25.06.2019

Особенности экологического воспитания дошколят. «Экологическое воспитание детей в детском саду


Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 3 « Солнышко» п. Лиман» Астраханской области

« Экологическое воспитание в детском саду »

Стать подготовила:

Заведующая МБДОУ « Детский сад № 3

«Солнышко» п. Лиман»

Карюкина Лидия Михайловна

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы”.

Д. Рескин

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех гр уппах, комната природы , правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, наметить экологическую тропу, выделить , уголок “Зеленой аптеки”.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. ) ;

предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

знакомить с представителями живой и неживой природы;

рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

. Формы и методы работы с детьми использую тся самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео – и аудиозаписи.

Работа в ДОУ


Знакомство с миром природы. Экскурсия в развлекательном центре «Октябрь» г . Астрахань.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют оспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическ ую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме. В ДОУ педагоги проводят родительские собрания, лектории, дни открытых дверей . Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках : « Мы друзья природы», « Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д.

Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

В оспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Список используемой литературы:

1. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» – СПб .: « ДЕТСТВО – П РЕСС» 2004г.

2. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» программа экологического образования

детей» – СПб .: « ДЕТСТВО_ ПРЕСС» 2000г.

3. Бондаренко Т.М. « Экологич еские занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. Т Ц- Учитель. 2004г.

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают , то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

— это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Экологическое образование

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского . К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности. Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный . Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Наблюдения в уголке природы

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

«

Экологическое воспитание в ДОУ »

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

г. Радужный

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. кологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Парциональные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».

Задачи экологического воспитания и образования детей:

    Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

    Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

    Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

    Воспитание самостоятельности через общение с природой;

    Воспитание эстетических чувств;

    Воспитание любви к природе, родине;

Развитие воображения, мышления, внимания, речи. ся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

    специально организованное обучение в форме занятий;

    совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Занятия по экологии бывают:

    занятия-наблюдения за животными и растениями;

    занятия по классификации представлений о природе;

    занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

    занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

    занятия-исследования;

    занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

    комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

    решение проблемных ситуаций;

    элементарное экспериментирование;

    работа с моделями;

    моделирование;

    игры;

    наблюдение;

    постановка проблемных вопросов;

    участие детей в уходе за растениями;

    выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д

В детском саду применяются следующие виды игр:

    Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

    Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

    Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

и т. д.

    Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

    Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

    Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

    Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

    Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

    сказки-кроссворды о животных;

    отгадай загадки и узнай героев;

    найди ошибки у художника, поэта;

    может так быть или нет

Словесные методы:

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Рассказ воспитателя:

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях:

С растениями;

С животными;

С объектами неживой природы;

Объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов и наблюдений:

В групповой комнате;

На участке.

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка);

Групповые (5 - 10 детей);

Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

Случайные;

Запланированные;

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Систематические.

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

Многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

Первичные;

Повторные;

Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения:

- демонстрационные;

Фронтальные.

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

    проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;

    выезды с детьми на природу;

    участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

    совместное озеленение территории детского сада;

    тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

    наглядная информация;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Консультация для воспитателей

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Подготовила воспитатель: Ермакова С.И.

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различногорода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления, логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".Элементарные опыты,эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или инном предмете.Эта деятельность направлена на реальное преообразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго.

Развитие экспериментальой деятельности детей дошкольного возраста предлагает решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников диалектического мышления

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, моделей)

3.Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительной, моделирующие и приобразующие действия.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, НОД трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

1) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. НОД под названием «Удивительное – рядом», непродолжительна по времени и проводится в первой половине дня. Она способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.

2) Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

3) Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями я считаю:

необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

2. По месту проведения опытов

3. По количеству детей

4. По причине их проведения

5. По характеру включения в педагогический процесс

6. По продолжительности

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

8. По месту в цикле

9. По характеру мыслительных операций

10. По характеру познавательной деятельности детей

11. По способу применения в аудитории.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются :

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

Консультация для воспитателей

«Планирование экспериментальной деятельности»

Подготовила воспитатель: Ермакова С.И .

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:

    Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

    Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

    Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Литература для подготовки консультации:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6. Материалы Интернет-сайтов.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей).


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.

В процессе познавательной деятельности формируются такие интегративные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, которые являются важными предпосылками успешного обучения ребенка в школе.

Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес. Благодаря которому, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру
:

    Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

    Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

    Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

    Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать»

    Средства: язык, речь, поисковые действия

    Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

    Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций

    Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

    Проблемная ситуация.

    Целеполагание.

    Выдвижение гипотез.

    Проверка предположения.

    Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

    Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    Как я это делаю?

    Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Задание для воспитателей: на представленных конспектах проведения опыты выделить последовательность экспериментирования.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

с основными видами движения (скорость, направление);

развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

знакомим детей с правилами техники безопасности.

Примерная структура занятия - экспериментирования

    Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    Уточнение плана исследования.

    Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

    Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

экологический воспитание дошкольник природа

Замечательные зарубежные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Т. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг) и России (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. При изучении окружающей среды перед детьми не ставится задача познать ее как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни. В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой - бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Имеются специальные дошкольные учреждения, располагающиеся в непосредственной близости от лесопарков, парков, скверов. Но большая часть из них ограничивает общение ребенка с природой. Только организация труда в уголках природы и на участках детского сада здесь может происходить. Считается, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на сохранение и приумножение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена оппозиции естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.

Важным условием возникновения у детей дошкольного возраста сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

формирования у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

перевода сопереживания, сочувствия в содействие.

Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.). Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я). Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы. При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознательное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное -- живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти - шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая природа», различает их, выделяет характерные особенности «живой» (растет, питается, движется, размножается, изменяется) и «неживой природы» (не растет, не питается, не движется, не размножается, не изменяется). Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста -- отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе -- результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику. Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Сильным стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Побудительную силу приобретают и общественные мотивы, которые проявляются в стремлении дошкольника сделать что-то необходимое, нужное, полезное для окружающих. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.

Исходным звеном воспитания положительного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Цель экологического воспитания: именно формирование в ребенке положительного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном, чувственно - эмоциональном опыте. Знания при этом, отнюдь, не умоляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить) и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. На основе такого психологического подхода можно формулировать принципы экологического воспитания:

  • 1. Цель: Формировать мотивационные основы экологического сознания в фактической мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым (отношение взрослого к природе модель построения взаимоотношений ребенка с окружающим миром).
  • 2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей для детей этого возраста. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны называть их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познавать видимые составные части предметов и объектов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях это есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является результатом, показателем воспитанности.

Проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание нужных для обитателей зоны природы условий и на общение с ними. Такая деятельность окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

  • -Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • -Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • -Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красот природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • -Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

  • -Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
  • -Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их практической деятельности и в быту;
  • -Проявление активного отношения к объектам природы (действенные заботы, умение оценить действие других людей по отношению к природе).

И так, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему ему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природы.

Формируя гуманное отношение к природе воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то что носит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общей для всех нас Дом, безнравственный. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживания определяют действенные отношения детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшему в беду.

Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Отношение к объектам природы является конечным результатом экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднократно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди