23.06.2020

Почему наши дети не хотят жить. Ребенок не хочет жить В 5 лет ребенок не хочет жить


Здравствуйте! У меня очень сложная ситуация: моему сыну 9 лет, вчера он сказал, что не хочет жить. В школе почти перестал есть. Очень часто плачет. Учится (3-й класс) не хочет — много двоек и колов. Учительнице дерзит, на уроке делает вид, что его не надо учить. Обманывает на «ровном» месте. Иногда страдает клептоманией (последний раз его застукали с красивым блокнотиком одноклассницы). Друзей нет. Гулять ходит крайне редко. Учительница опускает руки. А сама я ощущаю в себе какие-то садистские чувства (понимаю, что это от бессилия что-либо придумать) наряду с безумной жалостью по отношению к сыну.
Предыстория: Около 5-ти лет назад развелась (муж ушел к другой). Чтобы встать на ноги и смочь прокормить семью (+моя мама) устроилась на работу, которая со временем стала отнимать очень много времени. Ребенка устроила в дет.садик — забирала в 8-9 часов вечера. Зачастую уезжала в командировки. Развод переживала очень тяжело (несмотря на то, что к моменту развода мужа уже не любила и побаивалась его — бил меня) — похудела за месяц на 15 кг. Ребенка не воспринимала. Периодически ощущая чувство вины, пыталась сблизиться с ним. Пыталась смотреть на нас со стороны — видела очень ласкового мальчика, похожего по характеру на девочку, с желанием угождать во всем деспотичной матери. Ужасалась тому, что видела и опять отстранялась. Многие мне говорили, что я для него непререкаемый авторитет — никого больше не слышит и не слушается, чрезмерно давлю, причем делаю это параллельно с моей мамой (по её словам — она не любит детей, абсолютно нетерпеливый человек, внука взяла на руки в 8 месяцев). Когда я в командировке — сидеть с сыном приходилось ей. Читала литературу, но применять советы духу (терпения?) не хватало. Разговаривала с сыном часто, после понимая, что он маленький, а говорила как со взрослым. Наказывала, плакала после этого, пила корвалол и опять просила, чтобы он старался слушаться учительницу, делал уроки на продленке — в итоге приезжала с работы и до 1″-ти ночи делали вместе уроки, ничего не менялось.. В первом классе учительница говорила, что мы поменялись с ней местами: он мог виснуть на руках у неё, обижаться на неё и не разговаривать, а сейчас он её игнорирует. Раньше она строго ко мне относилась, пытаясь дать понять мне, что делаю много ошибок в воспитании, сейчас пытается помочь мне, заставляя его делать уроки на продленке, говорит, что это единственный «такой» ребенок в классе и был бы на его месте её ребенок, не знала бы сама как быть, поражается своей терпеливости. Учительницу я уважаю и считаю её компетентным педагогом, но круг замкнулся и у неё единственное предложение на текущий момент — заняться формированием новой семьи, мужем, а на учебу махнуть рукой. Нанимала репетитора — репетитор отказался от денег через три месяца упорных занятий.
Этим летом я вышла замуж — сын в день свадьбы попросил разрешения у мужа называть его папой. Как ребенок был счастлив! Спустя какое-то время он понял, что с него стал спрашивать еще один человек и перестал слушать его тоже, но по-прежнему ожидая его прихода с работы.
Чаще стал плакать и говорить, что он несчастлив и жизнь ему не нравится. Настоящий отец уже полтора года не объявляется. А я по-прежнему поддерживаю замечательные отношения со своей бывшей свекровью (я, мой сын, мой муж очень любим её). С нынешней свекровью также замечательные отношения. Сын понимает, что только в силу того, что он все (!) выходные, каникулы, праздники пытается сделать уроки, вся любовь близких и родных и их внимание ему не достается — просто некогда.
И ничего не делает, чтобы освободить себе время. Я старалась помогать ему — сидела рядом, вместе решали, учили все выходные напролет. Учительница говорит, что он смышленый мальчик, если захочет — сделает, но я сидела с ним и понимала, что у него отсутствует начальная база знаний — как будто он вовсе не присутствовал на уроках..
Последовать совету учительницы — заняться новой семьей- у меня не получается. Прихожу домой, а там — колы, двойки, замечания в дневнике, не сделанные уроки, обман на обмане, бабушка жалуется, что над ней издеваются (она плохо слышит, а сын этим пользуется)… И все сначала — кричу, подчеркнуто игнорирую, наказываю… Муж пытается занять свою нишу в нашей семье, засучив рукава и с новым дыханием. Делает уроки с сыном, старается объяснить ему, что такое мужской характер в его понимании. Но сейчас потихоньку начал понимать, что его знания ограничены и опыт воспитания детей отсутствует полностью, результат своих действий не видит. Радуется только тому, что смог хоть как-то разгрузить меня.
А вчера был случай — из-под шкафа в комнате вытащили кучу сгнивших огрызков, баночек из-под йогурта с червяками, фантиков (все уложилось в два больших пакета!) Спросила: почему до мусорки не донес?
Ответил: темноты боюсь.. На 100% уверена, что соврал, только понять не могу почему и зачем… От всего волосы дыбом встают.. Боюсь второго ребенка (сын просит, муж хочет) не смогу родить — боюсь.. либо не отважусь, либо не доношу в таком состоянии…. А как же хочется еще детей иметь! Крестников (8-ми и 7-ми лет) своих обожаю, и они меня очень любят, ждут, скучают по мне. Иногда кажется, что я их больше люблю, чем сына родного.
Помогите выбраться из этого тупика!!!»

Ответ психотерапевта theSolution:

В вашей ситуации важно разобраться с двумя моментами - эмоциональным состоянием ребенка и причиной вашего отношения к нему.

Если ребенок все время плачет, отказывается от еды и говорит, что ему не хочется жить, может оказаться так, что у него депрессия.

В таких случаях желательно показать малыша детскому психиатру. Хорошие врачи работают в шестой детской психиатрической больнице на 5-м Донском проезде. Врач-психиатр должен посмотреть ребенка лично, чтобы исключить состояния, нуждающиеся в лекарственной коррекции. Именно врачу-психиатру вам желательно сообщить, что у ребенка есть трудности с учебой и общением. А врач-психиатр сможет точно сказать вам причину проблем. Если врач-психиатр скажет, что по его части у ребенка ничего нет, тогда можно будет консультировать малыша у врача-психотерапевта.

Врача-психотерапевт проанализирует семейные предпосылки возникновения проблем ребенка.

Давайте предположим, что у ребенка не окажется депрессии или какого-либо другого расстройства, объясняющего лживость, трудности с обучением, страхи, воровство. То есть все симптомы мы будем рассматривать как коммуникативный посыл другим членам семьи с невысказанной просьбой обратить внимание, поддержать, принять.

В психотерапии дети рассматриваются как идентифицированные пациенты.

Это означает, что ребенок является носителем обще — семейных системных проблем, источником которых являются взрослые. Если у ребенка возникают проблемы - причину нужно искать в родителях, бабушках-дедушках и учителях. Выявить факторы, мешающие нормальному развитию личности ребенка и назначить курсы психотерапии всем взрослым, находящимся в семье - и есть задача врача-психотерапевта.

Для нормального развития ребенку необходимо чувствовать принятие со стороны значимых взрослых.

Когда этого чувства принятия нет, ребенок начинает искать надежные способы получения негативного внимания. Это означает, что он подсознательно будет делать все так, чтобы гарантированно услышать крики, ругань, получить негативные эмоции от значимых лиц. Это будет поддерживать его концепцию о себе как о плохом и виноватом мальчике, недостойном любви, которого все отвергают. Это одна из негативных детско-родительских программ, усвоенных ребенком. Она основывается на схема треугольника Карпмана.

Для того, чтобы ребенок изменил свою форму поведения - отношение к нему должны изменить взрослые.

Во-первых, перестать кричать. Крик, ругань, молчаливое игнорирование - это совершенно недопустимые формы общения с ребенком. Они закрепляют негативные формы поведения малыша, по причине высокой эмоциональной насыщенности. Проще говоря, когда вы занимаете позицию агрессора по отношению к ребенку, вы обучаете его быть жертвой. Подсознательный сценарий жертвы, который накладывается как часть неблагополучного наследия семьи, чреват серьезными негативными последствиями во всех сферах жизни в будущем. Чтобы их избежать, нужно как можно быстрее негативные формы контакта с ребенком заменить на позитивные формы (одобрение, похвалу, восхищение, объятия). Возможно, вам будет очень не просто это сделать, по причине ваших внутренних проблем — вы пишете, что ребенка изначально не воспримали.

Иногда непринятие ребенка может быть вызвано трансфером, то есть переносом негативных эмоций по отношению к отцу ребенка, предавшего вас, на вашего малыша.

Чувство гнева и боли, которое вы могли испытывать в период развода, могло остаться непереработанным - потому что вы могли просто уйти в работу и вытеснить свои чувства в подсознание. Если ребенок чем-то внешне напоминает бывшего мужа, по механизму ассоциации у вас могут всплывать из подсознания негативные чувства по отношению к отцу ребенка. И вы можете их выказывать в общении с ребенком, привязывая подавленные чувства из прошлой ситуации к ситуации здесь и сейчас (например, к ситуации учебы). При этом вы можете не осознавать подлинной причины возникновения сильных «садистических» чувств, так ваше подсознание может ограждать вас от многократного переживания боли.

Если бы вы прошли психотерапию в период развода или в течение года после развода, у вас бы не было таких реакций по отношению к собственному ребенку. Но поскольку вы в той ситуации были вынуждены просто выживать, то вы могли подавить в себе эмоции и вытеснить эмоциональную боль либо в подсознание либо в мышечные зажимы тела. Тем не менее, разобраться с подавленными эмоциями, осознать их, отреагировать в безопасном варианте, простить бывшего мужа — вы могли бы и сейчас.

Залечивание травмы прошлого помогло бы вам относиться к собственному ребенку без негатива.

Когда вы начнете относиться к ребенку лучше, его эмоциональное состояние улучшится. Психотерапевт также расскажет вам как исправить повреждения Я-концепции и самооценки ребенка, которые были вызваны плохим отношением к нему.

Если ребенок не хочет жить. Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью !

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается - значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. 7.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Почему подростки совершают попытки самоубийства? В самом прекрасном цветущем возрасте, когда впереди еще столько открытий, любви и счастья, что, казалось бы, нужно жить да радоваться, дети принимают страшное решение добровольно уйти из жизни. Каким потрясением и шоком это становится для родителей юных самоубийц, невозможно передать словами. Мир буквально взрывается, раскалывается на две части: до и после. Вынужденные до конца жизни нести тяжелый груз вины, неутихающей душевной боли, раскаяния и сомнений, близкие люди переживают этот страшный момент вновь и вновь, не находя ответов на мучительные вопросы: «Почему мы не уберегли свое дитя? Можно ли было предотвратить трагедию? Кто виноват в случившемся?».

Попытки добровольного ухода из жизни в большинстве случаев действительно можно вовремя предсказать, а значит, и предотвратить. Суицид не происходит внезапно: от возникновения мыслей о самоубийстве до воплощения страшного замысла всегда проходит некоторое время. Иногда несколько часов или дней, иногда – месяцы и даже годы. Причем до совершения суицида подросток обычно выражает свою боль и протест в иной форме: уходит из дома, бросает учебу, совершает несвойственные ему антисоциальные поступки, разрывает все связи, начинает употреблять алкоголь или наркотики, раздаривает любимые вещи, прямо или косвенно сообщает окружающим о намерении уйти из жизни. Ребенок отчаянно ищет спасительную «соломинку», за которую можно было бы ухватиться. Испробовав все доступные способы и потерпев неудачу, он решается на самоубийство. Суицид – это последний отчаянный шаг, к которому прибегают дети, чей крик о помощи прозвучал в пустоту, не был своевременно услышан.

Если поведение ребенка вызывает у вас тревогу, если вы обнаружили записи, личные дневники, письма или запросы в поисковых системах, указывающие на то, что подросток планирует уйти из жизни, и, в особенности, если он прямо заявляет, что не видит смысла в своем существовании и хочет умереть, не упускайте драгоценное время! Бейте в набат – пока еще не поздно, пока можно помочь подростку, заблудившемуся, запутавшемуся в жизни. Не думайте, что ребенок «мается дурью», «перебесится», «перерастет». Помните, что только квалифицированная и своевременная психологическая, а иногда и медицинская, помощь специалистов поможет решить эту серьезнейшую проблему.

Трудный возраст

Исследования проблемы подросткового суицида показали, что самым опасным является возраст 10-14 лет: ребенок переживает острый возрастной кризис, сопровождающийся рефлексией, острым недовольством собой, своими способностями, возможностями и внешностью, поиском ответов на «извечные» вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл существования?». К тому же, подростки часто романтизируют смерть, чему в немалой степени способствуют молодежные субкультуры, продукция современной киноиндустрии, пропаганда суицида в социальных сетях и средствах массовой информации, месяцами смакующих подробности самоубийств известных людей. Ребенок пока еще не понимает, что смерть – это конец всего. Суицид представляется подростку способом быстро избавиться от душевной боли, сбежать от проблем, а смерть кажется переходом в некую иную форму существования.

Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.

Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.

В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом , результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, - все выражает крик о ненужности и непонятности.

Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, - придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.

Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.

Как отличить истинное намерение от манипулирования?

Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер. Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду. Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.

Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.

Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать. При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.

Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком. Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью. Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности. Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем. Каких именно? Это сможет установить только специалист.

Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога. Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру. В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.

История из жизни

«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».

Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.

Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».

Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».

Всем знакома осенняя депрессия, когда после радостного лета наступает промозглая, серая, болезненная пора межсезонья. В это время у многих портится настроение, снижается иммунитет, появляются грустные мысли. Так и в семье: если часто случаются кризисы, общий эмоциональный фон нездоровый, то однажды родители могут услышать, что их ребенок не хочет жить .

Как бы ни хотелось поверить, что так проявляется своеволие детей, что это попытка шантажа родителей, неутешительная статистика последних лет свидетельствует, что проблема существует: ежегодно более 60 000 жертв суицида теряет наша страна, и среди них около 3 000 – дети.

В каких ситуациях становится ясно, что ребенок не хочет жить , делает попытки самоубийства? Что предпринять в первую очередь? К какому специалисту обращаться? Как предотвратить дальнейшие намерения свести счеты с жизнью? Об этом нужно знать, даже если вы считаете, что ваш ребенок вполне благополучен и застрахован от подобного несчастья.

Самый уязвимый возраст

Психологи установили, что самым опасным в плане возможного суицида является подростковый возраст от 14 до 18 лет. В этот период дети остро переживают внутренние противоречия и конфликты, первые серьезные привязанности, дружбу и любовь, проявляют юношеский максимализм, испытывают сильные разочарования, экспериментируют и т.д.

Все эти эмоциональные всплески нередко раздражают взрослых, кажутся им временными и потому не заслуживающими внимания. Как они ошибаются! Родители детей, которые по собственной воле ушли из жизни, признаются, что даже мысли не допускали, будто угрозы самоубийства – это серьезно, что и вправду их ребенок не хочет жить.

Страшная статистика в последнее время пополняется именами 10-12летних детей, которые также не нашли себя в этом мире. Раньше считалось, что их интеллектуальное развитие недостаточно для того, чтобы задумать и осуществить замысел самоубийства. А сейчас – интернет на что? А телевидение с его фильмами об ужасной и прекрасной «нежити», которые будоражат детское воображение, притупляют страх перед небытием?

Должны насторожиться родители тех ребят, которые проявляют настойчивый интерес к депрессивным субкультурам, типа эмо, готов и т.д. Ни к чему хорошему заигрывания со смертью и мрачной атрибутикой не приведут.

Кто в «группе риска»?

Специалисты выделяют несколько групп риска среди подростков. Выше вероятность, что ребенок не хочет жить , в следующих ситуациях:

  • Отсутствие любви и тепла между членами семьи, жестокость по отношению к детям, ущемление их прав, физические и моральные унижения
  • Тяжелые эмоциональные переживания ребенка в связи с утратой дорогого человека: его смертью, переездом в результате развода одного из родителей и т.д.
  • Личные : отвержение сверстниками, неприятие себя, безответная любовь и т.д.
  • Стороннее влияние, например, секты, сообществ, которые сделали смерть предметом культа
  • Дети, по каким-то причинам романтизирующие смерть. Кстати, о таком подростковом «декадансе» иногда сообщают СМИ. Например, о том, как однажды две подружки выбросились из окна недостроенного дома, взявшись за руки. Перед смертью они весело махали с крыши собравшимся на земле одноклассникам…

Важно не пропустить ни одного признака, по которому можно установить, что ребенок не хочет жить, что он внутренне уже задумывается о смерти. Психологи уверяют: подобные состояния могут быть очень навязчивыми и требовать вмешательства специалистов. Особенно если у кого-то из близких уже проявлялись суицидальные наклонности.

У современника и друга С. Есенина А. Мариенгофа покончил жизнь самоубийством любимый сын Кирилл, не по годам умный и тонко чувствующий мальчик. Причина – переживания, связанные с тоталитарной эпохой, ужасы которой он переживал как личную трагедию. Родители в момент самоубийства вышли на вечернюю прогулку. А. Мариенгоф вспоминал, что сам уговорил жену пройти еще один квартал, уж больно хороша была погода… Когда они вернулись, сын был еще теплый.

Психологи не устают повторять, что решение уйти из жизни зреет не один день, это глубоко прочувствованная и выношенная мысль. Интересуйтесь, чем живут и о чем думают ваши мальчики и девочки, станьте для них самыми близкими друзьями. Тогда вам никогда не придется столкнуться с тем, что ребенок не хочет жить.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди