображаем реальную жизнь

Представьте, как будто любимый плюшевый мишка вашего малыша (или кукла – это не столь важно) на самом деле живой: «заставьте» его ходить, спать, прыгать по комнате. Вовлекайте эту игрушку в повседневную деятельность малыша: например, сажайте мишку за стол, когда ребенок ест, и наденьте на него нагрудник, как и на малыша. При этом сопровождайте комментариями все, что «делает» игрушка – это поможет вашему ребенку лучше понимать значение слов. Показывайте и комментируйте не только как мишка ест, гуляет или ложится спать, но и как он смеется или грустит – так ваш ребенок сможет больше узнать о чувствах и эмоциях.

Держимся и тянем

Если ваш ребенок еще побаивается или не совсем научился ходить, вы можете с помощью этой игры «заманить» его и побудить сделать свои первые шаги. Для этого лучше использовать какие-либо движущиеся объекты – например, маленький велосипед или пластиковый ящик на колесиках, в котором сложены игрушки. В то время как ребенок крепко держится за край этого предмета, вы начинайте аккуратно тянуть его на себя. Тяните до тех пор, пока малыш не сделает шаг. Сразу же похвалите его, стараясь бурно выразить свою положительную реакцию на его шажок. Вскоре ребенок, осознав, что он может шагать, держась за опору, станет сам толкать этот предмет, стараясь пройти хотя бы несколько шагов. Так он сможет почувствовать себя увереннее, становясь на ножки, и когда поймет, что уже готов ходить без опоры и без вашей помощи, он тут же сделает свои первые самостоятельные шаги.

Ладушки

К году ваш малыш уже может хлопать в ладошки, но играть в эту игру он поначалу будет с вашей помощью. Вам надо будет взять его ручки в свои и делать нужные движения в такт стишку:

  • Ладушки, ладушки, где были?
  • У бабушки!
  • Что ели?
  • Кашку!
  • Что пили?
  • Бражку! Кашка масляна, бражка – сладенька, бабушка – добренька! Попили, поели, и полетели – на головку сели!

При этом со слов «ладушки, ладушки» и до слов «Что пили? Бражку!» вы ручками малыша хлопаете в ладошки, на словах о кашке и о бражке – гладите ладошками малыша его «сытый» животик, на словах «бабушка – добренька!» гладите его по щечкам, а когда говорите «полетели – на головку сели», то поднимаете его ручки вверх и кладете ладошками на головку.

Со временем ребенок научится воспроизводить все движения самостоятельно. Играть в эту игру он будет с большим удовольствием, а сама игра будет способствовать росту его языковых навыков и улучшению координации движений.

Кто здесь прячется?

Несомненно, ваш ребенок полюбит игру в прятки. Конечно, сейчас это будет самая простая форма этой игры. Утром вы можете накинуть на ребенка одеяльце, после купания – полотенце и так далее. И начинайте «испуганно» спрашивать: «Ой, а где же это мой сыночек? Куда он убежал? Я его не вижу!» Потом сдергивайте с него покрывало со словами: «Ах, вот он где!» Счастью малыша не будет границ! Для дополнительного веселья вы можете нащупать под одеялом его ножку и сказать: «Ой, что это? Ручка? Или это животик?» Или можно сказать так: «Ой, чья это ножка? Кто здесь прячется? Наверное, это папа!»

От 16 до 20 месяцев

Чаепитие для кукол

В эту игру хорошо играть на улице в теплый солнечный день. Возьмите с собой пластиковый чайный сервиз и воду. Посадите кукол за стол и побудите малыша заполнить чайник водой и потом налить ее в чашки. Пусть он «напоит» кукол из чашечек. Эта игра поможет ребенку развить воображение и улучшить координацию, а также поможет ему узнать о свойствах воды – например, что она всегда течет вниз, а не вверх.

Кати мячик ко мне!

Как мы уже говорили, мячи очень популярны у детей после года. Вот одна из игр, в которую можно играть с мячом: вы оба садитесь на пол лицом друг к другу, расставив ноги. Теперь вы можете катать мяч взад и вперед друг другу, стараясь, чтобы он не укатился в сторону. Это развлечение очень хорошо развивает мышцы рук малыша и его зрительно-моторную координацию.

Маленький коллекционер

Идя на прогулку, дайте ребенку с собой ведерко. Покажите ему, что туда можно складывать найденные шишки, камушки, веточки. Только не удивляйтесь, когда он высыплет собранное и пойдет искать новую «добычу» – в год малыши очень любят наполнять и опустошать любые емкости.

От 20 до 24 месяцев

Давай танцевать!

Включите музыку, которая носила бы разный характер – то веселую, громкую и ритмичную, чтобы ребенок топал под нее, изображая слона; то плавную и медленную, чтобы малыш, повторяя за вами, мог красться на цыпочках, делая вид, что идет мимо спящего льва, стараясь не разбудить его. Очень хорошо развивает воображение и чувство ритма!

Строитель

Используйте для этой игры легкие деревянные брусочки. Для начала побуждайте малыша создавать простые модели: например, положить три бруска в ряд или два внизу, а еще два – вверху на них, чтобы в итоге получить квадрат. Поощряйте его использовать блоки различной формы, чтобы он мог копировать с рисунков, прилагающихся к таким игрушкам, различные фигуры. Затем разрешите ему строить то, что ему подскажет собственная фантазия. Такая игра требует особой сосредоточенности и концентрации, что сформирует у ребенка полезные навыки.

Что ты слышишь?

Гуляя на улице, сядьте рядышком на лавочку, предложите малышу закрыть глаза и внимательно слушать. Потом попросите его рассказать, что он слышал: ветер в ветках деревьев, пение птиц, автомобиль, проехавший мимо. Это отличная игра для того, чтобы ваш ребенок развил внимание и свои навыки слушания.

Поймай меня, если сможешь!

Малыши очень любят, чтобы их преследовали. Цель игры – поймать ребенка, особенно если ваш ребенок уверен, что тут же будет заключен в объятия и расцелован. Играя, вы можете изображать рычащего льва или топающего медведя. Вы тоже дайте ребенку догнать вас. Такие догонялки помогают развить выносливость – и у малыша, и у вас!

Вы и сами можете придумать разные игры, ведь именно вы лучше знаете, что будет интересно вашему малышу. Главное – уделяйте ему как можно больше времени и помните: играя, ваш ребенок развивается и познает мир.

Обсуждение 1

Похожие материалы

Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год? Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.

Психологические особенности детей второго года жизни

После года малыш - это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.

В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность - отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.

Физиология детей 1-2 лет

При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два - начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные :

  • игры с мячом;
  • занятия на спортивном комплексе или ;
  • зарядка и простые гимнастические упражнения;
  • плавание в большой ванной или бассейне.

В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе - в парке и на специальных детских площадках - отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?

Раннее развитие ребенка

Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).

Ученые в своем мнении однозначны: ребенок - это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?

Школа Монтессори

Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.

В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • сортеры;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты.

Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.

В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.

Нужно ли мучить малыша?

Раннее развитие ребенка - это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.

Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год - это подходящий возраст», - очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта - ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.

Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом - необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.

Во что поиграем?

После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.

В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):

  • Сортировка различных мелочей - для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
  • Переливание, пересыпание - это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами - это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и
  • Рисование - не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно - мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).

Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.

Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.

Чем поиграть?

Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка - обязательное условие. Что можно предложить:

  • кубики, конструктор «Городок»;
  • различные пирамидки;
  • деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
  • сортеры разных модификаций - с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
  • конструктор с крупными элементами;
  • крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
  • кукол, пупсов;
  • надежные машинки, в том числе и толкатели.

Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.

Учимся разговаривать

В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый - словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.

Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.

Книга - лучший друг с первых дней жизни!

Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей - требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:

  • Елена Благинина.
  • Борис Заходер.
  • Корней Чуковский.
  • Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.

Развивающие мультфильмы для малышей

Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?

Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.

Творите!

В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество - отличное подспорье для этого.

С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.

Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей - это и нетоксичные кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.

Дите в массы

Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.

Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.

Детство - это праздник!

Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.


В первые несколько лет жизни малышам приходится освоить очень многое - от познания мира до умения владеть собственным телом. Благодаря играм с ребенком в 1 год родители помогают малышу справиться с этой задачей. По-другому карапуз пока не может воспринимать информацию. Но играть с ним не так уж просто. Нужно подобрать занятия, интересные для него, иначе он просто не отреагирует на призыв взрослых. Важно учитывать особенности развития малютки этого возраста.

Особенности годовалого ребенка

Главная причина, по которой не стоит пренебрегать играми с детьми 1 года, - удивительная восприимчивость малышей. То, что для взрослых давно стало обыденностью, для них - настоящее открытие. Любой день для них наполнен событиями, а это способствует закреплению знаний и навыков.

Придумывая игры дома или на улице, стоит учитывать, что дети этого возраста склонны к подражанию и делают они это с большим удовольствием. Так что родители должны показывать, как обращаться с тем или иным предметом, как именно играть. Вряд ли в этом возрасте ребенок будет играть самостоятельно. Пока он этому только учится, наблюдая за старшими. Но подобное качество важно использовать, чтобы знакомить кроху с окружающим миром и собственными возможностями.

Также нельзя забывать о том, что ребенок в год еще очень маленький. Не надо требовать от него слишком многого, ставить задачи, с которыми он не может справиться. В результате можно отбить интерес к познанию нового. Если у малыша что-то не получается или он просто не хочет поиграть в определенную игру, то стоит предложить что-то другое. А к неудавшемуся занятию вернуться позже.

Не стоит ждать, что ребенок будет исполнять любую просьбу. Ему интересно выполнить задание взрослого, поэтому он наверняка послушается, если предложить собрать кубики в коробку. Но вполне вероятно, что он опять выбросит их на пол - ведь для него это увлекательная игра. Ни в коем случае нельзя ругать карапуза, лучше переключить его внимание.

Кроме того, годовалый карапуз не способен долго выполнять какое-то действие. Он быстро теряет интерес. Поэтому каждые несколько минут занятия должны меняться. Сколько будет длиться одно, зависит от самого ребенка.

Надо позаботиться о безопасности

Очень важно, чтобы помещение для игр с ребенком в 1 год было безопасным. Скорее всего, малыш уже умеет ходить или вот-вот пойдет. Он теперь передвигается быстро, за ним трудно уследить. Но мышцы еще недостаточно окрепли, да и координация может подвести. Поэтому необходимо позаботиться, чтобы на полу не было проводов, на острые углы можно поставить специальные заглушки, стеклянные предметы унести подальше.

Все материалы для игр должны быть безопасными. Нельзя оставлять малыша одного с мелкими, хрупкими или острыми предметами. Даже если отвернуться только на минутку, кроха может причинить себе вред. В этом возрасте велика вероятность того, что ребенок засунет понравившуюся вещичку в рот, об этом надо помнить при выборе игрушек.

Годовалый малыш действует импульсивно, ориентируясь на свои желания, а не какие-либо правила. Поэтому если мама настаивает на игре с пирамидкой, а кроху заинтересовало что-то другое, то попытки его увлечь вряд будут успешными. Надо постараться исключить отвлекающие факторы, не рекомендуется включать телевизор во время занятий.

Знакомство со свойствами предметов

Остается актуальным вопрос, как играть с ребенком этого возраста. Одна из самых важных задач - познакомить малыша со свойствами различных предметов. Для этого можно использовать самые разнообразные игры.

Для первой игры понадобится несколько кубиков среднего размера. Они могут быть разноцветными - так постепенно малыш выучит цвета. С ними можно проводить следующие действия.

  • Поместить кубики в коробку и потрясти ею, комментируя — «Что это там гремит?». Передать ее ребенку, чтобы он открыл крышку и доставал из нее предметы. Когда емкость опустеет, закрыть ее и потрясти снова, объясняя «Пусто, не гремит».
  • Опустить кубики в высокую коробку и вытряхивать их себе на ладонь по одному, затем передавать крохе. Так будет формироваться осознание последовательности действий. В конце нужно обратить внимание, что коробочка опустела.
  • Показать, как кубики могут взаимодействовать между собой. Для этого нужно построить башню, ставя их друг на друга, или поезд, размещая их рядом горизонтально.

В играх для ребенка в 1 год можно использовать и шарики. Их, так же как и кубики, прячут в коробки и дают малышу доставать. Нужно показывать и их важное свойство - способность кататься. Для этого их просто катят по направлению к крохе. А можно соорудить желоб и спускать по нему, его легко изготовить из картона. Рекомендуется обращать внимание детей, что наверх шарик надо поднимать, а вниз он скатится сам.

Полезными будут игры с пирамидкой. Ребенок узнает, что предметы могут отличаться по величине и цвету. Только выбирать для годовалого малыша нужно пирамидку с устойчивым основанием и большими кольцами. Кончик у стержня не должен быть острым. Играть просто - нужно разобрать пирамидку и предложить карапузу ее собрать. Для него это пока непростая задача, поэтому взрослый сначала показывает, как это делать. Потом можно дать колечко крохе и, направляя его ручку, помочь надеть на стержень. Позже у него начнет получаться самостоятельно.

В год можно показывать малышу карточки с изображениями различных предметов и животных. Также пора читать ему короткие стишки и сказки.

Рекомендуется познакомить малыша с матрешками. Он узнает, что предметы могут быть большими и маленькими, при этом маленькие можно помещать в большие. По этой же причине полезными будут наборы колпачков или стаканчиков разного размера, которые вкладываются один в другой.

Сначала их можно сложить последовательно так, чтобы наверху был самый большой. Затем по одному ребенок будет их снимать. Стоит помочь выстраивать их в ряд, так будет наглядно видна разница размеров. Затем таким же образом собрать обратно.

Не нужно думать, что для развивающих игр для детей 1 года обязательно нужно приобретать множество различных материалов. Многие предметы можно изготовить самостоятельно. Стоит использовать и подручные средства, которые легко найти дома. Ведь ребенок изучает мир, и предметы, которые применяются в быту, ему особенно интересны. Например, пока мама занята готовкой, можно разрешить ему исследовать шкаф. Только надо заранее позаботиться, чтобы там были только безопасные вещи. Все острое и бьющееся надо убрать подальше. Карапуз с интересом будет закрывать кастрюлю крышкой, складывать в нее ложки и доставать их обратно. Можно давать ему чисто вымытые овощи, объясняя при этом их свойства. Такая игра не менее полезна, чем занятие со специальными материалами.

Играть с ребенком нужно и на улице. Если стоит лето, то можно разрешать исследовать траву, палочки, камешки, только надо не забывать вытирать ручки антибактериальной салфеткой. Зимой легко придумать игры со снегом.

Сюжетные игры

В играх для детей в 1 год уже могут присутствовать простые сюжеты. Только не надо ожидать, что малыш их сам придумает. В первый раз взрослый должен продемонстрировать, как игрушки взаимодействуют. Повторить придется не единожды. Например, можно взять плюшевого зайчика и показать малышу, как игрушка прыгает по полянке: «Смотри, это зайка. Зайка прыгает - прыг-прыг». Потом добавить игрушечного медведя: «А это кто? Это же мишка! Он хочет поймать зайку. А зайка прыг-прыг и ускакал». Конечно, игрушки и сюжеты используются самые разные. Герои могут догонять друг друга или подружиться и отправиться пить чай.

Куколок или плюшевых мишек можно кормить и поить из бутылочки, укачивать и укладывать спать. Из кубиков легко построить гараж для машинок, в который они смогут заезжать. Как именно играть с малышом, зависит от фантазии родителей.

Игры с движениями и музыкой

Заботиться нужно не только об интеллектуальном развитии, но и о физическом. Поэтому обязательно должны присутствовать игры, которые побуждают кроху двигаться. Самые простые - с мячиком. Можно показывать, как его бросать или катить друг другу, малыш с удовольствием будет бегать за ним.

Дома полезно будет стимулировать карапуза залезать на диван или под стол за интересной игрушкой. Стоит предложить перелезть через что-то, например диванную подушку. Также рекомендуется давать возможность ходить по наклонной поверхности.

Рекомендуются и игры с музыкой. Для них можно использовать игрушки, которые в зависимости от музыки будут быстро или медленно кружиться в танце. Или танцевать вместе с ребенком, выполняя простые движения. Стоит помнить о склонности малыша к подражанию. Поэтому хорошо не просто побуждать его к действию, а показывать ему, как двигаться. Пройдет не так много времени и карапуз под звуки знакомой мелодии самостоятельно повторит танец.

Уделять внимание надо и пальчиковым играм, так как они способствуют развитию речи. В этом возрасте уже можно попробовать пальчиковые краски, хотя некоторые дети боятся пачкать ручки. Не надо их заставлять. Полезно пересыпать крупу, можно дать специальное тесто - оно мягче пластилина и не токсично. Так что не страшно, даже если малыш проглотит кусочек.

Игры с годовалым ребенком дома или на улице достаточно просты, и регулярные занятия обязательно принесут пользу, малыш будет развиваться гармонично. Ведь именно так он знакомится с окружающим миром, в игровой форме проще усвоить информацию.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди