26.09.2019

Наказывать ли детей. Стоит ли наказывать ребенка? Можно ли наказывать ребенка ремнем


Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: стоит ли наказывать ребенка? В данной статье мы разберем все тонкости этого вопроса, чтобы поступить правильно в такой ситуации.

Наказание детей - это один из элементов воспитания, поэтому оно должно присутствовать в том или ином объеме в жизни ребенка обязательно. Суть наказания заключается в разъяснении ребенку какого-либо понятия, передаче важной информации, попытке разграничить сферы интересов. В отличие от объяснения, наказание всегда выражается в дисциплинарной форме - именно за счет строгости достигается нужный эффект.

Основа воздействия

Наказание не должно быть физическим - ребенок, которого бьют, замыкается в себе, теряет потенциал для дальнейшего развития. Ломая психику малыша с ранних лет, родители лишают своего ребенка возможности полноценно развиваться, строить отношения со сверстниками, взрослыми людьми, родственниками. Приобретенный в детстве страх может перерасти в комплекс, который помешает человеку реализовать свои амбиции в личной и профессиональной сфере.

Метод наказания подбирается в каждой семье индивидуально, исходя из особенностей характера ребенка, его пристрастий, кодекса отношений, принятых между поколениями.

Объясняйте детям

Постарайтесь понять логику рассуждений малыша - ребенок в возрасте до двух лет еще не в состоянии соотнести действие и последствия. Он не понимает, чем может закончиться игра со спичками, почему кошке может быть больно, когда ее тянут за хвост и т.д. Наказывать ребенка за то, что он не понимает, бессмысленно - объясняйте, чем могут закончиться шутки с опасными предметами, но не надейтесь на то, что ваши слова будут услышаны и поняты. Исследовательский интерес превалирует, и малыш будет стараться по-прежнему приблизиться к запретному предмету или совершить запрещенное действие. В этом возрасте нужно ограждать ребенка, лишать его возможности совершить эти действия, останавливать в нужный момент.

С подросшими детьми нужно научиться договариваться - так вы избежите многих проблем, решение которых видится многим лишь в наказаниях за проступки. Разговаривайте с ребенком на равных, аргументируйте свои действия, приводите примеры.

Рамки наказаний

Вопрос о том, за что нужно наказывать, а за что нельзя, является одним из самых сложных. Родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, рискуют вырастить безвольного и неуверенного в себе человека. В семьях, где детям позволяется все, чаще всего вырастают избалованные, капризные и абсолютно несамостоятельные люди. Придерживаться «золотой середины» непросто - определите для себя рамки дозволенного. Ребенка следует наказывать за то, что он совершает преднамеренно, заранее зная, что за этим последует осуждение его поступков и действий - чаще всего, это то, что он уже один раз сделал и за что получил наказание. Нельзя ругать ребенка в том случае, если он осознает тяжесть поступка, искренне раскаивается и предпринимает попытки для исправления ситуации. Когда дети проявляют любознательность и ломают технику, бытовые приборы случайно, то следует рассматривать это как изучение мира - ведь вы заранее не предупреждали малыша о том, что он может что-то испортить. Нельзя наказывать ребенка за то, что является проявлением болезни или отклонений неврологического характера - за мокрую постель, заикание, обгрызенные ногти и т.д.

Принять в собственном ребенке личность бывает нелегко - родители хотят быть авторитетом для малыша, но часто путают это понятие с диктатом. Малыш не должен беспрекословно подчиняться взрослым только потому, что они знают, что лучше для него.

Будьте справедливы в наказании

Никогда не наказывайте детей, основываясь на чьих-то словах - если вы не были свидетелем конфликта, то попробуйте получить доказательства причастности ребенка к инциденту, его вины. Единственный прецедент незаслуженного наказания и последовавшая за ним обида и потеря веры в справедливость может навсегда изменить восприятие действительности у ребенка. Верьте своему ребенку, учитесь доверять и общаться с ним. Старайтесь разбирать конфликты, в которых участвует несколько детей, и никогда не наказывайте «за компанию», «для профилактики».

Строго придерживайтесь правил поведения в семье - если вы сами не будете их соблюдать, то не следует требовать этого от ребенка. Чтобы малыш знал, за какое из действий последует наказание, разъясняйте ему основные правила, четко деля их на то, чего категорически делать нельзя, и на дозволенные действия при определенных условиях.

Наказывайте правильно

Оскорбление, ругательные слова, навешивание ярлыков недопустимо - подобными методами можно вызвать у ребенка ответную агрессию, озлобленность или полное равнодушие к происходящему. Из продуктивных методов наказания можно выделить игнорирование - лишение на время родительского внимания, живого общения. Обязательно предупреждайте ребенка, объясняя, почему вы не хотите с ним разговаривать и всегда сдерживайте свое обещание - будьте последовательны, и тогда игнорирование будет эффективным.

Очень хорошие результаты дают беседы - разъясняйте ребенку суть проблемы, выясняйте причины его поступков и поведения. Подобные беседы должны носить доверительный характер - не ругайте, не обвиняйте, не критикуйте.

Всегда обрисовывайте перспективы и результативность нежелательных действий. Если малыш не хочет одеваться, то время прогулки придется сократить. За нежелание убирать игрушки он лишится сказки перед сном, так как было упущено время, которое должно было быть потрачено на чтение книги. Наказывая сам себя, ребенок приучается нести ответственность за свои действия.

Одним из распространенных методов наказания детей является удержание их в одном месте, без движения - на стуле, в углу и т.д. Это символичное наказание и предполагается, что в период бездействия ребенок должен осознать свои деяния. Метод срабатывает не всегда и не со всеми детьми - гиперактивные дети не могут долго усидеть на месте. Таких детей следует наказывать, лишая их любимых развлечений - просмотра мультфильмов, игры на компьютере и т.д.

Наказывая ребенка, всегда обозначайте свое недовольство его поступком, а не личностью - он должен быть уверен в том, что его по-прежнему любят.

Каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший. Но это чадо, так нами горячо любимое порой доставляет проблемы своим поведением, поступками. Воспитать ребенка только добротой и лаской невозможно. Его можно избаловать, сделать капризным, эгоистичным.
Поэтому рано или поздно любые родители сталкиваются с необходимостью наказания своего ребенка.
Как сделать это правильно? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Прежде чем наказать сына или дочь, надо выяснить, в чем причина такого их поведения. Иногда ребенок своим баловством, шумом, а то и просто беготней по квартире старается привлечь ваше внимание, которого ему не хватает. Как быть в этой ситуации? Если вы начнете его ругать, кричать, то ситуация не улучшится, постарайтесь просто на эти шалости не обращать внимания. Ребенок поймет, что зрителей нет и «концерт» закончится.
Помните, что ребенок - это ваше зеркало. Ведь с первых дней его воспитывали вы, в нем ваши гены, да и просто дети нас копируют. Проанализируйте ситуацию, постарайтесь найти причину поведения или поступков ребенка, которые вам не нравятся. Допустим, у вас ребенок-спорщик (может прабабушка такая была), попробуйте в споре именно за ребенком оставить последнее слово, конфликтов в семье сразу уменьшится. Конечно, это сложно, но возможно. Воспитание ребенка порой начинается с воспитания нас самих.
Обычно в семье применяет наказание кто-то один из родителей. Обычно папа строгий, а у мамы чадо старается найти утешение и поддержку. Это вроде бы и не плохо, формируется гибкость характера, ребенок учится находить выход из щекотливых положений, но если папа запретил, а мама разрешила, ребенок постепенно потеряет уважение к отцу. Родители должны быть солидарны в вопросах наказания. Тем более нельзя разрешить сегодня то, что вчера вы делать запретили.
Наказание должно быть своевременным, а не спустя 2-3 часа, а тем более сутки. Если наказание «опоздало» ребенок просто может не понять, за что к нему проявлена такая немилость.
Наказывая, критикуйте и оценивайте поступок, а не ребенка как личность. Ваши сын или дочь должны быть уверены, что плох только поступок, а родители по-прежнему его любят. Следите за своей речью. Не навешивайте ярлыков своему сыну или дочери. Если вы ему будете с детства внушать, что он «болван», то он им и вырастет. Такие ярлыки снижают самооценку, ребенок вырастет неуверенным в себе, замкнутым, а причина этих комплексов, оказывается, заложена в детстве с помощью таких «афоризмов». Не скупитесь на похвалу. Умейте вовремя сказать доброе слово, оценить пусть даже незначительные достижения ребенка. Ведь если вы скажите: «Умница ты мой (моя)!», то умница у вас и вырастет.
Ребенок должен знать, что родители его очень любят, он дорог им. Чаще говорите им об этом, обнимайте сына или дочку и не только, когда они маленькие (даже будучи взрослыми, они для нас остаются детьми).
Никогда не говорите ребенку: «Будешь баловаться, я тебя отдам…». Ведь эту фразу маленький человечек может принять за чистую монету. Представьте его эмоции! Оказывается, он не нужен своим родителям! К чему могут привести такие переживания?
Бывает такая ситуация, что вы ни за что нашумели на малыша (просто попал под горячую руку), в этой ситуации всегда попросите прощения и объясните, почему так получилось.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, а потом школу в его поведении уже можно заметить подражание сверстникам. Ребенок начинает жить в обществе, впитывая в себя как хорошее, так и негативное. Первая сигарета, первое грубое слово – это все может быть подсмотрено у своих сверстников. Мы не в силах оградить ребенка от общества, ему в нем жить. Но на негативные поступки нельзя реагировать наказанием или криком, а то и запретом. Помните, что запретный плод всегда сладок. Если вы заметили, что ребенок нахватался дурных манер, просто поговорите с ним, дайте оценку поведению, укажите на последствия этих поступков. Спокойный разговор, лучше всякого наказания.
Многие родители считают, что от плохих поступков ребенка спасет страх перед наказанием. Это заблуждение. Он может просто научиться хитрить, а то и скрывать свои проступки. Ведь может сложиться такая ситуация, что какие – то свои поступки от родителей ребенок научиться скрывать длительное время? А спустя время исправить их сложно или невозможно? Подумайте, нужен ли страх перед наказанием?! Кроме того из-за боязни наказания ребенок может вырасти скованным, запуганным.
Какие бывают наказания? Да самые разные: запрет просмотра телевизора, компьютера, ограничение сладостей, походов к друзьям, отказ в подарке, изоляция в комнате (но не в ванной и туалете), если ребенок уже не мал, то стоит дать "наряд" на кухню, дополнительное задание по учебному предмету.
Не применяйте никогда физических наказаний. В результате у вас вырастет озлобленная, жестокая личность. Человек лучше реагирует на добро, а наказание, тем более физическое вызовет агрессию или научит действовать исподтишка. Угол, да еще и темный, это тоже не метод воспитания.
Стремитесь к взаимопониманию, а не читайте постоянно нотации, дайте понять ребенку, что его мнение для вас важно. Учитесь обсуждать (ребенок не только слушает, но и участвует в разговоре) вместе с ребенком, как его поступки, так и свои. Старайтесь, чтобы ваши отношения были доверительными.
Если вы все же решили наказать свое чадо, то прислушайтесь к таким советам:
1. Не рубите с плеча, сгоряча. Подумайте, взвесьте, оцените ситуацию. Соблюдайте самообладание. Ведь вы наказываете не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а для того чтобы остановить его, когда он сам с этим справиться не может.
2. Прежде чем наказать объясните, что ребенок сделал не так. Постарайтесь, чтобы он понял, что наказание справедливо.
3. Дайте понять сыну или дочери, что наказание огорчает не только его, но и вас тоже, может быть даже больше чем его.
4. Никогда не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других людей, тем более детей.
5. Будьте ребенку другом, но научите его почитать (уважать) родителей. К сожалению, эта древняя заповедь стала забываться.
6. В наказании «не перегибайте палку». Не бойтесь сделать шаг к примирению первым.
7. Прежде, чем на что-то наложить запрет, подумайте, а так ли это важно, может стоит найти компромисс.
8. Наказание должно соответствовать возрасту ребенка.
9. Самый главный инструмент в воспитании, это ваша любовь к детям.

Афоризмы о воспитании:
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. В. А. Сухомлинский

Среди психологов существует распространенное мнение, что ребенка обязательно нужно наказывать, без этой меры он не вырастет полноценной гармоничной личностью. Многие родители не знают, как поступать: попытаться договориться с малышом или применить наказание?

Нужно ли наказывать ребенка?

Те дети, которые постоянно слышат от родителей угрозы и подвергаются регулярным побоям и наказаниям за малейшую шалость, растут злыми и . Такие дети будут таить обиду на родителей годами, а когда повзрослеют — будут вымещать злобу на окружающих. Такие методы воспитания никогда не принесут положительные плоды.

Но позволять ребенку все, что он хочет тоже нельзя. Он не сможет научиться определять границу между добром и злом, а также не будет замечать, что своим поведением он доставляет страдания окружающим. Родители должны развивать в малыше чувство ответственности, но при этом они должны сохранять свой авторитет. Но наказывая ребенка, нужно, чтобы он чувствовал себя любимым.

Почему ребенок непослушный?

Чтобы понять границы допустимого, малышу приходится испытывать на прочность терпение мамы и папы. Иногда ребенок просто любопытен и пытается понять, где находится грань допустимого. Иногда сами родители провоцируют своих детей на непослушание, сначала разрешая что-то, а потом это же запрещая. Ребенок не понимает логики наказания и перестает обращать внимание на родительские запреты.

Бывают дети, которые развлекаются с помощью того, что испытывают терпение родителей на прочность. Но не стоит злиться на таких детей. Чаще всего они таким образом привлекают к себе внимание. Так себя ведут дети, которые испытывают недостаток любви и внимания.

Подход к ребенку

Не всегда балованного ребенка можно усмирить с помощью бесед и уговоров. Иногда малышу требуется наказания для того, чтобы понять, что он неправильно себя ведет. Не нужно наказывать ребенка, если взрослые ему ранее не говорили, что так делать непозволительно. Малыш может не понять, за что его наказали и просто обидится. Также важно учитывать возраст малыша. Например, немыслимо наказывать двухлетнего ребенка за то, что он постоянно хватает посторонние предметы. В таких случаях нужно чем-то отвлечь непоседу.

Наказываем с любовью

Нужно понимать, что наказание должно совершаться с определенной целью и должно приносить желаемый эффект. Ребенок должен понять свою ошибку и стараться ее не повторить. Психологи советуют проводить педагогическую работу с детьми, руководствуясь нижеперечисленными правилами:

Наказывать ребенка нужно в спокойном состоянии, когда ваши эмоции уравновешены. Не срывайтесь на крик и не позволяйте себе оскорблять ребенка. Это подорвет не только ваш авторитет, но и нервы. Если вы применяете физическое насилие, то оно не должно приносить боль малышу. Он будет вас бояться, но и может перестать любить.

Ребенку надо объяснять, за что он наказан, а также четко установить временные границы наказания. Не нужно сегодня кричать малышу, что он наказан на неделю, а уже завтра прощать непослушание. Так ребенок будет думать, что в любом случае вы его простите. В конце срока наказания нужно взять с ребенка обещание, что такое больше не повториться.

Какие приемы запрещены

Наказывая ребенка, старайтесь не перегнуть палку. Никогда не запугивайте и не унижайте ребенка, не говорите ему какой он плохой. Ни в коем случае в целях наказания нельзя лишать малыша пищи и отказом от общения с ним. Такие меры воспитания не являются педагогичными и могут привести к ухудшению поведения ребенка.

Наказывайте без свидетелей

Некоторые родители стремятся публично наказывать малыша, что травмирует его психоэмоционально. Не нужно устраивать публичных разборок, лучше подождать, когда вы останетесь наедине и провести с ребенком беседу. Особенно болезненно дети переживают моменты, когда их наказывают родители, а другие дети смеются над ними.

Установите правила

Малыш не должен расти в атмосфере тотального запрета. Он не должен быть запуганным. Уже с ранних лет надо предоставлять ребенку право выбора: что одеть, какую игрушку взять с собой и т.д. Если вы установили границы наказания, то не нужно отказываться от них на следующий же день. Такая практика сыграет с вами злую шутку.

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди