27.05.2019

Мнемотехника для памяти упражнения для детей. Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания. Изучение иностранных языков с помощью мнемоники


Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте.

Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме - одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые - из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.

Преподаватель курса мнемотехники в образовательном центре для школьников «Юниум», студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите несколько языков.

«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки. А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника.

Мнемотехника - совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».

Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка и весь текст таким образом зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию» , - прокомментировала Нелли.

К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.

Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты». Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»

«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти.

Но фундамент мнемотехники - ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании - научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».

(на фото - Нелли Мещерякова)

Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора - воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:

  1. Ассоциация - это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
  2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной. Чем более необычную ситуацию вы создаете, тем сильнее она врезается в ваш мозг. Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху.
  3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств , чтобы как можно ярче представить себе картинку.
  4. Ассоциация должны быть смешной - пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
  5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя, завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.

Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.

«Например, вам нужно запомнить два слова: « конница» и « чердак». Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу - стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно - что мы тут забыли?» - и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».

Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты или выучить иностранный язык.

«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»

Приемы мнемотехники от Нелли:

«Цепочка» - один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.

Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр... и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными. Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.

Прием «Матрешка» . Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел. К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-»вешалок»: 0 - бублик, 1 - кол, 2 - лебедь, 4 - стул, 8 - снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль - соль, два - сова... Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю. Вуаля - номер телефона отложился в памяти надолго.

А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?

«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов за один день», - уверяет Нелли.

К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» - подушка. Подбираем звуковую ассоциацию - «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны - а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.

Так, применив правила построения ассоциации, мы запомнили английское слово. На воспроизведение этого рассказа в памяти, вам достаточно 3 секунд. И когда вы будете слышать слово «пиллоу» («pillow») - вы будете вспоминать сочетание «рыба-пила», и оно крючочком «выцепит» из памяти слово «подушка».

Если обратиться к теории, то в мнемотехнике используется три вида ассоциаций: звуковая (пиллоу-пила), смысловая (конница и чердак) и визуальная. Последняя используется на уроках в начальной школе.

«Трудные для написания, словарные слова представляем графически: например, слово «кассета» можно нарисовать как кассету, в отверстиях которой спрятались две буковки «С».

Примеров визуальной ассоциации множество: в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко» можно запомнить, нарисовав ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Даже правила можно нарисовать. Например, правило «Частица «не» с глаголами пишется раздельно» изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.

А если необходимо запомнить какие-то даты, то можно использовать цифры-образы, которые можно нанизать, как бусинки, на нить своей памяти.

Например, год взятия Казани Иваном Грозным (1552) изобразить так: единичку - в виде копья, пятерки - звезды, сверкающие на шлемах русских воинов, двойка - лебедь, летящий с башни Сююмбике.

Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий, придуманных для цифр рисунков, составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.

Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, запоминая таким образом. А благодаря мнемотехнике, информация запоминается сразу, но ее потом нужно, следуя определенному алгоритму, повторять.

В мнемотехнике, как и в любом другом навыке, важно регулярно тренироваться. Ведь память - это же мышца, которую нужно всегда поддерживать в тонусе. Я советую заниматься регулярно. Со временем это войдет в привычку, и вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше.

Я сразу говорю своим ученикам, что чудес лучше не ждать. Чтобы получить желаемый результат, нужно хорошенько поработать» .

Совет:

- Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. Много упражнений в книге «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор — Р. Гейссельхарт. Изучать мнемотехнику можно также по книгам «Первые 20 часов» Джорджа Кауфмана и «Суперпамять» Тони Бьюзена.

К сожалению, в России и у нас в Татарстане мнемотехника пока широкого распространения не имеет. А ведь доказано, что, тренируя память, мы изменяем мозг. Мнемоническая техника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами, увеличивая объем памяти. Так что запомнить тысячу английских слов за день вполне реально и доступно любому - стоит только захотеть.

Анна Давыдова
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности . В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима : мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти , несформированность рациональных приемов запоминания . В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития . Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная) . Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память . Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …

На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания .

Мнемотехника - методы и приёмы , облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.

Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами , улучшается память , включается ассоциативное мышление и, что касается детей , развивается речь .

Существует огромное количество мнемотехник , разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти .

Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами . Вот, например, мнемонемические фразы .

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги) . «Одеть Надежду, надеть одежду»

Ушинский, говорил : «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы , с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

Основные приемы мнемотехники

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения .

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.

Правила при работе с мнемотехникой

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам .

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день , а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

1. Мнемостихи . Идея проста : на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование) . Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному.

2. Мнемоквадраты .

3. Мнемодорожки

4. Мнемотаблицы

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники , их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации) . Например : последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например : На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу) . Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев) . Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая) . После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты : музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания , фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы , детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая , осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память .

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи .

Старшая и подготовительная группа

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи , легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам , детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол» , в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники .

Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь . Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.

Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам , становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Литература :

1. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А. М. –М., 1997.

2. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек . // Логопед, 2009, №5.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. -Т. 3.-М., 1983.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М. 2004.

5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. - Москва-Воронеж, 2000.

6. Клацки Р. Память человека . Структуры и процессы. - М. ,1978.

7. Когнитивная психология /Р. Солсо – СПб.:Питер, 2006.

Невозможно получить хорошую память не тренируя её. Так же невозможно стать сильным или научиться быстро бегать лёжа на диване. В данном разделе сайта приведены упражнения по развитию памяти. Эти упражнения предназначены для тренировки запоминания информации на основе образов, т.е. с использованием мнемотехники.

Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратите меньше усилий и достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

Запоминание на основе ассоциаций

Цепь образов тренировка в создании цепи ассоциаций между двумя произвольными образами. Очень помогает в развитии образного мышления, столь необходимого в мнемотехнике, а также считается важным для развития творческого мышления и воображения.
Пары слов упражнение на запоминание пар слов. Сначала создаётся ассоциация между двумя словами. Затем увидев одно из слов нужно вспомнить второе.
Список слов упражнение на запоминание цепочки слов. Перебирая по очереди слова и вспоминая ассоциации между ними можно вспомнить всю цепочку.
Метод Цицерона упражнение на запоминание цепи слов с помощью метода Цицерона
Тройки слов упражнение на запоминание троек слов с помощью метода Цицерона

Запоминание чисел

Образы цифр упражнение для тренировки кодирования цифр

Развитие памяти - необходимое дело для каждого. Занимаясь этим в юном возрасте, можно добиться больших успехов.

Студенты и школьники нуждаются в хорошей памяти для достижения успехов в учёбе. В дальнейшем, память необходима на каждом жизненном этапе.

Почему одни люди в панике ищут ручку и листочек, чтобы записать номер, а другие просто запоминают его и потом спокойно вбивают в телефонную книгу?

Почему одни люди могут воспроизвести на фотороботе лицо преступника с точностью до родинки на щеке, а другие не узнают при встрече старых знакомых?

Почему для вас необходимо записывать покупки на листочек, а у других всё свободно умещается в памяти?
Всё дело в том, насколько развиты мыслительные процессы людей.

В старости хорошая память помогает дольше оставаться в своём уме. Слабоумие и другие болезни подобной природы не грозят тем, кто умеет пользоваться своим разумом.

Мнемотехника - ряд развивающих занятий, направленных на улучшение процесса запоминания. Человеческие умственные ресурсы используются не полностью.

Утверждение, что при мышлении используется только 10% мозга, нашло опровержение сегодня. Опыты показали, что задействованы все части мозга, каждая отвечает за определённые функции.

Но ум можно и нужно развивать. Для этого существует много способов и техник.

Мнемотехника является первым средством, заставляющим память работать во много раз лучше. Это способствует развитию умственной деятельности.

Основой для большинства методик служит ассоциация. Человек должен ассоциировать нужную информацию с чем-то привычным и знакомым.

Основы работы упражнения «Дворец памяти»:

Пример необходимой информации для сохранения Ассоциирование Процесс воспроизведения
Числа Привязываем число к определённому предмету в одной из комнат дворца. Можно визуализировать картины и представить на них цифровую комбинацию.

Или устройте мысленный банкет, число гостей которого является первой частью, цифры даты рождения именинника - второй.

Количество выпитых бокалов дамочкой в красной шляпе - третьей

Визуально войдите в комнату, и вспомните все картины на стене, которые отражают числа. Мысленно вернитесь на банкет, и все образы сразу всплывут в вашей памяти
Фразы Чтобы запомнить много неинтересной информации, подумайте, что её рассказывает один из жителей дворца памяти за обедом, а другие задают сопутствующие вопросы.

Визуализируйте каждый момент

Вернувшись за стол, и припомнив начало, остальной разговор всплывёт по цепочке, которая скреплена деталями.
Образы Образы легче запомнить людям, которые легко могут представить в голове любую картинку.

Визуальная память позволяет привязать образ преступника, представив его на знакомстве с родителями возлюбленной во дворце памяти.

Пусть отец девушки удивится его причёске, мама - внимательно оценит наряд

Как только вы откроете воображаемую дверь, сможете снова разглядеть все детали внешности преступника, не пытаясь, всё время удержать его в памяти

Что можно использовать для запоминания:

  • Образы.
  • Интерьер.
  • Запахи.
  • Цвета.
  • Звуки.
  • Факты из жизни.
  • Определённые события.

Привязка - ключ к запоминанию информации. Свяжите незнакомое с привычным, и оно потащит нужную информацию через время.

Тесты и стихи для развития внимания

Для развития детской памяти часто используются стишки. Любая рифма запомнится быстрее, чем простой текст. Но использовать эту технику могут и взрослые.

Если вы - «уличный поэт», и способны рифмовать слова, легко можете применять технику.

Что можно рифмовать:

  • Имя нового начальника или имена сотрудников на новом месте работы.
  • Список покупок.
  • Информацию по работе.
  • Список дел.
  • Список необходимых лекарств.

Тренировки по методу спецслужб

Военные, чьи обязанности засекречены и имеют самый широкий спектр, тренируются по особенным технологиям. Мнемотехника тоже применяется.

Спецслужбы отдельно тренируют зрительную и слуховую память. Эти умения позволят им выполнить задания, предотвратить террор и сохранить жизнь.

Один из способов тренировки памяти разведчиков и специальных агентов заключается в запоминании информации на время:

  1. Испытуемый входит в помещение и видит стол. На нём расположены предметы в хаотичном порядке.
  2. Ему необходимо запомнить каждый из них.
  3. Может включиться звук, называющий цифры или слова. Это усложняет процесс. Всё это должно уложиться в памяти.
  4. Выйдя из кабинета, испытуемый направляется в экзаменационный кабинет, где подробно описывает каждый предмет и звук.
  5. Экзаменатор может дополнительно задать вопрос о том, какого цвета были стены в помещении, была ли люстра на потолке, из чего был выполнен сам стол.

Суть такого эксперимента - убедиться, что, попав во вражеское помещение, будущий агент запомнит все детали, которые послужат подспорьем в борьбе. Не каждый пройдёт такие испытания.

Тренируется выносливость, умение быстро реагировать и действовать в экстремальных условиях.

Другой вид задания - вольная борьба борцов. Цель одного - отвлечь внимание от интерьера.

Второй борец должен не только победить соперника в рукопашном бою, но и рассмотреть как можно больше деталей вокруг.

Битву останавливают по истечению времени. Первого борца оценивают по навыкам физической подготовки, второго - по умению вести бой и запоминать обстановку.

Такие испытания, только в упрощённом варианте, можно создать себе дома. Договоритесь с домочадцами, тренируйте детей самостоятельно.

Память - важнейшая функция. Это - как карта памяти, на которой записывается вся наша жизнь.

Полезное видео

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным . Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким . Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным . Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций . Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с comm ons.wikimedia.org

Важно ! Все ассоциации сугубо индивидуальны . Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Выши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы . Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада . Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща , в которой вместо ложки лежала зубная щетка . Неожиданно пошел дождь . Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят , чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Способ второй: цепочка

Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

Не обращайте внимания на пропорции

Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

Соединяйте ярко

Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

Обращайте внимание на последовательность

Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

Способ третий: метод Цицерона

Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

Надеюсь, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди