15.10.2019

Оренбургские пуховые платки время возникновения. Из поколения в поколение: как создают оренбургские платки. Из чего вяжут паутинки и палантины


Людмила Оренбургская, администратор интернет-магазина пуховых изделий Wool Store, рассказала Woman"s Day о том, как ей удалось продолжить семейный бизнес, как проходят будни ее мастериц и как отличить подделку от оригинала.

Наша семья занимается пуховязанием уже очень давно, несколько поколений. Мои бабушки были родом из села Желтое, а там пуховязанием детей учат c раннего детства, даже в школах преподают. На рынке в селе, вместе со своими мамами и бабушками, часто можно встретить маленьких девочек, продающих собственные изделия. Среди них когда-то была и моя мама. Она-то и научила меня всему искусству. Сегодня в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, поэтому даже по внешнему виду можно отличить оренбургский пуховый платок от других. В нашей семье чаще других вяжут так называемые пятикруговые платки, который отличается от других тем, что в его центре расположены пять ромбов: один в середине и четыре по бокам. Существуют также однокруговые платки и платки со сплошной серединой.

В настоящее время на нас работает около 10 мастериц, это надомницы. Они вяжут изделия у себя дома, а я каждую неделю заезжаю за готовыми платками. В каком-либо обучающем тренинге они не нуждаются, они вяжут платки всю свою жизнь, как и многие женщины из деревень и сел Оренбургской области.

Иногда нам пишут незнакомые пуховницы с просьбой взять под реализацию свой товар. Если их платок хорошего качества, выполнен вручную из настоящего оренбургского пуха, то мы соглашаемся. Так с нами стало сотрудничать и младшее поколение – некоторые из выпускниц Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (там обучают по специальности «пуховязание»).

Благодаря соцсетям («ВКонтакте» и Instagram) о нас начали узнавать люди из крупных городов. Некоторое время назад (для большего удобства покупателей) мы решили сделать собственный сайт, на кототором помимо каталога наших товаров имеется вся необходимая сопроводительная информация (как правильно ухаживать за пуховыми изделиями, где их можно купить и т. п.). Более того, осенью этого года мы совместно с фондом «Петербургские родители» приняли участие в благотворительной акции в помощь детям-сиротам.

В планах – выход на международный рынок. У нас уже были продажи за границу, но еще хотелось бы сотрудничать с магазинами, расположенными за пределами России. Одной из главных целей является Китай.

Как делают оренбургский платок

1. Сначала мы у местных сельхозпроизводитей приобретаем пух , который перед продажей вычесывают вручную. Затем наши мастерицы также вручную занова обрабатывают пух, удаляя из него различные примеси. Потом пух еще несколько раз прочесывают на гребенке или ческах, чтобы еще более тщательно очистиить его от мелкого сора и аккуратно распрямить.

2 . Следующим этапом является прядение пуха . С помощью веретена пуховница из уже обработанного пуха подготавливает нить для вязания платка. Нить закрепляется у основания инструмента и вращательными движениями закручивается на него. Подготовленную пуховую нить с веретена и основу – натуральный шелк – наматывают на сучильное веретено, на котором производится сучение (скручивание) пряжи. После этого скрученную нить наматывают в клубок. Как правило, в состав готового платка входит около 80% пуха и около 20% основы. Только после этого мастерица приступает к работе со спицами.

3. Прежде чем начать вязать , пуховница всегда определяется с узором и размерами своего будущего изделия. Несмотря на то что в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, мастерицы вносят какие-то свои изменения и дополнения в декоративные решения, что придает каждому изделию эксклюзивность. Вы никогда не встретите двух одинаковых платков, даже если их сделал один мастер. Готовый оренбургский пуховый платок состоит из нескольких частей: середины, решетки (располагается по периметру средней части) и каймы с зубцами. Отдельно вяжется только один элемент – первая лента с зубцами, располагающаяся снизу изделия. Все остальное изготавливается как одно полотно.

4. Когда платок связан, его необходимо два раза постирать в теплой воде. Сначала платок замачивают в мыльной воде в течение 20 минут, затем изделие аккуратно, не выкручивая, отжимают и меняют воду. При стирке желательно не применять стиральный порошок, а использовать жидкое мыло или шампунь, существуют также и специальные средства для изделий из пуха. В течение 5 минут платок опускают и вынимают из моющего раствора. Затем также аккуратно отжимают и меняют воду. Вторая стирка ничем не отличается от первой, только теперь берут меньше моющего средства. После этого дважды ополаскивают изделие в теплой воде. В случае необходимости можно использовать отбеливатели для пуха.

5. После стирки платок сушат на пяльцах . Его натягивают на гвоздики пялец на нити, заранее продетые в зубцы. В таком виде платок держат целый день, только в этом случае сохраняется форма изделия.

Знали ли вы, что в среднем на большой пуховый платок у опытных мастериц уходит около двух недель, но срок может и увеличиться в зависимость от его композиции. Изготовление ажурного палантина у пуховниц занимает около 10 дней. На один большой платок требуется два клубка готового к прядению пуха.

Против подделок!

Существует ряд отличительных признаков, по которым можно определить подлинность платка. Очень часто на рынке продают изделия машинной вязки, выдавая их за ручную работу. Однако изделие машинной вязки легко распознать.

1. У платка машинной вязки кроя идеально ровные, тугие, на ощупь изделие кажется более жестким. Платок ручной работы индивидуален, вы не найдете точно такого же изделия: каждая связанная вручную петля отличается друг от друга, а сам платок становится мягким и легким.

2. Еще одна отличительная особенность платка ручной работы – легкость. Ажурный палантин в среднем весит около 100 граммов, а теплый платок – всего 300 граммов.

3. В магазинах можно встретить цветные пуховые изделия. И это тоже явный признак подделки (такие платки, как правило, произведятся в Узбекистане и не имеют ничего общего с подлинными оренбургскими изделиями). Настоящие оренбургские пуховницы вяжут платки только натуральных цветов: белого и серого, без использования различных страз, бусин и прочего.

4. Немаловажна и цена. Платок ручной работы не может стоить дешево, потому что для его изготовления требуется много времени и сил.

Немного истории

Свою популярность пуховязальный промысел в России приобрел еще в XVIII веке. В XIV веке оренбургскими изделиями заинтересовались страны Европы. Франция закупала местный пух и на своих фабриках изготавливала шали, а английская фирма «Линнер» организовала предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург», несмотря на то что заготовка и транспортировка пуха обходилась очень дорого. Изначально пуховые платки вязались для себя, чтобы согреться от холодных степных зим, доходящих до -40 градусов.

Технология вязания по большому счету не изменилась и до сегодняшних дней, поэтому и сейчас наши изделия смогут согреть в такой мороз. А поскольку платки еще и выглядят красиво, их часто можно увидеть на плечах не только наших, но и голливудских знаменитостей. К примеру, в разное время в пуховых изделиях из Оренбурга выходили в свет Мадонна, Шон Янг и Катрин Денев, Монсеррат Кабалье…

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка )

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха )

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко )

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка )

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб - основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее - бантики, снежинки, сосенки.

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок - это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!

Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?

А началось все более двух веков назад.

Есть несколько приданий на этот счет. Первое о том, что чабаны пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки - переселенцы, общаясь с чабанами, вскользь заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но этот фокус сработал только один раз. В следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались - как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию - сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.

И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.

Как зародился пуховый промысел?

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!

На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи - жены, дети, старики - были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.

Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.

Пуховый платок покоряет мир

Посетивший в 60-х годах XVII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков - исследователь и открыватель Оренбуржья - первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.

Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы - законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За », диплом и 125 серебряников!

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением - платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. - по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.

Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия - решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.

Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!

Оренбургская губерния - колыбель пуховязания

В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом - 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания - остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные - теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия - нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок

Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.

Пуховязание сегодня

Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.

Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.

Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля - возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.

Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.

13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания- 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2015 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию - история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!

Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!

Остается только выбрать - надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.

Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. December 18th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку: , ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак - один из символов России:-)) Ему даже песни посвящают:-) Помните?

Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.


Оренбургский пуховый платок - это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.) и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.


Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.


Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.


Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось:-)


Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди