03.07.2020

Память и ее значение в жизни человека. Какую роль играет память в жизни человека? (ЕГЭ по русскому) Значение памяти в жизни человека велико



Память – это опыт и знания предков, без которых человек не сможет построить настоящее и изобрести что-то новое. Оно соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. В мире все обладает памятью: растения, камни, животные- благодаря которым люди могут изучать происхождение и жизнь тех или иных участков нашей планеты или других космических тел. Человек жив пока его помнят. Память может даровать бессмертие людям, которые вложили огромный вклад в сотворении истории. История- это хронологический порядок событий, которые запомнились человечеству. По этим событиям человек учится не совершать ошибки прошлых лет. Какую роль играет память в жизни человека? Именно над этой проблемой размышляет Д.Лихачев.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор говорит, что память «Это важнейший творческий процесс.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Запоминается то, что нужно…». Действительно, традиции, обычаи, культура- все это память поколений, опыт, накопленный за сотни лет. Сохранение связи между прошлым и настоящим очень важно, так как это история, которая обладает мудростью, которая учит молодое поколение не совершать ошибок старших.

Далее автор развивает эту мысль и говорит, что «память противостоит уничтожающей силе времени». Следовательно, воспоминания о дорогих нам людях и событиях остаются с нами, они живы в нашей памяти. В этом заключается одно из важнейших свойств памяти: даровать бессмертие.

Позиция автора ясна и понятна. Д.Лихачев убежден, что «Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...». Если человек забывает свое прошлое, своих близких, то он духовно слаб и безответственен перед своими предками.

Я согласна с позицией автора. Память о прошедшем важна, поэтому она играет главную роль в жизни младшего поколения. Безответственность человека может привести к уничтожению истории, как хранителю воспоминаний людей. Память- это мудрость, традиции, давно ушедшие близкие, подсказки лучшей жизни от предшественников. Важно хранить память об ушедших временах.

Таким образом, Д. Лихачев поднял актуальную проблему памяти, которая занимает значимое место в жизни человека. Каждый из нас бережно должен хранит воспоминания. Также память позволяет не повторять ошибок, совершенных в прошлом. Люди должны помнить, что все когда-то было настоящим и они не исключение.

Обновлено: 2019-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

>Сочинения по темам

Роль памяти в жизни человека

Память - это один из важнейших и, пожалуй, наиболее сложных процессов, которые протекают в мозгу человека. Прежде всего, она необходима нам для того, чтобы осознавать, кто мы есть и какое место занимаем в этой жизни.

Иногда случается так, что люди по каким-либо причинам теряют память. Тогда они забывают своих близких и то, что они делали прежде. После подобных случаев они нередко начинают вести совсем другую жизнь, чем до инцидента.

Память необходима нам и для того, чтобы мы могли совершенствовать свои знания и умения, набираясь опыта. Так, ребенок, совершая первые шаги, запоминает, как нужно правильно ставить ноги, чтобы не упасть. Ученик в школе, задействуя ресурсы своей памяти, осваивает новые предметы. Взрослые подобным образом развиваются профессионально.

Благодаря памяти, мы имеем возможность учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Например, знание важных исторических событий дает нам понимание того, к каким тяжелым последствиям могут привести необдуманные человеческие действия.

Всегда ли наши воспоминания являются отражением действительных фактов? Конечно нет, ведь человеку свойственно помнить далеко не все. Наш мозг делает акцент на важных именно для нас событиях. Кроме того, мы чаще помним о хорошем, и стремимся забыть о плохом.

Забывание является своеобразным защитным механизмом. Если бы мы помнили все, мы бы, наверно, просто сошли с ума. Поэтому то, сначала, обработанная нашим мозгом информация, поступает в кратковременное хранилище, и лишь малая часть ее затем переходит в долговременную память.

Но и эти воспоминания со временем стираются и тускнеют. Поэтому, если мы хотим сохранить их, то стоит регулярно освежать свою память. Например, перелистывать альбомы со старыми фотографиями, перечитывать любимые с детства книги или просто обсуждать события дней минувших со своими знакомыми.

Значение памяти в жизни человека

Память - познавательный (когнитивный) процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения, последнее включает в себя узнавание, воспоминание и припоминание.

Неотъемлемой частью активной умственной деятельности каждого человека является память, которой многие зачастую недовольны. Поэтому перед тем как начать ее усовершенствование необходимо более детально разложить все по полочкам.

Не секрет, что функции памяти напрямую связаны с мозгом и нервными импульсами.

Мозг же, по задумке Матушки Природы, разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за «свое». Например, по исследованиям Роберта Орнстейна из Калифорнийского университета было установлено, правое полушарие несет ответственность за воображение и восприятие, а левое – за все логическое (обучение, науки, аналитику и т. д.).

Так что можно с уверенностью говорить, каждое направление в деятельности человека имеет свою как физическую, так и эмоциональную ячейку в общем информационном хранилище под названием «память». Поэтому для правильной «расстановки» получаемой ежедневно информации, как и в библиотеке, существует несколько отделов.

Первоначальная и важная роль, как бы странно это ни звучало, отведена так называемой кратковременной памяти. Несмотря на то что эта ячейка не отличается большим объемом вместимости, но считается тем самым фильтром, который оберет необходимые элементы и передаст в более объемный отдел – долгосрочную память.

Эта ячейка в состоянии сохранять информацию на протяжении всей жизни при одном лишь условии – человек периодически должен к ней возвращаться.

А вот «коридорчиком», по которому полученная информация может переместиться из кратковременной в долговременную, является связующее звено под названием оперативная память. Дойдет ли полученный опыт до объемной ячейки хранилища зависит только от человека, ибо оперативная память хранит информацию лишь сутки, и если ее владелец не вспоминает о ней в течение этого времени, то все ненужное просто стирается, не занимая лишнего места.

Вроде о ячейках памяти все понятно, но ведь как-то же она доходит до этих ячеек.

Правильно, в соответствии с физиологическим строением человеческий организм связан с мозгом многочисленными нервными окончаниями, которые и передают волны-импульсы на «центральный пульт управления».

Поэтому дополнительными помощниками главного хранилища информации являются, конечно же,

    память зрительная, отвечающая за информацию, полученную вследствие наблюдений;

    память слуховая, воспринимающая звуковые ощущения;

    моторная память, которая автоматически запоминает все совершенные физические действия.

Из этого следует еще одна аксиома – состояние памяти человека напрямую зависит от правильной работы всего организма, и если какое-то его звено выпадет из общей цепи, то можно не ожидать правильной фильтрации и запоминания того, что действительно нужно.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.



Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

Урок

Что такое память, роль памяти в жизни человека и в учебе .

Образовательная цель : раскрыть понятие «память», выявить значение памяти в жизни человека.

Ход урока:

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «Попробуй повтори!» Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм. Ваша задача - внимательно слушать, запомнить и повторить точно так же.

(Учитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.)

Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм? (Запомнили.)

Верно, вы его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным, но и обладать хорошей памятью.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается (кошка).

Что вы знаете про кошек? Откуда вы это знаете?

Представьте себе, что вы попали в страну кошек.

Что в ней происходит?

Что помогло представить эту страну?

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми жителями этой страны:

На зеленой полянке Кузнечик играет на скрипочке. Порхают веселые бабочки . Скачут неугомонные лягушки . На листочке сгибается и разгибается червячок . Жужжит назойливая муха. Паучок плетет паутину. Муравей тащит домой травинку.

Нарисуйте обитателей этой чудесной поляны. Что помогло вам вспомнить всех жителей поляны? (память)

Посмотрите на доску. Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Развивай свою память».)

Как вы думаете, что такое память? А на что похожа наша память? (Выслушиваются высказывания детей.)

на доске открываю слово Память

Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок.

Итак, память - это:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение.

(Все три написанных слова вывешиваются на доску.)

Вывод : Память – это способность мозга сохранять и удерживать информацию, а потом ею пользоваться.

Виды памяти

У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем - определим виды памяти. После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: часы, утюг, ракета, лампочка, замок, трактор,автобус.

(Дети вычеркивают картинки с названными словами.)

Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

Верно. Существует такой вид памяти - слуховая.

( Учитель делает запись на доске или вывешивает готовую таблицу с написанным словом.)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть.

Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача - нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

(Учитель показывает, а дети рисуют.)

Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску.)

Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)

( Учитель вновь делает запись на доске.)

Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память (на доску название ).

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три человека на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет их повторить.

(Четыре человека выходят к доске. Игру повторяют несколько раз.)

Представьте себе лимон. Какой он? Представьте, что вы кушаете его, какое выражение лица у вас? Какая память помогла нам вспомнить вкус лимона – вкусовая (название на доску).

Феноменальная память

Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью.

( Слово вывешивается на доске .)

Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)

У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания. А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.

Давайте мы с вами посмотрим у кого из вас феноменальная память, попробуем выучить стихотворение Елены Благининой «Огонек». Я прочитаю его два раза, а вы попробуете запомнить.

Работа с памяткой

Я хочу помочь вам заучивать стихи. В этом нам поможет памятка. Давайте прочитаем ее.

Памятка «Как лучше запоминать»

Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»

Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.

Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по- новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.

Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.

Перескажи текст или стихотворение своими словами.

Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!

(Стихотворение можно записать на доске, предложив детям прочитать его самостоятельно, так как у некоторых детей лучше развита зрительная память ). Слайд 1

Хрустит за окошком

Морозный денек.

Стоит на окошке

Цветок-огонек.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

(Учитель читает стихотворение 2 раза.)

Давайте проверим.

Роль и механизм запоминания

Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или, когда просто зубрим, то есть не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.)

Зубрить что-либо вредно, так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти.

(Памятки раздать каждому ученику.)

(слайд2)

Игра на развитие памяти

А вы бы хотели иметь феноменальную память? (Да.)

Кому-то хорошая память дана от природы, а кому-то приходится ее развивать. Но чтобы развить свою память, надо много тренироваться.

Посмотрите и запомните, как одет ваш одноклассник Игорь.

(Дети запоминают, затем Игорь выходит и за дверью меняет что-то в своей одежде, учитель может ему помочь. Игорь входит в класс.)

Вспомните, как был одет Игорь и ответьте, что изменилось в его внешнем виде. (Дети угадывают.)

Подведение итогов

Зачем человеку нужна память? А стоит ли свою память развивать? (Дети отвечают.)

Какие вы знаете пословицы о памяти? Слайд3

А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.)

«Дырявая голова» - о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.)

( Слайд 4)

Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть человеком.

Зрительная память – Запоминание объектов при помощи зрения.

Слуховая память – запоминание объектов при помощи слуха.

Двигательная память – запоминание движений.

Вкусова,осязательная память – запоминание объектов при помощи прикосновений, вкуса.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди