09.08.2019

Недоношенные дети. Проблемы в жизни. Как решить. Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку


Все дети, которые рождаются в промежутке 28-37 недель, считаются недоношенными. Родители семимесячных и восьмимесячных малышей, естественно, волнуются в плане того, как правильно ухаживать за младенцем, кормить его, какую необходимо проводить ему реабилитацию для того, чтобы в дальнейшем семимесячный малыш не отставал в развитии и имел нормальное здоровье. Нужно понимать, что все дети, которые рождены в сроке 7-8 месяцев, требуют особенного, достаточно непростого, но вполне выполнимого грамотного ухода. Медицинский патронаж, комплексное и регулярное наблюдение, а также профессиональное консультирование таких малышей в сочетании с искренним желанием родителей помочь своему ребенку значительно уменьшают резонансную картину от преждевременного рождения. Конечно, рождение в 7 месяцев изменяет начало развития ребенка, но пройдет немного времени и при правильном уходе все различия такого малыша в сравнении с теми, кто родился в срок, обязательно уйдут в прошлое.

Описание

Плод в 7 месяцев практически полностью сформирован, что позволяет ему жить вне лона матери. Однако его органы полностью еще не развиты, а системы жизнеобеспечения на всю мощь еще не функционируют. В этом сроке полностью сформировались только лишь желудок и кишечник малыша. Почки его развиты практически полностью, но они начинают работать только тогда, когда ребенок появляется на свет. Также в этом сроке активно развиваются легкие малыша. Плод к 7 месяцам практически полностью занимает все свободное пространство, которое имеется в матке матери. Голова семимесячного ребенка пропорциональна туловищу, именно этот срок является пиковым моментом в развитии коры его головного мозга. Семимесячный ребенок может уже реагировать на боль, точно также как взрослый, т.е. полностью доношенный плод. Кроме этого ребенок в 7 месяцев уже может на вкус различать еду.

Кожа семимесячного младенца пока сморщенная и красноватая, тем не менее, под ней вовсю уже развивается жировая ткань. На этом сроке беременности мозг плода увеличивается в размерах. У ребенка создаются нервные соединения, т.е. включаются на полную работу его нервные клетки.

Причины рождения семимесячных детей

Определить точную причину рождения детей в 7 месяцев достаточно сложно, потому, что в большинстве своем она не единична, а комплексна. Тем не менее, специалисты-гинекологи и акушеры, которые практикуют на протяжении не одного десятка лет, определили некоторые основные предпосылки этого. Причинами рождения семимесячных детей могут быть как клинические и биологические, так и социально-экономические факторы. Основными причинами преждевременных родов со стороны матери являются:

  • ненадлежащие условия жизни женщины, ожидающей ребенка - несвоевременное ее обращение за медпомощью, неправильно сбалансированный рацион ее питания, отсутствие нормальных условий в быту;
  • вредная/тяжелая работа - беременная женщина обязана помнить, что согласно трудовому кодексу нашей страны, она имеет полное право обратиться к своему вышестоящему руководству и попросить перевести ее на облегченный труд;
  • опасные для здоровья беременной женщины и плода привычки - курение, злоупотребление спиртным, тем более, употребление ею наркотических средств;
  • слишком поздняя беременность или же слишком юный возраст будущей матери;
  • наличие у беременной в прошлом самопроизвольных либо медицинских абортов;
  • разные клинические факторы, заключающиеся в хронических заболеваниях будущей матери;
  • проблемы в эндокринной системе беременной женщины;
  • постоянные нервные потрясения.

Кроме вышеперечисленного, существуют также и факторы преждевременных родов со стороны плода – к ним относятся генетические либо же хромосомные патологии, а также иммунологический конфликт плода с организмом матери.

Фото

Какой нормальный вес у семимесячного ребенка

По мнению современных специалистов в вопросах акушерства и гинекологии, в норме вес семимесячного ребенка должен равняться 1,5 килограмма, а длина его тела должна составлять 41 см.

Вообще, все те дети, которые рождаются в промежутке 28-37 недель, весят не более 2,5 килограмм. Несмотря на нормы, семимесячный ребенок может иметь абсолютно разный вес в этих пределах – это зависит от многих факторов. Современные специалисты классифицируют четыре уровня недоношенности ребенка, который родился раньше срока. Нужно обязательно учитывать, что уход и развитие таких малышей должны происходить в соответствии с тем конкретным уровнем, к которому он относится по своему весу при рождении:

  • I уровень: 2000-2500 граммов;
  • II уровень: 2000-1500 граммов;
  • III уровень: 1500-1000 граммов;
  • IV уровень: меньше, чем 1000 граммов.

Питание семимесячного ребенка

Семимесячные дети имеют, естественно более низкую массу тела по сравнению с теми, которые родились в срок. Соответственно организм таких детей должен развиваться в более быстром темпе. Но с другой стороны – у семимесячных малышей пищеварительная система еще незрелая. Кроме того у них недостаточно развиты глотательный и сосательный рефлексы.

Кроме этого, препятствием к нормальному функционированию системы пищеварения выступает недостаточная выработка слюны - это является достаточно типичным для семимесячных малышей. Также емкость желудка недоношенного малыша меньше, чем у детей, которые рождены в срок - соответственно срыгивают они значительно чаще. Кроме того, грудное молоко еще и в связи с пониженной секрецией желудочного сока не переваривается ребенком в полном объеме.

В некоторых современных родильных домах практикуют прикорм семимесячных малышей искусственными смесями. Следует заранее обговорить данный вопрос с врачом-педиатром. Но определяясь с тем, как вскармливать семимесячного ребенка его матери нужно помнить, что наиболее полноценным и полезным питанием является ее грудное молоко!

Поэтому маме семимесячного ребенка следует стараться сохранить грудное вскармливание всеми возможными способами. Даже в том случае, когда малыш родился чрезвычайно слабым и не может кушать самостоятельно, а питается через зонд, то его все-равно возможно кормить сцеженным материнским молоком.

Когда можно забирать из роддома

Следует отметить тот факт, что при рождении в любом сроке абсолютно все малыши теряют в весе. Понятно, что это намного заметнее тогда, когда ребенок рождается преждевременно срока. Семимесячный ребенок в момент рождения может потерять около 15 % массы своего тела. Потеря в весе серьезно сказывается на терморегуляции его организма, поэтому такому ребенку необходимы особые условия по обогреванию. В этих целях сегодня в роддомах используется инкубаторный метод, который является достаточно эффективным, потому, что дает возможность создать абсолютно те физиологические условия, которые необходимы для жизни и нормального развития семимесячного ребенка.

Конечно, беременная женщина, которой грозят преждевременные роды имеет возможность за помощью обратиться в профильный роддом, который специализируется конкретно на проведении таких родов, то нужно это сделать. В медицинских учреждениях такого рода выхаживание семимесячных детей является самым обычным мероприятием, а медицинский персонал такого заведения обладает всеми необходимыми для этого практическими навыками. Если же такой возможности нет, то паниковать все равно не стоит, так как в любом современном родильном доме есть инкубатор для недоношенных деток, поэтому выживаемость семимесячных и восьмимесячных малышей на сегодня достаточно высока.

В инкубаторе существует максимально подходящая для малыша среда, что помогает ему при дыхании не тратить много энергии. Кроме того, грамотные специалисты, работающие в инкубаторах, помогут ребенку набрать вес, он будет под постоянным контролем и т.д.

Если же говорить о том, когда можно забирать семимесячного малыша из роддома домой, то в этом вопросе следует обязательно слушаться врача, который занимается недоношенным ребенком. Когда кроха, поторопившийся родиться, наберет необходимую для него массу тела, приобретет абсолютно все необходимые для нормальной жизни навыки (т.е. научиться полноценно дышать, плакать и сосать), то грамотный врач только после этого выпишет маму и малыша домой!

Реабилитация ребенка, который родился в семь месяцев, после выписки из роддома

Родителей семимесячных малышей волнует вопрос относительно реабилитации таких детей в домашних условиях, т.е. как ухаживать за ним после того, как ребенок оказался дома. Следует отметить, что никакой программы особой реабилитации в неосложненных случаях, как правило, не требуется – со временем природа и материнская забота сделают свое дело. Кроме того, при выписке из роддома настоящий квалифицированный специалист обязательно даст матери преждевременно родившегося малыша основные подробные рекомендации и советы, как правильно ухаживать за таким ребенком. Главные условия, которые необходимо соблюдать – в точности следовать этим рекомендациям, а также своевременно и регулярно наблюдать малыша в поликлинике. В таком случае ребенок, рожденный в семь месяцев, в дальнейшем стопроцентно вырастет абсолютно здоровым, полноценным и ничем не будет отличаться от тех детей, которые появились на свет точно в срок.

Ребёнок 1

Рада вас снова приветствовать на своем блоге, дорогие читатели! Психическое и физическое состояние недоношенного малыша заслуживает тщательного внимания. Развитие личности зависит от формирования нервной системы, двигательных и интеллектуальных способностей.

В этой статье мы обсудим такую важную тему, как недоношенные дети и последствия недоношенности.

Какие могут возникнуть проблемы у недоношенных?

Если ребеночек родился не своевременно, будет проходить по двум сценариям. В первую очередь, даже если ничего не случилось с нервными клетками, в большинстве случаев они оказываются очень слабыми, чтобы обеспечивать все органы и системы полноценной регуляцией.

Чтобы данный процесс наладился, необходимо время. Ребеночек не умеет сосать с первых дней своей жизни из-за того, что нервные импульсы не передаются к мускулатуре, которая отвечает за это действие.

До тех пор, пока у ребеночка не выработается данный рефлекс, он будет получать пищу через специальный зонд. После того, как детки научатся сосать, проблемы не исчезают, малыши еще плохо глотают пищу. Чтобы покормить его, нужно много времени, взрослые самостоятельно приспосабливаются кормить его посредством пипетки небольшими дозами, или с ложечки, однако у меня получалось вскармливать из маленькой бутылочки с соской.

Такого кроху приходится очень долго кормить жидкими блюдами. Это связано с тем, что жевательная мускулатура плохо сформирована. Некоторые малыши зачастую часто и , а колики длятся до пятимесячного возраста. Система пищеварения еще недостаточно развита, поэтому часто возникают проблемы со стулом.

Малыши, которые в течении длительного периода получали пищу через зонд, очень отстают в развитии: неверно выговаривают звуки, поздно начинают говорить. Многие детки, появившиеся на свет не в свой назначенный срок, должны заниматься с логопедом.

К специалисту можно обратиться еще до того, как ребенок начнет выговаривать слова. Для начала необходимо поработать над мускулатурой речевого аппарата.

Недоношенные детки заметно отстают от тех, кто родился в срок. Они могут не плакать несколько месяцев, практически все время спят, всегда засыпают во время кормления, утомляются от , игр, переодевания.

Малютки поздно начинают держать головку, они быстро устают от пребывания в вертикальном положении. Долгое время они не интересуются игрушками, не тянутся и не ползут к ним. Достигнув шести месяцев от роду, малыш начнет развиваться все лучше и лучше. В воспитании таких детей очень важно терпение и время.

В моем случае, дочь села поздновато, почти в 8 месяцев, хотя это даже неплохо, ведь некоторые доношенные дети тоже начинают садиться именно в таком возрасте. Ходить она начала в год и три месяца. Причем до самостоятельного хождения, она передвигалась на носочках, а её самостоятельное хождение было правильным.

Если ребенок сильно пострадал, тогда ему может грозить кислородная недостаточность головного мозга. В легкой степени это не приведет к тяжелым и необратимым последствиям. С первых дней жизни такие детки очень восприимчивы, их сон неспокойный. В будущем они будут хорошо развиваться, и ничем не будут отличаться от своих доношенных ровесников.

Если поражение мозга тяжелое, у ребеночка могут пострадать сосуды и в мозгу будет кровоизлияние. Как правило, состояние деток крайне тяжелое в первые месяцы их жизни. Им не обойтись без помощи медиков и длительного пребывания в стационаре.

Пускай вас не пугает этот факт, я долго лежала с ребенком в роддоме, потом в больнице, видела, как выхаживают даже глубоко недоношенных детей, шанс быть здоровым есть у каждого, главное вера.

В результате кровоизлияния в легкой стадии страдают стенки сосудов, у маленьких может быть повышено внутричерепное давление. Это происходит из-за чрезмерного накопления жидкости в желудках, которая давит на сопутствующие ткани.

При незначительных кровоизлияниях, состояние быстро восстанавливается, жидкость из желудочков отходит, и кровоизлияния удачно рассасываются. На развитии ребеночка это может никак не отразится. Понятно, что здесь требуется лечение у специалистов, которые занимаются непосредственно недоношенными детками.

В более тяжелых случаях, у недоношенных деток возникают судороги, двигательные расстройства, гидроцефалия. Они должны обязательно наблюдаться у квалифицированных специалистов.

Родители должны наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя обнаружить тревожные движения, замирания, судороги. В любом случае такие дети требуют квалифицированного наблюдения и обследования. Чтобы специалист распознал тревожные приступы, сделайте домашнее видео.

Еще раз стоит сказать, что не нужно оставлять недоношенность без внимания. Обязательно лечите малыша, придерживайтесь всех врачебных рекомендаций. Даже в тяжелых случаях родители спасают своих детей и дарят им возможность расти и развиваться полноценно.

Нарушения пищеварения

Основным критерием благополучного развития физического тела служит набор веса малыша. Физические параметры могут сильно отличаться у недоношенных деток от показателей их сверстников.

Примерно до шестимесячного возраста малыш будет плохо набирать вес. Если ребенок не поправляется и к тому же начинает терять вес, это очень плохой знак. Данное явление может быть вызвано , неправильным кормлением, либо более серьезными причинами. Обязательно посоветуйтесь с доктором, чтобы решить эту проблему.

Практически у всех недоношенных деток возникают колики в кишечнике. При этом эмоциональное состояние малыша будет очень неспокойным и тревожным. Ребенок кричит, его лицо краснеет, живот очень напряжен и вздут. Все это заканчивается обычно только после того, как приступ забирает все силы малыша.

Колики требуют обязательного медикаментозного лечения. Состояние обычно вызвано незрелостью нервно-мышечной системы, в результате чего возникает усиленное газообразование. Метеоризм может быть вызван неправильным вскармливанием.

При кормлении грудью маме необходимо избегать продуктов, вызывающих брожение в кишечнике. Почитайте мою статью о питании кормящих мам .

Очень часто недоношенные дети страдают поносами и запорами. Кишечник еще не достаточно приспособлен, чтобы полноценно переваривать пищу. Более того, медикаментозные препараты, которые назначаются недоношенным детям, могут приводить к нарушениям пищеварения.

Взрослые должны иметь достаточно терпения, чтобы дождаться, когда желудочно-кишечный тракт ребеночка созреет и придерживаться всех врачебных рекомендаций по правильному питанию и удерживанию малыша в вертикальном положении в течении пятнадцати минут после приема пищи.

Любящая мама может посредством мягкого массажа помогать крохе переносить неприятные симптомы. Ношение на руках, качание, кормление грудью по требованию – всё это в комплексе дает прекрасные результаты, дитё быстро набирает вес, растет здоровым и смышлёным.

Читайте очень важное о кормлении новорожденных:

Развитие костей и суставов у недоношенных

Слабость мускулатуры и связок часто сказывается и на опорно-двигательной системе. Так, у недоношенных деток наблюдаются неправильные положения конечностей, позвоночника и головы.

Многие дети держат голову в одной позе. Это может быть обусловлено врожденным укорочением мускулатуры шеи, повреждением позвоночника, либо шейной мускулатуры при родах. Верный диагноз может установить только доктор. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов на выздоровление.

Если плод находился в утробе в неправильном положении и малыш родился не в срок, это чревато развитием нарушений в тазобедренных суставах. Диагноз можно установить лишь после рождения малыша. Состояние требует обязательной терапии с отведением конечностей в тазобедренном суставе.

Все недоношенные малыши в обязательном порядке осматриваются докторами ортопедами. Первый осмотр проводится в месяц жизни, второй в три и последующий в год.

Еще, очень советую вам обратиться к остеопату. Этот специалист обладает удивительной способностью чувствовать и лечить руками. Если у ребеночка имеются какие-либо отклонения, то он сразу вам о них расскажет.

Остеопаты работают очень мягко, к ним привозят деток сразу после рождения. Чем раньше выявлено отклонение, тем быстрее оно устраняется.

Итак, я рассказала вам о самых распространенных проблемах, которые довольно часто встречаются среди недоношенных деток. Все они требуют серьезного подхода и лечения. Обращайтесь только к лучшим профессионалам, к специалистам, которые занимаются диагностикой и лечением недоношенных деток.

Дорогие гости и читатели блога, я искренне желаю счастья и здоровья вашим еще совсем маленьким деткам. В этот период их жизни оно полностью зависит от вас.

Читайте:

Подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться информацией в социальных сетях. Всех благ!

Девять месяцев беременности… В ожидании малыша будущая мама считает дни, но вот сюрприз – ребенок решил родиться раньше!

К счастью, для современной медицины рождение недоношенных детей не является такой проблемой, как раньше. Какие они, недоношенные дети, и в чем их особенности?

По критериям ВОЗ, малыш, родившийся после 22-х недель беременности и с массой тела выше 500г, является жизнеспособным, выхаживание недоношенных детей при этом возможно.

Какие дети считаются недоношенными?

Недоношенный ребенок — это малыш, который родился в гестационном периоде от 22 до 37 недель, имеющий массу тела меньше 2500г и длину менее 45 см.

Руководствуясь этими показателями, определяют разные степени выраженности недоношенности:

Новорожденные весом 900-500г — это недоношенные дети с экстремально низкой массой тела, чаще всего это глубоко недоношенные дети по сроку гестации. Для таких детей, скорее всего, возможны проблемы со здоровьем и последствия в будущем.

Даже если вес недоношенного ребенка более-менее нормальный, гестационный срок считают более достоверным и устойчивым показателем.

Почему кроха рождается раньше срока

Вопрос, почему рождаются недоношенные дети, и как их выхаживать – один из самых обсуждаемых в акушерской и неонатологической практике.

К основным этиологическим факторам недоношенности относятся:

  • возраст беременной младше 18 лет или первые роды у женщины старше 30-ти;
  • как ни странно, на это влияет и возраст отца – младше 18-ти или старше 50-ти лет (в Европейских странах);
  • перерыв между родами меньше 2-х лет;
  • воспалительные острые или обострение хронических заболеваний матери;
  • эмоциональные стрессы;
  • патологическое протекание беременности;
  • неполноценное питание или несбалансированный рацион будущей мамы;
  • вредные привычки как будущей матери, так и отца – курение, алкоголизм, наркомания);
  • профессиональные вредности — физически тяжелый труд, однообразное пребывание в вынужденном положении, стоячая работа, влияние токсических веществ;
  • неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни беременной;

Так же значительную роль играет отсутствие или неполноценность медицинской помощи до и во время беременности.

Внешние проявления недоношенности

Кроме того, что недоношенный отличается по весу и гестационному возрасту, существуют еще и внешние проявления.

Прибавка в весе и росте.

Итак, основные признаки недоношенного ребенка:

  • кожа малыша морщинистая, темно-красная;
  • почти полностью отсутствует подкожно-жировая клетчатка (ее отсутствие как раз и объясняет цвет кожи малыша);
  • ушные раковины мягкие, податливые;
  • много пушковых волос, которые покрывают лицо, конечности и спинку;
  • низкое расположение пупка;
  • недоразвитие половых органов- у девочек малые половые губы не прикрыты большими, у мальчиков – не опущены в мошонку яички;
  • незарощение черепных швов;
  • открыты большое, малое и боковые темечки.

Нормы недоношенного ребенка, естественно, отличаются, от тех, с которыми дети рождаются обычно, но со временем эта разница уменьшается, а затем полностью исчезает.

Особенности ранних детей

Физическое состояние недоношенных новорождённых.

У деток, появившихся на свет раньше срока, отстают в развитии все органы и системы. Поэтому лечение недоношенных детей учитывает все возрастные особенности.

Так как не завершено формирование легочной ткани, обязательно введение Сурфактанта – препарата, который препятствует спаданию легочных альвеол, и помогает им расправиться. Если доза Сурфактанта недостаточная, у ребеночка могут быть проявления дыхательной недостаточности.

Так как натуральный сурфактант начинает вырабатываться у ребенка массой не меньше 500г, соответственно, для каждой степени недоношенности имеется своя дозировка. Чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше дефицит сурфактанта, а значит, более высока вероятность легочной патологии.

Также, в практике часто встречаются следующие особенности:

  1. Непостоянна частота дыхания у недоношенных малышей. Когда кроха беспокоен, у него может быть тахипное (учащенное дыхание) – примерно 60-80 вздохов за минуту, в состоянии покоя малыш дышит реже. Это настолько нестабильно, что иногда могут происходить остановки.
  2. Детки, рожденные раньше срока, не умеют приспосабливаться к изменениям окружающей среды, поэтому температура у недоношенного ребенка нестабильна, они подвержены переохлаждениям или перегревам.
  3. От окружающей среды зависит и сердечная деятельность малыша – в слишком жарком помещении ребенок становится беспокойным, сердечные сокращения учащаются, тахикардия может возрастать до 200 уд./мин. Если малышу холодно – сердце тоже замедляется.
  4. Несовершенность нервной системы приводит к появлению различной неврологической симптоматики. Если малыш в дальнейшем развивается хорошо, неврологические симптомы постепенно исчезают. Развитие недоношенных деток отстает примерно на 1-2 месяца от доношенных сверстников.
  5. Набор веса у недоношенных детей тоже отличается. Физиологическая потеря массы тела восстанавливается медленнее, этот процесс может занимать 2-3 недели, так как у таких деток безусловные глотательный и сосательный рефлексы развиты слабо или даже могут отсутствовать. В дальнейшем детки тоже медленнее, чем их «срочные» ровесники, набирают вес.
  6. К тому же, из-за незрелости пищеварительной системы, довольно часто возникают ее нарушения, что проявляется диспепсиями, колитами, кишечным дисбиозом. Пища переваривается медленно, поэтому малышей мучают запоры и метеоризм.
  7. Сетчатка глаза у недоношенных детей тоже незрелая и заканчивает формирование только к 4-му месяцу жизни. Из-за ряда причин нормальное развитие сетчатки может быть нарушено, в таком случае возникает тяжелое заболевание – ретинопатия или ретролентальная фиброплазия недоношенных.
  8. Нарушения нормального кровоснабжения сетчатки способствуют образованию новых сосудов, которые не совсем полноценны и имеют очень тонкие стенки, имеющие тенденцию к разрыву. Из-за этого, в глазу часто возникают кровоизлияния, как небольшие, так и обширные. Кроме того, недостаточное питание сетчатки вызывает разрастание фиброзной ткани в ее толще и на поверхности, что приводит к отслоению и в тяжелых случаях ребенок может утратить зрение. Поэтому все детки, которые появились на свет в гестационном возрасте младше 30 недель, обязательно должны быть осмотрены врачом-офтальмологом.
  9. На теле недоношенных малышей иногда присутствуют гемангиомы – это темно-красные пятна, которые состоят из расширенных кровеносных капилляров. Гемангиомы не опасны, но их все равно должны контролировать педиатр и онколог. Подобные пятна становятся менее интенсивными к 12-ти месяцам жизни ребенка, потом постепенно исчезают. Обычно это случается к 4-5 годам.

Особенности недоношенных детей в том, что у них гораздо чаще возникают кровоизлияния в мозг и асфиксия, часто развивается анемия.

Болезни недоношенных детей имеют прямую зависимость от окружающей среды и ухода.

Эти детки наиболее подвержены , из-за несовершенства иммунной системы, поэтому требуют более тщательного ухода и пристального внимания.

Почему малыш желтеет

Особенно недоношенных стоит рассмотреть отдельно, так как большинство мам, видя, что кожа малыша пожелтела, начинают паниковать и сразу обвинять врачей, мол, недосмотрели.

На самом деле, желтуха может быть физиологической, т.е. встречается в норме у абсолютно здоровых детей, а может быть патологической, которая свидетельствует о наличии заболеваний.

Печень новорожденного не развита в полной мере, для нее характерна значительная васкуляризация, неполноценная дифференциация паренхиматозной ткани, слабое развитие соединительной. Гистологически зрелой (такой как у взрослых) печень становится только к 8 годам жизни малыша.

Так как печень еще «не научилась» выполнять все свои функции так как нужно, на 2-3й день жизни младенец начинает желтеть. Это физиологическая желтуха – повышение в организме количества билирубина, которая в норме проходит через несколько дней.

Если кожа ребенка начала желтеть в первый день и продолжается это состояние больше 10 дней, желтуха расценивается как патологическая, а значит, является симптомом какого-то заболевания и требует тщательной диагностики.

Физиологическая желтуха наблюдается у более 80% недоношенных детей и примерно у 60% доношенных. Визуально она проявляется, когда значение билирубина в крови недоношенного ребенка составляет 85-100мкмоль/л.

Почему у недоношенных детей желтуха встречается чаще? Все очень просто – органы такого ребенка сильно недоразвиты и им требуется больше времени на адаптацию и коррекцию работы.

Главное — сохранить крохе жизнь

Выхаживание недоношенных детей тяжелый, долгий и эмоционально напряженный процесс. С чем меньшим весом родился ребенок, тем сложнее и опаснее ситуация. Этапы выхаживания малышей зависят от гестационного возраста, веса и индивидуальных адаптационных особенностей крошечного новорожденного организма.

Сразу после рождения малыша помещают в закрытый кувез («инкубатор»), в котором поддерживается оптимальная температура, препятствующая переохлаждению или перегреву малютки. Затем очищают дыхательные пути и восстанавливают дыхание.

Если того требует ситуация, то проводят реанимационные мероприятия – искусственную вентиляцию легких и возбуждение сердечной деятельности.

После этого ребенка переводят в палату интенсивной терапии, где он находится в кувезе с постоянным, круглосуточным мониторингом. Здесь малыш находится до тех пор, пока его организм нуждается в восстановлении и коррекции жизненно важных функций.

Когда жизненные показатели крохи нормализуются, ребенок начинает набирать вес, его могут перевести в обычное отделение для новорожденных. Нетерпеливые бабушки, дедушки и прочие родственники ждут знакомства с новым членом семьи, постоянно интересуются, когда же, наконец, можно забрать маму с малышом домой. Это зависит от того как ребенок реагирует на окружение, кушает и поправляется.

С каким весом выписывают недоношенных детей? Выписать недоношенного новорожденного можно тогда, когда он наберет 2500г веса. Однако, если ребенок чувствует себя хорошо, патологических отклонений у него нет, то могут выписать и с весом в 2000 г.

Так довольно часто происходит, если беременность была многоплодной и у мамы в срок родилась двойня или тройня, просто детки при рождении имели меньшие размеры, чем их сверстники от одноплодной беременности.

Если новорожденный недоношенный ребенок плохо набирает вес, он может провести в стенах лечебного заведения несколько недель и даже больше. Детки с IV степенью недоношенности через 3-4 недели могут только восстановить физиологическую потерю веса, и лишь потом начать прибавлять.

Большинство малышей, родившихся раньше срока, развиваются абсолютно нормально, просто им нужно больше времени.

Когда, наконец, ребенок окажется дома, все же стоит повременить с частыми визитами родственников и дать ему возможность спокойно адаптироваться в новой обстановке.

Уход за недоношенным дома

Так как нервная система таких деток является незрелой, естественно, что они опаздывают от своих сверстников в моторном развитии примерно на 6-8 недель. От этого зависит то, когда недоношенные дети начинают держать голову, гулить, агукать, переворачиваться, интересоваться игрушками, ползать, ходить. Не нужно подталкивать и торопить ребенка, все навыки придут в свое время.

При патронаже врач или медсестра обязательно контролируют, как быстро недоношенные дети набирают вес.

Как правило, прибавка в весе недоношенного ребенка начинается с двух месяцев, в три он учится удерживать голову и его вес увеличивается почти в полтора раза.

В это время все еще очень важно поддерживать оптимальный для ребеночка температурный режим помещения (температура воздуха +24).

На четвертом месяце жизни малыш уже хорошо держит голову, фиксирует взгляд и начинает издавать звуки. Как раз в это время будет полезно начать курс легкого массажа, воздушные ванны.

В пять месяцев младенец учится улыбаться, обращать внимание на игрушки, пытаться схватить их ручками.

После полугода незрелость ребенка выражена меньше, а к 2-м годам их уже не отличить от доношенных.

Довольно часто недоношенные детки «путают» моторные навыки – начинают поздно ползать, сначала встает, а потом учатся садиться, долго ходят на цыпочках.

Укрепляющие процедуры

Водные процедуры прекрасно укрепляют все системы организма недоношенного ребенка, поэтому ежедневное купание этих детей, не только желательно, но и необходимо. В зависимости от ситуации первые купания может проводить врач-неонатолог, процедуры обязательно проводятся под рефлектором. Затем учатся купать малыша родители.

Температура воды для купания должна быть не ниже 37, но и сильно высокой ее делать тоже нельзя.

С первых недель жизни ребенку начинают проводить профилактику рахита: УФ-облучение, витамин Д, затем массаж и постепенное закаливание.


С двухмесячного возраста недоношенным деткам разрешают зимние прогулки, если температура воздуха за окном не ниже -8. Летом можно начинать гулять раньше. Сначала прогулки длятся по 15 минут, затем их длительность постепенно увеличивается до 1-2 часов зимой и 2-3 часов летом.

Участковый врач-педиатр обязательно устанавливает за недоношенными детьми диспансерное наблюдение до 7 лет с периодическими консультациями невропатолога, а также других узких специалистов.

Режим питания недоношенных

У недоношенных детей свои особенности вскармливания. Поначалу они не умеют сосать грудь и глотать молоко, затем, когда учатся это делать – сильно устают, даже на втором-третьем месяце жизни. А так как кормление в этот период должно быть частым, то их обязательно докармливать сцеженным грудным молоком.

Конечно, материнское молоко – наиболее оптимальный продукт для новорожденного. Но в случае агалактии матери или наличии каких-либо противопоказаний к грудному вскармливанию, начинают кормление недоношенного ребенка смесью, которая адаптировання под незрелый организм, например, «Препилти», «Пренутрилон», «Алпрем», «Ненатал», «Пре-НАН» и другие.

Правила первых кормлений зависят от гестационного возраста малютки:

*малыш получает грудное молоко только в том случае, если после приема 5% раствора глюкозы не было срыгиваний.

Если вскармливание искусственное, то, сколько смеси должен съедать недоношенный ребенок, обязательно определяет врач-неонатолог или педиатр. В среднем, малыш должен получить 150 мл смеси на 1 кг веса в сутки. Полученный результат нужно разделить на 8 кормлений (одно кормление раз в три часа), тогда станет известна одноразовая доза.

Малыш, который при рождении весил меньше 2500г, в первые сутки должен съесть 60 мл молока или смеси. Потом общий объем порции ежедневно увеличивают на 20мл, пока не достигнут суточной нормы в 200 мл. Это средние нормы расчета питания. Так как каждый ребенок индивидуален, обязательно требуется консультация неонатолога.

Когда вес ребеночка достигнет 3,5 кг, можно постепенно переходить не шестиразовый режим кормлений.

Когда вводить прикорм недоношенному ребенку? С каких продуктов лучше начинать?

Сроки начала введения недоношенному малышу прикорма рассчитать очень просто – добавьте к фактическому возрасту тот срок, на который он раньше родился.

Например, если ребенок появился на свет раньше срока на 2 месяца – прикорм вводим не в 6, а в 8 месяцев и так далее.

В принципе, прикорм недоношенных детей не отличается от прикорма доношенных. Сначала в рацион малыша постепенно вводят каши из круп, богатых железом, цинком и витаминами. Это рис, гречка, кукуруза. В кашку можно добавлять подсолнечное или оливковое масло.

После введения каш понемногу добавляют овощное пюре. Экзотическими овощами и фруктами злоупотреблять не стоит. Лучше использовать типичные для вашего региона сезонные плоды. Прекрасно подойдут кабачок, брокколи, цветная капуста, морковь.

Через два месяца после начала прикорма малышу можно предложить кефир и постепенно вводить желток и мясные продукты.

Что касается питья, то ребенок, находящийся на грудном вскармливании в дополнительном питье не нуждается. Потребность в питье возникает не раньше 10 месяцев, когда малыш уже получает достаточное количество прикорма.

Однако, все же будет лучше, если родители обсудят питьевой режим ребенка с врачом. Если недоношенный малыш к тому же искусственник, водичку давать обязательно, но использовать можно только кипяченую.

Отдельно о прививках

В последнее время отмечается тенденция отказа родителей от проведения вакцинации даже доношенным детям. Что уж говорить о реакциях на слово «прививка» родителей детей, родившихся раньше! Но все, же, прививки недоношенным детям нужны, чтобы защитить без того ослабленный организм от внешних инфекций.

Даже детки с очень маленьким весом способны хорошо перенести прививку, образуя достаточное количество антител, способных защитить детский организм.

Проведение вакцинации БЦЖ, положенное у доношенных деток на 3-й день жизни, возможно после набора недоношенным ребенком массы тела больше 2 кг. А комплексную прививку АКДС+ОПВ+ХИБ в 2-3 месяца лучше провести недоношенным деткам в условиях стационара.

Реабилитация недоношенных детей – это не только врачебный контроль и постоянный медицинский уход, это целый комплекс мероприятий, в котором активную роль должны принимать родители.

Создание для малыша оптимальных условий, комфортной внешней среды, психоэмоциональная связь с мамой и папой с первых минут после рождения, являются залогом успеха выхаживания и развития крохи, решившей появиться на свет раньше времени.

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Эрик Ярлнес и Хелле Стенеруп

В последнее время проблемам недоношенных детей и их разрешению уделяется много внимания. Недоношенные дети рождались всегда, но у нас не было достаточных знаний для оказания им соответствующей помощи.

А сейчас эти дети стали взрослыми. Страдают ли они от проблем, которые могут быть связаны с их преждевременным рождением?

Прежде чем мы воспроизведем интервью с взрослой женщиной, которая родилась недоношенной, ознакомимся с некоторыми фактами:

Что вообще означает «РСР ребенок»?

Можно говорить о количестве недель беременности и/или о весе детей при рождении.

О каком количестве преждевременных родов идет речь?

Согласно последним данным, в год рождается около 60 000 детей (включая около 1300 двоен и 15 троен). Примерно 4500 детей рождаются недоношенными (до 37 недели) – из них около 4000 на 33-36 неделе и около 250 – на 23-27 неделе (из них около пятидесяти – на 24-25 неделе).

Обычно рождение происходит после 40-й недели, и считается, что все, кто родился раньше этого срока, родились «слишком рано». Но, конечно, существуют разные степени недоношенности. Поэтому сейчас установлена норма: если ребенок рождается после 36-ти недель, он не считается недоношенным независимо от того, какие у него проблемы. Проблемы быть могут, но благодаря существованию такой нормы, никто не может утверждать, что они вызваны преждевременным рождением.

Не существует единого мнения о нормах. Так, некоторые считают, что доношенный ребенок – это тот, кто родился на сроке после 32 недель. Это едва ли так, ведь почти все (в процентном соотношении) дети, родившиеся на 24-25 неделе, имеют последствия, но наибольшее число (не процент) детей, у которых они проявляются, родились на 33-36 неделе.

Какая поддержка необходима РСР детям

Не все недоношенные дети сталкиваются с трудностями. Многие вырастают, не имея проблем. Очень важно повторять это снова и снова. Ведь мы знаем, что на многие из наших семей навешивают ярлыки, полагая, что, если ребенок родился раньше срока, у него обязательно будут трудности с обучением, нарушения двигательных навыков и проблемы с развитием в целом. В большинстве случаев это не так. Несмотря ни на что, наши дети отлично справляются.

Врачам удалось снизить уровень традиционных заболеваний среди новорожденных. Тем не менее мы обнаружили, что у многих РСР детей возникают физические и эмоциональные проблемы, особенно когда они подвергаются давлению и стрессу. Изменения в обществе, ускорение темпа жизни, отсутствие помощи приводят к тому, что слабость этих чувствительных детей становится заметной.

В данный момент нам не хватает слаженных усилий. Врачи в детских поликлиниках сосредоточены на физическом развитии детей и ждут, что их обучением и психологическим развитием будут заниматься коммуны или муниципальные власти. В Дании сотрудничество между этими учреждениями не налажено.

Каковы причины преждевременных родов? (www.præmatur.dk)

    В трети всех случаев причина неизвестна

    Примерно одна треть преждевременных родов происходит в результате позднего токсикоза беременности (преэклампсии), симптомы которой включают: головные боли, повышенное кровяное давление, отеки и белок в моче.

    Неоднократное рождение двоен и троен.

    Конизация шейки матки (при лечении рака шейки матки).

    Ситуации повышенного стресса.

    Проблемы функционирования плаценты.

    Отхождение вод. В этом случае врачи попытаются приостановить роды (при помощи препарата «Вентолин»), чтобы дать время для развития легких ребенка (используя «Целестон»).

    Если проведенное сканирование показывает, что ребенок не растет в течение какого-то периода, врачи могут решить, что ему лучше родиться (прибегая к кесареву сечению, чтобы избежать стресса для ребенка).

    Мать моложе 20 лет или старше 35.

    Инфекция мочеполовых путей или другие инфекции.

Какие проблемы типичны для этих детей (www.rafaelcenteret.dk)

Некоторые дети слишком рано сталкиваются с неприятным, травмирующим опытом и отделением от матери. У них недоразвившиеся органы, незрелые мозг и нервная система.

Другие дети испытывают стресс, беспокойство, болеют или попадают в неподходящие условия во время пренатального периода, при рождении или позже.

Когда такие дети вырастают, они могут стать робкими и неуверенными, им не хватает самоуважения и чувства собственной значимости, они могут быть очень ранимыми. Кроме того, у многих из этих детей возникают трудности с питанием, сном, речевым и моторным развитием. Они часто гиперактивны, испытывают проблемы с концентрацией и сенсорной интеграцией, сталкиваются со сложностями в обучении. Во многих случаях все это ведет к проблемам в социальной жизни ребенка.

Кроме того, существует небольшая часть РСР детей, у которых диагностируют такие заболевания, как церебральный паралич (спастического типа), ретинопатию недоношенных (нарушение зрения), нарушения слуха, эпилепсию и т.п.

Все это звучит довольно печально, но представители центра приходят к следующему заключению:

«Мы можем помочь таким неблагополучным детям и подросткам улучшить физическое, психологическое и эмоциональное состояние. Так что надежда ЕСТЬ».

(Датчанка Йонна Епсен собрала существующие сведения на данную тему и изложила их в книге: BornTooEarly: HiddenHandicapsofPrematureChildren, JonnaJepsen (Йонна Епсен «Рожденные слишком рано: скрытые проблемы недоношенных детей», 2006. 240 страниц. У нее есть и личный опыт: ее двойняшки родились на 27 неделе)

Вернемся к взрослым РСР. Беседа с женщиной, которая родилась на 32-й неделе

Моя мама заболела (как я узнала позже, у нее была преэклампсия), ее положили в больницу, и я родилась. Не знаю, то ли это я сама хотела избавиться от дискомфорта и поэтому поспешила, то ли это было решение врачей, то ли все вместе. Как бы то ни было, я родилась, я выжила, но мне предстояло провести три недели в разлуке с мамой, и с тех пор меня не покидает чувство одиночества. А мне уже 52 года.

Около восьми лет назад я связалась с обществом “Præmatur” – это общество, которое занимается проблемами детей, родившихся раньше положенного срока. Я хотела найти других взрослых людей, которые родились недоношенными, но в то время общество занималось только проблемами недоношенных детей. Информации о тех, кто уже вырос, было мало.

Как вам живется, взрослые, которые родились раньше срока? Испытываете ли вы такое же чувство одиночества?

Несмотря на то, что мне хочется связаться с остальными, я не хочу чересчур этим увлекаться, не хочу идентифицировать себя только с РСР. Но мне кажется, что моя жизнь пошла немного наперекосяк из-за моей уязвимости, ужасных болей в теле и чувства, что меня бросили. Поэтому мне было очень любопытно узнать, как обстоят дела у остальных, испытывают ли они такие же проблемы, как им удается с этим справляться и что именно они делают для улучшения своей жизни.

В детстве меня называли «тихоней». Сейчас говорят, что у таких детей «повышенная чувствительность». Моим родителям тогда сказали, что я совсем не буду отставать от одноклассников, когда пойду в школу. В школе никто не знал, что я родилась недоношенной, поэтому никто не заострял на этом внимания.

Школа казалась мне очень недружелюбным и страшным местом, у меня были проблемы с обучением. Я пугалась, когда учительница ругала нас или просто разговаривала чуть строже обычного. Я чувствовала себя другой, неправильной, совсем не такой смелой, как мои одноклассники.

Я всегда считала, что должна полностью соответствовать всем требованиям и ожиданиям, иначе я буду недостаточно хорошей, и меня отвергнут. Это было очень серьезным стрессовым фактором.

Я никогда не принимала участия в происходящем

Когда я родилась, меня на три недели отделили от мамы, мы были в разных больницах, и эта разлука до сих пор ощущается как одиночество, отсутствие тепла, брошенность. Странная и интересная вещь – я до сих пор ощущаю это на психологическом уровне, хотя с физической точки зрения это не считается проблемой. Но для меня это ПРОБЛЕМА. Я НИКОГДА НЕ УЧАСТВОВАЛА В ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО В МОЕЙ ЖИЗНИ. В детстве мои родители часто ругались, в результате я ушла в себя, закрылась в себе, как устрица в ракушке, и чувство одиночества только усилилось.

Я также поняла, что мое окружение (родители, школа, коллеги) только усугубляло мои проблемы. Они не облегчали мою жизнь и не помогали справиться с трудностями. Я думаю, учителя в школе должны кое-что об этом знать. Учитель должен понимать ребенка, а не просто отчитывать его, потому что ребенку не ясно, за что его ругают. Это понимание должно перерастать в поддержку, чтобы научить ребенка тому, чего ему не хватает.

У меня были определенные проблемы с обучаемостью, и, думаю, у других РСР людей тоже. Например, мне сложно ориентироваться в пространстве, находить дорогу.

Романтические отношения с партнером были для меня болезненными, так как я чувствовала себя покинутой всякий раз, когда ему нужно было куда-то идти, даже если речь шла о бадминтоне или о встрече с друзьями. Поэтому я была очень навязчивой и требовала много внимания, о чем сама часто сожалела.

Я подолгу жила одна, и это в каком-то смысле лучше, потому что меня не уязвляет настроение другого человека, и я не чувствую себя все время покинутой. При этом я могу переживать сильное чувство одиночества. Я сейчас над этим работаю.

Я стараюсь мыслить позитивно и думать, что я принадлежу к кругу людей, у которых также нет партнера, вместо того, чтобы чувствовать себя изгоем среди пар.

За несколько лет я сделала многое, чтобы изменить себя. Два года я изучала НЛП и окончила двухлетние терапевтические курсы, основной темой которых было «Исцеление внутреннего ребенка». Я также проходила самые разные виды терапии.

Это дало мне много инструментов и очень помогло, но у меня все еще остались некоторые проблемы. У меня диагностировали фибромиалгию, поэтому я решила начать работать по гибкому графику. У меня до сих пор есть чувство неполноценности, мне сложно постоять за себя и сказать: «вот она я».

Но я стараюсь. Я здесь. Есть тут кто-то еще?

Бодинамическая терапия

Когда мне предложили посетить несколько сеансов бодинамической психотерапии, я быстро согласилась.

Некоторые занятия были посвящены пренатальному периоду, и на них я познакомилась с понятием «иметь ПРАВО». Когда я впервые услышала, что у меня есть ПРАВО жить, существовать, контактировать с людьми, а не быть одной, моя картина мира изменилась. Иметь ПРАВО на что-то – это, наверное, самое ценное, что я вынесла из этих занятий. Право на контакт, право получить ответ, когда я что-то говорю, право говорить, что хочу, право сказать «стоп», когда мне что-то не нравится и становится для меня чрезмерным, и так далее.

Терапия также дала мне инструменты, которые помогают справиться с низкой самооценкой, постоять за себя, выглядеть и чувствовать себя более значимой.

Вот некоторые из них:

    Само утверждение «ты имеешь ПРАВО на…». Слышать такое было почти утопией. Я не могла поверить, что это правда, но я усердно работала, чтобы принять это утверждение.

    Когда по непонятной для меня причине я слышу в свой адрес критику или неясные фразы типа «ты - такая-то…», я научилась спрашивать: «Что ты имеешь в виду?». И вместо того, чтобы рефлекторно «закрываться», я получаю детальное объяснение этих фраз. И это очень хорошо, потому что внезапно я обнаружила, что фразы такого типа не всегда связаны с критикой, и мне удается оставаться в контакте.

    Я поняла, почему мне часто не хочется разговаривать с другими. Это происходит потому, что люди говорят о ком-то или о чем-то, а не о себе самих. Они не «делятся» собой, то есть не говорят о том, как на них повлияло то, что они обсуждают. Поэтому это неинтересно. Мне раньше казалось, что это я такая «строгая», но теперь я знаю, почему я так себя чувствовала. Теперь я могу спросить: «Как на тебя это повлияло?» Или первой начать говорить о своих ощущениях. Или могу «закрыться» (что чаще всего и делаю), но уже не чувствую себя неправильной. И это ЗДОРОВО.

    Я гораздо лучше научилась высказывать вслух то, что думаю, но у меня еще не получается действовать согласно сказанному (я не могу справиться с выполнением последнего шага модели общения, которой я обучилась). Но мне все равно приятно, когда мне это удается, я чувствую, что ко мне больше прислушиваются и что меня уважают.

    Я научилась довольствоваться малым вместо того, чтобы не получать ничего. Лучше всего – научиться самой быть сильной, чтобы не приходилось угождать другим в надежде что-то от них получить. Я все еще работаю над этим, и я знаю, что это длительный процесс, так что мне всегда нужно обращать на это внимание.

    Мне сложно понять, что нравится мне самой, чего я хочу, поэтому я была рада научиться упражнению «Лифт», которое помогает понять, что мне нравится, по реакции тела. Иногда у меня получается хорошо выполнить упражнение и я интуитивно понимаю, чего я хочу. Но я заметила, что мне сложно выполнить задание, если в нем участвует другой человек, потому что другие люди важнее меня (ПОТОМУ ЧТО Я ПОЗВОЛЯЮ ДРУГИМ ЛЮДЯМ БЫТЬ ВАЖНЕЕ МЕНЯ).

По-прежнему сложно:

    Я до сих пор не могу «выделяться», «быть в центре внимания». Мне сложно заявить о себе, несмотря на то, что в моем распоряжении есть много ресурсов и инструментов.

    Сепарация и разлука были и остаются большой проблемой, хотя сейчас я не лишена телесного контакта. Я ребенок из кувеза.

    Мне всегда казалось, что я "недостаточно хороша". Я помню, что в детстве так меня (вербально и невербально) оценивал отец.

    Я лучше научилась отличать факты от чувств и предсказывать последствия, но мне все еще сложно действовать в соответствии с этим пониманием.

    На одном из терапевтических сеансов я «разговаривала с отцом» (раньше я также прорабатывала последствия его влияния на меня, потому что оно было очень негативным). Во время того сеанса я отпустила негативные чувства, которые я к нему испытывала, и теперь я могу спокойно находиться рядом с ним. Я также могу увидеть ресурсы, которые он дал мне и думать о нем с любовью.

Гипермобильные суставы

Те, кто родился раньше срока, часто страдают от гипермобильности суставов, которая может легко стать причиной воспаления и, возможно, фибромиалгии. Сейчас мои суставы становятся менее подвижными, и мне сложно избавиться от болей. У меня всю жизнь были боли в теле. Сначала в спине и шее, теперь в ступнях, копчике, бедрах, плечах, локтях и пальцах.

Последствия гипермобильности суставов стали хроническими, я не могу от них избавиться, хотя я занимаюсь бегом и другими физическими упражнениями. Если бы я этого не делала, дело обстояло бы еще хуже.

В детстве я могла становиться в мостик, прогибаясь в спине, или садиться на шпагат, и мне казалось, быть «гибкой» - это так здорово. Сейчас я бы сказала: «Надо избегать чрезмерного растяжения, чтобы не навредить суставам». Но ведь без этого я бы не чувствовала своего тела!

Я также посещала вечерние занятия для сверхчувствительных людей. Там я научилась более медленным движениям, например, делать медленную растяжку внутренней части бедра (сидя на полу и подтягивая к себе ступни, соединяя подошвы стоп и разводя колени в разные стороны). Выполнять это упражнение медленно было физически и психологически сложно, но оно помогло, хотя я предпочла бы заняться Зумбой, несмотря на то, что после нее болит все тело. При выполнении быстрых и интенсивных упражнений мне было сложно встречаться со своей психологической болью.

Думаю, из-за того, что родилась слишком рано я склонна к тому, чтобы сдаваться и «закрываться в себе» в сложных ситуациях. Это случается, например, в отношениях с друзьями/врагами. Когда возникают какие-то сложности, я чувствую, что мы не можем дальше быть вместе, и в то же время не могу уйти, потому что боюсь оказаться покинутой. Поэтому я просто закрываюсь в себе, и, конечно, остальных это раздражает, поэтому проблемы только усугубляются.

Проекты для РСР людей

Думаю, таким людям, как я, хорошо было бы собираться в группы поддержки, где мы могли бы обмениваться опытом, обучаться навыкам социального взаимодействия, узнавать что-то полезное об общении с людьми и об отношениях – заниматься тем, о чем сложно узнать как-то иначе.

Например, что мы «имеем ПРАВО» просто «БЫТЬ», ПРАВО получать необходимое, ПРАВО чувствовать себя полноценными.

Еще мне кажется хорошей идеей собираться в терапевтические группы, потому что у многих из нас похожие проблемы.

Я знаю только одну книгу, где собрана информация о РСР. Она называется «Даже став взрослым, человек остается преждевременно рожденным» ("Er man stadig for tidligt født selv om man er voksen", Kasper Zeij). Автор, Каспер Зай, взял интервью у шести человек, которые родились раньше срока. Книга была издана на датском языке в 2011 году, стоит 198 крон или примерно 25 долларов. Попробуйте поискать ее в библиотеке или обратитесь в общество «Præmatur».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди