10.05.2019

Почему мне не нравятся фотографии. Почему мы не нравимся окружающим и как это исправить


Трудно представить современную жизнь без фотографий. Путешествия, праздники, долгожданные встречи и важные события проходят под вспышки фотокамер, под их объективами взрослеют дети. Технологии съемки совершенствуются: теперь, например, не надо думать об экспозиции. Появились фотосредства против красных глаз и дрожащих рук. А главное - результат можно сразу увидеть на маленьком экране и, если не понравится, стереть. Но все это не помогает нам получать удовольствие от нашего изображения. Более того, заранее зная, что снимки разочаруют, многие вообще под разными предлогами отказываются фотографироваться.

«Нам нравятся лишь семь-девять наших фотографий за всю жизнь, причем две-три из них - детские, - рассказывает психолог Вероника Нуркова, автор уникального исследования феномена фотографии. - На большинстве же снимков мы кажемся себе некрасивыми, неестественными, не такими, как на самом деле». Отчего мы испытываем дискомфорт во время съемки и позже, даже если окружающие нас заверяют, что на фото мы вышли отлично?

Первобытный страх

«Как же я не люблю все это - принимать позу, улыбаться, - признается 33-летняя Лариса. - Мне не нравится суета вокруг съемки». 42-летний Дмитрий тоже не любитель фотографироваться: «Я не могу держать на лице эмоцию дольше тридцати секунд - мне кажется, что перед фотокамерой я словно голый». Даже звездные актеры нередко боятся фотообъектива. «Многим трудно быть органичными перед фотокамерой, - вздыхает фотограф и дизайнер Сергей Ветров. - Они непроизвольно каменеют, сжимают губы и фотоаппарата иногда боятся так же, как бормашины». Повышенная нервозность, скованность, которую не удается преодолеть, капризы и противоречивые требования…

Спустя 150 лет после появления фотографии, несмотря на ее популярность и доступность, профессионалы по-прежнему имеют дело с этим синдромом, когда перед объективом непринужденность внезапно сменяется напряжением. Даже если камера находится в руках любителя, стоит ему сделать пару невинных замечаний вроде «Отойди на шаг назад, голову чуть левее, улыбнись повеселее!», как «модели» убегают прочь… А есть и настоящие упрямцы! 46-летний Александр говорит, что у него есть только две фотографии сестры: «Оказавшись в кадре, она закрывает лицо или отворачивается».

Одно из объяснений неприязненного отношения к съемке - безотчетный, первобытный страх. Антрополог и философ Люсьен Леви-Брюль (Lucien Levy-Bruhl) описал ужас дикарей перед процедурой фотографирования: они были убеждены, что фотоизображение отбирает у них часть жизненной силы*. «До сих пор у многих из нас сохраняется мистический взгляд на фото как на часть нашей личности, - объясняет Вероника Нуркова. - Пресса пестрит предложениями магического воздействия через фотографию: приворот, снятие порчи, лечение от алкоголизма - все это построено на вере в то, что, воздействуя на снимок, можно воздействовать и на человека, который на нем изображен».

Позируя для потомства

Валерию 57 лет, и он до сих пор живет один. Зато бережно хранит фото, которые были сняты в разные годы словно для иллюстрации его биографии. Анне 65 лет - недавно она разложила старые снимки в два альбома, чтобы внукам было легче рассматривать, как выглядела их бабушка, когда ей было 20 лет, и как люди одевались в то время. Французский психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron) считает, что таким образом мы стремимся обрести бессмертие (и иногда лелеем этот фантазм годами), но неизменно попадаем в ловушку. «В 60-е годы у большинства людей не было фото 20-30-х и они не знали, что диапозитивы и снимки со временем портятся. Но мы и до сих пор не знаем, надежнее ли в этом плане современные CD-диски.

И даже если мы сохраним свои фото (оцифруем, архивируем в компьютере), будут ли ими дорожить наши потомки? И будем ли мы смотреть их сами? И насколько объективной будет наша выборка: каждый из нас наверняка видел снимок чьей-нибудь сварливой бабушки, которая мило улыбается из рамки бережно хранимого семейного портрета?

Элеонора Качанова

Эротика и агрессия

«Процесс фотографирования бессознательно ассоциируется с чем-то агрессивным», - говорит психоаналитик Михаил Ромашкевич. Действительно, нас внимательно рассматривают, а потом щелчок, похожий на выстрел, - неприятное чувство! «В этом есть и элемент сексуальной агрессии, которая может пробуждать сексуальные фантазии, - соглашается психотерапевт, директор Парижской школы гештальта Гонзаг Маскелье (Gonzague Masquelier). - У некоторых из нас есть бессознательное представление о фотографе как о человеке, который тайно подсматривает за эротическими сценами». Психотерапевт напоминает о коннотациях глагола «снять» и о сходстве между выдвигающимся объективом и фаллосом. «Сфотографировать означает в какой-то степени овладеть человеком, проникнуть в его интимный мир, - продолжает Михаил Ромашкевич. - Гримасничая перед объективом или закрывая лицо руками, мы защищаем свое целомудрие». Возможно, поэтому во многих странах действует правило: прежде чем кого-то фотографировать, спроси разрешения.

Читайте также:

Держаться органично?

Где вы лучше получаетесь - на постановочных или на спонтанных снимках? «Я не люблю фотографироваться врасплох: рот перекошен, волосы лежат не так, - заявляет 40-летняя Инна. - Мне нравится постановочная фотография, ведь на репортажных кадрах хорошо выглядят только безупречно красивые люди». «Я удачно получаюсь, когда не позирую, - утверждает Дмитрий. - А еще лучше, если фотографирует кто-то незнакомый. Я его не знаю и потому под него не подстраиваюсь. С друзьями же мешают определенные модели поведения». Но это скорее исключение - обычно для съемки мы легче отдаемся в руки близких. 35-летняя Лера вообще доверяет фотоаппарат только своему возлюбленному: «Он хорошо знает мое лицо, умеет поймать подходящий момент и выбрать позу, в которой я смотрюсь красиво. Кроме того, он так много меня снимает, что я всегда могу выбрать снимок, на котором нравлюсь себе».

На какие только ухищрения не идут фотографы, чтобы помочь нам выглядеть естественно: рассказывают анекдоты, снимают в движении, прикидываются, что не фотографируют, или, наоборот, щелкают камерой впустую, без пленки, давая нам время привыкнуть. В конце концов, именно от обаяния фотографа и его умения создать атмосферу доверия зависит успешность фотосессии. «Я стараюсь поймать момент, когда человек забывает о себе, - говорит фотограф Изабель Леви. - Очень важно, чтобы он перестал контролировать то, как выглядит». То же происходит, когда мы попадаем на прием к психоаналитику: мы не должны закрываться и подавлять свои чувства. Но, так же как и во время фотосъемки, в кабинете у психоаналитика нам трудно полностью перестать себя контролировать. И на то есть причины!

Формальные «три на четыре»

Самые неудачные фотографии - на наших документах, с этим согласится каждый. Почему же на формальных снимках - будь то на пропуск или на паспорт - мы такие... страшные?

«Официальная фотография начиналась как тюремная, – объясняет психолог Вероника Нуркова. – Определенный ракурс, открытые глаза и уши – эти требования к изображениям преступников были сформулированы в Европе в конце 60-х годов XIX века. Преступники, по свидетельствам современников, часто кривлялись, не желая фотографироваться в том виде, который позволил бы их найти и опознать. Следы такого отношения сохранились до сих пор, и мы во время съемки сжимаемся, строим гримасы, словно хотим обмануть того, кто на нас смотрит. В результате на формальной фотографии мы всегда напряжены, испуганы, недовольны и в самом деле не похожи на себя». Чтобы выглядеть на документах более открыто, попробуйте улыбнуться внутренне и представить себе по ту сторону объектива... очень приятного для вас человека. И выражение глаз изменится – вы приблизитесь к себе.

Портрет невидимого

Когда мы расслаблены, ведем себя естественно, фотография может «высветить» какие-то стороны нашей личности, отразить бессознательные чувства. А разве не этого мы боимся? «Мы прикладываем немало усилий, чтобы не видеть в себе того, что нам не нравится, чего мы не хотим в себе принимать, - поясняет Михаил Ромашкевич. - И благодаря механизмам психологической защиты мы действительно перестаем осознавать ту часть себя, которая для нас неприемлема. А фото - взгляд со стороны - ее проявляет». И мы вынуждены что-то с этим делать. «Современная фотография - социокультурное средство, которое формирует и делает осознанным наше представление о себе, - полагает Вероника Нуркова. - Но это процесс дискомфортный, ведь, увидев себя на фото, мы нередко вынуждены в чем-то себя менять. Так что не нравиться себе на фото в каком-то смысле естественно для человека».

Так происходит и потому, что на фотографиях мы предстаем в непривычном для наших глаз ракурсе: мы видим свою спину, профиль или взгляд, смотрящий не в объектив, в то время как в зеркале мы видим себя только в фас. Кроме того, в отличие от видеосъемки фотоаппарат фиксирует выражение нашего лица и позу в отдельно взятый момент в определенной обстановке. «С эпохи Возрождения, когда в обиходе появились зеркала, мы привыкли отождествлять нашу личность с внешним обликом, - говорит Сергей Ветров. - Нам кажется, что мы такие, какими мы себя видим. Когда мы с изумлением вглядываемся в фотографию совершенно чужого человека (у него родинка не с той стороны и левый глаз больше), то это ошеломляет».

Американские психологи Теодор Мита, Маршал Дермер и Джеффри Найт (Theodore Mita, Marshall Dermer, Jeffrey Knight) провели любопытный эксперимент. Они сфотографировали студенток университета и попросили их выбрать лучший снимок из двух - обычного фото и его зеркального отображения. Все девушки выбрали второй, привычный их глазу вариант. Когда же обе фотографии показывали близким друзьям, те называли лучшим «настоящий», привычный для них снимок**. Так что неважно, позируем ли мы или не замечаем камеры, щелкает нас друг или незнакомец, - снимок почти никогда не соответствует нашему представлению о себе.

Детство героя

Снимки, которые не нравились в детстве или юности, позже мы с удовольствием разглядываем, показываем друзьям. Почему?

«Наши прежние фото с годами становятся нам дороги, потому что меняются их значение и восприятие, - говорит Вероника Нуркова. - На них мы видим время, что ушло безвозвратно. Фотография дает нам иллюзорную возможность дважды войти в одну реку и вновь испытать те же эмоции». Кроме того, старые фото позволяют увидеть нашу «будущую» судьбу. В позе, жесте, выражении лица уже есть все то, что потом создаст рисунок нашей жизненной истории (о чем мы тогда, конечно, не подозревали). Как в рассказе Набокова «Облако, озеро, башня», герой которого,«глядя на кучку детей, ожидающих поезда, изо всех сил старался высмотреть хоть одну замечательную судьбу и досматривался до того, что вся компания деревенских школьников являлась ему как на старом снимке, воспроизведенном теперь с белым крестиком над лицом крайнего мальчика, - детство героя»*.

Елена Ратнер

* В. Набоков. «Другие берега». АСТ, 2004.

Мы ощущаем себя иными

«Вера в то, что в кадре отпечатывается что-то скрытое от других (и от нас самих), проявляется наша душа, порождена суевериями, которые родились одновременно с изобретением фотографии, - рассказывает Вероника Нуркова. - С этого же момента перед человеком встал вопрос: какой я на самом деле? Благодаря фотографии мы постепенно приучаемся не только ощущать себя изнутри, но и видеть со стороны. Когда же этот внешний взгляд не интегрируется, у нас возникает конфликт с фотографией: мы кажемся себе непохожими и не нравимся себе». «Если вы никогда не нравитесь себе на фото, стоит задуматься над тем, как вы вообще себя оцениваете, - говорит Михаил Ромашкевич. - На самом деле мы склонны проецировать свои переживания, сомнения, неуверенность на свое изображение - это помогает нам снизить тревогу. Так, комментарии „я располнел“ или „я постарела“ могут скрывать страх перед отношениями или боязнь одиночества. Иногда какая-то деталь может пробудить воспоминания, которые мы пытаемся вытеснить: мы, например, можем заметить, что наши глаза похожи на глаза отца, когда тот был пьян…»

Сравнивая себя со своими родственниками, 38-летняя Татьяна с сожалением говорит, что она выглядит хуже, чем мать в ее возрасте. «Она всегда казалась мне красавицей, похожей на Грейс Келли, а я получаюсь невзрачной - „никакой“!» Психоаналитики считают, что образ матери оказывает на нас огромное влияние: именно с ним мы в младенчестве ассоциировали себя, пока не увидели себя в зеркале и не узнали, как выглядим на самом деле.

Какими бы ни были наш характер или уровень самооценки, мы никогда не видим себя такими, какими ощущаем… «Полюбить свою фотографию - значит улучшить отношение к себе, - резюмирует Вероника Нуркова. - И попробовать принять себя разного». «Улыбка и ощущение счастья - вот что помогает нам „получиться“ на снимке, - дополняет фотограф Кирилл Самурский. - Улыбка, обращенная прежде всего к самому себе».

* Л. Леви-Брюль. «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Педагогика-Пресс, 1994.** Д. Майерс. «Социальная психология». Питер, 2004.

Об этом

  • Вероника Нуркова. «Зеркало с памятью. Феномен фотографии», РГГУ, 2006.
  • Виктор Мазин. «Стадия зеркала Жака Лакана», Алетейя, 2005.
  • Владимир Никитин. «Рассказы о фотографах и фотографиях», Лениздат, 1991.

Существуют ли в природе женщины, которым бы нравилось, как они выглядят на фотографиях или на видео? Почему нам всегда кажется, что Таня, Лена, Мария Степановна еще ничего, а вот y меня и нос какой-то длинноватый, и глаза странно косят. Интересно, а у красоток с обложек модных журналов бывают такие проблемы?

А может, в самой женской психологии заложена вечная неудовлетворенность собой или трудно примириться с мыслью, что именно такой нас видят другие (а я-то о себе совсем иного мнения)?

Разобраться в столь непростом вопросе без помощи профессионала невозможно, поэтому давайте узнаем мнение фотохудожника, работающего с моделями, актрисами. Вот что он рассказал:

«Конечно, можно утешаться мыслью, что вы не фотогеничны. Действительно, такое понятие существует, но если вы не являетесь профессиональной моделью, которая должна быть универсальна и получаться в любом ракурсе, то забудьте эту отговорку.

Для того, чтобы добиться хорошего результата, надо приложить некоторые усилия. Фотографироваться тоже работа, и не только для фотографа. Существует мнение, что самые удачные фотографии получаются, когда вы не знаете, что вас снимают. Возможно. Но много ли у вас наберется таких снимков? Увы, преобладают статичные фигуры, зажатые, испуганные, как фотография на паспорте, или самодовольные, без проблеска мысли в глазах, застольные «групповухи», где мы сами с трудом себя узнаем.

Бытовые фотографии в большей степени должны передавать наш характер, внутренний мир. Это можно сделать через настроение, о котором расскажут глаза, мимика, поза, или через какой-то антураж, внешние атрибуты. Не надо ничего вычурного, балетно-театрального. Все должно быть естественно, но для этого надо знать себя, уметь показать свои плюсы и скрыть минусы. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме тела. Перед объективом сразу же вылезают все комплексы и зажимы. Расслабьтесь, принимайте себя такой, какая вы есть, не думая о том, что у вас ужасные уши или размер далеко уже не 44. Проявляйте эмоции, туманно-отстраненные лица пользуются успехом на подиуме, но не в жизни. Подыграйте фотографу, у вас есть прекрасная возможность проявить свой актерский потенциал.

К сожалению, культура фотографии у нас утрачена. Испанцы, например, раз в год ходят делать семейный снимок в фотостудию. Мы забегаем к фотографу, когда возникла необходимость в пресловутых 2х3 или 4х6. Если у вас будет воз-можность, сделайте себе подарок, сходите к фотохудожнику, тем более сейчас это доступно не только звездам кино и фотомоделям. Настоящий профессионал найдет тот самый выигрышный ракурс, свет, а ваши внуки смогут гордиться тем, какой красивой, молодой и счастливой была их бабушка. А то, что ваше собственное отношение к себе изменится - это мы вам гарантируем.

А теперь несколько рекомендаций для тех, кто хочет хорошо выглядеть на фотографиях:
1. Окиньте себя критическим взором. Изучите перед зеркалом, чтобы знать свои сильные и слабые стороны. Не пожалейте времени и найдите несколько выигрышных ракурсов. Погримасничайте немного, похулиганьте. Каноны, которые раньше существовали, наподобие того, что нельзя скрещивать ноги или разворачивать их внутрь, сейчас неактуальны. Может быть, именно х-образные ножки придадут вам неповторимый шарм, а налет легкой грусти подчеркнет выразительность лица.

2. Фотографируясь, постарайтесь держать осанку, не сутулиться, расправить плечи и втянуть живот. Соблюдение этих элементарных правил уже позволит вам безбоязненно показывать фотографии друзьям.

3. Помните, что фотография прибавляет 10 кг к вашему настоящему весу, вот почему на фото мы выглядим крупнее.

4. Наибольшей популярностью пользуется ракурс в три четверти. Не снимайтесь «в лоб», лучше чуть развернуть корпус.

5. На любительских фотоаппаратах не стоит делать портретную съемку. В них используются широкоугольные линзы, и когда вы подносите фотоаппарат близко к лицу, то получаете искаженное изображение.

6. Не снимайте сверху вниз, если, конечно, вы не начинающий оператор ужастиков. Коротенькие, как обрубки, ножки, непропорциональное тело - последствия такой съемки. Желающим удлинить ножки, снимая снизу, тоже советуем не терять чувство меры.

7. Уделите внимание композиции, чтобы не получилось, что над головой три метра, а внизу только макушка торчит. Часто этим грешат желающие совместить красоты морских пейзажей со своими прелестями.

8. Самый удачный свет - мягкий, рассеянный, который не дает резких теней. А, например, тень от носа может исказить черты лица. Солнце не должно светить в объектив.

9. Учтите, что у фото - и видеокамер иногда возникают проблемы при воспроизведении некоторых цветов и цветовых сочетаний. Не всегда получается белое лицо и черное платье или темное лицо и белое платье. Бледно-голубые вещи могут выглядеть белыми. Красный и оранжевый «растекаются» за пределы контура. Желтый может отбрасывать отблеск на лицо, придавая коже нездоровый желтоватый оттенок. А белое платье или рубашка добавят 2-3 лишних килограмма.

Есть ли вообще в природе такие женщины, которые были бы полностью довольны своими фотографиями или видео , где присутствуют они? Почему у нас всегда возникают мысли, что Таня, Лена, Нина или еще кто-то получается ничего, а вот у меня то нос большой, то глаза косые. Интересно, а у фотомоделей и тех, кто красуются на обложках самых модных журналов, есть такие проблемы?

А может в женской психологии есть такая вечная неудовлетворительность собой или трудно принять мысль того, что именно такой нас видят окружающие (а ведь я о себе совсем другого мнения)?

Разобраться в данном вопросе без помощи настоящего профессионала нельзя, следовательно, мы отправились за консультацией к фотохудожнику, который работает с моделями, актрисами. Вот что он нам поведал.

"Безусловно, можно тешить свое самолюбие мыслью, что вы являетесь не фотогеничными. На самом деле данное понятие есть, но если вы не профессиональная модель, которая должна при любом раскладе быть универсальной и выходить на фото в любом ракурсе, то просто выкиньте эту отговорку из головы.

Для того чтобы у вас был наилучший результат, необходимо для этого кое-что сделать. Уметь фотографироваться это тоже очень не простая работа, и не только для того, кто делает фото. Есть мнение, что самые удачные фотографии получаются тогда, когда вы не знаете о том, что вас фотографируют. Может быть. Но много ли у вас будет таких снимков? Увы, в больше степени везде статичные фигуры, зажатые, испуганные, с открытым ртом, фотография, иными словами, такие фотографии, где вы с трудом узнаете сами себя.

Бытовые фотографии очень часто просто-напросто передают ваш характер, внутренне содержание. Это может быть передано через настроение, которое передают глаза, мимика, поза, или через какой-либо антураж, внешние атрибуты. Не надо принимать чего-то банального, вставать в правильную позу.

Все должно выглядеть естественно, но для этого нужно очень хорошо понимать себя, уметь продемонстрировать все свои достоинства и недостатки. И здесь мы снова вспоминаем о проблеме тела. Перед объективом сразу же проявляются все комплексы и зажимы. Просто расслабьтесь, покажите какая вы на самом деле, не вспоминая о недостатках своей фигуры. Проявите свои эмоций, туманно - отстраненные лица, отвлеченный взгляд пользуются сейчас большой популярностью на подиуме, но не в жизни.

Помогите фотографу, у вас есть удивительная возможность продемонстрировать свои актерские таланты. Очень жаль, но культура фотографии у нас полностью утрачена. Испанцы, например, хотя бы раз в год отправляются делать семейный снимок в фотостудию. Мы отправляемся к фотографу, когда нам нудны фото 2х3 или 4х6. Если у вас есть такая возможность, то просто сделайте себе подарок, отправьтесь к фотохудожнику, тем более, что сейчас их существует огромное количество. Настоящий профессионал сможет найти самый лучший ракурс, свет, а ваши внуки будут просто поражены вашими фотографиями, будут просто поражены, как вы красивы, молоды. А то, что вы сможете к себе относиться по-другому - это мы вам гарантируем. "

1. окиньте себе критическим взором. Встаньте перед зеркалом, чтобы разглядеть все свои достоинства и недостатки. Не стоит жалеть потраченного времени, найдите несколько самых лучших ракурсов. Немного постройте гримасы, похулиганьте. Каноны, которые до нашего времени существовали, например, что нельзя скрещивать ноги или разворачивать их внутрь сейчас не очень актуально. Скорее всего, именно х-образные ножки смогут создать некую утонченность, а немного грусти на лице подчеркнут выразительность вашего лица.

2. В момент съемки постарайтесь держать осанку ровно, не надо сутулиться, расправьте плечи и втяните живот. Если вы будите соблюдать эти правила, то это позволит вам без проблем показать эти фотографии своим друзьям.

3. Помните о том, что на фотографиях к вашему весу прибавляется 10 кг, вот почему на фото вы выглядите гораздо больше, чем в жизни

4. Самый популярный ракурс - это три четверти. Не надо делать фото "лоб в лоб", лучше всего немного повернуть корпус.

5. На простых, обычных фотоаппаратах не стоит делать портретную съемку. В них встроены широкоугольные линзы, и когда фотоаппарат находится на маленьком расстоянии от лица, то получается очень искаженное изображение.

6. Ни надо снимать сверху вниз, безусловно, вы же не хотите снимать фильм ужасов Коротенькие, как обрубки, ножки, нестандартное тело - все это результат данной съемки. Те, кто хотят сделать ноги длиннее, снимая снизу, тоже должны чувствовать меру.

7. Особое внимание нужно уделить композиции, чтобы не получилось так, что над головой около 3 метров, а внизу только одна макушка торчит. Часто такие фотографии делают те, кто хотят соединить красоты морских пейзажей вместе с другими прелестями.

8. Самым лучшим светом - это мягкий, рассеянный, который не дает резких теней. Например, тень, идущая от носа может исказить черты вашего лица. Солнце не должно светить прямо в объектив.

9. Помните, что у фото- и видеокамер порой бывают проблемы при воспроизведении некоторых цветов и сочетаний цвета. Не всегда может получиться белое лицо и черное платье или наоборот. Бледно-голубые вещи могут казаться белыми. Красный и оранжевый "растекаются" за пределы контура. Желтый может отдавать блеск на лицо, создавая при этом нездоровый оттенок кожи. А белая одежда прибавит вам пару килограмм.


Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт о моде "сайт" обязательна!

Мое дело — сказать, ваше — исправить!

Зачастую, первые минуты персональной фотосъемки наиболее яркие. Фотограф знакомится с натурой человека и настраивает оборудование, иногда - отвлекается на интересные вопросы и не боится открыться, потому-что его искренность - начало диалога, доброго разговора, без которого невозможно создать настроение в кадре, передать сущность, отразить лик, раскрыть образ.

Первые минуты на съемочной площадке - не только слова, но и слепки - одиночные кадры в помощь фотографу, которые помогают в проверке оборудования, ракурса съемки, реквизита и… оценки, восприятия… того, как и кем видит себя человек в кадре. Иногда сценарий готов, но требует доработки, адаптации под целостный образ, подгонку под лик, или анатомические особенности, которыми занимается визажист, пока не произошло касание светом…

… проверка верности макияжа - отнюдь не данность, и не отвлекающий маневр, иногда, и в том нет вины коллеги, требуется сбалансировать тона - привести к гармонии. Но главное - не приступить ту грань, за которой звучит привычное:

— Я себе не нравлюсь!

— Я себя совсем не узнаю… удалите этот снимок, и сделайте другой!

Почему мы не нравимся себе на фотографиях

Конечно, не всегда звучат подобные фразы, иногда бывает хуже - тишина. Опытный мастер, в процессе обсуждения слепков, не ждет сухого ответа, его интересуют детали, но иногда нет их - человек зажатый, или впервые перед камерой. Успех съемки ставится под сомнение, а в головах витают двоякие мысли:

Заказчик: — Откуда у меня такие круги под глазами? Визажиста плохого наняли, или фотограф света не видит? А все-таки у меня чего-то не… и выгляжу я как дура в этом облике, хотя… не могу понять мастера, может он и не мастер?

Фотограф: — Мне бы понять, почему «не нравлюсь». Взгляд, а может - ракурс, или образ был хорош на словах, да чужим оказался на съемочной площадке. Мне бы отклик, чтобы быстрее, и вернее править, а то время идет, настроение тает… как бы не уныл человек, совсем беда…

В подобные минуты решается судьба съемки: или успех, или повествования не будет, - пора идти домой. Чтобы не случилось худшего, рекомендую открываться - говорить как есть, что думаете; в такие минуты нельзя обидеть фотографа, или заслужить плохую оценку. Говоря по правде - все наоборот: честь и хвала тем, кто умеет разбираться в себе.

В этой заметке не будет демагогии и нравоучений. В ее основе - личные наблюдения и опыт, а так же - результаты психологических исследований, которые помогут разобраться в том:

  • Как так происходит, что фотографирует соседка Машка - себе нравлюсь, а фотограф Пашка - нет.
  • Как найти в себе причины, которые мешают слышать фотографа, вживаться в образ, и нравится себе на фотографиях.
  • Как быть, если привык говорить «себе не нравлюсь» и ждать чуда, а получается хуже - фотограф ждет от меня объяснений.

Примечание:

Раньше было 7 причин, теперь - 9. Это говорит о том, что мнение автора - не догма и когда появляются новые мысли - заметка обновляется.

Причины

Задуматься? Начинай!

Суета

Подготовка к фотосъемке - не один день и не один диалог. Если задуматься, то вокруг много организационной суеты: выбор мастера и предварительная встреча, подбор образа и сценария съемочного дня (желательно в этот день исключить все, что может отвлечь, прогневать, найти в душе нотки грусти, негативных воспоминаний). Хорошая фотография без этого невозможна и скрытая нервозность - стиснутые зубы, напряженные мышцы, «стеклянный» взгляд, - не данность, но довольно частое, но главное - временное явление. Главное - вовремя удалить, зафиксировать подобное состояние, и разобрать причины.

Иная грань стресса - умение «накрутить себя»: фотограф заметит мои (нужное вписать) или то, что я вчера плакала (или выпил лишний бокальчик, или два), забыла поискать в интернете подборку лучших поз и теперь, боюсь, фотограф смеется над моим позированием (такому нет места в нашей практике). Подобные мысли способствуют напряжению и активированию всех защитных реакций организма, что приводит к отстраненности от происходящего на площадке и логично - фиксированию искаженного облика на фотографии. Чтобы вовремя избавиться от стресса, забудьте о том, что было до и что будет после фотосъемки. Просто дышите.

Агрессия

Итоговая фотография зависит от множества факторов: подготовки, локации, стиля фотографа, настроения команды и… отношения человека к стороннему взгляду. Большинству неловко - неприятно или странно (все индивидуально), и это нормально. Фотосъемка - пристальный и субъективный взгляд, который стремится подсмотреть личное, чтобы сделать его публичным, или - доступным третьему лицу (фотограф). Агрессия - нормальная реакция на попытку (и неважно, что мы даем согласие) проникнуть в наш внутренний мир. Ненормально - это если защита не спадает, не уступает место доверию к мастеру, и попадает на фотографию.

Самооценка

Как говорится: «Я знаю свои недостатки, но попробуйте мне только о них сказать!» Шутка ли - не знаю, только работает. Повседневность напоминает нам игру от первого лица: живем по графику, иногда - ритму; работаем, отдыхаем, разговариваем… но, главное - не видим себя и свое мнение, со стороны. Хотя… да, есть зеркало и палка для селфи, и они подыгрывают во многом - помогают соответствовать вымышленному образу и позабыть реальный. Только не все это учитывают, в том числе фотоаппарат - он фиксирует все: нужное и ненужное. Только фотограф, совместно с вами, может оставить важное, убрать лишнее. Не уходите от диалога.

Незнание себя

Потуги приравнять себя к фотомодели - трата времени. Знаю многих удивлю, но большинству из нас нужно изображение себя, а не образ манекена, или - зажатого и уставшего человека, который взялся за вычурную позу, балетно-театральные па, и в итоге получил «богато», хотя оплатил «красиво». Честная фотография, - которая отражает, знакомит и увлекает образом, настроением и характером, - следствие ответа на вопрос: «Кто я?» В такой фотографии будут наши достоинства - красивые глаза, к примеру. И недостатки: асимметрия губ. Главное - любить себя, а не вымышленный образ. Фотография поможет.

Отсутствие тяги к познанию

Человек для портретного фотографа - холст. Мы считаем, что его задача - сделать нас чуть краше, чем есть на самом деле, но все немного иначе. Хороший мастер нивелирует, находит и приводит к гармонии, наши достоинства и недостатки. И свое повествование он пишет иначе, с учетом инструментов, коррекция которых нам неизвестна: фокусное расстояние объективов - 50-200мм, а не ~14мм, как в наших смартфонах; импульсные источники света (если речь о съемке в студии) и углы: как освещения, так и съемки (ракурсы). Да, множество неизвестных. Но это повод во всем разобраться - познакомиться с собой. Вновь возвращаемся к диалогу.

Недоверие к фотографу

Принято считать, что мы боимся получиться плохо на фотографии: оказаться полнее на пару-тройку килограмм, или того хуже - принять глупый вид. Но все немного иначе и мы боимся, если так можно выразиться, не своего отражения, а того, кто на него смотрит. Скажу иначе - фотографа, знакомого или малознакомого человека, который видит нас незащищенными и, не могу исключать, способными лукавить. Он все видит и понимает, а мы - осознаем, боимся и произносим робко: «Я себе не нравлюсь». Нельзя врать во время фотосъемки - в общении с фотографом и будущим зрителем, ведь один из них - мы сами.

Неверный выбор фотографа

Недоверие - следствие ошибки при выборе. Обычно как выбираем? Маш, а твой фотограф и портреты делает? А то мне красиво хочется, вот как у тебя, ну и чтобы недорого. Хотя в быту, если так можно выразиться, уместно правило: «Выбор - всегда компромисс». Можно ему не верить, но чтобы выбрать автора для себя и под свою задачу, а не простое типовое отношение к заказчику, необходимо изучить творческий стиль, манеры и внутренний мир фотографа. И в большинстве случаев эти временные затраты окупаются, поскольку на съемке не звучит - «я себе не нравлюсь». Нас понимают только те, кому мы интересны и дороги.

Искаженное понимание стиля

Мы подменили понятие стиля - стилизацией. Стиль - то, как автор видит образ, формирует его и какие инструменты выразительности использует, чтобы подчеркнуть значимые детали и тем расставить акценты. Стилизация - бутафория, тонировка итоговых фотографий и все, на что легко потратить бюджет. Мы хотим краше, а получаем «богаче»; стремимся отразить себя и забываем простую истину: «Простота помогает сосредоточиться на главном». И продолжим - избавиться от страха: пристального взгляда со стороны, своего несоответствия между тем, что думаем о себе и тем, что видим… избавиться от всех причин из этого списка.

Отсутствие визуальной грамотности

Если я не нравлюсь себе на фотографиях, то найдется виновный фотограф, плохая техника и, как же без этого, погода, настроение, соседка Машка (вот она **), и кто угодно, только не мы. А если задуматься на минутку, кто из нас превосходно разбирается в языке фотографии? Или, что правильнее спросить, кто слышал о нем? Автор молодец - написал рассказ, да читать-то как, когда языка не знаешь? К сожалению, культура фотографии у нас утрачена. Да и в целом, если быть честным, с культурой у нас плохо, отсюда и желание поставить «диагноз» - «я не нравлюсь себе», вместо уважительного обращения: «Простите, я может чего не понимаю, но почему у меня…» Говорят, доброжелательность устраняет все причины из этого списка.

P. S.

Если говорить о персональной фотосъемке, то фотография в глазах заказчика - изображение себя, но со стороны фотографа все немного иначе. Фотография - повествование, рассказ или очерк, притча. Следствие такого разделения - ряд причин, которые описаны выше. С какими столкнется читатель я не знаю, но уверен, что лучшая защита, от подобных «не нравлюсь» -развитие собственного художественного вкуса, объективное понимание себя (своего облика и места в обществе, и его истории) и тщательный выбор фотографа, который понятен вам, и вы для него - не средство заработка, а человек.

Страх перед камерой во время фото или видеосъемки – очень распространенное явление среди обывателей. Никаких претензий у фотографов нет […]


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди