21.07.2019

Монах, раввин и муфтий о контрацепции: можно ли верующим предохраняться? Как Церковь относится к средствам контрацепции


Строка поиска: контрацепция

Найдено записей : 7

Здравствуйте, батюшка. Мне 16 лет - пора юности, бурного развития, возникновение вопросов, размышлений о себе и происходящих во мне изменениях. На эти вопросы меня натолкнули следующие мысли: всем, конечно, известно, что секс до брака - грех.Но многие подростки начинают половую жизнь довольно рано (14-16 лет), само понятие "целомудрие" давно стало ненужным и даже "постыдным" среди сверстников. Как нужно поступать согласно Закону Божию в таких ситуациях? Как правильно жить в современном обществе, не совершая блудных грехов? Как жить целомудренно до свадьбы? И потом, меня еще волнует вот что: половая жизнь, которая должна быть лишь браке, должна быть направлена только на продолжение рода, или и на получение плотских наслаждений, не подразумевающих зачатие? Возможны ли такие семейные отношения? Для меня это дико, ведь, как известно, мужчины постоянно испытывают желание полового удовлетворения, если мой муж, который у меня когда-нибудь появится, будет испытывать подобное, что делать мне? Контрацепция - грех. Тогда как секс, направленный на продолжение рода, не грех?! В таком случае, сколько детей мне рожать? Я планирую в перспективе иметь двоих, то есть за всю жизнь должно быть только 2 половых акта. Неужели это реально, и моего будущего мужа устроит мое мнение по этому поводу? Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста! Надеюсь на Вашу помощь, это очень важно для меня! Заранее большое спасибо.

Эллина

Я думаю, что вопросы семейной жизни, в том числе, касающиеся интимной жизни супругов, надо решать по мере их поступления. Это значит, когда Вы выйдете замуж, то многие из них просто отпадут, а те, которые останутся, вы вместе с мужем тогда и посоветуетесь. Лучший способ сохранить в юности целомудрие - держаться подальше от развратных компаний и сайтов.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Если Вас не затруднит, разъясните, пожалуйста, несколько моментов, изложенных ниже.Прошу извинить за то, что некоторые вопросы носят довольно интимный характер. 1. Как современная РПЦ относится к тому, что в наше время среди молодёжи достаточно широко распространена практика половых отношений до бракосочетания? Отсюда вытекает еще несколько вопросов: не является ли контрацепция тяжким грехом? И разрешается ли вступать в вышеупомянутые отношения верующим (на примере девушки, которая поёт на клиросе, скажем)? 2. Не является ли прелюбодеянием использование "стимулирующих" предметов/одежд (для той же,скажем, девушки из церковного хора)? Где-то было сказано, что всё (в разумных пределах, конечно же), что делается по любви и обоюдному согласию, не является греховным. 3. Является ли нормальным то, что в некоторых храмах при покупке дешёвых свечей, продавцы смотрят на меня с нескрываемым презрением, как будто я скряга и нищенка. Спасибо за внимание. P. S. Простите, забыла маленькую деталь, касательно вопросов про отношения. Предположим, что они всё-таки нацелены на создание семьи и зачатие детей. Но в перспективе.

Мария

Маша, сексуальная распущенность – дух нашего времени. Неужели Вы не догадываетесь, как Церковь относится к этому? Вот, даст Бог, Вы тоже станете когда-то матерью, как Вы отнесетесь к добрачной жизни своего ребенка? Думаю, Вас это не будет радовать. Так что и документы специальные не нужны, чтобы определиться в этом вопросе. Церковь приветствует, благословляет многодетность, родительский подвиг, но оставляет право семьи решать вопрос о воздержании, контрацепции на усмотрение собственной совести, осуждая однозначно аборт и предохранение как «здоровый образ жизни» в блуде. «Стимулирующие предметы» и такая же одежда продается в специальных магазинах. Мой приятель, американец и переводчик-синхронист, большой любитель русской словесности, дал точное определение таким SHOPам – «срамная лавка». Считаю, что я ответил на вопрос. Для любой девушки, тем более из церковного хора, не надо объяснять прописные истины. Кстати, по церковным канонам, блудница не имеет право стоять на клиросе.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Мне для лечения предложены гормональные препараты, но они также являются и контрацептивами. Альтернативы в способе лечения нет. А недавно я услышала, что применять такие препараты грех... Объясните, пожалуйста

Ирина

Ирина, ряд женских болезней лечатся гормональными препаратами, которые могут быть одновременно контрацептивными средствами. Как лекарства они не могут быть «греховными», а вот как средство контрацепции – тут все сложнее. Некоторые из них являются не столько контрацептивами, сколько абортивными препаратами, убивающими плод на самых ранних сроках беременности, когда женщина даже не знает о том, что она уже мать. Вот за это к ним такое негативное отношение среди христиан. Если лечение ими необходимо, то лечиться придется (хотя учтите, что гормоны для здоровья – палка о двух концах), но при супружеской жизни лучше одновременно прибегать к барьерной контрацепции, чтобы исключить беременность и гибель плода. Сама по себе контрацепция допускается «Основами социальной концепции РПЦ» при определенных условиях.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка!Я стала воцерковляться в 25 лет, мой муж и родные не воцерковленные. У нас двое маленьких детей и больше муж не хочет, родители тоже это не приветствуют. Встает вопрос о том, как избежать беременности. Хотя я и не против иметь еще детей, но сейчас мне очень тяжело, приходится все делать самой. Воздерживаться мой муж не хочет, а применять контрацепцию ведь грех? Меня очень мучает этот вопрос, мне кажется, что предохранение - это очень страшный грех, я исповедую его на исповеди, но ведь продолжаю согрешать. Посоветуйте, как быть? Спасибо!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Этой теме посвящен большой раздел в Основах Социальной Концепции РПЦ, XII.3. Основным назначением брака отнюдь не является деторождение. Рождение детей - только одна из функций, но и без него смысл брака не утрачивается: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть". (Быт.2.24) Вот это-то и есть основное: объединение двух эгоистов в нерасторжимое новое бытие, которое не иначе как проявляется нежели через отречение от множества проявлений своего "Я". Разумеется, что спасительная функция брака осуществляется только при обоюдном смирении. Плотские отношения не последнее значение имеют в браке, хотя и они - только одна из функций. Брак может быть прекрасным и счастливым без того и другого, как, например, целомудренный союз святого праведного Иоанна Кронштадтского с его супругой. Детально вашу ситуацию надо обсудить с духовником. Я лишь два замечания сделаю: во-первых, воздержание может быть разным, одно дело месяц-два, другое три-четыре дня в определенные дни. Во-вторых, контрацепция абсолютно неприемлема только такая, которая имеет абортивное действие, т. е. прерывает развитие эмбриона, делает его нежизнеспособным, приводит к отторжению уже оплодотворенной яйцеклетки, угнетает развитие яйцеклетки так, что зачатие происходит, но зародыш быстро гибнет. К числу неприемлемых методов относятся: многие гормональные препараты – они угнетают развитие яйцеклетки или эмбриона и имеют массу непрогнозируемых побочных эффектов; внутриматочные спирали – абортивное средство; стерилизация – и вовсе низведение женщины до скотского уровня. В общем, думайте. Может быть, имеет смысл посоветоваться с врачом. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Можно ли православному использовать контрацепцию неабортивного действия? Или любая контрацепция недопустима?

Евгения

Здравствуйте, Евгения! В Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви говорится: "Любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу образуют Домашнюю церковь. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11) , и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! В интимных отношениях с женой часто происходит "прерваный акт" и мужское семя не попадает в женщину. Является ли такое действие грехом? С уважением.

Павел

В принципе, уважаемый Павел, определенный элемент греха в этом есть. Боюсь, что в этой проблеме не так просто расставить все точки над "i", поскольку, с одной стороны, данная сфера человеческих отношений является весьма сокровенной, а с другой - достаточно непросто для современного сознания точно сформулировать, почему именно библейское миропонимания рассматривает такого рода интимные проявления как грех и определенную нечистоту. Тем не менее, еще в Ветхом Завете мы находим следующие указания: "если мужчина ляжет с женщиной и [будет] у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера" (Лев.15:18) . Правда, это есть одно из правил закон Моисеева, которые являются принадлежностью именно что еще ветхозаветного законодательства и в своей, что называется, "букве" для новозаветной эпохи уже не имеют требования обязательного исполнения, однако все же содержит указание на то, что является грехом, а что нет. Сверх того, нужно различать невольное происхождение того, о чем Вы говорите, и - вольное, когда целью ставится своего рода такая вот "естественная" контрацепция.
В "Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом" (http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html) . То есть, признать какой-либо способ уклонения от деторождения вполне безгрешным или нейтральным, вряд ли возможно, хотя и не дело Церкви регламентировать все тонкости супружеской жизни. Скорей, все эти тонкости являются делом совести самих супругов, однако на то христианину и дана совесть, дабы учиться различать, что есть грех, а что грехом не является, - и стараться следовать этому нравственному и спасительному умению.

протоиерей Андрей Спиридонов

"Из "ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом". Вот, например, как быть молодой семье, если оба верующие, но рожать детей нет возможности, так как один из них учится... Возможна ли контрацепция до того момента, пока один из супругов еще студент? Насколько я знаю, церковь говорит о том, что супруги, как несущие ответственность за воспитание и рост детей, сами решают, когда и сколько рожать. И если они решили, что пока лучше подождать - наверное, это их право (хотя, наверное, если на то есть объективные причины, правда, не знаю, является ли объективной причиной то, что один из семьи еще учится). Наверное, является. На мой взгляд, просто нужно определить ту грань, за которой заканчивается здравый смысл и начинается банальный эгоизм и нежелание иметь детей и жертвовать.

Наталья

Далее в тексте говорится: «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». Таким образом, Церковь не навязывает нам тотальное воздержание при нежелании или невозможности рожать детей. Церковь лишь указывает нам цель, к которой мы должны стремиться. Главный критерий – любовь внутри семьи. Церковь сама не прочерчивает ту грань, о которой Вы говорите, т.к. в данном случае все очень индивидуально.

Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов , как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.

На вопрос: «Грех ли предохраняться православным» можно ответить вопросом: «Грех ли плодить беспризорников и попрошаек?». Главное, разобраться, что об этом говорит Библия, и в чем воля Творца при создании семьи.

Планирование семьи от Бога?

Живя в православном государстве, большинство людей считают себя христианам, носят маленькие крестики и огромные кресты, а Бога не знают. Поэтому и не боятся, живя в гражданском браке , убивают не родившихся детей, оправдываясь, что это еще не человек.

Контрацепция в православии вызывает издавна споры, многие христиане даже не пытаются разобраться в этом вопросе, категорически осуждая планирование семьи.

В незапамятные времена люди жили за счет сельского хозяйства, что произвели, вырастили, то продали, и так выживали. Современная жизнь намного сложнее, и здесь уже человек не может выйти в поле и убить зверя, чтобы прокормить семью в случае потери работы. Детей тогда рожали дома, и это не стоило огромной суммы, а современным христианам приходится думать, сколько детей они в состоянии не только родить, но и воспитать.

О рождении детей:

  • Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить ребенка

Адам и Ева

В Библии нет четкого ответа на этот вопрос. Создав Адама и Еву , Творец пожелал им плодиться и размножаться. Изгнанная из рая пара не имела роскошных домов, достаточно пищи, но они были под покровительством Создателя.

Творец никогда не оставляет Своих детей без ведения, если они послушны Ему. Читая Библию, Бытие, легко проследить, что до конца жизни Адама на земле было множество народа, который жил небольшими селениями, все они были потомками Богом созданной пары. Невозможно ответить на вопрос, почему бедным людям Бог дает много детей, а те, кто богат и тщательно все просчитал, в результате остаются без наследников.

Спланировав одного ребенка, а потом, потеряв его, родители часто винят себя, что не дали родиться еще одному дитяти. Как можно судить людей, у которых первенец даун, и врачи не гарантируют рождение здорового второго?

У молодой, истинно любящей Творца, пары родился желанный ребенок, мальчик, его назвали по имени пророка Даниила, пророчествуя мудрость и любовь к Богу в жизни сына. Молодая мать, выросшая единственной дочерью в семье, и думать не могла о втором малыше, чтобы не расплескать любовь к своему Данечке.

Гром грянул не сразу, только через несколько лет пара узнала, что их сын болен страшной болезнью, которая не лечится во всем мире. Безусловно, встал вопрос о втором малыше, и снова страшный ответ - 50/50. Молитвы, посты, пребывание в храме, полное доверие Создателю, и на свет явился Давид, здоровый, крепкий сын.

Через 13 лет Даниил ушел к ангелам.

Вера в Бога, вечную жизнь и будущую встречу с сыночком в раю дала родителям силы дальше жить, а отрадой для них остался младший мальчик. Кстати, пара дальше ничего не планировала, просто у них больше не было детей. Такова была воля Божья.

В притчах 19:21 сказано, что человек может планировать много, но состоится только то, что определил Создатель.

Нигде в православных постулатах не сказано, сколько нужно иметь детей и можно ли планировать этот процесс, если при этом не нарушаются основные законы. Каждая семья сама даст ответ в день Суда, почему и по каким причинам планировалось число детей. Нельзя судить людей, не пройдя их путь.

200 дней поста, когда, как говорится в народе, и кровать пуста. Супруги воздерживаются от сексуальных отношений во время молитв, постов и больших праздников. Далее несколько дней разрешенного церковью секса могут припасть на менструальный период, дородовое, послеродовое время. Получается, что сама православная жизнь вносит свои коррективы в планирование семьи.

Читайте о супружеских отношениях:

Как православие относится к сексу у супружеской пары

Некоторые особо религиозные люди утверждают, что занятие сексом позволительно только для рождения детей. Как же быть супругам, у которых не может быть потомства? Секс создан самим Богом, для того, чтобы супруги стали одним целым, и в этом нет ничего постыдного.

Супружеская пара

Лицемерно утверждать, что секс дан только для деторождения. Ответ дает Книга Мудрости - Библия через Притчи царя Соломона (Пр. 5:19) говорит, чтобы муж постоянно услаждался своей женой.

Здесь ничего не сказано о рождении малыша, только об усладе взаимных отношений. Бог сотворил брак для того, чтобы двое стали одним, помогая друг другу. Рождение детей, если таковые появляются, является важным аспектом подвига спасения.

Супруги призваны наставлять друг друга в духовной жизни, секс для мужа и жены есть:

  • благословение небес;
  • глубокое единение;
  • любовь;
  • нежность;
  • забота;
  • жертвенность.
Важно! В близких отношениях, как и во всем остальном, что приносит удовольствие, надо уметь ставить ограничения, чтобы не стать рабом неконтролируемых желаний, когда секс становится грехом.

Хочется напомнить, что православная церковь под понятием семьи имеет в виду супружеские пары, прошедшие Таинство Венчания и получившие Божье благословение. Никаких добрачных пробных или гражданских браков церковь не признает, все это грех прелюбодеяния.

Венчание супругов

Является ли контрацепция грехом

Прежде чем говорить о контрацепции, нужно разобраться в ее действии. Почему считается грехом предохраняться православным, какие законы Божьи при этом нарушаются?

Православие выступает против абортов и предохранений, во время которого уничтожается плод после периода оплодотворения. Контрацепция, основанная на уничтожении оплодотворенной яйцеклетки, относится к убийству не рожденного младенца, ибо с момента оплодотворения в маленькое существо вселяется душа.

Церковь осуждает контрацепцию, основанную на мини абортах, никакие доводы в этом случае не оправдывают грех убийства. В 12 недель зародыш выглядит, как полностью сформированный человечек.

Многие противозачаточные средства являются гормональными, при их приеме наносится вред женскому организму, который является храмом Божьим. (1Кор.3:16-17). В этом грех контрацепции с точки зрения православия.

Некоторые противозачаточные средства основаны на том, что не дают созревать женской яйцеклетке или увеличивают слизь в матке настолько, что сперматозоиды полностью лишены подвижности. При этом нет оплодотворения, нет зачатия.

Создание православной семьи не заключается только в том, чтобы нарожать кучу детей, ведь их еще надо воспитать здоровыми, полноценными христианами. Эгоистическое отношение к рождению детей, как к проблеме, мешающей наслаждаться жизнью, строить бизнес или что-то в этом роде, является явным грехом и обесцениваем брака.

Планирование семьи без контрацепции

Каждый гинеколог знает, что женщина может определить период овуляции, в это время надо просто ограничить половую жизнь, но не отказаться от нее навсегда, чтобы не было искушения у мужчин искать утех на стороне.

Четко зная физиологический цикл женщины, пара по обоюдному согласию отказывается от секса, находя наслаждение друг в друге на более высоком уровне.

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).

Многие священники основываются на посланиях святого Василия, Климента Александрийского, которые выступали против прерывания беременности, не разобравшись в новых методах планирования беременности.

Важно! Духовные наставники должны научать молодые пары уважать один другого, чтобы они смогли наслаждаться естественной супружеской жизнью, зная, как предохраняются православные семьи.

Вопрос контрацепции настолько тревожит православную церковь, что эта проблема обсуждалась на Священном Синоде Русской православной Церкви в 1998 году, осудившему священников, которые принуждали к отказу от сексуальных отношений.

Западные ученые разработали новый метод распознавания плодности (МРП), который никоим образом не нарушает законов православной церкви, но с высокой точностью определяет период возможной беременности.

Предохранение это грех? Протоиерей Андрей Ткачев

МОСКВА, 7 апр - РИА Новости, Мария Шустрова. Православные активисты движения "За жизнь" в пятницу, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, провели по всей России акции против контрацепции — так как предохранение "противно природе человека, разрушает здоровье, семейный уклад и ведет к деградации общества".

"Плодитесь и размножайтесь" — заповедь, которой должно следовать иудеям, христианам и мусульманам. Но как исполнить ее верующему человеку в современном мире, где ВИЧ-инфицированными порой оказываются даже невинные младенцы? Или в ситуации, когда женщине из-за болезни или травм беременность просто противопоказана? Об этом РИА Новости рассказали эксперты — представители традиционных религий России.

Гибкие православные и непреклонные католики

"Основы социальной концепции Русской православной церкви проводят четкое различие двух типов контрацепции: абортивного действия (гормональная, внутриматочные спирали и другие) и не абортивного (так называемая механическая)", — объяснил РИА Новости член Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, один из разработчиков "Закона об охране здоровья граждан РФ", вводящего с 2012 года предабортные "дни тишины" иеромонах Димитрий (Першин).

По его словам, с христианской точки зрения, контрацептивы первого типа абсолютно неприемлемы, так как убийство человека на любой стадии его развития ничем нельзя оправдать. Однако бывают ситуации, когда использование механической контрацепции будет меньшим злом, нежели зачатие и рождение ребенка, например, женщиной, физически не способной на данный момент его выносить. Сюда же относятся случаи, когда один из супругов имеет тяжелые заболевания, например, ВИЧ-инфекцию. В таких случаях верующим рекомендуется обратиться к духовнику за советом, как правильно поступить.

Собеседник агентства отметил, что в этом вопросе православное богословие существенно расходится с католическим. "Для западных христиан характерно следование Аристотелю, который полагал, что все законы природы укоренены в Божественной воле. Поэтому католическая церковь считает, что нарушение каких-либо естественных законов будет нарушением этой воли", — отметил священнослужитель.

Так, канцлер Мальтийского ордена барон Альберт фон Безелагер в декабре прошлого года был отстранен от должности, когда выяснилось, что несколько лет назад он, находясь в Мьянме в качестве куратора международной благотворительной программы ордена, организовал бесплатную раздачу презервативов местным жителям, объяснив это намерением снизить уровень заболеваемости ВИЧ. Руководство ордена расценило такие действия как отступление от вероучения Католической церкви.

По мнению представителя РПЦ, "православное богословие исходит из того, что грехопадение Адама и Евы исказило все мироздание, законы которого теперь далеки от изначального замысла Творца. Поэтому мы проявляем милосердие, помогая больным. И хотя врачевание всегда меняет естественный ход событий, Христос именно это служение приводит в пример, говоря, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные". "Тем самым для православной церкви ключевой вопрос заключается не в естественности вмешательства, а в том, нравственно ли оно", — подчеркнул иеромонах.

Что же касается ситуации с Мальтийским орденом, то если бы православный священник, подобно канцлеру, начал раздавать людям презервативы, он "расписался бы в своей профнепригодности", заметил собеседник агентства. "Если батюшка не находит слов, чтобы убедить прихожан в необходимости чистой и праведной жизни, если он не может явить им образ такой жизни, грош ему цена. И не стоит забывать о том, что упоминаемые изделия не дают стопроцентную защиту от венерических заболеваний, включая ВИЧ, а супружеская верность — дает", — заключил представитель РПЦ.

Девочка и мальчик — заповедь исполнена

Несколько иначе трактуют установку "плодитесь и размножайтесь" в иудаизме. "Для бездетного человека, с точки зрения иудаизма, контрацепция создает большую проблему, чем для того, у кого уже есть двое детей разных полов. Для большинства раввинов именно рождение мальчика и девочки считается исполнением заповеди плодиться и размножаться", — сказал РИА Новости руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин.

Вообще, в иудаизме по поводу контрацепции нет единого мнения, отметил представитель ФЕОР. Это не тема для дискуссии "в демократическом режиме". Идет дискуссия вокруг того, какие контрацептивы допустимы, а какие — нет. Однако есть "общий принцип, говорящий о том, что здоровье матери важнее, чем рождение ребенка".

"В случае же если один из супругов ВИЧ-инфицирован, человек не только может, он должен предохраняться. И второй супруг не имеет права не использовать контрацептив в случае, если ему грозит заразиться таким заболеванием", — подчеркнул собеседник агентства.

Дети — пропуск в рай

Особо трепетное отношение к деторождению сложилось в исламе. Представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев заявил РИА Новости, что для мусульман основная цель создания семьи — продолжение рода человеческого.

"Многодетность, рождение детей имеют сакральный смысл в исламе. Наш Пророк сказал, что человек в день Великого суда будет отвечать за каждую потраченную копейку. Но по тем средствам, которые были направлены на благополучие семьи, он отчитываться не будет", — отметил муфтий.

При этом он подчеркнул, что мусульмане верят, что если в семье получилось родить лишь одного ребенка, например, девочку, но она была благоверно воспитана, вступила в брак и завела детей, то ее родители попадут в Рай.

"Но в жизни бывает всякое. Если вдруг в семье по состоянию здоровья женщине нельзя рожать, то тогда и ислам допускает использование контрацепции", — заключил собеседник агентства.

Вопрос читателя:

Здравствуйте,батюшка!
Скажите, пожалуйста, какого мнения должна придерживаться православная воцерковлённая христианка по поводу контрацепции (конечно, в рамках официально заключенных семейных отношений, а не блуда,оговорюсь заранее)? Допустимо ли применение её “неабортивного” варианта? Как поступать такой верующей жене в том случае, если её муж не будет готов полностью отказаться от средств предохранения? Я читала о том, что, в данном случае, рекомендуется полное воздержание от супружеских отношений, однако, насколько мне известно, оно возможно лишь по обоюдному согласию. Как же быть, если такая попытка не применять противозачаточные средства – полное воздержание – приведёт к резкому ухудшению семейных отношений?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Вопрос контрацепции – очень непростой и индивидуальный в каждом случае. Мы понимаем, что продолжение человеческого рода является одной из целей брака, но все же не единственной. Категорическое нежелание в принципе иметь детей эгоистично и во многом обесценивает брак. С другой стороны, конечно, супруги в ответе за полноценное воспитание своих детей, за поддержание добрых отношений друг с другом, за заботу о престарелых родственников и т.п. Кроме того, у всех разное состояние здоровья и других физических возможностей. Все эти моменты не могут не учитываться при принятии решения о контрацепции. Вот что об этом вопросе сказано в документе “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”:

Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи”.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти

Один из первых вопросов, который задают новообращенные верующие разных конфессий, — это вопрос о контрацепции. Разрешает ли Бог супружеские отношения без цели зачать ребенка? А если нет, то как быть — становиться многодетными, несмотря на любые жизненные обстоятельства, или жить "как брат и сестра", позволив себе любовные утехи лишь несколько раз в жизни?

Если к аборту и абортивным средствам контрацепции православная церковь относится однозначно — считает их применение детоубийством, то относительно неабортивных средств "планирования семьи" среди православных кипят бурные споры и высказываются порой диаметрально противоположные мнения. В "Основах социальной концепции Русской православной церкви" о средствах, не прерывающих жизнь уже зачатого эмбриона, сказано довольно уклончиво, и данная там формулировка оставляет большое пространство для толкований: "Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".

"Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей", — сказано далее в тексте того же документа, и многие видят в этих словах намек на "ответственное родительство" и даже призыв "не плодить нищету".

Именно на этом фрагменте текста одни православные радостно восклицают: "Вот, вы убедились? Церковь разрешает неабортивную контрацепцию!" А другие тут же спешат им возразить: "Да где же разрешает? В документе лишь сказано, что предохранение от беременности не является таким же тяжелым грехом, как аборт, но ведь там не говорится, что это вовсе не грех!"

Бурные споры на эту тему разгораются потому, что теория здесь категорически не хочет согласовываться с практикой. Взять, к примеру, мнение такого известного отца Церкви, как преподобный Максим Исповедник : "Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим". Из этого ведь никоим образом не получится сделать вывод о допустимости для христиан контрацепции, не правда ли? Или прислушаться к мнению святого Климента Александрийского: "Поскольку люди, несомненно, участники Божественного Примышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия — рожать детей, то эта цель и, значит, брак — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножения, и они "воздерживаются" какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа. Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени, что само по себе нелогично и противозаконно. Вся жизнь тех, кто называет себя христианином, должна быть согласована с природой, как установил Сам Творец". Тоже не получается увидеть в этом оправдание презерватива?

В чине исповеди из Требника абортивные и неабортивные средства контрацепции перечисляются в одном греховном ряду: "Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается".

Что же остается делать после подобной тяжелой бомбардировки святоотеческими цитатами? Логика позволяет сделать только один вывод — никакая контрацепция для православных супругов не допустима. Но вот как с этим жить практически? Как перестать предохраняться от беременности не абстрактно-идеальной "православной супруге", а вполне конкретной тете Мане, которой после третьего кесарева сечения врачи не разрешают больше беременеть? Или тете Тане, у которой муж считает религию "блажью" и ставит условие: "Еще раз забеременеешь — или аборт, или развод". При этом воздерживаться от исполнения супружеского долга он вовсе не настроен. Или конкретной семье Ивановых, которая живет с тремя детьми в однокомнатной квартире, причем улучшения жилищных условий у них никак не предвидится?


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди