(лат. Marcus
Fabius
Quintilianus
) (ок. 35 - 100 н.э.) - римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу риторики. Своей педагогической работой снискал расположение императоров, в частности Веспасиана и Домициана, и сделал свою школу риторики государственной. Домициан поручил ему воспитание внуков своей сестры. В числе учеников К. был Плиний Младший. Из трудов К сохранился учебник по риторике - «О воспитании оратора» в 12 кн. Ораторский идеал К. - не оратор - демагог в стиле Алкивиада, не оратор - школьный наставник, подобный Исократу, а оратор - гос. муж в духе Перикла. «Природа, - писал К., - не мешает быть совершенным оратором, низко и постыдно не надеяться достигнуть возможного» (I
, 7
). К. выступал против уравниловки в подходе к ученикам: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнать, кто к чему способнее от природы. Существуют и в этой области громадные различия: в умах можно заметить не меньшее разнообразие, чем в телах. Это можно видеть на примерах самих ораторов, которые в способах выражений так различны между собой, что ни один не походит на другого, хотя многие из них подражали тем же любимым образцам. Из этого выводится заключение, что во всяком ученике лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся. Как искусный учитель телесных упражнений всячески испытывает тело и склонности множества своих учеников, определяя каждому особый вид упражнений, так должен поступать и учитель красноречия: он прилежно наблюдает, кто из питомцев имеет больше склонность писать кратко и плавно, резко, важно, приятно, сильно, вежливо или чисто, и так приноравливается к каждому, чтобы в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи; а если повести кого-либо в не свойственную ему сторону, тогда ни в том, к чему меньше способен, он не успеет, да и то, к чему кажется склонен от рождения, ослабит небрежением» (II
, 9
).
Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А. Никольского. Спб., 1834; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 143-156; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. С. 435-477; Кузнецова Т.П. Литературная критика Квинтилиана // Очерки по истории римской литературной критики. М., 1963. С. 156-190.
(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
КВИНТИЛИАН Марк Фабий
(ок. 35 - ок. 100)Римский оратор из Испании, назначенный императором Веспасианом первым профессором риторики, то есть получивший государственное содержание. Среди учеников Квинтилиана были Тацит и Плиний Младший , им также восхищался Ювенал . Речи Квинтилиана утеряны, однако его важнейшее сочинение - "Наставления оратору" в десяти книгах - дошло до нас полностью. В этом сочинении Квинтилиан, следуя высказыванию Катона , согласно которому оратор должен быть "хорошим человеком, владеющим искусством слова", определяет все необходимое для образования ритора, включая этические, литературные и собственно риторические дисциплины. Многое из того, что рекомендует Квинтилиан, может показаться современному читателю сухим и неинтересным, однако труд Квинтилиана позволяет нам понять, чтО в его времена считалось хорошим прозаическим стилем, а кроме того, десятая книга этого труда содержит ценнейший сравнительный анализ греческой и латинской литературы.
С "Наставлениями оратору" познакомились большинство ученых Возрождения, после того как в 1416 была обнаружена полная рукопись этого сочинения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Квинтилиан (Quintilianus) Марк Фабий (ок. 35 - ок. 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат «Об образовании оратора» - самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы.
Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 - ок. 96) - древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собственную риторическую школу для юношей, которая вскоре стала государственной. Квинтилиан - первый учитель, получавший жалованье из государственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за речью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, поддерживать дисциплину, но не прибегать к физическим наказаниям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потворствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и не расточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение - и требовал сочетать заучивание с размышлением.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 57-58.
Марк Фабий Квинтилиан (42-118 н. э.) - крупнейший представитель педагогической мысли древнего Рима. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и находилась под покровительством императоров. Школа Квинтилигна была сделана при императоре Веспасиане первой государственной школой в Риме.
Квинтилиан- автор знаменитого сочинения «О воспитании оратора» в 12 книгах. Здесь (особенно в первых двух книгах) рассматриваются и общепедагогические вопросы. Квинтилиан выступает сторонником общественного воспитания, отдавая ему предпочтение перед домашним. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. В обучении он различал три ступени: подражание, наставление и упражнение, был сторонником сочетания заучивания с осмыслением материала. Он одним из первых в истории педагогики сформулировал ряд требований к учителю и воспитателю. О педагогических рекомендациях Квинтилиана достаточно ясное представление дают отрывки из его главного сочинения «О воспитании оратора», приводимые ниже. При этом следует иметь в виду, что речь ведется о воспитании детей рабовладельцев.
Биографическая справка цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 39.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Московский институт экономики
менеджмента и права
Факультет Экономика и финансы
Кафедра Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Доклад
По дисциплине Риторика
Тема: Марк Фабий Квинтилиан «воспитание оратора»
Выполнил: Студентка Тамбовцева Е.А.
Группа ЭСс 1.1/0-10
Проверил Митин А.В.
Москва 2010 г.
Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - 100 г. н.э.) – автор самого обширного античного учебника „Риторические наставления" написавшего в двенадцати книгах. Труд Квинтилиана строго продуман. Он систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора и обобщает собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее, он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.
Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: "Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия".
В этой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители, дядьки), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнении, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. „Следует ли жестко придерживаться риторических правил?" - спрашивает Квинтилиан. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квинтилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жесткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. „Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или и к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделенное на части...".
По Квинтилиану, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, памяти, произнесения (или действия). Цели оратора - поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три.
Он выделяет, три рода речи оратора: доказательный, рассудительный и судебный.
Первый род - доказательный - касается похвалы и порицания: надгробные речи, иногда речи в суде (подсудимый имеет хвалителей), похвала может произноситься и в других случаях. Похвала особенно требует распространения и украшения. Может быть похвала богам, людям, а также городам и прочим предметам.
Второй род речи - рассудительный - имеет цель советовать (выступления в Сенате и народных собраниях). В этой речи большую роль играет доброе мнение об ораторе. Оратор говорит здесь о мире, войне, числе войск, пособиях, податях. Он должен знать о силе государства и о нравах граждан.
Третий род речи - судебный - имеет целью обвинение и защиту. Этот род состоит из пяти частей: вступления, повествования, доказательства, опровержения, заключения. Квинтилиан поясняет, как пользоваться этой схемой: „Оратор не должен думать, чтобы каждую из показанных мною - частей надлежало излагать в том же порядке: а прежде всего, надобно ему размыслить, к какому роду относится дело, в чем оно содержится именно, что может споспешествовать ему и что повредить; потом, что утверждать и что отвергать должно; после, каким образом повествовать приличнее (ибо повествование есть приготовление к доказательствам, и не может быть полезно, ежели предварительно не узнает оратор, какие точно доводы выставить ему нужно); наконец, подумать о снискании благосклонности от судей. Ибо, не обозрев всех частей, сущность всего дела, нельзя нам знать, в какое расположение духа привести их для нашей пользы /.../". Расположение частей, как видим, зависит от многих моментов.
Однако Квинтилиан предупреждает, что это расположение свободно лишь относительно. Нельзя, например, вступление помещать в конце речи.
В заключение речи оратора, Квинтилиан говорит о возбуждении страстей, в чем и проявляется сила красноречия, (или успех оратора), особенно в судебном деле, зависит не только от доказательств, но и от того, насколько он сумеет убедить слушателей (а в суде - судей), воздействуя на них эмоционально. „...Речь оратора должна быть скромнее, кротка, без всякого высокомерия, пышности и даже без всякой высокопарности. Довольно и того, если будем говорить выразительно, точно, приятно, вероподобно. Для сего-то и приличен здесь наиболее слог речи средний". Страсть же – это выражение гнева, ненависти, страха, негодования, соболезнования. „Итак, верх красноречия, сколько судить могу, состоит, относительно возбуждения страстей, в том, чтобы мы сами были ими движимы совершенно". Как видим, психологическая сторона ораторской речи занимала в работе Квинтилиана немалое место, что, впрочем, было продолжением и развитием идей греческих и римских предшественников автора.
Быть красноречивым есть не что иное, как выражать словом все то, о чем мы думаем, и сообщать слушателям. Поэтому слова должны быть ясны, чисты, соответствовать нашему намерению и они должны быть правильно, красиво и пристойно расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличает изящество и красота речи, ибо они приносят удовольствие и удивление. И здесь автор ссылается на Цицерона, который писал: „Красноречие, которое не внушает удивления, я не почитаю за красноречие". Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, должно учитывать аудиторию. Переносные слова, которые и украшают речь, должны рассматриваться в связи с целой речью. И здесь он говорит о целом тексте, об украшении целой речи. Он замечает, что необходимо иметь в виду два главных момента: придумать род слововыражения и произнести речь. Для этого необходимо знать, что нужно нам в речи возвеличить или унизить, что произнести стремительно или скромно, забавно или важно, пространно или кратко.
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима, включая и Квинтилиан, смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.
Марк Фабий Квинтилиан - римский ритор (преподаватель красноречия), теоретик ораторского искусства, реформатор литературного стиля; автор наиболее полного античного учебника по ораторскому искусству, который дошел до наших времен. Современники называли его вторым Цицероном.
Родиной Квинтилиана был испанский Каллагурис, где он появился на свет приблизительно в 35 г. По мнению одних исследователей, он был отпрыском очень знатной семьи, одной из наиболее родовитых в стране; по версии других, знаменитый ритор имел незнатное происхождение, жил в небогатой семье. Однако тот факт из его биографии, что дед и отец тоже были риторами, не подвергается сомнению.
Образование Квинтилиан получал в Риме, намереваясь стать судебным оратором. В этом городе впоследствии провел большую часть своей жизни. С 61 по 68 гг. он жил в Испании, пока не был вызван в Рим императором Гальбой, который когда-то был в этой стране наместником.
Квинтилиан действительно, как сказали бы сейчас, работал по специальности, выступая адвокатом в суде, однако не это принесло ему известности. Намного более он преуспел в теоретической деятельности, а также в преподавании. Сегодня его считают первым профессиональным учителем, который стал основателем государственной школы. Император Веспасиан в 70-ых гг. платил ему из казны жалование. Кроме того, ему принадлежит статус первого классика гуманной педагогики.
На протяжении двух десятков лет знатная римская молодежь из обеспеченных семей училась под началом Квинтилиана ораторскому искусству. Доверили ему воспитывать и императорских наследников. Некоторые из его учеников стали известными людьми: так, известно, что среди них был Плиний Старший и, вероятно, Ювенал.
С другим императором, Домицианом, прослывшим кровавым, жестоким тираном, у Квинтилиана были хорошие отношения и, возможно, в чем-то схожие взгляды. Марк Фабий был обласкан всевозможными почестями, не нуждался в деньгах. Есть предположение, что его, ритора, назначили консулом, хотя до этих пор подобное в Риме не практиковалось. Благодарный Квинтилиан, находившийся тогда на пике славы, искренне прославлял императора в своих речах.
Примерно в 88 г. Квинтилиан перестал выступать в судах и преподавать, отдавая все силы сочинению трактата «Воспитание оратора», который состоял из 12 книг. Из всех дошедших до нас трудов по риторике, созданных в эпоху античности, это самый крупный и представляющий наибольшую ценность как источник знаний о древней педагогике и риторике. Квинтилиан считал, что оратором может быть только очень образованный и воспитанный, высоконравственный человек, поэтому в своей книге рассматривал не только непосредственно искусство красноречия, но и все, что помогает людям приобретать полезные качества.
Марк Фабий Квинтилиан стал человеком обеспеченным, окруженным славой и почестями, но это не оградило его от жизненной драмы, которую ему довелось пережить в конце жизненного пути. Как преподаватель он был отправлен в отставку в связи с тем, что бывшие наследники императора, его воспитанники, были сосланы Домицианом вместе с родителями. Но самое главное - он потерял молодую супругу и двух маленьких сыновей, с которыми были связаны все его надежды и радости. Свой знаменитый трактат он начинал писать с мыслями о воспитании собственных потомков. Старость Квинтилиан провел в одиночестве, умер в 96 г.
Биография из Википедии
Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания - ок. 96) - римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) - самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.
Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» - Цицерона.
По поводу происхождения Квинтилиана источники расходятся. Одни утверждают, что он родился в одной из самых знатных семей Испании, а другие - что Квинтилиан из небогатой и незнатной семьи. Одно можно сказать определённо - и отец и дед его были риторами.
В Риме получил образование, готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью.
Возможно, именно с этого времени в историю вошла его поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere», буквально означающая: «начинать от яйца (или же яиц) Леды», то есть подробно исследовать дело.
Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны.
Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству знатную и богатую римскую молодежь. Среди его учеников были также Плиний Младший, и, возможно, Ювенал. Квинтилиану было поручено и воспитание наследников императора. Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был дружен и, по-видимому, разделял в чём-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями - предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», - случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлёт на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве.
Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников - бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.
Квинтилиан считается первым классиком гуманной педагогики. Его слова: «Отец, когда у тебя родится сын, возложи на него большие надежды, ибо большие надежды рождают большую педагогику».
Творчество
- Труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim)
с.1
О ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ОРАТОРА.
I . В детях редко недостает природных способностей ; чаще недостает попечения об них . II . Каких свойств должны быть кормилицы , родители , товарищи , учители . III . С Греческого языка начинают учение . IV . Учить детей можно прежде семилетнего возраста . V . О чтении и письме .
ЛУЧШЕ ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДОМА, ИЛИ ОТДАВАТЬ В УЧИЛИЩА?
I . Опровергает возражение против училищ , доказывая 1) Что в них не портятся нравы: - крайне охуждает гибельную потачку родителей . 2) Что училища не вредят успехам в учении . II . Приводит многие причины , по которым полезны училища .
I . Как распознавать способности в детях . II . Как с ними обходиться . III . Об играх детских . IV . Не наказывать детей телесно .
О ГРАММАТИКЕ.
I . Похвала Грамматике . II . Три достоинства в речи : правильность , ясность , красота . III . Слова основываются на причине , давности , образцах и употреблении . IV . О правописании .
О ГРАММАТИКЕ.
О первых упражнениях в сочинении под руководством Грамматика .
Разные науки знать должно детям , еще прежде Риторики . Нужны ли те науки будущему Оратору?
ГЛАВА VIII.
О ГРАММАТИКЕ.
О музыке . Польза от нее .
I . Произношению надобно несколько поучиться у комедиантов . II Телодвижения перенимать от борцов .
В молодых летах можно учиться многому в одно и то же время . 1. Ибо таково свойство ума человеческого , что многим вдруг заниматься может . 2. Что труды в учении удобнее переносят отроки . 3. Что им достает более времени . - Леность только мешает Оратору многому научиться .
Обыкновенно спрашивается, ежели бы и нужно было все вышесказанное знать, можно ли учить и учиться тому в одно время. Иные думают, что различные занятия развлекают мысли, утомляют разум и тело, да и времени на все это недостанет. И хотя бы в возмужалых летах можно перенести такие труды, но обременять отроческий возраст не должно.
1. Но рассуждающие таким образом, по-видимому, не знают, сколь велика врожденная деятельность ума человеческого; он столь жив и скор, столь способен, так сказать, с.72 разделяться, что не может себя ограничить одним действием; не только в один и тот же день, но в одну и ту же минуту на многое силы свои напрягает. Разве гуслист не работает вдруг и памятью и голосом, а между тем одной рукой бьет по струнам, другою натягивает, спускает, строит их? Даже и самая нога не без действия; бьет такт и меру: и все это делается в одно время. Мы сами, когда нужда непредвиденно заставит говорить в собрании, не говорим ли об одном, а о другом мыслим: ибо в одно время ищем доводов, избираем выражения, приноравливаем телодвижение, голос, вид лица и всю наружность к предмету, о коем идет речь? Ежели все это за один раз производим, то что мешает разделять на многие часы разные занятия, особливо когда самое разнообразие оных облегчает и восстановляет силы разума, а напротив один и тот же беспрерывный труд бывает для нас тягостнее? По сему-то от сочинения переходим, для отдыха, к чтению, а соскучив чтением, принимаемся за сочинение. Сколько бы много ни трудились, а к новому занятию некоторым образом свежее приступаем. Кто не утомится, слушая целый день наставления в одной какой-нибудь науке? Перемена дает бодрость: как желудок различием яств с.73 возбуждается, и от изобилия оных меньше обременяется.
Впрочем, пусть покажут мне другой способ учиться? Заняться ли одною Грамматикою, потом Геометриею? Оставив то, чему учились, перейти к Музыке, прежнее все бросить? И, начав учиться Латинскому языку, о Греческом уже не думать? Словом, заняться только предметом последним? А для чего не запрещаем поселянам возделывать вместе и земли и виноградники, разводить маслины и другие дерева; печься в одно время и о пажитях, и о стадах, и о садах, и о пчельниках? Для чего и сами несколько времени уделяем каждодневно на дела судебные, на услуги друзьям, на домашнее хозяйство, на заботы о нашем здоровье, даже на самые забавы? Если бы каждое из сих занятий продолжалось беспрерывно, мы пришли бы в изнеможение. Из сего видно, что легче заниматься многими предметами, нежели одним продолжительно.
2. Не должно опасаться и того, чтобы дети были меньше способны к перенесению трудов в учении. Никакой возраст так мало не утомляется. Это доказывается опытом. Дети все перенимают легче, нежели возмужалые. Мы видим, что в первые два года, коль скоро с.74 научатся правильно произносить слова, могут говорить все, хотя бы их к тому не принуждали. Напротив нашим рабам, новокуплепным, сколько лет потребно для изучения Латинского языка? Кто начинал учить уже взрослых, тот уверится более, что не без причины почитается искуснейшим в своем деле человек, который с малолетства оным занимался. Дети, по природе, сносят труды терпеливее, нежели юноши. Дети и от частого паданья на землю не так больно ушибаются, и от обычного на руках и на ногах ползанья, а вскоре потом от непрерывной игры и чрез целый день беганья, не столько устают; ибо тело их легче, и не делает над собою изнурительных усилий: так равно и умы, по мнению моему, менее утомляются, поелику не своими силами дитя приобретает познания, но принимает оные от наставников. Сверх того дети, по свойственной сему возрасту послушливости, слепо следуют предписаниям учащего, не замечая сами того, что сделали. Они и судить о труде еще не умеют. Впрочем, я часто замечал, что не столько самый труд, сколько помышление о труде утомляет.
3. Да и времени для учения удобнейшего лучше избрать неможно; поелику ребенок с.75 занимается одним слушанием. Когда дело дойдет до сочинения, когда сам должен что-либо произвести, тогда для других наук не станет или времени, или охоты. Итак если Грамматик целый день занимать ученика и не может и не должен, дабы не произвести в нем отвращения к учению; то на что лучше употребим остальные свободные часы, как не на упомянутые мною науки? Но я и сам не советую, чтобы отрок достиг в них совершенного искусства: у чтобы умел петь со всеми прикрасами Музыканта: чтобы погрузился во все мелочи и подробности Геометрии. Я не намерен сделать питомца моего ни комедиантом в произношении, ни танцовщиком в телодвижениях: да хотя бы я и желал во всем этом видеть успехи, то и на сие достало бы ему времени. Ибо малолетство не так коротко для того, кто захочет им воспользоваться: я говорю не о тупых головах. Для чего же знал и Платон превосходно все то, чему учить будущего Оратора я предполагаю? Он, не довольствуясь науками, коим мог научиться в Афинах, и наставлениями Пифагорейцев, к которым ездил в Италию, посетил и жрецов Египетских, дабы познать их таинства.
Итак увеличивая затруднения, прикрываем только нашу леность. Ибо мы не любим с.76 труда: стараемся успеть в Красноречии не для того, что оно почтенно и достойно всякого уважения, но для того, чтобы сделать из него подлое употребление и обратить его на приобретение гнусной корысти. Пусть витийствуют многие в судах и без пособия помянутых мною наук, и даже обогащаются; ибо и корыстолюбивый продавец больше прибыли получает, хваля свои товары, и славится публичный крикун своим голосом. Я не хочу и читателя такого, который ставит в цену свои труды и учение. А кто представит в уме своем божественное некое изображение красноречия, кто оное, по словам знаменитого Трагика Еврипида, будет иметь пред глазами, как непременное правило своего слова, тот и плод полагает не в корысти или плате тяжущихся, но в самом себе, в своем знании и благородстве мыслей: плод постоянный и неподверженный переменам счастия; тот удобно уверится, что время, которое теряем на зрелищах, на ристалищах, в игре, в праздных наконец беседах, не говоря уже о безвременном сне и распутствах, можно лучше употребить на Геометрию или Музыку; и он в сем найдет больше удовольствия, нежели в тех грубых забавах. Ибо Промысл, по благости своей, так устроил, что человек от с.77 честных упражнений чувствует более удовольствия. Но сие же самое удовольствие завело и нас, может быть, далее надлежащего. Итак доселе довольно сказано, чему должно учить Оратора прежде, нежели будет способен к важнейшим занятиям. Следующая книга представит новой предмет; в ней изложатся должности Ритора.