16.06.2019

Оказание психологической поддержки умирающему больному. Главные принципы оказания психологической помощи в чс


Смерть – это последнее критическое событие в жизни человек. Работа с умирающими больными предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам психолога. Важно, чтобы психолог имел теоретические знания по психологии умирания и осознавал собственное отношение к проблеме смерти.

Рассмотрим некоторые теоретические аспекты психологии умирания. Важный вклад в понимание умирающего человека внесла доктор Э. Кюблер-Росс. На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, какие чувства и состояния испытывают умирающие на различных этапах умирания. Э. Кюблер-Росс различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность.

  1. «Отрицание». Человек живет так, как будто смерти не существует.
  2. «Протест». Негативное отношение к смерти, вызов ей.
  3. «Оборона». Стремление «отсрочить» смерть.
  4. «Фобия». Сильный страх смерти.
  5. «Принятие». Смерть считается чем-то позитивным и необходимым, становится источником осмысленного существования.

На какой – то из этих стадий больной может задержаться, к тому же степень их осознанности возрастает от первого к пятому типу.

Вначале это обычно реакция отрицания возможности близкой смерти, иногда довольно продолжительная. Отрицание может сочетаться с предчувствием или полным осознанием истинного положения. У отдельных больных отрицание сохраняется до последней минуты жизни. Следующая стадия - гнев, напряженность, возмущение больного тем, что это выпало именно на его долю. Идет борьба с мучительными страданиями, ради избавления от которых он готов отдать все. Далее следует этап «сделки с жизнью», больной нередко обращается к богу со своими пожеланиями и просьбами. На следующем этапе развитие болезни может привести к депрессии, могут появиться сознание своей вины и самобичевание: «Чем я это заслужил?». Наконец, наступает смирение, полное принятие безвыходности положения, когда измученный больной хочет лишь сна и покоя. Иногда после этого снова появляется отрицание, больной строит планы, сопротивляется смерти. Если же болезнь все же отступает (при хронических заболеваниях, не имеющих смертельного исхода), к этому добавляется шестой этап - возвращение человеческого достоинства, возвращение к жизни .

Р.Кочюнас описывает ряд специфических изменений в восприятии жизни при приближении смерти, к числу которых относятся следующие:

  • заново оцениваются приоритеты жизни: теряют значение мелочи, несущественные детали и подробности;
  • возникает чувство освобождения: не делается то, чего не хочется делать; теряют свою силу категории долженствования («должен», «обязан», «необходимо» и т. п.);
  • усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;
  • обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);
  • общение с любимыми людьми становится более глубоким, более полным, насыщенным;
  • уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать .

Вышеперечисленные изменения свидетельствуют о повышении чувствительности неизлечимо больного человека. Следовательно, врачам, медперсоналу, близким надо вести себя тактично и осторожно. У больного возникают очень важные для него в этот период вопросы, которые он начинает задавать окружающим людям: «Скоро ли я умру?», «Сколько мне еще осталось жить?».

Чрезвычайно сложным является вопрос о том, можно ли вообще говорить умирающему правду о его состоянии и говорить с ним о смерти. И.Харди, основываясь на анализе многих работ на эту тему, считает, что однозначного ответа на такой вопрос еще нет . При выраженной реакции отрицания говорить с ним о смерти не рекомендуется, даже если он просит сказать правду о его болезни, поскольку надо учитывать уже наступившие личностные изменения, измененное состояние сознания больного. В других же случаях, как полагают многие авторы, можно сказать ему правду. Но врачи на практике не готовы делать это. Противоречивость мнений объясняется, вероятно, тем, что возможность сообщения правды больному зависит от множества условий, в том числе от того, участвуют ли в уходе за больным психолог или психотерапевт. Очень важны также форма, стиль сообщения, количество и характер сообщаемой информации.

Кюблер-Росс считает: «Я убеждена, что не следует задаваться вопросом; «Сообщать ли больному его диагноз?» По-настоящему важен другой вопрос: «Как рассказать пациенту о его болезни?» Врач должен сначала определить собственное отношение к смертельной болезни и смерти, убедиться, что он в состоянии говорить о таких пугающих вещах без неуместной боязни».

И.Харди указывает и на то, что самое важное и безвредное - выслушать больного. Нужно всеми силами помочь ему высказаться, рассказать о своих переживаниях. Это помогает рассеять страхи и сомнения, устранить чувство изолированности, замкнутости, тем более что обычно больные, проходя через стадии естественного сопротивления неизбежному, а затем депрессии, в конечном смиряются со своей участью . Л. Н. Толстой описывает подобную ситуацию в повести “Смерти Ивана Ильича”: “Главное мучение Ивана Ильича была ложь — … то, что не хотели признаться в том, что все знали, и он знал, а хотели лгать над ним по случаю его ужасного положения и его самого заставляли принимать участие в этой лжи… И жить так на краю погибели надо было одному, без одного человека, который бы понял и пожалел его” .

Как можно помочь умирающему больному?

Одна из первых форм помощи умирающему больному состоит в хорошем уходе за ним. Здесь речь идет о человеческих аспектах такого ухода, а не столько о профессиональном уходе. Человеческие аспекты ухода по-настоящему воплощаются, когда больной находится дома. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется, как заметила Э.Кюблер-Росс: «пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице… » .

Второй способ помощи умирающему состоит в ослаблении или в преодолении физических и эмоциональных страданий и боли. С помощью медикаментов врач может значительно ослабить практически любую боль. Более мучительной становится боль душевная. Поэтому важной формой помощи умирающему является облегчение страданий больного, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности.

Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Присутствие умирающему больному в консультативном процессе требует простой человеческой отзывчивости, и мы обязаны ее проявить. Психологам и врачам следует осознать и принять свои сомнения, чувство вины и мысли о собственной смерти.

Психолог также может оказывать помощь и поддержку родственникам и персоналу, ухаживающему за умирающим больным. Близким, родственникам после смерти больного требуются за­бота, сочувствие. Прежде всего, нужно быть готовым к прояв­лениям сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло горе. Часто приходится наблюдать проявления гнева, агрессивно­сти и несправедливые обвинения от родственников. Все они могут быть частными проявлениями реакции на смерть близких людей. Медикам важно помочь преодолеть чувство вины и профессиональной некомпетентности. Такое чувство довольно часто встречается среди медицинских работников. Многие врачи воспринимают смерть пациента как профессиональную беспомощность.

Уместно будет назвать принципы общения с умирающим человеком:

  1. Будьте всегда готовы оказать помощь.
  2. Проявляйте терпение.
  3. Дайте возможность выговориться.
  4. Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.
  5. Спокойно относитесь к его гневу.
  6. Избегайте неуместного оптимизма.

Чтобы психологу помочь больному справиться со страхом, необходимо:

  1. Уметь слушать.
  2. Понимать невербальный язык.
  3. Оказывать эмоциональную поддержку.
  4. Общаться с больным открыто, доверительно.
  5. Относиться к нему с сочувствием.
  6. Честно отвечать на вопросы.
  7. Не внушать несбыточных надежд.
  8. Давать возможность задавать вопросы.
  9. Понимать потребности больного.
  10. Принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного.
  11. Предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

Человек – единственный из всех живых существ, знающий о неизбежности смер­ти. Согласно множеству психологических наблюдений, и сам человек по-настоящему не может осознать этого. «По сути, никто не верит в собственную смерть. Или – что то же самое – каждый из нас, не осознавая того, убежден, в своем бессмертии», – пишет З. Фрейд.

Примеры из практики работы психолога паллиативного отделения с умирающими больными.

Тяжелобольная раком пожилая женщина не желает мириться с мыслью о смерти. Болезнь обострилась после смерти мужа (муж умер 3 года назад), горе переживала долго и мучительно, было депрессивное расстройство, сопровождаемое суицидальными мыслями, со слов больной, они ее очень пугали. Обращение к религии, исповедь, молитвы помогли ей справиться с суицидальными мыслями. (В последнее время они ее не посещают). Муж тяжело и длительно болел, она ухаживала за ним в течение 10 лет (инсульт). Муж часто приходил к ней во снах. Вот первый сон: «Иду я по дороге пешком, догоняет меня лошадь с повозкой, в которой сидит мой муж. Я прошу его, чтобы он взял меня собой, ведь я так устала и изнемогаю. Муж строго посмотрел на меня и сказал: «Тебе еще не время, не возьму с собой». На одной из консультаций больная вспомнила ситуацию из прошлого, когда муж умирал, он просил простить его, она отвернулась от него и промолчала, уж очень была зла на него за его поступки и поведение, ведь он мучил ее все десять лет. Во время сессии она смогла мысленно поговорить с мужем, простить его и отпустить. На следующей встрече больная призналась, что ей стало легче, муж не снится ей, и она о нем не думает, не чувствует себя виноватой. Следующий ее сон был таким: «Я стою внизу, вижу над собой мужа, который будто высоко надо мной, в каком-то большом помещении и важно так говорит мне: «Не доставай меня, я занят важным делом здесь в четвертом отделении». На что больная ответила, что вот и хорошо, а я буду заниматься своими делами. Больная стала подниматься с постели, гулять во дворе больницы, любоваться цветами, солнцем и теплом, говорила о том, что она радуется каждому дню, и боли не чувствует.

Во сне человека, жаждущего спастись от смерти, перед смертью проявляется стремление начать жизнь сначала.

Больная раком молодая женщина 37 лет, не желает мириться с мыслью о смерти, активно борется с болезнью в течение трех лет. Имеет двоих детей, младшей дочери 5 лет. Сон, который периодически снится ей в течение года: «Вижу, как огромная волна накатывает с моря на берег и накрывает собой здание, в котором я нахожусь в окружении незнакомых мне напуганных людей. Здание рушится, я оказываюсь на гребне волны, которая выбрасывает меня на песчаный берег». Вариант этого же сна: «Еду я в машине по какой-то дороге вдоль моря вместе со своей семьей, большая морская волна преследует машину, вот-вот догонит и накроет собой, машина мчится быстрее и нам удается спастись». Со слов пациентки, она очень любит воду, любит плавать и смотреть на воду.

На основе рассказов медсестер можно видеть, что часть их вместе со своими больными надеется, верит, ждет: а вдруг… Вдруг все-таки можно помочь.

«Привыкнуть к смерти никогда нельзя. Я знала, что состояние больной критическое и что вскоре она умрет. Ведь ее болезнь неизлечима. Состояние изо дня в день ухудшалось, и все-таки, когда я входила в палату, все эти факты переставали для меня существовать. Выполняя свою повседневную работу (ставя уколы и другие назначения врача), у постели больного я думала только о том, что, быть может, еще не все потеряно, быть может, она еще выздоровеет, ведь она так молода и могла бы жить, в чем она провинилась перед самим всевышним. Я была просто не способна смириться с действительностью. Меня постоянно занимала мысль, от которой я не могу освободиться и сейчас: «Ну почему же люди должны умирать!?» – вот отрывок из рассказа однойиз медсестер.

Список литературы

  1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования групповой психотерапии / Р. Кочюнас. - М.: Академический: проект; ОППЛ,2003. - 464 с.
  2. Кюблер — Росс Э.О смерти и умирании / учеб.пособие / Р.Э. Кюблер. — К.: «София», 2001. – 320 с.
  3. Саймонтон, К., Психотерапия рака. Пер: с анг. / К. Саймонтон, С. Саймонтон. — СПб: Питер, — 288с. (Серия «Современная медицина»).
  4. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: учебник / П.И. Сидоров. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
  5. Толстой, Л.Н. Смерть Ивана Ильича//Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. – Л.: 1993. — С. 171-172.
  6. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными: пер. с венгер. / И. Харди. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. - 338 с.

    ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ

    Written by: Биктина Насима Нигматулиновна


ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Студента курса гуманитарного факультета


Учебная дисциплина: Психология самоопределенния и жизненного пути

Тема: Особенности оказания психологической помощи себе


Оценка___________

г. Одесса



Содержание

Введение 3

1. Особенности оказания психологической помощи себе 4

1.1 Психологическая помощь 4

1.2 Цели и область применения психологической помощи 5

Заключение 14

Введение


Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.

1. Особенности оказания психологической помощи себе

1.1 Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем, кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.

В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Квалифицированная психологическая помощь представляет собой работу с причиной, а не следствием. Важно учесть, что психологическая помощь – это, прежде всего, работа клиента под руководством психолога. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:


психолог - специалист с базовым психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
Задача психолога - помочь клиенту принять эти негативные эмоции, понять, о чем они "говорят" и справиться с ними.

1.2 Цели и область применения психологической помощи


Можно выделить следующие области применения психологической помощи:
1). Психическое (и духовное) развитие ребенка
2). Личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден-тификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и теку-щая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).
5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
6). Проблемы пожилого возраста.
7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).
8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9). Школьное, профессиональное, управленческое консультирование.
10). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире. Психологическая помощь может включать в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Задачей психопрофилактики является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров , «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

Психологическая коррекция – (исправление) - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека (ребенка или взрослого).

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Психологическое консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др.

Психотерапия - раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. В психотерапии и психологическом консультировании ставятся примерно од-нородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них - помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:
1) по времени действия: неотложная (кризисная) - необходима при сложных психических состояниях, в случаях суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.
3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п., информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки):
1. Индивидуальная - в виде беседы, консультации, психотерапевтической сессии, занятия.
2. Групповая психологическая помощь - проведение коррекционных занятий , обучающих тренингов.

Группы личностного роста и самопознания - группы, ориентированные на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п.

Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Сейчас существуют группы «анонимных алкоголиков», «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.
3. Самостоятельная психологическая помощь - предполагает ориентацию на самопознание, самонаблюдение, самоанализ.
4. Опосредованная психологическая помощь - осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, живописи, театра), природы, при выполнении какой-либо деятельности (работы, спорта), при общении с друзьями (которые в данный момент выполняют роль психотерапевта). Специальные формы психологической помощи - арт-терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, работа с образами и сновидениями, медитация и др.

Может ли человек сам себе быть психологом, т.е. самостоятельно решать свои психологические проблемы, качественно налаживать отношения, преодолевать страхи, становиться сильным и уверенным в себе, добиваться успеха, не обращаясь за помощью к психологам?

Такой вопрос разные люди решают для себя по-разному. Кто-то считает, что без помощи грамотного, хорошо обученного психолога человек, не имеющий специальных знаний и навыков, обречен на жизнь в рамках проблем, тревог и перенесенных психологических травм. Есть те, кто полагают, что с помощью самостоятельного изучения книг, рекомендаций психологов, полученных в формате Интернет-консультирования «для всех», тренировки воли и изучения правил грамотного общения любой можно справиться со всеми своими проблемами, не обращаясь к специалистам.

С одной стороны, любой человек действительно может стать самому себе психологом, самостоятельно справляться со своими проблемами и преодолевать трудности, с которыми он встречается на жизненном пути. В конечном итоге , любые изменения в своей психике, а как следствие, в поведении, человек осуществляет сам, даже если работа ведется под руководством и набдюдением психолога. Невозможно переоценить роль активного участия клиента в осуществлении процессов изменения его состояния и поведения.

Но для того, чтобы получить возможность по-настоящему стать самому себе психологом: эффективно и качественно исправлять, улучшать свое состояние или освобождаться от нежелательных эмоций, очень важно понимать, с чего надо начать свою деятельность, на что направить усилия. Необходимо правильно определить, что можно и нужно считать проблемой, а что имеет смысл принять как свою индивидуальную особенность, что является причиной той или иной проблемы, а что только кажется похожим на причину, но на самом деле ею не является, и вообще не имеет отношения к существующей проблеме. И для того чтобы сделать это самостоятельно, надо потратить долгие годы на пробы и ошибки, ценой которых будут разрушенные отношения, упущенные возможности, ухудшение здоровья, что, в принципе, можно считать бесценным опытом, или, как принято формулировать в парапсихологической литературе, «жизненными уроками». При этом большинство людей однозначно предпочли бы жить счастливо прямо сейчас, добиваться успеха меньшей ценой, чем напрасно потраченное здоровье и силы. И многие изначально перспективные отношения, которые были разрушены по незнанию и вследствие неумения их строить, вполне могли бы уцелеть, и в них можно было бы обойтись без драматических болезненных ситуаций.

Обычно люди начинают свои попытки стать самому себе психологом и самостоятельно изменить жизнь к лучшему с поиска возможности как-то прогнозировать свое будущее. Те, кто более склонен к так называемому магическому мышлению, обращаются к астрологам, гадалкам, экстрасенсам. Те, кто мыслят более рационально, заполняют опросники, проходят тесты в Интернете, находят типологию в книгах по соционике и вычисляют свой тип. В результате человек получает ценную информацию о том, что цель его жизни – самосовершенствование, познание себя, освоение навыка понимания других людей и деятельность на пользу общества (типичное «предсказание» в формате шаблона неопределенности – ничего конкретного, но вдохновляет на дальнейшее чтение подобных книг), что тип его личности, допустим, «Есенин», а по шкале «Экстраверия – Интроверия» он неявно выраженный экстраверт.

А вот потом большинство людей совершает одну и ту же ошибку, заметить которую, играя в подобные игры с самим собой, практически невозможно. Они начинают объяснять свои действия и достижения (или их отсутствие), опираясь на информацию, о которой я рассказала. И на какое-то время обретают ощущение спокойствия, поскольку объяснения, вроде бы, получены, они похожи на правду, без дела человек не сидит – занимается личностным развитием, познает себя, изучает свои особенности, ищет причинно-следственные связи.

Но объяснение причин своего поведения или негативного эмоционального состояния само по себе не помогает избавляться от проблем и достигать желаемого. Более того, даже правильно и корректно полученные объяснения личностных особенностей могут оказаться бесполезными в деле практического улучшения нашей повседневной жизни. Просто потому, что людям свойственно подменять процесс работы над собой, освоения новых навыков, освобождения от негативных эмоциональных состояний поиском объяснений и приятным ощущением понимания причин. Но, согласитесь, понимание причин того, что с вами происходит, качественное объяснение их самому себе и активная целенаправленная деятельность по их устранению это разные действия, и результаты у них тоже будут различными. Вот только понимание этого, к сожалению, зачастую приходит только тогда, когда потеряно много времени, разрушены значимые отношения и упущено много важных возможностей.

О чем еще необходимо помнить людям, которые приняли решение стать самому себе психологом и улучшать свою жизнь самостоятельно, а не обращаться к профессионалам?

В наше время рынок переполнен информацией о технологиях по улучшению жизни. Книги по эзотерике и парапсихологии продаются вперемешку с литературой по прикладной психологии и астрологии, рядом лежат трактаты, посвященные колдовству в городских условиях, а десятки сайтов в Интернете за умеренную плату предлагают пособия по альфа-гипнозу. Под рубрикой «Магия денег» вполне можно найти как квалифицированные советы по выстраиванию мышления и стратегиям поведения успешных людей, так и псевдопсихологические/околомагические изыскания, посвященные тому, какого цвета бумажник может вам помочь разбогатеть легко и быстро, и о том, как визуализируя богатство и успех, можно всего этого достичь, не вставая с дивана.

Разумеется, в таком мощном информационном потоке наверняка есть ценные и полезные книги, и в самых немыслимых фантазиях авторов, опирающихся частично на знания из области прикладной психологии, а частично на свою интуицию и жизненный опыт, вполне могут оказаться толковые мысли и советы. Но необходимо понимать, что правильный выбор цвета бумажника и развитый навык визуализации не помогут вам преодолеть страх перед прохождением собеседований, не позволят определить занятие, которое наилучшим образом подходит именно вам, и не научат вас грамотно и качественно выступать перед аудиторией, особенно, если вы страдаете страхом публичных выступлений. Если у человека действительно есть серьезные проблемы, то ему нужна профессиональная помощь грамотного психолога, а не «Книга заговоров потомственной ворожеи Глафиры», написанная группой никому неведомых авторов с целью получения легкого заработка.

Заключение


Человек достаточно сообразительный через некоторое время поймет, что в его деятельности по улучшению жизни что-то не так, если, несмотря на позитивное мышление и продуманные образы светлого будущего, у него сохраняется противная дрожь в коленках при общении с привлекательными особами противоположного пола, а собеседования завершаются отказами в приеме на работу. Но тут “сам себе психолог” снова находит чью-то книгу о том, что преодолеть эти проблемы можно с помощью аутотренингов , аффирмаций и визуализаций. И если ему на этот раз не повезет взять с полки книгу действительно грамотного специалиста, то весь процесс начнется заново. Потому что человеку, который не знает, кто из авторов книг, обучающих эффективному поведению и психологии отношений, действительно является мастером своего дела, очень сложно понять, по каким книгам можно научиться чему-нибудь полезному. В результате многие люди просто случайным образом приобретают литературу сомнительного качества, в которой бессистемно изложены фрагменты психокоррекционных техник, сопровождаемые не очень профессиональными комментариями и советами, следовать которым в лучшем случае бесполезно, в худшем – просто опасно.

Психологическая помощь может понадобится любому лицу, вне зависимости получил ли он душевную травму, у него врожденное заболевание или еще что-либо. Бывает человек испытывает период депрессии и даже в этом случае помощь психолога не бывает лишней. В современном мире нет ничего плохого в том, чтобы пойти к психологу, так как человек получает эмоциональную разгрузку и ему становится гораздо легче. В такой статье мы поговорим о том, что такое психологическая помощь , как производится оказание психологической помощи , случаи оказания помощи , психологической реабилитации пенсионеров и психологии для детей .

Что такое психологическая помощь

Психологическая помощь – профессиональная деятельность специалистов в данной сфере, выражающейся в помощи человеку в разрешении некоторых психологических проблем и внутренних конфликтов, помощи в определении своих целей, раскрытии в коллективе и др. По сути психология может разрешать множество и межличностных конфликтов, так как каждый человек может реагировать друг на друга по-разному.

Прежде всего такая помощь заключается в том, чтобы разрешить сложную психологическую ситуацию. В законе есть отдельное определение данного понятие, под которым понимается ситуация, которая нарушает нормальную психологическую деятельность человека, либо целой группы, которую человек не может разрешить самостоятельно. Любые правоотношения состоят из взаимных прав и обязанностей. Даже в повседневной жизни мы не замечаем, как постоянно участвует в различных правоотношениях. Чаще всего мы начинаем понимать, что состоим в правоотношениях, когда наши права начинают существенно ущемляться.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

В это ситуации мы чувствуем дискомфорт и нам становится интересно, какие права в данной сфере у нас есть. После изучения взаимных прав и обязанностей сторон становится понятно, какие права нарушаются, но не всегда понятно, как это предотвратить. Решений данной проблемы на самом деле множество, начиная от устного замечания нарушителю ваших прав, заканчивая подачей претензии, заявления в государственные органы, искового заявления в суд и др.

Все эти методы защиты своих прав имеют свои плюсы и минусы и в различных правоотношениях они используются по-разному. Когда-то получается разрешить проблемы полюбовно без привлечения государственных органов, но бывает, что участие государственных органов в данной ситуации неизбежно.

Многие люди встречались со сложными психологическими ситуациями, в одном случае это просто внутренние переживания, от которых невозможно отвязаться, в другом какая-либо душевная травма. С некоторыми из этих проблем действительно сложно справиться самостоятельно, так как человек может просто не видеть решение данной ситуации. Поэтому и нет ничего плохого в том, чтобы сходить к психологу, так как он чаще всего может помочь простым советом и жить уже станет намного проще.

Оказание психологической помощи

Оказанием психологической помощи занимается психолог. Бывают различные психологи, например, штатные (работают на постоянной основе в школах, ВУЗах, различных компаниях и т. д.), частные и государственные. Все психологи по сути могут осуществлять прием граждан, но делать это в своей компетенции.

При оказании психологической помощи психологии имеют различные права и обязанности, они, например, могут сами разрабатывать методику оказания помощи человек, опираясь на свои навыки и умения в этой сфере. Например, для ребенка может быть разработана игровая методика, где помощь осуществляется во время игры, но психолог может оценить в это время состояние ребенка и помочь в разрешении его проблемы.

Для персонала компаний часто бывают другие методики, например, по вливанию в коллектив, особенно для новых работников. Если у вас возникли проблемы с юридической составляющей, то самое время обратиться за юридической помощью. Дело в том, что разрешение данной проблемы не всегда проходит как хотелось бы, различные компании перед заключением сделки уверяют нас в том, что никаких проблем не будет, а если и будет, то они будут оперативно разрешены.

На самом деле это далеко не так, потому что ни одна компания не хочет просто так терять свои денежные средства, в случае спорного или проблемного момента, компания может начать отстаивать свои интересы, даже заведомо зная, что у нее это не получится. Поэтому наступает время сложных юридических процедур, которые необходимо оперативно разрешать, попутно собирая и оформляя документы, подавая их в нужные государственные и иные органы, а потом дело может дойти вовсе до суда, где обыватель можно испытывать серьезные трудности.

Если вы уже сейчас знаете, что скоро вас ожидает кропотливая юридическая работа, то лучше заранее обратиться к специалисту, дабы не допустить первоначальных ошибок и разрешить дело в ваших интересах. Частные и государственные психологи занимаются обычным приемом граждан и имеют также самые различные методики и приемы помощи людям в зависимости от ситуации. Например, при разводе с супругом будет один прием действий, для решение шоковой ситуации могут применяться другие приемы и средства решения проблемы.

Психология для детей

Любое образовательное учреждение – это скопление огромного количества людей, которые постоянно взаимодействуют с друг другом и могут проводить вместе большое количество времени. Присутствие психолога, например, в школе уже не так удивляет. Чаще всего ученики редко посещают таких психологов, а основная работа специалистов сводится к проведение различных тестов для учеников, будь то психологических тест или профотбор.

Многие родители сомнительно относятся к таким специалистам, так как боятся их вмешательство в жизнь их ребенка, поэтому на их имя подается множество жалоб, претензий. Такое мнение можно назвать обманчивым, так как в основном такие действия психолога никак не навредят ребенку. Во-первых, при вмешательстве родителей и разведение паники может навредить самому ребенку, так как в школе ребенок уже в начальных классах начинает понимать множество вещей, во-вторых, панические действия рождают непонимание в классе, а так как в школе детей нельзя назвать сугубо толерантными, то это опять же может навредить самому ребенку. При изучении юридического вопроса стоит в нем разбираться со всех сторон. Первоначально, конечно же, можно почитать юридические статьи, включая эту, дабы вопрос был более понятным, так как если сразу открыть закон, то обычный человек не сразу может понять юридическую терминологию.

После прочтения статей стоит изучить нормативно-правовые акты, так как статьи в интернете могут быть неправильными, либо устаревать относительно текущего законодательства.

Для изучения законодательства можно обращаться все к тем же статьям, где обычно указывают источники права, на которые они ссылаются. Далее остается самое сложное, нужно изучить практику по этому вопросу. К сожалению, информацию в интернете не всегда можно найти по конкретной ситуации, а если она есть, она также можно будет устаревшей. Единственное, что можно посмотреть, это решения суда по схожим вопросам.

В этом случае стоит обратиться к профилированному юристу, который работает именно в данный сфере и имеет практику взаимодействия с вашей проблемой. Обычно занятия со штатным психологом сводятся к какой-нибудь игре, либо разговору без «болевых точек», поэтому на психику ребенка это повилять не может. Так как мы говорим о психологах во всех образовательных, то стоит затронуть их специализацию в средне-специальных и высших образовательных учреждениях.

В данных учреждениях люди уже переходят в более сознательных возраст, многие из них не только учатся, но и работают, заводят серьезные отношения, детей и т. д. В общем в этом возрасте человек уже действительно становится взрослым человеком. Говоря об институтах можем отметить, что здесь роль психолога в развитие личности практически нулевая. В школах должны были проводится хотя бы профотборы, которые помогли бы ребенку определится, чего он хочет в жизни. Но на самом деле, переход со школы в ВУЗ действительно показывает ребенку, что все не совсем так, как он представлял. Таким образом, студенты могут быть растеряны в своих предпочтениях, мало понимать свои цели в жизни и т. д.

Важно! По всем вопросам психологии и психологической помощи, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди