08.08.2019

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие. Создание условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в детском саду


Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Социально – коммуникативное развитие дошкольника
направлено на решение следующих задач:

1.Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.

Три группы задач, которые решаются на этапе социализации :

1 естественно-культурные

2 социально-культурные

3 социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.

Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.

3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Если говорить о воспитании самостоятельности дошкольников, то можно дать следующие рекомендации родителям.

Советы родителям

1 Не подавляйте инициативу у ребенка.

2 Не высмеивайте его идеи и фантазии.

3 не стремитесь предотвратить или исправлять ошибки. (пусть ребенок

сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение).

4 Прививайте ребенку мысль, о том, что его мнение важно и он должен

уметь отстаивать его.

5 Давайте возможность для самостоятельной деятельности.

6 Спрашивайте мнение ребенка, как можно чаще: что он считает важным и почему.

7 Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда только тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Что должны уметь дети в самостоятельной деятельности

1 Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходи-

Мость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2 Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и

Контроля взрослого.

3 Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель,

Учесть условия, осуществлять элементарное планирование, полу-

Чить результат).

4 Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований

И условий действительности.

5 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

6 Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку

Результатов деятельности.

7 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

– день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Света Карастелева
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый , способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка .

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития . Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Вот почему меня заинтересовала проблема « через интеграцию различных видов деятельности». Т. К. основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Основной целью в моей работе по социально-коммуникативному развитию является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой я использую следующие задачи :

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

Формирование основ безопасности в быту, социуме , природе;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ожидаемый результат

развитие эмоций и навыков общения у ребенка;

Успешная социальная адаптация ;

Улучшение детско - родительских отношений.

Данное направление моей работы нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях : Приказ МинОбрНауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.

Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.

« детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.»

В. А. Сухомлинский

Что же такое «социализация » ?

«Социализация » происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности .

Это начальный период социализации ребенка , приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.

Это формирование гуманистических чувств и отношений.

Это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.

Это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Я работаю по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» . Использую парциальную программу

Князевой О. Л., М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» , региональную программу «Приключение светофора» , методическое пособие Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет» .

Главный принцип в построении предметно развивающей среды и игрового пространства : не давать готовые ответы, а развивать исследовательские способности детей в поиске ответа на вопросы.

Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО :

Насыщенности среды;

Трансформируемости;

Полифункциональности;

Вариативности;

Доступности;

Безопасности.

Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка . Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. А. Екжанова в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр :

- «Дом, семья» .

- «Игры с транспортом» .

- «Больница» .

- «Магазин» .

- «Игры с животными» .

- «Мастерская» .

- «Парикмахерская» .

Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.

Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.

Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.

В группе находятся :

Макет перекрёстка;

Набор дорожных знаков, макет светофора;

Атрибуты инспектора ДПС;

Набор транспортных средств;

Иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

Плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

Папки-передвижки;

Дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.

Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления , внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу .

В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную , грамматически правильную речь.

Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.

Всю свою работу я строю на следующих принципах :

Научности;

Доступности;

Прогностичности;

Последовательности и концентричности;

Системности;

Интегративности;

Культуросообразности и регионализма;

«диалога культур.

В своей работе я использую следующие формы деятельности :

Совместная (партнерская) деятельность;

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная (партнерская) деятельность подразумевает :

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности.

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

4. Открытый временной конец занятия.

Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю :

1. В утренние и вечерние часы.

2. На прогулке.

Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

1. Подвижные игры с правилами.

2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия.

3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.

4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.

5. Опыты и эксперименты , дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.

6. Беседы, ситуативные разговоры.

7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.

Самостоятельная деятельность детей

как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.

В своей работе я использую все виды деятельности.

Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников , дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.

Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие , коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка .

Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.

Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие , формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.

Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.

Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.

В своей работе применяю следующие методы :

Наглядные;

Практические;

Словесные;

Метод сравнивания;

Метод моделирования ситуации;

Метод повторения.

Новизна опыта

В своей работе я применяю тестопластику.

С детьми мы изготавливаем сказочных героев, которые потом мы применяем в игровой деятельности. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, и оживляем этих героев.

Свой опыт работы с тестопластикой я применяю и в работе с родителями . Родители помогают создавать материалы для использования оснащения развивающей предметно пространственной среды в игровой деятельности

(знаки, дома, куклы, посуда и т. д.)

Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй :

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются :

Родительские собрания;

Лектории;

Круглые столы;

Мастер-классы;

Заседания клуба «Семейная гостиная» ;

Индивидуальные консультации;

Размещение материала на стенде для родителей;

Тренинги.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :

Дни открытых дверей;

Турниры знатоков;

КВН, викторины;

Праздники;

Семейные конкурсы;

Выпуск газеты;

Просмотры фильмов, мультфильмов;

Концерты;

Оформление групп;

Соревнования;

Благоустройство ДОО и территории.

Активное участие я принимаю в жизни ДС. Обладая артистизмом и перевоплощением постоянно играю различные роли в мероприятиях дошкольного учреждения.

Готова всегда прийти на помощь коллегам. Я являюсь наставником и примером для молодых специалистов. Провожу консультации, мастер – классы, делюсь своим опытом , разрабатываю проекты.

В МБДОУ№60 я работаю около двух лет . Оценку индивидуального развития детей провожу в рамках педагогической диагностики. Результаты моей непосредственной работы вы видите на экране .

Динамика результатов освоения образовательной программы

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Начало года 2015 9% 91%

Конец года 2016 18% 68% 14%

На экране вы видите мои достижения, и достижения моих воспитанников.

В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети :

Овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;

Положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.

Способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.

Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;

Адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;

Способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам ;

Могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;

Способны к принятию собственных решений.

Благодарю за внимание. Творческих успехов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад первой категории

№ 60 «Ягодка» с. Кулешовка

«Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности».

Карастелева Светлана Анатольевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Методические разработки

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО»

Калининский район
Введение

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

Утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

Читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

День любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

Воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

Воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

Устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

Повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

Руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;

Флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Подготовила методист Мальцева О.А.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди