Тема проекта : «Защитники отечества».
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель Волкова М.Н., ПДО Алферова Л.Н., ПДО по х/о Ксенз А. П., инструктор по физической культуре Силакова О. В., родители.
Тип проекта: краткосрочный.
Цель проекта : Расширять представления о героическом прошлом русского народа, продолжать формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, гордости и уважения за Российскую армию.
Задачи:
- закреплять названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия древнего русского воина;
- систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники;
- развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности;
- развивать и обогащать речь дошкольников;
- организовать работу с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, желание им подражать.
Актуальность проблемы:
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Особую важность проблема трудности в общении приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Тема « Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста возможно, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- обучение умению слушать и слышать другого;
- развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- формирование чувства симпатии между участниками общения;
- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- обучение умению детей владеть собой;
- развитие умения анализировать ситуацию.
- целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Этапы проекта:
I этап: Подготовительный.
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Изучение литературы по данной теме и работа с методическим материалом.
- Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов.
- Подбор презентаций для просмотра.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Выявление знаний детей по теме «Защитники отечества».
II этап: Основной.
Реализация проекта.
- Проведение с детьми бесед о русских богатырях, о ВОВ, о Российской армии, о защитниках нашей Родины
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихотворений)
- Рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов и презентаций.
- Рисование рисунков, раскрашивание картинок на военную тематику, изготовление подарков к празднику.
III этап: Заключительный.
- НОД по теме проекта.
- Праздничный концерт для пап посвященный Дню защитника Отечества.
Ожидаемые результаты:
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о защитниках земли русской, о Российской армии а также о людях прославивших наш город, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, чувство гордости за свой народ, за армию, Родину.
- Сформируется умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Освоение детьми доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, интереса к Российской армии, к профессии военного.
- Активная работа родителей по патриотическому воспитанию детей в семье.
Деятельность по осуществлению проекта:
Образовательная область |
Мероприятия |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно – эстетическое развитие |
|
Социально – коммуникативное развитие |
|
Физическое развитие |
|
Итоги работы проекта для детей:
- Рассказы по теме проекта, занятия НОД.
- Изготовление подарков для членов семьи (пап, дедушек).
- Проведение развлечения для детей, посвященного дню защитника Отечества.
Итоги проекта для педагога:
- Конспекты по теме проекта.
- Создание библиотеки.
- Музыкальный СД диск.
- Планирование по данной теме.
Литература:
- Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».
- О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
- Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Е.Ступак «Подарки к празднику».
- Н.Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».
(с фото)
Краткосрочный (1 неделя)
Время проведения 15.02.2016 - 20.02.2016 года
МБДОУ д\с№32
Вторая младшая группа№3
Воспитатель Макеенкова А.В.
Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи проекта
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Воспитательная:
1. Воспитывать в детях высшие нравственные чувства - патриотизм, гордость за славные страницы героической истории, желание защитить свою Родину.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
3. Воспитывать любознательность
Развивающая:
1. продолжать развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
2. учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
3. развивать память, сообразительность.
Задачи :
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Исходя из этого, в Федеральном государственном образовательном стандарте одним из направлений воспитания названо формирование ценности патриотизма как одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ожидаемый результат реализации проекта
Наличие у детей знаний о России, ее достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике Родины; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему России, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3-4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
День недели |
||
Понедельник |
(приложение 1) Игра «Займи место в ракете» (приложение 2) |
Цель: Программное содержание: формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране. Материалы: Цель : 1) Развлечение; 2) Оздоровление организма путем физических упражнений |
Чтение и обсуждение стихов на тему «Защитники Отечества» (приложение 3) Разминка под стихотворение «Самолет» (приложение 4) |
Цели: 3) Развитие речи; 4) Пополнение словарного запаса детей; 5) Воспитание чувства патриотизма Цель: 1) создание бодрого настроения детей; 2) оздоровление организма путем физических упражнений; 3) развитие речи путем заучивания стихотворения наизусть |
|
Занятие-беседа "Моя дружная семья" (приложение 5) Игра «К чему относится?» (приложение 2) |
Цель: Формирование у детей представления о доме, семье, родителях. Воспитывать уважение и любовь к близким. Дать понятие о семье; Обогатить словарный запас, дать родственные понятия; Ввести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок, имена прилагательные (верхний, нижний) ; Активизировать глагольный словарь (игра «Кто что делает) ; Стимулировать детей рассказывать о своей семье; Развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма; Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Оснащение : сюжетные картинки «Семья», «Дом». Цель: 1) научить детей находить подходящие по смыслу предметы, 2) развивать фразовую речь, называть группу предметов одним словом - одежда, транспорт, оружие. |
|
Беседа с детьми о папе, дедушке Разминка: «Воины» (приложение 4) |
Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений Цель: Создание бодрого и радостного настроения |
|
Изготовление подарков для пап (дедушек) Аппликация «Медаль для папы (дедушки)» |
Цели: 1) сплотить детский коллектив, 2) создать для детей атмосферу радости и праздника Цель: Развитие творческих способностей детей |
Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Семейные традиции»
Цель: Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Занятие - беседа “Моя Родина”
Программное содержание: формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране.
Материалы: фотографии пейзажей, изображение государственного флага России, конверты для игры “Составь флаг”.
Ход занятия
Воспитатель : - Ваня, скажи в каком городе ты живёшь? А ты Катя, Савелий?
А наш город Таганрог находится в стране, у которой удивительное имя - Россия. Давайте все вместе повторим это красивое слово - “Россия”! Много чудных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия - необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Родина - значит родная.
Родина - это мама и папа, бабушка и дедушка, детский сад, дом, улица, где мы живём, школа, деревья и цветы. Родина - это всё, что нас окружает. Родина у каждого человека одна. Её нужно любить, беречь природу, защищать от врагов.
Вы ещё маленькие, но уже сейчас многое можете сделать, чтобы Родина стала ещё краше. Например: не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны, любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, не ссориться.
Физминутка
Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Выполнение движений по тексту.
У каждой страны, и у России тоже есть свой флаг. Посмотрите на него, (показ картинки) Посмотрите на флаг и скажите, какого цвета полоски на флаге России.
Белая полоска напоминает нам о белых берёзах, о русской зиме, о ромашках, о белых облаках.
Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря.
Красный цвет на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
Как располагаются полоски на нашем флаге, флаге России?
А сейчас возьмите конвертики, и соберите российский флаг.
Игра “Собери флаг”.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра «Принеси письмо»
Два конверта, две лошадки, два стульчика. Дети по команде должны добежать до стульчика, взять письмо, вернуться к исходной позиции. Можно поиграть 2-3 раза.
Игра «К чему относится?»
Цель: научить детей находить подходящие по смыслу предметы., развивать фразовую речь, называть группу предметов одним словом - одежда, транспорт, оружие.
Оборудование: картинки :военная одежда - шинель, фуражка, шапка-ушанка, рубаха, брюки, китель;военная техника (транспорт) - танки, самолеты, бронетранспортер, ракетоносцы и т.д.; военное оружие - пистолеты, автоматы, пушки, мечи, сабли, бинокль и т.д.
Описание: взрослый предлагает найти и назвать оружие, транспорт или одежду. Когда ребенок делает правильный выбор, он совместно со взрослым составляет предложение о нем, например: «На военном самолете летают военные летчики» и т.д.
Игра «Займи место в ракете»
5-6 стульчиков - ракеты, детей больше, чем ракет. Под музыку дети ходят по кругу. С окончанием мелодии, надо занять место в ракете. Далее - убираются 1-2 стульчика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Стихи
Трубы громкие поют,
Нашей армии…
Все хором:
Салют!
В космос корабли плывут,
Нашей армии…
Все хором:
Салют!
На планете мир и труд,
Нашей армии…
Все хором:
Салют
Хоть Вы не носите мундира,
Но знаем мы, что в трудный час
Вы так же, как и все солдаты,
Спасете Родину и нас.
На родной границе
Наш российский флаг,
Перейти границу
Не посмеет враг.
В конце седого февраля
Встречаем праздничную дату.
Гордится русская земля
Своим защитником-солдатом.
Праздник всех солдатов наших —
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Сегодня все мои друзья,
Немного повзрослели,
Ведь 23 февраля,
Не каждый день недели.
Спешу поздравить от души
С Днём Армии и Флота!
Защитой Родины служить —
Хорошая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Разминка: «Воины»
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
В море наши корабли: нынче здесь -завтра там! («качалочка»)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? (ходьба на месте)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик»)
Над землёю самолёт: у-у, у-у! (руки в стороны)
Разрешён ракетам взлёт: Уух, уух! (приседают, ладошки сложены перед
грудью, встают-поднимают руки вверх)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии - салют! (поднимают руки вверх)
Ура! Ура!
Стихотворение-разминка с движениями «Самолет»
Самолетик-самолет руки в стороны, качаем ими.
Отправляется в полет.
Завели мотор - р-р-р! вращаем кулачками перед грудью,
Заворчал мотор - р-р-р! рычим
Заурчал мотор - р-р-р!
Загудел самолет - у-у-у! руки в стороны, гудим
И отправился в полет - у-у-у! бежим по кругу
Приземлился самолет,
Вот и кончился полет. приседаем на одно колено
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Беседа-занятие "Моя дружная семья"
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Ход занятия:
1. Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй Солнце! (Руками описать большой круг)
Здравствуй Земля! (Плавно опустить руки на ковер) .
Здравствуй наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
2. Дом. Попросить детей сесть на стульчики, показать детям картинки «Дом» и спросить, что они видят. Сообщить, что в этом доме живет семья - родители и их дети.
Картинка с изображением мужчины - задайте вопрос: «Это взрослый или ребенок? » (Взрослый.) «Это папа или мама? » (Папа.) «А папа какой? » После того, как малыши ответят, показать следующую картинку. Картинка с изображением женщины. Задаем аналогичные вопросы.
После этого показываем следующие картинки «Это девочка или мальчик? » (Девочка) «Это сын или дочка? » (Дочка.) Изображение мальчика. Спросить малышей: «Это девочка или мальчик? » (Мальчик.) «Это сын или дочка? » (Сын.)
Попросить детей по очереди вспомнить и рассказать, кто из членов семьи живет в домике. При этом следить за тем, чтобы дети употребляли слова «папа», «мама», «дочка», «сын». Затем спросить: «Как можно назвать маму и папу одним словом? » (Родители)
Аналогично уточнить: «Дети - сын и дочка». Сообщить малышам, что в семье детей можно называть словами «брат» и «сестра».
3. Кто что делает? Предложить малышам «зайти» в дом и посмотреть, кто из членов семьи чем занят. Предъявить сюжетные картинки «Семья».
Попросить детей показать на картинке папу, маму, дочку Олю и сына Колю и рассказать, кто из них чем занят. Дети дают ответы и сопровождают их соответствующими движениями.
Мама моет посуду. (Положить одну ладонь на другую и ней круговые движения, как будто моем тарелку)
Папа чинит табуретку - (Указательными и большими пальцами левой рукой забить воображаемый гвоздь. Правую руку сжать в кулак и стучать по гвоздю, «забивая его в табуретку»)
Коля везет за веревочку («Держать» в одной руке воображаемую веревочку игрушечный грузовик и «тянуть» за собой машинку)
Оля завязывает кукле бантик («Завязывать» воображаемый бантик)
Уточнить у малышей, какие предметы нужны для выполнения этих действий каждому из членов семьи: «Папе нужен молоток и гвозди. Маме губка и тарелка. Оле нужна кукла и ленточка. А Коле нужен игрушечный грузовик».
4. Слушай внимательно. Похвалить детей за то, что они все так хорошо показали и рассказали, и скажите, что вы тоже хотите сказать о том, кто что делает. Попросить детей быть внимательными - кивать головой, если вы скажете правильно, произносить при этом «Да, да, да! »
А если допустите ошибку, то качать головой из стороны в сторону и говорить «Нет, нет, нет! »
Игры про семью:
Игра «Кто, что делает? »
Бабушка - печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей.
Папа - ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …
Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими
Брат - помогает папе, дедушке, выносит мусор …
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
Сын - сынок - сыночек;
Дочь - дочка - доченька;
Брат - братик;
Сестра - сестричка - сестренка;
Мама - мамочка - мамуля;
Папа - папочка - папуля;
Бабушка - бабуля - бабуличка;
Дедушка - дедуля - дедуличка.
Цель этого занятия: Учить малышей заботиться о своих близких. Обратить внимание детей на то, как взрослые заботятся о них.
Методика проведения: Во время беседы воспитатель задает малышам следующие вопросы:
Кто живет вместе с вами в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Дедушка, папа.)
Кто самый младший в семье? (Я, младший брат, сестра.)
Что делает в семье мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит.)
Что делает в семье папа? (Чинит мебель, вкручивает лампочки и др.)
Где трудятся родители? (Ответы детей.) Что они делают?
Ваши родители заботятся о вас? Как они это делают?
Далее воспитатель подводит малышей к выводу, что родители очень любят своих детей, заботятся о них, делают все для того, чтобы детям было хорошо, и что ребята, в свою очередь, тоже должны заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение.
Просмотр мультфильма «Кукушка и скворец» по басни Михалкова.
Цель: формировать понятие как важно жить в семье, как важно иметь близких людей, которые придут на помощь в сложной жизненной ситуации.
В повседневной жизни воспитатель при каждом удобном случае должен обращать внимание на то, как взрослые заботятся о них. Например, заметив, что девочка пришла в новом платье можно сказать: «Как мама о тебе позаботилась, такое красивое платье сшила к празднику!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Анкета для родителей "Семейные традиции"
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Проект на тему "Наша Родина. Наша Армия. Символика" для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность:Мы живём в Российской Федерации. Это наша общая Родина. Всем нам необходимо прилагать все усилия, чтобы Россия развивалась, двигалась вперёд. Любовь к своему Отечеству предполагает самопожертвование. Детям необходимо понять, что нужно заниматься собой, много учиться, приносить пользу и помогать своим близким, детскому саду, городу, а в конечном итоге – стране. Чтобы наш народ мог спокойно жить и трудиться в стране, существует наша армия и флот. В их обязанность входит защита нашей Родины. Каждый защитник с детского сада должен воспитывать в себе такие качества российского воина, как сила, ловкость, трудолюбие, честность, смелость, способность защитить слабого… Наша армия несёт службу под флагом России, который является символом государства. Так же к государственной символике относится гимн и герб, с которыми дети начинают знакомиться с малых лет.
Вид проекта: информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: развивать у детей представления о России, её историческом развитии, дать представление о российской армии.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о России, армии, познакомить с праздником 23 февраля, с его историей.
- воспитывать любовь к Родине, уважать национально-культурные традиции народа.
- развивать у мальчиков смелость, силу, волю.
- воспитывать гордость нашу страну.
- дать понятие о структуре Вооружённых сил, государственной символике.
Предполагаемый результат:
- повышение знаний у детей о Родине, российской армии и символике;
- развитие патриотических чувств у дошкольников.
Этапы работы:
I. Подготовительный
- определение цели и задач;
- подбор литературы по теме;
- подбор и приобретение дидактического материала и оборудования;
- планирование совместной деятельности.
II. Основной
Физическое развитие
Задачи:
- развивать спортивные качества: ловкость, смелость, выносливость;
- развивать чувство коллективизма;
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
НОД:
- эстафета «Отважные лётчики», «Меткие стрелки», «Проскачи на коне»;
- упражнять в метании, прыжках в длину;
- подвижная игра «Защита границ».
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- формировать представления детей о защитниках нашей Родины;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, армию;
- вызвать у детей интерес к прошлому;
- знакомить детей с символикой нашей Родины.
НОД:
- беседы «Наша армия», «Беседа о мужестве и храбрости», «Символика России»;
- наблюдение «Где нам встречается российский флаг, герб, гимн»;
- сюжетно-ролевая игра «Пограничник», «Моряки», «Военный городок», «Разведчики»;
Познавательное развитие
Задачи:
- формировать у ребёнка чувства гордости за своё государство, его великое и славное историческое прошлое, а так же огромный потенциал его развития в будущем.
- дать основы истории: основные исторические вехи, крупные исторические события.
- познакомить детей с основами географии: столица нашей Родины, реки, климат, природа.
НОД:
- беседа: «Наша Родина – Россия», «Я будущий солдат»;
- рассматривание иллюстраций, альбомов Российской армии «Рода войск»;
- Д/и: «Чья форма?», «Военная техника», «Костюмы народа России», «Найди флаг, герб своей страны»;
- просмотр слайдов по теме.
Речевое развитие
Задачи:
- продолжать учить детей правильно воспринимать содержание текста, отвечать на вопросы;
- развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением;
- учить составлять описательный рассказ по опорной таблице.
НОД:
- беседы о военных профессиях, о Родине.
- разучить пальчиковую гимнастику «Наша Армия»;
- Д/и: «Кто что делает?», «Какие войска»;
- чтение стихов о военных профессиях;
- отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- познакомить дошкольников с особенностями профессии военнослужащих;
- учить детей лепить военную технику;
- развивать умение правильно располагать изображение на листе бумаги;
- воспитывать интерес и любовь к книге.
НОД:
- рассматривание иллюстраций, книг по теме;
- лепка «Военная техника»;
- рисование «Папа в армии»;
- аппликация «Армейская символика»;
- чтение: М. Матусовский «С чего начинается Родина», К. Ушинский «Наше Отечество»,
Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты»;
- разучивание текста гимна России.
III. Заключительный
- изготовление с детьми подарков к празднику «День защитника Отечества»;
- проведение развлечения «А ну-ка папы»;
- оформление фотовыставки «Папа в армии»;
- просмотр презентации.
Паспорт проекта:
- Название проекта: «Защитники Отечества» .
- Руководитель проекта: воспитатель Сидорова Любовь Петровна.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор, педагог дополнительного образования по ИЗО.
- Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)
г.Лабинск, Краснодарский край, Россия 2015г МДОАУ детский сад №22
Проблема: -отсутствие интереса к Российской армии.
Основание проблемы: -недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником отечества.
Актуальность: -проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, являющейся одной из первостепенных для современного общества. Практика показывает, что дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей родины – священным домом, а день Защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами, т. к. в современных семьях подобные вопросы не считают важными и заслуживающими должного внимания.
Цель: -систематизировать знания детей по данной теме через организованную образовательную деятельность и образовательные области в режиме дня и свободной деятельности.
Задачи: -расширять и обогащать представления о Российской армии; Знакомить с различными родами войск; Военной техникой;
- Развивать интерес к истории родного Отечества
- Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам
- Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей
- Способствовать физическому развитию детей и стремлению к здоровому образу жизни.
Предполагаемый результат: -Проявление интереса к армии; уважение к защитникам Отечества, к трудовой, но почетной обязанности защищать Родину и охранять её безопасность и спокойствие; желание в будущем стать защитниками Родины.
- Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость.
- Закрепление некоторых представлений истории нашей страны.
- Желание развивать физические качества и здоровый образ жизни.
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный:
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта
- Постановка цели и задачи
- Работа с методическим материалом.
2 этап Реализация проекта:
- Проведение бесед: д/и, с/р игры, пальчиковые игры, игры-соревнования; рассматривание альбомов, репродукций, иллюстраций
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- Чтение художественной литературы
- Экскурсия в в/ч 3219, вручение посылки
- Встречи с военнообязанными папами
- Участие родителей в сборе материала по содержанию проекта; Совместное изготовление коллажа «Наши защитники Отечества» ; Проведение консультаций и бесед; сбор посылки солдату.
3 этап Итог (или заключение) :
- Праздничное развлечение с папами (музыкально-спортивный праздник)
- Оформление уголка посвященному Дню защитника Отечества
- Презентация перед педагогическим коллективом
План по решению поставленных задач
1. Организованная образовательная деятельность
- «Художественно эстетическое развитие»
Рисование: -Военная техника «Танки»
- Солдат на посту
- Пограничник с собакой
Аппликация: - Матрос с сигнальным флажком
- Изготовление открыток защитникам отечества
Лепка: - Щенок «Собака пограничника»
- Лепка по замыслу «Парад военной техники»
- «Познавательное развитие»
- Ознакомление с предметным и социальным окружением "Российская армия"
2. Образовательные области в режиме дня и свободной деятельности.
Беседы: «Моя Родина Россия»
- «История праздника 23 февраля»
- «Бравые солдаты»
- «Для чего нужна Армия»
- «Профессия военный (рода войск) »
- «О мужестве и храбрости»
- «Памятная дата освобождения г.Лабинска»
- «Вредные привычки»
- «Режим дня»
- «Польза зарядки и закаливания»
- «Мы дружные ребята»
Выступление офицера пограничных войск Жарикова В. Г. «Есть такая профессия – Родину защищать!»
Рассматривание:
- Иллюстрации о Российской армии (роды войск, ранги, знаки отличия)
- Форма солдата и матроса (сравнение, описание)
- Загляните в семейный альбом (рассматривание фото пап, дедушек, братьев, дядей в военной форме)
- Иллюстрации с ИЗО боевых наград
- В.М. Васнецов «Богатыри»
С/р игры: «Моряки» (корабль)
- «Больница» (сестра милосердия)
- «Летчики»
- «МЧС, спасатели»
Игры-соревнования: «Самый меткий»
- «Преодолей препятствие»
- «Боевая тревога»
- «Кто быстрее доставит донесение в штаб»
Пальчиковые игры: «Лодочка»
- «Солдаты»
Свободные игры с военной техникой и солдатиками
Д/и игры: «Что нужно солдату»
- «Назовите род войск»
- «Чья форма»
- «Военная техника»
- «Найди секретный пакет» (ФЭНП)
Конструирование: «Корабли» (из бросового материала)
- «Крепость»
- «Военная техника» (из счетных палочек)
- «Самолет» (из бумаги)
Рисование: Раскрашивание раскрасок на военную тему
Изготовление коллажа
«Каждый мальчик наш когда-то…»
Художественная литература:
- М.Исаковский «Поезжай за моря - океаны»
- И.Суриков «Вот моя деревня» (наиз.)
- Русские н/с «Никита Кожемяка»
- С.Маршак «Февраль»
- Е.Благинина «Шинель»
- Богатырские сказки
- Пословицы и поговорки о защитниках отечества
3. Взаимодействие с родителями
- Консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
- Беседа: «Как воспитать патриота»
- Изготовление фотоколлажа «Наши защитники»
- Сбор фотоматериала «Загляните в семейный альбом» и оформление фотоальбома «Мой дедушка солдат»
- Приглашение военнообязанных пап для выступления перед детьми (Жариков В., Самсоненко В., Корсун)
- Участие в акции «Посылка солдату»
АННА ИСАЕВА
Тема проекта : «Защитники Отечества » .
Тип проекта : информационно - творческий
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки : 06.02 – 21. 02 2017 г.
Проблема : несформированность у детей знаний о празднике «День защитника Отечества » , отсутствие интереса к Российской армии.
Обоснование проблемы : недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества .
Актуальность :
Родина, Отечество . … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки : отцы, деды, прадеды. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой.
Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Цель : сформировать чувство уважения к защитникам Родины , развивать патриотические чувства посредством музыкально – творческой деятельности.
Задачи :
для детей :
образовательные :
Познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества ;
Расширять представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.
развивающие :
Развитие коммуникативных навыков детей;
Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
обогащать словарь новыми словами;
Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
воспитательные :
Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;
Воспитывать чувство уважения к российскому воину;
Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;
для педагогов :
Совершенствование профессионального уровня педагогов;
Рост творческой активности педагогов;
Развитие навыков планирования;
Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников;
для родителей :
Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;
Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами проектной деятельности .
Этапы реализации проекта .
Организационный этап :
1. Подбор и изучение методической, художественной литературы, интернет – ресурсов по данной теме,
2. Разработка конспектов НОД по познавательному развитию, музыкально -спортивного праздника,
посвященного Дню Защитника Отечества .
3. Составление перспективного плана проекта .
4. Анализ предметно- развивающей среды группы, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
5. Распределение ролей для музыкально-спортивного праздника, подготовка декораций и атрибутов.
6. Подготовка буклета «День Защитника Отечества » - семейный праздник».
7. Подготовка презентации «Военные профессии» .
8. Подготовка муз материала к музыкальным занятиям, празднику.
9. Разработка дидактических игр
10. Подготовка объявления для родителей о начале проекта в ДОУ
Основной этап
1. Беседа «Кто такие защитники Отечества »
2. Тематическое занятие по речевому развитию «Защитники Родины » , с показом презентации «Военные профессии» , с рассматриванием иллюстраций.
2. «Армейская побудка» - флешмоб,
комплекс музыкально-ритмических движений.
3. Подвижные игры на физкультурных занятиях «Сигнальные флажки» , «Перетягивание каната» , «Переправа» , «Кавалеристы» под музыкальное сопровождение, подвижные игры на воздухе во время прогулки.
4. Чтение художественной литературы на военную тему, разучивание стихов, анализ пословиц и поговорок.
5. Музыкальные занятия «Наша Родина сильна» , «Море начинается с маленькой реки» , «Эти разные марши»
6. Занятие по изобразительной деятельности «Портрет папы» , «Открытка для папы» , с использованием музыкального сопровождения во время НОД.
7. Викторина «Наша армия родная»
8. Дидактические игры «Что нужно артиллеристу» ,
9. Консультации для родителей с раздачей буклетов на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» , «Подготовка празднования «Дня Защитника Отечества » , «Создание фотоколлажа» .
Заключительный этап – продукт проекта :
Фотоколлаж «Защитники Отечества »
Музыкально-спортивный праздник «Как леший Леша в армию собирался» , посвященный празднованию 23 февраля
Предполагаемый результат :
Повышение знаний и интереса детей к родам Российской армии, военным профессиям.
Проявление у детей уважения к защитникам Отечества .
Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья, здоровому образу жизни.
Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен и танцев, в изобразительной деятельности, в чтении стихов.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Презентация результатов проекта :
Выступление с презентацией проекта «Защитники Отечества » на педагогическом совете МОУ Детского сада № 117, на районном методическом объединении музыкальных руководителей.