19.10.2019

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях доу. Духовно-нравственное воспитание в доу Цели нравственного воспитания в доу


Надежда Мирошник
Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ

ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Н. Н. Мирошник

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания »

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст - важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы . В настоящее время проблема воспитания душевно , психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто?

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно -нравственных ценностей.

Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны.

Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей .

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта , сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.

Вопросы особенности воспитания детей в народных традициях интересовали просветителей, педагогов во все времена.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа , необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Еще К. Д. Ушинский отмечал : “Воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Работа нашего детского сада направлена на приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение истории, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом. Воспитание на основе православных традиций осуществляется на конкретных исторических примерах и событиях, народных обычаях. Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

На занятиях познавательного цикла мы знакомим дошкольников с историей своего города, народным костюмом, людьми, прославившими нашу землю. Прослеживая связь между стариной и днем настоящим, сопоставляя поступки и дела людей, способствуем формированию и развитию личности ребенка, ее творческой активности.

Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках.

Особую духовно -нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки. Во время экскурсии в краеведческий музей, библиотеку дети знакомятся с историей нашего города, предметами старины. Прогулки к мемориалу воинской славы знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины.

Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют православный и народные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека , обращая его культурно-историческим традициям нашего народа . На Пасху, Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей, где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Утренники проводится в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, театра, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается, как правило, угощением традиционным праздничным блюдом : на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Поэтому, в детском саду стало традицией празднование «Рождества Христова» , «Масленицы» , «Пасхи» , «Троицы» .

Поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру во многом зависит от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношения между членами семьи. Именно поэтому очень важную роль в становлении духовно-нравственного воспитания ложится на плечи родителей, а также семьи, в которой проживает малыш. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания . Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей , сколько семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Поэтому родители также привлекаются к данной работе : дети вместе с родителями изготавливают элементы костюмов и атрибутов, выучивают стихотворения и роли. Выставки совместного творчества родителей и детей : «Живые истоки» , «Осенний букет» , «Наряжаем ёлку» «Зимняя фантазия» , «Пасхальный перезвон» , – сближают поколения, укрепляют детско-родительские отношения. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие , аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Педагоги ДОУ регулярно проводят совместные мероприятия с родителями :

1. Тематические беседы, консультации;

2. Создаются уголки для родителей, в которых помещают информационные листы о мероприятиях;

3. Родительское собрание на тему : «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ » – говорили о необходимости приобщения дошкольников к духовно -нравственным ценностям, о том, что нравственное воспитание всегда начинается с семьи и о том, как родители должны работать над собой, чтобы этот процесс удался;

4. Праздники и развлечения.

Это и начало патриотического воспитания : любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

В процессе воспитания ребёнка мы должны , прежде всего, обращать внимание на самих себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям , приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним .

Список использованной литературы :

1. Аксёнова З. Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников . - М., 2004

3. Ботякова О. А. ,Зязева Л. К., Прокофьева С. А. Этнографический музей-детям : Методическое пособие Р76 для педагогов дошкольных учреждений. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2001

4. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников . -

5. С-Пт., 2005

6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

7. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду . - М., Мозаика-Синтез, 2008

8. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

9. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010

10. Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Образования гуманитарного образования в России» . М., 1994

Нравственного воспитания детей в ДОУ.

«Нравственность – это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек,

этические нормы, правила поведения,

определяемые этими качествами».

С.И.Ожогов.

«Добронравственый, добродеятельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек - нравственный, чистой и безукоризненной нравственности». В.И.Даль.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Особенности нравственного воспитания дошкольников. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.

Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии (сочувствию). Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.


Наталья Александровна Соловьева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Актуальность. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры , отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека .

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы .

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей , основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация» , экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение» , автор Любовь Петровна Гладких.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта , основанного на традициях русского Православия.

Задачи :

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям,

Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

Активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал :

Литература для детей («детская Библия» , рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

Литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы :

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

Игры по духовно-нравственному воспитанию ;

Иллюстрации;

Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно -нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам :

Православные праздники в детском саду;

Продуктивная деятельность в ;

Консультативный и информационный материал для родителей;

Игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании . Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно -нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности :

- игровую : проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактических : «Православные праздники»

конструктивных : «Выложи из палочек» , «Моделирование храма» .

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия : врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность : изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил» , («Давай помиримся» )

В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры : колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики : («Урайский храм» , «Святые места России» , «Православные святые» ).

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно -нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно -нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников , заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно -нравственное развитие детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию :

Цикл занятий под названием «Уроки доброты» , целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

Тематические выставки детского творчества.

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности , патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира) ;

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших) .

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством :

Анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

Чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней : «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

- бесед : «Нет милее дружка, чем родная матушка» , «Расскажи о своей маме»

- занятий : «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы» , «От Матери земной до Матери небесной» ;

Заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

Творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

Совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры» , которая представлена следующими разделами :

«Как жили люди на Руси» ;

«Декоративно-прикладное искусство» ;

«Устное народное творчество» ;

«Народная игра»

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты» .

Это беседы на нравственные темы : «Жил-был я» . «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» , «Где добрые люди, там беды не будет» , «Доброе дело делай смело» , «Что мы Родиной зовем?» , «Дом, в котором мы живем» , включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще» . Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг .

Важную роль для развития духовно -нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение , слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения , опять же доступных детям.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру , которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно -нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ» . Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей , встречи со священнослужителем.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии . Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно -нравственные достижения человека.

Генина Оксана Владимировна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №86» г.Березники

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

ФГОС ДО от 17.10.2013г. четко обозначил задачи и принципы духовно – нравственного образования дошкольников:

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Учет этнокультурной ситуации развитии детей.

Задачи и принципы ФГОС ДО показывают, что духовно - нравственное воспитание, подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе.

Опираясь на методику Урунтаевой Г.А. «Незаконченные истории» (модифицированной Соломиной Л.Ю.), методику Лисиной М.И. «Телевизор», а также во время бесед и наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что большинство детей затрудняются в дифференциации отдельных этических понятий «быть добрым», «вежливым», «милосердным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим». На вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают «Это значит быть добрым, вежливым». На вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это не жадничать и не драться, быть хорошим». Дети знают, что нельзя обманывать, обижать маленьких и т. п., но они не всегда могут подобрать объяснение, почему ту или иную норму нужно соблюдать.

В рамках реализации примерной образовательной программы «Детство» (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.) для достижения цели для себя определила конкретные формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В течение учебного года реализую проекты по духовно-нравственному воспитанию «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет». В рамках данных проектов проводится продуктивная деятельность, которая является лучшим способом выражения эмоций (аппликация «С другом в поход», рисование на тему «Мой родной человек»), нравственные беседы («Если вдруг пропала доброта», «Что было бы, если бы пропал друг?», «Жил-был Я» и так далее), составление рассказов совместно с детьми. Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются цикл занятий «Уроки доброты». Реализуя комплексно-тематический принцип планирования, проводятся целые недели, направленные на нравственное воспитание, такие как «Я среди людей», «Азбука общения», в рамках которых проводятся мероприятия на формирование доброжелательных отношений друг к другу, представлений о семье, правилах общения друг с другом. В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Например, при работе в парах или в кругу, мы используем задания: назовите ласково своего соседа, посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро», поговорите со своим соседом и узнайте, во что он любит играть, договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать стихи, а кто петь.

Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Я считаю, что невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, Родине, Отчизне. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. В непосредственно – образовательной деятельности, экскурсиях, беседах рассказываю историю города, его достопримечательностях, знаменитых земляках. Воспитываю у детей гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше, подвожу к пониманию, что наш город это частица нашей Родины. Большое значение в своей работе уделяю ознакомлению детей с природой родного края, т.к. общение с природой облагораживает человека, позволяет ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, закрепляю знания о растениях, деревьях растущих в нашей местности. Формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время экскурсии, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Воспитательный процесс, строится так, чтобы дети осваивали действия с предметами материальной и духовной культуры.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие проходит через: развлечения и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. В течение года ведется работа по знакомству с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых их них – это Рождественские Святки, Масленица, Троица. Детям очень нравится отмечать Масленицу, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме праздника-путешествия. Воспитатели готовят для детей историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации). Дети вместе с родителями оформляют фотодоклады о проведении праздников в семье, составляют «газеты рецептов», собирают «сундуки праздников». В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы, ходят по группам и колядуют, колядки заканчиваются веселым чаепитием. Ежегодно в детском саду проводятся валеологические декадники «Овощные россыпи земли Пермской», «Яблочный спас», «Рождественский стол», которые являются одними из важных средств духовно-нравственного воспитания, где участвуют дети вместе с родителями. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

В образовательном процессе в целом и в системе повышения профессиональной компетентности педагогов провожу открытые просмотры организованной образовательной деятельности детей, которые позволяют увидеть работу по данной теме духовно-нравственного воспитания, а также провожу семинары-практикумы для молодых специалистов «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольника через сюжетно-ролевую игру в свете реализации ФГОС ДО»

Так как Россия – страна многонациональная и в связи с актуальностью на сегодняшний день вопроса формирования толерантного отношения подрастающего поколения, для себя в перспективе ставлю цель разработки мероприятий в данном направлении для всех участников образовательного процесса.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно – нравственные достижения человека. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Библиографический список

1.Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. –2009. – 298с.

2. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./ Под ред. Буре Р.С. –М.,2010. – 209с.

3. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А. – М., 2010. – 199с.

4. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение. – 2010. – 109с.

5. Севостьянова, Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.

На чтение 7 мин. Просмотров 4.8k.

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера.

На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди