30.09.2019

Почему мы должны почитать своих родителей. Почитание родителей. важность исполнения пятой заповеди. Что неправильно было со мной


Пожилых людей в нашем обществе не жалуют. Сдают в дома престарелых, забывают о них, говорят об эвтаназии. Исчезает культ матери и отца.

В среде подростков о родителях принято говорить с пренебрежением, называть предками и лузерами. По христианским законам такое поведение – и преступление против пятой Божией.

Как следует понимать заповедь почитай отца и мать свою

“Почитай отца твоего и мать твою”заповедь начинается так. Что в православии подразумевается под этими словами? Уважение, любовь, почет – вот как должно относиться к родителям. Многие возразят, что родители ведут себя так, что их уважать не за что.

Понятно, что у подросших детей много обид. И образ жизни родителей может вызывать осуждение. Но осуждать людей, давших нам жизнь – грех. Поступок Хама, описанный в Библии, один из самых мерзких и осуждаемых.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Почитай отца и мать, заповедь обещает награду. “Да благо тебе будет, и долголетен будеши на земле” – так сказано во второй части. То есть, если уважать и любить родителей, милость будет оказана не только на небесах, уже в этой жизни. Она будет долгой и благополучной.

Долголетие проявится не только в длинной жизни. Почитай отца твоего и мать твою – и тогда твои дети тоже проявят любовь и уважение к тебе. Весь род станет сильным и крепким.

Если в семье есть любовь и уважение между родными, исполнение пятой заповеди не потребует душевных сил. Естественно для ребенка каждый день молиться за родителей и просить благополучия для них.

Когда, с точки зрения ребенка, для уважения нет оснований, просить милости для них у Бога все равно нужно – для спасения души обоих.

Любовь и благодарность – вот чувства, которые хотят видеть родители в своих детях. Не злословить о них, не судить, проявлять заботу и терпение, когда они становятся немощными – все это наш долг.

Стыдиться родителей за то, что они бедные или неграмотные – это проявление .

Почитать надо не только отца и мать, но и людей, выполняющих функцию воспитания: духовных лиц, учителей и наставников, благодетелей, крестных. Нужно уважать пожилых, особенно благочестивых, так как в Библии написано, что «пред лицем седого» следует вставать.

Нельзя построить отношения с Богом, не научившись любить и слушаться родителей. Мы не сможем обращаться к Нему в молитве “Отче наш”, если в душе будет плохое отношение к родному отцу.

В истории православия множество примеров, как надо почитать отца и мать. Самый главный из них – подвиг Иисуса Христа. В его руках были все богатства мира, вся власть. Но был послушен воле Отца до самой мученической смерти.

В этом правиле есть одно исключение. Если родители стоят на пути к Богу, препятствуют ребенку познавать истину, следует отстаивать свое мнение. Делать надо это уважительно, но твердо.

Когда человек идёт против воли родителей, во многих случаях им движет грех гордыни. Родители дают первые уроки смирения и послушания, и им нужно быть мудрыми.

Если попустительствовать строптивому нраву ребенка, он не научится послушанию ни на воинской службе, ни в Церкви, ни в коллективе. Придется заново учиться, особенно когда появятся собственные дети, или с беспомощными родителями в старости.

Цикл уроков по теме: Почитание родителей

Заповедь почитания отца и матери включает в себя обязанность любви к ним, нежного и трепетного отношения. И необходимо выполнять её во всех аспектах: мысленно, словами и действиями.

Первый аспект — мысль. Эту великую заповедь выполняют мысленно, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители. Вспоминают их хорошие качества, поступки, достоинства. Великий мудрец Торы нашего времени, Рав Хаим Шмулевич, говорил, что необходимо уважать родителей не вопреки тому, каковы они, а за то, какие они. То есть видеть их достоинства и превозносить их. И даже если все окружающие этого не видят и так не думают.

Второй аспект — слово. Говорить с родителями и о них с большим почтением и высокой оценкой, с любовью и нежностью. В различных источниках приводится, что с отцом и матерью следует говорить, как с царём и царицей, всячески выказывая им то почтение, которое дети испытывают к ним. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их новостями, здоровьем. Если сын или дочь просят кого-либо и те люди, которых они просят, — знакомые их родителей, то даже если они, и не зная родителей, выполнили бы просьбу, всё равно следует сказать: «Сделайте мне это одолжение ради моего отца (или матери)». Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если сын или дочь слышат, что об их родителях отзываются в неуважительной форме, должны сразу же это пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет ещё более бурный гнев и приведёт к ещё большему унижению, иногда целесообразнее промолчать.

Третий аспект выполнения заповеди — действие. Само то, что человек в повседневной своей жизни поступает честно, ведёт себя, как подобает, приятен и признан — Всевышним и людьми — является в некотором смысле исполнением заповеди почитания родителей, т.к. доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такие прекрасные дети могут быть только у хороших родителей». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей — ведь благодаря им и их воспитанию он готов сделать это. Всевышний «вспоминает их» к добру и воздаёт им в этом и в будущем мире. Когда дети помогают родителям, делают что-либо для них, это должно сопровождаться радостью, весельем, доброжелательностью, чтобы родителям было приятно принимать их услуги. Талмуд говорит: иногда случается, что дети подают своим родителям изысканные блюда и их ждёт за это геином — ад, а иногда — заставляют родителей тяжело работать и попадают в ган-эдэн — рай. Так, например, сын подаёт отцу жареных откормленных перепелов на обед. На вопрос отца: «Откуда у тебя это, сынок?» он сквозь зубы цедит: «Жуй, жуй, старик, не отвлекайся», — за такое отношение он попадает в геином . Другой сын, чтобы отца не взяли на тяжёлую царскую службу (выполнять какую-то повинность), устраивает его к себе на мельницу. Отец тяжело работает, а сын успокаивает его ласково: «Ведь на царской работе тяжелее, она продолжительней и утомительней». Такой сын получает награду и в этом, и в будущем мире.

Выполняя заповеди, относящиеся к родителям, необходимо помнить общие правила Торы. Одно из них это «намерение сердца»: во время выполнения любой заповеди человек должен думать и помнить о том, что данное действие является заповедью Всевышнего. Ещё одно правило: заповедь, которую человек делает сам, выше и значимее, чем та, выполнение которой он поручает другим людям. Поэтому, когда родителям требуется какая-либо помощь, лучше, чтобы сын или дочь сами сделали это, а не просили и не нанимали других.

За чей счёт осуществляется заповедь почитания родителей?

Иногда выполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами. Закон установлен в соответствии с мнением, гласящим, что расходы, сопряжённые с выполнением заповеди почитания родителей, осуществляются за их счёт. В случае, если у родителей есть возможность оплатить расходы на свои нужды, дети помогают родителям, пользуясь их деньгами, — транспортируют, покупают лекарства, продукты, одежду, делают ремонт — за счёт родителей. Когда необходимо, чтобы сын или дочь для того, чтобы помочь родителям, пропустили работу, потеряли зарплату, доходы, это не восполняется родительскими деньгами. Деньги, потраченные на телефонные звонки, на проезд, на письма и т.п., которые дети тратят, чтобы выполнить заповедь почитания родителей, не должны возмещаться из родительских денег, т.к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, — добраться пешком. Поэтому получается, что это расходы для удобства детей, которые не должны оплачиваться родителями.

В случае, когда у родителей нет возможности оплатить свои расходы, все их нужды оплачиваются детьми. Если у них есть несколько дочерей и сыновей, то расходы делятся поровну между детьми с учётом материальной обеспеченности каждого из них.

Если и у детей нет возможности оплатить родительские расходы, согласно букве закона они не обязаны просить милостыню для родителей, но, исходя из норм морали, сын не должен допустить, чтобы отец ходил с протянутой рукой, и должен сам собирать милостыню для них. Тем более, нельзя допустить, чтобы мать побиралась, поскольку позор женщины, просящей подаяния, намного больше, чем позор мужчины.

Дети обязаны помогать родителям, даже если из-за этого они могут быть уволены с работы и потерять заработок. Если у сына или дочери есть свои дети в возрасте до шести лет и денег хватает либо на пропитание детей, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям «перевешивает».

Обязанность вставать перед родителями.

Сын и дочь обязаны вставать перед родителями. Даже в случае, если родители или дети слепые, есть обязанность вставать перед родителями. Встают полностью, а не просто приподнимаются. Обязанность вставать при виде отца или матери, даже если они ещё далеко, и следует стоять, пока они не уйдут или не сядут. Обязанность вставать перед родителями, как минимум, 2 раза в день — один раз утром и один раз вечером. Если рядом находятся посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь вставали перед родителями, они должны встать ещё раз. Каждый раз, когда дети встают перед родителями, и помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика.

Если сын или дочь, которые, увидев родителей, встали перед ними, должны были всё равно встать для того, чтобы идти в другое место, им следует сначала присесть на некоторое время и только после этого идти, чтобы показать: первый раз они встали только для того, чтобы выразить уважение к родителям. Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут, они не совершат нарушения, но если продолжают вставать — выполняют заповедь каждый раз, несмотря на позволение родителей не вставать.

Иногда может быть, что отец является учеником своего сына-раввина, учит у него Тору. В таком случае сын встаёт перед отцом, поскольку тот — отец, а отец встаёт перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. Всё же сыну необходимо всячески стараться, чтобы не утруждать отца, чтобы тому не приходилось вставать перед ним.

В еврейской истории были случаи, когда отец, являясь великим знатоком Торы, вставал перед своим сыном в знак почтения к его знаниям в Торе, даже если они и не превосходили знания отца. Так о мудреце Торы нашего времени, раве Хаиме Соловейчике, рассказывают, что он настолько ценил знание Торы и таланты своего сына, рава Ицхака-Зэева — раввина из Бреста, что всякий раз вставал, когда тот входил. Раву из Бреста не хотелось утруждать отца, и он частенько заходил домой… через окно.

Человек, который занимается изучением Торы в данный момент, также обязан вставать перед родителями.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Многие, наверное, слышали, что одна из Десяти Заповедей касается почтения к родителям. Но мало кто из нас ясно видит причины, по которым это почтение стоило бы проявлять. Кому больше нужно уважение к родителям: им или мне? Какая связь между отношением к старшему поколению и твоим личным успехом в жизни? И вообще, как эти старые как мир принципы могут повлиять на мою жизнь сегодня?

Давайте обо всём по порядку. Пятая заповедь (заметьте, находится в середине Закона Божьего) начинается словами: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12). Почитание родителей часто проявляется в послушании, но между ними не стоит знак равенства. Если родители просят сделать что-то бесчестное или то, что противоречит вашей совести, вы вправе отказаться, но опять-таки почтительно. Вы можете сказать: «Я уважаю твоё мнение и верю, что ты мне желаешь только блага, но обманывать всё-таки не стану».

Кто-то скажет: «Но вы не знаете моих родителей! Они точно не заслужили почтительного отношения!» Да, это сложно - проявить уважение к тем, кто его не заслужил, но старшее поколение мы уважаем просто по праву их возраста и статуса, а не за какие-то особые заслуги. И, что самое главное, это в наших интересах! Почему?

Во-первых, потому что здесь срабатывает закон бумеранга: что бы ты ни делал, оно к тебе обязательно вернётся. Мы тоже будем родителями. И мы тоже будем совершать ошибки, и нам, наверное, будет хотеться тёплого понимания вместо ледяного осуждения. Здесь есть хорошая новость для всех молодых людей: будущее в наших руках! Но оно будет не таким, каким мы просто хотели его видеть, а таким, каким мы формируем его своими делами. Своим отношением к родителям сегодня мы можем «заказать», как будут относиться к нам наши дети.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. “Почитай отца твоего и мать” - это первая заповедь с обетованием: “Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”» (Ефесянам 6:1–3).

Кроме закона бумеранга есть ещё и фактор учёбы. Родители - первые люди в нашей жизни, это наша первая школа. Они первые, с кем мы выстраиваем отношения, и это никогда не бывает очень просто. Но если нам удалось это с ними, то этот опыт мы потом переносим и на построение наших собственных семей (кстати, поэтому мудрые девушки всегда смотрят на то, как их ухажёр относится к своей матери, они знают, что точно так же он будет относиться и к ним!).

Но здесь есть один подвох. Наверное, вы ловили себя на мысли, что никогда не будете поступать со своими детьми так, как родители поступают с вами? Будьте осторожнее с такими мыслями, особенно если это сопровождается агрессией и осуждением в адрес родителей. Не зря на Руси говорили, что яблоко от яблони недалеко падает. Психологи говорят о «семейных сценариях», от которых не так легко избавиться. И в итоге мы становимся похожи на тех, кого осуждаем. Поэтому единственный способ пойти по другой траектории - это простить ваших близких. Прощение - это единственные ножницы, которые разрывают этот порочный круг.

Михаил Волгин

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

П редыдущая глава поучений Святых отцов была посвящена родительскому . В заключении, Юрий Максимов собраз назидания учителей Церкви об отношении детей к родителям.

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)».

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)».

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)».

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

Заповедь о почитании родителей кажется одной из самых естественных и справедливых: заботой и вниманием к отцу и матери в старости мы отдаем им дань за те усилия, которые они затратили на нас в молодости. Но с возрастом старшее поколение нередко становится более требовательным, нетерпимым, совсем не готовым все принять и простить. А бывает и так, что трудно определиться, кого и за что почитать: к примеру, отец в свое время ушел из семьи, или ребенок был оставлен на попечение бабушки. Сегодня у многих людей самые большие проблемы вызывает налаживание отношений со своими родителями. Как нам понять «дорогих своих стариков»?

Фото РИА Новости

С единственного чада по гамбургскому счету

Хотя проблема «отцы и дети» возникла не в нашем веке, от времени она не только не потеряла актуальности, но и новые социальные изменения еще больше ее обострили. У «отцов» и у «детей» есть определенные для каждого периода возрастные задачи. Зрелый возраст - это время подведения итогов, передачи эстафеты молодому поколению, которое уже должно уверенно самостоятельно идти по жизни. Увы, родители к этому готовы не всегда. Как утверждает семейный психолог Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Светлана Перегудова , это - следствие распространенной в последние десятилетия идеи: пусть детей будет меньше, но у них будет все самое лучшее. «Если у родителей всего один ребенок, - говорит психолог, - от него ждут и реализации неосуществленных планов старших поколений семьи, и, если родители принесли ему в жертву свои творчество, карьеру, неустроенную личную жизнь, от него со временем также ждут подобных жертв в их сторону. Когда были большие семьи, то родительские ожидания распределялись между всеми детьми, даже поговорка “в семье не без урода” говорила о том, что раньше заведомо рассчитывали, что не каждый ребенок может и должен оправдать надежды родителей. Сейчас же, если единственный ребенок не оправдывает родительских ожиданий, то родитель это воспринимает как жизненный крах, потерю смысла своих жертв. Сегодняшний конфликт поколений во многом обостряет повышенные запросы родителей по отношению к детям. Такая ситуация не идет на пользу никому».

Частые жалобы взрослых людей на депрессию, тревожность, злость на себя скрывают под собой чувство вины за то, что ты не стал тем, кем должен был стать по мнению своих родителей. В свою очередь, и родителей гложет страх неизвестности: что делать, если вдруг ребенок не достигнет намеченного? Пусть уж лучше подольше посидит «по крылом». Вот родитель и боится отпустить ребенка в свободное плавание, оттягивая неизбежный момент истины.

Конечно, малодетность не единственная проблема трений и перекосов в детско-родительских отношениях. Но факт остается фактом: во многих многодетных семьях даже в современных условиях ситуация складывается иначе. Рассказывает Татьяна, мама семерых детей : «У моих родителей нас было восемь: шесть братьев и две сестры. Родители были верующими. Мой отец, хирург, в 49 лет принял сан, и мы всей семьей переехали из Москвы в Крым. Дома нас всех с детства воспитывали в вере. Видимо, поэтому в итоге жизнь всех моих братьев и сестер сложилась счастливо. Все мы сумели создать и сохранить семьи, многие - воспитать не по одному ребенку. Хотя наш период взросления не у всех проходил гладко, мы всегда с уважением относились к родителям. И с другой стороны, когда у нас уже появились свои семьи, мама никогда не вмешивалась в нашу личную жизнь, возможно, потому, что к этому времени она уже сполна реализовала своей материнский потенциал. Поэтому и к внукам у нее особенное отношение. Она видит в них маленьких личностей, разговаривает с ними как со взрослыми, с каждым из внуков у нее возникает особый контакт. Спокойное отношение родителей к нашей жизни вовсе не значит, что она им безразлична. Когда они действительно хотят что-то в ней изменить, они обращаются за помощью к Богу».

Споры о вере

Ситуация, когда пожилые родители вместе с детьми ходят в храм, причащаются из одной чаши, хотя и встречается сегодня, но все же не часто. Нередко родителей и детей разделяют мировоззренческие противоречия. Но эти противоречия не должны служить причиной для раздора. Почему нам достались именно такие родители - это тайна промысла Божия. Ведь «если родители полностью единодушны с нами, у нас нет поля, где можно было бы проявить терпение и смирение», говорит священник Павел Гумеров , клирик храма Святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы. Один такой пример христианского смирения по отношению к вере родителей отцу Павлу доподлинно известен. Его отец, иеромонах Иов (Гумеров), рос в Башкирии, в традиционно исламской земле. И хотя семья его была скорее неверующей, но исламские традиции в ней были ощутимы. Тем не менее сын, уже сам будучи православным, не переставал почитать своих «непросветленных» родителей. По его смирению и любви отцу Иову удалось в зрелом возрасте крестить свою мать.

Также почитанием игумену Сергию (Рыбко) , сейчас настоятелю храмов Прп. Сергия Радонежского в Бибиреве и Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, удалось обратить к вере своих родителей-коммунистов. «Когда я стал ходить в храм, - рассказывает отец Сергий, - мои родители, конечно же, были против. Они боялись, что из-за этого и у меня, и у них будут неприятности, поскольку мы жили под одной крышей. Отчасти так это и было: из-за того что я распространял тогда религиозный самиздат, мою маму водили в КГБ. И все же я старался не ругаться с ними, не спорить, а делать свое дело. Когда я стал работать в храме, родители начали переживать, что этого не поймут окружающие, будут осуждать их за воспитание сына. Но неожиданно все родственники, а у отца в семье было десять человек детей, сказали: наконец-то среди нас есть хоть один, кто будет за нас молиться. И отец призадумался. Когда я уходил в монастырь, мне было 28 лет. Тогда я не сказал матери правды, понимая, что вряд ли она одобрит мое решение. Сказал только, что еду псаломщиком работать в хорошую область. На что мне ответила мама: “Не в Оптину ли пустынь ты собрался?” Когда же через два года я приехал иеромонахом, я был готов, что меня родители как минимум спустят с лестницы, но вдруг отец радостно встретил меня словами: “Молодец сынок”. Видимо, к этому времени они уже поняли, что ребенок имеет право на собственный выбор. Но и родитель имеет право на ошибку, и не надо их осуждать, не надо обижаться, тогда и к нашим ошибкам наши дети будут снисходительнее. Я дал своим родителям это право, и потом отец даже просил у меня прощения, и приходил на исповедь. Мама тоже недавно приняла крещение, в возрасте 67 лет, сейчас изредка ходит в храм».

В священном писании сказано: «...отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» (Лк. 12: 52). То, что в семье кто-то ходит в храм, а кто-то нет - это нормальная ситуация. Другой вопрос: нужно ли человеку верующему во всем слушаться родителей? Одну прихожанку отца Сергия мама в свое время уговорила не спешить с замужеством, чтобы окончить аспирантуру. А теперь с кандидатским дипломом девушка очень сокрушается о том, что осталась без семьи. Если у человека есть духовник, то лучше ему слушаться духовника. Но главное, по мнению отца Сергия, это прислушиваться к своей совести - голосу Божьему в человеке - и не идти против него, хотя бы и родители уговаривали тебя на другое.

Сделать первый шаг

Как бы там ни было, практически все мы чувствуем и понимаем, что, пока у нас не восстановлены теплые или по крайней мере доброжелательные отношения со своими родителями, жизнь нашу вряд ли можно будет назвать счастливой. Мир с родителями как почва под ногами. Без него в жизни нет опоры: отсюда внутренняя опустошенность, депрессии, нервозность и тревожность за то, что в старости нас ждет то же самое. Как выйти из этой ситуации? Начинать надо с осознания необходимости мирных отношений с родителями, советует Светлана Перегудова.

Для этого, например, можно составить список того, за что мы благодарны своим родителям, начиная от самого факта появления на свет. А также список родительских требований к нам, но посмотреть на них надо критически: что является обоснованным, а что нет. Например, необоснованными могут считаться подсознательные требования родителей вернуть им те ресурсы, которые они затратили на воспитание. Иногда родителям важен социальный статус ребенка, материальная поддержка. А для их детей, взрослых людей поколений 1960-1980-х, более значимо качество душевных отношений.

«Часто бывает так, - рассказывает психолог, - что пожилые родители уже в силу своего возраста не способны к диалогу. Но для них значимо, если ребенок проявляет великодушие и первым делает шаг к примирению. Иногда им даже не важны слова, но они должны видеть, что ребенок о них помнит, что они ему дороги. Для этого взрослому ребенку своих пожилых родителей нужно самому определить какой-то преемлемый объем заботы и выполнять его регулярно. Можно с определенной периодичностью звонить или приезжать, закупать продукты или звонить, поздравлять. Любой доброжелательный жест, даже отвергнутый сначала, при регулярном доброжелательном воспроизведении детьми со временем становится привычным, а в пожилом возрасте сила привычки очень значима».

Проблема взаимоотношений с родителями настолько актуальна, что есть даже некоммерческие группы самопомощи, которые работают по программе «12 шагов» (по тому же принципу, что работают и группы «Анонимных алкоголиков»). Группы «Взрослые дети» посещают люди, которые хотят решить проблему общения с родителями через обсуждение своей ситуации с людьми, попавшими в аналогичную ситуацию, обменяться опытом, получить совет. Важна и духовная составляющая этой программы, заставляющая человека признать свое бессилие и обратиться за помощью к Господу. Такие группы есть в Москве, например, в культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста в Малом Златоустинском переулке; при воскресной школе Данилова монастыря и т. д.

Вопрос национальной безопасности

Почитание родителей - не просто некая моральная норма. За ней стоит в целом благополучие и отдельного человека, и целого народа. В Священном Писании об этом говорится не раз, но наиболее ярко это показано на примере Ноя и его сыновей, которые увидели отца в состоянии опьянения (см. Быт. 9). Сим и Иафет, не глядя на отца, покрыли его наготу. Хам же посмеялся над Ноем. В результате двое сыновей получили отцовское благословение, которое и нам обещает Господь. «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле» (Исх. 20: 12) - так полностью звучит заповедь, данная Моисею на горе Синай. Хам же за свою непочтительность был проклят. Так же было сказано и Моисею: «Злословящий отца своего и мать свою, смертию да умрет» (Исх. 21: 17).

«Господь не просто призывает нас относиться к родителям с почтением, - говорит священник Павел Гумеров, - он выстраивает иерархию ценностей. Человек, не чтущий отца и мать, скоро не будет чтить ни Родины, ни Церкви и дойдет до того, что он не будет чтить Бога. Непочитание Бога ведет к смерти, потому что мы отрываемся от источника благодати. Поскольку родители - сотворцы, соработники Бога: Господь дает нам душу, родители же дают тело, - то, почитая родителей, мы почитаем и Бога. И, наоборот, осуждая родителей, можно скоро дойти до Богоборчества. Целый народ, теряющий почитание старших, обречен на вымирание. Не случайно так сильны кавказские народы, где почитание старших и сегодня укоренено в сознании. Нередко приходится наблюдать, как в Москве нашим старушкам помогают поднести сумки, уступают место в метро исламские ребята. Глядя на это, с грустью отмечаешь про себя, что, если у этих народов такая молодежь, они могут быть спокойны за свое будущее». А мы?..

Оксана СЕВЕРИНА


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди