28.06.2019

Масленица: история праздника, традиции и обычаи. День влюбленных: история праздника, суть, традиции и обычаи празднования


Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1.1 История возникновения народных традиций.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа - фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа - это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт - Петербург.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения».

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта - всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

1.2. Классификация праздников и обрядов

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично - рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

ь Календарно-земледельческого круга;

ь Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

(в народе Устреченья) -15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки - зимний праздник,длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) -15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считается день весеннего равноденствия - 22 марта по новому стилю - «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями - закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске - Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.

Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу - с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси»,и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая - что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

Взаимосвязь фольклора с русским классическим и современным искусством

В истории русского балета много славных страниц. В 19-м - начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века...

Использование современных композитных материалов в изготовлении куклы

Только в русском языке слово "кукла" имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного...

История комиксов

В Америку комикс пришел с полос европейских газет. Еще в XVIII веке английский живописец, график...

1 Мая - один из самых странных всемирных праздников. Даже его родословная ведёт своё начало с подавления чикагской городской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих...

История праздника, традиции и обряды Пасхи

Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства...

История становления русского балета

Московское академическое хореографическое училище, одно из старейших театральных учебных заведений, с деятельностью которого связано становление и развитие русской национальной балетной школы...

Культурное наследие Астраханского края

Особенности индийской хореографии

Как-то раз Боги собрали совет и с удивлением обнаружили, что им совершенно нечего делать - не было абсолютно ничего, чем бы они могли занять свой ум или внимание. Они поняли, что должны положить этому конец и, посовещавшись...

Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"

Шаманизм - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая в эпоху разложения родового строя, выходит за рамки семейно-родовых отношений и является действием общественного характера ...

Разработка и выполнение вечернего макияжа с акцентом на глаза и губы

Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого...

Создание композиции графического портрета в технике высокой печати

Что такое гравюра? Оттиск на бумаге или заменяющих ее материалах, сделанный с деревянной, металлической или каменной доски, специальным образом обработанной мастером и покрытой краской...

Фотография (от греческих фото - свет, граф - рисую, пишу) - рисование светом, светопись - была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. С незапамятных времен, например...

Становление новых форм культуры: фотография, кинематограф, радио

В ХХ в. мировая художественная культура пополнилась новым видом искусства - появился кинематограф, или кино. Рождение этого искусства было непосредственно связано с развитием науки и техники, и произошло оно в самом конце ХIХ в. Точнее...

Становление новых форм культуры: фотография, кинематограф, радио

«Радио» сегодня является довольно привычным и распространенным словом. В современном мире все знают, что для передачи информации «без проводов» используются радиоволны. Но каких-то 100 лет назад никто и представить подобного не мог...

Характеристика основных российских центров декоративно-прикладного искусства

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы...

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

День влюбленных практически у всех ассоциируется с известным праздником, отмечающимся в середине февраля. Несмотря на то что он чужд россиянам, в девяностые годы прошлого века его стали праздновать в учебных заведениях и постепенно сделали чуть ли не главным событием зимы. Но многие политики, общественные деятели и даже представители религиозных конфессий на протяжении долгих лет выступали с инициативой отмены этого праздника, не связанного с русской историей и традициями. Около десяти лет назад просьбы наших соотечественников были частично рассмотрены и правительство издало указ об учреждении собственного Дня влюбленных в России. Однако на официальном уровне он имеет немного иное название - День семьи, любви и верности или День Петра и Февроньи. Этот особенный день связан с трогательной историей жизни двух влюбленных, которые стали примером преданности друг другу. Так как русский День влюбленных считается относительно молодым праздником, то его история и традиции не слишком известны. Сегодня мы исправим это упущение и расскажем, почему именно Петра и Февронью на Руси издавна считали образцом верности и нежности.

День влюбленных в России: история праздника

Каждый праздник имеет свою предысторию. В легенду, легшую в основу российского Дня влюбленных, вошло жизнеописание князя Муромского. В конце двенадцатого века на княжение в Муроме был благословлен сын великого князя Юрия Владимировича - Павел. Согласно преданию, к его молодой жене повадился ходить ночами змей. Для того чтобы красавица не отказала ему, он принимал облик Павла и таким образом запутывал девушку. Заподозрив неладное, она рассказала о ночном госте мужу. Тогда разгневанный князь приказал найти змея и убить его. Многие молодцы из Мурома и других городов пытались это сделать, но безрезультатно. Тогда защитить честь молодой княгини вызвался младший брат князя Муромского - Петр. Смелый и уверенный в своих силах, он нашел змея и сразился с ним. В бою кровь из ран гада попала на кожу юноши и его поразила страшная болезнь. Тело князя покрылось язвами и струпьями, которые постоянно кровоточили и приносили мучительные страдания. Облегчить их лекари не могли и поставили неутешительный диагноз - проказа. Справиться с заболеванием в те времена было невозможно, поэтому князь опечалился и приготовился к смерти.

Однако во сне к нему явилась юная красавица. Девушка рассказала, что может вылечить Петра, если он выполнит ее желание. Наутро молодой человек приказал искать целительницу из сна, хотя и не надеялся, что она реальна. Но вскоре ему рассказали, что такая девушка действительно существует. Зовут ее Февронья и живет она в небольшом селении на окраине леса. Красавица была дочерью собирателя дикого меда и с ранних лет интересовалась целительством. Она знала силу практически каждой травинки и могла применить ее на благо человека. Также девушка была набожной и всегда подходила к лечению с молитвой. Результат ее действий был просто чудесным, поэтому со многих городов и сел люди, нуждающиеся в исцелении, ехали именно к Февронье.

Туда же направился и князь Петр. При первой встрече девушка поразила его красотой и умом. Она осмотрела юношу и сказала, что сможет вернуть ему здоровье, но с одним условием - он должен будет на ней жениться. Обрадованный князь без раздумий согласился и уже через несколько дней возвращался в Муром абсолютно здоровым и полным сил. Однако за девушкой он не вернулся, так как не желал связывать себя узами брака с простолюдинкой. Спустя некоторое время проказа вновь дала о себе знать, и князю ничего не оставалось делать как ехать с повинной головой к Февронье. Девушка выслушала его и напомнила об обещании. На этот раз Петр сдержал слово и женился на красавице.

Испытание верностью

В начале тринадцатого века молодой человек стал князем Мурома. Он встал на княжение и столкнулся с тем, что бояре наотрез отказались признавать его брак с простолюдинкой. Они не принимали ее в качестве своей княгини и требовали расторгнуть союз. После долгих споров прийти к единому мнению так и не удалось, поэтому бояре направились прямиком к Февронье. Они повелели ей немедля уходить из Мурома и забыть о своем недолгом пребывании здесь. Девушка покорно согласилась покинуть город, но изъявила последнюю просьбу - забрать с собой самое дорогое. Бояре решили, что выросшая в бедности Февронья возьмет из терема украшения, наряды и драгоценные камни, и согласились на этот откуп. Однако мудрая девушка поступила иначе. Она вошла в княжеские покои, взяла за руку Петра и покинула с ним Муром.

После недолгих скитаний супруги устроились в небольшом домике и стали жить своим хозяйством. В легендах рассказывается, что Февронья обладала многими добродетелями и среди них были действительно чудесные. К примеру, даже дикие звери слушались ее голоса и приходили на зов. В лесу она чувствовала себя как дома, поэтому нужды князь и княгиня ни в чем не испытывали, хотя и жили очень скромно. С каждым днем Петр все больше восхищался своей женой и за годы изгнания ни разу не пожалел о том, что отказался ради нее от власти и богатства.

Пара жила в любви, уважении и заботе друг о друге. Со временем они настолько привыкли к простому быту, что даже и не думали о возвращении в Муром. Однако у судьбы были на них другие планы.

Князь и княгиня Муромские

Без законного правителя в Муроме началась смута. Бояре никак не могли решить, кому из них достанется власть, и постоянно ругались между собой. Они вводили новые налоги, что ложилось тяжелым бременем на простой народ, который и взбунтовался, вспомнив про изгнанного князя Петра. Вскоре к нему с поклоном был отправлен гонец. Он передал просьбу муромчан и князь, посоветовавшись с супругой, вернулся в родной город.

Народ встретил его с радостью, а вскоре княгиня смогла своими поступками, благочестием и отношением к Петру заслужить всеобщую любовь. Ее почитали наравне с правителем и через несколько лет и вовсе позабыли о происхождении Февроньи. В Муроме чета правила до глубокой старости и всегда они появлялись только вместе. После того как Петр и Февронья отошли от княжеских дел, они решили принять постриг в православной обители. Князь получил новое имя Давид, а княгиня была пострижена как Ефросинья. Находясь в разных монастырях, влюбленные молились друг о друге, а особенно о том, чтобы уйти из жизни в один день. Для них был приготовлен даже необычный гроб с перегородкой посередине, чего никогда не делалось на Руси.

Согласно преданию, умерли супруги действительно в один день. По новому календарю произошло это 8 июля (День влюбленных в России позже стали праздновать именно в этот день). Но хоронить пару вместе не стали, монахи и бояре посчитали, что это противоречит православным обычаям. Поэтому князя и княгиню захоронили в разных обителях. Каково же было удивление монахов, когда на следующее утро Петр и Февронья оказались в одном гробу. После того как их тела развезли по разным обителям, они с рассветом вновь оказались вместе. Это было воспринято как знак, и бояре, посовещавшись с монахами, приняли решение о совместном захоронении супругов. Свой последний приют они нашли в родном городе. Их пристанищем стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Приблизительно в середине шестнадцатого века православная церковь канонизировала князя и княгиню. С этих пор люди начали молиться святым о мире в доме, рождении детей или долгожданной встрече с любимым человеком. Во всех подобных делах Петр и Февронья всегда помогают даже без особенной молитвы. Главное, чтобы просьба о помощи шла от чистого сердца, а в помыслах не было зависти, злобы и обид.

Мощи Петра и Февроньи

Еще задолго до установления Дня влюбленных в России муромских святых очень почитали. Их мощи обладают чудотворной силой, поэтому паломники приезжали в Муром со всех концов страны.

После официальной канонизации супружеской пары их мощи были перенесены в Свято-Троицкий женский монастырь, где они находятся и по сей день. Приехать сюда с просьбой может абсолютно любой человек. Говорят, что муромские святые редко отказывают в помощи, но все же первую очередь они покровительствуют супружеским парам.

За долгие годы накопилось немало свидетельств того, как после молитвы у мощей в семьи возвращался мир, дом становился полной чашей, а узы любви заметно укреплялись. Тем, кто не мог иметь детей, святые нередко дарили долгожданное счастье быть родителями. Также очень часто Петр и Февронья исцеляли паломников от самых тяжелых заболеваний. Истории о творимых ими после смерти чудесах передавались из уст в уста, а князь и княгиня муромские стали надежными хранителями и защитниками семьи.

Становление праздника

Праздник День влюбленных в России существует всего лишь десять лет, но это верно лишь для современной истории страны. До революции о святых очень хорошо знали и в специальный день вспоминали о них молитвой о своих близких. День памяти Петра и Февроньи считался настоящим праздником семьи и всех влюбленных, которые желают вступить в брак. В советские времена об этих святых незаслуженно позабыли, но в начале двадцать первого века жители Мурома начали собирать подписи, чтобы ввести новый праздник - всероссийский день семьи. Естественно, что его символом должна была стать любовь князя Петра и простолюдинки Февроньи.

Десять лет назад было подписано постановление о праздновании Дня влюбленных в июле. В России таким образом впервые появился аналог Дня Валентина, считающегося католическим праздником. Многие считают эти две даты абсолютно идентичными, однако на самом деле по своей концепции они имеют существенные различия.

Святой Валентин считается покровителем всех любящих независимо от их национальности и возраста. Поэтому и называется 14 февраля Днем влюбленных. А вот концепция российского праздника немного иная. Петр и Февронья помогают супружеским парам и за их благополучие несут ответственность перед Всевышним. Поэтому день влюбленных в июле в России - это все же праздник семьи, любви и верности. Впрочем, именно такое название он и имеет на официальном уровне.

Символика праздничного дня

Этот праздник имеет два важных символа. Первым, конечно, являются муромские святые, дающие свое покровительство женатым парам и помогающие сохранить любовь в супружеском союзе. Во время празднования их изображения встречаются практически везде как символ всего того чистого и светлого, что несет в себе брак.

Когда в России отмечают День влюбленных, то мужья дарят своим женам букеты из ромашек. Этот простой и милый цветок стал вторым символом июльского праздника. Еще в старину он символизировал любовь, поэтому и гадали на нем, отрывая лепестки.

Сегодня в России праздник отмечается довольно широко, а памятники святым установлены уже не только в Муроме. В тех городах, где они существуют, молодожены приходят к Петру и Февронье после бракосочетания, ожидая от них благословения на счастливую и долгую семейную жизнь.

В честь праздника была учреждена специальная медаль, которой награждаются пары, прожившие вместе до золотой свадьбы, или имеющие много детей. Неудивительно, что на медали изображены главные символы праздника.

Когда в России празднуется День влюбленных?

При выборе предположительной даты праздника наши современники опирались на то, в какое время его отмечали наши предки. Так повелось, что это делалось в день смерти Петра и Февроньи. Именно тогда было принято поминать святых, их образ жизни и чудеса, сотворенные после ухода из жизни.

Сегодня уже многие уверенно ответят, какого числа День влюбленных в России празднуется ежегодно. Но еще пять-семь лет назад о восьмом июле практически никто не знал. Влюбленные пары сейчас, как и множество столетий назад, стараются подгадать день бракосочетания под дату праздника. Ведь тогда, согласно поверьям, союз будет счастливым.

Традиции праздника

Обычаи 8 июля (День влюбленных в России перенял практически все традиции, пришедшие от предков) связаны с любовью и обрядами на ее обретение. Так как все же этот праздник имеет отношение к православию, то необходимо сходить в церковь и помолиться о благополучии своей семьи. Восьмого июля подобные молитвы имеют очень большую силу.

В старину в этот день влюбленные старались дговориться о будущем браке. Дело в том, что чаще всего на начало июля выпадает Петров пост, в течение которого венчаться запрещено. Поэтому церковный брак, единственно возможный для наших предков, заключить было нереально. Но парни и девушки производили обряд, напоминающий сегодняшнюю помолвку. В присутствии всех членов семьи они признавались друг другу в любви и обменивались кольцами. После этого они считались женихом и невестой. В течение последующих шести месяцев влюбленные должны были пожениться.

Языческие обряды

Восьмое июля наши предки считали особенным днем. Именно в праздник Петра и Февроньи можно было, не опасаясь водной нечисти купаться в реках и озерах. Ранее велик был риск попасться к русалкам или водяным, которые в начале июля уходят на самое дно и засыпают до весны.

Несмотря на то что православные священники категорически против гаданий в этот день, девушки всегда стремились провести несколько ритуалов на любимого. Эта традиция пришла с самых давних времен и сохраняется среди наших современниц. Особо популярны были гадания на зеркалах. Их зачастую начинали проводить еще в июне. В День влюбленных (в России в наши дни эта тенденция сохраняется) наступал пик гаданий на суженого.

Так сложилось, что именно с восьмого июля начинался покос. В этот же период целители приступали к сбору лекарственных трав, ведь считалось, что вся зелень входит в наибольшую силу именно в начале июля.

День семьи, любви и верности в 2018 году

В текущем году праздник выпадает на Петров пост, поэтому православным, которые планируют отмечать его, придется придерживаться нескольких правил. В зависимости от дня недели варьируется количество разрешенных блюд на столе. В 2018 году празднование будет происходить в воскресенье, поэтому православные могут немного разнообразить свое меню. Им дозволено вкушать рыбу и готовить с добавлением масла.

Так как в Петров пост венчаться невозможно, то влюбленные стараются организовать светское заключение брака. Хотя все православные священнослужители не рекомендуют играть свадьбы в пост в России. Но в любом случае выбор остается за парами, ведь Петр и Февронья не могут не благословить на брак влюбленные сердца.

Доброго времени суток! Наступает самый волшебный и загадочный день - Рождество. Теплый, семейный праздник. Дети помогали украшать дом, елку, пекли с мамами угощения, делали подарки. Но не все дети знают суть праздника, почему называется Рождество, почему праздник так важен для многих людей, что его отмечают во многих странах. Наша задача рассказать детям в доступной для понимания форме историю Рождества. Что можно рассказать детям Рождестве?

Как рассказать детям о Рождестве

Ночь перед Рождеством волшебная. Можно посмотреть на небо и загадать желание, только оно должно обязательно быть добрым. Иисус Христос учил людей доброте. Как он родился? Слушай внимательно.

В небольшом городе Назарете жили муж и жена - Анна и Иоаким. Не было у них детей. Они молились, чтобы Господь послал им ребенка, обещав, что тот будет служить Богу. И у них родилась дочь Мария. Это была очень послушная, кроткая девочка, потстоянно молилась. Когда родители умерли, она осталась сиротой, воспитывалась потом в церкви.Когда Мария стала взрослой, ее хотели выдать замуж, но она дала обет служить Богу. Тогда священники ее отдали под покровительство дальнего родственника, старого Иосифа. Тот был вдовцом. Мария помогала ему по хозяйству, вела очень скромный образ жизни.

И вот однажды Марии явился Архангел и сказал ей, что к ней придет Дух святой и у нее родится ребенок-Сын Божий, который спасет мир от греха и зла.

Это история о матери Иисуса Христа-Марии.

Теперь слушай, что было дальше. Мария и Иосиф ждали рождения сына. В этот год император Август решил устроить перепись населения. Все должны были явиться в город, откуда были родом их предки. Мария и ее муж отправились в город Вифлеем. Шли они долго, когда пришли, мест для ночлега уже не было. А Марии пришел срок родить. Они нашли пещеру, в которой пастухи прятались от непогоды. В эту ночь Мария родила сына, завернула его в подол и положила в ясли, куда сыпали корм для животных.

Неподалеку пастухи пасли овец и вдруг увидели яркий свет - к ним спустился Ангел и сказал: »Не бойтесь! Я пришел с доброй вестью. Бог послал своего сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем, там вы его увидите. Он лежит в яслях.»

Пастухи пошли в пещеру и увидели младенца.

Вторым знаком рождения Сына Божьего была звезда, которая появилась в небе и была самой яркой. Ее увидали волхвы - мудрецы. они догадались, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Звезда привела их в пещеру. Они увидели младенца и подарили ему свои подарки, назвав его царем неба и земли.

Вот такая история о рождении Иисуса Христа.

Чтобы дети лучше ее поняли, можно посмотреть мультфильмы про Рождество, картинки им показать. Сводите детей на рождественские мероприятия, концерты. Дети должны понять одну мысль, что Рождество - это праздник доброты, помощи близким и сострадание.

Мы с Ксюшей попробовали сделать презентацию о Рождестве для детей. Немного получилось не так, как хотели, но учимся. как говорится.

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.


В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя. Именно этим фактом и воспользовался на ужине с императрицей в сочельник великий полководец Суворов, которому, по наветам завистников, императрица задержала пожалование звезды, ордена Андрея Первозванного. Когда сели за стол, Суворов даже не снял салфетки с тарелки. Государыня, заметив это, спросила причину.

— Звезды не вижу, Ваше Величество, — ответил Суворов.

Императрица усмехнувшись, встала из-за стола, взяла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:

— Ну, теперь кушать будешь, граф.

В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (а иногда и в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется. Так, в Вологодской губернии, кутью приготовляли из гороха с пшеницей с примесью сока из конопляного семени или меда.

Наряду с кутьей обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. Широкое распространение как сочельническое блюдо имеют блины. Во Владимирской губернии блины начинали печь в сочельник с утра и ими одаривали колядующих. Встречаются также в числе блюд толокно и кисель.

Однако с окончанием эпохи Петра I обычай украшенной ели был практически забыт. Вернулся он, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.

В самом конце 19-го века появляются в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве — на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.

Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Один из петербургских богачей заказал «Искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами. Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей».

Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу» (подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке). После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

«Костюмы» на детских праздниках раздавались детям хозяевами дома. Часто это был только бумажный головной убор (чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз). Меняться костюмами не полагалось.

Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны «визиты» (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). «Визит» длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.

Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. В эти дни старались посещать больных, ходить в тюрьмы с подарками. В дни, когда Господь дарит Себя в образе человеческом, должна быть внутренняя готовность к щедрости, к желанию помочь нуждающимся.

Елка в купеческих и мещанских домах наряжалась не заранее, а в первый день Рождества. С первого же дня Рождества в обычае были походы друг к другу «с поздравлением» (как и у дворян, снизу вверх по социальной лестнице).

В купеческих и мещанских домах Рождество праздновалось несколько иначе. До праздника, в Филиппов пост, в доме господствовал рыбный стол. Для состоятельных — белуга, осетрина, судак, навага. Для более бедных — сельдь, сомовина, лещ. Для более состоятельных покупателей на Рождественский стол — поросята, птица (продаваемая часто поштучно, а не на вес) и дичь.

Праздник всегда мыслился человеком одухотворенным: он «заходил», «уходил», его встречали и провожали. Его олицетворяли всякие вещные символы, в том числе и живые персонификации. В конце праздника их уничтожали торжественно. Переживаемые божеством-праздником «страсти» — это и есть момент его смерти и возрождения. Поэтому главный элемент всего ритуального действия — ритуальная трапеза — в качестве главного блюда обычно включала самое божество, как говорили в XIX веке, «животный образ бога». На святки это жареный поросенок или кабан, солнечное божество. Символом рождественского же стола становилась свинина. Свиные туши в изобилии привозились в Москву прошлого века обозами. Один из благотворительных обрядов будущего разговения — раздача свиных «осколков» (мелких кусков мороженой свинины) нищим и неимущим. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлялся и возрождался в человеке. В этом был главный праздничный акт.

В русской обрядности свинья как обрядовое животное главного рождественско-крещенского празднества христиан получила прозвище святого Василия Кесаретского, праздновавшегося 1 января. Кесаретский поросенок входит в круг жертвенных животных, и символически он означал плодородие, богатство, благополучие в жизни человека. «К 1 января в каждом семействе готовится полугодовалый или несколько месяцев поросук, которого зажаривают непременно целым, какой бы величины он ни был. Вечером в этот день собираются все домашние, ставят свечу перед иконой, молятся Василю Великому, и когда помолятся хозяин ил старший в доме отделяет себе голову поросенка, затем разламывает, но не разрезывает жаркое и раздает всем по частям, смотря по возрасту. Это называется «кесаретского ломать»… Съев мясо, собирают кости, относят в «свину» и бросают свиньям. Это делает хозяйка дома».

В купеческих и мещанских семьях пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды». Еда сочельника — кутья и взвар, ставились под иконы на подстилке из сена. Их употребляли до Всенощной.

После Всенощной — обряд «прославления Рождества». Коренные москвичи не употребляли слова «колядовать», — говорили «славить».

Существовало несколько вариантов «прославления», например:

  • простое исполнение тропаря «Рождество Твое…»;
  • исполнение «самописных» текстов в распев рождественского тропаря;
  • театрализованное действо «царь Кастинкин (Константин), казнящий Ирода.

Один из вопросов, неизменно волнующих современного читателя, что дарили на Рождество в дореволюционной России. Ответ может быть абсолютно краток: «Все!», и столько же пространен, если начать описывать безмерные возможности Москвичей в приобретении сувениров. Каких-либо особых норм на сей счет не существовало, разве что в отдельных семьях могли возникнуть свои собственные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Так, например, известно, что на именины, Рождество и Пасху царским дочкам обычно дарили по одной жемчужине и одному бриллианту. Таким образом, к совершеннолетию у каждой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. На рождение дарили образки тезоименных святых. Когда царскую семью расстреливали, с них сняли все, кроме образков и крестильных крестов.

К концу 19-го века возникла традиция дарения открыток. В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку, тысяча экземпляров, которой была продана в тот год в Лондоне.

Первая поздравительная открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. До этого обыватели поздравляли своих ближних со всеми праздниками на специальных карточках с цветочным орнаментом и одним лишь словом «Поздравляю», к которым издавались специальные конвертики. Однако большинство карточек выпускалось и текстом на все времена «Поздравляю».

С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. К зимним праздникам открытки печатались с тремя типами надписей: «С Христовым», «С Новым годом» и «С Рождеством Христовым! С Новым годом».

Русские сюжеты были крайне разнообразны: очаровательные детишки Бем, Лебедевой-Анохиной и Лаврова с текстами из русских пословиц, шутливые деревенские сценки Зворыкина и Верова, крестьяне Каразина, барышни XVIII века Плошинского. В изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, лапки елок. Изданные в большинстве своем литографским способом, часто присыпанные блестками или давленые, открытки сразу же стали привлекательны для желающих найти не слишком дорогой подарок.

Традиции Рождества в России

В России праздник Рождества Христова входит настоящее время в череду новогодних праздников. Для некоторых семей главное - встреча Нового года, другие Новый год не празднуют, готовясь к Рождеству. Подарки тоже дарят так, как принято в конкретной семье, могут дарить и на оба праздника.

В начале декабря украшаются улицы, в общественных местах устанавливают елки, проходят рождественские базары, благотворительные ярмарки. В последнее время все чаще к Рождеству возле храмов сооружаются вертепы. Вертеп может быть сделан просто из еловых ветвей с иконой Рождества Христова внутри или с фигурами Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. Материал может быть самый разный: от картона и ткани до снега и льда. Вертепом также называют особое рождественское представление, которое разыгрываться с помощью кукол в специальном вертепном ящике, а может быть спектаклем с участием актеров. Сюжетами вертепов обычно являются события Рождества, а также бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, смерть Ирода. Раньше вертепное представление было связано с колядованием, сейчас вертепный театр показывают на рождественских праздниках или ярмарках. И уже отдельно возрождается традиции колядок - песен, прославляющих Христа и Его Рождество, с которыми раньше обходили дворы, желая добра и радости, собирая подарки в виде угощений, а сейчас с ними чаще ходят в гости.

Перед Рождеством православные христиане соблюдают пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно.

День накануне праздника Рождества Христова называется Сочельником. Название происходит от традиционного блюда, которое готовится в этот день, - сочива (вареная пшеница или рис с медом). В старину в Сочельник ели только сочиво, от любой другой пищи верующие воздерживались вплоть до наступления Рождества. Существует также традиция не есть в этот день ничего «до первой звезды».

Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января - ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение.

Период с 7 января до Крещенского Сочельника (18 января) называется Святки. Это дни особой радости, которой верующие люди стремятся делиться друг с другом. В это время принято ходить в гости, творить дела милосердия. Хорошей традицией становится дарить подарки к Рождеству и поздравлять с праздником людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Традиции Рождества в Швеции

Рождество в Швеции отмечается накануне самого дня праздника - 24-го декабря. И подарки дарят тоже 24 декабря. Рождество - самый главный праздник в году, при этом строго семейный. Никаких шумных вечеринок с друзьями в ресторане или баре - это тихий праздник в кругу семьи. Приглашать друзей, даже самых близких, не принято. На Рождество в Швеции туристу будет скучно, все кафе, рестораны, бары и прочие заведения, скорее всего, будут закрыты, а улицы будут пустовать. Новый год шведы вообще почти не отмечают.

К праздничному столу шведы чаще всего готовят индейку, ее продают во всех супермаркетах, хотя гораздо более традиционной считается свиной окорок. Также обязательно несколько видов селедки в разных маринадах, тефтели, картофель, сосиски «Принскорв», лосось. Интересно, что в Швеции есть традиция накануне Рождества пить приготовленный по особому рецепту газированный напиток «Юлмуст», который по популярности превосходит даже кока-колу. 24 декабря в 15:00 дети обычно смотрят сборник мультфильмов Диснея «Утиные истории». После этого раздают подарки, вечера и уж тем более ночи не ждут. Подарки под елку приносит То мтен, это гном, толстый и низкорослый, по одежде и внешнему виду похожий на Санту: колпак, красный костюм, борода,. Специальных атрибутов (коней или Снегурочки) у него нет.

Шведы очень музыкальны и любят петь, в том числе и рождественские песни. Существует целая серия шведских рождественских песен, которые все, как правило, знают наизусть с детства и поют вне зависимости от того, религиозен человек или нет - в церкви, на улице или в хоре. В настоящее время их содержание далеко не всегда связано с библейским сюжетом о Рождестве Христовом. Как правило, это песни про зиму, про ночь, про волшебство.

В Швеции любят живые елки. «Дождик» и разноцветные лампочки считаются дурным тоном. Обычно лампочки однотонные, желтые или белые, игрушек не очень много. Елки на улицах - это просто живые деревья с одноцветными жёлтыми или белыми лампочками по контуру дерева, больше их ничем не украшают и после праздника убирают очень быстро.

Традиции Рождества в Германии

В конце ноября традиционно в Германии начинается время адвента - подготовительных недель перед Рождеством. В это время во многих семьях оформляется рождественский венок с четырьмя свечами. На протяжении четырех недель каждое воскресенье жители Германии зажигают по одной свече на праздничном венке. В первое воскресенье адвента (за четыре недели до Рождества) на венке зажигается одна свеча, во второе - две, в третье - три, в последнее - горят все четыре свечи. Это традиция символизирует ожидание праздника, ожидание Рождества. Каждое воскресенье адвента посвящено евангельским чтениям в соборах: первое - пришествию Христа в конце времен; второе и третье - переход от Ветхого к Новому Завету, четвертое - непосредственно евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.

Ожидание символизирует также календарь адвента. Эта традиция из Германии постепенно распространяется по всему миру. Детский рождественский календарь представляет собой коробку с 25 окошками. Ежедневно, начиная с 1 декабря, каждый день в одном из окошек ребенка ждет маленький шоколадный сюрприз. Такие же календари для взрослых включают в себя репродукции известных картин, шутки, цитаты из Библии и другие варианты «сюрпризов» в окошках.

Во многих домах, в церквах и на уличных площадях устанавливаются фигуры, изображающие Святую семью в рождественскую ночь. Фигуры могут быть выполнены в самом разном стиле - от традиционного до современного.

Загодя готовится рождественская выпечка: пряники и штоллен. Штоллены выпекаются заранее, иногда за месяц до Рождества, и в прохладном месте могут храниться два-три месяца. Сама форма сладкого хлеба, обильно начиненного изюмом, пряностями и орехами, напоминает запелёнутого ребенка - Христа.

К традиционным блюдам немецкого рождественского стола относятся также фаршированный гусь, свинина с квашеной капустой, запеченный карп.

Действующий немецкий Дед Мороз - Вайнахтсман (Рождественский Дед). Он посещает дома через дымоход, оставляет подарки под елкой. Сегодня Вайнахтсмана все чаще заменяет Санта-Николаус.

Традиции Рождества в Англии

К началу XX века Рождество в Англии стало чисто семейным праздником, лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней. Повсеместно, например, соблюдается обычай обмениваться подарками в день Рождества.

С Викторианской Англией связан обычай складывать подарки в Рождественский носок. В былые времена рассказывали, что «Рождественский дед» путешествует по воздуху и попадает в дома через дымовую трубу. Однажды, спустившись в один из домов, он обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский сочельник на камин стали вывешивать носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет, - дети верят, что Санта Клаус наполнит его подарками.

С XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками - вместо обязательных когда-то личных поздравлений с праздником. В 1843 г. в типографии была напечатана первая Рождественская открытка.

Рождественский обед в наши дни включает такие традиционные блюда, как фаршированная индейка у англичан или жареный гусь в Уэльсе, Ирландии и непременный плум-пудинг. На протяжении многих веков у всех жителей Британских островов распространенным кушаньем на Рождество была особая овсяная каша, плум-порридж, сваренная на мясном бульоне, в нее добавляли также хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив и мед и подавали на стол очень горячей. В течение XVIII в. плум-порридж постепенно заменяется плум-пудингом. Плум-пудинг приготовляют из хлебных крошек с добавлением разных специй, фруктов. Осталось еще в обычае прятать в Рождественском пудинге мелкие серебряные монеты и украшения - «на счастье».

Британцы традиционно украшают дома к Рождеству ветками вечной зелени - плющом, остролистом, укрепляют веточку омелы белой над дверью. Плющ должен цепляться за что-то, чтобы найти поддержку и расти. Это напоминает нам о том, что человек должен держаться за Всевышнего в поисках поддержки и сил. Омелу древние друиды считали священным растением и символом вечной жизни, это растение было традиционным рождественским украшением в Англии до появления обычая наряжать ель. Этот обычай появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX в., и был завезен сюда из Германии. Королева Виктория и принц Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре, и эта мода быстро распространилась.

Сейчас почти в каждом английском доме к Рождеству украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями елку, на верхушке ее обычно укрепляют ангела или большую серебряную звезду.

В начале декабря традиционная елка высотой от 20 метров доставляется из Осло в Лондон и устанавливается на Трафальгарской площади. Рождественскую елку присылает в Англию королевская семья Норвегии в знак признательности за помощь, которую британцы оказали Норвегии во время Второй мировой войны. Елка украшается только вертикальными гирляндами, которые составлены из энергосберегающих лампочек и традиционно выглядит скромно и аскетично. У елки каждый вечер проходят благотворительные выступления артистов лондонских хоровых коллективов, которые исполняют традиционные рождественские гимны и помогают сбору средств на благотворительные цели.

Еще одна рождественская традиция родственна традиции колядования: в предрождественские дни собираются группы людей, включая и детей, которые ходят по округе, исполняя рождественские песни, и собирают пожертвования. Чисто английской считается традиция постановки рождественских пантомим. Это комедийные сценки, основанные на историях и сказках, которые знают все (например, Золушка, Кот в сапогах и т. д.).

Рождество в Англии празднуется 25 декабря. Большинство семей направляются в церковь, а после службы собираются за праздничным столом. В этот день в 3 часа дня по всем радио- и телеканалам предается праздничное обращение королевы.

Традиции Рождества во Франции

Во Франции в семьях, где есть дети, елка покупается в самом начале декабря, и дети с большим нетерпением ждут Рождества, когда они наконец-то получат подарки от Пэра Ноэля».

В первых числах декабря по всей стране открываются рождественские рынки. Самые известные из них находятся в Эльзасе. Продают там практически одно и то же каждый год: подарки и сувениры в виде рождественских украшений, ликеры, настойки, рождественскую коврижку, мед, сладости.

Традиционное рождественское блюдо - рождественское полено или, как его называют во Франции, «бюш де Ноэль». Это десерт на основе бисквитного рулета с шоколадной начинкой, правда, возможны варианты начинок. Кекс украшается фигурками, шоколадом и посыпкам. В каждом доме есть специальные фигурки, изображающие животных, Санта-Клауса и ели. Они хранятся и моются из года в год, чтобы потом украшать традиционный кекс. Полено подают в конце ужина, после огромного количества разнообразных блюд, вариации которых зависят от региона страны, - фуа-гра, устрицы, сырные шарики, фаршированный каплун или индейка. Подается все вместе с картофелем или овощами.

Центр города каждый год украшается к Рождеству, но, помимо украшений, на улицах также играет рождественская музыка. Во Франции некоторые жители наряжают елку, но она не является основным символом праздника, многие предпочитают цветы.

Более обязательным элементом является рождественский вертеп.

Перед рождественскими праздниками многие жителей Франции пересекают страну, чтобы добраться до своей семьи. Как и в большинстве стран Европы, Рождество для французов - семейный праздник.

Традиции Рождества в Италии

24 декабря католики отмечают канун Рождества. Большинство итальянцев не ходят на мессу в церковь постоянно, но на полуночной службе в ночь на 25 декабря собирается очень много людей.

Важная часть подготовки к празднику - установка в церквях и в домах итальянцев рождественского вертепа со стилизованными фигурками Иисуса, Марии и Иосифа. Обязательные элементы - звезда, вол, ослик и прочие звери, которые жили в хлеву, где родился младенец Иисус. Обычно итальянцы стараются каждый год сделать новый вертеп, чтобы не повторяться, покупаются фигурки гусей, святых, волхвов, дополняют их водопадами, ищут камни для устройства домиков и гор, что-то мастерят вручную. Самый большой и красивый вертеп устанавливается в Ватикане с фигурами в полный рост.

Помимо вертепа итальянцы украшают свои дома цветами и наряжают елку. Раньше в рождественскую ночь над камином подвешивали еловую ветвь как символ гостеприимства в честь прихода в мир Сына Господня; сейчас же просто ограничиваются елкой и цветами. «Рождественская роза», или морозник, растущий в горах, цветет как раз зимой, и один из его видов с красивыми белыми цветками с розоватым оттенком используется для украшения дома. Еще больше итальянцы любят «рождественскую (Вифлеемскую) звезду», или молочай (пуансеттией), с зелеными листьями и рубиново-красными цветами, расцветающую как раз на Рождество.

В канун Рождества в Италии не принято есть мясо, поэтому все блюда, подаваемые к столу вечером 24 декабря, - овощные или рыбные. А вот уже 25 декабря начинается пир горой: итальянское Рождество не обходится без классических мясных пельменей в бульоне из каплуна, чечевицы, отварного мяса, сухофруктов, шоколада и традиционных дрожжевых кексов панеттоне с изюмом, сухофруктами и пандоро, обсыпанных сахарной пудрой.

Традиции Рождества в Греции

Греки празднуют Рождество 25 декабря - по новоюлианскому календарю. Рождество в Греции - праздник общенационального масштаба. Новый год отмечается гораздо менее торжественно. Те, кто обычно ходят в церковь, отправляются в храм на богослужение. Службы в приходских храмах проходят утром - служится утреня и литургия. После службы приходят домой и садятся за трапезу.

Традиционно печется «Христов хлеб» с крестом наверху, украшенный орехами. У греков нет какого-то определенного рождественского блюда. В последнее время, поддавшись западному влиянию, они готовят индейку. Раньше жарили барана или свинью, кто победнее - птицу. На столе обязательно должны быть орехи, мед и сухофрукты, разные виды рождественского печенья, из фруктов - гранаты.

К Рождеству украшают город, наряжают елки. В Греции украшение елки - поздний обычай. На Рождество могли украшать рождественское дерево, обычную палку, на которую привязывали ленточки и колокольчики, а в приморских областях украшали специально вырезанные для праздника деревянные корабли. Потом дети обходили с этими кораблями деревню и пели колядки. В некоторых деревнях дети колядуют до сих пор. Правда, корабли, специально украшенные к празднику, теперь покупают в магазине, а колядующие дети ходят с музыкальными треугольниками. Праздник продолжается пять дней от Рождества до Нового года. Все это время стоит богато накрытый стол, продолжаются каникулы. Подарки к Рождеству и Новому году приносит не Санта-Клаус (или святой Николай), и не дед Мороз, а… святой Василий Великий. День его памяти приходится как раз на 1 января.

Традиции Рождества в Испании

За несколько недель до Рождества, как правило, уже в ноябре, на городских улицах зажигают рождественское освещение. Типичная для Испании картина - рождественская иллюминация на фоне зеленых цитрусовых деревьев и пальм.

Испанский Дед Мороз похож на Санта-Клауса, он одет в красную шубу и колпак, здесь его называют Папа Ноэль. В эти дни его легко встретить на улицах, в магазинах и других местах, а его фигурки и изображения мелькают везде. В супермаркетах продают типично рождественские продукты. Это сладости - марципаны, анисовые леденцы и туррон (нуга разных видов в Испании - символ Рождества), польворонес (песочное печенье с различными добавками), цукаты, различные орешки.

С друзьями и коллегами праздник отмечают за неделю-две до Рождества. На работу люди еще ходят, но, по сути, эти дни уже не рабочие. Все важные дела откладываются на январь. Популярны подарки коллегам и друзьям в виде «рождественских корзин», которые включают в себя набор типичных для этого праздника продуктов от шампанского, халвы, сыра до особого вида ветчины - хамона.

Рождественские венки украшают входные двери. Очень популярен также «рождественский цветок» («Вифлеемская звезда»). Перед Рождеством эти цветы можно увидеть повсюду: и в домах, и в магазинах и в различных учреждениях.

Еще из рождественских украшений очень популярны белены. Это макеты, изображающие картину рождения Христа и другие библейские сюжеты, связанные с Рождеством. Белены могут быть самых разных размеров, от гигантских, которыми украшают городские площади, до миниатюрных, размером с ладонь. Они появляются в Рождество повсюду - на площадях, в храмах, витринах магазинов. Особая традиция в Испании - рождественская лотерея: испанцы каждый год покупают билет, чтобы испытать судьбу и поддержать традицию. Выбор выигрышной комбинации поручают ученикам местной школы Сан-Ильдефонсо, после чего они должны пропеть номера собравшимся в зале Национальной лотереи в Мадриде. Лотерея проходит каждый год 22 декабря, в большинстве случаев эта дата совпадает с официальным наступлением рождественских выходных. Предваряет праздник Рождества Ноче Буэна - канун Рождества. Собственно, в этот вечер и собирается вся семья за рождественским ужином. Рождественский стол обязательно украшается, например, композициями из свечей, шаров, еловых веток. Помимо гуся и сладостей праздничное меню разнообразят морские ракообразные - креветки, крабы, лангусты.

После ужина принято петь рождественские песни. В полночь звучат колокола, обозначающие начало мессы, и верующие часто отправляются в церковь. С утра под елкой «появляются» рождественские подарки. Часто дарят подарки предсказуемые, о которых высказывались пожелания в течение года.

Предпраздничные хлопоты, символы Рождества

Дети очень любят помогать украшать дом, елку. На елку кроме игрушек можно повесить сладости, сделать имбирные пряники, украсив их глазурью. Можно сделать рождественский венок и украсить им дом.

Украшая елку игрушками, расскажите своим малышам о символах Рождества. Звезда, которой мы украшаем верхушку ели, это та Вифлеемская звезда, которая указала волхвам о рождении спасителя.

Рождественские колокольчики тоже являются атрибутом рождественского праздника- раньше с их помощью отгоняли злых духов, а сейчас звон колоколов звучит во всех храмах на Рождество.

Такие игрушки, как ангелочки, свечи тоже являются символами Рождества.

Подарки близким

Дети могут сами изготовить своим родным подарки. Они могут быть скромными - открытки, сделанные своими руками, сувениры, сладости. Детская фантазия очень богата. Главное, чтобы подарки были сделаны с любовью. Учите своих детей быть благодарными. Ведь Рождество - праздник добра и света. Своим родным и близким мы должны говорить слова благодарности. А добрые дела дети могут делать сами. Например, зимой очень трудно птичкам. Сделайте с малышами кормушки для птиц, насыпьте зерна, крошек сухих. Вот и будет доброе дело.

С древних времен праздник являлся непременным спутником человеческой жизни. Первые значимые признаки формирования праздничных обрядов появились на рубеже 50-30 тысячелетий до нашей эры, приблизительно в этот же период начали формироваться первые зачатки искусства в древнем обществе, такие как наскальные росписи, гравировки на камне и кости. Относимые к этому периоду гибридной неандертало-кроманьонской эпохи (мустьерская эпоха) погребения неандертальцев, найденные при раскопках, могли свидетельствовать о зарождении первых религиозных представлений древних людей, дополнившиеся тотемическими обрядами. Таким образом, первые праздники, появившиеся в древнейшие времена, наиболее вероятно были связаны с погребальным культом.

Вдохновением для человека всегда являлась природа. На следующем этапе развития человеческого общества появились праздники, вытекающие из природно-климатических явлений - чередование дня и ночи, последовательность сезонов, периоды брачных игр у животных, видимые глазу циклы движения небесных тел.

На этапе более высокого уровня развития человеческой цивилизации, праздники получили значительный импульс в своем развитии, хотя и оставались в значительной степени связанными с природно-климатическими циклами. Праздничные обряды четырех основных древних цивилизаций, возникших на рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры, а именно Шумерская, древнего Египта, древнего Китая и древней Индии, несмотря на относительную автономность своего существования, имели весьма схожие поводы: праздники весеннего равноденствия, время разлива рек, начала посевного периода и сбора урожая. Однако, все они имели индивидуальные религиозные обряды, свойственные для каждой из перечисленных цивилизаций. Можно с определенностью сказать, что именно в период развития данных цивилизаций и произошло зарождение регулярных праздников.

Постепенно природа праздников усложнялась, и уже в период античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, возникших на рубеже I тысячелетия до нашей эры, к традиционным праздничным дням добавляются новые традиции, отчасти сохранившиеся до наших дней. Стало возникать множество новых праздников, не имевших аналогов в прошлом. К примеру, хронология проведения олимпийских игр в древней Греции относит нас в 776 год до нашей эры, хотя есть свидетельства, что игры проводились и до этого периода, но, к сожалению, точных данных об этом не сохранилось. В этот период возникают традиции назначения индивидуальных праздников национального масштаба.

Надо отметить, что деление праздников на индивидуальные и регулярные существовало на протяжении всего периода существования праздничных обрядов, на различных этапах развития человеческой цивилизации. При этом, к индивидуальным обрядам относились обряды похорон или празднование рождения наследников, а так же празднования отдельных событий, таких как пиры по поводу победы в войне и подобные мероприятия. Такие праздники назначались по поводу отдельного события и иногда, в последствии, переходили из категории индивидуальных в регулярные. Примерами таких праздников, существующих в наше время, являются религиозный праздник Рождества, или же мирской праздник Дня Победы, или Дня города .

Что касается регулярных праздников, то на заре человеческой цивилизации, как уже отмечалось, они обычно возникали в связи с существованием календарного цикла – праздник весны, праздник урожая, праздники весеннего или осеннего равноденствия, а также летнего или зимнего солнцестояния. При этом, момент наступления регулярных праздников чаще определялся на основе лунного календаря, так как людям, в тот период не обладавшим глубокими астрономическими знаниями, было проще отслеживать фазы лунного цикла. К примеру, период наступления нового года в Китае до сих пор отслеживается по лунному календарю. Этапы изменения солнечной активности требовали более внимательного и точного измерения. Тем не менее, продвинутые астрономические знания, уже существовавшие в период шумерской цивилизации, а в последствии развитые в античном мире, привели к возникновению традиционного календаря.

По началу, в период античных цивилизаций, как и в период древних цивилизаций, обнародованием календарных событий, в том числе праздников, обычно заведовали верховные жрецы (понтифики) или верховные правители. Однако, в 304 году до нашей эры в древнем Риме, Гней Флавий впервые объявил календарь Фасти (Fasti) на весь предстоящий год, назначив точные даты праздничных дней, которые отличались от будней тем, что в эти дни не работали суды, и не совершались важные дела (сделки). Текст объявленного календаря выдалбливался на каменных плитах и выставлялся на всеобщее обозрение в общественных местах. Календарь позволил окончательно закрепить традицию регулярных массовых праздников.


Отдельно следует остановиться на психологической стороне вопроса массовых праздников. К примеру, день рождения или новый год можно отпраздновать в небольшой компании или в семейном кругу, а карнавал в Рио невозможно представить без огромной массы совместно танцующих и веселящихся людей.

У каждого человека в жизни возникают значимые события, но праздниками такие события становятся только при соблюдении правила общности людей. Так уж устроена природа человека, что он не будет радоваться и рассматривать происходящее как праздник, оставшись в момент праздника наедине с самим собой, даже если у него при этом присутствует хорошее настроение. Именно поэтому, зачастую, критерием яркости праздника является количество его участников. Как часто мы слышим вопрос про праздник, будь то вечеринка или масштабный фестиваль: «много ли было людей?».

Психологи отмечают, что при значительных скоплениях люди начинают оказывать влияние друг на друга, как бы заражая друг друга общим настроением, и при этом зарождается так называемая «массовая душа». Чем больше присутствует людей, объединенных общей идеей и настроением праздника, тем сильнее это влияние.

Французский психолог и историк Гюстав Лебон в своей работе, посвященной изучению психологии масс, отмечал, что в толпе, в силу факта присутствия множества подобных себе, человек испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему придаться первичным позывам, которые, будучи в одиночестве, он вынужден был бы обуздывать. В большой массе людей, человек в некотором роде на время утрачивает свою индивидуальность. Чем не характеристика атмосферы известных нам карнавалов, концертов и фестивалей? При этом отмечается, что нравственный уровень поведения массы в иных случаях бывает выше, чем уровень нравственности составляющих ее отдельных индивидов. Что, пожалуй, объясняет всеобщее радушие людей друг к другу, позитивный дух, непременно охватывающий всех участников массовых праздников. Хотя, ведь далеко не факт, что все пришедшие на праздник, в обыденной жизни являются столь дружелюбными и добродушными, коими представляются во время фестивалей и карнавалов.

Знаменитый австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, в своей работе «Психология масс и анализ человеческого я», приводя в пример праздники древнего Рима (Сатурналии), отмечает, что периодические праздники являются необходимым элементом нормальной психической жизни любого человека и представляют собой прорыв различных табу и запретов, налагаемых подсознанием на наше сознание в обыденной жизни, являясь по существу своеобразной психологической разрядкой. В момент такого прорыва человек испытывает чувство освобождения, что придаёт любому празднику азарта и веселья.

Тем не менее, для того, чтобы эйфория праздничного веселья не перешла в стадию полного распутства, а сам праздник не превратился в своего рода шабаш или загул, в любом празднике необходимо соблюдать традиции и обряды, которые выступают в роли естественных ограничительных рамок, предотвращающих превращение празднующей массы народа в беснующуюся толпу. Знание этих правил поведения на празднике, соблюдение норм традиционных обрядов, последовательности действий и этапов мероприятия, позволяет массе людей оставаться в рамках приличия даже при самом разудалом веселье.

** В качестве иллюстрации степени строгости, такие праздничные нормы могут различаться от уровня крайней зарегулированности, как, например, парад, где у каждого участника есть строго предопределенный регламент действий с четко предписанным маршрутом и временем проведения, без какого-либо права на самодеятельность, либо более мягкой формы - праздничной демонстрации или шествия, когда у участников есть свобода действия, лишь отчасти ограниченная предопределенным маршрутом, временем и лозунгами. Примером абсолютно либерального регламента проведения массового праздника могут являться различные открытые концертные мероприятия (опенэйры), протекающие при большом скоплении народа. На таких мероприятиях люди, по сути, полностью предоставлены самим себе, без каких-либо ограничений, в течение всего времени гуляний.

Надеемся, что изучение традиций и обрядов, существующих в мире всевозможных праздников, позволит вам расширить свой кругозор и получить массу приятных впечатлений. Так что укрепляйте психическое здоровье - празднуйте с удовольствием!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди