26.06.2020

Методическая разработка занятия "царская семья". Сценарий праздника «Знамя семьи - любовь


Главная > Сценарий

Сценарий литературного вечера «Благослови, Господь, семью…»

(Слады №1,2) Ведущий: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Чтец: Благослови, Господь семью –

творения венец

На человеческих детей

покоится земля.

Святая Троица земли –

Ребёнок, Мать, Отец,

И человечество само

Не что-нибудь семья.

Е. Евтушенко .

(Слайд №3) Ведущий: Я расскажу вам одну легенду: « В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то он спросил Старца, главу семьи: « Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда Старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово – «понимание». (Слайд №4)Ведущий: А теперь давайте перенесёмся в средние века. В шестнадцатом веке в России появился «Домострой» - книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за её благополучие. Так, к примеру, назывались некоторые главы «Домостроя»:

«Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»;

« Как детей своих воспитывать»,

« Похвала жёнам»;

« О прибыли запасённого впрок».

По таким законам жили не только простые люди, но и царственные особы.

(Слайды №6-26) Рассказ о семье Николая второго.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царевич и принцесса. Они встретились ещё детьми и полюбили друг друга. Прошло много лет. Детская влюбленность не угасла, а превратилась в глубокое и сильное чувство. Они поженились, жили долго и счастливо и умерли в один день. Царевича звали Николай Александрович, он был старшим сыном императора Александра Третьего и наследником российского престола. Имя принцессы – Алиса-Виктория-Елена- Луиза - Беатриса. Она была младшей дочерью Людвига, герцога Гессен-Дармштадского, и внучкой английской королевы Виктории. У Ники и Алекс, ставшим императором Николаем Вторым и императрицей Александрой Фёдоровной, родились четыре дочери, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Девочки были очень дружны. Позже, когда они подросли, из начальных букв своих имен образовали общее имя – ОТМА, которым подписывали письма и поздравления, написанные одной из сестер от имени всех. Долгожданный сын и наследник Алексей родился почти через 10 лет после свадьбы родителей. Это был апофеоз семейного счастья Николая и Александры. Но радость вскоре была омрачена известием о страшной болезни цесаревича. Правнук королевы Великобритании был поражен наследственной болезнью династии Кобургов – гемофилией. Несмотря на приговор врачей маленький Алексей, когда болезнь отступала, играл и учился, шалили баловался, не отставал от своих сестер. Царские дети, как все дети на свете, играли, учились, радовали и огорчали своих родителей. Они очень дружили между собой, писали письма и поздравляли друг друга с праздниками. Они читали книжки, переписывали понравившиеся стихотворения, рисовали… В комнатных забавах великих княжон царствовала кукла во всем своем многообразии обликов. Наиболее эффективными были фарфоровые куклы немецкого производства с густыми локонами из натуральных волос и закрывающимися глазами. Такие куклы были скорее украшением комнаты, чем предметом для игр. В семье Николая Второго, воспитывавших уважение к русской истории, интерес к народной жизни, многим привозным игрушкам имелись отечественные пары: куклы, одетые в красочные национальные костюмы народов Российской империи – «украинка», «татарка», «осетинка», «русская». А любимой игрой наследника были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расставлял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады. Николай Александрович и Александра Федоровна принимали деятельное участие в воспитании детей, начинавшемся по заведенному порядку с фундаментального домашнего образования. Кроме учителей, учебников и книг развитию детей способствовали настольные домашние игры: обучающие и развлекательные. Дети особенно любили «Историческое лото» - портретную галерею русских князей и царей с кратким описанием их биографий и достоинств правления. Сосредоточенную атмосферу учебных комнат сменяли игры на свежем воздухе. Большой приверженец здорового образа жизни, Николай Второй всячески поощрял в детях любовь к физическим упражнениям. Дети катались на коньках, велосипедах, играли в теннис. Домашние вечера любили проводить за книгой. Особенно мастерски читал вслух сам император. Читал он на русском, английском, датском, немецком языках.

Книг в семье было много. В качестве подарка дети получали книги на Рождество, в дни рождения и именины. У каждого ребенка складывалась своя собственная библиотека.

Окруженные взаимной любовью родителей дети росли добрыми и ласковыми. Общие страдания родителей и девочек при приступах болезни Алексея, когда его жизнь была под угрозой, еще сильнее сближали семью.

Детство царской семьи закончилось в 1914 с началом войны. В испытаниях, выпавших на их долю, проявилось все, что было заложено в детстве: и любовь, и долг, и верность, и вера в Бога и в Россию.

Сила любви, скрепляющая эту семью, оказалась столь несокрушима, что и взрослые, и дети были пугающе непонятны в своем терпении и достоинстве тем, кто в Екатеринбурге в доме Ипатьева их стерег, унижал и – убивал. ОНИ Жили долго и счастливо и умерли в один день.

(Слайды №27-41)Ведущий: И в далёком, и в недавнем прошлом мы найдём множество примеров, как складывались и жили семьи на Руси. Перенесёмся теперь в наш край.

Род Григоровых своими корнями уходит в далёкое прошлое – во времена правления Ивана Грозного. Сегодня мы расскажем о детских годах Александра Александровича Григорова, который являлся выдающимся костромским краеведом, автором книги «Из истории костромского дворянства».

О детстве у Александра. Александровича остались самые тёплые впечатления. Семья была большая, у отца было 4 детей, в усадьбе Александровское проживали ещё и многочисленные родственники. В доме царила атмосфера добра, дружбы, человеколюбия. Распределение обязанностей в семье было таково: отец, Александр Митрофанович, был главным ведущим, но бразды правления – ключи, кухня, кладовая – были в руках матери, Веры Александровны. Отец и мать придавали большое значение образованию и воспитанию своих чад. Мать была очень религиозной, и религиозные чувства старалась привить детям с самого раннего возраста. А.А. Григоров вспоминал: « Бывало, мама перед сном постелет на пол коврик перед иконой и станет на колени вместе снами. А мы уже раздетые, в одних рубашечках, стоим и повторяем за мамой, глядя на скорбный и красивый лик Богоматери». Бабушка, Анна Николаевна, владелица усадьбы, во время разлуки детей с матерью заменяла её. Она также вносила большой вклад в воспитание детей, рассказывала внукам о роде Григоровых, о семейных традициях и разных курьёзных случаях. Она прекрасно говорила по-французски и требовала от детей ответов на её вопросы только на французском. Детям доставало огромное удовольствие, когда такая большая семья собиралась на веранде за чаем. Шутки, смех, интересные истории притягивали внимание детей. Особенно маленький Саша Григоров любил слушать рассказы своего дяди Александра Митрофановича Григорова. Он оказал большое влияние на формирования мировоззрения, кругозора и любви к русской истории. Александр Митрофанович был блестящим русским офицером, впоследствии ставшим адмиралом. Рассказы дяди помогли Александру Григорову на склоне лент восстановить историю костромских морских династий. И, безусловно, мальчики предпочитали корабли, а девочки кукол, но игрушки все были общие, и хотя самые любимые назывались «моя» или «мой», но все они помещались в «игрушечном шкафу». На игрушечном шкафу стоял книжный шкафчик. В нём лежали все детские книжки, книжки старые, которые служили ещё отцу и деду. Самая главная – «Родное слово» Ушинского. Вся семья в доме любила зала. Там проходили богослужения, на Рождество устраивалась ёлка. А когда было много весёлой молодёжи, зала служила местом для постановки любительских спектаклей. Значительную роль в детстве играли лошади. У каждого была «своя», как бы подшефная лошадь: дети наблюдали за их кормлением, носили лакомые кусочки, с малых лет приучались ездить верхом. Начальный этап обучения дети проходили дома, а затем их определяли в разные учебные заведения: мальчиков – в лицее или кадетский корпус, а девочек - в гимназию. Закончить обучение не пришлось, так как наступил 1917 год, и вот тогда закончилось детство, и распалась большая, дружная семья. И у каждого впереди была уже своя история. (Слайд №43)Ведущий: А теперь давайте вспомним семейные традиции.

До сих пор в (наших домах) деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. В центре этого иконостаса на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. «Родители» и «Родина» - слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Семейные обеды, когда вся семья собирается за одним столом

Семейная связь времён – это же тайные нити, которые связывают Сегодня со Вчера, с Позавчера. Вот она наша история, наша Судьба: в фотографиях, в родных для нас именах, в любимых лицах.

Чтец: Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых дней.

Со снимков блеклых, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор

Демонстрируются фотографии из семейных альбомов.

Чтец: Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждёт.

На крутом изломе поддержите, Знайте беды их наперечёт.

Сохраняйте письма, ждите в гости,

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черёд.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжёт.

Вы ещё успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Л. Ирсетская.

Литература:

1. Боханов. А. В. Любовь без границ. Святая Царица. – URL: http://-fondiv-.ru/-articles/-2/-108 .

2. Боханов. А. В. Николай II. – М.: Вече, 2008. – (Императорская Россия в лицах).

3. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь. – Изд-во: Русскiй Паломникъ, 2011. – URL: http://-www.-radost-brest-.com/-libruary/-poleznoe/-darite-_lubov.pdf .

4. Ден Ю.А. Подлинная царица. – М.: Вече, 2009.

5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. – URL: https://-www.-litmir.-me/br/-?b=-115267-&p=1 .

6. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Дивный Свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – URL: http://-www.-fb2mobile.-ru/-other/-divnyy-svet/ .

7. Покаяние спасет Россию. О царской семье // авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Чистота помыслов и чистота души

В гостях у императорской семьи

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи:

  • познакомить школьников с примером счастливой семьи императора Николая II, основанной на любви, заботе и взаимопонимании;
  • дать представление о принципах воспитания детей в царской семье;
  • показать качества и поведение членов семьи в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие о нравственных идеалах, необходимых человеку.
  • История любви Николая Александровича и Александры Федоровны.
  • Основы семьи и принципы воспитания детей.
  • Служение Родине, благотворительность.
  • Подвиг семьи во время войны, ареста и ссылки.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Материалы: пособие, видео-презентация, 2 фильма.

Методы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты:

  • в ходе занятия дети смогут узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,
  • составят представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,
  • сделают выводы о важнейших нравственных качествах, чтобы быть полезными окружающим и своей Родине,
  • научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.

Методические советы.

Время – 1 урок 45 минут.

Презентация.

Форма проведения классного часа – лекция с элементами беседы.

Материал по этой теме можно распределить на 2 урока по 45 минут, добавив больше бесед с примерами из жизни самих детей.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами побываем в гостях. Вы любите ходить в гости?

Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.

У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы?

Знаете ли вы, кто изображён на этой фотографии?

Это последний император России Николай II Романов с семьёй. Здесь его горячо любимая жена Александра Фёдоровна и пятеро детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей.

Вот к ним в гости мы и отправимся. Конечно, это будет виртуальное знакомство.

Мы с вами посмотрим фотографии из семейного альбома и прикоснёмся к истории царской семьи.

История любви

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства», – завещал перед смертью Николаю II его отец Александр III. Завет отца был исполнен.

История любви Николая и Александры стала легендой на все времена.

Они полюбили друг друга, будучи детьми, и пронесли свою любовь через все испытания до самой смерти.

Это была удивительно счастливая семья. Они как будто были созданы друг для друга.

Впервые цесаревич Николай встретил свою будущую жену, когда ей было 12, а ему было 16 лет.


Николай Александрович был старшим сыном в семье императора Александра III. Он рос здоровым, жизнерадостным, спортивным ребёнком и воспитывался как наследник престола. Его готовили к управлению государством лучшие профессора и министры двора. Он знал 5 языков и получил 2 высших образования: юридическое и военное.


Александра Фёдоровна, его будущая жена, родилась в Дармштадте – столице маленького немецкого Гессенского герцогства. Её имя в девичестве было: принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская. Мать её умерла, когда девочке было 6 лет.

После смерти матери шестилетнюю Алису, младшую в большой семье, стала воспитывать бабушка, знаменитая английская королева Виктория.

В детстве Алиса была очень живая, озорная, смешливая. За светлый характер сероглазую белокурую девочку прозвали «Солнышко».


В 1884 году двенадцатилетнюю Алису привезли в Россию. Её сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола, шестнадцатилетний Николай, влюбился в неё с первого взгляда. Алиса ему так понравилась, что ему захотелось как-то привлечь её внимание и что-то ей подарить. И он обратился к своей маме Марии Фёдоровне с просьбой дать ему какую-то вещь, которую он мог бы подарить девочке. Мама сняла со своего платья скромную недорогую брошечку и отдала сыну. Николай радостно подбежал к Алисе и вложил ей в руку этот знак внимания. Девочка зажала в руке брошку, но почему-то на следующий день она разыскала Николая среди гостей и вернула ему брошь. Она выросла в строгих английских традициях, которые предписывали молодым девушкам не брать от незнакомых юношей подарки. Он записал эту историю в своём дневнике.


Только через пять лет после их первой встречи семнадцатилетняя Алиса приехала к сестре Элле и вновь появилась при русском дворе. Из маленькой шалуньи она превратилась в прекрасную принцессу с немного грустными мечтательными глазами. Она училась к этому моменту в европейском университете по специальности «философия». Любовь Николая и Алисы проявилась с новой силой.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой.

Родители, Александр III и Мария Фёдоровна, не дали разрешения по двум причинам.

Во-первых, браки между царскими особами часто заключались из политических соображений. России был выгоден союз с Францией, поэтому Николаю подыскали принцессу Французского Орлеанского Дома. Николай категорически отказался.

Во-вторых, по линии английской королевы Виктории через женщин рода передавалась наследственная болезнь гемофилия – несвёртываемость крови, но сказываться она могла только на мальчиках. Поэтому родители, опасаясь того, что в случае рождения наследника ему может быть передана эта наследственная болезнь английского королевского рода, не разрешали этот брак. И даже запретили молодым встречаться.

И снова 5 лет разлуки. Их связывает только переписка.

Новая встреча произошла в апреле 1894-го. К началу 1894 года состояние здоровья Александра III резко ухудшилось. Он почувствовал, что дни его сочтены. Брак наследника престола, цесаревича Николая уже нельзя было откладывать. Отец уступил просьбам сына и дал согласие. Он понимал, что его совсем ещё молодой сын скоро будет руководить огромной страной и ему будет необходима поддержка любящей жены, поэтому бракосочетание наследника было ускорено по воле отца.


И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день, словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит» .

Но надо понимать, что такое помолвка в те времена: молодые встретились, обменялись колечками, разъехались и ждут ещё год.

Алиса должна была принять православную веру, и это стало для неё серьёзным препятствием. Она исповедовала протестантскую веру и была очень религиозна. Для неё смена религии была равносильна предательству. Она очень страдала, так как понимала, что она должна сделать выбор между горячо любимым человеком и Богом. Но, в конце концов, её бабушка, королева Виктория убедила её в том, что обе религии – ветви единой христианской веры, и никакого преступления перед Богом Алиса не совершит, если станет православной.

Через 7 месяцев Алису срочно вызвали в Петербург.

Представьте себе: с момента их первой встречи до свадьбы прошло 10 лет! И все эти годы они переписывались друг с другом. Это была очень нежная переписка.


Алиса Гессенская становится Александрой Фёдоровной, русской императрицей, матерью народа русского, и всем сердцем принимает православие.

После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней» .

Николай после свадьбы дарит жене ту самую брошку, которую в детстве она ему вернула. Теперь Александра Фёдоровна её принимает, и эта вещь для неё становится самым важным подарком, который она всю жизнь будет хранить как самую большую драгоценность.

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной тёплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я всё вспоминаю! …какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»


Во время войны Николай Александрович часто и надолго покидал дом. Александра Фёдоровна каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около 600 писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить красоту их любви.

А дневниковые записи Александры Фёдоровны поражают глубиной понимания брака.

«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» , – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «мой мальчик, мой солнечный свет».

А Николай Александрович писал: «Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя – это уже само по себе для меня огромная радость…»

Посмотрите на эту фотографию. Её можно назвать «взгляд любви».

Не зря современники говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Когда в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге произойдёт расстрел семьи, на Александре Фёдоровне будет надета именно эта брошка .

Семья


Давайте познакомимся поближе с жизнью этой венценосной семьи.

Обязанность главы государства требовала от императора Николая II напряжения всех сил и способностей. Он управлял 1/6 частью земной суши. Это очень большая ноша и ответственность. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, нужен надежный тыл. Отдохновение, радость, и счастье он находил в своей семье.


Они не любили шумных балов и светских приёмов, вся семья испытывала огромное счастье в общении друг с другом. В семье царила атмосфера любви, нежности и взаимопонимания.

С промежутком в полтора года у Николая Александровича и Александры Фёдоровны родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия .


Александра Фёдоровна оказалась очень хорошей матерью. В отличие от многих других императриц и дам высшего света, которые, родив ребёнка, поручали его кормление кормилицам, а воспитание – гувернанткам, она сама всех своих пятерых детей выкормила, сама занималась их воспитанием и образованием.

Отец и мать, сами воспитанные в спартанских условиях, приучали детей к строгой дисциплине, прививали им бережливость и умеренность.

Сейчас мы посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души» на основе главы из книги «Покаяние спасет Россию» (9 мин).

Примечание! Если нет возможности посмотреть фильм, можно просто рассказать о том, как воспитывались дети в царской семье:

Девочки жили скромно, по двое в комнатах, спали на жёстких солдатских кроватях под лёгкими одеялами, сами убирали за собой, стелили себе постель, штопали свою одежду, младшие донашивали одежду за старшими.

У них был напряжённый распорядок дня: подъём в 6.00-6.30, молитва, холодная ванна, лёгкий завтрак, обучение, прогулка, скромный обед, потом опять занятия, свободное время, прогулка, вечером – рукоделие, чтение, вечерняя молитва, в 10 часов – начале 11-го – в кровать. Всё. Ничего особенного. Нарушали этот жёсткий режим только какие-то поездки, чьи-то праздники, свадьбы, когда семья куда-то перемещалась.

Родители не хотели, чтобы девочки выросли изнеженными, капризными, бесполезными барышнями.

Они внушали детям, что жить надо ради других, надо быть полезными окружающим.

Александра Фёдоровна записала в своём дневнике: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу».

А вот что писала мама своей старшей дочери Ольге: «…Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой и доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица».

Мать приучала девочек к труду сызмальства. Никакой роскоши, праздности, свободного времяпрепровождения!

Они умели шить, вышивать, вязать, рисовать, оформлять альбомы, играть на фортепьяно, танцевать. Царевны получили прекрасное домашнее образование.

Они были скромные и вежливые девочки. Они никогда не хвастались своим происхождением и были почтительны со всеми взрослыми, включая прислугу.

Родители большое внимание уделяли друзьям детей, это не обязательно были дети из аристократических семей, это были дети, которые проявляли качества добронравия.

Наряду со строгим воспитанием дети росли в атмосфере искренней любви и нежности родителей, друг к другу, к Богу. Они обожали родителей и относились к ним с большим почтением, всячески старались им помогать, заботиться о них и окружающих.

Поговорим о том, что вы узнали из этого фильма:

  • как жили и как воспитывались дети в царской семье?
  • могли ли они предаваться, роскоши, лености, праздности?
  • какими своих детей хотели видеть их родители?
  • как они относились к окружающим?

Посмотрите на эти прекрасные лица.




Девочки были очень дружны между собой.

Они обычно подписывались ОТМА (по первым буквам имён).

Давайте познакомимся ближе с каждым из этих замечательных детей.


Старшая из царских дочерей – Великая княжна Ольга Николаевна .

«Это было милое создание. Всякий, кто её видел, тотчас влюблялся» , – вспоминала подруга императрицы Лилия Ден.

Николай II души не чаял в дочери. Ольга с малых лет боготворила отца. Её так и называли – «дочь Отца». Государь для дочери был одновременно царём, отцом и товарищем. Способности у Ольги были прекрасные, и её называли самой одарённой из царских детей. Она обладала философским умом, её суждения отличались большой глубиной. Один из её учителей сказал: «У Ольги Николаевны хрустальная душа» .


Вторая дочь – Великая княжна Татьяна Николаевна . Поскольку она родилась в Петергофе, её называли «роза Петергофа». По воспоминаниям баронессы С.К. Буксгевден, «она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум, унаследованный от Императрицы-матери и детальный подход ко всему» .


Великая княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, качества своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения была у неё мужественная в совокупности с редкой красотой. Близкие называли её огромные глаза «машкины блюдца». По воспоминаниям современников, «характер этой девочки был весьма любвеобильный, сострадательный и миролюбивый. Никого она никогда не оскорбляла, а старалась всегда всех мирить. Это была юная миротворица. Простота её была необыкновенная, и вела она себя просто, как простая русская девушка, видя в каждом человеке брата и сестру. Своим весёлым видом и остроумным шутливым разговором Мария Николаевна всех приводила из мрачного в весёлое настроение. …Она умела развлечь и развеселить всякого унылого, за что все её любили и уважали. Хозяйством она хотя не увлекалась, но помогала своей сестре, Татьяне Николаевне, оказывая ей полное послушание» .


Самая младшая из Великих княжон Анастасия Николаевна была подвижной, озорной, жизнерадостной девочкой. Она была очень остроумна и обладала несомненным артистическим даром, во всём умела находить забавную сторону. За неистощимость в изобретении шалостей и проказ в семье её звали «швыбзик» или «швибз». «Она всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко» , – писала фрейлина императрицы Анна Танеева (Вырубова).

Даже в последние месяцы своей жизни, когда семья была арестована, она умела развеселить окружающих.

В годы Первой мировой войны все женщины царской семьи шили для солдат рубашки, вязали носки, рукавицы. Анастасия, которой было тогда 13 лет, принимала в этих трудах самое деятельное участие.

Все, кто соприкасался с девочками, удивлялись их скромности, необыкновенной доброжелательности, открытости. Девочки были удивительные.

Священник, который принимал у них исповедь в последние месяцы их жизни, рассказывал, как был потрясён тем, какие они чистые, неиспорченные девочки: никакая грязь ни внутренняя, ни внешняя не пристаёт к ним.


После рождения четырёх сестёр все ждали наследника. В 1903 году вся семья поехала в г. Саров. Там шло прославление нашего русского святого Серафима Саровского, и семья участвовала в празднествах, в молебнах. Также они окунулись в святом источнике и просили у Бога наследника. И через год после этого у Александры Фёдоровны родился наследник. Говорят, что не было предела счастью этой семьи и всего ближайшего окружения, из-за рубежа пришло много поздравлений по случаю рождения цесаревича Алексея .

Однако скоро их радость омрачилась печальным известием – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия. От любого удара, ушиба у ребёнка открывалось внутреннее кровотечение, и гематома не рассасывалась неделями. Это причиняло огромные страдания мальчику. Его так и называли страдальцем при жизни. Несколько раз он был на грани жизни и смерти. В один из таких моментов появился Григорий Распутин, молитвенник из Сибири. До этого он был в паломничестве во многих святых местах: на Афоне, в Иерусалиме, на Валааме. И вот он оказался рядом с семьёй и был представлен Николаю II одним из высокопоставленных священников. И по чудодейственной молитве Григория Распутина у Алексея боли прекращались. Его молитва была практически единственным способом облегчить его страдания.




Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей.

Когда он был здоров, весь дворец казался словно преображённым: это был луч солнца, освещавший всех и вся. Недаром в переписке родители его так и называли – Солнечный луч. Он так же, как и все дети, шалил, его карманы вечно были набиты оловянными солдатиками, какими-то камушками и всякой всячиной.


Жизнь его с самого рождения была посвящена одному – будущему царствованию. Он много интересовался жизнью простых людей и часто говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».

В Петергофском парке цесаревич имел своё поле, на котором посадил рожь и в конце лета сам сжал её серпом, чтобы лучше почувствовать жизнь и труд крестьян.

Он учился, как и остальные дети, и, как отмечали учителя, наследник был умён и сообразителен.

Николай II сам знакомил его с русской военной историей и устройством армии. По традиции Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и атаманом всех казачьих войск. Он любил бывать в армии, его любимой пищей были чёрный хлеб, щи и каша, которые, как он говорил, едят его солдаты.


Когда отец в 1915 году возглавил фронт, цесаревич Алексей часто выезжал с отцом на фронт, что способствовало поднятию боевого духа армии, несмотря на опасность таких поездок для его здоровья и жизни. Они с отцом часто были в расположении войск совсем близко от линии фронта в досягаемой близости артиллерийского снаряда с территории противника.

О каких качествах царских детей вы узнали?

Какое главное качество родители воспитывали в своих детях?

Служение Родине. Благотворительность

С детства родители прививали детям убеждение: «Ваша жизнь есть служение Родине». И вся жизнь этой семьи была примером служения Родине.

Александра Фёдоровна много занималась благотворительностью. Она руководила 33-мя благотворительными обществами, и дети принимали самое деятельное участие в подобных делах.


Эти фотографии с праздника «белого цветка». Это благотворительная акция, которая проводилась для организации лечения туберкулёзных больных. Туберкулёз в начале века был настоящим бедствием.

Девочки создавали довольно много изделий своими руками и продавали их на благотворительных базарах, а вырученные деньги шли на строительство и оборудование больниц для бедных.


Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулёзных больных в 1911-1914 годах; они принесли массу денег. Императрица вместе с Великими Княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа.

Поражают многочисленные случаи благотворительной помощи своей стране и народу не из казны, а из собственных личных средств со стороны царской семьи, когда происходили трагические события. Но не только своими средствами, а и личным участием они служили своему народу.

Давайте вспомним о том, какой подвиг совершил император Николай II во время первой мировой войны.

Он обеспечил стремительное перевооружение армии всего за полтора года, потратив на это, а также на помощь семьям убитых и раненых все свое огромное наследство и довел страну до порога победы, возглавив фронт в 1915 году.

Вспомните, что сделала царица во время Первой мировой войны.


Когда началась Первая Мировая война, Александра Фёдоровна организовала госпитали для раненых на свои личные средства в своих дворцах и сама вместе с дочерьми стала работать в них.

Семья стала жить очень скромно, все средства передавали в лазареты. Девочки, взрослые девушки-красавицы, за три года войны позволили себе только единственный наряд – форму медсестёр.


Александра Фёдоровна и две старшие дочери Ольга и Татьяна сдали экзамены на медсестёр.

Представьте себе, каких больных привозят с фронта. Императрица и её дочери ассистировали полноценно, как медсёстры, на хирургических операциях.

Младшие девочки облегчали страдания раненых: писали письма под их диктовку, читали вслух книги, шили кисеты, устраивали концерты.

Мировая история не знает подобных случаев такого самоотречения и самоотверженного служения царственных особ своему народу.

Ссылка. Расстрел

В результате государственного переворота в феврале 1917 года власть захватило Временное правительство.

Семья была арестована в Царском Селе и томилась там несколько месяцев, после чего была выслана в Тобольск.


Вот вы видите их фотографии после ареста.

В этом своём новом положении они проявили необыкновенное спокойствие и ясность духа. Все унижения и притеснения они сносили с поистине царским достоинством. Они старались жить обычной жизнью. Детей продолжали учить, уроки давали им лично родители и княжна Ольга. По вечерам император читал всем слух. На улице строили горку, кололи дрова. Княжны вязали, даря изделия охранявшим их солдатам. Во время дневных прогулок все члены семьи занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением тёплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны.

Трудолюбие и неутомимость Его Величества так поразили солдат, что один из них как-то сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и чтобы он сам на нём работал, так скоро опять себе всю Россию заработает».

Несмотря на перенесённые унижения во время ареста и ссылки никто из членов царской семьи не озлобился, не испытывал ненависти к своим врагам. Из Тобольска Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» .

В октябре 1917 года власть была захвачена большевиками. Началась гражданская война, а следом голод, страдания, которые унесли миллионы жизней.


В апреле 1918 года семья из Тобольска была перевезена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Этот дом стал последним местом их земного пребывания.

В Екатеринбурге условия их заточения стали совсем невыносимыми. Они подвергались унижениям и притеснениям охранников. Им запретили прогулки, установили решётки на окнах, вокруг дома в 2 кольца стояли охранники. Семья была в полной изоляции, лишь преданные слуги и доктор находились с ними. Но все страдания они переносили с кротостью и смирением.

Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Комендант Ипатьевского дома Юровский поднял всех ночью, заставил одеться под предлогом того, что их будут куда-то перевозить. Спустились в подвал. 23 ступени вниз. Не было ни суда, ни следствия. В них сразу начали стрелять.


Николаю Второму было 50 лет, Александре Фёдоровне – 46, Ольге – 22 года, Татьяне – 21, Марии –19, Анастасии – 17, Алексею было 13 лет (2-х недель он не дожил до 14 лет).

Вместе с ними погибло еще 4 человека: врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп.

В своё время царская семья могла спастись, у них были предложения уехать за границу, но семья предпочла остаться в горячо любимой России. Вся семья, включая детей, сделала осознанный выбор: быть вместе до конца и поддерживать друг друга в тяжелейших условиях притеснений и унижений.

Император Николай II навсегда сохранил в душе самое главное – веру в Божий промысел и преданность Отечеству. «Я имею твёрдую и полную уверенность, – говорил он, – что судьба России, точно так же, как судьба моя и моей семьи, находятся в руках Бога, который поставил меня на моё место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он мне вверил».

Многие годы истинный облик царственных особ замалчивался и намеренно искажался в угоду идеологическим и политическим интересам существующей власти. Но сегодня, спустя столетие, мы можем узнать о них правду и понять, насколько высоконравственной и высокодуховной была эта семья. И взять за образец их отношения, их образ жизни, их преданность и верность Отечеству.


Царская семья канонизирована Русской православной церковью, как святые страстотерпцы.

Семейный альбом завершается не фотографией, а иконой, на которой изображены все семеро членов семьи.

Сейчас мы посмотрим фильм «Семейный альбом» и еще раз пролистаем его страницы (5 мин.).

Повторим главное:

Царская семья Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

Творческое задание

В течение трёх дней проведите эксперимент: живите ради других людей.

Всякий раз, как вам захочется сделать что-то для себя, например, поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор, переключите своё внимание на помощь родителям, сестре или брату, другу, соседке и т.д. Спрашивайте у них, какая им нужна помощь, ищите сами, в чём можете быть полезны. Если не умеете что-то делать (готовить пищу, гладить бельё и т.п.), используйте эту возможность, чтобы научиться.

Записывайте свои добрые дела в дневник. Отразите также реакцию людей и собственные ощущения. Понравилось ли вам жить ради других?

Разработка урока истории « Последние Романовы»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)

Цель урока:

для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами метода учебного проекта

- для учащихся:

1. Привитие интереса к истории России, развитие высоких нравственных качеств;

2. формирование представлений о времени деятельности «Последних» Романовых; их роль в развитие нашего государства в конце ХIХ века;

3. понимание определения основных направлений российской внутренней и внешней политики политики;

4.понимание причин, по которым правление Романовых, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о династии Романовых;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

    Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, проекты обучающихся, презентация по теме «Эпоха Романовых», фрагмент из фильмаГ.Панфилова «Романовы. Венценосная семья». портреты Николая II, его семьи, великих князей.

Цитаты-эпиграфы:

«Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Николай I.

Цели этапов урока

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

Создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия:

Российская история полна различными событиями, отрицать которые, а тем более забывать не следует. Их необходимо помнить, разбирать во всех тонкостях и не торопиться с оценками.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

4. Изложение нового материала (25 мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

5. Контроль усвоения (5 мин.)

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

П3, П19, Р7, Л11, Л10

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§ 21, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

    План урока:

Этап урока

Формы деятельности

Организационный эта

Создание рабочей атмосферы на уроке

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Определение темы урока и постановка цели занятия:

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности: фронтальный опрос

Изучение нового материала

Выступления учащихся с готовыми индивидуальными проектами:

1.Первые Романовы.

2.Великие князья: Николай Николаевич Романов, Александр Михайлович, Елизовета федоровна, Геогргий Александрович

3. Николай Константинович Романов

Контроль усвоения

Вопросы оценки степени усвоения нового учебного материала

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания, подготовить опережающее задание (2 недели): подготовьте эссе на темы «Выдающиеся представители семьи Романовых»

Записывают задание в дневник

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего отца Никиты Романовича и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. д.).

Генеалогическое древо Романовых https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы#/media/File:House_of_Romanov_family_tree_(1347-2014)_by_shakko_(RU).jpg

Учитель: Ребята! Теперь откройте страницу 53 учебника и найдите документ из воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году, в России, состоялись торжества в честь 300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным проявлением монархических чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

Начиная с сыновей Павла I все великие князья делятся на две категории: старшие – наследники-цесаревичи, будущие императоры, и все остальные.

На первый взгляд, участь этих вторых завидная: сразу после рождения – все высшие награды империи, которые любому другому, даже родовитому, даже талантливому, даже отдающему все силы на благо царя и Отечества, не всегда удается заработать за долгие годы безупречной службы. А еще – двести с лишним тысяч золотых рублей ежегодно. Только за титул. А еще – бессчетное число преимуществ, которые дает принадлежность к императорской фамилии: собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, возможность путешествовать, куда вздумается, и многое, многое другое. В общем, заслуг никаких и обязанностей, казалось бы, никаких, зато возможности – неограниченные. Есть чему позавидовать.

Недаром Николай I, отец семерых великих князей и княжон, учил своих детей: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». И научил. Никто из Романовых, в отличие от нуворишей, никогда не кичился ни богатством, ни вседозволенностью. Правда, от зависти это их не уберегало.

А то, что видит поверхностный, и уж тем более завистливый взгляд, чаще всего далеко от действительности. На самом деле мало кто вынужден был жить по такому строгому регламенту, как великие князья. Они были лишены свободы выбора – того, что крайне необходимо человеку мыслящему.

Род занятий был им предопределен с момента рождения – только военная служба.

Семейная жизнь тоже была запрограммирована: жениться только на равнородных чужеземках, преимущественно на немецких принцессах. Великие княжны тоже обречены были выходить замуж за иноземных принцев, и никто не спрашивал, нравится им жених или не нравится. Отсюда и несчастливые браки, которые в семье Романовых не были редкостью. Те, кто восставал против навязанных правил, в большинстве случаев расплачивались жестоко. О таких непокорных я обязательно расскажу.

Любопытно, что лишь один из русских царей, Николай I, был императором дольше, чем великим князем. А его старший брат Александр I оставался великим князем до 24 лет и ровно столько же носил корону. Большинство российских императоров значительную часть своей жизни были великими князьями (то есть оставались на вторых ролях). Самые яркие тому примеры – Петр III (21 год великий князь – полгода император), Павел I (42 года – 4 года), Александр III (36 лет – 13 лет).

Очевидно, что их характеры не только сформировались, но и достаточно ярко проявились за те долгие годы, что они ждали своей очереди на трон. Но великокняжеский период жизни монархов известен гораздо меньше, чем годы их царствования. А знать, как они жили до восхождения на престол; кто их учил и воспитывал, кто были их друзья юности; какие страсти владели сердцами будущих монархов, интересно хотя бы потому, что это знание помогает понять истоки некоторых черт характеров самодержцев, которые со временем оказали существенное влияние на жизнь России.

Но на ход событий в стране влияли и те великие князья, что не были рождены для трона: младшие братья, дети и внуки самодержцев (дважды именно они неожиданно оказывались на троне). Об их служении Отечеству, впрочем, как и о недостойных делах некоторых из них, известно очень немного. Этот пробел в знаниях и предстоит заполнить предлагаемой книге.

Ее героями станут 34 человека, в течение двух веков игравшие весьма заметную роль в русской истории. Всего великих князей Романовых было 38, пятеро из них умерли в младенчестве или в ранней юности, так что сказать о них нечего, кроме слов сочувствия. Первым персонажем книги станет великий князь Петр Федорович, родившийся в 1728 году и ставший ненадолго императором Петром III; последним же из законных великих князей Романовых – великий князь Дмитрий Павлович, доживший до 1942 года.

О законных и незаконных – история любопытная и не лишенная поучительности. Придет время, я ее обязательно расскажу.

Привожу список великих князей, с которыми предстоит познакомиться читателям. Он поможет разобраться в непростых семейных связях героев этой книги. Не называю большинство великих княжон, так как они еще в ранней юности были выданы замуж за границу и не оставили заметного следа в отечественной истории.

Данный урок по истории России составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень) лицея 410 г. Пушкин СПб. При работе над учебным материалом учитывались требования ФГОС второго поколения для средней школы. конспект представлен в форме технологической карты урока, введенной в нашем лицее с нового учебного года. Технологическая карта предполагает регламентировать деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Главная цель урока - научить работать с различными маткриалами, перерабатывать учебный материал так, чтоб он стал понятен ученику. В разработке упоминается ЗАДАНИЕ А - прочитайте текст, найдите и выделите основные факты, события и явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие:«Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви.»(к 400-летию Дома Романовых)

Целевая группа детей-учащиеся 6 класса.

В традициях русской православной культуры первейшее место занимает семья.В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа,ею было принято гордиться, на нее надеяться.
Поэтому данная разработка способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой, здоровой, благополучной семьи.
Поэтому учащиеся должны научиться укреплять в семье доброту и взаимопомощь, уметь старательно выполнять свои обязанности, быть милосердными, опираясь на примеры личностей Святой Царственной семьи. Именно бескорыстная любовь помогает посвятить себя другому, жить друг для друга.Так и было в семье Романовых, в которой брак приносил счастье, а семейная жизнь являлась чистой, богатой,полной.
Цель: Возрождение отечественных традиций семейного воспитания, восстановление системы духовно-нравственного воспитания в семье на культурно-исторических традициях.Ознакомление учащихся с семейными традициями в Царской семье.
Задачи:Дать учащимся понятия:


- о культуре семейных отношений.
Проведенное мероприятие актуально, так как семья- это основа государства.
Оно было направлено на формирование ценностного отношения к отечественной истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая 2.
Данная разработка способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой,здоровой, благополучной семьи.

Внеклассное мероприятие:

«Царская Семья как образец семейного воспитания. Всепобеждающая сила любви.»

Цель: Восстановление системы духовно-нравственного воспитания в семье на культурно-исторических традициях, возрождение отечественных традиций семейного воспитания. Ознакомление учащихся с семейными традициями в Царской Семье.
Задачи:Дать учащимся понятия:
- о семье как социальной, духовно-нравственной и культурной ценности в жизни отдельного человека, общества, государства;
- о христианской любви и милосердии как основах семейного благополучия;
-о культуре семейных отношений.

1.Слово учителя

В традициях русской православной культуры первейшее место занимает семья. В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа,ею было принято гордиться, на нее надеяться.
Царская Семья для нас- идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, между родителями и детьми многодетной семьи.
Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова, размышляя о браке и семейной жизни писала, что «смысл брака в том, чтобы приносить радость».Подразумевается, что супружеская жизнь-жизнь самая счастливая, полная,чистая, богатая.После заключения брака двое должны жить друг для друга.
Считаю созвучными строки: И увидеть в любимых глазах
Благодарности светлую искру,
Ощутив, как на счастья весах
Перевесило счастье близких!

Вопросы учащимся.Ребята, а что вам известно о Николае II?

2.Выступление учащегося.

Сообщение об императоре Николае II.

Последний Российский император Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 в Царском Селе.
Рождение нового великого князя было отмечено в Петербурге 101 орудийным залпом!
Николая воспитывали в соответствии с традициями, сложившимися в Царской Семье.Его отец был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином.Эти же качества он воспитывал у своих детей.
А Мария Федоровна прививала детям с раннего возраста хорошие манеры, учтивость и скромность, религиозность.
Она ни на минуту не позволяла Николаю забывать о своем предназначении. Цесаревич хорошо усвоил уроки матери.Это был деликатный, скромный,тактичный и воспитанный юноша.Родственники любили его и ласково называли «милый Ники».
Николаю, его братьям и сестрам были доступны далеко не все радости детства и юности..
Им не разрешалось играть в шумные игры, привлекать к себе внимание детской возней, нельзя было общаться с теми, с кем бы им хотелось.
Самым любимым развлечением было разводить костер в отдаленном уголке парка и лакомиться печеной картошкой.
Его военная карьера началась в 5-летнем возрасте со звания шефа лейб-гвардии резервного пехотного полка, а к 1880 году Николай Александрович получил уже звание подпоручика. А 2 марта 1881 года он был назначен атаманом казачьих войск.
В 1884 году 16-летний цесаревич присягнул « на верность Престолу и Отечеству»
К 23 годам своей жизни Николай-высокообразованный человек с широким кругозором. Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы.Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу.
Никто не знал, когда Николаю Александровичу придется вступить на престол.
Это случилось на 27- году его жизни.
26 мая 1896 года в Москве состоялась коронация Николая Александровича. Вместе с российской короной он принял огромную страну, раздираемую противоречиями и конфликтами.
Николай II отличался скромностью, душевной мягкостью, чрезвычайной добротой, природным благородством, верностью слову, сердечностью, исключительно бережным отношением к чувствам других людей.
Кроме твердой воли и блестящего образования, Николай обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной деятельности. Прежде всего огромной трудоспособностью. В случае необходимости он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. Кстати говоря, охотно занимался и физическим трудом.
Через всю свою жизнь император пронес любовь к одной женщине, которая стала матерью его пятерых детей. Это была Алиса Гессенская,немецкая принцесса.С ней он познакомился в юности…

3.Слово учителя.
Невыдуманная история.

Они впервые встретились, когда ему было 16 лет, а ей 12.Между ними сразу зародилась сердечная дружба, они очень понравились друг другу. Когда ему исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак.Однако ответ отца был краток: «Ты очень молод, для женитьбы еще есть время»Такова была родительская воля.Почитай отца своего-гласит пятая заповедь: что сказано отцом, то есть закон. Молодой человек безропотно смирился и стал ждать.Сердечная дружба на протяжении десяти лет ожидания перешла в святую, беззаветную, самоотверженную любовь.Эта любовь соединила их жизни, дала рождение пятерым детям и перешла в Вечность.
4.Выступление учащегося.
Государыня Императрица Александра Феодоровна

Принцесса Аликс, будущая Императрица Александра Феодоровна, родилась в Германии и была шестою из семерых детей в семье. Аликс росла ласковой, нежной, немного застенчивой девочкой. В семье ее называли «солнышко» за добрый и приветливый нрав. Строгие нравственные принципы и чистоту Аликс унаследовала от своей матери, которая воспитывала детей в духе простоты и милосердия. Одежда всех детей в семье была скромна, так же как и пища: овсяная каша на завтрак, вареное мясо с гарниром на обед и рисовый пудинг, печеные яблоки, фрукты. Спали на простых солдатских койках. Утром, по викторианскому обычаю, введенному в систему воспитания английской королевой Викторией (бабушкой принцессы Аликс), - холодные ванны.
Принцесса Аликс получила блестящее образование - уже к пятнадцати годам хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику, владела немецким, французским и английским языками. По мнению многих, она была блестящей пианисткой и у нее был хороший голос. Перед замужеством, благодаря своим успешным занятиям, получила при Оксфордском университете степень доктора философии.
Принцесса Аликс была девушкой глубоко религиозной, воспитанной в лучших традициях лютеранской веры.Она знала, что не может стать русской императрицей, не приняв святого Православия.Поэтому она была принята в лоно Православной Церкви с наречением имени Александра
.За полгода до помолвки Аликс написала Николаю 133 письма, а жених невесте-127 писем.
Чтение писем Аликс к Николаю.
Их бракосочетание состоялось 27 ноября 1894 года. После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье-такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук.Соединившись наконец, мы связаны на всю жизнь».В своем труде «О семейной жизни»Александра Феодоровна отмечала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь.Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому».

Вопрос к учащимся:А вы как думаете?Действительно так строятся отношения в семье? (Ответы)
А что вам известно о царских детях?
Что знаете об их жизни в Александровском дворце?

5.Творческая работа учащегося «Моё знакомство с Александровским дворцом» (на материале посещения и занятия в Александровском дворце).

Много раз мне приходилось гулять по прекрасному Александровскому парку, любоваться Александровским дворцом снаружи. На экскурсию по интерьерам дворца я попал впервые. Это семейная резиденция императора Николая II. Александровский дворец очень уютный - скатерти на столах, уютные диваны и кресла, ковры. Это дворец для жизни. Кажется, что вот-вот появятся его обитатели, зазвучат голоса, и все во дворце оживет.
На детской половине представлены подлинные игрушки царских детей. Я узнал, во что императорские дети играли, как отмечали праздники, чем увлекались. Но не только праздно проводили дети свое время. Нам показали расписание учебных занятий, некоторые дети были заняты с 9 утра и до 8 часов вечера лишь с перерывами на завтрак и прогулку. Нам повезло прикоснуться к старинным вещам, подержать в руках игрушечный чайный сервиз.
Нам довелось сыграть в старинную русскую настольную игру - бирюльки. Также и императорские дети развлекались этой игрой. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек.

Слово учителя. А теперь мы с вами поиграем.
Игра с присутствующими. В ее основе вопросы и задания о семье Романовых. Затем дети составляют лото, заплетают косички из ленточек.
7.Сообщения детей. Выступление 1 учащейся.
Царские дети.Великая княжна Ольга.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Она стала первым ребенком в семье Николая II.
Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличалась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой унаследовала от матери черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врождённым чувством справедливости, не любила враньё. Этим она сразу располагала к себе людей. Взрослея, Ольга Николаевна все больше времени проводила с отцом. Николай II брал с собой дочь на Богослу-жение и на смотр полковых учений. Ольга Николаевна Романова была шефом Третьего Гусарского Елизаветинского полка. В годы войны с Японией Император любил гулять с дочкой; лишь она была ему утешением в то, полное драматизма и трагических событий, время. Ольга была глубоко верующим человеком. С детства для неё были характерны честность и прямота. Княжна была всегда искренна, а иногда даже чересчур откровенна. Ольга Николаевна была обаятельна и весела.
В свободное время царевна любила кататься на лошадях, общаться с братом - царевичем Алексеем, играть на рояле. Когда Ольге стали выдавать первые деньги на личные нужды, она первым делом решила оплатить лечение ребёнка-инвалида, которого она часто видела во время прогулок. Мальчик сильно прихрамывал и потому ходил с костылями. Ольга долго откладывала часть личных денег на его лечение.
Вскоре грянула Первая мировая война. Ольга Николаевна, как и её мать и сёстры, была сестрой милосердия. Сначала Великая княжна была хирургической сестрой. Работа не из легких. Ужасы хирургических операций Ольга не смогла долго выносить. Быть сестрой милосердия она продолжила, но не в хирургическом отделении. Встречая на вокзале новых раненых, доставленных прямо с фронта, княжне не раз приходилось мыть больным ноги и ухаживать за ними. Однако себя княжны выдавали редко, на равных общаясь с простыми русскими солдатами. Во время войны Ольга и её сёстры были членами комитета помощи солдатским семьям, где проделали большую работу. Ольга много делала для блага общества, однако очень стеснялась своей публичности.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова беззаветно любила свою Родину и семью, очень переживала за больного царевича Алексея, сорадовалась сёстрам, сопереживала матери и тревожилась за отца.
Выступление 2 учащегося.
Великая княжна Татьяна.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна, Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне были сильно развиты чувство долга и склонность к порядку во всём. Из-за болезни матери Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, и Великую княжну это нисколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала здравым умом. В случаях, требующих решительных действий, всегда оставалась собой.
Если Ольга Николаевна была ближе к отцу, то вторая дочь больше времени проводила с Императрицей. Самолюбие было чуждо княжне. Татьяна всегда могла бросить свои дела и оказать внимание родителям, если оно требовалось. Застенчивость Княжны зачастую принимали за высокомерие.
Это опять же было отмечено современниками, близкими к Татьяне Николаевне. Княжна была натурой поэтической, жаждала настоящей дружбы и доверия.
Царевна Татьяна была глубоко религиозна, любила молиться и разговаривать с близкими людьми о религиозных делах. С началом Пер-вой мировой войны Татьяна стала сестрой милосердия. Перед поездкой в лазарет Татьяна, встав в самую рань, брала различные уроки. Потом, вернувшись с перевязок, - опять уроки. Потом опять лазареты. К вечеру девушка бралась за рукоделье. Из этого можно сделать вывод об удивительной трудоспособности княжны. Татьяна, как и Ольга, очень любила детей. Сёстрам посчастливилось иметь множество крестников, которые были ими горячо любимы. Княжны любили приглашать детей во дворец и делать им различные подарки.
Вернёмся к периоду жизни Татьяны во время мировой войны. В лазарете Татьяна трудилась не покладая рук. Труд её был тяжел, но она с достоинством с ним справлялась, на зависть окружающим. Все отмечали профессионализм Княжны, даже самые требовательные к сёстрам милосердия - доктора. Старшая сестра - Ольга - с трудом переносила вид ран солдат. А вот Татьяна Николаевна не раз жаловалась на то, что ей не поручают работу с трудными случаями. А ведь ей было всего 17 лет. Помимо этого, Татьяна основала «Татьянинский комитет», который оказывал помощь пострадавшим от войны. Образ жизни двух старших дочерей царской четы, Ольги и Татьяны, был замкнутый и строгий; он состоял из труда, молитв, обучения и благотворительной деятельности. Долг перед Россией и Богом - вот что было основой жизни Татьяны Николаевны Романовой.

Выступление 3 учащейся.
Великая княжна Мария Николаевна

Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая княжна Мария была типичной русской девушкой. Ей были присущи добродушие, весёлость и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. По воспоминаниям некоторых её современников, он была очень похожа на своего деда Александра III. Мария Николаевна очень сильно любила своих родителей. Она была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы. Дело в том, что она была слишком маленькой для старших дочек (Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших детей (Анастасии и Алексея) Николая II. У Великой княжны были большие синие глаза. Она была высокая, с ярким румянцем на щеках - истинно русская красавица.
Мария Романова была воплощением доброты и сердечности. Сестры даже немного пользовались этой добротой. Мария Николаевна была очень проста и добродушна. Любила говорить с обычными людьми. Мария Николаевна прекрасно знала имена жён охранников Царской семьи, знала, у кого сколько детей и всегда интересовалась их делами.
В семье Романовых Мария была самая ласковая и приветливая. Она обожала играть с маленькими детишками. Мария Николаевна Романова была не менее религиозна, чем её старшие сестры, и всегда полностью отдавала себя молитвам, стойко перенося длинные церковные службы. Марии были свойственны глубокие внутренние переживания, которыми она почти ни с кем не делилась. Лишь чуткое сердце матери Александры Фёдоровны иногда о чём-то догадывалось. Во время Первой мировой войны Мария Романова вместе с сёстрами работала в госпитале. Ухаживала за ранеными и всячески помогала им. Царевна была непри-хотлива и отзывчива. Она всегда была готова оказать услугу, помощь, без лишней церемонности и суеты. В дни событий февраля 1917 года Мария Николаевна была единственной опорой Императрицы. Все дети царской семьи, кроме Марии, заболели корью. Мария Николаевна проводила около них много времени.
Царевна Мария Николаевна Романова была очень мужественна. Она умела терпеть боль и невзгоды. В марте 1917 года она сильно болела. У неё было воспаление легких. Мария очень переживала и старалась не быть в тягость близким.

Выступление 4 учащегося.
Великая княжна Анастасия.

Великая княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвёртым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император полюбил четвёртую дочь не меньше, чем остальных своих детей.
Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия Романова по своей резвости могла дать фору любому мальчишке. Анастасия Николаевна носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестёр. Спальня четвёртой дочки была убрана не богато. Обязательно каждое утро Анастасия Николаевна принимала холодный душ. Усмотреть за царевной Анастасией было нелегко - ребёнком она была очень шустрым. Любила лазить где ни попадя, прятаться. В бытность ребёнком Великая княжна Анастасия любила пошалить, а также посмешить окружающих. Помимо весёлости, в характере Анастасии были такие черты, как остроумие, смелость и наблюдательность. Во всех проделках царевна считалась заводилой. Следовательно, она была не лишена лидерских качеств. В шалостях Анастасию Николаевну Романову позднее поддерживал её младший брат, наследник царского престола - царевич Алексей.
Отличительной чертой юной царевны была способность подмечать слабые стороны людей и очень талантливо их пародировать. Однако шаловливость девочки не переросла во что-то неприличное. Наоборот, воспитанная в христианском духе, Анастасия превратилась в создание, которое радовало и утешало всех окружающих её близких людей. Когда Анастасия во время войны работала в госпитале, про неё начали говорить, что в присутствии царевны пляшут даже раненые и больные, до того она была прекрасной и весёлой. Впрочем, когда надо, она была искренней сострадалицей и утешительницей. В госпитале Анастасия Романова приготавливала бинты, занималась шитьём для раненых и их семей. Занималась она этим вместе с Марией. Потом они на пару сокрушались, что, в силу возраста, не могут, как их старшие сёстры, в полной мере быть сёстрами милосердия. Посещая раненых солдат, своим обаянием и остроумием Анастасия Николаевна заставляла на время забыть их о боли, она, утешала всех страждущих своей лаской и нежностью.
Среди раненых, с которыми Анастасии удалось повидаться, был и прапорщик Гумилёв - тот самый Николай Гумилёв, которого мы знаем как известного поэта, яркого представителя «Серебряного века». Находясь в лазарете, он посвятил княжне стихотворение «Ко дню рожденья». Написано оно было 5 июня 1916 года в лазарете Большого Дворца.
Спустя годы офицеры и солдаты, побывавшие в госпиталях, очень тепло вспоминали Великих княжон. Военные, воскрешая в памяти те дни, словно озарялись неземным светом. Раненые солдаты интересовались судьбами Великих княжон. Русские воины предполагали, что все четыре сестры выйдут замуж за четырёх балканских принцев. Русский солдат хотел видеть княжон счастливыми и молился о них, проча им венцы королев европейских государств. Однако всё вышло совсем не так... Судьба Анастасии, как и судьба всей Царской семьи, окончилась в подвале Ипатьевского Дома. Здесь оборвалась династия Романовых.
С начала 20-х годов XX века в Европе постоянно появлялись девушки, выдававшие себя за Великую княжну Анастасию Романову. Все они были самозванками, имеющими желание нажиться на горе русского народа. Дело в том, что всё царское золото было завещано Анастасии Николаевне. Поэтому находились авантюристы, желавшие прибрать его к рукам.

Выступление 5 учащегося.
Цесаревич Алексей.

Цесаревич Алексей был пятым ребёнком в семье Николая II, и по-настоящему долгожданным. С первых дней царствования Государь мечтал о наследнике, но Господь посылал ему только дочек. Вся царская семья горячо молилась о рождении мальчика. Вскоре после прославления преподобного Серафима Саровского, которого Царь очень почитал, Императрица сообщила мужу, что у них будет ребёнок. Семья полагала, что именно по молитвам святого Серафима Бог откликнулся на их молитвы.
Цесаревич Алексей родился 12 августа 1904 года. Как назвать новорождённого, Царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем. Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Так же Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова, и император хотел назвать сына в честь великого предка.
Царевич Алексей унаследовал всё лучшее от отца и матери. Родители очень любили его, и он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим героем. Юный царевич старался подражать ему во всём. Юный царевич Алексей обладал прекрасными волосами, большими серосиними глазами, кожа лица была нежно-розовой, а на пухленьких щечках виднелись очаровательные ямочки. Когда на лице царевича сияла улыбка, её нельзя было назвать иначе, как ангельской.
Спустя несколько лет после рождения Наследника оказалось, что он болен неизлечимой болезнью - гемофилией. Он в любой момент мог истечь кровью; любой, даже слабый ушиб причинял ему огромные страдания. Болезнь царевича Алексея стала страшным ударом для Царской семьи и всего государства.
Были пред приняты все меры, чтобы оградить ребенка от травм, но он был очень резвым мальчиком и хотел играть во все те игры, в которые играли другие дети.
Несмотря на болезнь, царевич Алексей рос неприхотливым ребенком. Не капризничал, не проявлял ни злобы, ни раздражения. Он очень любил людей, старался им помочь, никогда не оставался равнодушным. Особенно царевич жалел тех, кто, по его мнению, был несправедливо обижен. Алексей говорил, что, когда он будет царствовать, то в России не станет бедных и несчастных. Маленький царевич говорил: «Я хочу, чтобы все были счастливы». В общении Алексей был искренен и прост. Больше всего он не любил ложь. Царевич обладал решительным, но вместе с тем мягким и ласковым характером. Алёша очень сильно любил всё русское, был настоящим патриотом.
Царевич Алексей был шефом всех казачьих войск. Казаки очень любили своего юного атамана и своего будущего Императора. Генерал Пётр Николаевич Краснов описывал один случай, который произошёл в момент, когда Наследнику было всего-то полтора года. В январе 1907 года Николай II решил показать сына лейб-гвардии Атаманскому полку, где служил Краснов. Когда Император с царевичем Алексеем проходили мимо казаков, то Краснов заметил, как у казаков из его сотни закачались шашки. Досада появилась в сердце Краснова. «Неужели устали!» - подумал он и пошел вслед за Государем. Вдруг наклонился штандарт. Окончательно возмущённый, Краснов взглянул на знаменосца и увидел, что по лицу сурового вахмистра текут слёзы. Государь с Наследником шёл вдоль строя казаков, а воины плакали, оттого и качались шашки в могучих русских руках... «Остановить это качание я не мог и не хотел», - вспоминал Краснов. Алексей тоже любил своих воинов. Однажды, в возрасте шести лет, он увлечённо играл со своими сёстрами, и тут ему сообщили, что пришли казаки. Царевич сразу же прекратил все игры и принял гостей.
Царевич Алексей из игрушек признавал только солдатиков. Уж очень нравилось ему с ними возиться. Нравилась Царевичу и солдатская еда.
То, что давали за царским столом, Алексей ел не всегда. Тайком от родителей он убегал на царскую кухню, где просил чёрного хлеба и обычных щей. «Такую еду едят мои любимые солдаты, - говорил царевич, - хочу, как они».
Наследник взрослел. Ему нужно было много учиться, чтобы стать достойным царём. Но всерьёз взяться за науку Алёше мешала болезнь.
Однажды царевич неаккуратно прыгнул в лодку, и у него началось внутреннее кровотечение.
Болезнь проходила очень тяжело, но Царевич выжил. После окончательного выздоровления он засел за учёбу всерьёз. Как отмечали учителя, Наследник был очень умён и, как его сестра Великая княжна Ольга Николаевна, схватывал всё на лету.
Вскоре грянула революция. Злодеи сначала арестовали Царскую семью, а затем зверски убили её. Алексей погиб, как воин - от пуль и штыков.

8.Слово учителя. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила семью Романовых к лику святых страстотерпцев.Теперь во многих храмах мы можем подойти к иконе Святых Царственных мучеников.Они знали, что такое трудности, горести, они слышат наши воздыхания к ним.Вы знаете о Феодоровском храме в нашем городе, который часто посещала императорская семья.Думаю, что пришло время сходить в этот храм.
Дети, сегодня вы узнали много интересного о жизни семьи Романовых.
Рефлексия.Какими сведениями о жизни императорских детей пополнились ваши знания?Что вы узнали о семейных традициях в Царской Семье?Какие выводы вы смогли сделать по культуре семейного воспитания?Что помогает сохранить семью?
Хотелось бы, чтобы вы помнили слова апостола Павла:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»

Самоанализ воспитательного мероприятия.
Проведенное мероприятие было актуально, так как семья-это основа государства, наследница нравственных, духовных обычаев, традиций, культурных ценностей.
Оно было направлено на формирование ценностного отношения к отечественной истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая П.
Дети познакомились с традициями семейного воспитания на примере Царской Семьи Романовых.
Список литературы

1. Татьяна Лазарева. «Красота спасет мир».Учебно- методическое пособие.-Москва « Артос-Медиа»..2006
2. Алексий Мороз.Т.А.Берсенева. «Уроки добротолюбия». –Санкт-Петербург «Сатисъ», 2004
3. А. В. Бородина. «Основы православной культуры».Учебное пособие для основной и старшей школы.-М. :Основы православной культуры, 2005
4. Интернет-ресурс ote4estvo.ru/carskaya-semya


Старикова Ирина Яковлевна

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди