22.06.2019

Кукла фоторепортаж мини-музей "куклы наших бабушек". Детский исследовательский проект "куклы наших бабушек"


Берегиня (Столбушка). В основе этой куколки столбик из бересты. Береза - дерево, почитаемое на Руси с древних времен. Русские люди издревле считали, что березка обладает особой целительной силой. Считается, что эта кукла - помощница в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказывать все, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее, как жить дальше.

Это кукла-кормилица, ведущая перед собой младенца, отсюда и название "Ведучка". Кукла говорит о том, что ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Она его ведет или выводит в жизнь, поддерживает, если он пошатнулся, оберегает своего ребенка.

Кукла "На счастье". Волосы издревле считались знаком женской силы, лишиться косы считалось позором. Поэтому главное в традиционной куколке "На счастье" - это ее толстая закрученная коса, кроме всего прочего, именно с ее помощью она твердо стоит на ногах. Если такую куколку дарят молодым супругам, то она словно маленькое семейное счастье, которое предстоит умножить и сохранить. Как свое счастье, так и эту куклу не выставляют на показ. Берегут от постороннего взора.

Кувадка. В Орловской, Костромской губерниях существовал обряд кувады, связанный с таинством рождения ребенка, во время которого присутствующий отец будущего ребенка совершал определенные действия, являющиеся защитой от нечистых сил. К этому обряду и делались кувадки - куклы, в которые должны были вселиться злые духи, оберегая тем самым мать и дитя. Они являлись оберегом вплоть до таинства крещения - примерно две недели. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались.

Кукла с детьми пеленашками считалась берегиней семейного очага и помощницей женщине в материнстве.
Делается она на основе верхушки сосны.

Верхушка ствола дерева с отходящими в стороны ветками - это каркас куклы. Специально для куклы ломать дерево, конечно не нужно; если походить по лесу, можно найти упавшую сосну и взять ее верхушку.

Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: "Сонница - бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой".

Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу - заменителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировал мужчину.

Пеленашка - это кукла оберег, и первая игрушка новорожденного. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместилась в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

Кукла День и Ночь - оберег жилища. Хозяева разговаривали с этой куклой. Утром обращались к светлой кукле с пожеланиями, чтобы день был благополучным. Вечером перед сном обращались к темной куколке - чтобы ночь прошла спокойно. Кукла оберегала всех домочадцев - охраняла их душевный настрой.

Зайчик на пальчик делали или дарили ребенку от трех лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребенка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем играть, ему делали такого зайку (оберег от одиночества и страха). Зайчик выполнен в двух вариантах (один легко одевается на пальчик, у другого есть лапки и хвостик).

Куклу оберег- Веснянку на Руси делали молодые девушки когда наступала весна и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается веселым и задорным характером. Традиционно у нее яркие волосы необычного цвета. Кукла Веснянка оберег молодости и красоты. Даря эту куклу вы желаете долгой молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.

Кукла на ложке. Перед сном на глазах у малыша мама брала в руки деревянную ложку и пару цветных тряпочек- и все это превращала в куклу, с которой ребенок засыпал. Наутро тряпочки снимались и ложка опять использовалась в хозяйстве. Ну видно, потому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали.

Десятиручка - это обрядовая кукла. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Её делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое.

Колокольчик - кукла Добрых Вестей. Родина куклы - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Детский исследовательский проект

Тема: «Куклы наших бабушек»

Исследователь: Юсупова Ксюша

Подготовительная группа

Возраст 6 лет

Руководитель проекта: воспитатель

Баянова Наталья Витальевна

Лобва

2017

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1.Актуальность................................................................................................ 3

2. Цель, задачи................................................................................................... 6 Основная часть

1.Этапы, план работы над проектом................................................................ 7

2. История возникновения кукол..................................................................... 8

3. Виды кукол..................................................................................................... 9

Заключительная часть........................................................................................ 12

Введение

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души .

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно

помнить детство.

Лариса Рубальская

Актуальность проекта: Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Кукла не рождается сама: её создает человек. Она оберегает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы . Русская народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Здравствуйте, меня зовут Ксюша Юсупова мне 6 лет. Как и все дети, я люблю играть. Больше всего я люблю играть в куклы . У меня много разных кукол, которых обшивают моя мама и бабушка. И однажды когда бабушка шила очередной наряд кукле, она сказала: «У меня в детстве таких кукол не было, с начала мама мне делала кукол из лоскутков ткани, а когда я подросла, то сама стала себе мастерить кукол». Мне стало интересно, какие же куклы были в детстве моей бабушки и прабабушки. О своем интересе к куклам из бабушкиного детства, я рассказала своей воспитательнице Наталье Витальевне. В группе детского сада мы провели опрос. Выяснилось, что ребята очень мало знают о тряпичных куклах наших бабушек и прабабушек. Наталья Витальевна рассказала нам о народных тряпичных куклах. Мы побывали в русской избе и рассмотрели кукол и « Бабушкиного сундучка».

Сходили с ребятами в «Музей народных тряпичных кукол».

И создали в группе свой музей.



Поэтому тема моего проекта стала: «Куклы наших бабушек»

Объект исследования : тряпичная кукла.

Предмет исследования : технология изготовления тряпичных кукол.

Гипотеза: Если я познакомлюсь, с созданием народной тряпичной куклы то узнаю её историю, и её неповторимый образ.

Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и через куклу узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести социологический опрос среди детей;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.

Проблема: Как сделать куклу своими руками?

Работая над проектом, мы использовали следующие методы исследования:

Просмотр альбомов, иллюстраций в энциклопедии;

Информация в сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос;
- практическое изготовление изделий;
- заключение, вывод.

Тип проекта: исследовательский, творческий

Сроки реализации проекта : 2 недели

Описание этапов работы над проектом представлены в виде таблицы.

Основная часть

Этапы реализации проекта

- Постановка цели и задач проекта;

Гипотеза;

Социологический опрос среди детей подготовительной группы;

Просмотр альбомов, энциклопедий;

Информация в сети интернет по теме проекта.

- Экскурсия

Беседа «История возникновения кукол»;

Беседа «Виды кукол;

Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

Рисование «Моя народная тряпичная кукла», «Моя обереговая кукла»;

Чтение сказок «Василиса Прекрасная»,«Крупеничка»;

Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

Конструирование кукол;

Игровая «Зайчик на пальчик», «Полешко», «Малышок – голышок».

Обереговая «Кувадка», «Пеленашка», «Крупеничка, «Кубышка-травница» (сделанная дома с мамой);

Обрядовая «Коляда», «Масленица».

Изготовление кукол;

Стендовая защита проекта;

Презентация.

План работы

1. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная тряпичная кукла»;

2.Беседа «История возникновения кукол».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Беседа «Виды кукол»;

2.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;

3. Конструирование игровой куклы «Малышок – голышок».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Рисование «Моя народная кукла»;

2. Хороводная игра «Приехала купаленка»;

3. Конструирование обрядовой куклы «Коляда».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Чт

1.Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

2. Чтение сказки «Крупеничка»;

3. Конструирование обереговой куклы «Крупеничка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пт

1. Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

2. Конструирование игровой куклы «Зайчик на пальчик».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пн

1.Рисование « Моя обереговая кукла»;

2. Конструирование «Кукла кувадка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка»;

2.Конструирование обрядовой куклы «Масленица».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Сюжетно - ролевая игра «Мастерская кукол».

2. Сделать дома с мамой куклу «Кубышка-травница».

Воспитатель

родители

Чт

Ребёнок, родители,

воспитатель

Воспитатель,

Родители

Пт

1.Подготовка к стендовой защите проекта

Ребёнок, родители, воспитатель

Воспитатель,

родители

Социологический опрос детей

Выяснить интересы и потребности детей подготовительной группы в составе 20 человек по данной теме :

Проведя, опрос мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных тряпичных куклах знают не многие.

История возникновения народных тряпичных кукол

Прежде чем приступить к работе мы решили изучить историю народной тряпичной куклы. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Каждая куколка делалась с определенной целью , и имела своё назначение.

А теперь я вам предлагаю познакомиться поближе с такими куклами:

Обрядовые куклы

Богата земля русскими обрядами, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человека.

Кукла « Коляда » с проходили все рождественские колядки. Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Кукла изготавливается, из березового полешка на поясе висит веник, которым отгоняет нечистую силу, а также два мешочка с солью и крупой на достаток в доме.

Кукла «Масленица» . Каждый год, на празднике проводы зимы сжигают эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.




Куклы обереги

В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома. Оберег – от слова беречь.

Например, кукла «Куватка» , которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.



Кукла « Крупеничка» (Зерновушка)

это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли, зерном наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили, что «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие.

Кукла «Пеленашка» древнейшая кукла - оберег. Делали для младенца. Считалось, что она защищает от сглаза. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

А мы с мамой тоже сделали куклу «Кубышка-травница» древняя целительная кукла – оберег. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни . Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.




Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они без иголки и нитки. Самая первая была кукла «Полешко» . Делалась она из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Малышок - голышок» игровая тряпичная кукла.

«Зайчик на пальчик» Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой.

Экологическое обоснование

Изготовление изделий с применением ткани, ниток, крупы, и трав – экологически чистое производство:

При работе с тканью, нитками и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Значит, выполняя, данный проект окружающей среде ущерб не нанесен. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я узнала историю возникновения тряпичных кукол, технологию изготовления кукол и её неповторимый образ а, также о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Результатом моего труда – стала коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол сделанными своими руками.

Я уверена, что созданные мною куклы доставят людям радость и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

«Когда делаешь кукол, - рассказывают мастера, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

Список литературы

1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г

2. Моргуновская.Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г

Детская литература:

3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

4. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка».

Интернет ресурсы:

5.Славянские куклы:

6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

7. Тряпичные куклы:

Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

Выполнила

Ф.И.О.

Илюшина Татьяна Владимировна

Г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5. Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8. Место проведения: группа, территория детского сада, дом.

11. Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12. Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13. Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14. Форма проведения: фронтальный .

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1 . Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы(с наименованием)

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки

« Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии.

1 неделя

Первый день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день .

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя.

третий день

1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа . Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Сколько кукол у нас в гостях?

Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

Почему посуда лишняя?

Для чего нам посуда?

Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

Чья кукла самая высокая?

Чья кукла самая низкая?

А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

Из чего ее делали?

Как с ней можно играть?

Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:

Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

Скажите, дети, из чего она сделана?

А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

Эта кукла будет жить в нашей группе.

Как называется такая кукла?

От чего она будет нас оберегать?

А как вы к ней будете относиться?

Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)

Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание .

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

Предварительная работа : знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.

Оборудование и материалы : сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть . История создания.

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

Как вы думаете? (предположения детей).

Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю ) куклой

Как вы думаете, из чего она сделана?

Интересно с ней играть? Почему?

Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

А ты, Ира как думаешь?

А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).

Чем интересны эти куклы?

Вот человек и придумал другую куклу.

Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

В наше время мы играем такими игрушками?

Какую же игрушку придумали потом?

Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

Ребята, это тряпичная кукла.

Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

Чем она отличается от предыдущих кукол?

А вам интересно узнать, как её шили?

Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами .

Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

А ты, Диана, как считаешь?

А ты как думаешь, Саша?

А как можно играть с современными куклами?

У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Ребята, а это что за кукла?

Как с ней можно играть?

У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).

Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

- Вы уже эту игру играли с другими предметами.

Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах

Елена Благинина

«Голышок-малышок».

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.


Галина Сапунова
Проект «Куклы наших бабушек»

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели) .

Участники проекта : девочки старше-подготовительной группы (8 человек, родители детей, воспитатель.

Цель : воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле .

Задачи :

образовательная : закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая) ; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

развивающая : развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

воспитательная : воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки , они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему : народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек » .

Я считаю, что данный проект актуален , потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия :

Уточнение знаний родителей детей по теме проекта ;

Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды) ;

Расширение образовательного пространства в группе : пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы ;

Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2. Практический

Были проведены занятия :

Изготовление куклы-закрутки ;

Изготовление куклы-оберега ;

Изготовление куклы-пеленашки ;

- Беседы : «Куклы наших бабушек » , истории создания обрядовых кукол.

3. Заключительный

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта , и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек » ; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек » и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки» . Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток. Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта .

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Российской гимназии при ГРМ

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

в средней группе детского сада

воспитателя Паукам О.Н.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

На семинаре-практикуме «Результаты проектной деятельности»

  1. Планирование работы
  2. Планируемые результаты
  3. Консультация для воспитателей «Русская тряпичная кукла»
  4. Консультация для родителей «Куклы наших бабушек»
  5. Представление фотоальбома «Куклы наших бабушек»
  6. Мастер-класс по изготовлению кукол
  7. Спортивное развлечение «Мамины помощники»

Литература:

  1. ФГТ в ДОУ Перспективное планирование. Под ред. М.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изд-во «Учитель», 2012г.
  2. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.
  3. Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.
  4. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.
  5. Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Подборка детской литературы для чтения детям.

  1. Александрова З. «Мой мишка».
  2. Бородницкая М. «На кого же он похож?».
  3. Воронько П. «Обновки».
  4. Воронкова Л. «Маша-растеряша».
  5. Вересаев В. «Братишка».
  6. Гарей Ю. «Колыбельная для куколки».
  7. Галиев Ш «Баю-баю», «Братик плачет».
  8. Женская одежда. Пособие.
  9. Заходер Б. «Портниха».
  10. Кукла и её любимые наряды.
  11. Ладоншиков Г. «Кукольная колыбельная», «Кукла и Катя».
  12. Лермонтов Ю. «Спи, младенец мой прекрасный».
  13. Маршак С. «Усатый- полосатый», «Вот какой рассеянный».
  14. Михалков С. «Дядя Степа».
  15. Никонова Е.А. «Я открою вам секрет».
  16. Носов Н, «Заплатка».
  17. Осеева В. «Волшебная палочка».
  18. Образцов Б. «Лечу куклу».
  19. Перро Ш. «Красная шапочка».
  20. Рюмина И. «Куклы наших бабушек».
  21. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Крошечка-хаврошечка», «Баба-Яга» и другие.
  23. Сказочная азбука.
  24. Токмакова И. «Купите лук»
  25. Чуковский К «Телефон», «Федорино горе», «Путаница».

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

В средней группе детского сада.

1.Планирование работы.

ВИД: среднесрочный

ВРЕМЯ проведения: март – апрель 2014 года

УЧАСТНИКИ: дети средней группы, родители, воспитатели.

Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ»

ЦЕЛЬ: Ознакомление с культурой русского народа; история изготовления

Русской тряпичной куклы.

ЗАДАЧИ: Дать детям представление о кукле как игрушке, её использование

В семье, быту, детском саду. Закрепление образа куклы в различных видах

Деятельности детей и взрослых. Слушание русских народных песен.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

1.Передача образа ребёнка – младенца через различные виды изобрази-

Тельной деятельности: лепка кукол – пеленашек, рисование матрёшек,

Изготовление обережных кукол из бумаги и тряпок;

2.Организовать в группе выставку кукол из различных материалов – бумаги,

Соломы, тряпок, дерева и фарфора.

3.Заучивание колыбельных песенок, потешек, дразнилок, считалок, стихов,

Слушание детских русских народных песен, детских песенок, колыбельных.

4.Вместе с родителями собрать альбом фотографий»Куклы наших бабушек».

5.Провести спортивное развлечение «Мамины помощники».

6.Организовать мастер – класс для детей и родителей «Мастерская по

Изготовлению кукол».

7.Провести консультации для родителей и воспитателей.

2.Планируемые результаты работы интегративных качеств проекта.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.

1) Формирование целостной картины мира: игрушки- семья- детский сад- культура. Расширение кругозора – разнообразие предметов, деятельность детей.

2) Развитие познавательно – исследовательской деятельности в игре,

Изобразительной деятельности, словотворчество.

3) Развитие игровых умений детей – разнообразные манипуляции с игрушками, игровые действия, простые сюжеты, сотрудничество между ролевыми партнёрами, имитация характера героев, активизация словаря.

4) Укрепление связей между детским садом и семьёй, между детьми и

Взрослыми- родителями и педагогами.

ПЕРВЫЙ ЭТАП-март.

ЦЕЛЬ: Расширение представления детей об окружающем мире, культурной

Жизни и традициях русского народа.

ЗАДАЧА: Сравнение кукол по сенсорным качествам(цвет, форма, величина);

Уточнение и углубление знаний о материалах, из которых сделаны куклы;

Развитие интереса к народным традициям;

Создание игровых ситуаций для общения.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности входит

В область «ПОЗНАНИЕ». Исследовательская деятельность развивает позна-

Вательную активность, подталкивает детей к самостоятельным действиям,

Помогает планировать и заканчивать работу, проявлять инициативу и

Творчество.

ВТОРОЙ ЭТАП-апрель.

ЦЕЛЬ: Формирование потребности в исследовательской деятельности,

Желание изготавливать кукол из различных материалов.

ЗАДАЧА: 1) Оформление и презентация результатов работы;

2) Привлечение детей и родителей к участию в исследовательской

Деятельности – изготовление фотоальбома «Куклы наших бабушек».

3) Самостоятельные игры детей с самодельными куклами, куклами обере-

Гами, народными игрушками, изготовленными из разных материалов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА».

Тряпичная кукла- неотъемлемая часть русской культуры. В сегодняшней

России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная

Фигурка выполняет теперь новую функцию: она становиться живым средством

Общения и приобщения к народному культурному опыту.

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых,

Обрядовых, игровых. Самые интересные из них – куватки, кубышки, капустки,

Зерновые, а также «вепсская», «бессонница», «коляда».

1.Кукла- это знак человека, его игровой образ-символ. Она отражает историю

Страны и народа, историю культуры.

2.Тряпичная кукла- традиционная игрушка русского народа, сопровождала

Человека с рождения, была атрибутом любых праздников.

3.Обереговые куклы выполняются из природных материалов (дерево, лоза,

Трава- лугава, солома). Потому что лес- среда обитания русского человека.

Куклы из берёзы, осины- часто без лица. Куклы из поленца, щепочки, веток.

4.Куклы- простейшие изображения женских фигурок, они несут в себе ценности

Преемственности поколений, отражают природу и жизнь человека и семьи.

(7-«я» - семья).

5.Девочки учились шить и познавали искусство одевания. Кукол берегли,

Дарили, с ними играли, хранили в сундуках с приданым.

Осмотр выставки- коллекции кукол из разных материалов:

  • КУВАДКА (КУВАТКА) – из бумажных салфеток
  • КУБЫШКА – из тряпичных лоскутков
  • КРЕСТУШКА – из соломы, тряпок и ниточек
  • СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА – из дерева
  • ДОМОВЁНОК – из соломы и мешковины
  • АНГЕЛ – фарфоровая куколка
  • АЛЁНУШКА – пластмассовая куколка

Выставку готовили родители с детьми, воспитатели.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».

ЦЕЛЬ: знакомство с культурой русского народа; изготовление

Тряпичной куклы.

«РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА: культура, традиции, технология».

1.Кукла- знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли кукла

Отражает время, историю культуры, историю страны и народа, его

Движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности

Обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести

До потомков её драгоценные крупицы.

2.С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского

Народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была

Непременным атрибутом любых праздников, в том числе игры в куклы.

3.Большинство кукол были оберегами и ведут свою историю с древних

Языческих времён. Они изготавливаются из природных материалов,

Которые приносят из леса- дерево, лоза, солома. И это не случайно.

Потому что лес- это среда обитания русского человека. Куклы из берёзы,

Осины, часто без лица, куклы – обереги.

4.Куклы – простейшие изображения женских фигурок. Куклы разных

Народов, игровые, из обрядовых сохраняют и передают ценности

Преемственности поколений.

5.Разнообразие тряпичных кукол: русская тряпичная кукла включает

Несколько архетипов (см. фотоальбом).

  • Столбушка
  • Крестушка
  • Кукла на палочке
  • Узловая(узелковая) кукла
  • Пеленашка (куватка)
  • Закрутка (скрутка, скатка)
  • Кубышка – набивная кукла – мешочек

6.Кукла являлась мифологической формулой мироустройства, отражая

Cамую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека.

7.Потребность в общении чётко выражалась в игрушке(действие-речь).

Плюс девочки учились шить и познавали искусство одевания.

8.Из чего шили? Из ситца, сатина, кумача и коленкора. Берегли, под-

Бирали лоскутки по цвету. Красный цвет – оберег, дарили к празднику,

К свадьбе, на именины.

9.Кукла не просто девчачья забава. Иногда рисовали лицо. Берегли в

Коробах. В кукольных забавах проигрывались деревенские обряды.

10.В настоящее время известно более 90 видов различных кукол:

Обереговых, игровых, обрядовых (см. фотоальбом).



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди