14.05.2019

Новая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее


В Центральном банке готовят новую схему пенсионной системы. О том, чтобы восстанавливать и хоть как-то модифицировать старую после третьего подряд решения о заморозке отчислений на накопительную часть, уже не может быть и речи. Хочет того руководство страны или нет, но Россия стоит на пороге новой пенсионной реформы, и в ЦБ, видимо, готовы это признать открыто.

Сергей Швецов

О работе в недрах Банка России заявил на Биржевом форуме «Московской биржи» первый заместитель главы ЦБ Сергей Швецов. «Мы сейчас работаем над новой схемой, мы пока не готовы ее озвучить, но я думаю, что в ближайшие месяцы это сделаем», — цитирует его «Интерфакс». Швецов отметил, что ЦБ в этом вопросе консультируют специалисты Всемирного банка.

«Мы пытаемся сформулировать какую-то альтернативу, которая была бы менее затратна для бюджета, но не менее эффективна с точки зрения объема привлекаемых от населения средств для последующего увеличения коэффициента замещения», — подчеркнул Швецов. Единственное, что Швецов рассказал о разработках ЦБ, это то, что проектируемая схема не будет полностью добровольной: «все равно будет какой-то вариант стимулирования либо граждан, либо предприятия откладывать деньги в НПФ».

Почти одновременно в распоряжении «Ведомостей» оказался проект макроэкономического прогноза от Минэкономразвития, в котором причиной затягивания инвестиционного спада называется именно продление моратория на накопительные пенсии. Между тем еще месяц назад, когда решение о замораживании накоплений еще не было принято, в ведомстве Алексея Улюкаева ожидали, что в 2016 году спад инвестиций прекратится.

Еще месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится. Реальные доходы населения в 2016 г. вместо прогнозировавшегося месяц назад роста также продолжат падать - из-за более высокой инфляции и ограничения роста социальных расходов бюджета: пропуска индексации зарплат бюджетников, повышения пенсий только на 4%.

При этом один из вариантов развития событий, который в Минэкономики назвали целевым, прописан рост экономики России в среднесрочной перспективе на 4,5-5% в год, что выше общемировых темпов. Такой рост возможно поддерживать за счет роста инвестиций на 8-10% ежегодно, что на порядок выше, чем в базовом прогнозе. Основные источники такого ускоренного роста инвестиций — в первую очередь пенсионные накопления, если они все-таки вновь начнут откладываться, а также инвестирование до 80% средств ФНБ и ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек.

О том же — снижении инвестиционной активности из-за заморозки отчислений на накопительные пенсии — сказал и бывший министр финансов Алексей Кудрин, к мнению которого принято прислушиваться хотя бы в силу его опыта.

Между тем дискуссии о будущем российской пенсионной системы уже ведутся, пусть и не столь широко, как хотелось бы. Так что даже не зная точно, что посоветовали эксперты Всемирного банка ЦБ, можно обозначить круг мер, которые могут быть в принципе использованы, набор не так велик, как кажется.

Пенсионный возраст

В последние годы вопрос о повышении пенсионного возраста перешел из разряда запрещенных в разряд свободно дискутируемых. Но все равно далеко не все понимают, что это значит — повысить пенсионный возраст.

Кадр: 1tv.ru

Для пенсионной системы в целом не важно, во сколько именно конкретный гражданин выходит на пенсию — в 65, 60, 55 или 40. Принципиальным является соотношение работающих и неработающих участников системы. Согласно расчетам социологов, в России уже к 2030 году число получателей пенсий и работников, с заработной платы которых уплачиваются страховые взносы, сравняются. Происходит это не только из-за естественного старения населения, но и из-за большого числа граждан, которые выходят на пенсию досрочно, таких в стране около 30%.

Иными словами, в теории можно заметно повысить возраст выхода на пенсию, не двигая заветные границы «60 лет для мужчин 55 лет для женщин». В России правом на досрочную пенсию, например, обладают учителя, врачи, военные и сотрудники силовых структур. Директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Владимир Назаров пишет , что практика назначения досрочных пенсий учителям и врачам особенно активно развивалась в 1990-е годы, когда у них были крайне низкие заработные платы и, чтобы как-то мотивировать людей не уходить из профессии вводились льготы по пенсионному обеспечению. Это давало стимул молодежи не уходить из отрасли, а пожилым позволяло свести концы с концами. Этот социальный контракт просуществовал в 1990-е и в начале 2000-х годов. Но сейчас, особенно после подписания «майских указов», доход учителей и врачей не отличается от заработка других граждан, а иногда даже превосходит его.

Отправлять досрочно на пенсию сотрудников силовых структур также порой довольно странно. Мужчины в 45-50 лет близки к пику своей работоспособности, и если в силу профессиональных деформаций заставлять гоняться их за преступниками, может быть, и неправильно, то списывать со счетов точно не стоит.

В любом случае вместо досрочной пенсии государство может подумать об обеспечении большого пособия при увольнении и финансирования переобучения с целью обеспечения занятость этих нестарых, в целом, людей.

Но отнимать право на досрочную пенсию у конкретной категории граждан может быть очень сложно из-за сплоченности представителей одной профессии. Так что решение необходимо будет продвигать либо очень медленно, оставляя право на льготы тем, кто их рассчитывает скоро получить (и лишая молодых людей, которые только приходят в профессию), либо не принимать вообще — и тогда повышать пенсионный возраст всем и сразу, чтобы никто не чувствовал себя обиженным.

Пенсия вообще

Но пенсионный возраст — это только часть проблемы, причем меньшая. Современная пенсионная система родилась в переживающей промышленную революции Германии и канцлере Бисмарке. Основным видом деятельности человека тогда был физический труд и рано или поздно рабочий терял к нему способность, а значит нуждался в какой-то помощи.

Но в современном обществе физический труд уже давно не является основным.

Единственное, что может помешать человеку работать продавцом-консультантом, чиновником, программистом, архитектором — снижение концентрации и умственных способностей, что, как правило, происходит или из-за конкретной болезни, или из-за резкого ограничения нагрузки, то есть как раз выхода на пенсию.

Иными словами, в постиндустриальном обществе ничто не мешает дать человеку право самостоятельно выбирать момент выхода на пенсию или вообще отменить пенсионную систему.

Сейчас в мире массово применяется два варианта пенсионной системы — накопительная страховая. Если накопительный пенсионный счет, по сути, ничем не отличается от обычного депозита в банке, то страховая пенсия представляет из себя выплаты, которые человеку начинают поступать в случае наступления страхового случая, то есть старости. Даже неидеальная российская медицина и не слишком высокий уровень жизни позволяют абсолютному большинству россиян доживать до пенсионного возраста. То есть вероятность наступления страхового случая приближается к единице, и если бы эти отношения регулировались рынком, то никто в здравом уме не стал бы покупать страховку, стоимость которой равнялась бы страховому возмещению.

Все это, естественно, не отменяет необходимости помогать пожилым людям в случае такой необходимости, но и не только пожилым. Государство может организовать страхование не от старости, а от бедности, и выплачивать пособия в случае необходимости не только пожилым людям. Точно по таким же принципам в стране существует обязательное медицинское страхование, государственной системой больниц и поликлиник может пользоваться любой гражданин, вне зависимости от того, сколько денег он через налоги и страховые отчисления внес в бюджет федерального и региональных фондов ОМС.

Так как пенсионная система огромна и охватывает всех граждан страны, чтобы мягко свернуть этот проект придется потрать время активности 2-3 поколений. Упомянутый выше Владимир Назаров предполагает, что «где-то в 2075 году на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок». Как показывает опыт других государств, можно проводить реформу и быстрее, но это связано с определенными социальными потрясениями. Так в Грузии после распада Советского Союза так и не был создан государственный пенсионный фонд — все выплаты пенсионерам идут из текущего бюджета и каждый год пересматриваются, исходя из прогноза налоговых поступлений. Но тут надо учитывать, что даже в самые сложные годы в России жилось несомненно проще, чем в Грузии.

Вдобавок к страхованию от бедности государство может развивать другие направления помощи пожилым людям. Это может быть и обратная ипотека, и различные виды стимулирования граждан все-таки откладывать себе на пенсию.

Проект реформ

Конечно, разрабатываемый Центральным банком проект реформы пенсионной системы может быть сколь угодно радикальным, это еще не значит, что именно такой вариант будет одобрен и претворен в жизнь. Но путей развития пенсионной системы после провала реформы 2002 года остается не так много, и если в руководстве страны рассчитывают, что Россия в той или иной форме просуществует еще хотя бы век, то должны это хорошо понимать.

Данные соцопросов и статистика финансовых ведомств показывают, что мало кто из россиян увлекается тем, что откладывает себе на старость 5 или 10 копеек с каждого заработанного рубля — чаще имеются некоторые накопления на черный день, которые сложно будет растянуть на десятилетие или два. В целом россияне склонны рассчитывать или на себя, или на своих детей, что, наверное, справедливо в условиях туманности будущего пенсионной системы. С одной стороны, это не дает экономике «длинных» пенсионных денег, а с другой — хорошая база для того, чтобы дать россиянам право самим заботиться о своей старости.

В фокусе внимания свежей прессы – инвестиционный форум «Сочи-2018».
Дата сочинского форума назначалась с учетом послания президента, которое раньше планировалось на начало февраля, рассказали РБК два человека, знакомых с ходом организации форума. Однако послание перенесли, и форум подвис по тематике, указывает издание. Пока же правительство подготовилось к масштабным инвестициям в инфраструктуру и уже начало спорить по деталям этих планов.

Дискуссия по ключевому изменению после президентских выборов - налоговой системе - по-прежнему заморожена. «Коммерсантъ » передает слова председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина о том, что ставки основных налогов нельзя повышать весь следующий президентский срок.

В России появился новый инструмент финансирования проектов, который, как ожидают в правительстве, сможет подстегнуть всю экономику. Премьер Медведев объявил в Сочи о создании «фабрики проектного финансирования» на базе Внешэкономбанка. Новый инструмент неплох, соглашаются эксперты «Независимой газеты ». Но опасаются, что отсутствие независимой экспертизы проектов может привести ко «второму Сочи», намекая на убытки от Олимпиады-2014.

На форуме не обошлось без дискуссии о пенсионных реформах, сообщает МК . В частности, вице-премьер Ольга Голодец , курирующая в правительстве «социалку», пообещала рост пенсий до 25 тысяч рублей. Но эксперты не верят обещаниям: денег в казне на повышение выплат старикам попросту нет. Тем временем, продолжаются разговоры о возрасте выхода на заслуженный отдых. По мнению специалистов, наиболее рациональным станет его постепенное увеличение до 63 лет для мужчин и до 60 - для женщин.

Правительство пока не готово обсуждать изменения налогов, но оно планирует увеличить вложения в инфраструктуру, показал инвестиционный форум в Сочи.
Бизнес уже не поспевает за налоговыми послаблениями, потому что не в состоянии их запомнить, и даже «налоговая инспекция не может их выучить», цитирует РБК председателя думского комитета по бюджету Андрея Макарова , выступившего на ключевой, налоговой сессии форума. Налоги повышать точно не будут, в очередной раз подтвердили министры финансов и экономического развития Антон Силуанов и Максим Орешкин ; последние шесть лет ставки не менялись, подчеркнул Орешкин.

Правительство ждет послания. Есть «целый набор предложений» в области налогов, сказал журналистам Силуанов, и окончательный их перечень подготовят «с учетом тех задач, которые поставит президент». «Мы будем видеть количественные задачи, и можно будет оценить те меры, которые необходимо будет принять для реализации этих решений президента. И соответственно, под это будет подстроена налоговая система», - объяснил он. Налоговую систему надо будет сделать «более справедливой и простой» - например, Минфин уже ищет, чем заменить налог на движимое имущество, которым тяготится бизнес.

Силуанов также рассказал, что обсуждаются три варианта изменения шкалы НДФЛ: «сделать ее прогрессивной, увеличить ставку, сделать прогрессию вместе с не облагаемым минимумом». Но Минфин выступает против этого: нынешний налог и так «нормально работает».

Один из участников форума, пишет «Коммерсантъ », известный экономист и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин призвал не повышать налоги в ближайшие шесть лет — ни подоходный, ни НДС, ни другие. По словам Кудрина, повышение налогов, в принципе, возможно, но только при устойчивом росте экономики.

Газета напоминает, что именно ЦСР разрабатывает программу развития страны для президента Владимира Путина . Части этой программы, согласованные с администрацией президента и различными ведомствами, уже опубликованы: в частности, предложения по судебной реформе и по эффективному управлению госсобственностью.

ЦСР видит альтернативу повышению налогов в масштабной приватизации, которая может решить сразу несколько задач: повысить эффективность бизнеса, реструктурировать отрасли экономики, пополнить доходы бюджета для проведения маневра. Но чтобы денег хватило, это должны быть очень крупные сделки. Нужно приватизировать оставшиеся крупнейшие компании – их около 80, и уже 15–20 готовы к продаже.

Дмитрий Медведев запустил в Сочи «фабрику проектного финансирования», сообщает «Независимая газета ». «На начальном этапе таких проектов одобрено 6, общая сумма инвестиций – порядка 180 млрд руб.», – отметил глава правительства.

К примеру, это строительство Тайшетского алюминиевого завода стоимостью 80,3 млрд руб. (ВЭБ выделит 18,5 млрд руб. на 14 лет), запуск в эксплуатацию прокатного комплекса Красноярского металлургического завода, строительство третьей очереди производства метанола в Тульской области; также проектом «фабрики» станет организация производства Центром развития ядерной медицины фармацевтической субстанции за 3,2 млрд руб.

В нынешнем году «фабрика» будет работать пока в пилотном режиме. Высшим органом управления «фабрики», по настоянию Минфина, станет наблюдательный совет ВЭБа. Кстати, отмечает газета, председателем совета сейчас является Дмитрий Медведев. Эксперты видят в этом проблему: принимать решение о финансировании проектов должен независимый орган, а в случае с «фабрикой» это будет делать наблюдательный совет, возглавляемый главой кабинета. Будет большое искушение профинансировать проекты в интересах партии и правительства. На ВЭБ повесили все убытки от строительства олимпийских объектов, в результате чего пришлось для его спасения заморозить накопительную часть пенсии до 2020 года. Так что, «фабрику» нужно беречь от повторения этой судьбы.

«Московский комсомолец » обращает внимание на дискуссию о реформе пенсионной системы. При этом четкого решения, как повысить размер пенсии, в правительстве нет.
Эксперты газеты констатируют, что российская экономика сейчас находится, мягко говоря, не на самых лучших уровнях. К тому же, она сильно привязана к ценам на энергоносители, а вследствие этого — к доллару США. Кроме того, накопительная часть пенсии заморожена с 2014 года, и многие государственные проекты по улучшению жизни граждан не имеют возможности реализоваться. Короче говоря, инструментов повышения пенсии сейчас нет.

Между тем, в правительстве не первый год говорят о повышении пенсионного возраста, пишет МК . Но дальше дискуссий пока дело не двинулось. Планку повысили лишь для госслужащих. Правда, распространить эту непопулярную меру на всё население в кабмине пока не решаются. Впрочем, оно и понятно: слишком высоки риски. Тем не менее, эксперты предлагают увеличивать пенсионный возраст с шагом «плюс три месяца» ежегодно в первые четыре года реформы, а далее - по шесть месяцев каждый год. В результате планка для мужчин достигнет 63 лет, для женщин - 60.

Сейчас в России выходят на заслуженный отдых раньше, чем в других странах: мужчины в 60 лет, женщины в 55. Однако, в отличие от развитых государств у нас продолжительность жизни сравнительно невелика. Поэтому, предупреждают эксперты, повышение пенсионного возраста грозит тем, что граждане начнут умирать еще до того, как им назначат выплаты.

Главный стимул участвовать в пенсионной реформе Минфина — налоговые стимулы работодателям и работникам по налогу на прибыль и НДФЛ. В обсуждаемой правительством терминологии речь идет о «формировании пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения» (ИПК), с концепцией которого удалось ознакомиться «Газете.Ru».

Работодателям предложен налоговый вычет по налогу на прибыль.

По этому налогу суммы, уплачиваемые работниками в ИПК, но не превышающие 6% от зарплаты каждого, «при определении базы по налогу на прибыль принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда», — говорится в документах Минфина. Причем работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Работникам за участие в ИПК предлагаются налоговые вычеты из НДФЛ.

Речь идет о том, что гражданин сможет получить вычет «в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год». Отметим, что из документов Минфина следует, что гражданин получит право оплачивать взносы не только за себя, но и за близких родственников, а эти платежи также попадут в вычет в рамках обозначенной квоты.

Концепцией предусмотрено, что для работников, у которых суммы взносов удерживаются из зарплаты, вычет предоставит работодатель по основному месту работы. Самостоятельным плательщикам вычет предоставляется при представлении налоговой декларации.

Идеи о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% для отказников от ИПК, которые на прошедшей неделе источники приписывали министру экономического развития Максиму Орешкину, в концепцию Минфина не включены.

Как это заработает

Ключевым элементом управления новой системой окажется Центральный администратор (ЦА).

Организационно-правовая структура ЦА в материалах Минфина не разъясняется, но полномочия этой организации вполне сопоставимы с возможностями Пенсионного фонда. Эта организация займется «ведением агрегированной базы пенсионных счетов» и будет выполнять функции агента НПФ. ЦА получит и право на администрирование взносов, уплачиваемых участниками. При изменении участником тарифа уплаты взносов, смене НПФ и передаче накоплений, поддержке системы гарантирования, выверке данных будет использоваться агрегированная база пенсионных счетов ЦА. Типовые пенсионные правила и типовые правила финансирования пенсионного плана ИПК установит Центральный банк. Предусмотрено и создание системы гарантирования пенсионных прав.

Сама система будет построена на добровольно-принудительной основе.

В момент ее запуска всем гражданам, имеющим действующий трудовой договор или договор гражданско-правового характера на срок не менее трех месяцев и зарегистрированным работодателем в пенсионном плане ИПК, ЦА выставит две оферты. Одна — о выборе НПФ. Другая — о выборе схемы уплаты взносов.

Предполагается, что финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы участников по ставке от 0 до 6%. Кроме того, участник сможет зафиксировать или изменить ставку взносов. Предусмотрена и возможность приостановить уплату взносов на срок до пяти лет — «в любой момент по заявлению». «По умолчанию ставка взносов будет ежегодно плавно возрастать с 0 до 6%», — говорится в документах Минфина. А перечисление взносов может осуществляться как самим участником, так и его работодателем.

Каждый новый работник при поступлении на работу по трудовому договору будет автоматически регистрироваться работодателем в пенсионном плане ИПК также через ЦА.

Размер пенсионных выплат по ИПК будет напрямую зависеть от объема сформированных накоплений. Предлагается обеспечить пожизненные пенсионные выплаты, а в случае недостаточности накоплений они будут заменены на срочные. Кроме того, гражданам предлагается разрешить изымать часть средств досрочно «при наличии определенных обстоятельств». Но в случае досрочного снятия средств не на пенсионные цели они будут облагаться НДФЛ.

Кто платит за реформы

Впрочем, из системы ИПК можно будет выйти в любой момент — тогда пенсионные права гражданина будут обеспечены лишь обязательной страховой системой. В концепции Минфина нет намеков, как трансформируется страховая пенсионная модель в долгосрочной перспективе. Уже сейчас страховые накопления выражены не в реальных деньгах, а в пенсионных коэффициентах. В материалах Минфина указано, что в случае начала реформы с 2019 года стоимость пенсионного коэффициента к 2035 году уменьшится всего на 23 коп.

На уровень пенсионных накоплений и уровень оплаты труда окажут влияние параллельная пенсионной налоговая реформа и реформа страховых взносов. Ненефтегазовый налоговый маневр также предъявлен Минфином для широкого обсуждения с начала предстоящей недели.

В феврале в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что он отодвинул пенсионную реформу на более поздний срок потому, что считает «более правильным увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе». «Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», — отметил тогда министр.

В пятницу, 10 марта, президент «Опоры России» Александр Калинин сообщил RNS, что Минфин предлагает рассматривать основным вариантом налогового маневра «увеличение НДС с 18 до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%». Источники в правительстве подтвердили «Газете.Ru», что именно эти параметры Антон Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. По словам источников, повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда с 30 до 22% приведет к потерям бюджета около 1,7 трлн руб. Частично эти потери будут компенсированы за счет предлагаемой Минфином унификации тарифа взносов в ПФР и ФСС.

Сегодня в ПФР уплачивается 22% от начисленной до уровня 796 тыс. руб. годовой зарплаты. Доходы сверх этой суммы облагаются по ставке 10%. Ставка взноса в ФСС составляет 2,9%, но взимается только с зарплаты в размере 718 тыс. руб. в год. Льготные пороги как раз и исчезнут в результате этой унификации, которая коснется прежде всего высокооплачиваемых работников с зарплатами до 200 тыс. руб. и выше. А платить высокие зарплаты работодателям окажется неудобно. Такие зарплаты, по подсчетам Минфина, только у 2% занятых в формальном секторе, рассказывает другой чиновник, знакомый с дискуссией.

По его словам, для бюджета такой маневр наиболее выгоден. Также просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов.

Допдоходы оценены в сумму около 200 млрд руб. в год, в том числе и за счет экономии страховых взносов, которые должна уплачивать бюджетная система за своих работников.

Таким образом, одним из эффектов налоговой реформы окажется перераспределение бюджетных средств на выполнение майских 2012 года указов президента по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорят о перераспределении около 150 млрд руб.

В Минфине главным эффектом налоговой реформы называют обеление «серых» зарплат, которые выплачиваются в конвертах или зарабатываются самозанятыми. Объем «серых» зарплат оценивается от 5 трлн до 10 трлн руб. в год. Дополнительный бонус предприятиям, работающим «в белую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Но безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес не спешит. «При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», - сказал Калинин.

Другие возражения Антон Силуанов сможет выслушать уже в понедельник,13 марта: в этот день в 10.00 в Москве откроется налоговый форум, который проводится в рамках Недели российского бизнеса и который начнется с обсуждения этих реформ.

Обсуждение в правительстве окажется более сложным и длительным — в пятницу в Минэкономразвития подтвердили получение предложений Минфина, сообщив, что ведомство изучает их.

Минтруд в настоящий момент внимательно изучает проект концепции индивидуального пенсионного капитала от Минфина и ЦБ. «Проект концепции по ИПК в данный момент поступил в министерство и находится на рассмотрении», - сообщили в пресс-службе агентству ТАСС в пятницу. Ранее представители Минтруда отказывались подробно комментировать предложения, изложенные в концепции, поскольку, по словам министра труда и социального развития РФ Максима Топилина, видели их только на слайдах.

    • 1.В каких сферах ждать нововведений
    • 2.Особенности накопительной системы
    • 3.Создание дополнительного резервного фонда
    • 4.Повышение пенсионного возраста
    • 5.Начисление пенсий для государственных служащих

Вот уже несколько лет назревает вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы в России, на сегодняшний день Минфин совместно с министерством экономического развития подготовили ряд поправок и до конца года представят готовый законопроект. Среди самых спорных вопросов повышение пенсионного возраста, какие ещё изменения могут произойти рассмотрим более подробно.

В каких сферах ждать нововведений

Поскольку полный пакет изменений находится в процессе подготовки, с точностью сказать каких сфер коснутся изменения сложно известно лишь, что планируется рассмотрение вопросов о:

  • поднятии планки пенсионного возраста;
  • создания дополнительного резервного фонда;
  • порядка начисления пенсий государственным служащим;
  • реформирование накопительной системы пенсионных средств.

Какие изменения будут первостепенными и что планируется сделать в ближайшие несколько лет, пока досконально не известно, но к концу года правительство пообещало представить полный план действий на всеобщее обозрение.

Особенности накопительной системы

Казавшееся совсем недавно призрачной возможность накопления собственной пенсии становиться всё ближе, к концу 2017 года каждый россиянин сможет ознакомиться с системой накопления средств и основными положениями данного закона. Минфин заручившись поддержкой Центробанка на данном этапе активно работает над изучением возможностей оборота средств и их накоплений, как только все нюансы будут решены закон сразу же вступит в силу.

Как сообщается на сайте 1Fin.Biz, основные изменения в накопительном механизме будут касаться дополнительных возможностей работающих граждан влиять на уровень своей будущей пенсии, накапливая средства, размер пенсии ежегодно будет увеличиваться. Тем, кто проигнорирует инициативу, доведётся довольствоваться стандартными пенсионными выплатами установленными государством.

Также, по словам главы Минфина, Антона Силуанова, накопительный механизм будет:

  • Абсолютно добровольным.
  • Станет более доступным.
  • Надёжно защищён государством.
  • Появится право наследование накопленных средств.
  • Накопленные средства можно будет снять (с учётом некоторых ограничений, в случае необходимости).

На данный момент накопительный механизм в России приостановлен, как только будут приняты новые положения закон снова вступит в действие.

Создание дополнительного резервного фонда

Указ о реформировании накопительной системы, гарантирующей выплаты застрахованным гражданам был подписан президентом уже давно, и сначала этого года специалисты работают над созданием двух уровневой системы. В основу этой системы войдут гарантированные обязательные пенсионные выплаты, и будет создан дополнительный государственный фонд резервных средств.

Судя по тому насколько глобальные предстоят изменения в пенсионной системе, изменения коснуться и ряда других положений касающихся пенсионных выплат.

Повышение пенсионного возраста

То, что порог выхода на пенсию будет увеличен уже вне сомнений, только пока не ясно каким образом будет осуществляться переход. Противники и сторонники данного решения пока находятся на стадии обсуждения увеличения пенсионного возраста, некоторые предлагают постепенно увеличивать возрастной порог, а некоторые считают. Что нет смысла оттягивать решение.

Так или иначе, другие подробности предстоящей реформы пока держаться в секрете.

Начисление пенсий для государственных служащих

В этой сфере также планируются нововведения, теперь каждый чиновник за переработку свыше указанного пенсионного возраста будет получать дополнительную надбавку. Занимать своё кресло госслужащие смогут дольше, и при этом получать от переработки дополнительную выгоду.

Какие ещё сюрпризы готовит пенсионная реформа станет ясно уже в конце 2017 года.

Суть новой программы в том, что денежные отчисления в размере 6% от зарплаты и более будут принадлежать пенсионеру, и их можно будет не только унаследовать, но и частично снять. Это совершенно новый подход, который позволит повысить не только финансовую грамотность населения, но и сознательность граждан по поводу построения своего будущего, а также активизирует приток инвестиций на финансовый рынок.

Программу анонсировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Он уточнил, что первоначально взносы могут быть ниже 6%: так инвестиции граждан будут автоматически идти в добровольную систему, и процент отчислений будет постепенно увеличиваться до 6%. Льгота по НДФЛ (максимум для 6% взносов) является приятным стимулом, который, как рассчитывают авторы программы, поможет привлечь население к участию в новации.

Новое предложение имеет ряд преимуществ по сравнению с дискредитированной накопительной системой, но, как всегда, есть и недостатки. Так, по мнению социального блока, накопительная система показывала недостаточно сильные результаты по доходности. Новая добровольная система также не дает ответ на главный вопрос: будет ли гарантирован доход выше инфляции? Если речь идет о наделении граждан возможностью самостоятельно выбрать управляющую компанию, то вряд ли кто-то сможет гарантировать доходность.

Сейчас выбрать компанию можно через официальные рейтинги, которые публикуются ежегодно. Например, наивысшая среднегодовая доходность у «Оборонно-промышленного фонда им. В.В. Ливанова» (12,1%), «Европейского пенсионного фонда» (12%), «НПФ «Сургутнефтегаз» (11,3%) и «НПФ «Образование и наука» (10,4%).

Еще один важный вопрос: что будет с деньгами пенсионеров в случае банкротства управляющей компании? Если сейчас в банковской системе наметился тренд на укрупнение, как во всех развитых странах, то, возможно, регулятор ограничит круг аккредитованных управляющих компаний по размеру активов.

Пока планируется, что инвестиции будут осуществляться автоматически, а значит, «молчуны» непроизвольно попадают в программу. Но насколько это справедливо по отношению к инертному населению - взять и автоматически начать снижать их заработную плату?

Международный опыт

Самая развитая система пенсионного страхования по праву находится в США, где у населения есть три способа накопить на старость. Это взносы работодателей, коллективные взносы самих граждан с места работы и возможность открытия индивидуального пенсионного счета. Согласно системе, работающее население обеспечивает пенсиями людей, достигших пенсионного возраста. Два варианта самостоятельного накопления пенсионных средств (коллективные взносы или индивидуальная программа) дают человеку возможность выбора. Такие программы характерны для стран, где население привыкло вкладывать средства в фондовый рынок.

Еще одна достойная внимания система пенсионного страхования работает в Чили, где 10% от своих доходов граждане самостоятельно перечисляют в управляющие компании, а государство обеспечивает пенсиями только в минимальном размере. Такая система позволяет направлять все пенсионные деньги в накопительные программы на фондовый рынок.

В Европе, несмотря на высокие налоги, уровень пенсий один из самых высоких в мире. Так, в Норвегии государство выплачивает пенсии из фонда, вкладывающего деньги в активы по всему миру и пополняемого за счет нефтяных доходов. В Великобритании государство гарантирует пенсию в размере до 20% от доходов, плюс граждане могут при желании вкладываться в разнообразнейшие пенсионные программы. Во Франции государство гарантирует пенсионеру доход в 50% или более от зарплаты за последние 11 лет работы (есть верхний и нижний порог выплат), а также разрешает инвестировать как через отраслевые фонды и работодателей, так и по индивидуальным программам.

Ранее созданная в России накопительная система соответствует международному опыту, равно как и новая добровольная. Согласно мировой практике, эти две схемы отнюдь не противоречат, а, наоборот, должны дополнять друг друга. Именно поэтому, если решить проблему доходности и сохранности средств, населению можно будет предложить оба продукта.

Пенсионный возраст

Новая программа накоплений граждан способна снизить давление на государственный пенсионный фонд: если население сможет обеспечить себя достойной пенсией самостоятельно, то от государства требуется меньше. Кроме того, можно проследить связь между новой системой и необходимостью повышения пенсионного возраста: если гражданин сознательно откладывает на свою пенсию, значит, он заинтересован работать как можно дольше, дабы увеличить свои накопления.

В России один из самых низких в мире порогов выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В США это, соответственно, 67 и 65 лет, во Чили - 60 и 65 лет, Японии - 65 и 65 лет, в Норвегии - 65 и 65 лет. В странах ЕС, согласно новым реформам, пенсионный возраст тоже будет постепенно увеличиваться, что позволит сократить дефицит пенсионных фондов.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа должна быть основана на текущем уровне финансовой грамотности населения и ставить во главу угла интересы простых граждан. Именно поэтому необходимо гарантировать сохранность средств и доходность выше инфляции. Один из способов это сделать - облигации «инфляция плюс» и страхование: такая мера способна действительно привлечь население в программу.

Еще один маневр остается у государства в связи с вычетом НДФЛ: наиболее приемлемым представляется проведение отчислений в программу добровольного пенсионного страхования за счет вычета по НДФЛ. В противном случае большинство граждан, вероятно, сделают выбор в пользу сохранения текущей заработной платы: с 2014 г. реальные располагаемые доходы населения начали падать (-0,7% в 2014 г., -4,3% в 2015 г., -26,9% по результатам по данным Росстата за 1 квартал 2016 г.). Тот же Росстат отчитывается, что средняя заработная плата за 1 квартал 2016 г. составила 26 300 руб. Для населения с низкими доходами 6% от зарплаты - существенная сумма, идущая на оплату базовых нужд, поэтому, вероятность, что население решит с ней расстаться, крайне низкая.

Для более обеспеченного населения, которое, теоретически, могло бы позволить себе добровольные отчисления, вероятность прихода в программу также не слишком высока. Население уже получает налоговую льготу при инвестировании на ИИС, а предыдущие пенсионные реформы, к сожалению, сделали людей менее лояльными к нововведениям. Кроме того, вопрос направления вложений средств по-прежнему остается открытым.

Что делать?

Во-первых, не стоит вводить автоматическое подключение людей к новой системе: гражданин должен тщательно разобраться в вопросе и перейти в программу по собственной воле. Во-вторых, для финансового рынка предпочтительно возвращение накопительной системы, а добровольную желательно оставить в качестве дополнительной инвестиционной возможности для граждан. В противном случае управляющие компании просто не получат эти 6% отчислений. И наконец, регулятор должен выйти с решением ключевых вопросов, касающихся добровольных пенсионных накоплений: в чем будет преимущество по доходности, как эти средства будут защищены и куда их можно будет вложить.

Пенсионное обеспечение является одним их краеугольных камней удовлетворенности электората политикой властей, поэтому она должна всесторонне учитывать и защищать интересы малообеспеченного населения. Верным шагом со стороны регулятора и Минфина было дать рынку вводные данные и вынести вопрос на обсуждение, а не поставить общество перед фактом. Именно благодаря публичному обсуждению у программы есть все шансы стать максимально совершенной.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди