09.05.2019

Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Песочное рисование как средство творческого развития ребенка


В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

Ульям Блейк

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного. Рисование на песочных столах может удовлетворить потребность ребенка в творческой самореализации, снять психоэмоциональное напряжение, укрепить здоровье.

Песок выступает изобразительным материалом в трехмерном изображении. Образы получаются объемными. Световое сопровождение создает причудливые тени. Песок, как природный сыпучий материал, еще и хорош как изобразительный материал. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству. Учитывая эту особенность и любовь детей к песку, очень широко развивается новое творческое направление – рисование песком. Этот вид творчества стал доступным дошкольникам благодаря новому современному оборудованию. Во многих детских садах это оборудование уже закуплено и удачно используется. Дети с удовольствием занимаются на них. Этот вид деятельности действительно помогает реализовывать некоторые развивающие воспитательно-образовательные, здоровьесберегающие задачи.

Я, Дерюгина Марина Геннадьевна, педагог по изобразительной деятельности МКДОУ № 9, хочу представить вам свою инновационную деятельность – организацию работы студии песочного рисования для одаренных детей.

Арт-терапия – направление, которым могут позволить себе заниматься только педагоги-психологи со специальной подготовкой. Родоначальник арт-терапии – Карл Густав Юнг. Он использовал фигурки, воду и др. предметы в песочной терапии как средство сублимации психологических проблем детей и взрослых.

Заслуживает внимания и такой вид творчества с песком, как создание пляжных картин . Рисование на красивейших пляжах мира. Один из известных родоначальников пляжного рисования скульптор Джейми Юрдли, он начал с детства рисовать на песке у берега моря. Он делал эскизы, высчитывал время приливов и отливов и создавал свои картины за короткий промежуток времени. Сейчас это коммерческие проекты по защите природы. Прелесть этих картин в том, что у зрителей есть всего лишь пара часов, чтобы полюбоваться песочными творениями. Их неизбежно смывает волна.

Следующее направление – это песочная анимация . У искусства рисования песком множество разных названий: песочные картины, рисунки песком, sand art, песочное шоу, песочная анимация.

Песочное рисование – это, прежде всего, самодостаточный и очень эффектный вид искусства, прародителем которого по праву считается песочная анимация. Появилась она в 70-х годах, когда американский аниматор Керолайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм: «Филин, который хотел жениться», где под камерой маслом по стеклу происходило создания фильма. Как бы сейчас сказали в режиме «онлайн» Позднее ее опыт переняли другие аниматоры, один из которых Ференц Коро. Он создал фильм без монтажа на одном дыхании. Успех! Опыт его положил начало новому искусству – искусству рисования песком. Песочное шоу – живое выступление художника. Секрет признания этого вида искусства состоит в том, что мы видим не только готовый продукт творчества, а имеем возможность наблюдать процесс творения, при этом музыкальное сопровождение лишь усиливает впечатления. Песок выступает изобразительным материалом в трехмерном изображении. Образы получаются объемными. Световое сопровождение создает причудливые тени. Динамика смены образов удерживает интерес зрителя и самого исполнителя.

В студии песочного рисования в нашем саду занимаются дети одаренные. В период, когда про инклюзивное образование говорят все и вся, не плохо бы вспомнить и о детях, которые в рамках дошкольного образования не всегда могут получить квалифицированную поддержку педагога. Поэтому есть все основания дать возможность талантливым детям проявить себя, используя все лучшие достижения дошкольного образования и современного оборудования. Почему бы не заняться этим с детьми. Красиво, завораживающе, интересно, безопасно!

Я обозначила цели и задачи, для реализации которых определила для себя следующие этапы работы:

1. Рассказать детям, что и как можно делать на песочном столе. Познакомить с оборудованием, правилами безопасности.

2. Познакомить с видеороликами песочных выступлений для расширения представления о творческих возможностях. Узнавать знакомые образы и сюжеты, которые дети легко изображают в обычном рисовании.

3. Определить виды рисования.

4. Определить основные приемы рисования.

5. Формировать умение создавать простые образы и статический сюжет.

6. Формировать умение создавать сложный образ и динамический сюжет.

7. Демонстрировать сверстникам и родителям художественную историю.

Существует два основных вида рисования и основные приемы:

Виды: рисование темным по светлому и рисование светлым по темному.

Приемы: приемы, схожие с классическим рисованием, и приемы песочного рисования (приемы вычищения, создания линий, сжатие точки, создание круглой формы высыпанием, рисование кулачком и др.). Обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

Взаимодействуя с песком, предложите детям следующие упражнения:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка и т.д.);

– проводить разноплановые движения ладонью (ребром);

– пройтись ладонями по проложенной трассе, оставляя на ней свои отпечатки рук;

– создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, ноготков, подушечек пальцев;

– создавать пальцами, ребрами ладоней, кулачков, рисовать всевозможные узоры и формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);

– использовать дополнительные предметы для изображения предметов и явлений (звездопад – резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т.д. – кирпичики, тонкие детали – кистью и т.д.);

– разравнивать песок ладонями;

– перетирать его, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т.д.;

– рисовать обеими руками сразу.

Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.

Делаем вывод: песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Актуальность: В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Количество занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6 (20-25 мин) и 6-7 лет (по 25-30 мин). Занятия планируется проводить 1 раз в неделю во второй половине дня.

Условия реализации программы:

Материально-техническая база:

Наличие светового стола, кварцевого песка, приспособлений для рисования по песку.

Наличие магнитофона, проектора для просмотра анимаций.

Методы и приёмы:

    беседы; практические методы (показ); игровые; использование ИКТ; наглядный.

Технические приёмы рисования песком:

    рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками, насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего, скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения; выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро; создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Цель и задачи программы:

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

    развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков; тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (); равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками; гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у детей).
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 5-7 лет
Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы обучения по данной программе

    Подгрупповые занятия; Индивидуальные занятия; Открытое занятие; Показ анимационных фильмов.
Ожидаемые результаты реализации программы за два года обучения

К концу первого года

К концу второго года

Умеют выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро

Умение насыпать песок из кулачка и отсекать лишнее

Умеют создавать изображения предметов, дополнить декорационными материалами

Умение рисовать симметрично двумя руками

Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры

Умеют создавать индивидуальные и коллективные рисунки, применяя дополнительные декоративные материалы (камушки, веточки)


Использовать различные цвета светового стола в соответствии с временем года и изображением


Умение трансформировать, изменять детали в песочном изображении с применением покадровой съёмки с дальнейшим получением анимации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

    организация показа для родителей, участие в тематических мероприятиях, в конкурсах.

Тематическое «Песочная анимация»

для детей 5-6 лет

Название темы

Количество занятий

Сентябрь

«Песочная сказка»

Тактильное знакомство с песком, свободное рисование на песке с применением различных приспособлений

«Картинки на песке»

Дети практикуются рисовать на песке, используя ладонь, пальцы рук.

Итого: 4 занятия

«Огород»

Создание песочной анимации «Как росла тыква» (морковь)

«Лес, точно терем расписной»


Итого: 4 занятия


«Обитатели осеннего леса»

Свободное рисование жителей леса: ежа, белки и др.


«Едем, едем, едем в далекие края»

Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т. д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


Итого: 4 занятия

«Дремлет лес под сказку сна»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели.

«Зимние превращения»

Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний.

Итого: 4 занятия


«Бабушкины сказки»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок, игры-драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев.

«На дне морском»

Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно».

Итого: 4 занятия

«Волшебные превращения»

«День Защитника Отечества»

Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«В далеком космосе».

Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян.

«Весенние цветы»


Итого: 4 занятия

«Весенний пейзаж»

« Пасхальные натюрморты»

Рисование пасхальных натюрмортов с использованием разных приемов рисования на песке.

Итого: 4 занятия

«Бабочки»

Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия


Тематическое планирование занятий «Песочная анимация»

для детей 6-7 лет

Количество часов

Сентябрь

«Песочный натюрморт»

Воссоздание натюрморта с использованием разных приемов рисования на песке.


Видоизменение песочного рисунка с целью получение анимации.

Итого: 4 занятия

«Песочные превращения»

Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему.

«Осенний лес»

Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.


Итого: 4 занятия


«Транспорт нашего города»

Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


«Волшебные превращения ладошки»

Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком.

Итого: 4 занятия

«Зимний лес»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи.

«Песни метели»»

Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне.

Итого: 4 занятия


«Мои любимые герои сказок»»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация.

«Аквариум»

Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно».

Итого: 3 занятия

«Волшебные превращения»

Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики.

«Моя семья»

Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«Сказочные замки».

Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей.

«Весенние цветы»

Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах.

Итого: 4 занятия

«Весна идёт»

Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

«Зоопарк»

Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции.

Итого: 4 занятия

«Скоро лето»

Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия

Общее количество занятий в год: 35 занятий

Список литературы,

используемой для работы по данной программе

    Васильченко, Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
    Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» // /Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29
    Жителева, С.С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-N4.-С.65-68 Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»

Игра в песок - одно из их самых любимых занятий детей. Все мы родом из детской песочницы. Здесь воплощались наши первые творческие замыслы – рождались песочные замки, стряпались песочные пряники, строились целые песочные города. Чьи-то фантазии так и не вышли за пределы детской игровой площадки, а кого-то этот зыбкий сыпучий материал вдохновил на изобретение нового стиля в изобразительном искусстве.

Песочная анимация или рисование песком относительно новое направление в искусстве, которое на данный момент набирает всё большую популярность во всем мире. Рисование песком, как вид самостоятельного искусства зародилось в 70-х годах ХХ столетия и пришло к нам из Америки. Это очень увлекательный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир. Песочная анимация - это создание картин лишь при помощи песка. Живых, движущихся картин, не похожих ни на что на свете!

Подобно восточному искусству каллиграфии - рисование на песке это нечто большее, чем просто рисунок. Рисуя песком - вы воплощаете те линии и характер, которые присущи только вам. Здесь важно, чтобы пальцы и душа заговорили на одном языке, поняли друг друга. У детей это получается даже лучше, чем у взрослых! Это занятие по силам даже совсем малышам. Игра с песком во многом содействует самопознанию. Но не только по этой причине дети с удовольствием возятся с песком. Зачастую детям нравится даже само прикасание к песку, нравится ощущать струящийся песок между пальцев. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание. Простота этой техники и увлекательность процесса вызывают у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники.

Песочная анимация отличается от классического рисования. Во-первых, у детей нет так называемого «страха белого листа» , ведь лист изначально «грязный» , да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Во-вторых, в отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или запас чистой бумаги, чтоб исправить ошибку. Достаточно всего лишь разровнять песок - и можно начинать заново. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

Еще одно отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками, поэтому работают оба полушария мозга, развивается координация движений, пластика. А так как процесс рисования происходит в затемненном помещении, с использованием подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.

Рисование песком - занятие не просто увлекательное, для ребёнка это еще и открытие нового мира - волшебного мира, где нельзя ничего сломать или разрушить, а напротив, можно создать то, о чем давно мечтал. Рисование песком для детей - это открытие нового волшебного мира фантазий. Песок - отличный психотерапевтический материал. Он пробуждает воображение, вдохновляет и успокаивает. Песок для детей отличный материал для выражения своих желаний, выплеска негативных эмоций, страхов, снятия напряжения.

Песочная анимация очень полезна гиперактивным детям. Занимаясь этим видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Песок позволяет дольше концентрировать детское внимание. Самое главное заключается в том, что песочное рисование дает возможность ребенку ощущать себя успешным, помогает развить свою индивидуальность.

Еще один огромный плюс песочной анимации – доступность, и то, что эта техника не требует больших материальных затрат, как многие современные увлечения детишек. Не требуется больших затрат времени на поиски необходимых материалов, которые тоже зачастую имеют весьма высокую стоимость. Для песочной анимации потребуется ящик (столик) , обычная лампа, стекло и песок. Песок лучше использовать морской, речной, или купить в зоомагазине. Можно использовать подкрашенный песок. Хотя многие используют вместо него любой сыпучий материал: кофе, крупу, сахар и так далее. После нескольких проб можно подобрать ту субстанцию, которая вам больше всего подходит.

Рисование песком – уникальный вид искусства, объединяющий и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб. Речь, 2002.
  2. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» , «Москва. Инт» 2010.
  3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. Речь, 2006.
  4. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб. Питер, 2001.
  5. U-sovenka. ru Урок рисования №5. Рисование песком. Песочное шоу в домашних условиях!

МЯКИШЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ № 45 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды - это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.


Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.


Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки.
Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения.


А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души.
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы.
Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.


Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.


А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!


Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности.
Игра в песочнице, - это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.


В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.


Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными.
После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать, слепить из пластилина или представить в виде аппликации. Ребенок рисует, лепит, или работает с пластилином и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения. Ребенок, который использует в своих работах темные цвета, испытывает сильные чувства, переживания, и на работе могут появиться какие-то чудища, страшилки, огонь. Повторный рисунок по той же сказке, уже будет немного поспокойней, да и краски будут немного светлее и краше.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, или даже струя воды, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты.
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.


Вам нужно только объяснить своему ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий своему ребенку. Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция, и он пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое? Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить ребенку все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы ребенок в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице в слух, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
Проживание вместе со сказочными героями всевозможных ситуаций, в ходе которого осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот.
Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Попробуйте устроить с ребенком ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывайте двумя ладонями песок и сыпьте на ребенка. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда ребенок перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
Ребенку трудно выразить словами, что происходит с ним, что его гнетет, что его беспокоит, потому что у него маленький словарный запас, да что и говорить, порой и взрослые не могут найти причину беспокойного поведения ребенка, докопаться до первоначального источника.
Но беспокойство, страхи гложут его, его душу, и тогда происходит перенос этой тревоги, этой душевной боли на тело, ребенок начинает болеть.
У ребенка начинается энурез, заикание, непонятное никому агрессивное поведение.
Желательно спроецировать свой внутренний мир из вне, может быть нарисовать, слепить, но ребенок, например в маленьком возрасте плохо рисует, родители расстраиваются, ничего не могут понять, что происходит, и вот тогда на помощь может прийти песочная терапия, игры с песком, с помощью таких игр ребенок освобождается от тяжкого груза внутренних переживаний, и медленно, но уверенно идет на поправку.
Игра с песком поможет Вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди