24.05.2019

Конспект занятия «Знакомство с русской избой. Простая русская изба Ни кособока, ни горбата, И с ней была моя судьба Надолго связана когда-то. Шилин В.В


«Воспитание гражданина России» - Духовно-нравственное направление. На пороге школы. Направления программы: “Я и я”. 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». “Я и культура”. “ Я и школа”. “Я и семья”. “Я и мое Отечество” “Я и планета.

«Патриотическое воспитание детей» - Родная природа. Патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Родина начинается с любви к своему городу. Воспитываем уважительное отношение гербу, флагу, гимну Российской Федерации.

«Патриотическое воспитание школьников» - Методы. В.В. Путин. Ожидаемый результат. Высказывание премьер-министра. Направления деятельности. Высказывание президента. Формы работы. Принципы. Задачи. Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Цель военно-патриотического воспитания.

«Военно-патриотическое воспитание» - Анкетирование родителей. Гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. Достижения учащихся. Военно-патриотическое воспитание школьников. Цель: определение способов формирования патриотического сознания учащихся. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников».

«Чувство патриотизма» - Начальная школа опрошено – 54 человека. Центральная задача школы: Содержание которого - любовь к Родине. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств и желаний. Как по Вашему, что означает любить Родину? Патриотические чувства. Исследование особенностей становления патриотического воспитания учащихся школы.

«Гражданское образование» - Глава субъекта РФ. Пермский край. Хороший союзник. Некоторые примеры. Образовательный форум. Решением экспертного Совета. Гражданское образование в России и ее регионах. Надежда. Руководитель Администрации Президента. Общественно-консультативный совет. Обучение правам человека. Фокусные группы. Проект Федеральной целевой программы.

Цель:

Задачи:

  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

— Какого цвета эта глина?

— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость!

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно — творческие способности детей.

На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), создание поделок из глины (горшочков), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке глиняных горшочков.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, музей бересты, музей солнца, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.

Для ознакомления с работой кружка «Русские узоры» с родителями будет проведена викторина с целью выявления знания основ русской культуры, а также будут выпускаться папки-раскладушки в соответствии с тематикой занятий.

Урок в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина»

Составитель: Ольга Игоревна Фролова, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

Тема: "Знакомство с русской избой"

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Аннотация. Данный урок проводится в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина» туристско-краеведческой направленности для младших школьников.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.

Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)
Покажите карточку с изображением красного угла.

Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.

Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.


Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему.

От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.

Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.

Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.

Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание. Займите свои места в классе.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. Подшивки журналов «Внешкольник», «Музыкальный руководитель» за последние годы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация для детей «Русская изба. Предметы быта»

Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой. Русская изба

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?

Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева, плели лапти корзины, вязали, вышивали. А еще и песни пели!

Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? Летом спит, Зимой горит. Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь)

Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (ухват)

У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)

Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля Где там в печке уголек? Кашу сварит… (чугунок)

Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)

Воду дед носил с утра Каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, Держит ведра… Из избы идут – пляшут, А в избу идут – плачут. (коромысло) (ведра)

Четыре братца под одной крышей живут, Одним кушаком подпоясаны. (стол)

Сама не ест, А людей кормит. (ложка)

Верчусь, верчусь – не потею, Только более толстею. (веретено) Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка)

Ходит каток по паре порток. (утюг)

Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. (лапти)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация для дошкольников "Опасности в быту для детей"

Презентация для детей дошкольного возраста в стихах, картинках и загадках. Удобный материал для занятий по окружающиму миру....

Презентация "Для чего нужны предметы?"

Презентация " Для чего нужны предметы?" может быть использована для дидактических и логопедических занятий....

Презентация для детей "Безопасность в быту"

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает! Пом...

Русская изба. Презентация по ознакомлению дошкольников с бытом крестьян

Презентация позволяет воспитателю познакомить дошкольников с устройством русской избы, наглядно представить элементы русского быта...
























Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку- бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Стены прежде не оклеивали, занавесок не вешали, пол застилали самодельными половиками. Изба содержалась в исключительной чистоте. Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (не крашенные), столы, лавки, обтирали стены, "воронцы", полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки.





Мебели в избе было немного, да и разнообразием не отличалась – стол, лавки,сундуки и посудные полки. Посуду хранили в настенных шкафчиках - "наблюдниках", для ложек делались специальные коробки из лучины; деревянную и медную утварь держали на " воронцах". Рядом с входом стоял ушат, над ним висел рукомойник. Иногда в избе ставили деревянную кровать, на которой спали взрослые.




Обязательным атрибутом в убранстве крестьянского дома были прялки. Их веслообразные лопасти украшали резьбой и растительным орнаментом в коричнево-золотых тонах. Прялка была обязательна в составе приданного невесты, считалась дорогим подарком отца - дочери и брата - сестре.




Ещё в 18 веке характерной особенностью жилищ крестьян была "топка по-чёрному", т.е. печи не имели выводных труб. Для вывода дыма делались потолочный дымоволок и круглая дымница из дуплистого дерева или дощечек. Русская печь - явление сравнительно позднее. ПЕЧЬ-основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. ПЕЧЬ – жилище домового. ПЕЧЬ – душа крестьянского дома Само слово «изба « произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.




«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди