06.07.2019

Нормы развития ребенка в 6 месяцев. Игры для развития полугодовалого ребенка. Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм


К 6 месяцам знакомство малыша с окружающим миром переходит на новый уровень. Кроху уже не пугают внешние факторы, скорее, они кажутся ему более интересными и увлекательными. Теперь можно не только созерцать, но и потрогать предметы, и даже их попробовать.

В развитии 6-месячного ребенка отмечаются серьезные физические сдвиги. Психика малыша стремительно развивается. Кроха почти каждый день демонстрирует новые навыки, радуя родителей и приводя окружающих в полный восторг своей сообразительностью и смекалкой.

Физические показатели развития

В 6 месяцев маленький человечек уже не кажется таким хрупким и крошечным, его без опаски можно держать на руках. Вес от рождения к 6 месяцам увеличивается в 2 раза.

Каждую неделю кроха прибавляет в весе примерно по 140 г. В этот период малыш стремительно растет, его рост больше изначального на 14-17 см. В нижеприведенной таблице обозначены средние физические параметры для 6 месяцев, согласно установленным российским характеристикам и параметрам Всемирной организации здравоохранения.

Физические показатели для ребенка в 6 месяцев

Важно: правильное физическое развитие малыша достигается при соблюдении режима питания и сна. Своевременное введение прикорма возмещает потребности маленького организма в питательных веществах. Знакомство с «взрослой» едой раскроет малышу массу новых ощущений и сделает прием пищи более интересным.
Показатели для ребенка
6 месяцев
Девочки Мальчики
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Вес, кг 5,7 - 9,3 6,3 - 8,3 6,4 - 9,8 6,6 - 9,0
Рост, см 61,2 - 70,3 62,5 - 68,8 63,3 - 71,9 63,0 - 69,0
Окружность головы, см 39,6 - 44,8 40,9 - 45,8 42,0 - 45,5
Окружность груди, см 41,6 - 45,8 41,4 - 47,6


Двигательные навыки 6-месячного ребенка

Увлекательнейшее зрелище - наблюдать, на какие ухищрения идет маленькое создание, желая достать заинтересовавший его предмет.

Кроха уже в совершенстве умеет переворачиваться со спины на животик. Его нельзя даже на короткое время оставить одного, малыш может оказаться на краю и упасть. Именно к 6 месяцам можно наблюдать, как малыш учится ползать. Поначалу движения ручками и ножками выглядят хаотично и мало приближают кроху к заветной игрушке. Однако со временем малыш, собственным опытом выбирая наиболее эффективные движения, более осознанно приближается к цели.

Большинство малышей к 6 месяцам уже научились самостоятельно сидеть, однако некоторым еще требуется поддержка, например, мамина рука или подушка.

Безграничное любопытство толкает кроху встать на ножки. При этом он цепляется за все, что попадается под руку: перегородка кроватки, висящее полотенце, мамины руки или одежда. Теперь маленький человечек учится передвигаться не только горизонтально, но и в вертикальном положении.

Важно: не стоит принуждать малыша сидеть или стоять, полагая, что рано привитые физические навыки способствуют умственному развитию. Форсирование событий могут привести к деформации (искривлению) позвоночника.

Малыш прекрасно владеет своими пальчиками, может ухватить мелкий предмет, переложить его в другую ручку. Именно мелкие предметы и являются сферой особого интереса малыша. Следует убрать их из зоны доступа ребенка, так как малыш в этот период все тащит в рот. На это его толкает не только интерес, но и зудящие десна. В 6 месяцев у крох и начинают прорезываться первые зубки. Тактильные ощущения вызывают массу эмоций, поэтому малышу следует дать возможность на улице потрогать предметы (деревья, листья, растения) ручками, соблюдая при этом элементарную гигиену.

Кроха уже прекрасно различает мелкие детали, что дает толчок к эмоциональному развитию и познанию окружающего мира. При акцентировании внимания на игрушке или животном необходимо комментировать попавший в поле зрения малыша предмет. Такой подход способствует становлению речи и развитию мышления.

В плане физического развития 6-месячного ребенка большую роль играют гимнастика, массаж, а также популярные занятия фитболом. Малыша можно периодически сажать в «ходунки», предоставляя своей крохе самостоятельность в познании окружающей обстановки.

Эмоциональные навыки и социальная адаптация

С 6 месяцев практически все действия малыша сопровождаются различными звуками. Настоящее открытие для крохи - возможность изменить собственный голос, положив в рот пальчик или игрушку.

У крохи формируется речь: вместо бессвязных звуков появляются простейшие слова и слоги «ма-ма», «па-па», «дать». Взрослые с восторгом реагируют на первые слова крохи, всячески поддерживая и добиваясь повторения услышанного.

Ребенок становится более эмоционально развитым. Он может восторженно вскрикивать, плескаясь в ванночке во время купания, показывать заинтересованность в предмете, эмоционально реагировать на маму и, наоборот, показывать недовольство при появлении посторонних людей. У крохи появляется любимая игрушка. Одновременно малыш осознает эмоциональный настрой родителей. Он знает свое имя, прекрасно понимает, когда мамочка расположена поиграть с ним. Свои эмоции малыш выражает как голосом, так и гримасами и движениями ручек. Настрой взрослых он также определяет по мимике, жестам и интонации речи.

Одной из главных особенностей развития 6-месячного ребенка является его «обучаемость». Малыш просто обожает вместе с мамой хлопать в ладоши, повторяет за ней движения. В этот период ребенка легко научить простейшим играм: махать ручкой при слове «привет», «до свидания»; закрывать личико ладонями, как бы играя в прятки; под простые стишки совершать движения ручками. Подражание взрослым учит ребенка реагировать на те или иные факторы, создавая эмоционально-социальную основу для дальнейшей жизни.

Список навыков, приобретенных малышом к 6 месяцам, достаточно объемный. Одновременно с физическим происходит бурное эмоциональное развитие и наработка социальных навыков:

  • малыш прислушивается к голосу, любит слушать музыку, подпевая и пытаясь пританцовывать;
  • появляются навыки самостоятельного приема пищи (ребенок открывает ротик при кормлении с ложечки, учится держать ложку);
  • развивается наблюдательность за движущимися предметами;
  • появляется способность сравнивать различные предметы;
  • жизнь крохи становится эмоционально разнообразной (от приятного «хихиканья» до проявления страха и гнева);
  • появляются любимые вещи (игрушки, понравившиеся блюда).
6-месячный ребенок не только познает мир, но и пытается научиться с ним взаимодействовать. Знание необходимых для 6-месячного возраста навыков (физических и эмоциональных) позволяет создать полноценную основу для дальнейшего развития малыша.

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 6 месяцев ребенок обычно умеет переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. 6-месячный малыш активно готовится к ползанию: не поднимая живота, подползает вперед, отползает назад, крутится, долго лежит на животе с опорой на ладони выпрямленных рук. Развитие ребенка 6 месяцев позволяет ему немного стоять на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки и недолго сидеть при поддержке за две или за одну руку. Ребенок 6 месяцев часто делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине. Тянет обе руки к маме - выражает желание, чтобы взяли на руки.

Рост и вес ребенка 6 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 6 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 6 месяцев

При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными.

Во время грудного вскармливания ребенок начинает упираться ручками в маму, как бы отталкиваясь от нее. Это еще один этап отделения от матери, а также проверка своих новых телесных возможностей. Маме стоит принять такое поведение малыша.

В 6 месяцев обычно начинается знакомство с пищей взрослых — педагогический прикорм. Ребенок проявляет активный пищевой интерес — это новый этап в его развитии, а не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания малыша. Он пока лишь пробует новые вкусы, адаптируется к особенностям пищи, отличной от грудного молока. С 6 месяцев можно давать ребенку пробовать как продукты, рекомендованные для прикорма в этом возрасте (овощи, фрукты и пюре из них, каши), так и безопасную (диетическую, неаллергенную) пищу со стола взрослых членов семьи. Объемы новой пищи пока вряд ли будут ощутимыми.

Уход за ребенком в 6 месяцев

Ночной сон удлиняется, появляются 2-3 дневных сна по 30 минут — 2 часа.

Познавательное развитие ребенка 6 месяцев

В возрасте 6 месяцев ребенок может долго следить за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает. Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положении, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии). Ребенок 6 месяцев способен, удерживая игрушку, переворачиваться на бок, на живот, на спину. В игре пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек). Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой.

Эмоционально-социальное развитие ребенка 6 месяцев

Примерно в возрасте 6 месяцев у ребенка возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка. Малыш улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого, хмурится при строгом тоне голоса, пугается громких звуков. Ребенок 6 месяцев может быть эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях. Примерно в возрасте 6 месяцев ребенок становится настороженным или даже испуганным при виде незнакомого человека или в новой обстановке.

Речевое развитие 6-месячного ребенка

Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: "Где то-то?". Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): "чихает", "покашливает", "смеется".

Бытовые навыки

Придерживает грудь мамы во время сосания. Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Сегодня же на повестке дня вопрос «». Полгода – первый значимый рубеж в жизни вашего крохи. Он уже многому научился, благодаря регулярным занятиям и играм с вами.

Он каждый день узнает новое, оттачивает и приобретает новые навыки и умения, и наша с вами задача – помочь малышу в полной мере реализовать свой потенциал, дать ему возможность развиваться дальше на основе того, что он уже знает и умеет. В помощь вам – сегодняшняя подборка развивающих игр и занятий для шестимесячных малышей.

Полоса препятствий

Стимулируйте малыша перелезать через ваши ноги, когда вы сидите на полу или на диване. Можно положить перед ребенком игрушку, чтобы ему было интереснее преодолевать препятствие. Если кроха уже достаточно уверенно ползает, можно соорудить целую полосу препятствий из диванных подушек, валиков, свернутых одеял и т.д. Ползайте вместе с малышом, ползайте под музыку, ползайте за игрушкой – в общем, сделайте так, чтобы это упражнение воспринималось ребенком как еще одна веселая игра с мамочкой.

О том, какая музыка подойдет для крохи и собственно о вы узнаете из этой статьи.

На мяче

Продолжаем наши упражнения на мяче. К занятиям, которые были освоены крохой , можно в этом месяце добавить еще два:

1. На качелях

Ребенок сидит перед вами на мяче, вы удерживаете его под мышки так, чтобы основной вес крохи приходился на ваши руки. Мягко раскачивайте кроху вперед-назад и пружиньте вверх-вниз, приговаривая:

Мы уселись на качели,

Вверх летели, вниз летели,

И опять, и опять

Начинаем мы летать.

2. Прыг-скок

Кроха стоит перед вами на мяче, вы поддерживаете его под мышки – ни в коем случае не давайте ребенку полностью переносить вес тела на ножки. Пусть малыш пружинит на мяче в такт потешке:

Шел петух по кочкам, по кочкам, по кочкам,

Вставал на носочки, носочки, носочки,

Шел и шел, да в ямку – бух!

Провалился наш петух.

На слово «бух!» малыш «приседает» — ножки сгибаются в коленях.

Если вы только задумываетесь о покупке фитбола , то о всех важных моментах выбора, преимуществах этого снаряда для грудничков, а также упражнения для малышей до года вы узнаете из .

Что внутри

Подходящими являются разнообразные баночки с крышками. Советую вам собрать небольшую (или большую) коллекцию таких баночек, потому что ваш малыш с большим интересом будет играть с ними еще как минимум полгода.

Мой сынок отдавал предпочтение жестяным баночкам из-под чая и кофе. Я его прекрасно понимаю – они легкие, звонко стучат, да еще и интересно пахнут. В нашем арсенале были круглые и овальные, квадратные, прямоугольные и треугольные баночки разных размеров и, конечно, крышки к ним.

Подбирать крышки к баночкам для шестимесячного малыша пока непосильная задача, но особо любознательные малыши уже могут пытаться открывать такие баночки своими крохотными пальчиками. Особенно, если предварительно вы на глазах ребенка спрячете в баночку что-то интересное (игрушку). Только не закрывайте баночку слишком плотно, ведь кроха обязательно должен достичь желаемого результата – именно так формируется уверенность в себе и своих силах, поддерживается любознательность, воспитывается настойчивость.

Ленточки-веревочки

Еще одна забава, которая способна надолго увлечь вашего шестимесячного исследователя, делается за считанные минуты. Вам понадобится небольшая коробка, в которой нужно прорезать отверстие (можно взять коробку из-под салфеток с уже прорезанным отверстием), и несколько разноцветных ленточек, веревочек или тонких шарфов, связанных между собой.

Сложите ленты в коробку, оставив снаружи маленький кончик. Если кроха не делает попыток вытянуть ленту самостоятельно, покажите ему, как это делается, а дальше наблюдайте, как он будет играть с новой игрушкой.

Другие описаны в этой статье

Люблю порядок

Шестимесячный ребенок обычно проявляет большую любовь к порядку – любит складывать и выкладывать различные мелкие предметы в коробку или корзину. Не оставляйте без внимания это естественное стремление малыша. Позаботьтесь о том, чтобы предметы, которые будет складывать кроха, были разной формы, цвета, размера, из разного материала. Тогда во время этой игры ребенок будет развивать не только пространственные представления, но и мелкую моторику и тактильное восприятие.

Другие до года вы найдете в этой статье.

Продолжаем знакомиться с новыми техниками рисования, доступными даже полугодовасику. В этом месяце предложите крохе порисовать на подносе с манной крупой. Вашему малышу наверняка понравятся новые приятные ощущения и превращения изображений под его и вашими пальцами.

Фото Тамары Каган. Элинор первый раз играет с манкой

Жаль, что эти картины не сохранятся, но вы можете сфотографировать их и вставить фотографии в Дневничок успехов и достижений вашего малыша.

Как? Вы еще не ведете такой дневничок? Скорее скачивайте и начинайте заполнять, пока ничего не забыли. Еще больше интересных идей, как сохранить воспоминания о ранних годах ваших детей, и другие оригинальные семейные традиции ищите .

Хорошие манеры

Полгода – подходящий возраст для того, чтобы начать учить ребенка простейшим социальным жестам. Начните с «привет» и «пока». Повторяйте эти слова и жесты каждый раз, когда приветствуете и прощаетесь с папой, бабушкой, дедушкой, гостями и даже игрушками и очень скоро малыш начнет повторять за вами.

Время купаться

Даже если ваш шестимесячный малыш еще не умеет сидеть, в ванной его вполне можно усаживать в специальное сиденье для купания. Тело малыша находится под водой, поэтому большой нагрузки на позвоночник в этом случае нет. А пока малыш сидит и наслаждается обзором и свободой манипуляций руками, вы можете предложить ему несколько интересных развлечений:

  • выжимать губку;
  • лопать ручками мыльные пузыри;
  • пытаться схватить рукой струйку воды из крана;
  • «читать» специальные непромокаемые книжки для купания;
  • ловить выпрыгивающие из воды резиновые игрушки и т.д.

Последнюю игру опишу подробнее:

Недавно стали мамой малыша?

Возьмите резиновую уточку, рыбку, крабика и т.п. и «плавайте», приговаривая:

Уточка-уточка

Плавала, плавала,

Ныряла, ныряла, (на этих словах уточка несколько раз ныряет в воду и выныривает)

А потом пропала (на мгновение задержите игрушку под водой и понаблюдайте за реакцией малыша – смотрит ли он на воду в том месте, где исчезла игрушка, ищет ли ее взглядом, ожидает ли ее появления?)

Ах! Показалась! (отпустите игрушку и дайте ей вынырнуть из воды)

С Егоркой (имя вашего ребенка) купалась!

Обычно эта игра проходит на «Ура». Если вашему ребенку она тоже понравилась, повторяйте ее чаще и скоро малыш будет быстро хватать выпрыгивающую из воды уточку.

Ладушки

В этом возрасте малыши уже довольно хорошо манипулируют двумя руками одновременно, могут держать сразу 2 игрушки и умеют перекладывать игрушку из одной руки в другую. «Классика жанра» — игра «Ладушки» направлена на то, чтобы развить координацию между правой и левой ручкой. Если кроха еще не сидит, расположите его в положении «полулежа» у себя на коленях лицом к себе. Возьмите ручки крохи в свои и пропойте потешку, сопровождая ее соответствующими движениями:

Ладушки, ладушки, (ритмично разводим ручки и хлопаем в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку.

Пили простоквашку.

Попили, поели,

Шу! Полетели, полетели, (ручки «взлетают» и

На головку сели. « приземляются» на голову)

При регулярных повторениях уже к концу этого месяца кроха сможет сам выполнять эти нехитрые движения под ваше пение. Не забывайте хвалить малыша, даже если пока у него не все получается. Главное – старание.

Продолжаем читать

Если статья «Как развивать ребенка в 6 месяцев » не первая, которую вы прочитали на этом сайте, чтение малышу уже, конечно, прочно вошло в ваш режим дня и полюбилось крохе. Сейчас самое время учить ребенка показывать пальчиком на картинки в книжке и перелистывать странички. Мой сын, кажется, мог проводить целые часы за перелистыванием страниц своих картонных книжек.

А особенно удачным приобретением стала электронная книжка , которая при каждом перелистывании начинала проигрывать новую песенку. Эти песенки до сих пор звучат у меня в голове:) Это, на первый взгляд, бесполезное занятие на самом деле является отличным упражнением для . Ну, а если вы в это время находитесь рядом и комментируете изображенное, читаете стихи и потешки из книжки или по памяти, то малыш, наверняка, будет иметь очень важный и сосредоточенный вид, ведь он читает вместе с мамой!

Имейте ввиду, именно сейчас закладывается любовь к чтению, которую мы все хотим воспитать в наших детях. Не пропустите этот момент. Что касается показывания пальчиком, то, как ни странно, детей этому надо учить. Показывайте сами, показывайте пальчиком ребенка, взяв его ручку в свою, и кроха быстро поймет, чего вы от него ожидаете. Во время «чтения» делайте паузы, чтобы получше рассмотреть картинки в книжке и побеседовать с крохой о том, что он видит. Рассказывайте ему о том, что нарисовано, просите что-то показать и, выждав небольшую паузу, сами показывайте, если кроха затрудняется.

Вы можете познакомиться с нашей библиотечкой для малышей от рождения до года, а если вы, как и я, увлекаетесь , то предлагаю вам заняться изготовлением тематических альбомов.

Тематические альбомы

Для совместного чтения с шестимесячным малышом как нельзя лучше подойдут самодельные тематические альбомы, которые вы без труда сделаете за несколько вечеров. В качестве основы я предлагаю использовать папки с файлами или фотоальбомы. Оба варианта позволят вашим самодельным «книжкам» прожить долгую и счастливую жизнь. К тому же они удобны, так как позволяют при необходимости легко заменить содержимое. Для верности файлы в папке и кармашки фотоальбома лучше заклеить прозрачным скотчем. Что же положить внутрь?


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди