21.08.2019

Обряды свадьбы и бракосочетания. Современные русские свадебные обряды и обычаи


Добрым предзнаменованием в день свадьбы считается дождь.

Для того чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

Нельзя жениху и невесте дорогу переходить, чтобы не лишить их удачи в жизни. Если существует опасность, что кто-то может перейти дорогу молодоженам нарочно или случайно, то свидетель и свидетельница должны идти чуть впереди (на полшага) молодых.

Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчается в начале следующего.

Если кто-либо из родственников или сами молодые чихнут с утра в день свадьбы, невеста будет счастлива в замужестве.

Если до дня бракосочетания невеста увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде, то ее постигнет неудача. Чтобы этого избежать, можно примерить свадебный наряд, например, без одной перчатки.

Чтобы замужество было удачным, утром в день свадьбы невеста не должна видеть жениха. Невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.

Выходите замуж после полудня. Такие браки считаются более удачными и долговечными.

На свадьбу невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое, например голубую ленточку. Считалось, что это является знаком ее любви и верности. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери. Он символизирует мир и мудрость в замужестве. Чужое - эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь.

Жених с невестой в свадебный день не должны фотографироваться отдельно. Это может привести к разводу.

В день свадьбы мать невесты передает дочери семейную реликвию. Этот предмет невеста должна держать при себе, чтобы обеспечить своей семье благополучие.

Не стоит выходить замуж в зеленом платье. Зато старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно поэтому за день-два перед свадьбой рекомендуется походить в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры скорее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть на столе.

Чтобы не увели любимого, умная невеста не должна позволять подруге становиться впереди себя перед зеркалом. Это же относится и к жениху.

Тот из будущих супругов дольше проживет, у кого во время венчания свеча останется длиннее.

Если в день свадьбы ломается каблук, семейная жизнь будет "хромать".

Когда молодые из ЗАГСа подходят к праздничному столу, старший член из любой семьи должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.

После бракосочетания (венчания) молодым нужно посмотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.

Плохая примета - уронить обручальное кольцо прежде, чем надеть его на палец. Если вы все же уронили кольцо, то через него продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования. После этого кольцо можно надеть. Ниточку после окончания регистрации нужно сжечь, сказав при этом: "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.

Невеста не должна брать пустую коробочку из-под колец, после того, как жених надел ей обручальное кольцо. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж. Существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей.

Обязательно разбейте первый бокал с шампанским на счастье.

Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.

Невеста не должна одна переступать порог нового дома. Муж должен перенести ее на руках. Тогда молодую жену в новом доме всю жизнь будут "на руках носить". Примета не действует в том случае, если молодые уже живут вместе в доме, в который приходят после бракосочетания.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

Роман Акимов

Ведущий
мероприятий

Классические свадьбы. Свадебные традиции, свадебные обычаи, программа свадьбы

Статья 2007 года взорвала в ту пору свадебный Интернет, показав, что даже классические свадьбы могут быть другими. Спустя 10 лет, обновляя сайт, я увидел в аналитике, что в месяц к этой статье до сих пор приходит более 100 обращений и решил сохранить этот материал практически неизменным, но внеся некоторые правки с учётом времени.

Современная классическая свадьба

Многих пугает определение "классическая свадьба". В моей трактовке оно означает - отсутствие тематики, но наличие всех основных свадебных элементов, адекватных традиций, программы ведущего, возможно - приглашённых артистов. Уже в 2007 году я стал интегрировать в классические свадьбы элементы, которые были в те годы характерны только для тематических свадеб.

Если Вы остановились на классической форме проведения Вашей свадьбы, то это не означает, что всё должно быть стандартно и банально. В этой статье я отвечаю на самые распространенные вопросы по классическим свадьбам , рассказываю о свадебных традициях и о том, на какие опорные моменты надо обратить внимание при общении с Вашим ведущим, при разработке свадебного сценария. Все фото и видеоматериалы, которыми иллюстрирована эта статья - со свадеб, которые были организованы нашим свадебным агентством «Лавка Чудес» .

В наши дни современные свадьбы сильно шагнули вперёд. Теперь, чтобы удивить гостей уже не нужно придумывать запредельно оригинальную тематику. Давайте посмотрим ролик с одной из наших свадеб и убедимся в том, что современная классическая свадьба может быть действительно необычной и яркой.

Современная классическая свадьба

Красивая классическая свадьба с выездной церемонией бракосочетания, потрясающим декором, выступлениями артистов и звёзд - Стаса Пьехи, ВИА "Самоцветы" и других. Организатор мероприятия - агентство "Лавка Чудес".

При работе со своими молодожёнами я делаю акцент на три главных опорных момента: свадебные традиции (что Вам нужно и хотелось бы видеть, а что нет), интерактивы и музыкальная концепция свадебного вечера. Разумеется, ещё есть поздравления гостей, которых не надо напрягать и они должны быть строго по желанию.

Начну со свадебных традиций, из которых до наших дней дошло всего шесть (если речь идёт не о национальных свадьбах).

Тут важно определить для себя и сразу же прописать в сценарий – что из этого всего Вам нужно, а от чего не грех отказаться.

Скажу сразу моё личное мнение. Все эти свадебные традиции могут быть на свадьбе, а могут и не быть. Это уже как Вам самим комфортнее. То, что я рассказываю о них - никак не означает, что всё это необходимо воплотить на Вашем празднике.

Встреча молодожёнов Каравай и прочее

Как может проходить встреча молодожёнов? Как сделать встречу оригинальной, а если есть каравай, то что с ним делать?

Сначала несколько слов на тему необычных появлений молодожёнов на классической свадьбе. Есть ошибочное мнение, что приезд молодожёнов должен быть обусловлен тематикой свадьбы. Например, на пиратской свадьбе, или свадьбе в стиле кругосветного путешествия - молодожёны приплывают на яхте, гандоле, или лодке, на Бондиану - прилетают на вертолёте, а на свадьбе «Формула Любви», или «Золушка» должна быть карета. Всё это так. Но что мешает на современной классической свадьбе повторить всё описанное выше? Наши молодожёны неоднократно проделывали всё это. Ещё 10-15 лет тому назад. Такие мелочи делают обычную классическую свадьбу — необычной и оригинальной.

Итак, классическая встреча жениха и невесты. Прежде чем рассказать об этой традиции, я хочу сразу внести свою рекомендацию. На мой взгляд, на встрече молодожёнов вполне логично отказаться от таких «традиционных» атрибутов, как рис, монеты, пшено и конфеты. Нет никакой гарантии, что всё это полетит Вам под ноги, а не в причёску, за шиворот, или в глаза. Самый оптимальный вариант - лепестки роз, или лепестки роз с пневмоконфетти. Иногда на встречах молодожёнов используют мыльные пузыри, но есть шанс того, что на платье невесты могут остаться разводы.

Современная свадьба — это во многом показатель вкуса и эстетики молодожёнов. В этой связи, если говорить об идеальной организации свадьбы, то на встрече молодожёнов лепестки роз не должны подаваться гостям из «АШАНовских» пакетов. Для этого существуют «специально обученные» свадебные аксессуары: корзины, кулёчки для лепестков роз. Такие «мелочи» тоже не бывают лишними. Именно из внимания к деталям и строится идеальная свадьба.

Традиционная встреча молодожёнов проходит, как правило, с хлебом солью. Часто молодожёны не хотят этого, но соблюдают эту традицию из уважения к старшему поколению. Женихи и невесты часто задают вопрос: «А хлеб нужно кусать, или ломать?» . По классике жанра, конечно же, нужно кусать, потому что - кто больше откусил, тот по преданию, - самый главный в семье. Но многие невесты банально не хотят портить свой макияж, поэтому и появилась «традиция» в доброй половине случаев – ломать, а не кусать хлеб. Молодожёны часто спрашивают: «А хлеб макать в соль нужно?» На самом деле – макать не нужно (но всё равно макают и будут макать!). Суть этой свадебной традиции в том, чтобы «насолить друг другу»! Чтобы этот эпизод – насолить друг другу - был самой горькой и последней солью в Вашей жизни. Именно такие слова чаще всего говорят при проведении этой традиции мамы молодожёнов. Но если есть желание макнуться в солонку с куском каравая, то почему бы и нет!?












Встреча молодожёнов на свадьбах

Несколько фотографий разных лет с этапа встречи молодожёнов со всеми элементами того, о чём я писал выше.

Скрыть описание

На этапе встречи молодожёнов присутствуют фужеры с шампанским. Молодожёны пьют из фужеров на брудершафт, после чего бросают через левое плечо «на счастье». Свадебные фужеры это отдельная тема. Дело в том, что часто молодожёны не знают, что свадебные фужеры это своего рода «переходящее знамя», потому как из них пьют потом (на годовщину свадьбы, на рождение ребёнка и на последующие годовщины) те самые две бутылки (шампанского, вина, или коньяка), которые стояли на свадебном столе (если стояли, конечно, потому что эта традиция тоже уходит в историю). В этой связи, не стоит на этапе встречи молодожёнов у ресторана разбить эти самые заветные фужеры. Для битья у ЗАГСа (у большинства ЗАГСов уже давно запретили бить посуду) и ресторана необходимо заранее приобрести фужеры, которые нужно передать в ресторан с родителями, друзьями, или оставить там накануне. В противном случае - рестораны с радостью предоставят Вам свои фужеры, которые будут заботливо вбиты в общий счёт далеко не по оптовым ценам. В наши дни — современные пары активно пренебрегают этой традицией и не бьют бокалы вообще. Остаётся добавить, что свадебные фужеры в идеале оформляются в стилистике общей концепции свадебного декора.

После встречи молодожёнов на современных европейских свадьбах принято делать централизованное поздравление. Суть этого действа в том, чтобы гости освободили руки от цветов, вручили конверты с «открытками» (деньгами), сделали фото с молодожёнами при быстром поздравлении и заняли свои посадочные места, согласно плану рассадки. На этом этапе также немаловажно учесть такие детали, как план рассадки, денежный бокс, возможно даже - рассадочные карточки с именами гостей. У последних есть свой минус - при европейской рассадке (а именно так в наши дни проходит 99,9% свадеб), обязательно кто-нибудь окажется сидящим боком, или даже спиной к молодожёнам. Могут возникнуть недопонимания и обиды: «Почему меня так посадили? Что этим хотели сказать?» (люди же разные бывают). Поэтому, самый оптимальный вариант - указать для гостей в плане рассадки, или в свадебном приглашении номер столика и предоставить гостю самому занять любое понравившееся место.

Продолжая тему свадебных аксессуаров, добавлю, что большой популярностью на современных свадьбах пользуется Книга Пожеланий, в которую гости, начиная с фуршета, пишут свои пожелания молодожёнам. Дизайн свадебной Книги Пожеланий также должен совпадать с общей концепцией оформления, поэтому самый идеальный вариант, чтобы Вам делали свадебный декор под ключ одни и те же люди, отвечая за весь результат работы. Бывает ещё «Дерево пожеланий», куда можно повесить своё пожелание, но оно не совсем «рентабельно», потому что книга всегда останется компактной книгой, а разрозненные записочки на дереве - это уже достаточно крупногабаритный груз. Бывают и свадебные пресс-воллы, которые гости расписывают в течении вечера, и много других интересных фишек.

Разжигание семейного очага

Ещё одна свадебная традиция, которая всё реже и реже встречается на современных свадьбах.

Традиция «разжигание семейного очага» пошла с древней Руси. Молодожёны возвращались домой из церкви и родители топили им печь, передавая тем самым своё тепло, любовь, заботу и опыт. В наши дни традиция модифицировалась и стала иметь более упрощённую форму: родители с тонкими горящими свечами в руках одновременно зажигают толстую свечу, которую молодожёны держат в своих руках. Это может быть как просто свеча, так и свеча, которая находится в фарфоровом домике. Свадебному ведущему важно знать ситуацию в семье, потому что если родители, например, в разводе, то нет никакого смысла воплощать эту традицию, или же сделать этот обряд, но силами мам.


Семейный очаг на свадьбе

Почему-то многие ведущие проводят этот обычай в самом конце свадьбы, считая, что тема горящих свечек трогательна и актуальна именно в конце вечера. На самом деле, семейный очаг, подобно свадебным фужерам, является, как я уже сказал выше – «переходящим знаменем», и зажигается на последующие семейные торжества (например, годовщина свадьбы), являя собой своеобразную нить времени. В этой связи, не совсем правильно и грамотно зажечь его в самом конце застолья, чтобы практически тут же потушить! Семейный очаг должен по полной программе «отработать свою тему» на свадьбе и не сгореть при этом (бывает и такое, когда молодожёны используют «икеевскую таблетку» в фарфоровом домике вместо хорошей массивной свечи). Семейный очаг логично зажечь после того, как родители скажут своё первое слово за столом. Второй очень важный момент, связанный с семейным очагом это то, что многие ведущие доводят этот обычай до абсурда и гротеска. В надежде «выбить слезу» у родителей и гостей, ведущие часто предлагают продолжить этот обряд тем, что абсолютно все гости «прикуривают» от семейного очага свои свечи, зачастую под какую-нибудь «продвинутую» композицию наподобие «Родительский дом, начало начал…» и дружно качаются с горящими свечами в руках. Подобная акция якобы символизирует то, что дом молодожёнов всегда открыт для этих гостей. Я согласен, что огонь всегда красив и фотогеничен, но считаю полным абсурдом превращать свадьбу в погост.

Первый танец молодожёнов

Первый танец молодожёнов многие ведущие почему-то часто стараются обставить толпой гостей со свечками в руках, или выложить банальное сердечко из свечек, в котором молодожены должны станцевать, не запалив при этом платье невесты. Хотя, может быть, в таком экстриме и есть своего рода фишка?! 🙂 Всё это, безусловно, зависит от Вашего вкуса.

Первый танец идеально делать в конце первого часа праздника, чтобы молодожёны и гости смогли спокойно перекусить после ЗАГСа и прогулок, отдохнуть, прийти в себя, а возможно даже - взять тайм-аут и повторить первый танец в перерыве. Вариантов первого танца много: от классики, до миксовых композиций (из 2-3 и более песен), построенных на разрушении стиля. Не обязательно делать свадьбу тематической, чтобы исполнить оригинальный первый танец молодожёнов. Бывает, что первый танец становится настоящим флешмобом - к нему подключаются подруги невесты и друзья жениха. Иногда молодожёны танцуют одну минуту, чтобы фотограф и видео-граф могли сделать репортажные фото, а потом свадебный ведущий приглашает гостей присоединиться к молодожёнам. В последние годы именно этот вариант стал самым популярным на современных свадьбах.













Свадебный танец молодожёнов

Фотографии первых танцев молодожёнов с моих свадеб разных лет.

Скрыть описание

Букет невесты подвязка или бутоньерка

Как можно разыграть букет невесты и подвязку/бутоньерку на свадьбе?

Букет невесты может быть просто брошен в толпу незамужних девушек (классика жанра), может быть просто передан в руки лучшей незамужней подруге (особенно, когда некому ловить, кроме неё), букет может быть разыгран в лотерею, или разыгран во вращающемся кругу девушек. Вариантов много на самом деле. Бывают и ещё более креативные формы. Часто невесты спрашивают на встречах: «А что это за идея с букетом-дублёром и обязательно ли нужно делать букет-дублёр?» На самом деле идея букета-дублёра не нова. Изначально она пошла от того, что невесты часто выбирают очень хрупкие цветы, которые не предназначены для того, чтобы их кидали, ловили, сталкивались лбами… В этом случае невесты стали заказывать второй (более крепкий) свадебный букет, или даже пластиковый эквивалент. Бывает, что букет невесты чересчур креативный и кидать его даже не безопасно (к примеру, в основе букета заложен кокосовый орех!). В таких случаях тоже кидают букет дублёр (хотя кокосовый орех также летал в моей практике и даже кактус летал)!

Жених бросает в толпу неженатых мужчин подвязку невесты, которую либо снимает зубами с её ноги (изжившая себя архаика, которая встречается крайне редко), либо – руками; бывает, что невеста сама отдаёт подвязку в руки своему супругу. Иногда роль подвязки играет бутоньерка жениха (европейский вариант). Бутоньерка - это один цветок, или несколько цветков, которые являются аксессуаром мужского костюма и носятся в петлице. Подвязка невесты и бутоньерка жениха также могут быть разыграны более оригинальными способами. Например, на международной неделе шоуменов, выступая как спикер, я рассказал одну из своих фишек, как бутоньерку можно разыграть при помощи «напёрстков». Предлагаю Вашему вниманию ещё одну находку, которая была реализована мной всего на одной свадьбе.

Свадебный торт

Что происходит с тортом на свадьбах? Свадебный торт, как традиция. Варианты судьбы первых кусков.

Сейчас даже на классической свадьбе часто делают такие торты, которым позавидует любая тематическая свадьба. Торжественный вынос свадебного торта с последующей фотосессией и традиционным разрезанием молодожёнами первого куска рука об руку - бессменный атрибут любой свадьбы. Конечно, бывают исключения, когда весь торт полностью состоит из пирожных (или капкейков), тогда его разрезать уже не нужно. Всё реже и реже молодожёны просят, чтобы первый кусок торта был продан с аукциона. И слава Богу! Это понимание пришло далеко не сразу — лет 10-15 назад приходилось иногда доказывать, что этот вариант самый приличный. Самый правильный вариант– молодожёны отдают куски торта родителям – жених отдаёт родителям невесты, а невеста – родителям жениха. Но в таком случае пропадает идея первого куска. Получаются «первые четыре куска». В редких случаях, молодожёны просят продать с аукциона пятый кусок свадебного торта, потому что первые четыре ушли родителям. Такой кусок я в шутку называю «первый пятый кусок»! Я знаю, что некоторые ведущие умудряются хоть не за дорого, но, тем не менее, продать все куски свадебного торта. На мой взгляд, это уже откровенный перебор! Несмотря на то, что мне удавалось продать первый кусок торта даже за 300.000 рублей, я считаю, что аукционы и денежные конкурсы — всё-таки не формат современных свадеб.













Торты на свадьбах

Примеры некоторых тортов на свадьбах, которые я проводил.

Скрыть описание

Подведение итогов по традициям свадеб

Вот, собственно говоря, все основные свадебные традиции , которые Вам нужно проанализировать и решить – что из этого всего Вам подходит, а от чего лучше отказаться, или трансформировать. Все эти традиции Ваш ведущий должен грамотно изложить на первой встрече и определить вместе с Вами – как это будет происходить, в какой момент, и в какой форме?! Сюда можно добавить только (но это не относится к классическим свадебным традициям) — ответное слово молодожёнов в самом конце вечера.

Современная мода и тенденции добавляют к классике жанра ещё и танец невесты с папой, возможно — танец жениха с мамой, песочную церемонию. Но песочная церемония это вообще гавайская тема, которую почему-то с года 2009 активно используют на современных свадьбах, выдавая за «традицию».

Программа современной классической свадьбы

Что дороже классика, или тематика? Что делать на свадьбе без конкурсов и интерактивов?

Музыка на свадьбе Работа диджея

В моём любом свадебном сценарии есть обязательный пункт «Вводная для диджея», в котором даётся описание музыкальной программы праздника. Как правило, в большинстве случаев все хотят видеть: отсутствие дешёвой отечественной попсы, наличие euro-pop, диско-80-ых, латино. Если молодожёны и их гости музыкальные гурманы, клаберы, или эстеты, то музыкальная программа действительно скрупулезно собирается под их чутким руководством. Справедливости ради замечу, что мой диджей очень часто выполняет полный плей-лист молодожёнов. Бывают и такие случаи, когда молодожёны составляют абсолютно весь список композиций, потому что «им так спокойно». Для нас это в принципе не проблема, хотя диджею бывает сложно состыковать эти композиции по скорости, тональности, биту, не говоря уже о жанрах — он реально сводит музыку вживую, играет на свадьбах на виниле.

Особенностью лично моей работы стало то, что в команде работает виджей - человек, который на протяжении 6 часов работает с огромным экраном, создаёт на нём различные видеоэффекты, титры, трансляции, поддерживает конкурсную программу ведущего, играет видеоклипы. Нескромно, но объективно замечу, что для свадебного рынка Москвы это пока что - космос, высшая математика. Но когда-нибудь к этому постепенно придут и другие ведущие — они поймут насколько больше возможностей от работы с экраном, или плазменными панелями.

P.S (2017 года): Этот прогноз был написан в статью 2007 года в 2009 году!

Интересные фишки на свадьбу

У каждого времени есть свои фишки, что хорошо заходит, становится трендом. Есть вещи, которые зависают во времени и эксплуатируются годами.

Мы всегда стремимся создавать новые тенденции в организации и проведении современных свадеб, придумываем необычные сценарные ходы, видео-фишки, яркую анимацию. Когда-то очень давно мы удивляли наших молодожёнов переозвученными (идеально сделанными) поздравлениями первых лиц государства; в одном свадебном сезоне на наших свадьбах завсегдатаями стали живые пантеры, тигры и львы. В сезоне 2011 года на одной нашей свадьбе в ресторане «Турандот» невеста захотела, чтобы вместо свидетелей рядом с ней и её мужем сидели живые совы! Мы успешно реализовали и такой каприз! Потрясающая фотосессия прошла с долматинцами в нарядах невесты и жениха. Словом, мы никогда не останавливаемся на достигнутом!

Дети на свадьбах

Я сам уже папа и люблю детей, но объективно говоря, для детей надо либо создать все условия на свадьбе, либо не брать их туда вовсе!

Я согласен с тем, что дети это - цветы жизни, но не всегда понимаю родителей, которые берут совсем маленьких детей на свадьбу и тем более - оставляют их там без присмотра. Уж сколько раз на таких брошенных детей наступали, задевали во время танцевальных блоков, не говоря уже о том, что они бегают и дышат в зонах для курения, кричат во время тостов и поздравлений. Это не всегда умиляет гостей и не всегда нравится самим молодожёнам. Вариантов решения проблем всего два. Самый простой - кто привёл ребёнка, тот за него и в ответе (но это не всегда работает), более красивый вариант - когда молодожёны не хотят возлагать на своих гостей дополнительные расходы по найму няни на время проведения свадьбы и приглашают специальных аниматоров, которые следят за детьми, играют с ними в разные игры. Мы постоянно практикуем второй вариант на своих свадьбах.

Лично я, как человек у которого одно из образований — высшее педагогическое, всегда найду общий язык с ребёнком, но свадьба это всё-таки не детский праздник. Нужно уделять главное внимание молодожёнам и гостям вечера, а с детьми лучше заниматься тем, кто постоянно работает по этому направлению.

Эту проблему я очень колоритно и наглядно обозначил в одном из своих выпусков серии «Свадьбы 21 века». Многие говорят, что жёстко, но зато честно!

"Дети на свадьбах" - видео-обзор Романа Акимова

Есть такие на всю голову родители, которые считают, что их ребёнок - это главный информационный повод на свадьбе друзей... Свадебные порталы убеждают, что дети на свадьбах это мило, однако, реальные невесты в большинстве случаев думают иначе... Давайте посмотрим - как дети могут украсить Вашу свадьбу...

Современная свадьба Эпилог

Вот, собственно, все основные составляющие, которые важно не упустить во время подготовки к современной классической свадьбе, а точнее сказать - к банкетной её части: обычаи/традиции, шоу-программа свадебного ведущего и общая музыкальная программа вечера и его наполнение.

Как видите, у современной классической свадьбы великое множество нюансов, которые должны быть под контролем. Для постоянной свадебной логистики, идеальной реализации и контроля всего того, о чём я написал выше необходим профессиональный организатор, свадебный распорядитель. Тем более, что организация свадьбы, это не только организация банкетной части, о которой я писал выше, а значительно шире. Во всём том, что происходит задолго до свадьбы и непосредственно в свадебный день также кроется масса нюансов и всевозможных вариантов того, как красиво и грамотно построить свой свадебный день, а главное - не допустить серьёзных ошибок. Если Вашему мировоззрению близко всё то, о чём я пишу в этой статье и Вы видите своё мероприятие именно в таком формате — обращайтесь, я буду рад помочь Вам в создании Вашей идеальной свадьбы!

Предложу идеальное решение для свадьбы

Обращайтесь, чтобы убедиться, что мой опыт и профессионализм это то, чего так не хватает Вашей свадьбе!


Каждое поколение имеет свои обычаи и традиции, которые передаются от матери к дочери, от отца к сыну. Считается, что выполнение определенных ритуалов дает возможность изменить жизнь к лучшему.

Каждый новый день человек встречается с тем, что даже не по своей воле, а по привычке, выполняет некоторые действия, которым еще бабушка учила.

День свадьбы таит в себе множество обрядов, которые молодожены непременно должны выполнить, иначе семейная жизнь их будет скомканной. Их не так уж и мало. Но самых основных молодые должны придерживаться.

Основные свадебные приметы

  • Кот или кошка может предсказать невесте ее будущее. Например, если он чихнет, то его хозяйка будет жить в счастливом браке.
  • Перед тем, как войти в свой новый дом невесте, ее мама должна вымыть там полы. Чтобы легче жилось молодой в новом доме.
  • Непогода, которая сопровождается дождем или снегом в свадебный день, сулит молодым богатство и удачу в будущем.
  • Перед тем, как молодые зайдут в совместное жилище, на пороге оставляют открытый замок. После того, как молодожены его переступили, его намертво закрывают. Такой замочек можно повесить на мост, или же выкинуть в реку вместе с ключами.
  • Невеста в день своей свадьбы является существом незащищенным от злых духов. А порог считается местом, где нечистые духи обитают. По этому, жених всякий раз переносит свою даму на руках через порог.
  • Первый, кто ступит на порог дома, ковер Загса и церкви, будет главным в семье.
  • После церемонии бракосочетания молодых осыпают пшеницей, конфетами, деньгами, лепестками роз. Тогда жизнь молодых будет богатой, сладкой и счастливой.
  • Свадебный каравай обязательный атрибут на свадьбе. Не съев ни кусочка такого каравая, жених с невестой по обычаю не считаются мужем и женой. Тот, кто больше отщипнет от каравая, будет головой семьи.
  • Перед свадебным банкетом родители молодых дают паре бокалы с шампанским. Те, выпив напиток, обязаны разбить посуду. Если осколки крупные, первенец будет мальчиком. Если мелкие девочка.
  • Чтобы жить в согласии и гармонии, перед входом в новый дом, супруга должна разбить на пороге тарелку. Вместе с мужем она должна переступить через разбитую посуду в новый дом.
  • Две наряженные бутылки шампанского на свадебном столе у новобрачных хранятся на счастье. Первая выпивается через год после свадьбы, а вторая в день рождения первенца.
  • Если у невесты есть незамужние сестры, выходя из своего дома, она должна легонько потянуть за краешек скатерти на столе.
  • Если у невесты есть незамужняя подруга, молодой нужно угостить девушку сыром в своем доме.
  • На одежде молодых весь свадебный день должна быть прикреплена булавочка от сглаза.
  • Монетка в туфле у жениха принесет новой семье достаток в будущем.
  • Свадебное платье должно быть длинным. Его нельзя одевать через ноги. Иначе брак продлится недолго.
  • Свои обручальные кольца нельзя никому давать примерять. В день свадьбы, кроме свадебного кольца, на невесте не должно быть больше никаких ювелирных украшений.
  • Машины из свадебного кортежа должны постоянно сигналить. Такие действия защищают новобрачных от нечистой силы.
  • Та, кто поймала букет невесты, вскоре должна выйти замуж.

Как проходит стандартный свадебный день

Все начинается с мальчишника и девичника. Невеста обязана поплакать на девичнике. А так же у себя на свадьбе. Тогда девушка не будет плакать всю свою дальнейшую жизнь.

Раннее утро свадьбы начинается с выкупа невесты. Жених со своей гвардией, выполняя разные задания и поручения, должен доказать, что ему невеста действительно нужна. Такая традиция берет корни еще со времен процветания племен. Тогда же сутью таких действий являлось исключение кровосмешения.

После церемонии бракосочетания молодые отправляются на прогулку по красивым местам. Как правило, их возит машина. Она должна сильно сигналить и гудеть, а гости должны кричать и аплодировать. Это отпугнет злые силы от молодой семьи.

Традиция выпускать в небо голубей сохранилась до сих пор. Сейчас это просто красивый свадебный ритуал. А раньше так узнавали пол первенца. Привязывали к лапкам птиц голубую и розовую ленту. Тот, кто первый взлетит, символизировал пол ребенка.

Перед свадебным ужином родители обязательно встречают своих детей с караваем на вышитом полотенце. Напутствие родителей является важной частью свадебного торжества. А дегустация каравая и битье посуды определяет главу семьи, пол первенца и насколько счастливым будет брак.

Осыпание молодоженов сладостями и пшеницей наполняет дальнейшую их жизнь счастьем и достатком.

С криками «горько», гости настраивают молодых на поцелуй. Раньше же этим словом подтверждали то, что невеста, обойдя всех гостей с подносом, действительно угощала их водкой. После выпитой рюмки, гость должен положить на поднос деньги и поцеловать невесту в щеку.

На протяжении всего дня среди гостей обязательно должны быть дети. Чем больше детей в этот день радуются за молодоженов, тем удачней и красивей жизнь они проживут.

Удивительные свадебные традиции мира

В каждой стране есть свои обряды и традиции. Мы привыкли к своим и считаем их вполне обычными действиями во время свадьбы. А вот традиции разных народов мира нам кажутся странными:

  1. Японские молодожены во время свадьбы должны пить их традиционную рисовую волку. Выпить содержимое рюмки молодые должны ровно за 9 глотков.
  2. После произнесения клятвы, жених должен накинуть на свою суженую клетчатую накидку, и прикрепить ее к одежде супруги серебряной булавкой.
  3. Греческая традиция сбора денег отличается от нашей: во время танца гости прикрепляют к одеждам новобрачных купюры.
  4. На брачном ложе молодых, перед первой супружеской ночью, дети должны попрыгать.
  5. Африканская пара законно считается супружеской, если они вместе перепрыгнут через метлу.
  6. Также новоиспеченная супруга должна подмети двор мужа. Только тогда она считается его законной женой.
  7. В одном индейском племени свадебный наряд невесты обязательно должен состоять из 4 разных оттенков. Цвета наряда символизируют стороны света.
  8. В Англии пара влюбленных считается супругами только после того, как невеста откроет свадебный сундук в церкви. Вся сложность обряда состоит в том, что этот сундук очень тяжелый.
  9. Немецкие парни, перед свадьбой, обязаны подмести ступеньки городской ратуши.
  10. В Нигерии традиционно все родственники невесты должны ударить жениха палкой.
  11. Но самой необычной традицией является чеченская. Во время свадебного банкета мужчины сидят отдельно от женщин. А невеста стоит в углу зала. Гости вместо «горько» кричат «принеси воды», девушка должна выполнить просьбу.

Современные свадебные ритуалы

Что запрещает модернизировать свадебные традиции? Это вполне возможно. Тем более новые красивые ритуалы придают свадьбе шарма и праздничности.

  1. Во время выездной церемонии молодожены завязывают узелки на ленте или веревке. Такие манипуляции символизируют верность в браке и вечную любовь.
  2. Красивой традицией современных свадеб является произнесение слов молодых друг другу. Они клянутся в вечной любви верности при всей родственниках и близких.
  3. Необычным ритуалом, который символизирует создание нового крепкого союза, является посадка дерева.
  4. Папа сопровождает свою дочь к алтарю. Такая традиция очень красива и трогательна.
  5. «Танцы» с песком. Высыпание разного цвета печка в один сосуд символизирует соединение двух семей в одну.

Как сто лет назад, так и сейчас большинство людей верят в то, что соблюдение свадебных обрядов и традиций подарит молодым семейное благополучие и любовь. Имеют ли такие традиции силу, никто доказать не может. Но выполняя их в свадебный день, торжество обретает некий магический шарм и необычность.

  • Организовываем свадебный девичник

    Любой свадьбе предшествует девичник – время, когда девушка может, как следует повеселиться с подружками и почувствовать себя свободной.

  • «А теперь жених и невеста произнесут свадебные клятвы!»

    Произносить свадебные клятвы, давать брачные обеты – такая традиция активно внедряется в каждую свадьбу. И, надо сказать, чуждой она не выглядит. «Вместе в горе и в радости…» – эти строки задевают все струны души.

  • Бросаем букет невесты красиво!

    Изюминка свадьбы – бросание невестой свадебного букета в толпу незамужних подружек. Все ли так просто, как кажется на первый взгляд?

  • Современная свадебная традиция – песочная церемония

    Жизни жениха и невесты становятся единым целым: образуется новая семья. Такая интересная церемония станет настоящим украшением любой свадьбы, как в гавайском, так и в классическом стиле.

  • Красивая традиция: дерево настоящей любви

    Такая красивая свадебная традиция, как совместная посадка дерева женихом и невестой, еще не широко распространена. Значит, тем больше шансов прослыть неординарной парой с творческим подходом к свадьбе.

  • Самые популярные свадебные традиции

    Свадебные традиции способны внести некую упорядоченность в свадебный день, поставить границы и рамки, соблюдая которые, молодожены получают залог успешной семейной жизни.

  • 5 идей вручения помолвочного кольца

    Способы вручения помолвочного кольца зависят исключительно от ваших возможностей и фантазии. Этот момент может стать трогательным и даже экстремальным. Куда же спрятать кольцо?

  • Тепло семейного очага: красивая традиция

    Символично, трогательно, романтично, - речь идет о передаче домашнего очага от родителей к молодоженам. В чем смысл этой красивой традиции и как ее организовать?

  • Кража невесты на свадьбе

    Считается, что самая непопулярная и скучная свадебная традиция – кража невесты. Если правильно организовать похищение, то такая традиция запомнится и новобрачным и гостям только позитивными моментами.

  • Альтернатива традиционному свадебному «Горько!»

    Одна из самых распространенных свадебных традиций – возглас «Горько!», чтобы у молодоженов была сладкая жизнь. Но большинство пар старается либо совсем отказаться от этого обычая, либо как-то видоизменить его. Для этого существует несколько вариантов.

  • Выпускаем голубей

    Полет голубей неслучайно используется на свадебных торжествах. Считается, что голубь, как символ мира и бесконечной любви, оградит ваш брак от зла. Кроме того, эти птицы считаются однолюбами и хранят верность друг другу, а что еще хочется пожелать молодоженам?

  • Что должно быть на свадьбе обязательно

    Свадьба может быть классической или оригинальной, роскошной или скромной, с огромным количеством гостей или только для самых близких. Тем не менее, некоторые атрибуты должны присутствовать при любом варианте организации торжества.

  • Девичник: мужчинам вход воспрещен!

    Традиция проводить перед свадьбой девичник существует во всех странах. И на протяжении времени она постоянно видоизменяется. Что в тренде сейчас?

  • Венчание – традиция или духовная потребность?

    Большинство молодоженов, вступая в брак, рассматривают такую традицию как венчание. Отношение к венчанию у всех разное. Для одних это неотъемлемое, логичное следствие официального бракосочетания. Для других – просто дань моде.

  • Организация танца с родителями

    Танец с родителями – это не просто трогательно и зрелищно, а еще – повод выразить благодарность своим родителям, продемонстрировать уважение и любовь!

  • Помолвка: современность или дань старине?

    Что такое помолвка? Это день, в который парень и девушка решают стать мужем и женой. Как правило, официальное предложение руки и сердца сопровождается вручением красивого помолвочного кольца, символизирующего крепкую любовь.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди