16.06.2019

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте. Виды мышления у детей дошкольного возраста


Пришло время для активного формирования нравственных качеств и творческого начала - не упустите момент. То, как ребёнок будет во взрослом возрасте решать проблемы и общаться с людьми, закладывается именно сейчас.

Чему учатся дети с 4 до 5 лет

Ребёнок уже понимает сложные причинно-следственные связи, осознаёт, к чему приводят те или иные поступки, обдумывает, прежде чем что-то сделать. Иногда эмоции берут верх, поэтому учите ребёнка успокаиваться: глубоко дышать, считать про себя или просто уходить в свою комнату. Ребёнок пытается размышлять, решать задачи на логику, многие дети осваивают первые буквы и знают цифры. Развивается творческое начало.

К 5 годам ребёнка необходимо показать логопеду: если какие-то звуки не даются, пришло время обратиться за помощью профессионала. Не затягивайте: чем раньше начнёте, тем проще исправить ситуацию.

Что умеет ребенок 5 лет?

  • быстро бегать — по неровной почве, бегом подниматься по лестнице;
  • хорошо играть в догонялки, прятки, жмурки, делать упражнения на шведской стенке;
  • придумывать сюжет игр;
  • анализировать свои и чужие эмоции;
  • сочинять истории;
  • рисовать картинки на заданную тему;
  • решать простые примеры на сложение;
  • полностью обслуживать себя: есть, одеваться, умываться, раскладывать игрушки.

Физические навыки ребёнка 4-5 лет

Мышцы и кости ребёнка крепнут, он становится более худым и поджарым, вытягивается. Кости черепа развиваются, голова из-за этого кажется непропорционально крупной — когда ребёнок ещё подрастёт, всё будет выглядеть гармонично. Заканчивается прорезывание молочных зубов.

К 4,5 годам у ребенка должно быть 20 зубов. Если их меньше, обязательно проконсультируйтесь со стоматологом. Возможно, дело в нехватке витаминов и микроэлементов.

Важность физической активности в этом возрасте трудно переоценить. Хорошо, если спортивные секции станут привычным для ребёнка делом. Ведь долгое сидение за столом, обучение чтению, рисованию и письму не слишком полезны для позвоночника.

Если ваш ребёнок не занимается плаванием, отдайте его на секцию или просто поводите в бассейн. Этот вид спорта показан практически всем, полезен для осанки, дыхательной системы, выносливости. Кроме того, плавание обладает успокаивающим действием.

Психоэмоциональное развитие ребёнка 4-5 лет

У ребёнка всё больше развивается абстрактное мышление и фантазия, а это хорошая база для творчества. Сочиняйте вместе истории, рисуйте, лепите, пойте. Приобщайте ребёнка к искусству: можно отвести его в музей, театр, картинную галерею.

Не забывайте о тренировке дисциплины и усидчивости: ребёнок должен научиться доводить дело до конца, спокойно вести себя в очереди, не вмешиваться в разговоры взрослых. Тревожная тенденция современности — планшеты, которыми занимают всё свободное время ребёнка. Всё это приводит к тому, что дети просто не умеют занимать себя самостоятельно. Соблюдайте умеренность!

Планируя культпоход, учитывайте возраст и интересы ребёнка. Нет смысла посещать галерею для галочки или пытаться впихнуть всю информацию о прерафаэлитах. Достаточно пары картин или экспонатов и интересной истории. Ваша задача — привить интерес и любовь к искусству.

Планируя культпоход, учитывайте возраст и интересы чада. Нет смысла посещать галерею для галочки или пытаться впихнуть всю информацию о прерафаэлитах. Достаточно пары картин или экспонатов и интересной истории. Ведь ваша задача - привить интерес и любовь к искусству.

Ребенок стал старше и выносливее, но его настроение и поведение по-прежнему зависит и от физического состояния. Сонный или голодный ребенок будет капризничать и мало чем заинтересуется. Планируйте все мероприятия утром или после дневного сна и берите с собой перекус. Оптимальный вариант — снеки, орешки, кусочки фруктов: их можно положить в удобный пластиковый контейнер от «Пластишки», где они не помнутся и не испачкают сумку.

Контейнер для еды «Пластишка»

Общение ребёнка 4-5 лет

Ребёнок учится соблюдать правила коллектива, уступать, помогать. Дружба становится избирательной («с этим хочу, с этим — нет»), но мальчики и девочки пока ещё хорошо общаются между собой, без разговоров про жениха и невесту. В детском коллективе ценится уверенность в себе, умение придумывать интересные игры, лёгкий характер.


Одним общение даётся легко, у других возникают проблемы. Если ребёнок не вписывается в коллектив, постарайтесь понять причину и помочь ему. Частые причины — неумение договариваться, обидчивость, агрессия или чрезмерная застенчивость.

Эмпатия (умение сопереживать) у всех детей развита по-разному. Способность к сопереживанию делает человека хорошим другом, чутким собеседником. Если вы замечаете, что ребёнок не чувствует других людей, не обвиняйте его в черствости, а просто научите тем или иным реакциям. Разбирайте разные ситуации, обсуждайте, что мог почувствовать герой.

Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка.

С возраста 5-6 лет начинается развитие личности ребенка, маленький человечек перестает задавать вопрос «почему?».

Его начинают интересовать более сложные вопросы, которые порой ставят родителей в тупик.

Мы постарались собрать полезную информацию о логических играх для детей 5-6 лет в одну статью, чтобы помочь вам легче сориентироваться и выбрать наиболее подходящие для вашего ребенка.

Ребенок в этом возрасте чаще всего уже считает до 10; пишет различные буквы; немного читает по слогам; соблюдает определенные правила и нормы поведения (например, за столом); выполняет простые математические действия; играет со сверстниками и самостоятельно.

С точки зрения развития логического мышления, ребенок в этом возрасте должен уметь:

  • делать логические выводы;
  • из множества представленных предметов убрать лишний;
  • из множества представленных предметов разложить их по группам и найти общий признак;
  • придумать рассказ по предложенным картинкам;
  • придумать окончание рассказа;
  • понимают, что можно применять теорию к практике.

Виды игр, развивающих логику

Вы можете развивать логическое мышления у детей 5-6 лет с помощью игр с карточками, онлайн игр, компьютерных, графических, речевых, настольных, различных головоломок и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Графические игры для развития логики

Графические игры для детей 5-6 лет очень хорошо развивают логику, внимание, мышление. Ребенок вполне способен справится с ними.

Примеры, графических игры:

  • найти похожие предметы;
  • убрать лишний предмет;
  • раскрасить определенный предмет по заданию;
  • раскрасить по образцу;
  • дорисовать что-то у определенного предмета;
  • найти выход из лабиринта.

Речевые логические игры

Речевые игры побуждают ребенка выстроить логический ряд и найти правильный ответ, они должны заставить ребенка думать.

Вы можете, например, задать своему малышу такую задачу:

Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
(Н.Ф. Виноградова)

Настольные игры на развитие логики

Настольные игры для детей должны быть интересны и занимательны. Родителям тоже будет интересно присоединится к детям и поиграть всей семьей, ведь настольные игры рассчитаны на несколько человек.

Например, настольная игра «Викторина первоклассника» от Олеси Емельяновой — предназначена для детей дошкольного возраста с целью проверить уровень подготовки к школе.

Смысл игры заключается в том, что нужно добраться от дома до школы. Для того, чтобы пройти этот путь нужно правильно отвечать на вопросы. Один человек должен читать вопросы и проверять ответы.

Настольная игра «НПИ Веселая логика» — пазлы, одна часто которых состоит из целого, а вторая из частей картинки. Нужно соединить обе. Игра развивает образное мышление, логику, воображение.

Головоломки для детей

Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Название этих заданий уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.

В задании могут быть следующие вопросы:

  • найти отличия;
  • найти выход из лабиринта;
  • найти определенные фрагменты;
  • ребусы;
  • и многое другое.

Пример головоломки: на картинке найти тот домик, из деталей которого можно построить такой же как на рисунке у мальчика.

1. О.Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет» — книга поможет развить мышление, логику, память, речь, воображение.

2. З.Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» — развивающие игры для детей от 5 лет плюс подарок — наклейки.

3. Н.Копытов, «Лучшие задачи на развитие логики» — поможет научить Ваших детей рассуждать логически. В книге имеются подсказки для родителей, которые помогут организовать процесс обучения.

4. О.Захарова, «Первые уроки логики» — учит ребенка строить логически последовательно мысли.

5. Л.Ф. Тихомирова, «Уроки логики в Простоквашино» — любимые герои сделают процесс обучения еще более интересным.

Мы даем лишь примерный список для детей 5-6 лет, но Вы можете приобрести и другие книги. Все указанные книги можно найти на сайте www.ozon.ru, просто введите в строке поиска название книги.

Игры на развитие логики в режиме онлайн

Игра «Вырасти бабочку» — нужно расставить правильно картинку согласно развитию гусеницы в бабочку. Яркая, красочная игра на сайте www.igraemsa.ru

Много разных упражнений для развития логики и не только на сайте www.iqsha.ru

Шашки — играть в шахматы ребенку, конечно, еще рано. А вот попробовать в шашки можно на сайте www.winalitesib.ru

Развивающая игра «Фигуры и цвета» — в центре находятся четыре фигуры, нужно дополнить каждую из них недостающим фрагментом снизу, подходящим по форме и цвету. Развивает образное мышление и логику. Найти игру можно на сайте www.playshake.ru

Часть и целое — интересная игра, развивающая логику. Верху изображены предметы, снизу одна часть этого предмета. Нужно найти часть и соединить с целым изображением. Найти игру можно на сайте www.igraemsa.ru

Компьютерные игры


Игра «Маленький кондитер. Развиваем логику»
— позволяет ребенку познакомится с понятием «схема», развивает логику и образное мышление, учит собирать конфеты, то есть предметы, по симметрии.

В игре два варианта:

  • представлена частично заполненная коробка конфет. Ячейки для одного типа конфет выделены цветом. Нужно найти подходящую конфету и положить в нужную ячейку.
  • представлена частично заполненная коробка конфет. Нужно заполнить ее так, чтобы конфеты располагались симметрично.

Музыкальный автомат. Логика для детей — на экране дано высказывание, диктор его произносит. Нужно выбрать верно высказывание или нет. Если ответ правильный, то играет мелодия. Доступны задания на причинно-следственные связи (например, мебель обычно деревянная, ложка деревянная. Значит, она — мебель), обобщения, суждения, часть и целое и т.д.

Игры на смартфон (Android), Ipad, IPhone

Дети очень быстро осваивают технику: смартфон, Ipad, IPhone, естественно, что детские приложения-игры доступны и для них.

Например, приложение — ребенку нужно будет собирать пазл, раскрасить картинку, что позволяет изучать цвета. В игре несколько уровней сложности и много красочный персонажей. Игра подходит для IPad.

Азбука с начинкой (HD) алфавит — прекрасная игра, которая позволяет изучить алфавит. Построена на ассоциациях, предметы повторяют форму букв, в игре интересная анимация — арбуз можно съесть, рыбу весело распугать и т.д. Подходит для IPad и смартфон (Android).

Приключения ежика — игра, разработанная профессиональным психологом. Направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти. Подходит для смартфон (Android), Ipad, IPhone. Для детей от 4 до 6 лет.

Дорогие родители, занимайтесь с Вашими детьми, развивайте их мышление, логику, воображение, образное мышление. Помните, что ребенок в 5-6 лет активно развивается и процесс игры способствует лучшему восприятию информации. Используйте это время с пользой.

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

Умение логически мыслить присуще любому взрослому человеку в разной степени, однако эта уникальная способность не даётся нам от природы. Она развивается и воспитывается с детства. Пособие включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие логического мышления ребёнка. Задания, соответствующие ФГОС, даны в игровой форме и построены по принципу усложнения. В одном занятии предлагаются сразу несколько типов заданий, чтобы побуждать ребёнка постоянно думать и искать новые пути решения. Благодаря этой книге, взрослый получит в руки полноценные материалы с методическими рекомендациями, направленные на развитие логики, а ребёнок сможет весело и с пользой провести время и расширить свой кругозор. Пособие рекомендовано для занятий с детьми и адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и родителям.

Произведение относится к жанру Книги для детей: прочее. Оно было опубликовано в 2018 году издательством Эксмо. Книга входит в серию "Ломоносовская школа". На нашем сайте можно скачать книгу "Развиваю логическое мышление. Для детей 5-6 лет" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Когда ребенку исполняется пять лет, он вступает в новый интересный период жизни, когда заканчивается младший дошкольный возраст и впереди полные событий школьные годы.

К пяти годам уже окончательно сформированы основные черты характера. Несомненно, еще есть время для коррекции каких-то нежелательных его проявлений. Однако сделать это становится намного сложнее, ведь ребенок уже многое умеет, владеет многими навыками, которые сформировались за прошедшие годы и высказывает собственное мнение.

Детям этого возраста очень важна эмоциональная поддержка взрослых. Не так долго осталось до школы и с ребенком нужно регулярно заниматься, развивать его интеллектуально и физически, чтобы в будущем не возникло трудностей. Для этого разработаны специальные программы, упражнения в игровой форме и задания, которые можно выполнять дома и на прогулке.

Сегодня на сайте «Популярно о здоровье» мы поговорим о развитии у ребенка мышления в 5 лет, что должен знать и уметь, задания, какие можно использовать узнаем и обсудим:

Особенности развития в 5 лет: знать и уметь ?

Ребенок этого возраста уже хорошо знает, что можно и что нельзя. Умеет, хотя и не полностью, контролировать свои слова и поступки. Способен до конца выслушать ваши наставления. На замечания о своем поведении реагирует более сдержанно.

Игровые ситуации усложняются, становятся ролевыми. Малыш с удовольствием играет со сверстниками в парикмахера, больницу, продавца и покупателя и т.п. Очень рад, когда родители также вступают в игру.

Речь уже достаточно хорошо развита, включает около 3000 слов. Ребенок активно использует сложные предложения.

Если родители уделяют его развитию достаточно внимания, читают книжки, рассказывают сказки, он разговаривает более активно, может коротко пересказывать прочитанное, использует речевые обороты, делает выводы о финале рассказа или сказки. он с удовольствием разучивает песни, заучивает короткие стихи.

Мышление ребенка в 5 лет уже достаточно развито. Он может сравнивать предметы, выделяет их особенности, имеет понятие о форме и размерах. Пытается освоить счет, умеет решать простые задачки, с использованием картинок. По мере накопления собственного опыта, активно формируется логическое мышление.

Эмоциональное развитие

У пятилетних малышей уже хорошо развито чувство привязанности. Им очень важно рассказать о своих чувствах, ощущениях, переживаниях и быть понятыми окружающими, к состоянию и настроению которых они также относятся с пониманием.
Этот период очень важен для дальнейшего становления личности ребенка, установления его отношений с другими людьми.

Независимость

В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности. Он хочет все делать сам, хочет меньше зависеть от мамы. Родителям необходимо поддерживать это стремление, ведь даже небольшая ответственность активно стимулирует правильное эмоциональное и психическое развитие.

Развивающие занятия в 5 лет и задания ребенку

Все особенности развития в этом возрасте, которые описаны выше, важно учитывать при проведении с ребенком развивающих игр и заданий. Только при ежедневных занятиях можно рассчитывать на развитие гармоничной личности в целом.

Ребенку очень полезно давать задания на складывание единой картинки из кусочков с ее фрагментами, разгадывание простых загадок и головоломок. При этом нужно использовать красочные иллюстрации, интересные ему, наглядные материалы. Такие занятия хорошо развивают логическое мышление, память и интеллект.

Развитие речи

Если к пяти годам малыш не выговаривает некоторые буквы или говорит их неправильно, речь его сильно затруднена, поможет специалист логопед. Дома также необходимо заниматься с такими малышами.

Например, развивать речь с помощью скороговорок, которые имеются практически на каждый звук. Они делают речь правильной, помогают ее развивать. Например: «На дворе трава на траве дрова»; «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Дети очень любят разучивать эти веселые стишки.

Тренировка памяти

Существуют задания на запоминание предметов. Например такое: разложите перед ребенком несколько разных предметов (авторучку, карандаш, записную книжку и телефон). Пусть малыш внимательно посмотрит на их, а затем отвернется. В это время все уберите. Когда повернется, пусть назовет их по памяти.

Для тренировки памяти и внимания очень хорошо использовать практически одинаковые картинки, но на которых есть отличия, которые нужно найти, а также читать, а затем анализировать прочитанное, делать выводы. Спрашивайте ребенка, что он запомнил из прочитанного вчера отрывка сказки, а затем уже читайте продолжение.

Тест на развитие

Если вы хотите знать, как должен в 5 лет уметь ребенок и знать, можете провести простой тест: задайте ему по 2-3 очень легких вопроса из различных областей знаний. В этом возрасте ребенка должен знать ответы практически на каждый вопрос.

Конечно, не на все вопросы он ответит правильно. Но, если на большинство из них он ответил правильно, его развитие соответствует возрасту. Если же что-то вызывает у него сильные затруднения, не впадайте в панику. Просто обратите на это особое внимание и сконцентрируйте усилия по его развитию именно в этой области.

Главное, помните, что формирование интеллекта, мышления подрастающего человека, происходит только при взаимодействии со взрослыми. Поэтому уделяйте ему как можно больше внимания, занимайтесь с ним, включайтесь в его игры. Это поможет малышу выработать определенную модель поведения, успешно бороться с трудностями и хорошо подготовиться к школе. Успехов вам!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди