29.04.2019

Основы процессуальной терапии. Международная сертификационная программа ISPWR «Процессуально-ориентированная психология


Годов Арнольдом Минделлом , занимавшимся в то время юнгианским анализом . Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа - это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов , основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации , при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью » (англ. edge ) индентичности человека.

  • Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта , что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные : пол , религия , этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных . Это один из механизмов, движущих гомофобией .
  • Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе », в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса , или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Примечания

См. также

  • Эми Минделл

Ссылки

  • Официальный сайт Арнольда и Эми Минделлов (англ.)
  • Worldwork site (англ.)
  • Max Schupbach: процессуальная работа и развитие организаций (англ.)

Организации

  • GPI is an International Consortium of Process Oriented Conflict Facilitators, Peacebuilders, and Trauma Healers. (англ.)
  • Global Process Work Training portal (англ.)
  • Process Work Institute (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology, Zurich (англ.)
  • Process Work Australia (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in the United Kingdom (англ.)
  • Process Work Greece (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in Poland (англ.)

Эта статья посвящена процессуальной психологии и включает в себя: описание основных методов процессуальной терапии, методики работы с критической фигурой, методику работы с симптомом и вредными привычками. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике. Также хотелось бы поблагодарить Армана Бекенова у которого мне посчастливилось не только многому научиться но и иметь честь работать совместно.

Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком).
Основной постулат процессуальной терапии звучит приблизительно так: «Все что происходит с нами и вокруг нас есть процессы. Не бывает плохих и хороших (добрых и злых процессов), — любой процесс сам по себе нейтрален». Несмотря на изначальную нейтральность любого процесса, он может разворачиваться в нашей жизни разными способами, как легкими и радостными, так и тяжелыми и неприятными.
Согласно процессуально ориентированной психологии, любой человеческий опыт можно разделить на два вида: так называемый первичный процесс и вторичный процесс. Переживания, с которыми человек себя идентифицирует, называются «Первичным процессом» (ПП). По сути, первичный процесс это то, что человек про себя знает, понимает, осознает, или не знает, но если узнает, вполне готов согласиться: «Да это точно я!». Приведу пример. Меня зовут Александр Арчагов, я работаю психологом-консультантом, люблю плавать и кататься на велосипеде, — это мой первичный процесс. «Вторичный процесс» (ВП) человек, как правило определяет как чуждый ему опыт. Это может быть какое-то переживание, состояние, поведения или реакция, про которую человек всегда скажет: «Нет, это точно не про меня, точно не мое, это точно не я!» Таким образом, вторичный процесс находиться вне фокуса осознавания.
В жизни человека вторичный процесс редко проявляется напрямую, чаще всего он «приходит» так сказать в некой «упаковке», «конверте». «Конверты» вторичного процесса очень разнообразны и чаще всего мешают человеку жить. Это могут быть телесные симптомы, повторяющееся модели поведения, зависимости, повторяющиеся паттерны в отношениях, появляющиеся в жизни неприятные люди или состояния и.т.д. С точки зрения процессуального подхода у человека есть потребность в привнесении вторичного процесса (состояния, навыка или определенной психической энергии) в первичный процесс. Вторичный процесс чем-то напоминает неосознаваемую зону ближайшего развития, что-то, в чем у человека есть неосознаваемая потребность. К сожалению, чаще всего «конверт» вторичного процесса для человека очень неприятен. Более того, если человек по какой-либо причине не раскрывает конверт и не привносит хотя бы часть вторичного процесса в первичный «конверт» становиться еще более заметным, а зачастую даже опасным. Как правило, именно с таким «конвертом» вторичного процесса в качестве проблемы клиент и приходит к психологу. Задача же процессуального терапевта – раскрыть конверт и помочь клиенту интегрировать хотя бы часть вторичного процесса. Например, за болью в голове во время разговоров с неприятными людьми у клиента может стоять потребность в проявлении силы или агрессии в их адрес. Здесь головная боль является «конвертом», а умение проявлять свою силу или агрессию на раздражитель – вторичным процессом.

Основной задачей процессуальной терапии является помощь клиенту в интеграции его вторичного процесса. Для реализации этой задачи процессуальный психолог может использовать множество методов, в том числе и из других направлений психотерапии.
Однако, основным методом процессуальной терапии является метод интеграции вторичного процесса в первичный . В обобщенном виде данный метод выглядит следующим образом:
Психолог замедляет и разворачивает симптом (невроз, проблему и.т.д.) клиента по различным каналам восприятия, стараясь выявить в них сигналы вторичного процесса. «Поймав» сигнал вторичного процесса, психолог начинает усиливать его и насыщать им различные каналы восприятия клиента. Когда клиент достаточно погрузиться в опыт вторичного процесса, прочувствует его, поймет его суть и смысл, психолог помогает клиенту вернуться в первичный процесс (свое обыденное состояние), сохранив контакт с энергиями (опытом) вторичного процесса. Далее психолог помогает клиенту интегрировать опыт (умение, навык и.т.д.) полученный в опыте вторичного процесса в первичный, задавая вопросы типа: «Где есть этому место в вашей жизни? Если бы этого было больше в вашей жизни, — как бы вы жили? Как бы вы могли привнести больше этого в свою жизнь? Чем бы это могло помочь в вашей жизни и.т.д.» В процессе этой работы психолог может помогать клиенту выработать стратегию интеграции вторичного процесса и изменения своей жизни.
Под термином «Каналы» в процессуальной психологии понимается различные способы восприятия человеком окружающего Мира и проявлением в этот Мир. Именно по различным каналам и проявляются как первичный, так и вторичный процесс клиента.
В процессуальной психологии выделяют следующие каналы:

  • Визуальный
  • Аудиальный
  • Взгляд
  • Проприоцептивный
  • Паравербальный
  • Канал Мира
  • Отношения
  • Чувства и эмоции
  • Измененные состояния сознания
  • Мимика
  • Жесты
  • Дыхание
  • Движение
  • Симптомы

При желании любой практикующий психолог сможет добавить еще другие каналы в которых, так или иначе, проявляет себя клиент в процессе терапии.

Каналы бывают занятые Первичным процессом, занятые вторичным процессом и не занятые. Когда человек что-то делает осознанно (представляет, чувствует, двигается и.т.д.) то тот канал, который он при этом использует называется занятым первичным процессом. В других же каналах может бессознательно проявляться вторичный процесс или каналы могут быть вообще свободными. Как правило каналы занятые вторичным процессом посылают менее заметные, тонкие сигналы.
Поясню на примере. Допустим преподаватель, читая лекцию в аудитории, жестикулирует. В таком случае его первичным процессом (преподавание) заняты такие каналы как: речь и жестикуляция. Предположим, приглядевшись мы замечаем, что во время чтения лекции преподаватель слабо покачивается из стороны в сторону. Когда мы спрашиваем его, зачем он это делает, он отвечает, что сделал это непроизвольно. Обычно так и выглядит канал движения, занятый вторичным процессом (небольшие малозаметные движения). Чтобы развернуть вторичный процесс преподавателя прежде всего, мы просим его заметить это движение и продолжать его делать. Затем предлагаем ему усилить движение, например, увеличив амплитуду покачивания, но прим этом просим его делать все как можно медленно (это делается для того, чтобы состояние не перешло в аффективное отреагирование и у человека было достаточно времени, чтобы осознать получаемый опыт). Далее мы разворачиваем опыт вторичного процесса по другим, прежде не занятым им каналам. Например, мы можем попросить добавить в это движения жесты, обратить внимание на то, какой у человека взгляд, когда он делает это движение, спросить какой образ у него рождается, когда он делает это движение, спросить какой у этого образа цвет, вкус, запах и.т.д. Таким образом, мы как бы насыщаем все каналы восприятия человека его вторичным процессом, помогая ему в тоже время сохранять осознанность. После того, как человек достаточно погрузился в этот опыт, понял и прочувствовал его смысл или даже чему-то там научился, мы просим его посмотреть как бы изменилась его жизнь, если бы в ней было больше этого опыта или умения? Спрашиваем: как бы он могу привнести это в свою жизнь? Просим вернуться в его обычное состояние, сохраняя контакт с этим опытом. Далее можно проводить интеграцию опыта или навыка вторичного процесса в жизнь клиента уже любой доступной психологу техникой.

Работа с критической фигурой

Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы, например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и.т.д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и.т.д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.

Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.
Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и.т.д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.

Если с критической фигурой не удается договориться, — можно использовать другой прием работы, который заключается в том, чтобы «присвоить силу» критика. Напомню, что критическая фигура ни что иное как некий механизм психики не находящийся под сознательным контролем человека. Соответственно интегрировав психическую энергию (силу) этой фигуры, человек присваивает себе собственную же автономную часть психики. Технически это выглядит следующим образом: после того как клиент подробно описал критическую фигуру, ему предлагается сыграть ее роль. Таким образом, став критической фигурой клиент чувствует всю ее силу, может обучиться всем умениям и навыкам этого психического механизма и даже познать его «мудрость». По сути своей работа похожа на разворачивание процесса в процессуальной терапии, когда мы помогаем клиенту интегрировать новый для него опыт максимально наполняя его переживаниями. Далее клиенту предлагается веруться в свою роль, сохранив при этом контакте со всем тем, чему он научился играя роль критической фигуры. Если упражнение пройдет успешно, критическая фигура как бы «сдуется», а клиент наполнится новой силой. Терапевт может легко проверить это, заняв роль критической фигуры, если работа проведена успешно, клиенту не составит особого труда «пройти критика», а терапевт в роли критика может начать чувствовать себя ослабевшим.

Если клиенту не только не удается договориться с критической фигурой, но и сыграв ее, ему не удается почувствовать ее силу и энергию, — существует еще один метод работы с критической фигурой, который называется «Магическая битва». Несмотря на столь эксцентричное название к эзотерике этот процесс не имеет особого отношения. Суть в том, что клиент как бы вызывает критическую фигуру на бой. Происходить это в том случае, если при появлении критической фигуры у клиента появляются силы и психическая энергия на борьбу. В таком случае работа ведется следующим образом. Клиент подробно описывает критическую фигуру, описывает ее внешний вид, умения и навыки. За тем, роль критической фигуры берет на себя терапевт. Далее клиент и терапевт совершают символическую «битву», в которой терапевт в роли критика оказывает сопротивление клиенту. В конце концов, терапевт в роли критика проигрывает, а клиент соответственно побеждает. Таким образом, у клиента активизируются дополнительные силы и умения для решения своих проблем и интеграции вторичного процесса.

Работа с телесным симптомом
Согласно процессуальной философии любой телесный симптом является контейнером (способом проявиться) вторичного процесса. Итак, если вторичный процесс проявляется при помощи симптома, то, зачастую, интегрировав его мы можем надеяться на успешное исцеление того или иного симптома. Зачастую многие симптомы проходят сразу после процессуальной работы, однако гарантировать исцеление при помощи психологических методов было бы наивно и легкомысленно. Технология работы с симптомом в процессуальной терапии выглядит следующим образом:

1) Медицинская точка зрения
Прежде всего, необходимо уведомить клиента, что психолог не врач, работает с психологическим содержанием и смыслом болезни и, к сожалению, не может гарантировать избавление от телесного симптома или болезни. Затем необходимо расспросить клиента о том: обращался ли он к врачу с этим симптомом, какой диагноз ему поставили и что порекомендовали. После чего клиенту предлагается как бы «отложить» эту информацию «в сторону» и исследовать психологическое содержание симптома.

2) Ресурс для работы с симптомом
Зачастую клиенту сложно преступить к работе с симптомом так сказать «на гора», особенно, если болезнь беспокоит человека уже достаточно давно, прогноз не благополучный, или вообще мы имеем дело с хроническим симптомом. Поэтому мы помогаем клиенту получить психический ресурс для работы. Мы просим его вспомнить какое-либо хорошее переживание в жизни. Он чувствовал что-то приятное, был в контакте с чем-то важным, сущностным и.т.д. Далее, мы разворачиваем это переживание по каналам (см. работу с каналами) и приступаем непосредственно к работе с симптомом.

3) Дух создателя симптома
Далее мы просим клиента поподробнее рассказать о том, как он чувствует и переживает симптом. Что и как у него болит, колит, режет, зудит и.т.д. На что похоже это ощущение? Как именно он переживает болезнь в своем теле. Далее мы просим показать то, на что похоже это воздействие на руке терапевта или подушке. Когда клиент демонстрирует нам воздействие симптома на подушке (например, сжатие) мы просим его замедлиться в этом. Затем мы расспрашиваем клиента, что он чувствует, когда сам делает это ощущение, этот симптом. Мы просим его как бы стать духом, создающим этот симптом и исследовать свое состояние как духа. Очень часто становясь духом создателя симптома, клиент чувствует какое-то новое для себя и ценное переживание, которого как бы не хватало ему в его жизни. Например, человек слабый по жизни, может почувствовать контакт с собственной вытесненной силой, а человек по жизни сильный, возможность побыть слабым и.т.д. Как правило, при погружении в роль духа создателя симптома, мы чувствуем изменение уровня психической энергии у клиента в сравнении с его обычным состоянием. Таким образом, получается, что вторичным процессом для клиента является то состояние, в которое он попадает, становясь персонажем, создающим болезнь. Далее мы проводим классическую работу разворачивания по каналам и интеграции вторичного процесса.

4) Дух погружает в состояние
Если при исследовании духа создателя симптома мы не почувствовали у клиента изменения какого-либо значимого изменения уровня психической энергии, мы начинаем исследовать так называемое состояние симптома. Мы подробно расспрашиваем клиента: во что он погружается, когда переживает сам симптом? В какое состояние его как бы отправляет это дух создателя симптома? Что клиент делает такого необычного для себя, когда болеет? Как он это чувствует? Таким образом, мы начинаем исследовать, то состояние, в которое человек попадает благодаря свое болезни. Следя за уровнем энергии и сигналами в каналах клиента, мы стараемся разглядеть там проявление вторичного процесса. Обнаружив подобный сигнал, мы разворачиваем его обычным образом. Например, симптом, как способ попасть в состояние может проявляться следующим образом. У человека по жизни активного, и старающегося всегда помогать другим, могут появляться сильные головные боли. Когда мы просим его пойти в то, состояние, в которое он попадает при головных болях, выясняется, что в этом состоянии он обычно лежит, отдыхает, принимает помощь от других и заботиться о себе. Таким образом, во вторичном процессе оказывается навык принятия помощи и заботы о себе.

5) Магическая битва
Бывает, что в как при исследовании духа создателя симптома, так и при исследовании состояния, в которое попадает человек переживая симптом, мы не видим проявлений какого-либо изменения уровня психической энергии. И в том, и в другом случае человек реагирует примерно следующим образом: «Ну да, ну и что? Вот так вот, как обычно», т.е. мы не наблюдаем каких-либо значимых изменений в состоянии клиента. Тогда, возможно, что вторичный процесс прячется в том состоянии, в которое клиент попадает, сражаясь с болезнью и духом ее создающим. Мы предлагаем клиенту описать этого духа создателя симптома, спрашиваем, как дух воздействует на него, что он делает? Как дух сражается с клиентом? Каким оружием или навыками пользуется, пытаясь победить клиента? Затем мы просим клиента сделать этого духа из нас самих, наблюдая за тем, как меняется состояние клиента. Как правило, уже в этот момент у клиента можно заметить сигналы вторичного процесса. Так, терапевт начинает играть роль духа создателя симптома, а клиент начинает символически сражаться с этим духом. Параллельно с этим терапевт помогает клиенту развернуть новый для него опыт. Постепенно, с определенным (но не чрезмерным) усилием терапевт в роли духа начинает проигрывать клиент, а клиент побеждает его, стараясь как можно сильнее вчувствоваться в новое для себя состояние. Именно в этом состоянии и заключается вторичный процесс клиента. Обнаружив его, мы вновь разворачиваем и интегрируем вторичный процесс вышеописанным способом. Часто подобное явление встречается у людей носителей тяжелого или смертельного заболевания. Тогда борьба с болезнью дает человеку доступ в какое-то новое и важное для него состояние. Иногда это доступ в состояние силы, а иногда и соприкосновение со смертью. Процессуальная терапия предпочитает исследовать каждый процесс отдельно.

Работа с привычками и зависимостями

Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками, прежде всего, необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.

Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и.т.д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка, усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.

Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором, так или иначе, есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.

Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.

Бывает, однако, что привычка помогает клиенту позволить себе что-то, что он не позволяет себе в обычной жизни. Если при более подробном расспросе выясняется что привычка позволяет клиенту как бы выключить (или включить) в себе что-то запрещающее или останавливающее, то, скорее всего мы имеем дело с воздействием на критическую фигуру. Например, клиент может говорить следующее: «Вообще-то я человек скромный и необщительный, но вот как выпью, так сразу начинаю веселиться и со всеми болтать. Не то чтобы я совсем не могу быть разговорчивым без алкоголя, но каждый раз как я пробую это на трезвую голову, — не выходит. Буд-то что-то останавливает меня, как будто мой внутренний голос говорит – «Порядочные люди так себя не ведут!»» В данном примере алкоголь помогает клиенту ослабить (выключить) критическую фигуру и попасть во вторичный процесс (легкость, радость веселость). Бывает и обратная ситуация, когда клиент говорит: «Я все время смотрю телевизор, а там мне такие правильные вещи говорят. Вот делай, мол: так и так…. А без него так совсем в отрыв ухожу….» Это более редкий случай, который свидетельствует о том, что привычка активизирует критическую фигуру клиента. Во всех подобных случаях мы работаем с критической фигурой.

В данной работе мы рассмотрели далеко не все методы процессуальной терапии, однако остановились на самых важных, базовых, которые лежат в основе других методов таким как: работа с системой, работа с парой, мировая работа и.т.д.

В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа - это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов , основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации , при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью » (англ. edge ) индентичности человека.

  • Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта , что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные : пол , религия , этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных . Это один из механизмов, движущих гомофобией .
  • Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе », в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса , или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Примечания

См. также

  • Эми Минделл

Ссылки

  • Официальный сайт Арнольда и Эми Минделлов (англ.)
  • Worldwork site (англ.)
  • Max Schupbach: процессуальная работа и развитие организаций (англ.)

Организации

  • GPI is an International Consortium of Process Oriented Conflict Facilitators, Peacebuilders, and Trauma Healers. (англ.)
  • Global Process Work Training portal (англ.)
  • Process Work Institute (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology, Zurich (англ.)
  • Process Work Australia (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in the United Kingdom (англ.)
  • Process Work Greece (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in Poland (англ.)
  • CFOR - Force for change (англ.)
  • Ассоциация Процессуальной Работы (рус.)
  • - Обучение процессуально ориентированной психотерапии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Процессуальная работа
  • Процессуально-ориентированная психология

Смотреть что такое "Процессуальная терапия" в других словарях:

    Гештальт-терапия - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди