22.07.2019

Почему подросток ничего не хочет? Я ещё маленький. Почему подростки не хотят взрослеть


Почему он ничего не хочет?

Катерина Демина - психолог-консультант, специалист по детской психологии написала отличную статью, в которой отвечает на этот, пожалуй сейчас самый наболевший вопрос родителей.

Букв, конечно, много - однако считаем, что прочитать и проникнуться хорошо бы всем родителям подростков.

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»


Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?
Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.
Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Сын в десятом классе, учебу забросил, говорит, возьмется за ум в следующем году, а сейчас хочет отдохнуть. Главное для него - друзья, одноклассники и алкоголь. Хамит, по дому не помогает, общаться с семьей не хочет. Прошу поехать к бабушке на юбилей, объясняю, что для нее это очень важно, - отвечает, что ему наплевать, он собирается на день рождения к другу. И это при том, что с бабушкой у него всегда были прекрасные доверительные отношения. Постоянно доводит меня до слез. Я в отчаянии. Понимаю, что воспитала хама, эгоиста и потребителя…

Анастасия, 38 лет

Проблема, о которой вы пишете, довольно типичная. Родители пытаются добиться от повзрослевших детей послушания и впадают в отчаяние, если им это не удается. А дети в ответ всеми способами, нередко откровенно вызывающими и провокационными, демонстрируют свое право думать и поступать не так, как хотят взрослые. В этом противостоянии могут быть разовые победы той или другой стороны, но в итоге проигрывают все. Единственный путь - договариваться. Родители должны признать, что дети стали взрослыми, а дети - осознать, что прав без обязанностей и ответственности не бывает.

Для подростков важны честность и справедливость. Расскажите сыну, что чувствуете, когда он вам хамит. Спросите: разве это справедливо, когда кто-то один делает за всех домашние дела? Почему вы не можете позволить себе год отдыхать и не работать, а он может? Попросите сына о помощи, предложите взять на себя часть обязанностей. Со своей стороны, обязуйтесь уважать его мнение и территорию. Мальчик должен чувствовать, что вы принимаете его право принимать решения. Если вы с чем-то не согласны, не давите, а обсуждайте. Уважая мнение сына, приводите веские доводы в защиту своей точки зрения. Это научит мальчика отстаивать свою позицию не хамством, а аргументацией.

То, что сын предпочитает общение со сверстниками встречам с родственниками, вполне естественно в подростковом возрасте. Но злоупотребляют этим те, кто не ощущает признания своей свободы в семье. Тогда все запретное и осуждаемое родителями (алкоголь, ночные прогулки с друзьями) становится особенно желанным. Так подросток демонстрирует свою взрослость. И это еще одна тема для обсуждений и договоренностей.

Конечно, вы вправе устанавливать жесткие рамки, но нужно дать сыну право самому решать, как поступать внутри этих рамок. От разумности ограничений во многом зависит достижение консенсуса. В ситуации с юбилеем бабушки, возможно, стоило бы предоставить сыну право самому решать, куда он пойдет, при этом объяснив, как редко бывают юбилеи и как это событие важно для бабушки.

Если бы мальчик согласился поехать к бабушке, стоило бы не только выразить ему уважение, но и посочувствовать, что он вынужден пропустить день рождения друга. Если бы сын выбрал день рождения друга, стоило договориться, что он сам позвонит бабушке, все ей объяснит и скажет, когда приедет ее поздравить.

Не отчаивайтесь, наберитесь сил, терпения, мудрости и стройте новые отношения с вашим уже повзрослевшим сыном. Это сейчас самое важное и для вас, и для него.

Известную фразу «Хотеть не вредно, вредно не хотеть» можно сделать эпиграфом к этой статье. Именно проблема отсутствия стремления к чему-либо часто и является причиной .

Конечно, родителей главным образом тревожит нежелание ребенка учиться. Тема школьной успеваемости, безусловно, очень важна и действительно серьезна, поэтому требует отдельного разговора. В этой статье мы рассмотрим ситуацию, при которой подросток не хочет вообще ничего. На первый взгляд...

Мотивация деятельности

Интересная деталь: чем больше родитель хочет чего-то от ребенка, тем больше этот ребенок ничего не хочет. И получается, что родитель решает невыполнимую задачу: как найти какой-нибудь хитрый педагогический прием, чтобы заставить, принудить ребенка хоть что-нибудь делать. По поводу успешности этой задачи вспоминается пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

Чем сильнее вы давите, тем сильнее сопротивление. И задача как раз в том, чтобы не давить, а найти причину сопротивления и убрать ее.

Ошибка родителя в том, что хочет именно он, а не ребенок.

Вот он секрет! Не родитель говорит: «Хочу, чтобы он, ему (ей) это надо», а подросток говорит: «Я хочу, мне надо это». А ведь «хотеть» – это навык, который нужно сформировать. Хотя часто нужно просто не заглушить гиперопекой желание ребенка узнавать что-то новое.

С юных лет ребенка необходимо учить слушать себя, свои желания, разбираться в том, что ему хорошо, что плохо. Поощрять и развивать любознательность, желание подражать взрослым, вовлекать их в совместную деятельность, развивать навыки самообслуживания.

Ведь действительно понятно отчаяние родителей, когда 13–15-летний «здоровый лоб» любого пола не может (не привык) за собой убрать грязную тарелку, не ухаживает за своей одеждой, у него нет никаких . И еще не желает учиться, ничем не интересуется и не имеет внятных желаний. Но ведь поначалу это все закладывается родителями. Не приучали к ответственности, не учили, не ставили границ, ограждали от всего (в том числе от домашних обязанностей), не давали хотеть и пробовать себя в разных делах. И вот теперь – закономерный итог: к подростковому возрасту дитя ничего не умеет и не хочет. Если запрещать, решать и отвечать за ребенка, то откуда у него возьмутся осознанные желания, умения и ответственность?

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Родительское знание о том, как лучше для моего ребенка, необходимо для годовалого ребенка, важно – с года до трех, с трех до семи – «временами отдыхает», с 7 до 12-13 – применяется в крайних случаях. А уже старше 13 лет – применяется, только если подросток сам обратился за помощью.

Почему мой ребенок ничего не хочет?

Задавая вопрос, почему мой ребенок ничего не хочет, спросите себя: «Что я делал не так? Может быть, у ребенка были какие-то желания и интересы, но мне они показались глупыми, пустыми или просто несвоевременными? Я запретил, и мой ребенок просто не захотел или не смог сопротивляться мне?»

Желая ему вроде бы только хорошего, вы мешаете ему развиваться! Спросите у ребенка, что он хочет, что думает по этому поводу, дайте возможность сделать что-то, даже если не получится, даже если, по вашему мнению, это неправильно. Пусть ошибется, пусть встретится с отрицательными последствиями своего действия или бездействия.

Только пробуя, учась, осознавая, человек познает себя, свои желания, возможности, сильные и слабые стороны.

Если вы контролировали ребенка с детства, отдавать контроль будет очень непросто. Не ждите, что все исправится быстро, за неделю. Вы к этому не привыкли, и подросток, дожив до 14, 15, 16, 17 лет не знает, как это – отвечать за себя.

Знание о том, как лучше для кого-то (даже если это собственный ребенок), – единственное знание, способное искалечить жизнь. Звучит жестко, но это правда! Не совершайте этой ошибки.

Ирина Иванникова

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации ?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником », — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.


  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали », — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть» . Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй! ». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так? »


Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно! » и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия

Почему в подростковом возрасте более распространено состояние депрессии? Как отличить депрессию у подростка, по каким признакам заметить? Как родителям помочь своим детям справиться с подростковыми депрессиями?

Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Виктория Гоголева, психолог:

Здравствуйте, Александра. Спасибо за вопросы, которые откликаются в сердцах многих родителей подростков. Действительно, почему именно в подростковом возрасте возникают депрессии? Что подразумевается под депрессией у подростков? Что делать родителям, ведь депрессия в подростковом возрасте наступает всегда неожиданно.

Еще вчера такие послушные и предсказуемые подростки вдруг становятся неуправляемыми, не слушаются, одни закатывают истерики, казалось бы, на ровном месте, другие вообще уходят в себя и не хотят ни с кем общаться.

Родители в замешательстве, они просто не знают, как помочь детям пройти этот сложный период подростковых депрессий.

Подростковая депрессия — новейшие открытия в психологии

Для своих ощущений и состояний мы легко находим слова и можем даже описать свои чувства. А вот что творится в душе подростков, когда их настигает депрессия, нам неизвестно. Попробуем понять причины возникновения подростковых депрессий с помощью новейших открытий в психологии – системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Когда мы хотим разобраться в вопросе что такое депрессия вообще и подростковая депрессия в частности, без этих знаний просто не обойтись. Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет людей по их бессознательным желаниям. Группы этих врожденных желаний называются векторами. Всего векторов 8, их признаки и свойства строго классифицированы и не пересекаются друг с другом.

Оказывается, настоящую депрессию испытывают только подростки со звуковым вектором. Таких людей всего 5%. У остальных семи векторов это сложности подросткового переходного периода, особенности проявлений психики или просто смены разных состояний.

Что такое подростковая депрессия? Разбираем системно

Часто подростковой депрессией называют то, что ею не является. Трагедию первой неразделенной любви или глубокие обиды. Иногда депрессию приписывают некоторым особо активным подросткам, которые испытывают злость и досаду на то, что кто-то оказался шустрее и обогнал их в достижении успеха. Все это действительно сложные эмоциональные переживания и состояния подростков, но депрессией они не являются.

Большая путаница в определениях и терминах создает такую же неразбериху в действиях. Ведь когда взрослые не знают, что делать с подростковой депрессией, они просто мечутся во все стороны, пытаясь предпринять какие-то шаги по выведению ребенка из сложного состояния депрессии. В ход идут самые разные методы от медикаментозного лечения депрессии у подростов до снятия порчи.

Однако, мы наблюдаем, что у большинства детей и подростков при исполнении их материальных желаний — достижении успеха, новой влюбленности, признании заслуг в учебе – плохие состояния улетучиваются, а настроение улучшается. Подросток снова радостен и активен — в таком случае о депрессии нет и речи.

Совсем иначе обстоят дела у подростка со звуковым вектором . У него другие желания, а значит и другие причины плохих состояний, а именно – депрессий, которые могут быть неочевидны при рассмотрении с привычных всем позиций.

Особенность в том, что все бессознательные желания такого подростка направлены на нематериальное, находятся в абстрактном мире идей и мыслей. С детских лет он задает вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Зачем мы делаем то или это, чтобы что?..» — и это на самом деле главные для него вопросы, без ответов на которые, взрослея, он не находит себе места. Его пытливый ум ищет смысл существования, он пытается разобраться в себе, а по сути пытается постичь природу человека, и в этом и состоит главная задача обладателя звукового вектора.

Причины подростковых депрессий

Звуковики с раннего возраста сосредоточены на себе, они интроверты по своей природе. Само по себе это не плохо, все зависит от степени этой погруженности в себя. Главное, чтобы сохранялся контакт с внешним миром, а для этого им необходима ТИШИНА. У них особый, сверхчувствительный слух, и навык сосредоточения на внешнем мире они как раз и получают через вслушивание в тишину. Это необходимое условие для их психического комфорта и нормального развития.

Если же их окружают крики и шум, они как от удара, прячутся от болезненных воздействий в свою ракушку, постепенно отстраняясь от враждебного внешнего мира. Их мысль оказывается замкнутой внутри их Я, без связи с внешним миром она уже не может быть продуктивной. Снижается обучаемость (и это при том, что потенциал их абстрактного интеллекта просто колоссальный!).

Подросток отгораживается от мира наушниками, громкой музыкой. Погружаясь в себя, отстраняясь и теряя связи с внешним миром, такие подростки испытывают сильнейшие страдания. Именно здесь мы говорим о подростковой депрессии, опасной и трудно различимой снаружи.

Сами подростки далеко не всегда понимают, что именно так гложет их изнутри, и их вопросы могут звучать по-разному: «Зачем учиться? Зачем работать? Для чего вся эта суета, семья в будущем, дети?», «Почему родители постоянно кричат?» В поиске ответов они пытаются уединиться в тишине, чтобы понять, разобраться, найти смысл в происходящем вокруг и внутри себя, или прячутся в виртуальный мир, где они могут быть теми, кем пожелают.

Депрессия в подростковом возрасте, когда кругом сплошные идиоты

А мир вокруг них грохочет и кружится! Ярмарка потребления радует людей с другими векторами. А звуковой подросток одинок. Он нигде не находит понимания. Не разделяет интересов других людей. Ему кажется, что «все кругом идиоты». Его желания познать неизведанное слишком отличаются от желаний сверстников. Он понимает, что он не такой, как все, он особенный. Он чувствует себя гениальным. Каждый новый день – это непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни. Но в одиночку, погружаясь в себя, будучи оторванным от реального мира, он не может разгадать загадку этого мира – зачем все это создано?

Мир звуковика — это идеи, именно из них он строит свой мир. Ошибочная идея о том, что жизнь не имеет смысла, выстраивает мост в бесконечную бездну депрессии. Часто на пике таких состояний, чтобы избавиться от страданий тела такой подросток может пойти на суицид.

Симптомы и признаки депрессии у подростков

На возникновение депрессии у подростков очень влияет обстановка в семье. Неблагоприятная атмосфера, ссоры или даже скандалы между родителями лишают любого ребенка чувства защищенности и безопасности, а для звукового подростка являются огромным стрессом и одной из причин возникновения депрессии.

Отличить подростковую депрессию от угнетенного состояния непросто. Но в любом случае родители и педагоги, проявив чуть больше внимательности, могут заметить ряд характерных признаков и симптомов депрессии у подростка. Обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, это сделать в разы легче, так как вы глубоко понимаете психику ребенка.

Прежде всего обращаем внимание на:

  • Длительную апатию, безучастность, равнодушие, отрешение от всего происходящего — людей, событий. Отсутствие всяких желаний и отсутствие очевидных причин для таких состояний.
  • Явное или завуалированное высказывание мыслей о бессмысленности всего того, что происходит. Такие подростки часто бывают вялыми, на вопросы о развлечениях часто отвечают вопросом на вопрос: А смысл? Или просто констатируют – все это не имеет смысла.
  • Еще одним из симптомов депрессии у подростков является бессонница в ночное время, и невозможность разбудить таких детей и подростков утром. В своих ощущениях звуковой подросток ненавидит каждый новый день, который своим грохотом опять не даст ему сосредоточиться на своих мыслях. А вот ночью, когда мир ненадолго замолкает — наступает его время. По внутренним ощущениям в реальной жизни такой подросток как будто просто спит и видит жуткий бессмысленный сон. Он может и проговаривать эти мысли о том, что мир иллюзорен, что также является одним из признаков депрессии.
  • В состоянии депрессии у подростков возникает ненависть к другим людям. Они ненавидят весь мир. Отличительным признаком депрессии является то, что они оживляются, слыша известие о скором конце света. В звуковом векторе нет ценности тела, напротив, именно с телом они связывают свои страдания. Им кажется, что, освободив свою душу от оков тела, они, наконец, почувствуют облегчение.

Отгораживаясь от мира, звуковые подростки могут:

  • Погрузиться в компьютерные игры, слушать громко тяжелую музыку, скрываться от мира за наушниками. Вообще капюшоны и наушники лучшие друзья звуковиков, они помогают им спрятаться от мира снаружи. Но отгораживаясь от мира вокруг, они еще больше погружаются в депрессию.
  • Еще одним из признаков подростковой депрессии является высокомерие и эгоцентризм. Такие подростки часто считают себя гениальными, а других людей идиотами.

Все эти признаки и симптомы могут присутствовать в случае депрессии и в более раннем возрасте у детей, но период пубертата многократно увеличивает все эти проявления.

Депрессия в подростковом возрасте что делать?

Пубертат — это период длительного процесса взросления и одновременно повышенной турбулентности для любого подростка. В это время он проходит все эмоциональные и физические состояния в ускоренном формате. Плюс накладываются гормональные изменения, выбор профессии, окончание школы, сдача экзаменов, поиск своего места в этой жизни.

Тут не каждый взрослый справится с такой нагрузкой. А в душе подростка все эти вопросы встают в полный рост. Он реально делает выбор своего будущего. Но когда реализация своих врожденных желаний не находит выхода, давление социума становится невыносимым, подросток со звуковым вектором погружается в депрессию.

Депрессия у подростка что делать? Выход из турбулентности есть!

В пубертате подростки впервые пробуют свои свойства в социуме и первый, на ком они тренируются, это родители. Самое важное в этот момент, даже несмотря на непонятные выходки, сохранять контакт с подростком дать ему ощущение защищенности и безопасности. Подросток просто должен чувствовать, что с любой своей проблемой он может прийти домой и его поддержат и помогут.

Итак, если вашему подростку сейчас плохо, вы замечаете у него признаки и симптомы подростковой депрессии, то при всей кажущейся замкнутости и заявлениях: «Оставьте меня в покое!», больше всего ему нужна ваши понимание и поддержка. Не пытайтесь перетянуть его на свою сторону, попробуйте научиться говорить на его языке, т.е. понимая его состояния и переживания.

Звуковой подросток, особенно в депрессии, часто вызывает у окружающих неприятные чувства. Он высокомерен, эгоцентричен, никого вокруг не хочет замечать, для звуковика существует только один человек — он сам. И остальных это раздражает, звуковика так и хочется наказать за его возвышение над другими. Не всякий родитель в состоянии вытерпеть звуковое высокомерие и наказывает своего звукового ребёнка, чаще всего криком, вымещая на страдающем подростке обиду, чувство униженности и злость. Такое отношение всё только усугубляет. Подросток всё больше чувствует себя лишним в этом мире, всё чаще ему кажется бессмысленным его существование. «Если я никому не нужен, если меня все ненавидят, то зачем я живу?» И ребёнок задумывается о том, как поскорее уйти из жизни, закончить это бессмысленное существование. Так звуковые дети решаются на суицид. Они молча, часто никого не предупреждая, прыгают с высотных домов, испытывая колоссальное страдание, не сравнимое ни с чем.

И лечить подростковую депрессию надо начинать с себя. При поддержке родителей понимании с их стороны он пройдет этот период с наименьшими потерями. Сложности все равно будут. Без них не бывает движения вперед. Главная задача родителей не дать ребенку свалиться в бездну депрессии и одиночества.

Здесь самое важное — никаких унижений! Никаких разговоров типа «Ты что, самый умный?» или «Только о себе и думаешь!». Нам кажется, что здесь нет ругательных слов, но звуковой ребёнок воспринимает их болезненно, понимая, что он какой-то не такой, он лишний, никому не нужный и нет смысла в его существовании. В этих словах скрыто унижение его самости, ведь в потенциале он и есть тот, кто думает, делает работу мысли, он на самом деле самый умный. Но этот потенциал никогда не состоится, если ребенка бить словом по его самому больному месту — его Я.

Не нужно скандалить. Ни с самим ребёнком, ни с супругом. Важно создать в доме тишину и дать понять подростку, что он в любой момент может уединиться, чтобы поразмышлять, и к нему не будут приставать с расспросами. Подросток должен чувствовать, что в любой момент он может обратиться за помощью, поговорить по душам или просто помолчать рядом — никто не будет читать ему нотаций.

Вместо поучений и указаний, как жить, лучше просто поговорите о жизни, пофилософствуйте. Важно облегчить состояние подростка в депрессии, поддержать его внутреннее неосознанное стремление к изменению мира. Может быть, даже сказать: «кто же, если не ты, сделает этот мир лучше?» (И пройти с ним тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, он всё поймёт!).

Как и многие родители вы можете дать своему ребенку подростку это ощущение, что вы его принимаете. И помните, что все разговоры о карьере и достатке, о любви и семье не найдут отклик в душе подростка в депрессии, но только оттолкнут его от вас. А в подростковом возрасте на волне противоречий могут еще глубже погрузить подростка в состояние депрессии. Лучше всего тихо шепнуть ему на ушко: «Смысл в жизни есть…»

Вот как это делали родители подростков в депрессии:

Читайте отзывы и результаты:

Я каждое утро просыпаюсь с мыслью о том, что я знаю, чего я хочу от этой жизни!

Я знаю, для чего просыпаться, я знаю, для чего и почему мы живем и знаю, что Я такое...

Это Потрясающе...

Спасибо Системно-векторной психологии Юрия Бурлана за эту возможность...

Сделайте этот первый шаг навстречу своему ребенку и выведите его наружу из бездны подростковой депрессии.

Запись на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди