23.05.2019

Переходный возраст у мальчиков. Как вести себя родителям? В какой ситуации взрослеет ребенок? Условия жизни подростка


4 4 987 0

Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.

Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Появление психологических новообразований в 14-16 лет

Этот период можно сравнить с перерождением куколки гусеницы в бабочку. Но вот разница в том, что бабочка может сразу расправить крылья и полететь, а подросток пока стоит как на распутье и не совсем понимает, что ему делать со всем этим дальше.

Психологические новообразования затрагивают все сферы и эмоциональную, и сферу полового созревания, и моральную. Ребенок переосмысливает моральные ценности.

Но они пока не крепки, и ориентир подросток держит на «идеал», которому слепо и подражает.

К психологическим новообразованиям у подростков можно отнести:

  • Самосознание.
  • Абстрактное мышление.
  • Половая идентификация.
  • Чувство взрослости.
  • Автономная мораль.
  • Переоценка ценностей.

Изменения когнитивной сферы в 13-15 лет

К этим годам у ребенка меняются его способы восприятия мира. Он переходит к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становится более рассеянным, и это позволяет ребенку концентрироваться на вещах, которые его больше всего интересуют. В этот период происходит и выбор профессии или направления будущей сферы деятельности.

Ребенок приобретает свою интеллектуальную уникальность, вырабатывается свой стиль мышления и анализа.

Фантомное чувство взрослости

Получив свободу автоматом, пройдя первый этап взросления, подросток уже осознает, что изменился. И считает себя взрослым, только потому что ему уже 15 или 16 лет.

В этом возрасте мальчики и девочки стремятся приобрести все атрибуты взрослой жизни.

Это и курение, и повышенный интерес к противоположному полу, и уклонение от требований родителей, смена имиджа. Но это все просто мишура, а не показатель взрослой жизни человека.

За все свои поступки взрослый человек несет ответственность. И, как правило, не бросает никому вызов и не подвергнет себя неоправданному риску только для того, чтобы пойти наперекор родителям. Проявление фантомного чувства взрослости – это иллюзия и самообман со стороны подростка.

Родителям нужно на своем примере показывать, с чем действительно приходится сталкиваться взрослому человеку и привлекать своих детей к постепенному принятию самостоятельных решений и готовить их к ответственности за свои слова и поступки.

На этой стадии развития никакие советы не помогут, только конкретные примеры.

Возникновение школьной дезадаптации

Претерпевая изменения в своем переходе от детского до подросткового возраста, ребенок переживает стрессы и нежелание подчиняться родителям и учителям или ровесникам в школе.

Определить, что ребенок подвержен школьной дезадаптации, можно по его нежеланию ходить в школу, выполнять домашнее задание, общаться со сверстниками.

А поговорив с подростком, можно выяснить массу причин, которые ребенок видит как повод не посещать занятия. Это может быть и придуманный страх перед выполнением контрольной, и жалобы на здоровье, и рассказы что его все бьют и обижают, что он устал и не пойдет в школу, даже если ему грозит смерть.

Помочь в решении такой проблемы , но сходить к нему вы должны сами без ребенка. А потом примените полученные рекомендации. Так, ребенок не будет знать о ваших планах и не окажет ненужного сопротивления.

Общение и личностная позиция

В этом вопросе может сильно помочь школа, точнее, педагогический коллектив, который будет проводить на уроках семинары, коллоквиумы. Это даст возможность к открытому обсуждению интересующих вопросов и навыку отстаивания своей точки зрения.

Важно в этот момент показать наглядно на примере, что можно убеждать словом, не причиняя физической боли или вреда собеседнику.

Хорошо, когда не только в своей семье ребенок видит к себе уважительное отношение. Когда рейтинг и авторитет в классе зарабатывается только за то, что ты сам такой умный, способный, талантливый, и вообще, классный и позитивный.

Нужно уводить ребенка от мнимых выдуманных кумиров и идолов. Не стоит доводить дело до полного отвержения реального мира и его реальных ценностей. Выход из этого состояния для подростка тоже будет непростым и болезненным.

Не применяйте никакого насилия.

Все спорные вопросы всегда можно решить мирным путем, общаясь и объясняя ребенку, что вы от него хотите, и почему вам это нужно.

Разговаривайте всегда и везде со своими детьми: и с мальчиком, и с девочкой, старайтесь их услышать и понять.

Девчонки не меньше нуждаются в поддержке, чем парни. Нет ничего лучше, чем доверительные отношения. Планируйте совместный отдых, читайте вместе книги, постарайтесь увлечь ребенка, не отгораживайтесь от детей своими проблемами и заботами.

Это ваш ребенок, и он не может быть глуп, ведь вы себя таковым не считаете.

Подросток – это полноценная взрослая личность, которая легче пойдет на компромисс, если будет видеть, что ее уважают и не ограничивают свободу просто так, без причины или для профилактики.

Не думайте, что вы уже все знаете, и все можете решить, родители тоже развиваются и взрослеют всю жизнь. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать сыну или дочери, что вы не знаете ответа на вопрос. И постараться найти на него ответ совместно. Это только сблизит вас.

Ребенок поймет, что не бывает идеальных людей и ничего страшного не случится, если и он чего-то будет не знать. Это освободит его от многих комплексов и страхов в будущем.

И он сможет быть успешнее и счастливее вас. А этого хотят все любящие родители.

Заключение

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О том, как сложно поладить с подростком, скорее всего, наслышаны абсолютно все родители и даже те, кто только готовится ими стать. Фраза «переходный возраст» воспринимается, как нечто ужасное, но при этом – неизбежное, то, с чем нужно смириться. Однако абсолютно у всего в этой жизни есть одно замечательное свойство: заканчиваться. Рано или поздно подходит к концу и подростковый период, его представители взрослеют, начинают проявлять свои лучшие качества.

И вот здесь многих родителей поджидают удивительные открытия. Оказывается, сложно бывает сладить не только с подростками, но и с представителями немного старшей группы, молодежью. Те, кто по разным причинам (кто в силу возраста или семейного положения, а кто-то – только потому, что считает себя умнее большинства других представителей человечества) считает себя взрослым, с недоумением взирают на вчерашних подростков и думают: «Как же так получилось? Ведь мы же такими не были! Ведь мы же их так не воспитывали!»

Отчасти они заблуждаются. Все же большая часть черт характера и поведенческих особенностей закладываются именно в семье. Именно на примере старшего поколения ребенок составляет свою формулу жизни, шлифуя и совершенствуя ее в подростковом возрасте, а затем – применяя во взрослой жизни. Повторимся, заблуждаются лишь отчасти, поскольку на самом деле на взросление подростка влияет целый список факторов.

Семья как главный источник взросления подростка

Сколько бы времени не проводил ваш ребенок-подросток в школе, с друзьями или на различных дополнительных занятиях, все же в совокупности с семьей он проводит гораздо больше времени. И вот здесь для родителей предстоит сделать главный выбор в своей жизни: либо они понимают, что дальнейшая жизнь их ребенка будет отражением их же собственной, а потому будут придерживаться общепринятых норм поведения, либо же они будут жить, как им хочется, не забывая при этом «приказывать» взрослеющим сыну или дочери жить так, «как надо».

Что мы получаем в результате? По сути, ничего хорошего: подростка, научившегося врать, притворяться и подстраиваться под обстоятельства так, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для себя. Причем винить его за это совершенно нет смысла, ведь родители получили то, к чему стремились.

Социальные факторы, влияющие на взросление подростка

На самом деле, таковых очень много, и даже простое их перечисление заняло бы достаточно много времени. Поэтому остановимся только на тех из них, влияние которых неоспоримо и замечено не одним десятком как профессиональных психологов, так и обычных родителей.

Окружение подростка

В это понятие входит несколько подгрупп людей. Это и одноклассники, с которыми подросток в любом случае вынужден общаться, даже если ему это не совсем по душе, и друзья, большинство из которых выбирает для себя сам, и множество других людей разного возраста, с которыми приходится общаться ежедневно. Ничего удивительного в том, что одним из них он пытается подражать, а черты других начинает презирать как в себе, так и в окружающих. И это нормально! Родители ни в коем случае не должны пытаться запрещать высказывать мнение об окружающих людях, даже если сами они с ним не согласны.

Условия жизни подростка

Тоже многокомпонентное понятие. В первую очередь, следует принимать во внимание местность, где проживает подросток. Если это село, где все дети с рождения предоставлены сами себе, а став немного постарше – они же становятся основными помощниками по хозяйству, то взросление наступит гораздо быстрее, чем для опекаемого со всех сторон заботливыми родственниками ребенка, который в 16-17 лет и обед себе разогреть не в состоянии. Отсюда вытекает вторая составляющая условий жизни: семья.

Значение имеет абсолютно все: культурный уровень, образование, круг общения… Все, для чего в современном обществе существуют определенные стандарты и правила, может повлиять на взросление подростка. А вот о характере этого влияния сказать что-то определенное заранее практически невозможно.

Воспитание

С одной стороны, его сложно отделить от понятий окружения и условий жизни. Но с другой – это настолько самодостаточный фактор, колоссальным образом влияющий на взросление подростка, что не принимать его во внимание просто невозможно. Причем мы сознательно не ставим воспитание на первое место, поскольку часто даже безупречные задатки, установленные родителями, портятся, если подросток попадает в плохую компанию или в тяжелые социальные условия.

В понятие воспитания входит и такой непростой вопрос, как религия. Само собой, только родители и никто иной могут принимать решение о целесообразности этой составляющей, однако ее влияние исключать нельзя.

Другие условия, влияющие на взросление подростков

Кроме того, что уже было перечислено, можно привести и другие факторы, влияние которых на превращение из подростка во взрослого человека если не огромно, то уж точно – хорошо заметно.

Это и школа, как совокупность друзей-соучеников, учителей и представителей администрации, которая впервые учит решать проблемы, а не ждать, пока их решит мама или папа.

Это и СМИ, доступность информации в которых на сегодняшний день превышает все мыслимые нормы, а для подростка запретных сведений при нынешних возможностях интернета просто не существует.

Это и первая любовь, не всегда взаимная и счастливая, но всегда оставляющая свой след в душе маленького, но уже человека.

Перечислять можно долго, причем каждый родитель, перечитав весь список, вполне может добавить кое-что и от себя лично. Однако, самое главное, это понять, что подросток – это, в первую очередь, человек. Это не объект для экспериментов, на котором можно испытывать различные методики воспитания. Это не шанс воплотить наконец в жизнь то, что не удалось в свое время вам. Это личность, имеющая право на собственное мнение, даже если оно далеко не всегда вам по вкусу. И эта личность рано или поздно станет взрослой, и именно от вас во многом зависит то, каким именно получится человек из вчерашнего еще подростка.

В современном мире тинейджеры помолодели. Уже не редкость, когда половое созревание начинается в 9-10 лет. По подсчетам ученых, возраст первой менструации у девочек и ломки голоса у мальчиков неуклонно снижается вот уже 150 лет.

3 причины раннего созревания

Это не единственные факторы более раннего взросления детей, но именно на них сейчас делают акцент.

  1. Обильное питание, мясная диета. Ряд исследований подтверждают, что мясной рацион и лишний вес прямо влияют на раннее развитие.
  2. Развитие химической отрасли, применение гормонов в пищевой промышленности.
  3. Семейные конфликты, рост разводов, воспитание в неполной семье. Часто дети взрослеют раньше, чтобы обеспечить себе выживание. Когда нет поддержки близких взрослых, ребёнок, лишённый детства, выращивает в себе качества взрослого, иногда замещает роль одного из родителей.

В какой ситуации взрослеет ребенок?

В Украине ранний подростковый возраст (9-11 лет) приходится на момент перехода из младшей школы в среднюю. Сегодняшние десятилетки поступают в среднюю школу уже беспокойными подростками.

Алина Колесник - детский и семейный психолог, мама младшего подростка и студентки 1 курса.

Школа обеспечивает детям стрессовую ситуацию перехода на следующую ступень обучения. Сначала экзамены в конце четвёртого класса.

Затем следующее испытание — конкурсный отбор в лицей или гимназию. Успешная учеба в младшей школе и высокие балы аттестации не гарантируют детям поступление.

Родители талантливых деток, тружеников, счастливчиков, прошедших отбор, вздыхают с облегчением. Школа, отобрав детей по своим критериям, надеется на успешный учебный процесс.

Весь оптимизм спадает через 2-3 недели. Ребёнок становится раздражительным, конфликтует или замыкается в себе.

Учителя отмечают общее , просят родителей «принять меры». Родители усиливают контроль, дети болеют. Почему?

Отвечает на этот вопрос Франсуаза Дальто в своей книге «На стороне подростка»:

«Люди имеют право на болезнь... Болезнь — это способ выразить что-то. Когда человек не может выразить это словами, чувствами, тогда берет слово болезнь»

Что хотят сообщить нам подростки, но не могут выразить словами?

Часто о подростковом возрасте говорят, как о втором рождении. Мир ребенка меняется кардинально. Ему сложно и он сам не понимает, что с ним творится...

Какие его главные посылы?

"Мир очень изменился!"

Пятиклассник попадает в среду с новыми правилами и руководителями. Представьте, что вы поменяли работу, выиграв конкурс, и у вас теперь десять начальников.

  • Каждый из них вводит свои правила: какие завести тетради, как выполнять домашние задания, оформлять их.
  • Материал усложняется от урока к уроку, пропуски надо отрабатывать самостоятельно.
  • Индивидуальный подход, когда Мария Ивановна в начальной школе знала особенности каждого ребёнка, сменяется обезличиванием и снижением контроля.
  • Каждый учитель-предметник считает свой предмет главным и требует выполнения заданий без учета общей нагрузки.
  • Родители тревожатся, активно включаются в учебный процесс, приглашают репетиторов. Учебная нагрузка ученика иногда превышает восьмичасовой рабочий день.

"Со мной что-то творится!"

Стрессовая ситуация перехода в среднюю школу осложняется и ранним началом полового созревания. В этот период начинаются существенные изменения в организме ребёнка.

Гормональная перестройка, бурная работа желёз внутренней секреции приводит к возбудимости нервной системы. Ребёнок проявляет резкость и раздражительность, обидчивость и ранимость.

«Пытаясь понять незащищенность, ранимость подростка, представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расщелины скал на время, необходимое для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент, когда они так уязвимы, на них кто-то нападает и ранит их, рана эта сохранится навсегда, и панцирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны» - Француаза Дольто

Разные области головного мозга развиваются с разной скоростью.

Гипокамп, который отвечает за память, увеличивается в размерах. Это приводит к заторможенности ребёнка, сонливости, снижению интеллектуальной деятельности. Если раньше он отличался прекрасной памятью, то в средней школе ему трудно учить наизусть. Также у подростков наблюдаются трудности с засыпанием вечером и ранним пробуждением.

Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту мышц, что приводит к болям в ногах, шумам в сердце.

Интенсивное развитие грудной клетки и легких провоцирует обмороки у детей от долгого сидения в непроветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом.

"Мне страшно, но я в этом не признаюсь!"

Мозгу подростка свойственно испытывать тревогу, страхи, как у детей четырёх-шести лет. Но если пятилетка громко заявляет свой страх, то десятилетний подросток не всегда признается взрослым, что он боится. Боятся только «малявки», а подросток считает себя уже взрослым. Он учится сам бороться с негативными мыслями и самоуспокаиваться, но область мозга, которая отвечает за аргументацию и контроль ещё не развита. Поэтому так важна поддержка взрослого, который рядом.

Такое неравномерное развитие областей мозга является причиной любви к риску, с одной стороны, и излишней осторожности подростков - с другой.

Центр мозга, ответственный за удовольствия, развивается быстрее, чем префронтальная кора. Поэтому срабатывает поговорка «Вижу цель — не вижу препятствий».

Подросток, предвкушая удовольствие от прыжка с высоты, не успевает оценить риски и действует. Прыжки с гаражей, селфи на крыше высотки и другие его рискованные действия мотивированы жаждой удовольствия, адреналина. С другой стороны, если какой либо шаг оценивается ребёнком, как небезопасный, то ему очень трудно отказаться от своих убеждений. Например, отец прыгает в озеро на глазах у подростка и приглашает повторить прыжок. Ребёнок перед этим посмотрел сюжет о том, как опасно прыгать в открытых водоемах. Если эта ситуация зафиксировалась, как небезопасная, то никакие аргументы и личный пример родителя не помогут убедить ребенка прыгнуть.

Развитие мышления от образного к абстрактному происходит постепенно и неровно. Это объясняет попеременное проявление полярных свойств психики, когда целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью, повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенность чувств с циничностью.

Вот какой бурный, разнонаправленный, интересный и сложный мир подростка. Почему тинейджеры так помолодели? Не подталкиваем ли мы сами детей к раннему взрослению? Может таким образом детская психика адаптируется к внешним вызовам и заранее запускает процессы созревания?

Эти вопросы не имеют однозначных ответов.

Мы требуем от наших детей волевых действий, самодостаточности, уверенности в себе, проявления своих интеллектуальных способностей, усидчивости, послушания и много другого, что свойственно не всем взрослым.

Родителей и учителей пугает подростковый возраст

Прежде всего надо понимать, что дети в этот период больше всего нуждаются в поддержке, и мы в силах им помочь. Как именно помочь, мы детально поговорим в следующем материале.

  • А сейчас постарайтесь просто осознать, каково вашим десятилеткам. Насколько сложный у них период. Одно осознание этого - уже полдела. Не думайте, что их задача вас достать. Нет. У них другие задачи и проблемы.
  • Смотрите детям в глаза с теплотой.
  • Кладите руку на зону поддержки (между лопаток), пока разговаривайте с ними, будьте внимательны к его мнению.
  • Помогите полноценно отдыхать (свежий воздух, легкий спорт, нормальная еда и достаточный сон).
  • И... сами заботьтесь о своем ресурсе, ведь только не выгоревшая мама может контенировать все сложные эмоции ребенка и отвечать любовью и принятием.

Подростковый кризис – гора, на которую взбирался каждый взрослый, и пропасть, в которую может попасть каждый подросток. Давайте искать мостик, может, и не очень прочный, но который со временем можно укрепить.

Признаки и развитие кризиса

Итак, подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.
Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростковый возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.
Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления:
  1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток, часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками, и при этом так и не насыщается этими разговорами.
  2. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение.
Однако, все эти специфические для данного возраста проявления необходимы для развития полноценной и гармоничной личности. Именно в этот период происходит завершение определенной стадии . Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению.
Сам кризис имеет несколько фаз:
  1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.
  2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе выходить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли).
  3. Посткритическая. Построение новых отношений.
Важно отметить, что сам кризис имеет два варианта развития.

Кризис независимости

Первый наиболее известный, когда подросток ведет себя независимо ото всех. Так и называют кризис независимости. Чаще это своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые до этого он выполнял, ревность к собственности.
Это все типично для этого возрастного периода. Кризисные симптомы нельзя просто взять и вычеркнуть из жизни взрослеющего ребенка. Важно помнить, что проявляются они не всегда, а эпизодически. Их не стоит обострять в первую очередь родителям.
Ведь когда нам, взрослым, плохо на душе и сложно разобраться в своих чувствах, то чаще мы просим нас не беспокоить. Это выполняется, мы – авторитет, мы – взрослые. А вот наше чадо, чувствует то же самое, но в силу своих несовершенных эмоций, неумения управлять ими и своим поведением начинает кричать, срываться или, наоборот, замыкаться. С этим сложно бороться. А надо ли? Все это крик, взрослеющей души о помощи, а не о порицании и чтении моралей.
Рекомендую читателям МирСоветов выслушать крик своего ребенка спокойно, по крайней мере, попробуйте. Это тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Но согласитесь, это лучше, чем его выслушают где-то, кто-то, даст совет сомнительного содержания и предложит не обращать внимание на этих ничего не понимающих родителей, а лучше придти сюда, на улицу.
Применение силы и постоянных категоричных заявлений больше разжигает негодование ребенка и подталкивает подростка к совершению поступков, которые могут сломать жизнь ему и нам. Авторитарность и сила – это чаще наше оружие при нашей беспомощности с детьми. Лишь в некоторых случаях это имеет место быть.

Кризис зависимости

Редко, но в последнее время все чаще и чаще встречается второй путь развития кризиса, так называемый кризис зависимости.
Тогда подростковый период протекает несколько иначе: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, возвращение к своим старым интересам. Поведение подростка говорит: «Я ребенок и не хочу взрослеть». Этот вариант кризиса на первый взгляд кажется легче, но это совсем не так. Подросток становится инфантильным. Его личность замедляет свое развитие.
Как это ни грустно, но, как правило, протекание кризиса зависит от взрослых и стиля семейного воспитания.
Поэтому взрослому стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. Наш подросток, ребенок внешне и взрослый внутренне, примет законы жизни. Вот какие они будут, во многом зависит от его окружения. И это не только сверстники, но и взрослые.

Как помочь подростку преодолеть кризис?

Как правило, родители, которые стремятся помочь повзрослеть своему сыну или дочери, не совершают типичных ошибок. И читателям MирСоветов также рекомендую искать способы для сглаживания конфликтных ситуаций, их много.
  1. Компромисс – один из выходов в конфликтной ситуации. Нам взрослым проще взвесить ситуацию и принять самим или подтолкнуть к этому решению подростка. К примеру, подросток бурно реагирует на вопрос о порядке в его комнате и его вещах. Это и есть ревность к собственности, свойственная возрасту.
    А если мы найдем компромисс и договоримся, что не трогаем его вещи и комнату, но 3 раза в неделю (кстати, дни он может выбрать сам), мы проверяем порядок, и если таковой отсутствует, вместе его и наводим.
  2. Требования в семье должны быть едиными для всех. Например, для приема пищи отводится определенное место (в каждой семье оно свое, но чаще кухня или столовая). Все члены семьи обязаны кушать в кухне. Если мы позволим себе расслабиться и отужинать в гостиной, то и наш подросший ребенок тоже станет это делать (почему нам можно, а ему нет).
  3. Принятие подростка на равных с взрослым. Выслушивать его мнение и принимать его во внимание при решении семейных вопросов.
  4. Помощь своему ребенку в управлении эмоциями. Самим стараться быть сдержаннее при общении с ним.
  5. Интерес к увлечениям ребенка. Чем больше общего, тем больше тем для разговоров, а значит, теплее и крепче детско-родительские отношения.
  6. Поощрение и поддержка подростка. Без напоминания убрал в комнате, подготовил дополнительный материал – подобные проявления самостоятельности обязательно должны быть отмечены нами, ведь для нас это само собой разумеющееся, а для него практически подвиг.
  7. Сравнение своего ребенка со сверстниками недопустимо. Лучше этого не делать никогда, но особенно в этот период. Подросток часто не предсказуем и реакция может быть неадекватной.
  8. Выслушивание подростка и использование приема отраженного слушания, подтверждая его чувства путем повторения того, что услышали. Например, если он говорит, что не любит убирать в комнате, то мы перефразируем: «Я вижу, что тебе не нравится убирать в комнате….». Но при этом избегаем давать оценку словам и действиям подростка.
Всем родителям важно понять, что по мере взросления ребенок становится более самостоятельным, ведь именно этого мы и хотели. Сначала мы стремимся всеми силами, чтобы наше малыш сам мог сделать то или другое. Чтобы у него было свое мнение, и вот неминуемо наступает момент, когда подросток его всячески нам демонстрирует. Что ж остается радоваться (на самом деле, мы его к этому вели), а вместо этого мы начинаем спорить и говорить, что ты мал, иметь свое мнение. Ну не парадокс ли? Ведь пришло время, когда наш подросток учится выражать, а главное отстаивать свою точку зрения, пускай не всегда верную. Давайте будем теперь учить его и учиться сами слушать и выслушивать друг друга. Учиться конструктивно выходить из различных ситуаций.
Ведь мы, такие успешные взрослые, всему этому научились именно в тот сложный для нас и наших родителей подростковый кризис.

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: . При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди