25.06.2019

Почему подростки так часто одиноки. Подростки испытывающие состояние одиночиства: как помочь детям


Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2 - 3

    Особенности подросткового характера…………………………………………………………………4 – 6

    Особенности одиночества………………………………………………………………7 - 9

    Причины подросткового одиночества……………………………………………………………10 - 13

    Положительные и отрицательные стороны одиночества……………………………………………………………13 - 14

    Способы и советы по борьбе с одиночеством……………………………….. ………………………..15 - 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………18 - 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………………….....24

Введение

« »

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины ее возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Многие подростки испытывают чувство одиночества: свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Подчас эти мысли сопровождаются грустью, обидой, страхами...

Одиночество – это переживание, вызывающее сложное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает разрушение основ реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Переживание одиночества имеет специфические черты в каждом возрасте, причём они настолько различны, что даже трудно поверить, что это одно и то же явление. В жизни подростков чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным, ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение в свою очередь отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. [ Владимир Леви « Одинокий друг одиноких», с 15]

В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе . [С.Г. Корчагина. «Психология одиночества», с.14-20].

Тема работы : Проблема одиночества среди подростков.

Цель работы : Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.

Задачи:
-
Проанализировать литературу, статьи.
- Узнать особенности подросткового характера.
- Выяснить причины подросткового одиночества
- Выявить статистику одиночества среди подростков.
- Предложить способы преодоления одиночества.

Методы:

- Изучить литературу по данной теме.

Провести анкетирование среди подростков.

Анализ полученных данных.

Гипотеза: В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние.

Объект исследования: Учащиеся 8-9 классов школы № 14.

Сроки исследования: 2015 год.

Особенности подросткового характера.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». [Ф.Райс «Психология подросткового и юношеского возраста», с 87]

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации - специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему , самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции - побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. [И.С. Кон « Психология ранней юности», с 29]

Таким образом, основными особенностями подросткового возраста являются - н егативные проявления, дисгармоничность; с равнение себя с другими людьми; частые разочарования, происходящие от больших ожиданий от людей; бравирование собственных недостатков; перепады настроения; ч увствительность к оценке посторонними; болезненная застенчивость; развязность, несерьезность; желание быть признанным и оцененным другими; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами; эгоистичность, завышенная самооценка; бесцеремонно и грубое отношение к другим, к взрослым; желание нарушать установленные старшими порядки, правила, законы.

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть:

    Эпизодическим (какое-то небольшое количество времени);

    Хроническим (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления);

По происхождению:

    Вынужденным (человек не по воле находится в состояние одиночества);

    Добровольным (человек сам хочет испытать одиночество).

Одиночество может быть субъективным и объективным. Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением. Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. А есть, которые же хотели избежать одиночества. И в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества. [ Валентина Казанская «Подросток. Трудности взросления», 56 ]

Субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Природа одиночества подростков появляется, как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир. [Г.Р Шагалиева «Одиночество и особенности его переживания подростками», 84-92]

Делая вывод, можно сказать, что одиночество может быть как вынужденным, так и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным. Человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет и наоборот. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. Тревога и скука - главные спутники одиночества.

Причины подросткового одиночества

Подростковый возраст – это самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает свои увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители в это время – это подростка.

Причин, по которым подросток может чувствовать себя , существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками.

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности - это нормально , но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

    Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.

    Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.

    Возрастной кризис идентичности . Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.

    Возрастной кризис самооценки . Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.

    Завышенные требования к другим людям , которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.

    Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.

    Внешние социальные факторы : смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).

    Пример семьи . Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).

    Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями , завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.

    Гиперопека . Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Следует отметить также, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три группы одиночества:

    Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);

    Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений ит.д.)

    Хроническое одиночество ( характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности). [ В.Киселева «Подростковое одиночество: причины и последствия », с 3 ]

Таким образом, подростковый возраст - это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. При этом процессе возникают проблемы и причины возникновения одиночества. Таких причин много: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками. Также одиночество разделяют на группы по длительности переживании.

Положительные и отрицательные стороны одиночества

Один – не значит в одиночестве. И наоборот. Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди. [Инна Левит « Школа жизни», Познавательный журнал].
Положительные стороны одиночества:

    В становлении саморегуляции.

    Стабилизации психофизического состояния.

    Самопознании и самоопределении.

    В защите «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

    Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.

    Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.

    Для окружающих людей одиночество незаметно . Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.

    Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.

    Снижается самооценка . Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

Эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.

Поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Практическая часть

Мною было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ № 14». Возраст:14-15 лет, 8-9 классы. (приложение №1, вопросы).
1) На первый вопрос: « чувствуешь ты себя одиноким по жизни?»

88% ответили «нет»,

9% ответили «да»,

3 % ответили «не совсем» . (приложение №2, диаграмма) .

2) На второй вопрос: б ывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?»

34% ответили «нет»,

59 % ответили «да»,

7% ответили «иногда». (приложение №3, диаграмма).

3) На третий вопрос: «как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?»

25% «нет друзей»,

22% ответили «не знаю»,

6% ответили «нехватки поддержки; переходный возраст; необщительный; нет желания проявить себя в какой-то деятельности; они боятся общества; нехватка внимания» всего 36%

3% ответили « комплексы, такой человек; скромность, застенчивость; предательства друзей, ссоры с родителями; не получают взаимные симпатии; не ценят друзей и в итоге остаются одни; отдаленность» всего 17%. (приложение №4, диаграмма).

4) На четвертый вопрос: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»

22% ответили «я не был одинок(а)»,

16% ответили «Боль»,

5% ответили «ничего не чувствовал; грусть; ненужность» всего 15%,

6% ответили «тоска; пустота; обида; нужда в разговоре с кем-то; скука» всего 25%,

3% ответили «ничего не хотелось делать; разочарование; недопонимание; бесполезность; мерзкое, отвратительное чувство по отношению к себе; равнодушие; тревога; боязнь; подавленность» всего 22%.(приложение №5, диаграмма).

5) На пятый вопрос: « что нужно, чтобы не быть одиноким?»

38% ответили «найти друзей»,

16% ответили «общаться»,

13% ответили «Быть позитивным»,

33% ответили «посещать общественные мероприятия; быть проще; проявить желание;. раскрыть себя, найти свое окружение; увидеть, что ты кому-то нужен; любить то, что ты любишь; полюбить кого-нибудь по-настоящему; помогать другим; слиться с окружающем миром; быть самим собой; проявлять инициативу». (приложения №6,диаграмма).

6) На шестой вопрос: « что ты сделал, чтобы выйти из состоянии одиночества?»

25% ответили «Завела новые знакомства»,

9% ответили «рассказал(а) о своих проблемах; ничего; была проще с людьми» всего 27%,

6% ответили « шел гулять;

6% больше общался» всего 12%,

36% ответили «поговорила с мамой; само прошло; становился позитивным; я не был одинок; делала то, что я люблю; слушала музыку; пыталась держаться в компании сверстников; занималась делами; развивала себя; завела кота; исправляла себя; училась». (приложение №7,диаграмма)

7) На седьмой вопрос: «как помочь одиноким подросткам?»

28% ответили «общаться с ними»,

22% ответили «подружиться с ними»,

13% ответили «не могу определиться,

11% ответили «позвать гулять»,

8% ответили «познакомиться и развеселить»,

3% ответили «поддержать их; не оставлять их; придти на помощь; протянуть руку помощи; подарить чай; поговорить с ними» всего 18%. (приложение №8, диаграмма)

Так же я провела анкетирование среди взрослых людей: учителей, психологов и др. Задав вопрос: «Как одиноким подросткам побороть чувство одиночества?», они написали следующее:

  1. Начать с себя. Изменить себя.

  2. Не замыкаться в себе.

  3. Читать классическую литературу.

  4. Проанализировать свои поступки.

  5. Захотеть, проявить желание.

  6. Заниматься любимым делом.

  7. Завести домашнего животное.

  8. Общаться со сверстниками.

  9. Находить общий язык с семьей.

  10. Меньше общаться в виртуальном мире.

  11. Поднимать свою самооценку.

  12. Участвовать в школьной жизни.

  13. Быть открытым, искать разные пути общения.

  14. Общаться с людьми по общим интересам.

  15. Воспользоваться помощью анонимного психолога, телефона доверия.

  16. Не замыкаться на своих проблемах.

  17. Записаться в театральный кружок.

  18. Побороть свои комплексы.

  19. Записываться на разны секции, кружки, группы, студии.

  20. Применять коммуникативные навыки: уметь выразить свое мнение, точку зрения, мысли; уметь слушать других.

  21. Осмотреться вокруг, может кому-то нужна твоя помощь- это завяжет отношения.

  22. Не отталкивать инициативу других.

Заключение

Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей.

В моем исследование гипотеза подтвердилась. В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние. Их немного, но они, к сожалению, есть. Целью моего исследования было: проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы, исходя из этого, я решила помочь таким подросткам, сделав буклеты и календари с советами и, как побороть чувство одиночества.

Список литературы

    1. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких»-М.: Торобоан, 2009.-356 с.: ил.- (Серия «Доверительные разговоры»).

      Коллектив авторов: А.А. Азбель, Е.В. Алексеева, Е.Н. Андреева, И.А. Баева, О.Е. Байтингер, О.Р. Веретина, А.Г. Грецов, М.В. Гольдман, С.В. Дрокова, Б.А. Еремеев, Е.В. Красная, А.Л Лихтарников, Ю.С. Пежемская, А.В. Кременецкая, Л.А. Регуш, Т.В. Тулупьева, Е.Н. Чеснокова. «Психология современного подростка» / Под редакцией проф. Л.А. Регуш.- СПб.: Речь, 400 с.

      А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»: иллюстрированное руководство / А.Л Вангер.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 159 с. : ил.-(Психология для всех)

      О.В. Хухлаева «Психология подростка»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с.

      В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008

      Г.Р. Шагивалеева «Одиночество и особенности его переживания студентами»: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.

      С.Ф. Райс, К. Долджин «Психология подросткового и юношеского возраста» Питер; Спб.; 2012.- 237 с. Л.В. Кузнецова . – 2003. – №6 2003. – с. 47-53.

      Инна Левит «В чем плюсы и минусы одиночества, или Ты не один? / интернет-журнал- Школа Жизни. Ру// Познавательный журнал, 2006.

      Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.»

      Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008

Интернет ресурсы

  • Михалец Ирина Викторовна , доктор наук, доцент, преподаватель
  • Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • Паршина Оксана Андреевна , студент
  • Юрчук Анастасия Витальевна , студент
  • Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ПОДРОСТОК

В статье рассматривается проблема одиночества в подростковом возрасте.

  • К проблеме профессиональной ориентации современной молодёжи (на примере студентов ПГУ)
  • Ложь как способ общения между людьми и её основные психологические аспекты
  • Психологические особенности акцентуации характера подростков. Соотношение акцентуации и самооценки

В наш век, век информационных технологий человечество как никогда раньше столкнулось с такой проблемой как одиночество. Такое состояние люди переживают по-разному, но наиболее интенсивно и остро одиночество протекает в подростковом возрасте. Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Будучи подростком, в его организме, включая детскую несформировавшуюся психику, происходят качественные изменения. Это возраст желания заявить о себе, показать себя всему миру, возраст, когда ты уверен, что знаешь в это жизни все. В возрасте этом возрастном периоде расширяются и актуализируются такие социальные потребности, как потребность в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребность в причастности и признании, а также желание быть принятым различными социальными группами. Учебная деятельность отходит на задний план, и, как считал Д.Б. Эльконин, ведущей деятельность данного возраста становится общение со сверстниками.
В настоящее время число подростков, испытывающих чувство одиночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подростки активно пользуются этой возможностью. Среди очевидного числа преимуществ данного вида коммуникаций, можно выделить ряд минусов:

  1. Отсутствие живого общения. Любое общение в интернете, каким бы реальным оно не казалось, никогда не заменит живого общения, когда человек может наблюдать за настроением, эмоциями, мимикой и жестами собеседника.
  2. Зависимость. Многие подростки увлекаются виртуальным общением до такой степени, что при живом общении начинают замыкаться в себе, либо совсем отвергают живое общение.
  3. Построение иллюзий. К сожалению, общаясь с человеком только посредством интернет общения, мы не можем хорошо его узнать, так как некоторые черты его характера бывает очень трудно разглядеть через экран монитора. Поэтому связь между такими интернет знакомыми вряд ли можно назвать крепкой и дружеской.

Подростковое одиночество, как правило, делят на несколько видов:

  • кратковременное одиночество;
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга);
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления).

Опираясь на психологические исследования можно выделить следующие причины одиночества в подростковом возрасте:

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, непринятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.

Способы преодоления одиночества в подростковом возрасте:

  1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
  2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
  3. Выполнение домашних дел. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
  4. Меняйтесь внешне и внутренне, устраняйте свои недостатки, по возможности.
  5. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
  6. Анализ причин своего одиночества.
  7. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
  8. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
  9. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.
  10. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.

Однако, один – не значит одинок. И наоборот. Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди.
Положительные стороны одиночества:

  • Становление саморегуляции.
  • Стабилизация психофизического состояния.
  • Самопознание и самоопределение.
  • Защита «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

  • Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.
  • Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.
  • Для окружающих людей одиночество незаметно. Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.
  • Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.
  • Снижается самооценка. Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

  • эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.
  • поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Итак, быть одному – не значит одиночество, и одиночество – не значит быть одному. Но если все же вы чувствуете именно одиночество, то старайтесь применить его положительные качества: развитие себя, заняться делами, самопознанием, самоопределением. Следует знать, что есть физическое одиночество, когда нет родителей, близких, нет никого дома. А есть чувство одиночества - это намного серьезнее. Это тяжелое состояние для психики. В данном случае у человека есть семья, друзья, но он чувствует себя одиноким, ненужным.

Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

Список литературы

  1. С.Г. Корчагина. «Психология одиночества»-М.:Психология.-2007.-162с.
  2. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких»-М.: Торобоан, 2009.-356 с.
  3. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-58.
  4. Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Педагогика. - 1995.- 560 с.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Уч.пособ.4-е изд. / И.Ю. Гулагина / М.: Изд-во УРАО. - 1998.-176с.
  6. О.В. Хухлаева «Психология подростка»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с.

Подростковое одиночество отличается от одиночества взрослого своим состоянием дерзкого вызова всему миру, в котором подростка никто не понимает.

Проблема подросткового одиночества

Интернет переполнен стонами подростков, которые страдают от чувства одиночества.
Если мы присмотримся к этим запросам внимательнее, то заметим некоторые закономерности.

«Я так одинока. Ужасно хочется взаимопонимания и разговоров по душам. Но такой мир есть только в красивом кино. В жизни совсем иное. Внутри тоска и ощущение своей ненужности. Часто я вижу, что вокруг какие-то животные, а не люди - грубые, мерзкие, ругаются матом и ржут как лошади.»
(форум подростков)

«Мы переехали в другой район, все старые друзья остались в той школе. В новой друзей нет. Мне очень плохо от этого и сильно одиноко на душе.»
(форум подростков)

Преодолевать такие состояния действительно сложно. Эта статья поможет разобраться в проблеме такого разного одиночества и взрослым, и подросткам. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать разные типы одиночества, понять внутренние желания человека, согласно его врожденным психическим особенностям (векторам)

Одиночество - такие разные чувства

Одиночество испытывают многие. Но у всех для этого разные причины . Согласно системно-векторной психологии это зависит от врожденных векторов человека, то есть особенностей его психики.

Так причины подросткового одиночества в зрительном векторе - это страхи, болезненный разрыв отношений или несчастная первая любовь. Мы видим, что первый запрос как раз об этом. Об отсутствии эмоциональных связей.

Подростки с анальным вектором, ценностью которых является дружба, честность, справедливость, - их одиночество возникает, потому что лучший друг уехал, предал, подвел или обманул.

Но все это видимые страдания души, такие моменты легко заметить, да и подростки сами проговаривают эти проблемы вслух. Чаще всего, когда удается наладить эмоциональные связи или найти друга, страдания прекращаются и одиночество исчезает.

А вот совсем другое одиночество подростка. Очень тревожный звоночек. Почувствуйте разницу.

Одиночество - внутренняя пустота

«Я одинок. мне 14 лет. Адекватен, спортивен, но одинок. Это гложет меня, убивает. Невыносимая внутренняя пустота... я просто в отчаянии. Не знаю, как справиться с этим. Ухожу в другую реальность, в музыку. В свое время даже пил, потом бросил. Одним словом - все сложно. Что посоветуете? Можно ли научиться преодолевать это состояние?»
(форум подростков)

Одиночество, в его тисках очень горько. Но окружающим не видны невыносимые внутренние страдания его души.

Полное, гнетущее, постоянное одиночество тяжелой плитой придавливает подростка и приводит его к состоянию депрессии.

Возникает отчаяние, становится невыносимо больно. В таком состоянии подросток может даже подумывать о суициде. Важно различать эти разные типы одиночества, чтобы помочь подростку.

Подростковое одиночество - причины

Причиной таких страданий, часто не видимых глазу, является звуковой вектор. Это не просто какой-то термин, это особое устройство психики человека. Таких людей немного - всего 5%.

В приоритете у таких людей ответы на постоянно возникающие у них в голове вопросы о смысле жизни. Другие думают, что такие вопросы возникают от безделья или неудач в жизни. Нет, это реальные вопросы, на которые есть ответы, и их во чтобы то ни стало нужно найти юному философу. Именно поэтому часто одиночество их удел.

Звуковой вектор доминантен. Это единственный из восьми векторов, чьи желания не материальны.

Именно такие люди еще в раннем детстве (4-5 лет) задают вопросы: «зачем мы живем?», «кто я и зачем пришел в этот мир?» В подростковый период эти вопросы возникают снова, и мучают с новой силой, не дают жить как все - житейскими радостями.

Внутренние вопросы о смысле бытия доминируют и пульсируют в голове.И полное одиночество позволяет насладиться поисками ответов. Такие подростки любят ночь, тишину и одиночество.

А все вопросы мирского характера: любовь, материальный достаток, даже учеба и будущая профессия - для него вообще не важны. Вернее без ответа на свой главный вопрос - другие отходят на второй план.

Для него наша материальная жизнь с ее бесконечной гонкой потребления - это реальный сумасшедший дом, из которого хочется бежать в одиночество или в соцсети.

Одиночество - точка отчаяния

Весь этот шум и балаган реального мира очень сильно его раздражает и возникает даже некоторая ненависть к людям и миру. Часто у подростка возникает внутренний вопрос: «А кто управляет этим театром абсурда?»

Все вокруг озабочены нарядами, деньгами, страдают от неразделенной любви. Но главное, постоянно КРИЧАТ об этом в своих разговорах.

В семье тоже крики и нудные разговоры «ни о чем» : о профессии и важности зарабатывания денег в дальнейшем.

Все эти разговоры для звуковика - лишнее раздражающее дребезжание. И он еще сильнее уходит в себя. Сильное одиночество, состояние пустоты и отчаяния овладевает ребенком.

Разные попытки преодоления одиночества

В поисках выхода он начинает отгораживаться от мира наушниками. «Вот оно долгожданное одиночество. Я никого не слышу, меня не трогают.»

Одно дело, если это просто грохот тяжелого рока. Своего рода бегство в одиночество. Хуже, если это наркотический дурман, который создает иллюзию того самого измененного состояния сознания, к которому бессознательно стремятся звуковики. На самом деле это попытка заглушить страдания души, проскочить в иной мир через измененные на физическом уровне состояния сознания.

Только в хорошем состоянии звуковые люди создают гениальные мысли и совершают уникальные открытия для всего человечества, как Перельман с его доказательством гипотезы Пуанкаре. А в плохих - начинают физически изменять состояние сознания. Очевидно, что такое воздействие разрушительно действует на любой мозг, а подростковый особенно.

Но тинейджеры попадают в эту ловушку, чтобы избежать страданий, от внутренней пустоты.

Преодолевать такие подростковые состояния очень сложно, и без помощи тут не обойтись. Но взрослые, даже психологи, его не понимают. Спрашивают: «ну что случилось, тебя кто-то обижает? Девочка отвергла? Пятерку не получил?» В глазах звуковика все эти психологи обесцениваются - ему кажется, что в этом мире одни идиоты и его вообще не способен никто понять! Но это не так.

На самом глубинном уровне бессознательных желаний понять одиночество звукового подростка позволяет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И вот когда мы раскрываем внутренние причины таких состояний, то появляется возможность помочь подростку выскочить из этой ловушки.

Вот простые шаги, которые может сделать каждый:

1. Обеспечить подростку возможность побыть наедине со своими мыслями. Создать для него этакий островок тишины и покоя. Обеспечить ему то самое одиночество, точнее возможность уединения, которое так важно для баланса его психики.

2. Исключить дома в семье крики, скандалы и даже грохочущий телевизор.

5. Обязательно предложить подростку сложные задачи. Это могут быть задачи из квантовой физики или вообще нерешенные или недоказанные теоремы. Для него это достойный вызов. Его мозг должен быть нагружен: программированием, олимпиадными задачами по математике, физике, химии. Он может писать рассказы или сценарии компьютерных игр, сочинять музыку. Это то, что займет и обеспечит мозг нужной работой.

6. А лучше всего дать ему послушать ролики Юрия Бурлана. Он узнает себя и тогда тягостное чувство, сильное одиночество уйдет из его ощущений.

Для родителей, дети которых проходят подростковый возраст, вышесказанные советы могут показаться издевкой. Как же ему предложить задачи и поговорить, если он видеть никого не желает? Здесь есть универсальный совет. Постарайтесь наладить эмоциональную связь с подростком. Это сложная задача, но первостепенная. Потому что в период пубертата подросток настроен на другую волну и часто не слышит доводы здравого смысла. Задача взрослых быть более чуткими и внимательными, настроиться на ребенка, чтобы подсказать ему, как можно избавиться от груза одиночества.

Одиночество - где выход?

Подростковый возраст - это всегда сложно. Помочь подростку пройти его с наименьшими потерями можно. Вот как это сделали участники тренинга:

«… «Наше бессознательное знает всю правду», - говорит Юрий. Теперь мне было понятно, что надо делать и о чем с сыном говорить. О эмоциях, о корне страха и о том что бы было, если бы его не было, проводила параллели с недавними событиями и с чем ему предстоит столкнуться в ближайшие дни, о его чувстве ответственности, переживаниях и достижениях. Подтвердить, заверить и закрепить.

В его взгляде появилась ясность и осмысленность. Я физически ощущала, как его покидает напряжение, как будто в сосуде, находящемся под высоким давлением, кто-то отвинтил крепление клапана. Сын прослезился, слова благодарности сыпались из него так, как еще никогда раньше.

Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще - «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

«…Отношения с сыном подростком (АН-Кож-Звук-Зрит), если бы не прошла два уровня СВП, - то не знаю, как бы мы вообще с ним общались, парню 15 лет, эгоцентризм зашкаливает.

Как-то чисто интуитивно я его воспитывала без повышения голоса, без физических наказаний, сделав вывод из своего детства: я битая, с простреленными матами ушками и зрением - сделала вывод, что такого унижения никому не пожелать, тем более маленькому существу со своим хрупким миром внутри.

Берегла моего звукового мальчика, испуганного еще в животе ультразвуком ТАК, что до сих пор видны последствия, врачи пророчили отставание в развитии, советовали спецшколу заранее искать, а мой звуковичек до 8 класса отличником в обычной школе отучился, потом заявил, что больше ботаном быть не хочет и пару четверок в четверть «приобрел», что бы быть «как все».

Моя реакция? Уважаю его, люблю и могу теперь понимать изнутри, благодаря СВП. Слегка, постепенно то тут, то там подкидываю темы для размышления из СВП - протестует, ведь он умнее, чем кто-либо, но я то знаю, что понимание придет - это неизбежно…»

Вообще, подростковое одиночество - это важный этап в формировании мировоззрения человека и формирования его души.

Дайте шанс подросткам выйти из жутких состояний одиночества и тоски.
На бесплатный онлайн тренинг - это место, где вам действительно помогут.

P.S. Если статья была интересна - поставьте лайк. Если вы знаете, кому она могла бы быть полезна - нажмите репост.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди