22.09.2019

Методы детского психоанализа. Коллоквиум по детскому психоанализу. Прогнозы в психоанализе ребенка


Отличие детского психоанализа от взрослого

Если говорить о различии психоанализа взрослого от детского, то прежде всего необходимо затронуть различия между психикой взрослого и ребенка.

Взрослые невротики могут искать излечения, так как для них важен успех на работе и нормальная сексуальная жизнь, в то время как дети часто находят в болезни удовольствие, научаясь извлекать из нее прямую и косвенную выгоду. В целом же в психоанализе взрослого человека речь обычно идет прежде всего о терапевтической работе с уже сложившимися психическими образованиями.

"Склонность взрослых к навязчивому повторению, которое способствует созданию переноса, у ребенка осложняется его жаждой новых переживаний и новых объектов и это усложняет процесс анализа у детей". Это желание новых переживаний у ребенка свидетельствует о необходимости соединять аналитические и педагогические усилия при организации развития детей. Дело в том, что проводимый с ребенком анализ направлен не только на лечение ребенка, но и на его развитие, на создание оптимальных внешних и внутренних условий для этого. Это кажется очевидным, если речь идет о детском анализе. И эта очевидность связи психоаналитической и психотерапевтической работы с идеей развития наводит на мысль о соответствующей задаче применительно и к психотерапии взрослых людей.

В противовес основным вспомогательным средствам ассимиляции и интеграции в фазе проработки во взрослом анализе и в детском анализе этим средствам существенно противодействуют механизмы отрицания, изоляции, проекции. И это, конечно, может существенно осложнять работу.

"Стремление к удовлетворению инстинктов, которое ответственно за подъем ИД и является необходимым для производства материала, у ребенка так сильно, что оно препятствует аналитической работе, вместо того, чтобы помогать ей". Это связано со слабостью детского ЭГО, которое и ответственно за процессы осознания, и приводит к мысли о возможности других путей оказания влияния на развитие влечений ребенка.

Процессы созревания и развития имеют гораздо большее значение у детей, чем у взрослых. "У взрослых невротиков качественное содержание либидо и агрессии скрыто в симптомах невроза; новая волна побуждений по мере возникновения направляется в то же русло. И наоборот, незрелая личность ребенка находится в состоянии постоянного изменения. Симптомы, служащие но одной из ступеней развития в качестве компромиссного или конфликтного решения, на следующей ступени не нужны и отбрасываются. Либидозная и агрессивная энергия находится в постоянном движении и в большей степени, чем у взрослого, готова найти новые пути, которые подсказывает ей аналитическая терапия". Это положение А.Фрейд также говорит в пользу возможности косвенного изменения влечений, как в процессе развития Я ребенка, так и в психотерапии это может происходить и без достаточно ясного их осознания ребенком. Так что не смотря на все ее сложности, психотерапия с ребенком ввиду текучести и лабильности его психических процессов проще и имеет больше потенциальных возможностей в целом, нежели психотерапия со взрослыми. В связи с тем, что влияние окружения на ребенка огромно, изменение этого окружения может само по себе произвести необходимый терапевтический эффект.

Подводя итоги, А.Фрейд замечает, что различия взрослой и детской психики столь принципиальны, что различия в методических процедурах взрослого и детского анализа являются второстепенными. Это не просто различия в осуществлении технических процедур, но и принципиальные различия в стратегии.

З.Фрейд "Анализ фобии пятилетнего мальчика"
Гансом называют пациента, о котором Фрейд рассказал в 1909 году в истории болезни, называющейся "Анализ фобии пятилетнего мальчика". А до этого, в 1907 году, в открытом письме доктору М. Фюрсту, письме называвшемуся "К вопросу сексуального просвещения детей" и напечатанном в журнале "Социальная медицина и гигиена", Фрейд сообщил о некоторых фактах из истории болезни ребёнка. Да и в статье "Об инфантильной теории сексуальности" (1908) этот пациент тоже выступает в качестве примера. Там написано следующее: "Недавно я встретил неопровержимое доказательство одной идеи, на следы которой я набрёл уже давно, проводя психоанализ со взрослыми людьми. На этот раз анализ с пятилетним ребёнком проводил его отец, который и позволил мне опубликовать материал лечения. Теперь я знаю, что изменения матери, связанные с беременностью, не остаются вне поля зорких глаз ребёнка. Дети превосходно подготовлены к тому, чтобы чуть позднее совершенно верно связать увеличение объёма матери с появлением ребёнка". Вначале (1907) маленький пациент назывался своим действительным именем - Герберт. А в более поздних публикациях был "окрещён" новым именем - Ганс. Герберт был сыном Макса Графа, учёного-музыковеда, бывшего в 1903-15 годах членом Венского Психоаналитического общества. Мальчик страдал от фобии животных, не мог оставлять дом из-за страха быть укушенным лошадью.
Анализ проводился не самим Фрейдом, а отцом ребёнка, постоянно консультировавшегося с Фрейдом. Фрейд опубликовал стенографический протокол лечения со своими собственными комментариями. Для Фрейда было важно привести доказательства истинности своих гипотез о существовании инфантильной сексуальности не только посредством лечения взрослых людей, в работе с которыми послойно вскрывается психический материал, но и более прямыми наблюдениями за детьми.
Для Фрейда история болезни Ганса прежде всего была значима как подтверждение теории фобий, которую он создал в работе со взрослыми пациентами. Успех лечения маленького Ганса Фрейд приписывал тому, что маленькому Гансу помог не только профессионализм, но и интеграция в одной личности отцовского и медицинского авторитета, "совпадение заботливого отцовского интереса с научным любопытством у одного и того же лица; а это уже привело к эффективному использованию психоаналитического метода, что вряд ли бы удалось при других обстоятельствах".

Задолго до обучения родители ребенка внимательно следили за его речью и были внимательны к малейшим поступкам и жестам. Когда мать увидела, что Ганс (ему тогда было три года) играет с пенисом, она пригрозила ему, что позовет доктора, чтобы он его отрезал.

Фобия Ганса проявилась в четыре года и девять месяцев (через некоторое время после рождения его маленькой сестры) в неконтролируемом страхе укуса лошади, поэтому он отказался ходить на улицу. Кроме того, Ганс проявлял живое любопытство в отношении гениталий своего отца, матери, маленькой сестры и животных, которых он неотступно преследовал.

Наконец, Ганс оказался во власти Эдипового комплекса, и его любовная страсть к матери имела своим следствием чувство ненависти к отцу, ставшему соперником. Физический конфликт, терзавший мальчика, огорчал его все больше, так как он любил отца.

Когда Макс Граф начал проводить анализ фобии своего сына, он представлял в глазах Ганса отца, соперника и терапевта. Он выбрал методику опроса, и Ганс добровольно участвовал в исследовании. Иногда отец прерывал его, помогая ребенку формулировать то, что его возраст мешал ему ясно выразить. Поскольку Макс Граф стремился излечить болезнь Ганса, заключавшуюся в преждевременном пробуждении сексуальности, благодаря нежным заботам матери, он думал также, что страх малыша мог быть связан с мастурбацией, которой он занимался.

"Интерес, который он проявляет к "wiwimacher’у", не является, однако, чисто теоретическим; как можно было предположить, этот интерес толкает его к прикосновениям к половому члену".

Но Фрейд, которому отец регулярно делал отчет относительно результатов анализа, предложил совершенно другую интерпретацию. Мэтр психоанализа узнал от своих пациентов, страдавших неврозами, что их страхи происходили из подавленных стремлений чувственности. Он применил эту теорию к случаю маленького Ганса.

Отлично зная, что его желание относительно матери было невыполнимо, ребенок его подавлял. А в результате эффекта подавления его агрессивные эротические пульсации превращались в страх, который выражался в виде фобии.

Но при чем здесь лошади? Невинная игра в "лошадку", которая доставляла столько удовольствия Гансу, определила в какой-то степени выбор в пользу внушающего страх животного. По Фрейду, лошадь, которая кусается, символизировала отца, гневающегося на Ганса, желающего свою мать. Отсюда появление страха кастрации. Ганс боялся, что отец его накажет, кастрируя. Упавшая лошадь означала мертвого отца, соперника, которого желают вытеснить.

Так фобия стала для Ганса средством избежания психического конфликта в борьбе, которую развязали противоречивые чувства в его уме. Ребенок скрывал свои мысли, в которых он не мог признаться. Отныне они выражались в форме симптомов, и эта транспозиция делала их достойными и приемлемыми для сознания.
Шаг за шагом врач стремится выявить бессознательные комплексы больного и передать ему свое понимание. "Мы желаем, — писал Фрейд, — привести пациента к тому, чтобы он мог сознательно воспринимать свои бессознательные побуждения. Этого мы достигаем, когда на основании указаний, которые он нам делает, при помощи нашего искусства толкования своими словами вводим в его сознание, бессознательный комплекс. Следуя сходству между тем, что он ищет, что само, несмотря на все сопротивления, стремится дойти до сознания, помогает ему найти бессознательное".

Когда Гансу преподнесли, со всей осторожностью, данные анализа, симптомы начали постепенно затухать. Анализ был весьма удачный, и Ганс окончательно освободился от своей болезни.

Анализ случая маленького Ганса, каким бы условным он ни был, не становится от этого менее значительным, он внес свой весомый вклад в обогащение психоаналитической теории. Освещение этого случая открывает механизмы защиты, которые вступают в действие в процессе подавления Эдипового комплекса.

Анализ фобии пятилетнего мальчика показывает также спонтанность понимания детьми того, что происходит в их голове, важность открытия психоанализа для детей. Также анализ позволяет Фрейду говорить о комплексе кастрации, который существует, даже если ребенок не получил никакой угрозы по этому поводу. Но этот комплекс ведет к болезненному страху, корни которого во враждебных стремлениях по отношению к отцу и садизме по отношению к матери, и наконец, случай с маленьким Гансом позволяет изучать последствия, к которым может привести осознание ребенком подавленных комплексов.

Спустя 14 лет Фрейд ещё один раз встретился с маленьким Гансом. Молодой мужчина представился Фрейду словами: "Я - маленький Ганс". В беседе обнаружилось, что даже намёки на переживания в анализе полностью отсутствовали у прежнего маленького пациента. Сохранилось только смутное воспоминание об отпуске в Гмундене, где вспыхнул невроз. В эпикризе истории болезни маленького Ганса мы встречаем мысли о значении анализа: "Психоанализ нельзя назвать нетенденциозным, научным исследованием, это прежде всего терапевтическая техника. Он не пытается что-либо доказать, так как цель психоанализа добиться хотя бы небольших изменений".

Структура личности в понимании психоаналитиков

Состоит из трех пластов: ид, эго и суперэго(оно, я, сверх-я(я-идеал)).

Оно - резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установок. В оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль.

В отличие от оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я - сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека.

В противоположность неорганизованному Оно, Я стремится к упорядоченности психических процессов и к замене господствующего в Оно принципа удовольствия принципом реальности. Олицетворяя разум и рассудительность, Я пытается осуществить власть над побуждениями к движениям, свойственными Оно. В этом отношении может показаться, что именно Я, эта сознательная, разумная инстанция, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с доминирующим в нем принципом реальности. Однако, с точки зрения Фрейда, дело обстоит не совсем так, а нередко и совсем иначе. Я действительно пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподволь, но властно стремится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вынуждено идти у него на поводу.

С точки зрения Фрейда, Я-это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что психоаналитиками называется Сверх-Я. Эта часть личности, которая уходят своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с Эдиповым комплексом. Если быть более точной, то можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом Эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. Словом, с прохождением Эдиповой стадии психосексуального развития, с разрушением Эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется специфическая инстанция. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец, в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов, цель которых - вытеснение бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и интроекции, то есть вбирания их образов внутрь себя, у ребенка формируется некий идеал и некая запретительная инстанция. С точки зрения Фрейда Сверх-Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя.

"Оно", "Я" и "Сверх - Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх - Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх - Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх - Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Стили семейного воспитания

По Соколовой типы воспитания:

Сотрудничество (в общении преобладают положительные поддерживающие высказывания, мать побуждает ребенка к активности, взаимоуступчивости)

Изоляция (совместные решения в семье не принимаются, в результате ребенок изолируется и не делится своим внутренним миром)

Соперничество (общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении)

Псевдосотрудничество (эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая)

Классификация типов воспитания (нежелательных):

гипоопека (безнадзорность или недостаточная опека и контроль)

гиперопека (мелочный контроль)

воспитание в условиях повышенной ответственности

воспитание в атмосфере жестких взаимоотношений

воспитание в атмосфере культа болезни

противоречивое воспитание

Особенности детского психоанализа

Анна Фрейд обращает внимание на различные тонкости
пихоанализа, связанные, в основном, с незрелостью структуры личности ребенка.
Например, в отличии от взрослого пациента, ребенок очень зависим в своих
отношениях с окружающим миром и он (мир) оказывает намного большее влияние на
протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем маленького
пациента так или иначе обусловлены незрелостью сверх-Я. Чтобы результативно
провести анализ, как считает Анна, аналитик "должен суметь во время анализа с
ребенком место его Я-идеала". Ребенок согласится уступить место в своей
внутренней, эмоциональной жизни новому "любовному объекту". Таким образом, в
детском психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-
идеала ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не способен
самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для этого ему нужен
человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в воспитательном
отношении.

Госпитализм
Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также в замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.
Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х годах XX в. американским психологом Р.Шпицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Шпиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие речи и мышления. Шпиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З.Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализации необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не смогли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.
Факты, выявленные Шпицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающейся Среды, интенсификации общения.
Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самыми маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

Работа А.Фрейд "Введение в детский психоанализ"

В этой работе Анна Фрейд рассмотрела следующие проблемы:

1. Ребенок, в отличии от взрослого, никогда не является инициатором

начала анализа - решение о необходимости анализа всегда принимают его

родители или другие окружающие его люди. По словам Анны Фрейд,

некотоорые деттские психоаналитики (например Мелания Клейн) не считают

это серьезным препятствием в работе, однако по ее мнению, вполне

целесообразно постараться каким-нибудь образом вызвать в ребенке

заинтересованность, готовность и согласие на лечение. Эту часть

психоаналитической работы она выделяет в отдельный период детского

психоанализа - подготовительный. В течение этого пероида

непосредственно аналитической работы не ведется, просто происходит

"перевод определенного нежелательного состояния в другое желательное

состояние с помощью всех средств, которыми располагает взрослый в

нобходимое для начала анализа: осознание болезни, доверие к аналитику

и решение на анализ. В качестве примеров Анна приводит следующие

2. Одна ее шестилетняя пациентка сообщила ей: "Во мне сидит черт.

Можно ли вынуть его?". Ответ был таков: да, можно, но если мы

решим вместе это сделать, то придется выплонить множество не

слишком приятных вещей. Девочка, подумав, согласилась - так было

достигнуто соблюдение важного правила терапии - добровольное

согласие пациента.

3. Другая пациентка, которую привели родители, согласилась работать

вместе с психоаналитиком, стараясь приобрести союзника в борьбе

с ними, подобно тому, как первая девочка старалась заполучить

союзника в войне с "чертом".

4. Довольно часто ребенок не соглашается так просто работать с

аналитиком. В таких случаях, по словам Анны Фрейд, имеет смысл в

течении некоторого времени постараться добиться расположнения

ребенка - в приведенном примере она описывает случай с

десятилетним мальчиком, когда пришлось вначале добиваться просто

интереса мальчика к личности терапевта, затем постараться

показать, что общение может быть не только интересным, но и

полезным и, наконец, дать понять, что подвергаться анализу

означает получать многочисленные преимущества. После этого

ребенок начинает осознавать действительную пользу проведения

психоаналитической работы.

Таким образом, по мнению Анны Фрейд, первым и немаловажным отличием

детского психоанализа от классической его формы является наличие

особой, подготовительной стадии, на которой ребенок должен признать

свою проблему и принять решение на анализ. По словам автора, "у

маленького запущеного невротика вместо сознания болезни... возникает

чувство испорченности, которое становится... мотивом для проведения

анализа".

Психосексуальное развитие ребенка по Фрейду

Согласно Фрейду все люди проходят 5 стадий развития.
1. Оральная стадия (0-1). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни".
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
В зависимости от удовлетворения могут развиваться различные черты характера:
- ненасытность, жадность, требовательность.
Остановка на этой стадии развития впоследствии могут привести к возникновению:
- курение
- алкоголизм
- гурманство
Черты характера: пассивность, зависимость от окружающих.
2. Анальная стадия (1-2) - как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх - Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
Нарушение развития на этой стадии могут быть вызваны страхом ребенка потерять контроль над процессом дефекации. Если у родителей непоследовательное поведение или слишком суровое воспитание.
3. Фаллическая стадия (3 - 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым - комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх - Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх - Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

4. Латентная стадия (5 - 11 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

5. Генитальная стадия (12,13 - I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Предобъектные отношения

Младенец перестает сосредотачиваться на поступающие изнутри стимулы и обращается к приходящим стимулам извне.

На основе этого младенец достигает способности временно приостонавливать безусловные функции принципа удовольствия-неудовольствия, т.е. начинает функционировать принцип «реальности».

Распознавание человеческого лица(улыбка), говорит о том, что уже отложились мнемические следы, а это означает разделение в психическом аппарате(сознательное, предсознательное, бессознательное)

Узнавание знака гештальта предполагает сдвиг сенсорной презентации на сопоставляемый с образом мнеимческий след.

Сдвиг Фрейд определяет как процесс мышления

такое развитие означает появление рудиментарного(телесного) я, а действия, направленные на овладение и защиту - признак функционирования Я (оно отделяется от Я)

защитная функция берется под контроль формирующегося Я.

реакция младенца на взрослого - начало социальных отношений.

Объектные отношения устанавливаются к 14 месяцам.

Психоанализ - это один из методов психотерапии, который также является и методом исследования личности.

Существует мнение, что сильная личность может сама справиться со всеми своими психологическими проблемами. Но, когда у нас проблемы с соматическим здоровьем - мы обращаемся к кардиологу, лору, гастроэнтерологу и вряд ли придет в голову мысль, самому себе поставить пломбу. Мы обращаемся к врачу-специалисту. Давно уже известно, что стрессы, душевный дискомфорт приводят к нарушению работы внутренних органов. Анализы и аппаратная диагностика могут даже не показать вначале никаких изменений.

Что же так влияет на наше состояние? Сознание - это еще не вся наша психика. Есть еще нечто за его пределами. Именно в бессознательном хранится то, что мы когда-то пережили, чего не хочется помнить, там скрыты стереотипы наших чувств и поведения, оттуда приходят наши сны и страхи, хранятся навязчивые мысли. Все это вызывает душевную боль, с которой мы пытаемся справиться самостоятельно. Если не справляемся - исповедуемся друзьям, расслабляемся алкоголем, используем другие проверенные способы. Но боль не проходит. Значит, нужен специалист. Людей без психологических проблем нет, поэтому помощь психотерапевта нужна периодически каждому. И не надо надеяться, что «время все лечит», оно только притупляет боль души, которая станет болью тела. Все знают про психосоматические заболевания. Чем позже вы обратитесь, тем более длительным будет процесс восстановления. Психоаналитик - не волшебник, который сможет за несколько встреч избавить вас от головной боли, которая мучила вас много лет. Цель психоанализа не «убрать» симптом (через какое-то время он может проявиться снова, или трансформироваться в другой симптом), а выявить его источник и понять динамику его развития. С помощью развития самосознания можно преодолеть тревогу и страх. Но мы не можем увидеть себя без зеркала. Таким «зеркалом» и является психоаналитик, который отражает наши эмоции и значимые образы. С его помощью можно понять сущность своих чувств, переживаний и желаний, интерпретировать смысл сновидений. Во время сеанса психоанализа создается определенная атмосфера, которая позволяет вспомнить вам многие события своего детства, оказавшие влияние на всю дальнейшую жизнь. Это может быть болезненно, но поможет разобраться в закономерностях, происходящих с вами событий, отношений с окружающими, спрогнозировать будущее. При тесном сотрудничестве лечащего врача и психолога можно достичь прекрасных результатов и в лечении многих, в т.ч. хронических, заболеваний. И если вы действительно хотите изменить свою жизнь и почувствовать душевный покой и гармонию, научиться лучше понимать себя и других, психоанализ - это лучший для этого способ.

Зачем обращаются к психоаналитику здоровые люди.

Разобраться в своих проблемах, в своих отношениях с другими

Избавиться от сомнений

Избавиться от тяжелых воспоминаний

Пережить потерю любимого

Что-то изменить в себе, в своей карьере, в своей жизни, в жизни своей семьи

Понять, почему в жизни повторяются одни и те же неудачные ситуации

Найти смысл в жизни

Избавиться от депрессии

При наличии психосоматического заболевания

Если вы все-таки дошли до специалиста, значит, осознаете свои проблемы, понимаете их сложность, хотите что-то изменить.

Психоанализ - это метод для тех, кто знает, что такое печаль и раскаяние, ищет смысл своей жизни и нуждается в понимании и принятии.

Психоанализ может помочь людям, испытывающим:

  1. Панические атаки
  2. Навязчивости
  3. Страхи, фобии
  4. Депрессию
  5. Кризисные состояния
  6. Проблемы в личной жизни
  7. Проблемы соматического характера
  8. Проблемы в отношениях
  9. Проблемы протекания беременности, послеродовые депрессии
  10. Проблемы личностного порядка (низкая самооценка, неуверенность в себе, одиночество, невозможность построить отношения)
  11. Проблемы с усыновленными детьми
  12. Проблемы с детьми подросткового возраста
  13. Разочарования в семейной жизни

Как проходит сеанс психоанализа.

  1. Классический сеанс - пациент лежит на кушетке. Аналитик сидит вне зоны видимости пациента. Так человеку легче говорить обо всем, что приходит в голову (принцип свободных ассоциаций).
  2. Но пациент по своему желанию может не ложиться на кушетку, а сесть на стул. Это его личное решение.
  3. Все сказанное в кабинете, хранится в тайне. В том числе и записи, сделанные аналитиком для более глубокой проработки ситуации после сеанса.
  4. Психоаналитическая встреча длится 45-50 минут. И будет прервана по окончании этого времени, вне зависимости от желания пациента продолжить беседу.
  5. Регулярность сессий определяет сам пациент по своему усмотрению, обычно это 2-3 раза в неделю. Продолжительность терапии - тоже.
  6. Аналитик не интересуется результатами ваших медицинских анализов или психологических тестов, это для терапии не имеет значения.
  7. Аналитик не будет встречаться с вашими родными, чтобы обсудить вашу терапию или навести о вас справки. Для него важна только ваша личность.
  8. Самое главное в работе аналитика - это именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.
  9. Клиент в психоанализе одновременно и исследователь, и объект исследования. Именно вам отведена ведущая роль, и предлагается взять ответственность за свое лечение, активно сотрудничая с аналитиком-партнером.
  10. Вы будете переходить к новым более или менее болезненным темам в комфортном для вас темпе, только когда будете готовы погрузиться в них. Всегда сможете остановиться и посмотреть, что скрывается за вашей тревогой.
  11. Вам обязательно предложат рассказать о тех чувствах, которые вызывают у вас сам аналитик и терапия. Они имеют огромное значение, т.к. могут быть перенесены на аналитика из ранних привязанностей или враждебности в отношении родителей и других ваших близких.
  12. Анализируя старые конфликты, работая с ними, вы будете расти как личность.

Что такое детский психоанализ.

Детский психоанализ очень отличается от взрослого.

Ребенок не приходит добровольно, его проблема беспокоит родителей, которые его и приводят. По собственному желанию или по рекомендации педагогов или психологов.

Детский психоаналитик может работать с детьми любого возраста, даже грудного. Если вы заметили симптом (бессонница, сосание пальца, энурез, энкапрез, запоры, расчесы, агрессивность, фобии и др.), значит, у вашего ребенка много причин, которые не позволяют ему справиться с проблемой. И, значит, он не может гармонически развиваться и расти.

На первую встречу с аналитиком лучше прийти всей семьей, тогда она пройдет намного эффективнее. В дальнейшем в терапии остается только ребенок. Но очень важна обратная связь и наблюдения родителей за изменениями его поведения, поэтому будут обязательные консультации (по их желанию), не чаще 1-2 раз в месяц.

Во время терапевтического сеанса родители в кабинете не присутствуют. В другом формате психоаналитическая работа невозможна. Возможны только разовые психологические консультации.

Детский психоанализ проводится в форме игры в оборудованном помещении с игрушками, принадлежностями для рисования, конструирования, творчества.

Психоаналитик устанавливает доверительные отношения с ребенком. Иногда для этого требуется несколько первых сессий. Форму общения с аналитиком выбирает сам ребенок. Аналитик следует за его желанием. Любое поведение ребенка аналитиком принимается и анализируется.

Коррекция психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Иногда психоаналитик может порекомендовать вам параллельно с вашим ребенком самим пройти курс психотерапии.

С какими проблемами работает детский психоаналитик.

  1. Проблемы адаптации в коллективе: непринятие сверстниками, замкнутость, агрессивность, отсутствие друзей, нежелание посещать детский сад или школу.
  2. Сложности в обучении.
  3. Психофизиологические и неврологические нарушения: нарушения сна, отказ от еды, энурез, энкапрез, дисфункция пищеварительной системы, анорексия, булимия, снижение активности, тонуса, рассеянность, тики, гиперактивность.
  4. Психологические симптомы: страхи, ночные кошмары, частая смена настроения, тревога, навязчивые действия и ритуалы.
  5. Компьютерная зависимость, игромания.
  6. Несоответствие поведения ребенка его полу.
  7. Проблемы семьи: развод, конфликты.
  8. Травмы: потеря близких, насилие, экстремальные ситуации.
  9. Психосоматические проблемы: частые простудные заболевания, недомогания неясного генеза, обострение хронических заболеваний.
  10. Пренатальные проблемы: бесплодие, невынашиваемость плода, родовые и послеродовые депрессии матери, сопровождение беременности.
  11. Речевые проблемы: задержка и отсутствие речи, эхолалия.
  12. Детский аутизм.

Педагог-психолог Дианова Э.В.

Психоанализ был и остается для нас самым противоречивым и таинственным методом психологии. Слово это знает каждый, даже самый далекий от психологии человек. Ну кто не слышал о Зигмунде Фрейде?
С другой стороны, психоанализ является мало распространенным и доступным, поскольку в России еще не сформирована практика психоанализа.
Получит ли этот метод у нас такую же широкую популярность, как на Западе, - покажет время. Но, как считает известный французский психоаналитик, профессор Элизабет РУДИНЕСКО (мы уже писали о ее приезде в Россию в № 48, 2000), у психоанализа в России большое будущее. О возможностях и преимуществе психоаналитической работы, в том числе и с детьми, с Элизабет беседует наш корреспондент Ольга РЕШЕТНИКОВА.

Психоанализ неотделим от имени Зигмунда Фрейда. Соответствует ли то, чем вы занимаетесь сейчас, классическому образцу, или это уже что-то другое?

Зигмунд Фрейд остается отцом-основателем психоанализа. Знание его теории необходимо для человека, который интересуется психоанализом. Сейчас возникло много разных направлений, которые называют себя фрейдистскими, но они развивают какую-нибудь одну из идей фрейдизма.
Психоаналитикам хорошо известно имя Мелани Кляйн. Она, если можно так сказать, является изобретателем психоанализа для детей. В Англии, например, возникли целые течения, которые основаны последователями М. Кляйн.
Фрейд в 1905 году создал учение о детском психоанализе. Это учение базировалось на его воспоминаниях и на поведении его отца. А Мелани Кляйн, вопреки существовавшему мнению, что на маленького ребенка можно воздействовать только через родителей, стала практиковать общение с ребенком в русле психоанализа. Для этого она использовала массу предметов и игрушек. Ими наполнялась комната, они помогали устанавливать контакт с маленьким человечком.
Хотя английская школа детского психоанализа продолжала называться фрейдистской, она пошла по собственному пути. Акцент, в частности, был сделан на взаимотношениях ребенка с матерью, а не только с отцом. Особое внимание обращалось на отношения человека (ребенка или взрослого) с его окружением.
Во Франции крупнейшим последователем Фрейда был Жак Лакан, который внес свое понимание в психоанализ. Для Лакана основным фактором является речь человека, которая и отражает подсознательное. При этом Лакан считал себя учеником Зигмунда Фрейда.
Учение Фрейда сохранилось, и ему верны очень многие, но возникло как минимум шесть-семь разных направлений в психоанализе. я думаю, что сам Зигмунд Фрейд был бы удивлен, если бы узнал, во что сегодня превратилось его учение.

Насколько широки возможности психоанализа при работе с детьми и какие проблемы можно решать с его помощью наиболее успешно?

Работа с детьми остается приоритетной для психоанализа, поскольку чем раньше начинаешь заниматься с ребенком психоанализом, тем больше вероятность того, что он избежит каких-либо проблем в будущем.
Моя мама - Женни Обри (Genny Aubry) - одна из основательниц детского психоанализа во Франции. Она родилась в 1903 году и была современником и другом Франсуазы Дольто и Жака Лакана. Начинала она свою карьеру как педиатр и нейропсихолог. После Второй мировой войны заведовала одним из отделений в детской больнице. Тогда она и увлеклась психоанализом: ездила в США и познакомилась там с Анной Фрейд.
Вернувшись во Францию, Ж. Обри начала заниматься детским психоанализом. Она работала с теми детьми, которые не имели родителей и находились в учреждениях, сравнимых с вашими детскими домами. У этих детей были проблемы, связанные с недостатком родительской любви, поэтому у них возникали различные психологические комплексы.
В пятидесятые годы Женни Обри работала в медицинском центре, занимающемся школьными проблемами детей. Этот центр находился в 18-м округе Парижа, где жили очень бедные семьи. Здесь были возможны грубость и насилие по отношению к детям.
Работа была направлена на то, чтобы оградить детей от пагубного влияния таких семей. При возможности шла работа со всей семьей или с матерью. Женни пыталась доказать, что длительный психоанализ может вывести ребенка из негативного психического состояния. Накопленный ею опыт до сих пор служит основным базовым материалом для тех, кто занимается подобными проблемами. Все они ссылаются на Дольто и Женни Обри.
Выдающиеся английские детские психоаналитики Джеймс Винникотт и Джон Боулби занимались трудными детьми. Вообще английская школа внесла весомый вклад в развитие психоанализа и стоит того, чтобы труды ее представителей были переведены на русский язык. Английские психоаналитики изучали ребенка в его окружении, занимались предупреждением умственных нарушений и болезней, связанных с расстройством психики.
Я думаю, что у детского психоанализа большое будущее, в том числе и в России, поскольку большинство проблем ребенка лежат к области подсознательного и имеют своей исходной точкой взаимоотношения с родителями.

В чем преимущество психоанализа по сравнению с другими методами при работе с детьми?

В процессе психоанализа могут произойти какие-то прояснения (изменения) в отношениях между родителями и родителей с детьми. Причем не только осмысленные, осознанные, но и неосознанные. Наряду с этим открывается возможность увидеть глубинный источник проблем. Понять истинные переживания детей можно через игру, через рисунки. Психоанализ дает возможность найти причины насилия в семье, в том числе и сексуального, поскольку эти причины лежат в области бессознательного. Через психоанализ также можно понять детскую сексуальность, ее выражение у детей.
Психоанализ в свое время дал возможность женщине выговориться, точно так же и ребенок получил право говорить не через родителей, а самостоятельно. Даже если родители не исключаются из этого контакта. При этом психоаналитик никогда не будет говорить что-то матери за спиной у ребенка. Проговаривая свои проблемы, ребенок уже начинает их разрешать. Мы считаем, что ребенок - полноценный человек и он имеет право на собственный мир.

Где во Франции ребенок или семья могут получить помощь психоаналитика?

Существует немало специализированных центров. Возьмем конкретного ребенка из парижского пригорода. Там живет много семей эмигрантов, и, как правило, почти у всех детей есть проблемы. Обычно на них обращают внимание школьные учителя, родители, а иногда и сам ребенок. Эта информация поступает к социальному работнику, который есть в каждой школе. Он и приводит ребенка в медико-психиатрический центр. Такие центры расположены повсюду. В них работают психоаналитики или психотерапевты. В эти центры приглашаются и другие члены семьи.
Иногда работают отдельно с ребенком, иногда сразу со всей семьей. При необходимости ребенок может быть изолирован от семьи. В случае, если у ребенка диагностируется тяжелое психическое расстройство, его помещают в специальную школу, где он получает образование.
При этом все расходы берет на себя служба социального обеспечения. Есть и психоаналитики, которые работают с детьми частным образом.

Каких специалистов во Франции больше: психоаналитиков или психотерапевтов?

Большинство психиатров и психотерапевтов, которые работают с детьми, используют психоанализ. Возможно, что они сами проходили курс психоанализа и знают, что это такое. Это очень важно. Сейчас пациентами психоаналитиков нередко являются преподаватели школ или социальные работники, то есть те люди, которые потом используют этот опыт для работы с детьми. Это помогает им.

Какова продолжительность терапевтической работы с одним ребенком?

Отдельный сеанс длится от 45 минут до одного часа. Что касается всего курса, то он может продолжаться бесконечно долго в зависимости от ситуации. Задача такого курса: помочь ребенку адаптироваться или вернуться в нормальную (в том числе школьную) среду.
Если это происходит, то, значит, работа может быть закончена. Но если семья не хочет продолжения работы, тогда она прекращается.

С какого возраста можно применять психоанализ?

Психоаналитики убеждены, что именно слово является главным средством для выявления подсознательных мотивов.
Правда, во Франции уже стал развиваться психоанализ детей, которые еще не начали говорить. Психоаналитическая работа в этих случаях проводится вместе с матерью. Никаких чудес здесь нет.
Подобные методы дают хороший эффект даже при работе с новорожденными детьми, не имеющими органических нарушений. Замечено, что соматические нарушения связаны с тем, что родители недостаточно говорят с ребенком, мало общаются с ним, не смотрят на него. Психоаналитик начинает говорить с ребенком в присутствии матери, и это дает потрясающие результаты. Ребенка как бы «опускают в ванночку речи». И он «купается» в окружении этих слов, этой речи, получая то лечение, которое ему необходимо.
Психоанализ в раннем возрасте особенно ценен тем, что его последователи стараются как можно меньше прибегать к лекарственным препаратам. Понятно, что опасно прописать совсем маленькому ребенку в качестве успокоительного химический препарат. Конечно, и это применяется, особенно в США. Но единственное безопасное лекарство - это слово.

В ПРОШЛОМ И СЕЙЧАС

Во время нашей беседы Элизабет поинтересовалась, как в России сейчас лечат детей с психическими расстройствами. В 1974 году она, Женни Обри и еще ряд французских психотерапевтов посетили Россию и были приглашены в интернат для детей с умственными нарушениями. Исследователи были шокированы тем, что им удалось увидеть: дети ходили по струнке, одинаково одетые. Им даже брили головы, чтобы они не дергали друг друга за волосы.

Я ответила, что сейчас, к счастью, ситуация изменилась. В специализированных школах и интернатах есть психологи, психотерапевты. С детьми проводятся развивающие и коррекционные занятия. Элизабет спросила, не бреют ли сейчас детей и как они одеты? Больше всего в 1974 году Элизабет потрясло, что русские специалисты показывали все это с гордостью, считая, что так и надо обращаться с умственно отсталыми. В интернате было действительно чисто, дети были ухоженные, накормленные. Но, увидев совершенно безликих детей, французы стали возмущаться, доказывая, что у всех детей должны быть права, в том числе и право пачкаться.

Теперь даже трудно представить себе такое «передовое» учреждение. А тогда мы все так жили. Мне оставалось сожалеть, что в этот приезд в Россию Элизабет не имела возможности посетить интернат или спецшколу, где увидела бы все своими глазами.

Но французская коллега никак не могла забыть обритых наголо детей и продолжала выражать несогласие с теми взрослыми, которые считают одинаковость детей своим достижением.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Редакция выражает искреннюю признательность Французскому
культурному центру в Москве за содействие в подготовке материала.

Раньше было принято считать, что детский психоанализ, как и в случаях со взрослыми пациентами, может помочь при работе с "невротическими" симптомами - чем-то таким, что связано с трудностями прохождения эдиповой стадии развития. Однако впоследствии оказалось, что психоанализ хорошо зарекомендовал себя и при работе с самыми тяжелыми психическими расстройствами у детей: аутизмом и детской шизофренией. Именно работы детских психоаналитиков показали, что детская шизофрения существует как феномен и может возникать даже в раннем детстве.

Следует отметить, что целенаправленные исследования в направлении доказательства эффективности детского психоанализа проводятся в подавляющем большинстве случаев только в русле подхода А. Фрейд и учеников ее школы. Ряд серьезных эмпирических исследований, проведенных под общим руководством П. Фонаги, позволяет сделать следующий вывод относительно условий эффективности метода детского психоанализа, проводящегося в русле Эго-психологии. Больше всего от аналитической техники смогут получить дети с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией, имеющие серьезные трудности в отношениях с другими детьми, проблемы с регуляцией аффекта, с низким порогом к переживанию фрустрации, с нарушенным образом себя, с хрупким контактом с реальностью и с магическим мышлением . Это дети, живущие в замкнутом мире своих причудливых фантазий, подозрений, с повышенным уровнем социальной тревожности. Статистический анализ позволил выявить и ряд других личностных особенностей детей, с которыми психоаналитическая терапия будет приводить к улучшению их состояния:

  • - интеллект выше среднего;
  • - стабильное и поддерживающее окружение;
  • - отсутствие выраженных нарушении функций Эго;
  • - достаточная сознательная мотивация к сложной психоаналитической работе ради избавления от чувств вины, тревоги, стыда;
  • - способность к установлению отношений.

С этими выводами могли бы поспорить представители школы М. Кляйн, однако системных исследований в этой области они не проводят.

Для того чтобы детский психоанализ был возможен, необходим надежный сеттинг. Он является важным и неотъемлемым компонентом детского психоанализа и включает в себя четко регламентированные правила, устройство комнаты, где проводится психотерапия, устный договор относительно проводимой работы (частота встреч, оплата, возможность пропусков занятий, прерывания работы, ее продолжительность и т.д.). Этический кодекс подразумевает соблюдение конфиденциальности не только при работе со взрослым пациентом, но и с ребенком.

Психические особенности ребенка, его отличие от взрослого, безусловно, предъявляют специфические требования к организации психотерапевтического процесса, сеттингу, самому устройству игровой комнаты не только и не столько в буквальном плане (расположение предметов, игрушек), сколько в символическом: что нужно для того, чтобы психически "удерживать" ребенка во время сессии, как создать ему безопасное, надежное психотерапевтическое пространство, в котором он мог бы развиваться. Как указывает Б. Джозеф, "мы не можем ожидать, что ребенок расскажет нам обо всем с помощью слов, он будет говорить своими действиями, и игровая комната должна быть к этому приспособлена" .

Размер комнаты нужно соотносить с типом тревоги и ведущих фантазий, переживаемых ребенком: в слишком большой и пустой комнате ребенок будет чувствовать себя потерянным, а в слишком маленькой - пойманным в капкан своими преследователями. Это нс значит, что работа будет невозможна в принципе - важно уметь увидеть это в ассоциациях ребенка и при необходимости давать нужные интерпретации, проясняющие его эмоциональные состояния и перенос на терапевта (ведь это его комната, и это он приглашает ребенка туда приходить).

Не стоит понимать смысл аналитической работы с ребенком как направленный на достижение скорейшего улучшения состояния - сильное и неотрефлексированное терапевтом желание помочь может оказаться вредным для самого ребенка. В такой ситуации терапевт начнет форсировать события, станет выделять позитивные и радующие его самооценку моменты, в то время как ребенок на самом деле с определенной вероятностью начнет бессознательно "подыгрывать" терапевту, будто от него ожидается, что он как можно быстрее избавится от своих пугающих фантазий и мыслей.

Форма реализации детской психоаналитической психотерапии, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - игровая. Терапевт не дает каких-либо инструкций, наставлений; активность исходит от самого ребенка. Игра в детском психоанализе понимается как аналог свободных ассоциаций (в кляйнианском подходе). Предполагается, что все игровые действия, которые совершает ребенок в течение аналитического часа, вызваны той или иной бессознательной фантазией, которую аналитик должен уловить и проинтерпретировать в нужный момент. Понимая символический характер игры ребенка, терапевт обозначает с помощью слов то, что он понял относительно внутренней фантазии ребенка, представленной в данном игровом сюжете. Ребенок не обязательно будет играть -он может рисовать, рассказывать то, что приходит ему в голову, просто молчать .

В психоаналитической психотерапии нет специальных инструкций о том, как именно ребенку следует использовать ту или иную игрушку. Он может использовать куклу как молоток, а молоток как куклу. Скомканная бумажка может превратиться в ужасного монстра. Вместе с тем в игрушках, специально подобранных для терапии, могут заключаться и определенные, соответствующие стадии психосексуального развития и развития объектных отношений.

Развитию ребенка двух-трех лет, а иногда и старше очень могут помочь, например, игры с соединением и разрезанием. Для этого нужны ножницы, бумага, клубок веревки, клей и скотч. Развитию соперничества, здоровой конкуренции помогут игрушки супермена, разбойника. Формированию представлений о структуре семьи, половых и возрастных отличий помогут куклы, изображающие разных членов семьи - маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, а также беременная кукла Барби, взрослый Кен, игрушечные кровати (взрослая и детская), пупсы с половыми отличиями. Это может быть домик, в котором можно открывать и закрывать окна и дверь и помещать в него куклы взрослых или детей. Принятию правил помогут игрушечная полицейская машина, кукла полицейского.

Поскольку есть серьезные основания рассматривать действие в каждом ребенке деструктивных импульсов и связанной с ними агрессивности, малышу нужны игровые средства для символизации подобных влечений. Идентификация ребенка со "злой" игрушкой, куклой, с которой он играет, допустима, но она, во-первых, не является единственно возможным способом отношений с ней, а во-вторых, необходимо понимать, что это не просто зеркальное бездумное копирование качеств персонажа (а ребенок при этом - чистый белый лист). Скорее, это защитная идентификация против сильных чувств страха, беспомощности и отчаяния, либо, что также важно и возможно на определенном этапе развития, необходимая возрастная идентификация с важными качествами взрослых (сила, умение преодолевать препятствия, активность); для мальчиков - с отцом, мужчиной .

Одна мать очень волновалась из-за того, что ее сынок боялся заснуть, не мог начать говорить, казался очень испуганным. Малышу было три года. Психолог предположил, что ему снится что-то страшное, на что мальчик утвердительно покивал головой. "Может быть, игрушки помогут тебе показать, что снится?" - спросил психолог. Тогда мальчик выбрал игрушки Бабы-яги и разбойника, на лицах которых были запечатлены злость и жестокость, и поместил их лежа одна на другую. Затем он стал тереть их одну о другую. Изумленная мать сразу сказала, что они с мужем занимаются любовью рядом с ребенком, поскольку их кровати стоят рядом. Но она никогда не могла подумать, что ребенок что-то слышит и понимает .

Вместе с тем, возможна и разговорная форма психоаналитической терапии с детьми, но она все равно в любом случае подразумевает наличие рядом вспомогательного материала - игрушек, настольных игр, бумаги, карандашей, пластилина и т.п. Работа с подростками обычно имеет разговорный характер. Лучше всего, конечно, в этом возрасте подходит психоаналитическая психодрама, однако в России эта форма работы применяется пока еще достаточно редко.

В технике современного детского психоанализа все больше внимания уделяется невербальным коммуникациям, понимаемым как производные бессознательного. У ребенка еще мало средств для вербального выражения своих мыслей и фантазий, но невербальные способы он использует очень активно. Например, к телесным можно отнести следующие коммуникации:

  • телесная "замороженность" (ребенок кажется сильно зажатым, скованным, как будто находящимся в скорлупе);
  • диспластичность, раскоординированность движений тела, телесная "неустойчивость" (словно почва "уходит из-под ног", ребенку трудно удерживать равновесие);
  • прижимание к полу (часто всем телом, лежа), вжимание в стул, табуретку;
  • обнимающий жест или положение рук и кистей, как будто держащих что-то;
  • почесывания, щипания, пальцы теребят одежду. Мимические проявления бывают следующими:
  • многочисленные оральные действия (сосание пальца, облизывание или посасывание губ и языка, трогание губ пальцами и т.п.);
  • взгляды на дверь (отсутствующие, ожидающие, с интересом);
  • "отсутствующий взгляд" или взгляд "внутрь себя" и т.д. Привлечению внимания к невербальным коммуникациям и пониманию их содержания во многом способствовало развитие метода наблюдения за младенцами, предложенному более 60 лет назад известной британской исследовательницей-психоаналитиком Э. Бик в Тавистокской клинике детского развития. Она развила оригинальный, основанный на психоаналитической традиции подход, в котором во главу угла поставлено внимание к мельчайшим деталям взаимодействия матери и младенца, в большой степени невербального, и тому эмоциональному отклику, который сам наблюдатель отслеживает в себе во время наблюдения.

Для реализации метода детского психоанализа важно понимать, какими инструментами он оперирует. Основными инструментами, помогающими терапевту в работе, являются анализ контрпереноса, интерпретация (в первую очередь, переноса) и контейнирование.

Под контрпереносом понимаются такие чувства, переживания и фантазии самого аналитика, которые возникают у него в ответ на взаимодействие с ребенком. Анализ контрпереноса предполагает возможность размышлять над подобными своими состояниями, пытаясь попять их происхождение и смысл в контексте терапевтических отношений с ребенком. Для этого у аналитика с необходимостью должно быть как можно меньше слепых пятен в собственной личности, чтобы отклик на ребенка не был спутан с собственными проекциями и не приводил бы к так называемым отыгрываниям, когда терапевт вдруг начинает воспитывать ребенка на сессии, теряя свою терапевтическую позицию.

Отмечается, что роль анализа контрпереноса в детском анализе еще значительнее, чем во взрослом. Это связано как с бессознательными конфликтами, возникающими в связи с родителями ребенка, так и с самой природой сообщений, транслируемых ребенком. В первом случае аналитику приходится иметь дело с бессознательными идентификациями с ребенком против родителей или же с родителями против ребенка. Во втором случае интенсивный перенос, рост зависимости ребенка, примитивная природа бессознательных фантазий у ребенка вызывают бессознательную тревогу у самого аналитика.

Ребенок может вызывать очень сильные чувства у аналитика - от желания помочь, защитить вплоть до сильного гнева и раздражения. Необходимость понимания природы этих чувств у терапевта позволит ему лучше понимать, что происходит в пространстве "здесь-и-сейчас" аналитической сессии. Существенную помощь в этом оказывают аналитику три разных источника: супервизия, личный анализ и обучение методу наблюдения за младенцами по Э. Бик.

Интерпретация является основным инструментом психоаналитического лечения. Однако суть интерпретации, ее основные цели могут быть различными - как в зависимости от стадии лечения и локальной задачи терапевтического процесса, так и в зависимости от психоаналитической школы и, соответственно, модели понимания природы психической патологии ребенка.

Можно интерпретировать внутренний конфликт в контексте личной истории ребенка. Например, если в игре мышонок плохо себя ведет, а его мама-мышь в это время занимается мышонком-малюткой, можно, выбрав подходящий момент и решив для себя, что интерпретация действительно нужна, сказать: "Похоже, мышонок злится на маму, что она не с ним". В какой-то ситуации можно связать сюжет игры с реальными событиями и продолжить предыдущую интерпретацию словами: "...как и ты, может быть, злишься на свою маму за то, что она так много времени проводит с твоим братиком".

Суть интерпретации - обозначение, вербализация, объяснение чувств и фантазий ребенка. Но возможна и другая интерпретация - интерпретация переноса: "Ты злишься на меня, потому что видел, что сюда на занятия ко мне могут приходить другие дети". Когда обнаруживаются и интерпретируются чувства ребенка, которые он испытывает "здесь-и-сейчас" в отношении психотерапевта, это составляет саму суть психоаналитической работы с ребенком.

В современной технике детского психоанализа в школе А. Фрейд широко применяется метод ментализации. Она имеет определенные родственные связи с понятием о когнитивных схемах, но во главу угла ставит проблему адаптации Эго к принципу реальности. Техника основывается на модели психических процессов, исследующей природу мыслей, чувств и психических состояний, в которых могут находиться сам пациент и окружающие его роли. В интерпретации, даваемой ребенку, фокус делается на вербализации его чувств и отличении его состояний и реакций от побуждений другого человека (например, "то, что произошло с тобой в той ситуации, вызвано твоей злостью"). Вербализация усиливает Эго, поскольку теперь можно отличить желания и фантазии от реальности. Это развивает способность ребенка контролировать свои чувства вместо ситуации, когда его чувства переполняли и контролировали его самого.

Техника кляйнианского детского анализа подразумевает обнаружение бессознательных фантазий в речевой и игровой продукции ребенка во время сессии, и особенно в переносе. Перенос проистекает из внутреннего мира ребенка, т.е. по сути это его экстернализация в отношениях с терапевтом. Однако интерпретация дастся в терминах чувств и переживаний. Кроме того, это преимущественно работа в терминах "здесь-и-сейчас". "Сейчас я обращаю большое внимание на то, как меня воспринимает ребенок, а не только на то, что он чувствует; на то, каким объектом я являюсь для него, какой его внутренний объект на меня проецируется, что определяет в свою очередь то, кем становится тогда он".

Мальчик Н., трех с половиной лет, на каждой встрече с психотерапевтом ревностно прятал свои рисунки в различных частях кабинета, желая получить заверения терапевта, что они не достанутся другим детям (его маленькому братику один год). На одну из встреч он пришел в тревоге, взял ножницы, зажги их в кулаке, поднес к глазу так, что острые концы были направлены па терапевта и стал совершать режущие движения. Терапевт интерпретировал: "У тебя теперь стал как будто такой режущий взгляд... Может быть, ты злишься". Мальчик тут же положил ножницы на стол, схватил две мягких подушки, между которыми сидел на диване, и стал ими со злостью бить одна о другую. Терапевт сказал, держа в мыслях материал прошлых сессий и то, о чем рассказывали родители мальчика: "Наверное, ты очень злишься, когда видишь, как мама кормит грудью твоего братика" (предполагая символическое равенство двух мягких игрушек и материнских грудей). Мальчик тут же ответил: "Мы его уже перестали кормить грудью".

Он успокоился и некоторое время сидел молча. Затем он встал, подошел к терапевту и сказал: "Я принесу сюда пилу и распилю тут все на мелкие кусочки: твои стены, твои занавески, твой шкаф, твои игрушки". Терапевт спросил: "И меня тоже? Ты очень злишься на меня, когда думаешь, что сюда могуч приходить другие дети и я играю с ними в эти игрушки?" (обратим внимание, что, как это было указано ранее, это является важной фантазией и тревогой мальчика - другие дети, от которых надо спрятать все свои поделки). "Нет, - ответил мальчик, - вот тебя я резать не буду, а всех остальных - буду".

Тогда терапевт дал интерпретацию переноса, переходящую в так называемую генетическую интерпретацию: "Ты хочешь, чтобы я принадлежа! только тебе, а всех остальных соперников хочешь разрезать пилой. Точно так же, как хотел бы, чтобы твоя мама была только с тобой".

Проработка подобных фантазий мальчика, возможность их символизации и вербализации ведет к постепенному отказу мальчика от его "всемогущих" фантазий и лежащих в их основе чувств беспомощности и одиночества. Вместе с тем возможно и иное понимание происходящего, когда действия ребенка оказываются его реакцией на непонимание или преждевременность интерпретаций терапевта. Тогда его злость и битье подушек могут быть связаны и со злостью на терапевта, которому, возможно, не следовало так быстро говорить, но имело смысл подождать и пронаблюдать, что будет происходить дальше.

Важнейшей задачей детского психоаналитика является контейнирование интенсивных и зачастую невыносимых переживаний, которые есть у ребенка, пришедшего на психотерапию. Само по себе контейнирование может несколько отличаться в зависимости от школы психоанализа. Это отнюдь не способность аналитика быть "ведром" для сбора внутрь себя всего "плохого", это скорее способность к трансформации непереносимой злости или ужаса в переносимые и символизируемые с последующим возвращением их ребенку в такой новой, освобожденной от ужаса форме, что теперь это можно снова принять внутрь себя без боязни, что это нечто разрушит его изнутри.

Здесь связываются представления о роли матери для младенца с ролью психотерапевта для своего пациента (идеи Биона и Винникотта). В этом плане очень важно понять, в чем заключается контейнирующая функция матери для своего младенца, невыполнение которой может привести к серьезным психическим трудностям у ребенка и которую теперь должен восстановить психоаналитик в своей работе с ребенком.

Допустим, младенец испытывает какие-то сильные внутренние ощущения, и он дает о них знать своим криком, плачем, искривленным в гримасе боли или отвращения личиком, позой тела, движениями рук и ног. И мать младенца в такие моменты не только пытается понять, что именно вызвало плач, и устранить причину дискомфорта (подчас интуитивно понимая ее, а иногда и методом слепого перебора возможных вариантов), но она также помогает ребенку вынести психическое переживание боли: она подходит к ребенку и говорит: "Мой малыш, бедняжка, у тебя, наверно, болит животик, сейчас я тебя поглажу, пожалею, согрею, покачаю, дам капельки, у кошки боли, у собачки боли, а у Вани не боли" и т.п.

Конечно, порой достаточно трудно проявлять спокойствие в подобные моменты: не всегда понятно, в чем причина крика и как успокоить ребенка. Кричащий младенец причиняет много беспокойства и душевного страдания, особенно если напрямую эмоционально присоединяться к его переживаниям. Иначе говоря, мать может сама очень сильно испугаться, когда кричит ее малыш. В такой ситуации очень важно, чтобы мать могла выдержать этот крик, не бежала от него прочь, продолжала с сочувствием относиться к младенцу и пыталась понять, что ему нужно, чем она могла бы ему помочь.

Держа плачущего ребенка в объятиях, она контактирует напрямую с болью, с его страхом, как бы вбирая их в себя. Она перерабатывает невыносимый "безымянный ужас" младенца (термин и теоретические идеи У. Биона, концепция "альфа-функции") в слова "бедненький, как болит твой животик" или "как напугал тебя шум на улице, мой маленький".

Сама того не подозревая, она непереносимое превращает в нечто вполне понятное и терпимое. И она сообщает об этом малышу ласковым поглаживанием и нежными словами успокоения. Такое психическое "переваривание" похоже на обязанность мамы-птицы перед своим птенцом: он еще не умеет клевать сам, поэтому мама сначала сама проглатывает пищу, частично переваривая ее в зобу, и только йотом отдает ее птенцу, вкладывая в его клювик. У человека подобная психическая работа матери закладывает основы того, что чуть позднее мы назовем "внутренним миром". Выполняя подобную функцию на сессии, психотерапевт создает в ситуации "здесь-и-сейчас" то, чего его пациент был лишен в младенческом возрасте - надежное контейнирование.

В одном из терапевтических наблюдений по методу Э. Бик за ребенком с риском развития аутизма мать стала одевать своего полуторагодовалого сына для прогулки. Он очень напрягся телесно, на него было просто невозможно натянуть верхнюю одежду, он стал громко кричать. Психотерапевт почувствовала ужас, наполняющий мальчика, его тело казалось полностью одеревеневшим. В этот момент наблюдательница стала громко, на какой-то особой высокой ноте, как будто жалобно причитать: "Как это страшно - идти на улицу, какими опасными могут быть вещи и события вокруг!" Мальчик, к огромному изумлению его матери, успокоился, расслабился, и они спокойно пошли гулять.

В этой ситуации терапевт эмпатически точно воспроизвела, как зеркало, стенания мальчика, но у нее они были лишены ужаса и, кроме того, словесно обозначали те чувства, которые мог испытывать мальчик в тот момент. Терапевт выполнила "альфа-функцию" матери: она восприняла от ребенка его ужас, но вернула ему его переживания лишенными страха, в "переваренной", символизированной, выносимой форме, которую он мог без страха принять и успокоиться .

Среди множества достижений современного детского психоанализа стоит остановиться на двух из них, совершивших прорыв в технике психоаналитической работы. Это психотерапевтическая работа с младенцами и детьми раннего возраста и метод психоаналитической психодрамы, помогающий подросткам с тяжелыми психическими расстройствами.

  • Калина О. Г., Папкова Т. В. Трудно быть ребенком. М.: Форум, 2011.
  • Калина О. Г., Проничева Е. Е. Невербальные способы выражения внутренней психической реальности у дошкольников в контексте сепарации // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 42-62.
  • Gretton A. An account of a year"s work with a mother and her 18-month-old son at risk of autism // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and lis Applications. 2006. № 1 (9). P. 21-34.

  • © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди