26.09.2019

Кто придумал шапки. История знаменитой русской шапки-ушанки. В помощь солдатам


Ушанка для русского человека - больше, чем просто шапка. Кто помнит - подтвердит, что совсем недавно было принято складывать ушанку на ночь в холодильник. Чтобы сохранить мех. В ушанках же показывают и русских людей в Голливуде.

И в Африке ушанка

Ушанка - она и в Африке ушанка, либо просто шапка. Часто её называют русской шапкой. В англоязычных странах есть слово earflaps, но по словам самих жителей этих стран используется оно редко. Чаще всего употребляются слова "ushanka", "russian fur hat" и "shapka". Даже в словаре The Dictionary of Russia (В. В. Кабакчи. Англо-английский словарь русской культурной терминологии) указывается, что слово earflaps в той же Америке используется редко. Из самых распространенных вариантов - shapka, также используется слово ushanka, или ooshanka, оно стоит в ряду таких варваризмов как kolbasa, valenki, unty.

Шапка как культ

Есть разные версии о происхождении русской шапки-ушанки. Одна из основных - что ушанку в русскую моду привнесли монголы. В рамках этой версии происхождения, русская ушанка стала наследницей малахая - головного убора монголов, который не только защищал их от стуженных ветров степей, но и служил защитой в бою. Малахаи делались из толстой овчины и вполне могли спасти воина от шашечного удара вскольз, и даже от стрелы, уже пролетевшей пик своей скорости.

Малахай претерпел развитие. Его отвороты стали разрезать на три части, чтобы во время потепления можно было поднимать их наверх, завязывая на макушке.

Существует также и другая версия - поморская. По ней русская ушанка стала наследницей краеугольного камня поморской моды - шапки-цибаки. Она представляет из себя ту же меховую шапку-шлем с длинными ушами, которые могут доходить до пояса. В сильный мороз и ветер ими удобно обвязывать шею, как шарфиком. Предполагается, что к поморам цибака перешла от саамов.

Таким образом, у такой привычной нам ушанки есть два возможных пути проникновения в русскую культуру - северный и южный. Мы придерживаемся срединной версии и не отрицаем ни первый, ни второй путь. Страна у нас большая - влияния могли быть и одновременными.

"Нансеновка" и "колчаковка"

Вплоть до начала XX века шапка-ушанка была предметом гардероба преимущественно крестьянского (у Льва Толстого в шапке-ушанке ходит Филипок). Назывались эти шапки труехами и магерками. Однако непростые условия, в которых оказалась наша страна в начале века, заставили людей военных снова обратить на ушанку повышенное внимание.

В условиях проведения боевых действий в зимних условиях ничего лучше ушанки не придумаешь. Поэтому для белогвардейцев-колчаковцев ушанка стала ходовым головным убором. Надо, впрочем, сказать, что "второе пришествие" уже известной в России шапки снова произошло от наших соседей. Прототипом для "колчаковки" была "нансеновка" - шапка норвежских полярников, а те её позаимствовавали в свое время у обитателей Гренландии.

Нужно сказать, однако, что "колчаковки" обычно шились не из меха, а из сукна. Суконным был и козырек ушанки. Сукно часто было японским, а шились сами шапки массово в Англии.

СССР. Модификация

В СССР ушанку модифицировали. В 1934 году она стала головным убором морского флота. Приказом Наркома ВМФ через пять лет суконный колпак ушанок заменили на кожаный.
Шапки высшего и старшего командного состава в те годы шили из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета. Ещё через год, в 1940 году шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Его делали из светлой овчины, однако на флоте ушанки по-прежнему оставались чёрными

Культ ушанок

На Руси было такое слово "опростоволоситься". Оно используется и сейчас в значении "сделать какую-то глупость", "допустить ошибку". В русской культуре шапка всегда занимала особое место. Появиться в людном месте без шапки считалось для человека нарушением норм приличия. Ушанка была не только головным убором, но и самым надежным кошельком - именно в отворотах шапок хранили самые главные документы, либо деньги.

Во времена так называемого "застоя" шапка-ушанка снова стала русским культом. Саму Россию и русских именно в то время стали стойко ассоциировать с этими шапками. Их "толкали" фарцовщики иностранцам, немного позже ушанки стали появляться на головах русских героев в голливудских фильмах.

В 90-е годы норковые ушанки были предметом роскоши и престижа, их берегли пуще зеницы ока и на ночь оставляли в холодильнике, чтобы не испортился мех. Когда снимали с головы - трепетно встряхивали. Сбить ушанку с головы - опозорить, потерять - и вовсе головы не сносить. В те времена дорогие ушанки, которые даже в самый лютый мороз носили с поднятыми ушами, стали называть "коронами". Ушанки же детские, которые были попроще и чаще всего шились из овчины, завязывали на резинку, нахлобучивая её на колпак.

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, а иностранцы покупая её как сувенир отдают дань российской истории. Даже сейчас эта шапка пользуется бешеной популярностью у молодежи, так как она отлично спасает нашу голову морозной зимой. Давайте же узнаем о её истории.

Шапка- ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.

Согласно древней славянской традиции, которая прочно укоренилась в Киевской Руси (Х –ХІІІ вв.) и позже в Великом княжестве Московском (ХІV –XVII вв.), без головного убора могли ходить лишь незамужние девушки. Мужчинам и замужним женщинам полагалось вне дома носить головной убор.

Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» - оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.

Некоторые меховые головные уборы ХІV –XVIII вв. с отворотами или без, полностью меховые или лишь с меховой оторочкой стали прототипами современных меховых шапок.

Наиболее близкие по стилю: шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, популярные у запорожских казаков.

До XIII века в моде были, так называемые, треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось «султан». Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетьманов.

Этнографы также приводят самый поздний вариант - шапку-малахай, круглую с наушниками, её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.

Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в 1918-19 гг. в рядах Белой армии, под предводительством адмирала и руководителя Белого движения Александра Васильевича Колчака.

Тогда шапка-ушанка называлась - шапка «колчаковна», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырёк, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковна – облегчённая копия шапки Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.

Времена тогда были тяжёлые, обмундирование армии Колчака была привозным, готовую униформу доставляли либо из Англии, либо шили её из сукна, купленного в Японии. Офицерский состав Белого движения, помимо папах, также носил «колчаковны» с кокардой или бело-зелёной ленточкой.

В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.

Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета.

С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Во времена застоя и перестройки шапка-ушанка стала ходовым товаром у фарцовщиков. Иностранные туристы с удовольствием покупали или меняли привезённые с собой вещи на ушанки.
Известные модельеры в своих осенне-зимних коллекциях не забывают о легендарных ушанках.

Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».

Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.

Без шапки-ушанки в своих коллекциях не обходится Денис Симачев, D&G и Alexander McQueen. Выпускают шапки и в стиле хай-тек: ушанка оснащена LED-дисплеем, который может транслировать заданные вами речевки или выдавать ритм окружающих звуков.

После того, как Роман Абрамович приобрел «Челси», шапка-ушанка стала ключевым элементом униформы его болельщиков. Таким образом они выражали свою признательность странному русскому, вкладывающему огромные деньги в футбольный клуб.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ УШАНКИ

У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.
В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки.
Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.

Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.

Каждый день надевая тёплую шапку перед выходом на улицу, мы на задумываемся, какую длинную и интересную историю она прошла и сколько интересных фактов скрывается за простым вязаным узором или меховой отделкой.

Шапки из волос

В Южном Судане носят шапки из собственных волос. Нуэры и ланги Южного Судана с древности и до сих пор делают шапки из собственных волос. Высота таких шапок достигает полуметра, а вес - нескольких килограммов.


«Дело в шляпе»

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

Шапка с бородой

Сноубордист из Канады Джефф Филлипс точно знает, что такое холод, что такое резкий ветер и снег в лицо. Для защиты от такой непогоды уже давно используются специфические головные уборы, так называемые шлем-маски. Но ведь хочется не только получить защиту, но ещё и удовольствие от убранства. Видимо именно это желание и вдохновило Джеффа на создание нового дизайна вязаной зимней шапки.

Конструкция простая – к обычной шапочке на липучках прикрепляется нижняя часть-борода. Таким образом, создается защита для лица, которая не мешает лыжным очкам. И главное в такой шапке можно выглядеть стильно и весело.

Боярская шапка

Русские боярские шапки были ещё и элементом интерьера. Боярские шапки делали из меха чернобурки или куницы. Вообще-то, снимать их в помещении было не принято, но дома иногда такое случалось. Тогда шапку надевали на специальную болванку, расписанную, как портрет хозяина дома и владельца шапки. Таким образом, шапка становилась престижным элементом интерьера.

Шапка-балаклава

Во время Крымской войны в боях под городом Балаклавой английские войска столкнулись с непривычным для себя сильным холодом. Чтобы решить эту проблему, для солдат были изготовлены вязаные шапки с прорезями для глаз и рта. Впоследствии эти шапки так и прозвали балаклавами, или balaclava по-английски.

Самая большая вязаная шапка в России

Рекорд России был установлен в областном центре 12 января в Тамбове. Рассказовские умелицы совместно с мичуринским заводом «Прогресс» создали огромную вязаную шапку. В результате, олимпийская шапка оказалась 5888 сантиметров в высоту и диаметром 2014 сантиметров. Впрочем, такое число получилось не случайно. Огромный головной убор специально решили сделать таким в честь Олимпиады в Сочи в 2014 году.

История помпона

Помпон на шапке был придуман для защиты головы французских моряков. Раньше в корабельных помещениях были низкие потолки, да и вообще было тесновато. А помпон на шапочке предохранял голову моряка от случайного удара головой о потолок.

Советская мода

В советской моде на головные уборы своё слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввёл моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.

О шапке-ушанке

Шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: её широкие отвороты защищали лица и щёки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси в XVI-XVII веках и назывались «треух».

Примечательно, что сейчас шапка-ушанка - символ мужской шапки на зиму, но поначалу в них щеголяли преимущественно богатые русские женщины, которые украшали треухи дорогими тканями и камнями.

Происхождение слова «шапка»

Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

Самая большая вязанная шапка в Украине

В самой большой вязанной шапке в Украине одновременно смогли согреться 25 человек. В холодную зимнюю пору в самом центре Киева, на Крещатике разместилась шапка диаметром 4,5 метра. Эксперты Национального Реестра Рекордов подтвердили, что на сегодняшний день – это самая большая вязанная шапка в Украине.

Шапочное безумство

Шляпник из «Алисы в стране чудес» был безумен из-за ртути. Дело в том, что во времена Кэрролла в производстве фетровых шляп использовалась ртуть, от токсичных испарений которой у занимающихся этим ремеслом наблюдался тремор, повышенная возбудимость, расстраивалась координация движений и нередко начинались галлюцинации.

Популярность мужских шапок

Мужские вязаные шапки популярнее ушанок. Судя по количеству запросов в Яндексе, мужскими вязаными шапками интересуются примерно в 2 раза чаще, чем с шапками-ушанками.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ша́пка-уша́нка - зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально - мужская), широко распространённый головной убор в России . Ушанка получила своё название из-за наличия отложных наушников - «ушей», в поднятом виде связанных на макушке или на затылке тесьмой.

Ношение ушанки

Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке и под подбородком.

Шапка-ушанка, изготовленная из искусственного меха, получила народное название «Чебурашка » по аналогии с мультипликационным персонажем.

История

Современная шапка ушанка мало чем отличается от головных уборов древних тюркских кочевников - «» (малахай). Указанные головные уборы до сих пор являются национальной одеждой у ряда тюркских народов, в частности у казахов. Известна картина В.В. Верещагина "Казах в малахае" 1867 года.

Вероятно, на облик современной «шапки-ушанки» повлияла и «шапка-колчаковка», которая получила широкое распространение в Белой армии Колчака в -1919 годах . Позднее мода на ушанки с круглой тульей распространяется в рабочей среде Петрограда , а затем и по всей России .

Ушанки в вооружённых силах

Ушанка на службе у Колчака

Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в армии Колчака . С лета 1919 года получает широкое распространение «летний» вариант шапки Нансена . От классического варианта она отличалась тем, что, с одной стороны, была изготовлена полностью из сукна (то есть её назатыльник с ушами и передний клапан не обшивались мехом), а, с другой стороны, кроме вертикального переднего клапана, она имела ещё и козырёк (по-видимому, также обтянутый сукном).

    Колчаковцы на отдыхе.jpg

    Группа колчаковцев на отдыхе. 1919. Значительная часть бойцов носит шапки-«колчаковки» - прообраз будущих шапок-ушанок

Ушанка в РККА и милиции



С 1931 года на снабжении РККА состояла так называемая шапка, в целом похожая на шапку-ушанку.

В Советской Армии и в ВМФ СССР рядовой и сержантский (старшинский) состав носил шапки со звездой, в 1970-е годы установили ношение звезды с эмблемой (обрамление звезды золотистыми листьями).

Шапка-ушанка состоит из окола, колпака и тульи. Окол меховой, состоит из козырька, назатыльника с наушниками и тесьмой для их завязывания; изготовляется для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил из серого каракуля , а для взвода Военно-Морского Флота - из чёрного каракуля. Колпак, козырёк и назатыльник подлицевые из сукна : для личного состава взвода Сухопутных войск стального цвета, взвода Военно-воздушных сил - тёмно-синего цвета, для старшин и матросов взвода Военно-Морского Флота - чёрного цвета, для офицеров взвода Военно-Морского Флота - из кожи чёрного цвета. Тулья состоит из дольника и кружка, стёганных на вате с подкладкой. В центре козырька: кокарда с эмблемой - для офицеров взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, эмблема - для офицеров взвода Военно-Морского Флота, пятиконечная звезда с эмблемой - для сержантов , солдат , старшин и матросов.



Ношение ушанки под шлемом не предусмотрено, должен выдаваться подшлемник, но это соблюдается крайне редко и поэтому шлем носят с ушанкой, что крайне неудобно. Да и шлем , надетый поверх ушанки, практически не прикрывает голову. В ушанке голова практически не дышит. Тем более, надо учитывать, что ушанка носится с 11 октября по 11 апреля, во время ношения зимней формы одежды. Часть этого периода может быть вполне жаркая погода. По уставу военнослужащие и сотрудники полиции на посту должны быть в головном уборе. Таким образом, они вынуждены находиться в жарком помещении с зимней шапкой на голове. Ушанка впитывает воду и плохо сохнет. В частях специального назначения вместо шапки-ушанки часто используется вязаная шапка или балаклава, ношение которой как отдельно, так и с шлемом более удобно.

Ушанки в мире

В западном мире ушанка является составной частью стереотипного «образа русского » (например, в голливудском кинематографе, на карикатурах и тому подобное), по-английски называется просто shapka . Схожие головные уборы распространены во многих странах мира. Например головные уборы такого типа относятся к традиционной национальной одежде у казахов, монголов, китайцев и широко распространены в таких странах как Казахстан , Китай , Северная Корея , Монголия , также присутствуют на произведениях позднесредневековой европейской живописи, в частности, северного Возрождения. Ушанки нередко носят также в Канаде , где она выступает и как элемент зимнего обмундирования некоторых вооружённых формирований . Похожая шапка (но без длинных ушей и с пуговицей на макушке) распространена в Финляндии.

Ушанка в немецкой полиции

Ушанка в полиции США

Изображения ушанок

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-2.jpg

    Ушанка армейского образца сверху

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-4.jpg

    Ushanka of Soldier of Soviet Army-6.jpg

    White ushanka.JPG

    Белая ушанка

См. также

Напишите отзыв о статье "Ушанка"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ушанка

– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Одним из культовых аксессуаров русского человека в представлении Запада, помимо матрешки, водки и балалайки, является шапка-ушанка. В Оксфордском словаре на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka.

Предками шапки-ушанки были головные уборы разных народов. Впрочем, выглядели и назывались они несколько иначе.

По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.


Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать.Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.

При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.

Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.

По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.

Однако внешний вид и монгольского малахая, и поморской шапки до современной ушанки не дотягивал. Уже в XIV веке появились шапки, которые можно назвать более близкими предками ушанки. Это шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, носимые запорожскими казаками. Другая шапка, у которой были опускаемые отвороты и разрез впереди, - магерка, так любимая польской шляхтой и украинскими гетманами.

Поморы


Также в предки ушанки можно записать аблавуху -головной убор, некогда популярный в Белоруссии. Интересно, что у аблавухи уши были не только по бокам, но и спереди и сзади. При желании владелец шапки мог связать их на макушке или опустить все четыре в лютую стужу. Носили такие шапки вплоть до XX века.

А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.

В помощь солдатам

Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.

По внешнему виду колчаковка походила на шапку норвежского полярника Фритьофа Нансена. Правда, есть версия, что колчаковки (впрочем, как и буденовки) произошли от другого головного убора - «богатырки». Незадолго до Первой мировой войны ее ввели в царской армии как часть парадной зимней формы.

Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.

Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.

С 1934 года шапка-ушанка вводится в состав формы военнослужащих Военно-морских сил РККА. Но была она исключительно черного цвета, что по сути - дань традиции. Данная ушанка состояла из окола, черного суконного колпака, козырька и назатыльника с ушами. В опущенном положении уши завязывались под подбородком, а в поднятом заправлялись наверх.

Уже в 1939 году суконный колпак ушанки морякам заменили на кожаный из черного шеврета. А на макушке была добавлена обтянутая кожей пуговица. Появилось и отличие ушанок для военнослужащих разных рангов. Высший и старший командный состав получал шапки из меха мерлушки, а средний и рядовой - из цигейки.

Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.

На все вкусы

Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.


В ВМФ шапка была черного цвета. Причем для офицеров она шилась из кожи. Для личного состава Сухопутных войск отвороты ушанки должны были быть стального цвета, а для военнослужащих Военно-воздушных сил - темно-синего цвета.

В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.

Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей. Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка. В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.

Несмотря на то, что современная Российская армия недавно перешла на новую форму одежды - так называемую «цифру», от шапки-ушанки тыловики не отказались. Конечно, она немного изменилась. В частности, советской ушанке ставили в упрек то, -что она легко впитывает воду и плохо сохнет. Современные армейские ушанки покрыты водоотталкивающей тканью, что, несомненно, улучшает их качество.

Но шапки-ушанки состоят на «вооружении» не только в России. Китай, Северная Корея, Монголия - военнослужащие этих стран также имеют в своем гардеробе данный головной убор. Не избежали ушанок и некоторые армейские подразделения Канады, Швеции и Финляндии.

Интересно, что функциональность ушанки оценило даже полицейское управление в земле Северный Рейн - Вестфалия, в Германии. Проведенный экспертами тест показал, что ушанка, сшитая по русскому образцу, гораздо теплее, нежели утепленная бейсболка с защитой для ушей.


Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.

Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди