МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида
Выполнила: воспитатель
Параничева А.П.
Актуальность:
Многообразие животного мира нашей планеты огромно. Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Лишь в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений возможно формирование осознанно-правильного отношения к природе.
Еще одна существенная проблема – недостаточная экологическая образованность взрослых людей, как воспитателей, так и родителей, к которым с вопросами о мире природы обращаются дети. Невежественное поведение взрослых людей в природе воспринимается детьми за образец. В результате экологические проблемы становятся все более насущными. Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговора о них, и даже взаимодействия с ними.
В связи с этим мне хотелось бы остановиться на вопросе особенностей ознакомления детей с миром птиц, и тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с птицами.
Этапы работы |
Сроки |
Выход. Результативность |
|
1 этап Теоретический |
|||
1.Изучение методической литературы |
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС», 2. С.Н. Николаева Система экологического воспитания в дошкольном учреждении. М., 3. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004. |
В течение |
Выписки в тетрадь |
2. Изучение нормативных документов |
1. Федеральный государственный стандарт. 2 .Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида. |
В течение |
|
3. Изучение опыта работы других педагогов |
1.Посещение ресурсного центра МБУ ДО «Эколого-биологический центр». 2.Посещение методических мероприятий ДОУ. 3.Использование интернет ресурсов. |
В течение учебного |
Выписки в тетрадь. Перечень используемых интернет ресурсов |
2 этап Прогности- ческий |
|||
Изучение опыта состояния по данной теме |
Диагностика (выявление уровня развития детей) |
Справка по результатам диагностики |
|
Постановка целей и задач дальнейшей |
Составление перспективно- тематического плана работы с |
ноябрь 2017г |
Согласование с Администрацией |
Разработка системы мероприятий по решению проблемы. |
Внесение в перспективно – тематический план работы с детьми |
ноябрь 2017г |
Согласование с Администрацией |
Планирование работы по взаимодействию с родителями и специалистами |
Составление плана работы с родителями. Анкетирование родителей |
Согласование с Администрацией |
|
3 этап Практический |
|||
1. Проведение коррекционно- работы с детьми |
Формы работы: подгрупповая, групповая; совместная деятельность детей с взрослыми, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, (разыгрывание ситуаций, чтение произведений, проведение игр- упражнений, дидактических игр, беседы, использование схем и моделей, рассматривание иллюстраций и альбомов и т.д.) |
Октябрь 2017- апрель 2018гг. |
Пополнение творческой папки, конспектирование разработанных мероприятий |
2. Обогащение предметно- развивающей |
Подбор дидактического материала, художественного слова, иллюстраций, приобретение пособий, игр, игрушек, изготовление схем и моделей |
Октябрь 2017- апрель 2018гг |
Представление пособий. Самоанализ предметной среды. |
3.Проведение работы с родителями |
Смотреть перспективный план работы с родителями |
В течение |
Справка с перечнем проведённых мероприятий |
4. Повышение профессиональной компетентности |
Участие в методической работе ДОУ и города |
Написание докладов и сообщений |
|
4 этап Результативный |
|||
1. Анализ проведённой |
Итоговая диагностика |
май 2018гг. |
Справка с результатами и выводами диагностики |
2. Подведение итогов работы |
Самоанилиз проведённой |
Апрель 2018г. |
Написание отчёта |
3. Обобщение опыта работы |
Написание доклада. Методическая разработка раздела образовательной программы |
Представление отчета о проделанной работе на педсовете с использованием компьютерной презентации. |
Цель:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Создание необходимых условий и системы эффективной работы с детьми по экологическому воспитанию.
Расширить и обобщить знания детей о птицах через различные виды деятельности.
Задачи:
Формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
Формирование представлений детей о разнообразии мира птиц
— формирование умения и навыков наблюдения за птицами;
— формирование желания у детей беречь птиц.
Ожидаемые результаты от педагога:
— переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
— совершенствование предметно- развивающей среды.
Ожидаемые результаты от детей:
— воспитание защитников экологии;
— творческая активность воспитанников.
Формирование осознанного действенного отношения к птицам.
Систематизация знаний детей о птицах.
Ожидаемые результаты от родителей:
Активное участие
Работа с родителями:
— участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;
— анкетирование;
— консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни»;
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц;
Проведение индивидуальных бесед;
Изготовление лепбука «Птицы»;
— консультация: «Роль дидактической игры в развитии ребенка»
Работа с детьми:
- формирование элементарных представлений о птицах.
Рассматривание картинок с изображением птицы. Показать части тела птицы. Рассматривание картинок с изображениями: птица летит, сидит на веточке, клюёт, строит гнездо, кормит птенцов.
— чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»; — «Воробушки и автомобиль»; — «Большая птица».- «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята».
— игровые упражнения «Покажи часть тела птицы».
— игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».
Д/и: «Когда это бывает»
«Кто как кричит?»
«Подбери крылышко по цвету»
- формирование представлений детей о разнообразии мира птиц.
Рассматривание фотографий разных видов птиц.
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Найди своё гнездо»
— чтение: А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
— коллективная аппликация «Птицы на кормушке».
— игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я- птица…».
Д/и: «Найди пару»
«Что за птица?»;
«Освободите птичку из клетки».
«Составь картинку из частей».
«Лишняя картинка».
- формирование умения и навыков наблюдения за птицами.
— наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела;
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: повадки разных птиц
Наблюдение: «Чьи следы?»
Наблюдение весной: « Птицы, что изменилось в поведении весной?», «Гнездо среди ветвей»
- формирование желания у детей беречь птиц
— чтение стихотворений:А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей»;Р. Бухараев «Кормушка».
— просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
— настольно-печатные игры: лото «Птицы»,Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
— занятие по экологии «Поможем птицам зимой»
— участие в акции «Птичья столовая»
— беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)
Д/и: « Летает – не летает»,
«Найди такую же»,
Игра с прищепками «Птичка»,
«Найди пару»
«Помоги дятлу найти еду»
В перспективе ставлю перед собой задачи:
- Совершенствовать использование в своей деятельности современных технологий.
- Разработать дидактические игры экологического содержания
- Вызывать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности.
4.Продолжать работу по самообразованию.
План работы по самообразованию на тему «Природное окружение. Экологическое воспитание» (средняя группа)
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Перспективный план работы
Месяц Изучение материала Разработка и подбор материалов
Сентябрь Наблюдения в природе в осенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (сентябрь – октябрь – ноябрь) .
Октябрь Обустройство природного уголка в средней группе детского сада. Дидактические игры:
«Что изменилось»;
«Угадай комнатное растение по описанию».
Ноябрь Деятельность детей в уголке природы. Разработка наблюдений и посильных поручений в уголке природы.
Декабрь Наблюдения в природе в зимний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (декабрь – январь – февраль) .
Январь Знакомство младших дошкольников с домашними животными и их детенышами. Дидактические игры:
«Помоги маме найти детеныша»;
«Угадай животное по описанию»;
Подбор иллюстраций.
Февраль Формирование у детей элементарных представлений о растениях родного края. Дидактические игры:
«Что изменилось»;
«Угадай растение по описанию»;
Подбор иллюстраций.
Март Наблюдения в природе в весенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (март – апрель - май) .
Апрель Ознакомление детей с насекомыми. Дидактическая игра
«Определи, на какие растения летят насекомые»;
Подбор иллюстраций бабочек, жуков и др. насекомых.
Май Эколого-оздоровительные занятия на прогулке. Разработка сценариев по временам года.
Июнь Наблюдения в природе в летний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (июнь – июль - август) .
Используемая литература
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».
Воспитатель: Поликарпова Елена Николаевна
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Определила задачи:
Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Используемая литература
1. Богднец Т. И. Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М. : Дрофа, 2008. – 16 с.
2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 52 с.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с.
4. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.
5. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценко С. С., 2008. – 202 с.
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1
Работа с детьми по теме
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».
Экспериментирование ветром.
Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица, придуманная мною»;.
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия к озеру.
Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».
Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.
Просмотр фильма «Байкальский заповедник».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».
Рассматривание фотографий из нерпенария г. Иркутска
Заучивание загадок о рыбах.
Конкурс «Весёлый Чипполино»
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Животные нашего леса» - слепить изпластелина; аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в Красную книгу.
Экскурсия в лес.
Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерево по семенам».
«Огород но окне» посадить семена декоративных растений для озеленения участка летом.
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли».
Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».
Художественное творчество: рисование «Медвежья семья», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.
Май: Мониторинг
Работа с родителями
Елена Чемакина
План по самообразованию «Мой родной край»
ЗАДАЧИ :
Показать детям красоту родного города и страны , приобщить к её истории.
Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу .
План реализации :
1. Создать семейный альбом.
2. Продуктивная деятельность детей.
3. Познакомить детей с русским народным костюмом .
4. Сделать альбом «Город – село» , Родной свой край люби и знай ».
5. Сделать сборник русских народных песен , потешек, загадок, пословиц.
6. Создание альбома «Зимняя природа нашего края. Традиции зимних праздников»
7. Сотворчество детей и родителей на тему : «Природа родного края » , создание мини-коллекций, гербариев. Проекта «Улица моя родная » ,
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
План проекта
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад) . Сентябрь-октябрь Сюжетно-ролевая игра «Семья» . Цикл занятий : «Мой родной город » «Труд людей» «Профессии в городе» , «Кем и где трудятся родители, «Заводы Тюмени» Выставка рисунков «Кем я стану» , Выставка рисунков и поделок на тему «Любимое место в городе»
2 раздел Ноябрь-декабрь Цикл занятий : «Москва. Государственная символика» . «История моего города, моей улицы» , «Они прославили Россию, великие люди нашего края» Выставка рисунков «Самая лучшая мамочка моя» . Конкурс знатоков родного края , Проект «Улица моя родная » (макеты улиц)
3 раздел Январь-февраль «Земля наш общий дом.» «Народы нашего края.» «Обычаи.» «Разные страны разные народы» «Растительность России ее разнообразие» «Животные родного края » , «Российская армия» Презентация «Народы крайнего севера » . Викторина «растительный и животный мир»
4 раздел Март-апрель «Имя и гражданство» . Декоративно-прикладное искусство». «День космонавтики» . «Наши защитники» Знатоки на тему «Я гражданин России» Рисунки и поделки по каждой теме.
5 раздел Май «День победы» . «Наша страна-Россия» «Встреча с защитниками Отечества» Анкетирование по теме «Наша страна Россия» Экскурсия на празднование 9 МАЯ
Участники проекта
Воспитанники подготовительной к школе группы д/с, воспитатели, родители.
Информационные ресурсы :
Методическая литература.
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем .
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю , к Родине.
Ожидаемый результат
Наличие у детей знаний об истории возникновения г. Тюмени, его достопримечательностях, природных богатствах , социально-экономической значимости, символике родного края ; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города , чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Краткие сведения об истории Тюмени и Тюменской области
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае ; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улицах города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Расширить представления детей о родной стране и родном городе , развивать интерес к русскому народному творчеству , традициям и обычаям русского народа.
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Литература :
1. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»
3. Программа воспитания и обучения в д/с М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.
5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческо – туристской деятельности.
(Под редакцией А. А. Остапца) .
Журнал. Управление образования №7-09-«Герои нашей семьи» , №7-07-«Слава нашей стороне, слава русской старине» , №4-08 «Родной свой край люби и знай » , №1-05 «Наш родной город » ,
6. О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» .
7. О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 5-6 лет.»
8. Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - Детский сад №7 «Остров сокровищ»
Городского округа «город Якутск»
г. Якутск, улица Орджоникидзе, дом 52 корпус 1.
План работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с родным краем».
На 2016-2017гг
Воспитателя старшей группы «Фантазеры»
Кирилловой Н.С.
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В своей группе на основе анализа мониторинга и индивидуальных бесед с детьми, вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. На основе анализа мониторинга составлен план на год по ознакомлению родного края, улиц, площадей и т.д. в виде виртуального путешествия с использованием ИКТ.
Направление: социально-личностное развитие дошкольников (патриотическое воспитание)
Интеграция ОО: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная
Цель: заинтересовать детей к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия), обобщить знания детей о родном крае.
Задачи :
Создание развивающей среды в группе;
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Якутии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
Воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Якутии.
Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
Предполагаемый результат: устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношения к достопримечательностям Якутии; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры.
Методы проведения занятия:
Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Наглядные
Практические
Игровые
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года :
Показ обобщающей презентации
Мониторинг:
Ф.И.О. ребенка | Культура общения и поведения | Представление о символах государства | Достопр-ти г.Якутска | Природные места Якутии | Национальные игры | Национальная одежда и посуда. | Итог |
|
Аникеева Лена | ||||||||
Архипова Арина | ||||||||
Азарова Надя | ||||||||
Аргунов Витя | ||||||||
Барашкова Ксюша | ||||||||
Борисова Соня | ||||||||
Бережнова Виола | ||||||||
Васильев Лучезар | ||||||||
Вензель Данил | ||||||||
Васильева Алеся | ||||||||
Владимирова Леона | ||||||||
Диодорова Дайаана | ||||||||
Ефремова Милана | ||||||||
Егоров Оскар | ||||||||
Ефимов Витя | ||||||||
Зуева Женя | ||||||||
Иванов Саша | ||||||||
Кузьмина Кира | ||||||||
Куронкеева Алияна | ||||||||
Куличкина Сандаара | ||||||||
Лыхин Илья | ||||||||
Максимов Ренат | ||||||||
Мирошниченко Нелли | ||||||||
Осипова Алена | ||||||||
Парникова Амелия | ||||||||
Павлов Сергей | ||||||||
Садовникова Полина | ||||||||
Старостина Сайаана | ||||||||
Свинобоев Алик | ||||||||
Ступин Максим | ||||||||
Смирнова Рита | ||||||||
Слепцов Тимур | ||||||||
Тарасова Лилия | ||||||||
Трофимов Артем | ||||||||
Федорова Ангелина | ||||||||
Федоров Илья | ||||||||
Федорова Таня | ||||||||
Филиппов Миша | ||||||||
Христофоров Гоша |
Высокий-0, средний- 28 детей- 72%, низкий- 11детей – 28%
Список использованной литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
4 . Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
5 . http://сайт/detskiy-sad
План занятий в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
СЕНТЯБРЬ | Мониторинг | ||
Рассказ воспитателя «Коренные народы республики Саха (Якутии) | Познакомить детей с коренными народами, проживающими на территории республики. |
||
Беседа «Якутия – мой край родной». | Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население края. |
||
Край, в котором мы живем. (географическое расположение, климатические особенности) | Познакомить детей с географической картой Якутии. |
||
ОКТЯБРЬ | Виртуальная экскурсия на площадь Ленина | ||
Познакомить и показать детям символику г. Якутска и родного края. (показ картинок) |
|||
Аппликация символики родного края. | Закрепить знания о символике родного края. Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем, кисточкой. |
||
Виртуальная экскурсия на площадь Орджоникидзе | Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация) |
||
НОЯБРЬ | Дидактическая игра «Найди отличия» | ||
Песни родного края. | Прослушивание песен про г.Якутск. |
||
П/и «Куобах» | |||
Рисование на тему: «Мой дом, моя улица» | Продолжать учить детей правильно держать карандаш. Развивать воображение, память, мышление. |
||
ДЕКАБРЬ | Виртуальная экскурсия на площадь Победы. | Познакомить детей с расположением и названием площади. (презентация) |
|
Знакомство с героическим эпосе «Олонхо» | Познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Учить пересказывать отдельные сюжеты. |
||
Виртуальная экскурсия на площадь Ленина, Орджоникидзе. Символика города Якутска и родного края. | Закрепить детей с расположением и названием площади. (презентация, повторение) |
||
ЯНВАРЬ | Беседа. Национальная одежда народа Саха. | Познакомить детей с национальной одеждой. (показ картинок, презентация) |
|
Беседа. Национальная посуда. | Познакомить детей с национальной посудой и названием посуды. (показ картинок, презентация) |
||
Викторина, загадки. (по пройденному материалу) | Развивать у детей память, мышление, речь. Закрепить пройденный материал. |
||
ФЕВРАЛЬ | Национальные якутские настольные игры. | Познакомить и научить детей с настольными играми народа саха. Хабылык |
|
Виртуальная экскурсия в Булуус. | Познакомить детей с природным местом Якутии Булуус. |
||
Дидактическая игра «Собери целое» | Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал. |
||
Заинтересовать детей к играм народа Саха. Куобах, перетягивание палки, соколиный бой. |
|||
Март | Виртуальная экскурсия в Парк. | Познакомить детей с расположением и назначением. (презентация) |
|
Рисование на тему: «Чорон» | Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха |
||
п/ и «Петушиный бой» | Целенаправленное ознакомление с играми предков, воспитание уважения к истории и любовь к родной республике. |
||
Виртуальная экскурсия в Туруук Хая | |||
АПРЕЛЬ | Дидактическая игра «Где находится?» | Развивать у детей воображение, внимательность, память. Наглядный материал. |
|
Виртуальная экскурсия Курулуур | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
Рисование на тему: «Якутские узоры на варежке» | Учить рисовать национальный орнамент. Продолжать знакомство с национальной культурой народов Саха. |
||
Виртуальная экскурсия Буотама | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
МАЙ | Виртуальная экскурсия Тукуланы | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
|
Виртуальная экскурсия Ленские столбы | Познакомить детей с природным местом Якутии, расположением и названием. (презентация) |
||
Виртуальная экскурсия по природным местам Якутии. | Итоговая презентация. Закрепить с детьми знания о красивейших природных местах Якутии |
||
мониторинг |
Ожидаемый результат
Формирование чувства любви к природе своего города, родного края;
Усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Якутия;
Воспитание интереса к познанию и сохранению природы.