25.09.2019

Педагогические требования к воспитанию детей в семье. Единые требования в воспитании ребенка. Взаимодействие семьи и школы


Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему, его поведению никаких требований? Это вопрос далеко не праздный. Требования, их содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной системы. А воспитательные системы различны не только в конкретных семьях, но и у целых народов.

У каждого народа складывается своя система воспитательных требований, которые диктуют, в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволять. Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями. До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени мягкости-жесткости отношения взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте эта однобокость уравновешивается повышенной строгостью, требовательностью. Европейская модель воспитания несколько иная: в раннем возрасте воспитание достаточно регламентированно правилами, требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль ослабляется.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Наиболее общим средством организации жизни ребенка в семье является режим, представляющий собой правильное распределение во времени основных жизненных процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Выполнение режима - это прежде всего сохранение и укрепление нервной системы дошкольника, а следовательно, поддержание его в уравновешенном, спокойном и деятельном состоянии. Режим воспитывает в детях привычку к порядку, дисциплинированному поведению. Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности, требования взрослых.

В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления - определенная форма выражения требования. Например: «Поиграл в кубики - сложи их в коробку», «Если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит, попроси: «Разрешите, пожалуйста».

Побудительная сила требования зависит от его ясности, четкости формулировки. Малышам целесообразно «разложить» требования по действиям, показать отдельные из них. Благодаря такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности, необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта поведения, деятельности возможна обобщенная формулировка требования: «Артем, пора готовиться ко сну», «Олег, наведи порядок, пожалуйста, на своем столе».

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности. Родителям не следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять» его на следующие достижения. Например, трехлетняя Настя умеет сама надевать кофточку, поэтому мама предлагает ей: «Кофточку надень сама, а пуговицы попробуем застегнуть вместе».

Следует помнить о разумности требований. Это значит, что ребенок должен понимать, что и для чего он делает. Кроме того, необходимо создать реальные условия для выполнения требований, указаний взрослых, обеспечить выполнение требований материальными средствами, причем важно, чтобы они подбирались с учетом сил и возможностей ребенка. Если, например, ребенку предложить взрослые столовые приборы, он нескоро научится есть с помощью ножа и вилки. Иногда дети не могут выполнить требования взрослых в силу того, что не владеют необходимыми навыками и умениями. Поэтому родители должны формировать у детей разнообразные умения и навыки с тем, чтобы последовательно повышать требовательность к их поведению, деятельности.

Требования достигают цели при условии, что они выполнены ребенком, доведены до конца (в том числе и с помощью родителей). И, напротив, дезорганизующее влияние на ребенка оказывают многочисленные требования, которые не согласованы взрослыми членами семьи и не обязательны для выполнения.

Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с требованиемю. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес взрослого к своей личности. Требования в форме окрика, угрозы с раздражительными интонациями плохо воспринимаются ребенком и не вызывают у него желания слушаться взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит осознание требований взрослых, понимание их разумности, необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно увидеть зачаточные формы превращения внешних требований родителей во внутренние побудители поведения. Ребенок начинает понимать требования, выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.

В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания. А.В Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

К максимуму требовательности в воспитании в свое время призывал А.С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату, освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Венгерские психологи Й. Раншбург и П. Поппер считают, что у ребенка выражена потребность в собственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок достаточно рано хочет сам познавать мир, пробовать свои силы. Вот трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет. «Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случаях говорят об отрицательном стимулировании компетентности ребенка. Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение что-либо выполнить характеризуют положительное стимулирование компетентности.

При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения, отговаривают ребенка, внушают ему «ты не можешь!». Поднял ребенок сухую ветку - «выколешь глаз», подошел к луже -«упадешь!», взял чашку со стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, - «разобьешь!». Одним словом - бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен. К чему это ведет? К ослаблению веры в свои силы, утверждению в отрицательном мнении о себе и своих способностях. Ребенок ориентируется на внешний контроль, а это ведет к боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых. Одним словом, вырастет человек, не уверенный в себе.

При положительном стимулировании детской компетентности ему, напротив, внушают, что у него все получится, что он все сумеет, тем самым укрепляют его веру в свои силы и возможности. Ребенок «растет» в собственных глазах. Ненавязчивая помощь родителей направлена на развитие у ребенка внутреннего контроля за своим поведением. А это, в свою очередь, благотворно для укрепления самостоятельности, становления ответственности. В совокупности все приемы положительного стимулирования компетентности ребенка помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.

Итак, задача родителей организовать жизнедеятельность детей не столько с помощью внешней регламентации, через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

, Работа с родителями

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством взрослых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В общении с близкими формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, их делам и поступкам. Воспитание ребенка начинается в семье с самого раннего детства, с первых лет и даже месяцев жизни. Мать кормит малыша. Само присутствие, интонация речи, ласковые прикосновения оказывают на него влияние, вызывая радостное оживление, улыбку.

Для того чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьей.

Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, честным и справедливым, великодушным и добрым, патриотом своей родины или эгоистом, замкнувшимся в узком кругу своих интересов.

Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Но родителям нужно объяснить, что этого недостаточно.

Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от матери, отца и всех остальных членов семьи не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступится своими личными интересами.

Некоторые молодые родители полностью перекладывают воспитание своего ребенка на уже слабые плечи бабушек, которые, излишне балуя и опекая своих внуков, наносят тем самым им вред. Такие дети, попадая в детский сад, труднее входят в коллектив, медленнее приобретают навыки самообслуживания.

Весь повседневный жизненный уклад семьи, обстановка, окружающая ребенка, вещи и отношение к ним взрослых воспитывают и формируют мировоззрение детей.

Ребенок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо в его поведении. Разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношение к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют, как правило, от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

Оценивать свои поступки ребенок тоже учится у близких, любимых им людей. Здесь важно всё, какими словами, и в каком тоне высказано родителями суждение, каким взглядом и действиями оно сопровождается.

Посоветуйте родителям чаще задумываться над тем, всегда ли их поведение может быть примером для подражания.

Большое влияние на развитие и воспитание ребенка оказывает речь окружающих его взрослых. От них он слышит и усваивает первые слова, с их помощью овладевает родной речью. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за чистотой и выразительностью своей речи.

Следует напомнить родителям, что нельзя посвящать детей в существо ссор в семье, привлекать к выяснению отношений между родителями. Родители должны знать, что одним из непреложных условий успешного воспитания ребенка в семье является их авторитет.

Детей всегда интересует, чем занимаются родители, кем они работают. Они гордятся трудовыми успехами своих родителей. Восторженно отзываясь о хороших поступках родителей, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение как образец подражания.

Родители должны помнить, что всё их поведение находится под постоянным контролем ничего не пропускающих, внимательных глаз детей, с любопытством наблюдающих за ними.

Уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем хоть и маленького, но всё-таки человека – необходимые условия для укрепления родительского авторитета.

Для того чтобы правильно разобраться в поведении детей, установить причину того или иного их проступка, родителям необходим определенный педагогический такт, внимательное отношение к событиям жизни ребенка, его стремлениям и привязанностям, настроению, состоянию здоровья. Иногда родители в своих взаимоотношениях с детьми не учитывают этого.

Очень важно уметь внимательно выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ведь ребенок, рассказывая родителям о чём-то своём, сокровенном, оказывает этим самым высшее доверие. Но, к сожалению, родители в таких случаях часто остаются безучастными либо стараются уклониться от разговора.

Ещё опаснее сразу выражать своё бурное возмущение, если даже поступок ребенка, о котором он рассказал, заслуживает порицания. Если поведение, о котором рассказал ребенок, необходимо осудить, это нужно сделать, но не обязательно тотчас же, а, может быть, через некоторое время и непременно в тактичной форме. Иначе он обидится, замкнется в себе, появится та скрытность в общении с родителями, которая может перейти в будущем в полную отчуждённость.

Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям нехваткой времени, работой, хозяйственными заботами.

Важно также, чтобы родители поняли, что ребенок испытывает на себе влияние всех членов семьи, даже в тех случаях, когда кто-то как бы отстраняется от воспитания. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать правильно, у него вырабатывается навык оценивать ситуацию и характер своих поступков.

Очень важно, чтобы навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в семье, закреплялись в детском саду. Единые, согласованные требования семьи и детского сада – одно из условий правильного воспитания.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в детском саду и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой, игровой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Особенностью воспитательно-образовательной системы, является единство целей и задач общественного и семейного воспитания.

Татьяна Топоркова
Единство и понятность требований воспитания и развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи , полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей , которые поступали в общественные учреждения . В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый , совместный с педагогами процесс воспитания ребенка , уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно , если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований , которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском :аду и дома эти требования и стиль взаимодействия между ззрослыми и ребенком во многом различны , ему трудно будет в них сориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно - вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. Этот конформизм в будущем сослужит ему плохую службу, поскольку у него не сформируются собственные твердые представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом поведении.

Стратегия воспитания в дошкольном образовательном учреждении строится на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка . Она также учитывает возрастные психологические особенности не только всего периода дошкольного детства , но и каждого его этапа.

Требования к ребёнку со стороны семьи должны быть едиными .

Родителям необходимо создавать у ребёнка уверенность в том, что его любят, о нём заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.)

Отзываться на потребность ребенка в общении , а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»)

Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок , его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения

Никогда не говорить ребенку , что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо : нагрубил бабушке. Но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь не будешь делать этого*)- Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в адрес малыша.)

Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации : кто был не прав и почему)

Признавать право ребёнка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в :вязи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку.

Замечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться жлать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты.

Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребёнка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение.

Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора.

В дошкольном учреждении при воспитании ребёнка прежде всего выяснить каким ласковым именем называли ребёнка дома, и так же называть его в детском саду

Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку , его потребностям , интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении.

Проявлять заботу и оказывать помощь.

Понимать самоценность каждого ребенка , его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе

Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата

Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.

Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу Чаше рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.

Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребенка .

Уважать вкусы, привычки детей н их родных и близких

С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям.

Уважаемые взрослые! Обратите внимание на эти советы. Они помогут подойти верно к воспитанию детей , помогут избежать множества ошибок, найти взаимопонимание с ребёнком и установить личностно-доверительные отношения.

Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопонимания, единства требований, взглядов .

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

Вот статья с Интернет-сайта, автор которой, имеет свою точку зрения по этой теме. Он задает читателям вопрос

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

Каждый человек в своей повседневной жизни подчиняется каким-либо стандартам и нормам, в это число входят также ограничения и запреты. Одни продиктованы на основе моральных норм и законов, а другие особенностями здоровья и соображениями безопасности. Приходит момент, когда ребенок начинает постигать в обществе эту премудрость жизни. Итак, требования и запреты в семейном воспитании детей - тема разговора на сегодня.

Это очень не простой период жизни ребенка, он теперь очень часто от старших слышит слово "нельзя", а если вдруг ослушается, может даже по попе получить. Если родители в этот непростой период ведут себя не последовательно, то он еще более осложняется, например, сегодня разрешают, а завтра запрещают. Малыш также не понимает, почему старшей сестре или брату можно, родителям можно, а ему "нельзя".

Ребенок, как умеет, пытается протестовать: не слушается, капризничает, ломает игрушки - такова детская психология... В этом случае необходимо найти золотую середину , чтобы не допустить вседозволенность и чтобы не сломать формирующуюся личность, излишней строгостью. Для этого нужно учесть некоторые важные моменты в семейном воспитании ребенка.

Запреты должны распространяться на всех членов семьи. Например, всем нельзя в розетку совать палец, потому что это для жизни очень опасно. Запреты требуют неукоснительного выполнения, они предельно строги. Если все будут соблюдать запреты, то это будет говорить о том, что ребенок полноправный член семьи, как близкие люди.

Во избежание сложностей ограничения должны распространяться в конкретный период времени на конкретного человека и требовать точного выполнения. К примеру, папа умеет включать газ на плите, пользоваться острым ножом, поэтому он может это делать. Ребенок еще не умеет этого делать, поэтому для него эти предметы находятся в строгом ограничении.

Но запреты и требования не должны исключать возможности познания: малыш должен знать, как работают взрослые с каким-либо опасным предметом. Покажите ребенку, как хорошо острый нож отрезает хлебушек, и объясните при этом, что можно порезаться ножом и будет больно. Ребенок должен верить и знать, что в отличие от запретов, ограничения это временные "нельзя", так как для него это очень важно.

Список требований и запретов не должен быть большим. Если вы будете очень часто говорить малышу: "Это не бери, то не трогай, это не для тебя, это опасно, вряд ли он будет мириться с этим. Он тайком будет брать нож, спички, вставлять вилки в розетки, для того чтобы исправить в доме свое положение. Если разобраться, взрослые сами провоцируют своих детей подвергаться опасностям. Кроме этого, если взрослые постоянно прибегают к запретам, тем самым они создают вокруг своего малыша "опасное пространство". В этом пространстве ребенок не сможет нормально развиваться и расти. У ребенка могут появиться психологические комплексы, если он постоянно будет пребывать в стрессовой ситуации и ощущать страх.

Во избежание этого, сведите до разумного минимума количество ограничений и запретов. Если вам трудно, тогда все запреты и ограничения на листе бумаги, и разделите их на три части:

  1. Ради безопасности ребенка.
  2. Ради сохранения семейного имущества.
  3. Ограничения, которые продиктованы стремлением взрослых чувствовать себя спокойнее, свободнее, увереннее.

Первый пункт - это минимум "нельзя", соблюдения которого нужно добиваться от ребенка.

По второму пункту ваш жизненный опыт должен подсказать, как малыша нейтрализовать, чтобы он вдруг не разбил вазочку, со стола не стянул монитор компьютера, на пол не вывалил все белье из шкафа и т. д. Шкафы запирайте на ключ, ключ убирайте. Если нет замков, подойдет скотч или простая веревочка. Духи, вазочку, косметику и прочие, необходимо временно убрать с глаз. И так далее. Тем самым вы убережете ребенка от опасностей и травм и при этом сократите количество строгих запретов и ограничений. Никогда не оставляйте в доступных местах для ребенка все режущие и колющие предметы, зажигалки, спички, лекарства, уксус, бытовую химию и пр. чайник кипятите на дальней горелке. Погладили, утюг убирайте подальше от греха.

Если говорить о третьем пункте, то, безусловно, взрослые имеют право на спокойный отдых, личную жизнь, свободное время, даже, несмотря на то, что ребенок пытается заполнить собой все жизненное пространство. Но существует такая истина: свобода одного, это есть ограничение свободы другого. Например, вы смотрите любимый сериал и требуете от ребенка тишины, вряд ли он сочтет это справедливым. Но если уставшая мама легла поспать на часок, в этом случае ребенку нужно объяснить, что пока шуметь нельзя.

Необходимо постепенно вводить для ребенка требования и запреты, в день не более одного. И это следует делать именно тогда, когда ребенок начал проявлять интерес. К примеру, его очень заинтересовала розетка — расскажите ребенку о том, что в ней живет ток, и он очень не любит, когда суют пальчики в его норку, ток может "укусить". Если ребенок обратил свое внимание на газовую плиту, значит пришло время рассказывать об опасности огня и газа. Не нужно пугать ребенка, говорите ему только о реальных угрозах. Не скрывайте от ребенка, что он будет плакать, потому что это больно. Но не пугайте малыша уколами и врачами, потому что намучаетесь, если вдруг придется в будущем действительно делать инъекции. И не врите, что из розетки может вылезти кто-то страшный и унести в темный лес. Так как ребенок не только к розетке будет бояться подходить, но и в комнату входить.

Нужно избегать слова "нельзя" и частицы "не", в которых изначально идет негативный посыл. Кроме этого, мозг ребенка до определенного этапа не может воспринимать частицу "не" и мамины слова для него приобретают обратный смысл (вместо, "не лезь" — "лезь", "не бери" — "бери" и т. д.).

Лучше заменяйте их иными оборотами. Например, выражение "плиту нельзя трогать" замените на "плиту трогать опасно", а "на стол не лезь, упадешь! " замените на "если ты залезешь на высокий стол, ты можешь упасть с него! ". Кроме этого, не настраивайте ребенка на негативное развитие событий. Потому как утверждения "ударишься, упадешь, разобьешься и т. д. " практически уже говорят о факте, которому осталось только сбыться.

Если ребенок будет жить в густой сети ограничений и запретов, это пользы никакой не принесет. Согласно детской психологии, запреты и требования могут развить у ребенка очень много комплексов, а также они напрочь могут уничтожить его, как личность. Чтобы сохранить здоровье ребенка, а также ощущение радости и счастья, постарайтесь найти золотую середину.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди