05.07.2019

Пирамида логических уровней. Пирамида логических уровней Роберта Дилтса: проводим экспресс-анализ жизни


Решить любую жизненную дилемму, отыскать ответы на давно мучившие вопросы и понять свое предназначение позволит пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Как эксперт по нейро-лингвистическому программированию, этот ученый в свое время разработал удобную модель для описания убеждений, привычных стратегий мышления и способностей человека, которые позволят воздействовать на его мотивацию, меняя цели жизни и поведенческую направленность.

Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести логических уровней, где каждый вопрос оказывает влияние на вышестоящий ответ. Вопросы касаются разных пластов жизни человека - от мира материальных предметов и поведенческих привычек до раскрытия внутренних ценностей, мотивов и мировоззрения. Главная задача – изменить проблемную ситуацию, которая не устраивает, пользуясь правильными наводящими вопросами. Изюминка в том, что скорректировать результат можно только при условии, что человек изменит всю систему координат. Как это сделать? Рассмотрим схему Дилтса подробнее.

Уровни реализации человека по Роберту Дилтсу

1 уровень. «Что я имею?»

Вопрос самого нижнего уровня касается сферы материальных потребностей, окружения и повседневных забот. Он четко описывает среду обитания человека, его работу, круг общения, наличие или отсутствие семьи, друзей, карьерного продвижения. Чтобы изменить аспекты, которые не устраивают на этом уровне, нужно подняться выше, обратиться к своему поведению и привычкам. Ответ будет содержаться на 2-й ступеньке.

2 уровень. «Что я реально делаю?»

Описывает действия человека, способ и стиль его активности, вредные и полезные привычки. Наши поступки создают нашу реальность, от них зависит итоговый результат жизни. Кто-то хочет красивую фигуру и для этого соблюдает строгую диету, занимается в тренажерном зале, а кто-то не делает ничего. Почему все происходит именно так, как это изменить? Ответ будет лежать на ступеньку выше.

3 уровень. «Какой стратегией пользуюсь?»

Касается способностей и жизненной стратегии человека, помогает делать выбор, действовать в нужном направлении, является источником силы. Как это работает? Человек может идти по жизни с девизом «плыви по течению, подчиняйся ветру» или «никогда не сдавайся, борись до конца». Обе эти идеи оказывают разное влияние на его поведение и жизненные решения, помогают при самореализации либо отталкивают ответственность. Развиваться или лежать рулетиком у телевизора – за это и отвечает выбранная стратегия действий. Изменить ее можно, если обратиться к 4-й ступени.

4 уровень. «Во что я выбираю верить, почему мне это нужно?»

На этом уровне раскрываются ценности человека, его намерения и убеждения, сформированные обществом и семьей в процессе взросления, а также накопления опыта. Убеждения вариативны, бывают позитивного, как и деструктивного содержания, например: «сильный человек добьется многого», «красота ничего не значит», «все лучшее уже прошло», «ошибки делают нас сильнее», «получить хорошую работу без блата нереально». Именно ценности определяют притязания и уровень жизни, дают возможность оправдывать себя или ненавидеть. Впрочем, их можно скорректировать, если подняться на 5-ю ступень.

5 уровень. «Кто я?»

Развернутый ответ по вопросу помогает узнать себя глубже, идентифицировать свое «я». На этом уровне находятся скрытые представления человека о своей персоне, мировоззрении и реальных отношениях с миром. Какими мы себя видим, как выстраиваем общение со своим окружением, на что нацелена наша душа? Мы можем считать себя неудачниками, неопытными учениками или мучениками, а можем видеть в себе гениев, рожденных, чтобы изменить мир и войти в страницы истории. Все эти представления и формируют нашу реальность. Если удалось обнаружить в себе ограничивающее мировоззрение, можно его подкорректировать, обратившись к последней ступеньке.

6 уровень. «Ради чего я живу?»

Ответ на вопрос последнего уровня дает представление о смысле жизни, открывает истинное предназначение человека. Бывает трудно дать на него вразумительный ответ, потому что сама миссия человека лежит за пределами его понимания, это нечто, что ведет по жизни как бы помимо воли. Данный уровень предлагает задать следующие вопросы: «зачем я здесь?», «в чем смысл моей бренной жизни?».

Пирамида Роберта Дилтса помогает лучше понять себя, свои цели, почему с нами происходит все то, что происходит. Она дает возможность провести анализ проблемных зон, изменить привычки и убеждения, которые не приносят радости и удовлетворения. Ее удобство именно в том, что нет необходимости работать сразу на 6-ти уровнях, достаточно определить источник дискомфорта и решить проблему на более высокой ступени.

Если не устраивают результаты жизни, значит, нужно менять поведение. Если проблема в действиях, правильно подобранные вопросы подскажут, какую стратегию лучше применить. Это своеобразный экспресс-анализ проблемы, который позволяет задать действенную мотивацию для лучшего продвижения по жизни. Попробуйте применить ее эффективность на себе уже сейчас!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, почему в жизни все происходит именно таким образом и почему мы все живем по-разному: кто-то успешен, а кто-то никак не может наладить дела.

сайт делится принципом пирамиды Дилтса, поняв который, можно изменить жизнь в лучшую сторону.

Главный смысл пирамиды

Пирамида Дилтса - это то, что должен знать и понимать абсолютно каждый человек. И на это есть как минимум две веские причины:

  • возможность проанализировать свою жизнь; анализ с помощью вопросов в данной пирамиде поможет выяснить моменты жизни, которые влияют на ваш путь;
  • шанс повлиять на жизнь; когда вы разберетесь со всеми проблемами, появится четкое представление о том, как же нужно действовать, чтобы дорога жизни повернула в нужную именно вам сторону.

Уровни пирамиды

Прежде чем переходить к разбору уровней пирамиды и поиску ответов, нужно знать главную хитрость: ответ на вопрос каждого уровня можно найти на вышестоящем уровне.

Уровень 1. Что я имею?

Вопрос этого уровня напрямую связан с вашими бытовыми делами, финансами, семьей и всем, что касается вашего окружения. Здесь разумным будет вопрос, касающийся того, почему вы имеете то, что имеете. А чтобы найти на него ответ, нужно перейти на уровень выше.

Уровень 2. Что я делаю?

Вопрос этого уровня, как это очевидно, связан уже с действиями. Логично, что именно действия влияют на то, что мы имеем в итоге. И разумным будет задуматься о том, почему же мы делаем то, что делаем. Ответ на этот вопрос даст следующий уровень.

Уровень 3. Как я выбираю?

Безусловно, далеко не последнее место в жизни занимают сделанные нами выборы. На них могут влиять разные факторы: цели, состояние здоровья, степень увлеченности и т. д. Но и здесь просится дополнительный вопрос: почему мы выбираем то, что выбираем? Разгадку по традиции нужно искать на ступеньку выше.

Уровень 4. Во что я верю?

Тут дело касается убеждений отдельно взятого человека. Если, например, человек верит в то, что все может прийти без усилий, то он и не будет слишком стараться; однако если он убежден, что везде нужен труд и тогда цели будут достигнуты, то очевидно, что такой человек будет делать все возможное. Но почему мы верим именно в то, что верим?

Уровень 5. Кто я такой?

Исходя из названия уровня, можно сделать вывод, что речь здесь идет о самосознании и самопонимании (именно эти понятия способны определить нашу веру). Очень важно реалистично себя оценивать, не занижая при этом достоинства и не скрывая недостатки, над которыми нужно работать.

Уровень 6. Зачем я живу?

И самый последний уровень касается главного - смысла жизни. Важно иметь какую-то миссию, с которой можно будет легко идти по жизни, не противореча себе, своим убеждениям, выборам и действиям.

Таким образом, если правильно найти ответы на все поставленные вопросы, которые взаимосвязаны, то можно выявить пробелы в нынешней жизни. А как известно, намного проще заниматься самосовершенствованием , если четко представляешь свои слабые стороны. Честные ответы на вопросы пирамиды Дилтса способны улучшить жизнь любому из нас.

ПИРАМИДА ДИЛТСА: РАЗЛОЖИМ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Если на работе сплошные проблемы, затянулась «черная полоса», в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит, срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по другому - пирамида Дилтса.

Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и в целом разобраться в себе, навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать и отдельно взятый человек, и целая компания, и общество. Модель состоит из шести уровней. Уровни этой системы (пирамиды) можно сравнить с полочками, на которых «разложен» наш внутренний мир.

Давайте остановимся на каждом уровне пирамиды Дилтса и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

НЕМНОГО ТЕОРИИ...

Каждая «полочка» обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем - окружением.

На двух нижних уровнях - окружения и поведения - и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, - здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?».

Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, - балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос - «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

...И ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий»:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с N.

Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные - тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, - плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, - асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на остальные наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом?

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая - это банальное получение удовольствия. Вторая - это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

О ЛОМКЕ И ДИССОНАНСАХ

Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, мы помним, что на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания - начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн

После того как вы определились с подходящим решением, «пройдитесь» с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть, найденное решение попадает в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое либо скорректируйте выбранное.

Таким образом, пирамида логических уровней - это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего «Я», помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

Сергей Дубовик , бизнес-тренер

Пирамида логических уровней Р. Дилтса поможет вам пройтись от уровня обычной жизни до уровня вашего предназначения, а затем спуститься вниз, привнося ваши ценности в каждый уровень. Как ее использовать? Знание пирамиды и вопросов к каждому уровню даст вам возможность, отвечая на вопросы, увидеть убеждения, а также увидеть свой внутренний мир. Хорошо подойдет она и для повышения мотивации сотрудников кампании.

Приведу вам пример из моей практики. Когда я работала внутренним коучем, ко мне пришла сотрудница нашей компании с эмоциональным выгоранием, ей все надоело, устала, думает о смены работы и т.д. Так бывает, когда перестает работать мотивация на каком-то из логических уровней. Я провела с ней коуч-сессию по логическим уровням, где на каждом уровне мы рассматривали, что для нее важно в работе. Затем, найдя наиболее мотивирующую ценность, мы посмотрели, как данная ценность может проявляться на остальных уровнях.

На первом уровне пирамиды – обстановка и люди, которые находятся рядом. Я спросила сотрудницу, какое окружение для нее важно. Она ответила, что самое ценное для нее в обстановке и коллегах – это возможность общаться, обмениваться опытом, возможность развиваться. Открытое пространство в офисе способствует общению друг с другом, поэтому на первом уровне (окружение) у нее не было проблем.

На втором уровне пирамиды логических уровней (уровне действий) я задала ей вопрос о том, как она проводит свой обычный рабочий день. Попросила расписать его по действиям, а также выделить наиболее важные для нее действия. Она описала мне свой распорядок и определила для себя несколько наиболее любимых обязанностей. Тогда я спросила ее: «Как ты думаешь, почему именно эти твои рабочие действия приносят тебе больше всего удовольствия?» Она ответила: «Выполняя данные свои обязанности, я не действую по одному шаблону, могу каждый раз что-то менять в процессе. Здесь главное – результат, и меня практически не контролируют на этапе выполнения. Но что самое важное для меня, что я развиваюсь, когда делаю эту работу».

Хочу отметить простой, но достаточно эффективный способ выявления ценностей в разговоре с людьми. Надо уметь слушать людей и обращать внимание на повторяющиеся слова. Довольно часто повторение является маркером первичных ценностей человека. Обычно я веду запись коуч-сессии, и я заметила, что сотрудница повторяет слово «развитие» в различных своих вариациях. Я решила проверить свою догадку и задала ей следующий вопрос, который относится к следующему уровню пирамиды (уровень способностей): « Опиши мне, пожалуйста, какие твои способности помогают тебе быть успешной, и какие свои навыки ты развиваешь, работая в кампании?». Ответ был очень эмоциональный: «Вот в этом и проблема, что я практически не развиваюсь, а лишь использую те навыки в работе, которые приобрела ранее в другой кампании. Я не чувствую своего дальнейшего роста. Это сильно меня угнетает. Я прихожу на работу и выполняю одни и те же обязанности. Есть небольшое разнообразие, но оно не сильно влияет на мое профессиональное развитие».

«Давай посмотрим, отчего тебе так важно, чтобы ты развивалась. Что ценного для тебя в развитии?» — спросила я ее. Этот вопрос помог плавно перейти на следующий уровень пирамиды (уровень ценностей). Она сказала: «Для меня важно развиваться, чтобы узнавать что-то новое, не стоять на месте. Когда в моей работе больше разнообразия, и я осваиваю новые грани своей профессии, я чувствую, что развиваюсь, как профессионал. Я чувствую воодушевление, и мне хочется идти на работу».

«Тогда расскажи мне, кто ты, человек, постоянно узнающий новое в своей профессии?» — задала я ей следующий вопрос, который поднимает нас на следующий уровень пирамиды (уровень идентичности). «Я – профессионал, который идет в ногу со временем, следит за новинками в своей специальности, и применяет их в жизнь» — ответила она.

«Расскажи мне, для чего ты это делаешь? Я прошу тебя объяснить мне это простыми словами, как если бы я была маленькими ребенком, и ты описывала мне смысл твоей работы». Данный вопрос перевел нас на вершину пирамиды логических уровней (уровень миссии). Не сразу, минут через пять, она ответила мне: « Я помогаю людям в затруднительных ситуациях. Мои хорошие знания юриспруденции помогают другим людям. Я защищаю других людей от неприятностей. Поэтому я должна все время узнавать что-то новое, быть в курсе изменений».

«Давай я подведу небольшой итог» — сказала я. «Для тебя важно развитие в своей работе, потому что ты стремишься быть хорошим профессионалом. Ты считаешь, что для этого нужно быть в курсе новых изменений в твоей профессии, а также желательно приобретать новые навыки. Я правильно тебя поняла?» — спросила я ее. «Да» — ответила она.

Обратите внимание, что проблема, из-за которой у сотрудницы началось эмоциональное выгорание находиться на уровне способностей. Поэтому, если время ограничено, можно выполнить «лайт-версию» методики. Вам надо взять уровень выше, т.е. уровень ценностей и спросить, как она может приобретать новые знания в своей профессии и применять их у себя на работе.

Я располагала временем и решила спросить ее сначала с самого высокого уровня (уровня миссии).

«Как еще ты можешь помогать людям, работая у нас в кампании?» — задала я ей следующий вопрос. Она задумалась, а потом удивленно ответила: «Я могу помогать новичкам. Могу стать наставником и передавать им свои знания. Удивительно, но я даже раньше не рассматривала такую возможность. Когда нас спрашивали, кто хочет помочь новичкам в адаптации, я подумала, что это не поможет мне в карьере, и не стала проявлять инициативу».

«Как твои новые обязанности помогут тебе быть профессионалом в своей работе?» — задала я ей вопрос, тем самым, начав плавно спускаться вниз по пирамиде логических уровней (на уровень идентичности). «У меня будет опыт адаптации новых сотрудников» — ответила она.

Следующий вопрос был про уровень ценностей. «Что ценного ты приобретешь, занимаясь адаптацией новичков?» — спросила я. Она сказала: «Я думаю, это поможет мне понять, есть ли у меня лидерские качества, могу ли я повести людей за собой».

«Какие свои способности ты сможешь развить, занимаясь новыми сотрудниками?» — задала я ей вопрос, который переводил нас на уровень способностей. «Я думаю, это разовьет мои способности к руководству людьми. А также даст мне навыки общения с людьми. И я буду узнавать много нового» — сотрудница улыбнулась. «Честно говоря, идея с адаптацией так меня вдохновила, что мне хочется пойти поскорее поговорить со своим руководителем» — сказала она. «Отлично, ты опережаешь мои мысли» — ответила я ей. «Я хотела задать тебе вопрос о твоих первых действиях. Какие первые шаги ты планируешь предпринять?». Данный вопрос помогает спуститься на еще один логический уровень вниз (уровень действия). Она ответила: «Первым делом я поговорю с руководителем. Спрошу, кого из новых сотрудников я могу взять в качестве наставника. Во-вторых, я напишу для себя план, как мне проводить адаптацию. Третьим моим шагом будет поход в книжный магазин, где я смогу купить литературу по адаптации персонала».

«Скажи, а что измениться в твоем окружении?» — задала я ей последний вопрос. «У меня будет новые люди, за которых я ответственна, которые будут задавать мне много вопросов. И новые книги. Я думаю, на ближайшее время у меня будет достаточно разнообразия, и скучно мне точно не будет» — сказала она.

Когда она уходила после нашего разговора, я не заметила в ней никаких признаков эмоционального выгорания. Ей хотелось работать, ее цели и ценности совпадали с задачами кампании, и она была заинтересована в своей новой деятельности.

Когда вы находите вместе с вашим сотрудником мотивацию более высокого уровня – уходят симптомы эмоционального выгорания. Смысл пирамиды в том, что вышестоящий уровень имеет влияние на нижестоящий. Для вас важно понять: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком уровне, всегда приводит к изменениям на более низких уровнях. Я приведу примеры уровней и вопросов, которые вы можете задавать себе для повышения своей мотивации.


1. Уровень окружения

Он описывает среду обитания человека. Отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?», «У кого?». Здесь нет движения. Движение находится выше, на уровне действия. Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Представитель «уровня окружения», решив выучить иностранный язык, оплачивает курсы и на этом останавливается: для нее заключение договора на обучение – уже воплощение решения выучить язык.

2. Уровень поведения, действий.

Этот уровень, отвечает на вопрос «Что делаю? ». В нем заложена информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами. Здесь присутствует скорость как характеристика движения. Я хожу – одна скорость. Я бегаю – другая скорость. Я несусь со всех ног – третья скорость.

Человек, находящийся на уровне поведения, думает о жизни как о процессе и движении. Его девиз: «Я бегаю – значит, я живу». Для такого человека важен сам процесс, т.е. если записался на курсы английского языка, обязательно на них ходить, но, не важно насколько язык усваивается.

3. Уровень способностей.

«Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения», — определяет Р. Дилтс содержание данного уровня. На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как? ». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание.

Для такого человека важно не то, что он ходит на курсы английского языка, а то, какие знания он там получает и как он сможет их применять.

4. Уровень ценностей.

Этот глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности. Ценности формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культурные особенности. Они формируются к десятилетнему возрасту и редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения. Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней. Отвечает на вопрос «Почему это так важно?».

Если человек за знаниями английского языка имеет ценность, важную для него, он легко выучит язык любым доступным ему способом. Уровень ценностей помогает смести все препятствия на пути к вашей цели. На этом уровне не существует оправданий, почему я не смог. На нем есть лишь вопрос: «Как мне это сделать?». Например, если вам не хватает денег на курсы английского языка, но вам важно выучить его, так как в свободном владении английском языком вы видите важную для вас возможность общаться с людьми во время ваших самостоятельных путешествий заграницей, то вы выучите язык с помощью курса Пимслера или диска Oxford Platinum.

5. Уровень идентичности, уровень Я.

Уровень «Кто Я?». Здесь находятся все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими.

Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.

У каждого человека в сознании есть ментальная модель себя и мира, на котором строится его субъективное представление. Эта модель содержит в себе миллионы различным образов, как простых, таких как, представление о воздухе или воде, так и абстрактных, например, относительно существования высших сил.

Если на вопрос «Кто Вы?» вы отвечаете «Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает», то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние, например, когда не вы, а ваша вторая половина или руководитель решили, что вам нужно выучит английский.

В случае, когда вы хорошо себя знаете, и понимаете, что данное представление о самом себе начинает мешать вам в вашем развитии, вместо помогающего становится ограничивающем, вы сможете поменять представление о себе.

Например, вы понимаете, что знание английского языка вам необходимо по тем или иным причинам. Вы много раз пытались его выучить, но все безуспешно. Спросите себя: «Кем буду я, если выучу английский язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов/а ли я такие изменения?». Вам могут придти различные ответы, например, что выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Попробуйте 21 день прожить с ощущением, что вы такой человек. Сделайте себе напоминание на телефоне на каждый день: «Я человек, у которого дела не расходятся со словом». Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком.

Хочу отметить, что работа с уровнем идентичности требует высокой осознанности себя и своего мировоззрения. В тоже время, если вы научитесь понимать себя и будете иметь возможность менять свои убеждения, вы овладеете методом кардинальных изменений.

6. Уровень миссии.

Р. Дилтс описывает этот уровень следующими словами: «Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем, окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «В чем смысл?».

В практике hr-менеджера или коуча также можно применять следующие вопросы, которые относятся к данному уровню: «Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?».

В случае, с изучением английского языка, попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Как бы вы объяснили 5-летнему ребенку, смысл ваших занятий английским языком?».

Пирамида логических уровней Дилтса удобна тем, что не всегда нужно работать со всеми уровнями. Достаточно определить, на каком уровне у сотрудника возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, отвечая на которые сотрудник вашей кампании сам найдет ответы для решения своей задачи.

Как практически применять пирамиду логических уровней в работе с сотрудниками? Например, в вашей кампании строгий дресс-код, а некоторые из ваших подчиненных его не соблюдают. Надо узнать, какие ценности сотрудник вкладывает в возможность одеваться так, как ему хочется. Например, он ответит вам, что считает строгий дресс-код попиранием его свободы самовыражения. Предложите ему альтернативу, найдите способ проявлять свободу в его работе, и ваш подчиненный уже не будет чувствовать себя лишенным выбора. Или подниметесь на уровень выше ценностей, уровень идентичности. Спросите его, кто он, свободно выбирающий стиль одежды, и как он может проявить свои качества, при этом соблюдая дресс-код вашей компании.

В моей случае, когда я работала с данной проблемой, сотрудник ответил, что он человек творческий и может выражать свою креативность в работе, в процессе ведения клиента (он был менеджером по работе с корпоративными клиентами). Также он решил, что свой нестандартный взгляд на жизнь он может выражать в креативных галстуках (в кампании обязательно было приходить в деловом стиле, костюм и галстук, но не были прописаны строгие условия по галстукам). Я спросила, достаточно ли для него данной свободы самовыражения. Он ответил мне, что ему надо заняться каким-либо творческим занятием вне работы, и тогда потребность выражать свою креативность на рабочем месте не будет столь сильной. В результате нашего разговора, менеджер стал соблюдать деловой стиль в одежде, а его стильными галстуками было довольно все руководство. Основную часть своих творческих способностей он проявлял после работы, когда помогал своему другу в оформление клубных помещений.

Как еще можно использовать пирамиду Дилтса для решения практических задач в работе с персоналом? Возьмем распространенный пример: сотрудник систематически опаздывает. Любые санкции, применяемые к нему, не оказывали никакого должного эффекта. Встал вопрос об увольнении, ведь с одной стороны сотрудник нарушает дисциплину, а с другой стороны руководство его очень ценит. Как решить проблему?

Повторяющееся поведение обозначает, что проблема находится на уровне ценностей. Возник конфликт ценностей и человек выражает это разногласие наиболее знакомым ему способом. В данном случае, он постоянно опаздывает. Для решения такой проблемы я использую воронку повторяющихся вопросов с уровня ценностей. Данное упражнение еще называют «Работа с глубинной ценностью».. В этой статье я приведу пример работы с сотрудницей, которая постоянно опаздывала на работу. Также хочу отметить, если у вас мало времени, попросите человека, который всегда опаздывает, определить ценность, которая стоит за тем, что он/а опаздывает, и ценность, которая стоит за возможностью приходить вовремя. Он/а даже может не называть вам эти ценности. После этого, спросите сотрудника вашей кампании, как бы он изменил свое поведение, если обе его ценности составляют единое целое. Таким образом, вы задаете вопрос, который относится к уровню поведения, и учите человека объединять важные для него ценности и выражать их в изменениях в поведении (в нашем случае, начать приходить вовремя). Например, в кампании была сотрудница, которая постоянно опаздывала. Она пришла ко мне на коуч-сессию с запросом «Хочу приходить на работу вовремя». Во время коуч-сессии выяснилось, что это не ее желание, а руководства, и она ничего плохого не видит в том, что задерживается. Для нее было более важно выглядеть хорошо, одетой с «иголочки», чем приходить вовремя. Я спросила: «Какая ценность стоить за вашим желанием выглядеть хорошо?». Она ответила: «Возможность уделять себе внимание». «Какая ценность может стоять за тем, чтобы приходить вовремя на работу?» — задала я ей следующий вопрос. Сотрудница задумалась и затем ответила: «Я думаю, что возможность не конфликтовать с другими людьми». «Попробуете найти общую ценность, что это могло бы быть и как бы это изменило ваше поведение?» — попросила я ее. Она сказала: «Мне кажется, это гармония взаимоотношений как с собой, так и с людьми. Я попробую уделять себе время еще вечером, продумывая свой образ на завтра, и тем самым, я смогу собираться утром быстрее и приходить на работу вовремя».

Варианты решения проблемы опоздания у каждого человека свои. Вместо того, чтобы выдавать очередную порцию неработающих советов, hr менеджер с помощью коучинговых вопросов помогает найти проблему и быстро решить ее, учитывая индивидуальные особенности человека. Сотрудник сам находит решение своей проблемы, и берет ответственность за ее выполнение.

Пример коуч сессии «Работа с глубинной ценностью»

Действия для выявления глубинной ценности

Ответы на вопросы
Напишите свое повторяющееся поведение. Я постоянно прихожу не вовремя на важные для меня встречи, чувствую себя неловко, мне приходится оправдываться.
Опишите конкретный момент или событие, когда вы вели себя таким образом. Я опоздала на переговоры с нашим новым клиентом на 20 минут. Пришлось сильно извиняться, начало встречи было очень сильно скомкано.
Определите в теле, где находится часть, отвечающая за данное поведение. Поблагодарите свою часть, за то, что она желает вам только самого лучшего. Когда я говорю о своих опозданиях, я чувствую комок в горле, и трудно говорить. (Я прошу клиентку положить руку на горло и произнести слова благодарности ). Я благодарна той части, которая отвечает за мои опоздания. Я знаю, что она желает мне только самого лучшего.
Найдите ту позитивную цель, которую хочет для вас часть. Моя часть хочет, чтобы я вела более размеренный образ жизни, была более спокойной.
Выявите последовательность целей, и дойдите до основной, фундаментальной цели, которая является источником вашего повторяющегося поведения. «Если бы это (полученная цель из пункта 4) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Если бы у меня был размеренный ритм жизни уже сейчас, именно так, как моя часть хочет для меня, тогда более важное, что она для меня желает – это благополучие.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 5) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» В случае если у меня уже есть тот уровень благополучия, который для меня хочет моя часть, то более ценное, что она хочет для меня – это развитие.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 6) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» В моей жизни уже присутствует развитие, именно так, как хочет моя часть. Тогда что еще более лучшего она для меня желает? Это любовь.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 7) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Если в моей жизни уже есть любовь, именно в таком виде, как хочет моя часть, то, что более ценного хотела бы для меня моя часть? Единения. (Клиентка довольно долго думала, прежде чем дала ответ. Дыхание замедлилось. Она закрыла глаза, положив руку на горло, и попыталась найти ответ.)
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 8) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Мне кажется, что Единения достаточно. Ощущения, что это фундамент, на котором держится вся цепочка ценностей.
Видите ли вы цвет, когда говорите о Единение? Да. Он переливающийся белый.
Обращение к глубинной цели. «Иногда мои части думают, что для того, чтобы я могла почувствовать истинные состояния моего бытия (здесь пишите ваше состояние, которое вы для себя обнаружили), я обязана делать что-то и ощущать что-то (здесь вы пишите ответы из вашей последовательности ценностей). Но это не так. Чтобы я могла пережить свое глубинное состояние, мне достаточно просто почувствовать его и быть в нем». Я говорю, клиентка слушает, потом своими словами повторяет мне.
Заполняете цветом глубинной ценности внутренне и внешнее пространство. Представьте, как переливающийся белый цвет наполняет сначала вас, начиная от горла, затем выходит за пределы вашего тела, заполняет пространство вокруг вас, озаряя всю вашу жизнь. Мысленно представьте себе линию времени, где вы находитесь в настоящем времени. Вы видите, как цвет распространяется на ваше настоящее, прошлое и будущее. Я говорю, клиентка слушает, закрыв глаза.
Внесите свою глубинную ценность во все ваши промежуточные цели.

Что меняется, когда вы добавляете Единение в любовь?

Она становится более легкой, менее тяжеловесной и обязывающей. Мне нравится любить и быть любимой. Появляется какое-то чувство радости от возможности любить.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в развитие? Я перестаю пытаться объять необъятное. Я знаю, что мне нужно, на получение какой информации я хочу потратить время, а какие знания мне не помогут, и будут лишь отнимать у меня энергию. У меня отпадает проблема выбора. Все становится таким очевидным.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в благополучие? Благополучие для меня становится средством для моего развития, а не средством кому-то что-то доказать, в том числе и самой себе. Мне нравится заниматься своим благосостоянием, потому что данное дело меня развивает и дает возможность открывать новые горизонты.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в размеренный образ жизни? Размеренность не пугает меня. Она для меня не такая тяжеловесная. Я поняла, что размеренный темп жизни – это не болото. Наоборот. Это легкий и спокойный образ жизни, когда я сама выбираю, чем мне заниматься. Я живу без оглядки на окружающих – а как там у них дела? Может они уже намного больше всего сделали, чем я. Больше преуспели. Я теперь понимаю, что гонка, кто кого обскачет, не приведет меня к ощущению счастья, а доставит меня к чувству загнанности и усталости.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в ваше повторяющееся поведение – когда вы опаздываете? Я не вижу необходимости опаздывать, чтобы почувствовать Единение. Понимаете, я как будто получить прямой доступ к моему состоянию Единения. Я знаю, как его чувствовать, как входить в это ощущение. Оно всегда со мной. Просто отпала необходимость испытывать неловкость и дискомфорт, когда я оправдываюсь за свои опоздания, чтобы потом выйти на ощущения Единения.
Какие вы наметите для себя самые первые шаги? Когда вы их сделаете? Я буду выезжать на переговоры только к очень важным или новым клиентам.

Не более 3 встреч на неделе. Остальных клиентов я распределю среди своих подчиненных. Составлю список клиентов, которые наиболее прибыльные и легкие.

Я только сейчас поняла, что у меня есть клиенты, которые отнимают столько нервов, при этом они делают минимальные заказы. С такими клиентами я постараюсь общаться только посредством электронной почты.

Что было для вас самым важным и ценным в сессии? У меня появилось сильное внутреннее спокойствие. Я вечно ругала себя за то, что мало делаю, что не успеваю, что могла бы больше. Теперь понимаю, что это «мочь больше» лежит в другой области. Это значит не переделывать как можно больше различных дел, а делать только те дела, которые дают существенный результат.
Поблагодарите себя за проделанную работу. Знаете, я действительно очень благодарна себе, что пришла на коуч сессию. Я не ожидала такой глубокой работы и таких важных для себя результатов.

Пирамида логических уровней может стать нужным инструментом в работе с персоналом. Она помогает вам достаточно быстро определить, на каком уровне находиться проблема, и, задав вопросы с более высокого уровня, вы сможете помочь найти решение важных для человека задач. Со временем, если вы будете регулярно использовать пирамиду в своей работе, вы научитесь использовать пирамиду, как в развернутом виде, так и задав всего 1-2 вопроса. Вы можете использовать знание логических уровней, как для диагностики проблемы, так и для ее решения. Знание пирамиды и вопросов к каждому уровню даст вам возможность четкого плана собеседования, а также даст возможность увидеть внутренний мир соискателя с разных уровней.

Она удобна тем, что понятен принцип решения любой задачи:

  1. определить на каком уровне находится проблема;
  2. подняться на уровни выше, и найти там нужное вам решение.

Пирамида логических уровней помогает вам структурировать любые ваши задачи по работе с персоналом, как в мотивации и адаптации персонала, так и при разработке тренингов для сотрудников, а также при наборе новых сотрудников.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди