08.08.2019

Особенности воспитания двойняшек в семье: советы родителям. Особенности воспитания и развития близнецов: рекомендации психологов, как правильно воспитывать двойняшек


Рождение ребенка - самое значимое и радостное событие в любой семье. Однако вместе с большим счастьем на плечи родителей ложится и большая ответственность за здоровье, физическое, психическое, эмоциональное развитие и воспитание малыша. Забота о новом члене семьи требует очень много сил, времени и терпения, и это если родился один младенец, а когда их двое, то вся нагрузка удваивается.

Рождение близнецов - двойной праздник для семьи, но, в то же время, и двойные усилия по их воспитанию

В случае с близнецами все сводится не только к увеличению хлопот, связанных с потребностями малышей. Любая сторона развития и воспитания близняшек имеет массу особенностей и нюансов, которые обусловлены определенными внешними факторами.

Психологическое и физическое развитие близнецов

Еще до рождения между близнецами устанавливается тесная взаимосвязь, которая на порядок сильнее, чем между разновозрастными братьями и сестрами. Разлука со своим близнецом, например, если тот оказался в больнице, даже на короткий срок, вызывает острую реакцию со стороны второго малыша, как если бы он разлучился с мамой. Подобные узы оказывают огромное влияние на познавательное, эмоциональное, социальное и личностное развитие близнецов. Однако помимо положительных сторон они имеют и свои негативные последствия.

На психологию близнецовой пары оказывает воздействие не только генетические и наследственные, но и другие факторы, такие как:

  • внутриутробное развитие двойняшек;
  • отношение окружающих людей;
  • отношение родителей;
  • их отношение друг к другу.

Окружающие люди, и в том числе родители, чаще всего акцентируют внимание больше на сходстве детей, в то время как те хотят быть индивидуальностями. Формирование собственной личности у них происходит в специфических условиях, так как они практически непрерывно общаются и проводят совместно большую часть времени. Во всех близнецовых парах, так или иначе, возникает доминирование одного ребенка над другим. Один из них становится лидером, другой ведомым. Вначале подобное доминирование может проявляться в физических параметрах при рождении или положении в животе у мамы, в будущем в школьной успеваемости и успешности по жизни.

Особенности развития близнецов в материнской утробе


Еще в утробе матери близнецы чувствуют, что они не одни, между ними налаживается связь, понятная только малышам

Особенности развития близнецов начинают проявляться еще в период вынашивания. Достаточно частым явлением при многоплодной беременности является отставание перинатального развития. В первую очередь это касается физических параметров, а именно массы тела. Обычно вплоть до 34 недели вес у двойни не выходит за рамки нормальных показателей, но потом возникает определенная разница. Чем больше срок беременности, тем больше она становится.

Многие врачи причиной подобного феномена называют плацентарную недостаточность, вследствие которой близнецы не получают достаточное количество питательных веществ и кислорода. Также это можно связать с состоянием матки женщины. Однако замедленный темп, с которым развиваются двойняшки, не всегда объясняется исключительно вынашиванием 2 малышей. Такое отклонение от нормы может быть обусловлено следующими факторами:

  1. Ограниченность в движении. Выносить двойняшек - невероятная нагрузка на женский организм, в результате чего будущая мама меньше двигается.
  2. Неблагоприятное эмоциональное состояние. Жизненные ситуации бывают разные и не всегда дарят радость и спокойствие. На протяжении 9 месяцев женщина подвергается и стрессам, и срывам, и перепадам в настроении. Все те эмоции, которые испытывает беременная, в том числе и негативные, передаются малышу или малышам, создавая им отрицательный фон.

Близнецы намного чаще появляются на свет раньше поставленного срока. Плюс ко всему по физическим параметрам, таким как вес, рост и другие показатели, они также могут сильно отличаться.

К сожалению, более слабые малыши, с меньшим весом и размерами, больше предрасположены к гибели в последние месяцы беременности, при родах или в первый год жизни, из-за чего нуждаются в более внимательном отношении. У них также хуже и медленнее развивается мелкая моторика и координация движений, чем у своего более крупного брата или сестры.

Период новорожденности и до годовалого возраста


Малыши близнецы до года всюду вместе, однако внимание им нужно уделять по отдельности

Отставание в развитии близнецов особенно заметно в первые месяцы с момента рождения (рекомендуем прочитать: ). По сравнению со своими одноплодными сверстниками период, когда дети-двойняшки начинают ползать, пытаться сидеть и ходить, смещается на более позднее время (рекомендуем прочитать: ). У них отмечаются также задержки с речью. Кроме этого молочные зубы у близнецов часто прорезываются не в соответствии с нормальным графиком, а позже. Однако все различия с возрастом постепенно уменьшаются, и к семи годам многие показатели приходят в норму.

С точки зрения психологии уже в течение первых 2 месяцев после появления на свет у детей можно наблюдать признаки тесного эмоционального контакта, который был заложен еще в утробе матери. Врачи полагают, что осознание того, что малыш не один, к нему приходит еще при сроке беременности 1,5-2 месяца. В будущем, порой, может сложиться ощущение, что друг в друге близнецы нуждаются больше, чем в родителях.

К шести месяцам между мамой и ребенком обычно налаживается достаточно тесная связь, и они как бы становятся одним целым. Очень важно с двойняшками не упустить этот момент и наладить контакт с обоими детьми. Для этого маме стоит находить время, чтобы уделять свое внимание каждому из малышей тет-а-тет. На этом этапе мама уже различает близнецов и даже узнает их по голосам.

В возрасте 10 месяцев поведение близняшек начинает быть похоже на поведение двух разных детей, которым свойственны обиды и ссоры, примирения и утешения. В 11 месяцев в отличие от своих сверстников у близнецов появляется способность вести диалог между собой, который понятен только им.

Основные нюансы в развитии после 1 года


Примерно после года жизни близнецы стараются получить как можно больше внимания родителей

После года характер отношений в близнецовой паре может кардинально поменяться. В одних парах продолжается тесное общение между детьми, в то время как в других малыши перестают замечать друг друга и пытаются любым возможным способом перетянуть внимание родителей на себя. Бывает и так, что близнецы выбирают для общения исключительно чужих детей. Однако, несмотря на то, какой стиль общения в паре, к полуторагодовалому возрасту, малыши осознают и соответственно глубоко эмоционально воспринимают как разлуку, так и воссоединение со своим близнецом.

В результате того, что дети много времени проводят вместе, часто копируют и повторяют друг за другом, а родители воспринимают их как одно целое, у некоторых из них появляется так называемый эффект пары. Он заключается в том, что ребенок испытывает определенные проблемы с осознанием собственного Я. В этом случае кроха:

  • часто путает местоимения Я и Мы;
  • с трудом отличает себя в зеркале и на фотографиях;
  • не отличает собственное имя, особенно если оно схоже по звучанию с именем близнеца.

Данная проблема сказывается на дальнейшем развитии каждого из близнецов. Они становятся сильно зависимыми друг от друга и практически не способны существовать отдельно.

Любые отклонения или нарушения в развитии детей близнецов становятся заметны намного раньше, чем у обычного ребенка. Подобный эффект объясняется тем, что в паре, когда один из близнецов начинает отставать, это сразу бросается в глаза родителям. В результате своевременной консультации у специалистов, установления диагноза на ранней стадии дает возможность оказания нужного лечения.


Эффект пары может наложить тяжелый отпечаток на судьбу близнецов. Им тяжело будет войти во взрослую жизнь как отдельным личностям

Разнополые пары близнецов, которые состоят из мальчика и девочки, имеют свои особенности развития. В первую очередь следует отметить, что разнополые двойняшки всегда разнояйцовые. В противном случае, если бы они были из одной яйцеклетки, их гены совпадали, и они, как следствие, этого были бы одного пола. Дети из разных яйцеклеток имеют 40-60% общих генов, как обычные братья и сестры. Что касается внешнего сходства, то оно не всегда присутствует. Одни разнополые близняшки могут быть как две капли воды, а другие - совершенно не похожи.

При рождении детей разного пола возникают не только бытовые проблемы, связанные с тем, что нужно покупать разную одежду и игрушки. У разнополых близнецов могут кардинально отличатся вкусовые предпочтения, режимы сна, потребности и темпы физического и психического развития. Важно это учитывать, и не пытаться их подогнать друг под друга.

Например, хотя дети в разнополых парах осваивают речевые навыки раньше, чем в однополых, но мальчики могут начать разговаривать позже девочек. Это совершенно не говорит о том, что у крохи есть какие-либо нарушения. До подросткового возраста девочки развиваются стремительнее мальчиков, и это общая закономерность.

Очень часто разнополые двойняшки имеют больше общих черт характера. В отличие от однополых пар, у них нет надобности в том, чтобы специальным образом подчеркнуть свою индивидуальность, у них и так уже разный пол. В свою очередь, они многое заимствуют друг у друга. Сестра стремится быть смелее, сильнее, как брат, а он учится у нее чуткости и мягкости.


Разнополые близнецы могут быть совершенно не похожи друг на друга

Подростковый возраст

Отдельно стоит коснуться подросткового периода. У разнополых близнецов подростков гормональная перестройка и связанные с ней психологические перемены в характере происходят в разное время. Девочка взрослеет раньше, и ее круг интересов меняется. Она отстраняется от своего брата, у нее появляются свои секреты. Это может вызвать в брате чувство отверженности и неуверенности.

На этом этапе взаимоотношения между близнецами могут стать холоднее, и не так близки, иногда они даже начинают конфликтовать. Однако, если оказать им необходимую поддержку, постепенно гармония в отношениях между ними восстанавливается.

В воспитании близнецов имеются свои определенные нюансы, о которых не стоит забывать. Ниже приведен ряд рекомендаций того, как правильно воспитывать детей двойняшек, чтобы они выросли достойными людьми:

  1. Индивидуальное общение. Каждому крохе важно выделять время для личного общения только с ним.
  2. Избегать сравнения. Как бы похожи они не были, важно видеть в них уникальные самостоятельные личности.
  3. Независимое общение. То есть каждому ребенку нужно предоставлять возможность общаться с другими людьми и детьми без своего брата или сестры.
  4. Разные вещи и игрушки. Хорошо, если у каждого малыша будут своя кровать, стульчик, шкафчик. Лучше, если не все книги, одежда будут одинаковыми. Разные игрушки способствуют подготовке к общению с другими детьми, учат делиться и взаимодействовать между собой. Плюс разные вещи подчеркнут индивидуальность каждого из детей.
  5. Личное пространство. У каждого из детей должно быть свое место, где он может побыть один.
  6. Отсутствие общего наказания. Наказывать следует каждого ребенка отдельно за конкретно его проступки.
  7. Не навязывать роли и не выделять кого-то одного. Не нужно разделять детей как маминого или папиного. Родительскую любовь должны ощущать оба в равной степени.

Что касается мнения некоторых психологов о раздельном обучении, то тут следует понимать, что такой подход актуален только в экстренных случаях, если малыши сильно отличаются темпераментами и скоростью восприятия материала. В противном случае, по словам Комаровского, здоровое соперничество только на пользу.

(3 оценили на 5,00 из 5 )

    У моей подруги близнецы мальчишки. Для семьи это колоссальная нагрузка и в физическом и в эмоциональном и в материальном плане. Сами дети хоть и похожи внешне, но очень разные по характеру. Один спокойный, другой гиперактивный. И ссорятся и дерутся, но при этом между ними свой особенный мир.

    У меня двойня мальчики, разные и внешне и по характеру. Я уж не говорю о сложности материальной. Самая главная сложность в воспитании. Сложный период от 2 до 3 лет. Очень много нужно терпения и внимания. И теперь почитав статью, думаю действительно разделять их иногда, и вещи разные, хотя у нас и так уже сделали разные, куртки разные, игрушки тоже стала разные покупать. Действительно что бы потом они смогли каждый самостоятельной личностью быть. Ну а пока у нас драки, склоки, разнимаем, обьясняем пытаемся и строго и ласково и нежно и любим и целуем, периодами не всё понимают или понимают, но делают по своему.

    Добрый вечер. У меня девочки двойняшки, 4 года, 5 мес. Развитие по возрасту, речь четкая, часто используют сложносочинённые выражения, очень сообразительные. Между собой хорошо взаимодействуют. Проблема в том, что они обе никогда, ни с кем не вступают в диалог. В сад ходят 2 года, но и там со взрослыми только когда очень надо, или когда спрашивают, отвечают. С другими людьми, кроме родителей, не разговаривают от слова совсем, даже с родственниками и другими, кого хорошо знают. Ни как зовут, ничего вообще. Молчат, когда с ними заговаривают. Не представляю, что с этим делать, в каком направлении копать. Помогите разобраться, пожалуйста. Спасибо заранее.

    1. У двойняшек распространено такое поведение, когда они видят продолжение себя друг в друге. Им интересно вдвоем, они чувствуют себя одним целым. Родителям нужно развивать индивидуальные личные способности в отдельности каждого ребенка. При Вашей проблеме помогут занятия с психологом, дети в таком возрасте (даже не близнецы) не все охотно идут на контакт со взрослыми, сверстниками, возможно, это черта характера, присущая Вашим малышам.

Появление на свет двойняшек – это рождение загадочного мира двойных радостей, двойных переживаний и двойного счастья. Несмотря на то, что близнецы рождаются довольно часто, они всегда вызывают у окружающих любопытство и особый интерес. Маме двух одинаковых малышей нередко сочувствуют: как успеть уделить внимание сразу двоим, и справиться с двойной нагрузкой? А каково им – таким похожим, как две капли воды, и, тем не менее, таким абсолютно разным, в нашем сложном мире?

Секреты «двойного» мира

Близнецам характерна необычайная привязанность друг другу и очень сильная психологическая связь. Даже недолгую разлуку друг с другом они переживают так же мучительно, как и расставание с мамой. Будучи вместе, дети чувствуют себя самодостаточным единым целым. Уже с месяцев девяти они умеют играть вдвоём, разговаривают на своём языке и смеются, предоставляя маме возможность немного отдохнуть.

Но надо учитывать, что проявление такой самодостаточности чревато замедлением развития личности. Двойняшки нередко придумывают свой, понятный только им язык: в речи они подражают не взрослым, а друг другу. В результате, у близнецов нередко встречается задержка речевого развития, и наблюдаются проблемы в общении с одногодками.

Двойняшкам очень трудно научиться воспринимать себя по отдельности, вплоть до того, что, подрастая, они начинают распределять между собой функции и черты личности. К примеру, один ребёнок, как представитель неразделимого целого, учится , другой же при этом вообще не считает нужным контактировать с людьми – ведь этим занимается брат (или сестра). Близнецы нередко настолько замыкаются в своём тайном мире, что сближение с другими детьми им становиться неинтересным и ненужным, а отсюда проблемы с привыканием к новой обстановке и коллективу.

Как же поступать родителям?

Особенности воспитания двойняшек

Может, разделить близнецов и воспитывать по - отдельности? Категорически – нет! Нельзя забывать о том, что двойняшки чувствуют друг друга и нуждаются друг в друге. Разделить их абсолютно невозможно, а вот сделать акцент на индивидуальности каждого – необходимо.

Часто родители относятся к близнецам как к одному ребёнку: общая бутылочка, одинаковая одежда, одна на двоих кроватка. В идеале, каждый из пары двойняшек должен иметь свои вещи и игрушки. Это не значит, что каждая покупка в детском магазине должна быть в двойном экземпляре. Наоборот, разные игрушки, книги, принадлежности помогут детям общаться со сверстниками: игрушками нужно делиться, книгами можно обмениваться, карандаши можно подарить. Нужно научить детей замечать отличия в предметах и выделять достоинства: у тебя конструктор, а у меня зайчик, давай построим из твоего конструктора домик для моего зайчика; твоя книга про зверей, а моя про машинки, давай потом поменяемся.

Существует мнение, что близнецам желательно обучаться в разных классах, чтобы избежать ревности и ссор. Но если темпераменты детей не так сильно различаются, то можно обойтись и без этой крайней меры. Нужно лишь не забывать подчёркивать, что каждый из пары близнецов имеет свои склонности и задатки, его, как и любого другого ребёнка, не стоит ни с кем сравнивать.

Отдельный вопрос – одежда. Одинаковая одежда для одинаковых детей – это мило, но до определённого возраста. Как только малыши начинают посещать детский коллектив, от одинаковых нарядов лучше отказаться. Прежде всего, разная одежда будет подчёркивать индивидуальность деток, развивать индивидуальный вкус, да и окружающим будет легче их различать и не путать.

Дети двойняшки вынуждены всю жизнь быть не такими, как все: тот факт, что с самого рождения у них есть брат или сестра, не может не сказываться на их особом развитии. Следовательно, и подход к воспитанию таких деток должен быть особым. Счастливым родителям

Все семьи так или иначе сталкиваются с некоторыми трудностями воспитания. Но в семьях близнецов эти нюансы выражены ярче и требуют от родителей больше внимания и сил. С другой стороны, существуют проблемы, типичные только для близнецовых семей. Родителям важно понимать, что мир близнецов – это специфический микроколлектив, требующий особого подхода. Итак, о каких же особенностях близнецовой ситуации стоит помнить?

Близнецы: все одинаковое или нет?

Появившихся на свет близнецов бывает трудно отличить друг от друга, хотя с самого первого момента они – две отдельные личности. Так что родителям важно учитывать особенности каждого малыша.

- Личное пространство . Необходимо помочь детям сформировать границы собственного «я», осознать свои сильные и слабые стороны, почувствовать себя разделенным с братом или сестрой. Для этого у каждого близнеца должно быть личное пространство, пусть и небольшое, свои собственные игрушки, вещи, книги.

- Особенности гардероба . Что касается одежды, то в раннем детстве это не принципиально, но чем старше становятся дети, тем важнее формирование индивидуальности, учет личных предпочтений. Поэтому в гардеробе близнецов должна быть как одинаковая одежда, так и разная, чтобы дети могли сами комбинировать ее и выбирать свой образ.

- Опыт разлуки . По мере взросления детей их можно все чаще разделять, давая разные поручения и задания, отвозя погостить к бабушке или отправляя с папой на прогулку поодиночке. Это даст малышам возможность получить собственные впечатления, эмоции, знания, которыми они с удовольствием поделятся друг с другом. Но не стоит стремиться всегда и везде разделять близнецов. Например, отдавая малышей в кружки или секции, для начала присмотритесь к их данным, наклонностям, талантам. Быть может, дети тяготеют к одному и тому же виду деятельности, а значит, и занятия у них должны быть одинаковыми.

Особенности речи близнецов

Вероятно, многие родители, воспитывающие близнецов, сталкиваются с некоторыми особенностями их речевого развития. Действительно, близнецы часто начинают говорить позже своих сверстников. Некоторые родители не обращают внимания на этот факт, другие начинают беспокоиться заранее. Нужно понимать, что такая тенденция близняшек – лишь предрасположенность, которую нельзя игнорировать, но и не следует бояться.

- «Тайный язык» как данность . Дети-близнецы практически всегда находятся в компании друг друга, поэтому и общение между ними начинается довольно рано. Правда, оно весьма своеобразно, потому что включает в себя жесты, звуки и особенные, понятные только самим двойняшкам слова. Если обычный ребенок начинает говорить, подражая правильной речи взрослого, и подталкивается стремлением удовлетворить свою потребность в общении, то близнецы довольствуются общением друг с другом. Копируя друг друга, повторяя неправильно, они не просто коверкают слова, но и закрепляют такое произношение. Отсюда и появляются логопедические проблемы. Однако коррекция их общения на раннем этапе позволяет преодолеть все сложности.

- Особое внимание – развитию разговорных навыков . Несмотря на домашние заботы, важно общаться с детьми как можно чаще, читать книги, рассказывать сказки, просто беседовать, чтобы у малышей была возможность слышать грамотную речь. Следите за своей речью в присутствии близнецов, старайтесь сделать ее яркой и интересной, учите малышей не перебивать и слушать друг друга, не торопите их и не договаривайте за них фразы и предложения. В тех же случаях, когда у детей уже появились речевые дефекты, обратитесь к логопеду.

Почему близнецы ревнуют?

Несмотря на то, что близнецы, в отличие от одиночно рожденных детей, с самого начала привыкают делить внимание родителей и сосуществовать в паре, их не обходит стороной ни ревность, ни соперничество друг с другом. Из-за чего могут конфликтовать близняшки? В первую очередь это внимание родителей. В такие моменты, как бы ни вели себя двойняшки и что бы ни делали, очень важно предъявлять им одинаковые требования.

- Всеобщее равенство . Старайтесь уделить равное внимание детям, используйте свой голос как способ выражения заботы об одном, пока вы занимаетесь с другим, привлекайте по возможности папу и других родственников к воспитанию малышей. Даже во время болезни одного близнеца не стоит хлопотать перед ним на глазах у другого, лучше привлеките второго ребенка к уходу за больным.

- Четкие правила . Ограничивайте выбор детей, пока они не научатся ждать и договариваться. Можно даже составить расписание, когда и что вы делаете с каждым ребенком, и повесить его на видное место. Например, в понедельник один заказывает завтрак, во вторник – другой, утром первый выбирает маршрут прогулки, вечером – второй.

Дети-близнецы: кто главнее?

Доминирование одного ребенка над другим в близнецовой паре – классическое явление. Не допускайте, чтобы распределение ролей в близнецовой паре приводило к полному подчинению одного ребенка другому. Это травмирует личность ведомого малыша.

- Осторожность в ярлыках . Нужно сказать, что именно родители играют определяющую роль в формировании отношений между близнецами по типу «ведущий – ведомый». Так, например, более крупный из двойняшек часто становится для взрослых старшим, сильным, в то время как второй ребенок может считаться слабеньким. Движимые таким различным отношением к себе окружающих, близнецы разделяют роли на руководителя и подопечного. Поэтому не стоит концентрироваться на различиях между детьми.

- Аккуратная помощь . Стимулируйте интерес малышей к сюжетно-ролевым играм, чтобы каждый мог примерить на себя разные роли. Контролируйте игровой процесс, помогая ведомому выразить себя в игре, обучая его брать на себя ответственность за те или иные действия. Иногда бывает просто необходимо разделить близнецов, чтобы каждый смог проявить себя, не становясь тенью своего брата или сестры. Разведите детей по разным кружкам и секциям.

Учет родителями особенностей близнецов позволяет обойти многие возможные проблемы и помочь каждому ребенку найти свой путь, на котором рядом будет не просто близнец, а хороший друг – брат или сестра.

Звездные родители близнецов

Диана Арбенина, певица, и Артем и Марта (5 лет):

«Хотя Артем и Марта двойняшки, они абсолютно не похожи друг на друга. Когда они были помладше, по моему возвращению с гастролей домой сын с криками кидался на шею, а дочка сначала бежала ко мне, затем притормаживала, как будто присматривалась, а потом тихонько подходила, крепко обнимала и утыкалась в коленку. И это такая сильная сцена! Марта очень глубокая, ранимая и мудрая. Артем же более открытый, вспыльчивый, но при этом тонко чувствующий».

Мария Болтнева, актриса, и Платон, Тимофей и Андрей (3 года):

«У сыновей одинаковые кроватки, зубные щетки, стулья. А вот одежду я им покупаю разную. Каждому придумала стиль: Тимка – немножко рэпер: стильный, с кепкой, перевернутой назад; Платона вижу ученым в штанах с подтяжками и с микроскопом; Андрюху – онегинским денди».

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Развитие двойни – это вопрос, который волнует очень многих. И, как ни странно, не только родителей близнецов. А вот реальной информации на этот счет действительно мало. И, пожалуй, только поняв на собственном опыте, и пообщавшись с другими родителями близнецов, можно выстроить какую-то свою стратегию. Мы тут поговорим не про беременность и роды, не про то, как должен выглядеть и что должен уметь ребенок близнец в том или ином месяце-году жизни. Ведь именно это подразумевается под «развитие двойняшек»?

Мы тут поговорим про особенности развития двойни, как это происходит, с чем столкнется мама близнецов. Знания эти получены опытным путем, и совпадают с практикой развития близнецов у других родителей.

Развитие двойни с чего начинается у детей

Многие утверждают, особенно с медицинской точки зрения, что развитие двойни происходит медленнее чем развитие 1 ребенка. Однако стоит отметить, что это не совсем так. На самом деле, развитие близнецов идет просто немного в другую сторону, чем развитие одиночных сверстников. Двойняшки, например, довольно быстро приспосабливаются к тому, что их двое, и составляют свой собственный коллектив, где четко распределяются роли. Одному ребенку – это просто не доступно. Он вынужден докучать родителям или замыкаться в себе.

А это значит, что в развитие двойняшек ролевые игры начинаются раньше, чем у одиночных сверстников. Близняшки будут постоянно находится в стадии соперничества. При этом, часто, никто не желает уступать друг другу. Зато они также гораздо сильнее, чем многие одиночные дети, обладают эмпатией – способностью сопереживать друг другу. И не только друг – другу.

Эмпа́тия - осознанное сопереживание и уважения текущего эмоционального состояния другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Кроме того, развитие двойни характеризуется еще тем, что очень скоро на первый план у них выходят не родители и другие близкие родственники, а именно брат (сестра) близнец. И больше всего они страдают от отсутствия друг друга рядом.

Развитие двойняшек первый год жизни

Развитие двойняшек на первом году жизни во многом перекликается и с развитием одного ребенка, но и тут есть некоторые поправки на то, что их сразу двое. И это вносит, как ни странно, огромные коррективы. Хотя на первых порах, в силу того, что близнецы часто рождаются недоношенными и слабыми, им приходится догонять одиночно рожденных детей.

Первый год, по сути, во многом является определяющим в том, как будет строиться вся дальнейшая жизнь детей. В первый год развитие двойни по месяцам примерно такой же, как у одиночных детей. Разница будет в ускоренном наборе физических показателей и навыков. Так уж заведено природой, что именно в данный период, все дети должны пройти долгий путь от крохотных беспомощных комочков, до шагающих малышей.

А поскольку путь огромный и времени на него отводится всего лишь 1 год, ну максимум полтора, то практически каждый месяц появляются новые умения.

При этом развитие двойняшек до года может даже пойти быстрее, чем развитие одного ребенка, так как им с самого начала так, или иначе, приходится привыкать к самостоятельности. Особенно, если мама растит их фактически одна.

Развитие двойни до 1 года и основные события

Не будем подробно останавливаться в развитии двойни на том, какое умение, в какой период времени должно произойти. Сроки здесь весьма условны: в полгода начало ползания, в 7 – 8 месяцев начинают сидеть и даже вставать с опорой, а в год — уже пошли. Все это может начаться чуть раньше, чуть позже, многое зависит от детей и их жизни. Но развитие двойняшек по месяцам будет стимулироваться тем, что пока мама занята одним ребенком, второй в это время, может самостоятельно освоить какое–либо новое умение.

Практический пример из развития близнецов первого года. У ребенка не получается ползти, а игрушка интересующая его лежит рядом. Мама подать не может, нужно переодеть брата (сестру), вот и стимул. И здесь остается либо обидно плакать, либо пытаться достать ее самостоятельно. А чаще происходит и то, и другое. При этом, как только цель достигнута, можно успокоиться. И мама, прибежав на плач, уже видит, что ребенок сам переместился, достал, что хотел и отлично себя чувствует.

И так происходит практически во всех делах. Кроме того, развитие двойни до 1 года стимулируется наличием рядом брата (сестры), а, значит, изначально – соперника. И хотя явная вражда, дележ игрушек и в тоже время начало крепкой дружбы, возникнет уже после года, дети начинают замечать присутствие друг друга гораздо раньше.

Развиваясь, уже в 7 – 8 месяцев, близнецы отлично чувствуют, что рядом есть кто-то. С этим «кем-то» приходится делить мамино внимание, «кто-то» пытается повторить те же движения, что и ты. Еще двойняшки довольно быстро понимают, что, смотря на «кого-то», можно освоить эти движения самому, причем намного быстрее, так как на ошибках товарища видны собственные промахи. А товарищ, в свою очередь учится у тебя. И все это пока что на подсознательном уровне.

Ближе к году в развитие двойни начинает играть роль словесное общение между собой. Буквально, по кажущимся пока что непонятным звукам, дети отлично понимают друг друга, и отвечают друг другу. В последствие такие звуки выльются в особый язык. Этот набор слов «языка близнецов» может сохраняться у них достаточно длительное время. Так происходит потому, что после 1 года, ближе к полутора, главным действующим лицом в жизни становится именно твой брат (сестра), а уже потом мама и все остальные.

Развитие двойняшек – и страх, что они отстают в умственном развитии!?

В умственном развитие двойняшек многих родителей волнует, что близнецы позже одиночных детей осваивают логические вещи: ладушки, пирамидки, сортеры. Да, в этом волнении есть свой резон. Однако так происходит не потому, что с близнецами что-то не так. Просто они изначально ориентированы на другой аспект деятельности: ролевые игры, и, чаще всего, подвижные.

Близняшки непременно освоят то, чем вы будете с ними заниматься, но это произойдет несколько позже, потому что сейчас интереснее всего ползать за братом (сестрой), играть в догонялки и отнимать у него игрушки. Такова природа и ее особенности.

После 1 года, то есть после того, как дети пошли, начинается иная жизнь.
Физическое развитие двойняшек здесь идет ускоренными темпами. Начинается освоение детских площадок, где каждый норовит делать то, что ему нравится, а мама разрывается между двумя. При таком положении вещей довольно быстро осваиваются разнообразные гимнастические снаряды, и другие подвижные виды деятельности. Так происходит в силу того, что некогда смотреть за каждым ребенком, куда он там полез.

Хотя тут может быть подспорье: обычно одному нравится делать то, что и другому. А, значит, нужно просто направить энергию обоих детей в мирное русло (с точки зрения мамы) — найти закрытую площадку, где дети могут безопасно гоняться во все стороны.

Развитие двойни до 1 года и страшное слово — РЕЖИМ

Опять же развитие двойни во многом будет зависеть от организации времени и занятий, т.е. от РЕЖИМА. Про то, мы уже отдельно писали. А также писали мы и про разные этапы в режиме детей до года. Есть серия статей, в карте сайта там можно найти, если интересно.

В распорядке дня для близнецов, прежде всего – это чередование бурной и спокойной деятельности. Побегали, нужно успокоиться – поиграть в развивающие игры, которые, кстати, дети освоят очень быстро, опять же в силу коллектива. Потом еще они будут друг другу помогать, показывая, что и как нужно сделать.

Развитие двойни после 1 года — кратко и ёмко

Если говорить про развитие двойни после 1 года, то неминуемо перейдем ко времени так называемых «кризисов». Кризисы 2 – 3 лет — это долгий разговор. К счастью они очень часто проходят по очереди. Поэтому, как только успокоился (перерос) один, его сразу можно привлекать к диалогу с другим, у кого кризис начался, или уже в разгаре. Стоит отметить, что именно брат (сестра) близнец может в данном случае сыграть решающую роль и повлиять на своего собрата. Да еще и успокоит родителей. И не важно, что это пока что всего лишь 3-4 летний малыш. Психическое и умственное развитие двойни уже позволяет это сделать.

Также хочется отметить, что многие двойняшки рано становятся самостоятельными. Причины этого мы писали выше. После года они все чаще и чаще играют вместе, не докучая родителям. Однако оставлять их играть одних, пусть даже и в соседней комнате, реально после 4 лет. До этого времени, даже если они и играют сами, нужно быть все время начеку, так как картина меняется очень быстро, а от мирной игры, до бешеной драки меньше одного шага.

Развитие двойняшек — дело родителей!

В довершении всего сказанного хочется сказать —
развитие двойняшек целиком и полностью в руках родителей. Самое важное – это направлять их энергию в мирное русло. Например, показать им какую-то игру, и оставить играть в нее на какое-то время. Это будет полезно и детям, в плане развития, и взрослым, в плане реализации своих дел. А после спокойной игры переключить на активную, но опять же с вашей подачей, а не то, что придумают дети. А что они что-то придумают, если их не завлечь чем-то интересным, в этом можно не сомневаться. И уже последствия вам придется разгребать по полной.

Если в дошкольном детстве вам удастся грамотно организовать детскую жизнь, где найдется место и обучению, и сбросу энергии, и просто интересным разговорам, ответам на бесконечные почему, то можете быть уверены, что развитие вашей двойни будет полным. Тогда к школьной адаптации двойняшки подойдут намного быстрее и легче, чем их одиночные сверстники.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди