10.10.2019

Пенсионерам понизили прожиточный минимум. Что такое прожиточный минимум, зачем он нужен, и каков его размер? Какой прожиточный пенсионера на год


Прожиточный минимум — очень условная величина, которая подразумевает собой минимально достаточную сумму денег, на которую можно будет приобрести не только необходимые продукты, но и непродовольственные товары. К сожалению, как на практике прожить на установленный минимум, законодатель не поясняет, а прожиточный минимум пенсионера в 2017 году оказывается еще меньше, чем минимум для работающего.

Что входит в состав прожиточного минимума

Прожиточный минимум включает в себя, во-первых, минимальную продуктовую корзину с детально прописанным перечнем продуктов, которые якобы достаточны для того, чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность человека и обеспечивать его полноценным питанием. Во-вторых, в состав минимума входит оплата коммунальных и прочих услуг и даже посещение им культурных мероприятий, а также покупка непродовольственных товаров.

Если сравнить этот список в России с аналогами в развитых западных государствах, то выяснится, что российский список “беднее” даже по набору товаров и услуг примерно вдвое. Настолько же — в два и даже с два с половиной раза, по оценкам экспертов, искусственно занижен прожиточный минимум в России в принципе. Дело в том, что прожиточный минимум воспринимается правительством как чисто статистический показатель, но в зависимости от него находится расчёт минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии, а это уже судьбы и достаток реальных людей.

При расчёте прожиточного минимума также учитывается, производится ли он для человека трудоспособного возраста, для ребёнка или для пенсионера. Для пенсионера рассчитан набор товаров и услуг минимальный, прожиточный минимум пенсионера на 2017 год поэтому самый низкий из всех.

Величина прожиточного минимума пенсионера на 2017 год

Прожиточный минимум рассчитывается в каждом из регионов страны отдельно, что и понятно — уровень цен везде разный, и продукты в Краснодаре могут стоить в разы дешевле, чем в Салехарде. Однако, есть и общероссийский прожиточный минимум пенсионера на 2017 год, который, правда, по указанным причинам будет отличаться от величины минимума в вашем регионе. Есть всего несколько мест, где устанавливается прожиточный минимум, равный общероссийскому. Это Бурятия, Калининградская область и Байконур. В остальных регионах страны в 2016 году прожиточный минимум пенсионера составлял от 6391 до 19000 рублей.

В 2016 году средняя по стране величина прожиточного минимума пенсионера составила 8025 рублей, на 2017 год в случае пересмотра этой величины, стоит ждать прожиточный минимум для пенсионера в среднем по стране в диапазоне от 8922 до 9252 рублей.

Очевидно, что даже в случае повышения сумма окажется неприлично маленькой, и пенсионеры, получающие минимальную пенсию, равную прожиточному минимуму пенсионера, будут продолжать прозябать в нищете, поскольку в реальном мире, а не в статистических выкладках правительства, прожить на 8-9 тысяч совершенно нереально. Если даже углубиться более детально в список продуктов, которым предлагает довольствоваться правительство, то это больше походит на издевательство — половина яйца, 80 мл молока, 50 г рыбы в день и прочее. Когда такие нормы утверждаются депутатами Госдумы, которые получают 450 тысяч каждый месяц, абсолютно понятно, что они просто не понимают, что именно принимают, полностью оторвавшись от реальной жизни избирателей, интересы которых они по задумке должны были бы представлять и отстаивать.

По сути, расценивая прожиточный минимум как чисто статистическую величину для расчёта параметров бюджета и подгоняя его размер к нужному уровню, при котором будет сходиться бюджет государства, правительство и Дума игнорируют нужды обычных пенсионеров. Нельзя сказать, что у государства нет денег на достойную жизнь для своих пенсионеров, но бюджет составлен так, что в “шоколаде” оказываются военные и спецслужбы, огромная часть бюджета вовсе засекречена, и сто процентов, что в тайне держатся не расходы на пенсионеров или бюджетников, поэтому пенсионерам остаётся по-прежнему надеяться только на себя и продолжать просто выживать.

На данном этапе власти сравняли минимальную оплату труда с прожиточным минимумом, как и должно быть по законодательству и логике. Вся работа была закончена 1 мая 2018 года, а не в 2019 году, как было запланировано ранее. Однако пока речь не идет о повышении пенсий до уровня МРОТ, хотя правительство работает и в этом направлении.

Уже давно всем было очевидно, что существующее положение, когда минимальная зарплата ниже уровня прожиточного минимума, абсурдно. Власти взялись за исправление ситуации. Все должно было проводиться поэтапно, чтобы не было большой нагрузки на бюджет. Весь процесс должен был закончиться в 2019 году.

Выравнивание показателя МРОТ и прожиточного минимума решено было проводить в три этапа. Первый был осуществлен в 2017 году. Далее в январе 2018 года МРОТ уже достиг размера 9489 рублей, что составляло 75% от ПМ.

Оценка экономической ситуации показала, что сейчас обстановка немного стабилизировалась. В прошлом году инфляция не перешагнула показателя 2,5%. В связи с этим Владимир Путин сделал заявление, что есть возможность повышения МРОТ до уровня ПМ уже в мае текущего года, а не следующего, как планировалось.

Прожиточным минимумом (ПМ) называют ценовое выражение минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, без которых невозможно сохранение здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В России этот показатель отдельно рассчитывается для разных категорий населения:

Людей трудоспособного возраста;

Пенсионеров;

МРОТ – минимальная зарплата без вычета налога на доходы физлиц. Ниже данного показателя оплата труда быть не может, поскольку это грозит работодателю штрафами и привлечением к уголовной ответственности.

Влияние нового уровня МРОТ на повышение пенсии

Напрямую повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума с пенсиями никак не связано. Увеличение минимальной зарплаты до прожиточного минимума не означает автоматического увеличения государственных выплат пенсионерам.

По прежнему пенсия может быть ниже уровня ПМ для пенсионеров. Однако на законодательном уровне эта разница убирается за счет положенных в таком случае человеку социальных доплат.

На подобные доплаты из бюджета страны тратятся огромные суммы. Именно такое положение и заставляет власти принимать меры по изменению создавшегося положения, потому что государство ничего не выигрывает, если пенсии ниже ПМ. Наоборот, бюджет страдает.

Связь МРОТ и размера пенсии обнаруживается в том случае, если для расчета государственных выплат используется показатель среднемесячной оплаты труда. Такой подход используется как раз в случае начисления страховой пенсии.

Чем выше была зарплата, тем больше отчислений человек произвел в казну Пенсионного фонда.

В связи с увеличением МРОТ пенсия повысится у людей, чьи страховые взносы возросли.

Москва – самый дорогой город в стране, согласно статистике 2017 года, поэтому и прожиточный уровень пенсионера в столице намного больше, чем в отдельных регионах.

Прожиточный минимум любого населённого пункта – это стартовая площадка для отсчёта всех выплат пенсионерам и малоимущему населению.

Все размеры выплат, не достигающие прожиточного минимума в любом регионе, должны подтягиваться искусственно. Так определяет законодательство РФ, и это делается вне зависимости от региона.

С 2015 г. пенсию в столице начали рассчитывать по новым нормативам в соответствии с законом о страховых пенсиях в РФ. С 01.01.16. прожиточный минимум пенсионера в Москве составил 11428 рублей .

Таким образом, ориентация всех выплат нацелена на эту цифру. Если сумма выплат пенсионеру не достигает данной цифры, то ПФ изыскивает возможности, чтобы произвести доплаты гражданину и довести уровень пенсионных выплат до уровня потребительской корзины. Правительство Москвы находит возможности предоставления муниципальных надбавок и дополнительных выплат.

Московские пенсионеры имеют право также на льготы и бесплатные услуги:

  1. На получение субсидий на оплату 50% коммунальных услуг.
  2. На бесплатное пользование общественным транспортом в пределах города.
  3. На бесплатное лечение в санатории.
  4. Изготовление зубных протезов в муниципальной стоматологической клинике. Исключаются драгоценные металлы и керамика.
  5. На 50% скидку от действующих расценок на трансляцию телевизионных программ кабельного телевидения.
  6. На компенсацию в сумме 230 рублей за оплату услуг телефонной связи. Данная скидка предоставляется одиноким старикам и семьям пенсионеров, неработающим пенсионерам с несовершеннолетними иждивенцами.
  7. На социальное обслуживание социальным работником на дому. Этой услугой могут пользоваться одинокие пенсионеры, супружеские пары преклонного возраста, которые нуждаются во временной или постоянной помощи по хозяйству: приобретении предметов первой необходимости и продуктов, уборке квартиры.
  8. На вещевую и продовольственную помощь. Поддержка оказывается со стороны социальной службы пожилым людям, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации.
  9. На услуги по уборке квартир одиноким пенсионерам, неспособным делать это своими силами.
  10. На патронаж – производится социальными службами. Услуга заключается в полном или частичном обслуживании одиноких пенсионеров.

Если пенсионер не желает пользоваться правом бесплатного проезда, то по его письменному заявлению ему заменяют эту льготу денежной выплатой, которая прибавляется к пенсии.

Перечень льгот и услуг, которые оказываются пенсионерам на бесплатной основе, довольно велик. Для того чтобы ими воспользоваться, необходимо обратиться с заявлением в службу соцзащиты населения по месту жительства.

Основное условие предоставления льгот – граждане должны достичь пенсионного возраста. Ещё одно условие, при котором данные услуги предоставляются: пенсионер должен прожить в Москве не меньше 10 лет. Остальные вопросы решаются в индивидуальном порядке.

Потребительская корзина – это своего рода материальный эквивалент прожиточного минимума, установленного в Москве, на который происходит ориентация при начислении пособий и надбавок.

В 2017 г. пенсионные выплаты формируются, исходя из 2 частей: накопительной и страховой . При начислении пенсии основными параметрами расчёта являются накопленные баллы, страховой стаж и отчисления работодателя.

Если срок работы пенсионера не ограничится наступлением пенсионного возраста, то этот факт окажет влияние на величину социальной поддержки пенсионеру.

Важно, что в расчёт идут все выплаты официального характера, то есть, те, которые значатся во всех финансовых документах.

Если при полном расчёте всех заработанных во время трудовой деятельности сумм, их размер не достиг значения прожиточного минимума, 11428 рублей, то самое время искать варианты для установления социальных доплат пенсионеру. О том, какие доплаты положены пенсионерам в 2017 году, читайте в этой статье.

Такое право имеют неработающие пенсионеры, которые проживают в Москве, как минимум, 10 лет и имеют в столице постоянное место регистрации.

Минимальный размер пенсии в Москве составляет 9035 руб., но, исходя из того, что потребительская корзина превысила намного этот показатель, власти столицы выделяют из бюджета города доплаты пенсионерам. Таким образом, социальный стандарт составляет в общей сложности 12000 руб.

Учитывая факт, что в Москве цены на продукты и услуги выше, чем по России, то и выплаты производятся с учётом этого. В этом случае пенсия выступает как социальный стандарт.

При его определении учитывается сумма социального обеспечения граждан на конкретный календарный год. Далее к ней прибавляются надбавки, выделяемые из бюджета города.

Таким образом, минимальный размер пенсии для московских пенсионеров не может быть ниже социального стандарта. Однако, не каждый пенсионер приобретает право на социальные выплаты.

Кроме условия проживания в течение определённого периода, установлены другие правила:

  • Гражданин не должен быть трудоустроен.
  • Не должен заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Финансовое обеспечение должно превышать прожиточный минимум.

Что касается трудоустроенных пенсионеров, то все имеющиеся и предстоящие социальные доплаты их минуют, даже несмотря на то, что размер пенсии не достигает социального минимума. Их основным доходом является в этот период заработная плата.

Прожиточный минимум пенсионера в Москве в 2017 году

Минфин считает, что в этом году «переплатил» за социальные пособия

Правительство уменьшило заложенный в проект бюджета на 2017 год прожиточный минимум пенсионера с 8803 до 8540 рублей. Это означает, что до 8540 рублей в месяц снижается и гарантированный федеральным бюджетом уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров. «Старые» пенсионеры, то есть вышедшие на пенсию до 31 декабря 2016 года, разницы не заметят. А «новым» придется жить по-новому.

Российская система оказания социальной помощи архаична и запутанна, как глухая, непролазная чаща. Но чтобы понять суть изменений, заложенных в одном из внесенных на днях в Госдуму правительственных законопроектов, в эту чащу придется углубиться.

Итак, в законе «О государственной социальной помощи» с 2009 года прописано: общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть ниже, чем установленный в его регионе на данный год прожиточный минимум пенсионера (ПМП). Если региональный минимум ниже, чем установленный на этот же год в среднем по стране, то разницу доплачивает федеральный бюджет. Все, что сверх среднего по стране, приходится доплачивать бюджету региона.

Этот установленный прожиточный минимум рассчитывается по специальной методике и не совпадает со статистическим, то есть стоимостью нищенской потребительской корзины, которую постоянно замеряет Росстат. А в понятие «материальное обеспечение неработающего пенсионера» входит не только пенсия, но и денежные эквиваленты льгот на оплату транспорта, ЖКХ и прочие меры социальной поддержки.

В 2016 году федеральный прожиточный минимум пенсионера - 8803 рубля. В 14 регионах он был установлен выше этого уровня (это Москва и Московская область, а также ряд субъектов Федерации - Сибири, Урала, Крайнего Севера и Дальнего Востока). В пяти регионах равен федеральному, то есть 8803 рублям, во всех остальных - ниже федерального, иногда на 2–3 рубля, а иногда и на пару тысяч.

Прогнозируемый по итогам 2016 года уровень инфляции - 5,8%. Казалось бы, примерно в таком объеме должен вырасти и федеральный ПМП на 2017 год. Но в проекте бюджета, с которым сейчас разбирается Госдума, он заложен на 263 рубля меньше: 8540 рублей в месяц!

В Министерстве труда и социальной защиты «МК» объяснили, что необъяснимое с точки зрения житейской логики снижение вызвано «существенным замедлением темпов роста потребительских цен и, как следствие, уменьшением базы для прогноза - величины прожиточного минимума за 2016 год». То есть когда верстали бюджет 2016 года, думали, что инфляция окажется больше, чем получилось по факту, и «заложились» с запасом. А реальный ПМП, по данным Росстата, во втором квартале не превышал 8171 рубля. «Мы фактически переплатим (на социальные доплаты. - «МК») 30 млрд рублей из-за того, что прогнозный ПМП оказался выше реального», - заявила на заседании думского Комитета по труду и социальной политике представитель Минфина...

Снижение с 1 января 2017 года среднего по стране ПМП до 8540 рублей могло бы привести к снижению уровня жизни части неработающих пенсионеров, потому выше этой суммы федеральный бюджет ничего не гарантирует, а регионы при установлении своих ПМП вполне могли бы их тоже снизить. Но перед выборами 2018 года это было бы недопустимо. Поэтому правительство решило сохранить уровень материального обеспечения малоимущим неработающим пенсионерам (тем, у кого пенсия плюс разные субсидии и пособия меньше 8803 рублей в месяц) не ниже той величины ПМП, которая действовала в регионе их проживания или пребывания на 31 декабря 2016 года. Грубо говоря, меньше, чем в этом году, получать они не будут, что обойдется федеральному бюджету в 2,4 млрд рублей дополнительно.

«Я не думаю, что регионы будут снижать свои прожиточные минимумы - они, как правило, устанавливают их выше статистических, но ниже федерального или равными ему, чтобы поддержать малоимущих, но самим ничего не доплачивать», - предположил в разговоре с «МК» Андрей Исаев («ЕР»). «Решения будут приниматься исходя из местных особенностей, у региональных властей есть некий страх перед этой темой, ведь пенсионные вопросы - как минное поле», - сказала «МК» экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она считает схему, которая гарантирует нынешним неработающим пенсионерам уровень материального обеспечения в следующем году не ниже нынешнего, «разумной мерой, которая позволяет не подставляться политически».

Субъекты Федерации по правилам должны устанавливать свои ПМП на следующий год до 1 ноября. Полных данных еще нет, но некоторое представление о картине получить уже можно. Например, в Тверской области в 2016 году ПМП был 8540 рублей в месяц - на 2017 год он оставлен прежним, как будто никакого роста цен в этом регионе за год не произошло, и увеличения социальной доплаты здесь ожидать не приходится. По тому же пути пошли во Владимирской области: там ПМП останется на уровне 8377 рублей. А вот в Башкортостане ПМП вырастет с 7842 рублей до 8015 рублей, в Московской области - с 8950 рублей до 9161 рубля, а в Москве - с 11 428 до 11 561. Но есть регионы, где показатель вслед за федеральным действительно снижается: например в Астраханской области - с 7900 до 7600.

«Необходимо менять методику расчета прожиточного минимума, потому что то, что мы наблюдаем, - это чушь», - заявил на заседании Комитета по труду и социальной политике Олег Шеин («СР»). Члены комитета с ним согласились. Представитель Минфина покивала головой...

Дополнительным аргументом в пользу пересмотра методики служит проект бюджета на 2017 год и плановый период до 2019 года: там говорится, что, снизившись в 2017 году до 8540 рублей, ПМП пенсионера резко вырастет до 9364 рублей в 2018 году и до 9729 рублей в 2019 году, хотя инфляция в эти два года, по прогнозам того же правительства, не будет превышать 4%.

Любопытный момент, о котором надо помнить всем россиянам, кто станет неработающим пенсионером после Нового года: «новым» неработающим пенсионерам в 2017 году материальное обеспечение федеральный бюджет гарантирует не выше 8540 рублей. «Действие законопроекта распространяется на тех пенсионеров, у которых право на получение социальной доплаты к пенсии возникло не позднее 31 декабря предыдущего года, т.е. на тех, кто получает (имеет право на получение) социальную доплату в 2016 году», - подтвердили «МК» в Минтруда. Эта разница, считает правительство, сохранится лишь на один 2017 год, а потом все малоимущие неработающие пенсионеры - и «новые», и «старые» - вновь в правах уравняются.

Какие размеры доплаты к пенсии в 2018 году? Кто может их получить? Кто выплачивает доплату? Объясняем, кто именно имеет право на социальную доплату к пенсии и приводим таблицу по регионам России.

Минимальная пенсия в 2018 году: это сколько?

В законодательстве такого понятия как “минимальный размер пенсии” нет. Однако есть официальны документ, который предусматривает, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). То есть, размер прожиточного минимума пенсионера можно условно считать размером минимальной пенсии по старости.

Федеральный и региональный прожиточный минимум для пенсионеров

Величина ПМП для определения размера федеральной и региональной социальных доплат к пенсии устанавливается в целом по РФ и в каждом субъекте РФ. Так, на 2018 г. по РФ она составляет 8 726 руб., в Москве - 11 816 руб.

Если общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины регионального прожиточного минимума, который, в свою очередь, ниже федерального минимума, то пенсионеру установят федеральную социальную доплату. Если величина регионального прожиточного минимума пенсионера превышает величину федерального ПМП, пенсионер получит региональную социальную доплату. Социальная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигла величины региональной “минималки”.

Кто платит социальную доплату к пенсии

Источники выплат федеральной и региональных доплаты к пенсии различны:

  • федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ;
  • региональная социальная доплата (РСД) выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

Таблица социальных доплат к пенсии на 2018 год

В 2018 году неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, полагается я федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. установленного в регионе проживания пенсионера.

Далее предлагаем ознакомиться с таблицей. Посмотрите на размер прожиточного минимума. Если ваше материальное обеспечение ниже этой суммы, то вам полагается доплата до “минималка”. Федеральная или региональная - указано в правом столбце.

Имейте в виду!

При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все денежные выплаты, которые ему назначены, в том числе срочная пенсионная выплата, и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются.

Наименование субъекта РФ

Величина прожиточного минимума
пенсионера в субъекте РФ на 2018 год

Вид СД (ФСД/РСД)

В целом по Российской Федерации

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Московская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Ненецкий АО

Вологодская область

Калининградская область

г. Санкт-Петербург

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Республика Крым

г. Севастополь

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский АО-Югра

Ямало-Ненецкий АО

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди