Конспект НОД в средней группе «Овощи, фрукты».
Цель: обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Задачи: 1) закреплять знания детей об овощах и фруктах (названия, мест произрастания, способы употребления в пищу); 2) учить детей описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус); 3) познакомить детей с понятием витамины, их полезности для человека, микробы; 4) развивать познавательный опыт детей с помощью наглядных средств; через игровую деят-ть развивать мышление, любознательность, самостоятельность; развивать мелкую моторику рук; 5) воспитывать ценность здорового образа жизни, аккуратность, инициативность, эстетический вкус.
Словарная работа: фруктовый сад, компот, соление, витамины.
Материал: муляжи фруктов и овощей, 2 корзинки, картинки овощей и фруктов, мольберт.
Ход занятия: (дети входят в зал).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно у нас с вами необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А знаете ли вы, что вы не просто поздоровались, а подарили частичку здоровья, т.к. сказали «здравствуйте». А это значит – здоровья желаю. Сейчас мы с вами поговорим, что помогает нам быть здоровыми, сильными, радостными и красивыми.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
(Стук в дверь. Заходит Карлсон).
В-ль: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Карлсон: Здравствуйте! А вот и я!
Только очень болен я.
У меня усталый вид,
Очень голова болит.
Восп-ль: А вот мы не унываем
И улыбка на лице
Потому что принимаем
Витамины А, В, С.
Садись на стульчик Карлсон. Что ты больше всего любишь?
Карлсон: сладкое.
Восп-ль: если есть только сладкое, то конечно ты здоровым не будешь. Ребята, давайте расскажем Карлсону, что овощи и фрукты очень полезны и в них много витаминов, которые помогают вырасти здоровыми, сильными и крепкими. Расскажем? Тогда слушайте меня внимательно. Я буду загадывать загадки, а вы должны будите их отгадать.
1) Сто одежек и все без застежек (капуста).
(Прошу подойти одного из детей к столу, взять карточку с изображением капуты и повесить ее на мольберт. Затем описать ее: цвет, форма, где растет и т.д).
2) Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
3) Этот фрукт на вкус хорош, он на лампочку похож (груша).
4) Красное, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые и детки (яблоко).
5) Оно оранжевого цвета, полезный нам «привет» от лета,
Грызут его девчонки и мальчишки
И даже длинноухие зайчишки (морковка).
6) Рос я тихо под листом, но меня схватили
Мыли, мыли, а потом в банку засолили.
Зимой достали наконец
Зеленый, крепкий… (огурец).
(Аналогично обследуются остальные овощи и фрукты).
Восп-ль: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. У меня на столе стоят 2 корзинки: в одной фрукты, а в другой овощи.
Встает Карлсон: - Я тоже хочу с вами поиграть! (Подбегает к столу и задевает корзинки, они опрокидываются). Ой, что же я наделал. Как теперь все это разобрать?!
Игра «Перебери овощи и фрукты».
Восп-ль вызывает 2-х детей. В желтую корзину нужно собрать овощи, а в красную – фрукты. В конце проверяем правильность сбора.
Восп-ль: - Ребята, как можно назвать одним словом то, что лежит в желтой корзине? А в красной? Почему вы так решили? (Овощи растут в земле, а фрукты на дереве). Правильно! Ребята, а что нужно сделать перед тем, как съесть их? (Вымыть). Молодцы! Давайте мы с вами поиграем и пригласим в нашу игру Карлсона. (Дети встают в круг вместе с Карлсоном).
Руки мыли – мыли,
Ушки мыли – мыли,
Глазки мыли – мыли,
И теперь мы чистые, чистые – красивые.
Восп-ль: - Карлсон, ты понял, что овощи и фрукты надо мыть и кушать их только чистыми, ведь в немытых овощах и фруктах много микробов. Ребята, а вы любите овощи и фрукты? (Да). А почему? (Они очень вкусные и полезные). Давайте мы еще с вами поиграем.
Игра «Что лишнее?».
На магнитной доске прикреплены фрукты и овощи. Например, «яблоко, банан, капуста, груша».
Ребята, а давайте спросим Карлсона, что здесь лишнее?
Карлсон: Яблоко.
Правильно ли ответил Карлсон? (Нет, это капуста). Почему вы так решили? (Капуста – овощ, а все остальное фрукты). Молодцы!
Аналогично происходит разговор с др. овощами и фруктами.
Игра «Мы капусту чистим, чистим».
Мы капусту чистим, чистим
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Мы капусту рубим, рубим
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Мы капусту давим, давим
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Мы капусту солим, солим
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Ах, какая вкусная капуста у нас получилась! Ребята, а кто знает, что можно приготовить из овощей? (Суп, салат). А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье). Молодцы! Ну, что Карлсон, ты понял, что не только сладкое нужно есть, но и полезное?!
Карлсон: - Спасибо, вам ребята! Много я узнал об овощах и фруктах, и о их пользе. Как хорошо, что я именно к вам прилетел. Но, сейчас мне пора улетать!
Давайте скажем до свидания Карлсону и нашим гостям.
МАДОУ детский сад № 11
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Подготовила и провела
Воспитатель
Черепанова Н.Ф.
Калининец 2017
Цель:
Познакомить детей с понятием “полезные продукты”, витаминами «А», «В»,
Задачи:
1.Продолжать учить различать и называть фрукты и овощи. Рассказать об их значении для здоровья человека.
2.Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении; образовывать прилагательные от существительных (яблоко- яблочный, огурец- огуречный, морковь- морковный и т.д.), закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
3.Формировать у детей представления о содержании витаминов в овощах и
4.Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питани
5.Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
6.Развивать логическое мышление, внимание.
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают на паласе полукругом. Обращаю внимание детей на то, как много гостей у нас сегодня.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, добрые у нас сегодня гости. А у вас сегодня хорошее настроение? Давайте подарим своё хорошее настроение нашим гостям: улыбнёмся им от души и у всех гостей тоже будет хорошее настроение. Вот так молодцы. А сейчас проходите, садитесь на стульчики. (дети рассаживаются).
Много у нас гостей сегодня, но одного не хватает. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кого мы ждём.
Смешной человек на крыше живёт,
Варенье он любит, конфеты и мёд.
Кто же это?
Дети: Карлсон.
В: Правильно, это Карлсон. Давайте послушаем, не жужжит ли его пропеллер, как он должен жужжать?
В: Послушаем - нет не жужжит (раздаётся стук в дверь) кто то пришёл(открываю дверь входит грустный Карлсон). Здравствуй Карлсон. Проходи.Ребята поздоровайтесь.
Что случилось, дорогой друг? Почему ты такой грустный?
К: О-хо-хо! Что-то я заболел.
В: Проходи, пожалуйста, присаживайся. А что у тебя болит?
К: Всё- всё. Я даже летать не могу, и на сладости и вкусности и не смотрю!
В: Надо тебе лечиться.
К: Надо, очень надо! Скорее сбегайте в аптеку и купите мне много- много всяких таблеток.
В: А от чего же тебе нужны таблетки?
К: От всего: от горла, от уха, от руки, от ноги, от живота, от спины и много ещё разных.
В: Да-а-а, Карлсон, болезней у тебя много. Но разве ты не знаешь: столько таблеток пить нельзя? Я знаю чем ты заболел. Ты слишком много ешь сладостей и разных вкусностей. Но во всём знать меру. Конфеты, варенье, мёд, печенье- это не полезные продукты, их нужно есть с осторожностью. А ты кроме этого ничего не ешь. Ребята, можно так питаться? Когда весь организм болит - значит он слаб и для выздоровления обязательно нужны таблетки, только не те, которые продаются в аптеках, а те, которые растут на грядках и на ветках! Эти таблетки намного полезнее.
К: Что же это за таблетки такие?
(вношу корзину с овощами и фруктами)
К: Да какие же это таблетки?
В: В твоём организме мало витаминов, поэтому у тебя всё болит, а во всех овощах и фруктах их много.
К: А что такое витамины?
В: Витамины- это такие вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пищи недостаток витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным как ты сейчас.
Витамины бывают разные: А В С. И ещё много других.
Рассматривание плаката о витаминах.
Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьют.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С
Во всех фруктах и овощах много этих витаминов, они необходимы нам для здоровья.
Ребята, давайте загадаем Карлсону загадки о фруктах и овощах.
Воспитатель читает загадки, Карлсон не знает отгадок,дети ему помогают отгадать.
Загадки
- Над землей трава, Под землей бордовая голова. (Свёкла).
2. За кудрявый хохолок, Лису из норки поволок. На ощупь --очень гладкая. На вкус — как сахар сладкая. (Морковь).
3.Огурцы они как будто, Только связками растут, И на завтрак эти фрукты Обезьянам подают. (Бананы).
- Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)
- Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)...
- Он кусает — но не пес. Зубок есть. Но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что это, скажи…
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
- С оранжевой кожей, на мячик похожий, Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
- Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один кислый очень, очень. (Лимон)
Давайте посмотрим, что лежит в нашей корзине и разложим на два подноса, фрукты положим на красный поднос, а овощи на синий
(проводится игра «Разложи по подносам» , поочерёдно достаём фрукты и овощи, называем их и раскладываем по подносам). Молодцы справились с заданием.
А сейчас, Карлсон, потанцуй с нами
Проводится игра-хоровод «Овощи»
А сейчас поиграем в пальчиковую игру «Овощи»
Проводится пальчиковая игра об овощах
В: Свежие фрукты и овощи можно есть каждый день, только нужно знать очень важное правило! Какое дети? (все фрукты и овощи нужно мыть перед едой). Молодцы, правильно.
К: Вот и хорошо! Я их сейчас съем!
В: Ну, какой ты торопыга! Дети, что Карлсон ещё забыл сделать?
Д: Вымыть руки.
В: Никогда не забывай руки мыть перед едой.
Запомнил дружок?
В: Давайте вымоем руки
(проводится ритмическая гимнастика)
«Моем руки»
Моем руки с мылом чисто,
Воду лишнюю стряхнём
Полотенцем вытрем сухо,
Есть мы овощи начнём
В: Теперь наши руки чистые и мы будем есть овощи.
Игра «Угадай на вкус».
В-ль: вы должны будете угадать, что вы съели, только надо закрыть глаза.
Воспитатель предлагает детям кусочки овощей и фруктов.Дети определяют на вкус,что они попробовали.
Молодцы, все угадали.
В: Ребята из овощей можно делать полезные соки
Сейчас мы поиграем в
игру «Назови сок»
Воспитатель показывает карточки с овощами и фруктами,дети их называют и составляют прилагательные
Огурец - огуречный
Помидор - томатный
Морковь - морковный.
Свёкла—свекольный
Капуста—капустный
Апельсин—апельсиновый
Лимон—лимонный
Яблоко—яблочный
Груша—грушевый
В-ль:
Карлсон о чем мы сегодня говорили?
Карлсон: Так что же получается, если я буду есть полезные продукты то снова стану сильным, веселым, буду прыгать, озорничать, у меня будут крепкие зубы и кости, хорошее зрение.
В-ль: Конечно, если мы все будем есть полезные продукты (овощи и фрукты) в которых много витаминов, то весь наш организм будет крепким, он справится с любыми вирусами и микробами, хорошо будет работать сердце, желудок, мышцы будут крепкими и у нас всегда будет хорошее настроение.
В-ль: Ребята скажите, о каких полезных продуктах мы сегодня говорили? (ответы детей),
Карлсон, тебе понравилось эта игра, ты выздоровел?
К: Да, спасибо вам. Вы меня спасли! Я полечу к своему другу Малышу и всё ему расскажу про витамины!
Д: Мы хотим тебя угостить витаминами, ешь на здоровье и не болей. До свидания, Карлсон!
(Карлсон благодарит детей и уходит).
Вот и подошло к концу наше занятие, вам понравилось? Кто приходил к нам в гости?
Чем мы его угощали? Почему? Чего же много в овощах и фруктах?
А сейчас занятие окончено, можете идти играть.
Кристина Григорян
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное
развитие.
Цель : расширить знания детей об овощах и фруктах ; познакомить с новыми
овощами и фруктами ; закрепить представление, что овощи растут на грядке , а фрукты - на деревьях .
Задачи : учить различать овощи и фрукты по внешнему виду , называть их;
развивать умение взаимодействовать друг с другом; воспитывать бережное
отношение к труду людей, к продуктам их труда; закрепить знания детей о
цвете и форме.
Актуализация : закрепление понятия “овощи - фрукты” .
Материал : карточки “овощи - фрукты” , корзина с макетами овощей и
фруктов , карточки с загадками, учебные пособия, цветные карандаши.
Ход занятия.
1 Подготовка к занятию .
Дети с воспитателем собрались на коврике. (На доске развешаны карточки с изображением овощей и фруктов ).
Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Что вы видите? (Картофель,
капуста, банан, яблоко.)
2 Актуализация знаний (овощи ) .
А как одним словом можно назвать? (Овощи и фрукты ) .
Давайте разберемся, где овощи . (Воспитатель показывает а карточки с
изображением овощей , дети называют их).
А кто знает, где растут овощи ? (В огороде, на грядке)
Какие овощи бывают ? (Корнеплоды)
Как можно по-другому назвать? (Вершки и корешки)
Какие овощи мы называем вершки ? (Которые растут на Земле)
А какие - корешки? (Которые растут в земле)
А как называют людей, которые выращивают овощи ? (Овощеводы )
3 Дидактическая игра “Отгадай-ка”.
Поиграем в игру “Отгадай-ка”. Назовите, пожалуйста, овощи красного
цвета. (Помидор, свекла, редис)
А теперь назовите овощи зелёного цвета . (Капуста, огурец, кабачок)
Назовите овощи синего цвета . (Баклажан)
Назовите овощи желтого цвета . (Лук, репка)
А теперь назовите овощи круглой формы . (Помидор, репка, редис, лук)
Назовите овощи продолговатой формы . (Огурец, картофель, кабачок,
баклажан)
4 Физминутка.
Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что можно приготовить из овощей ? (Суп, салат)
А давайте сделаем салат. Приготовили ручки. (Дети повторяют за
воспитателем) Мы капусту рубим, мы морковку трем, трем, трем. Мы
капусту солим, мы морковку жмем, жмем, жмем.
Умнички. Давайте соберем овощи . (Дети вместе с воспитателем отбирают
карточки с изображением овощей и перевешивают на одну сторону доски).
5 Актуализация знаний (фрукты ) .
Ребята, посмотрите пожалуйста очень внимательно на доску, и скажите что осталось. (Фрукты )
Правильно, это фрукты . Чем фрукты отличаются от овощей ? (Фрукты
растут на дереве)
Давайте назовем их. (Воспитатель показывает карточки с изображением
фруктов , дети называют их).
Ребята, а все фрукты растут в нашем крае ? (Нет, не все)
Назовите фрукты , которые привозят к нам из жарких стран. (Ананас, банан, гранат) .
Кто из животных любит кушать банан? (Обезъяны)
6 Дидактическая игра “Отгадай-ка”.
Давайте еще раз поиграем в игру “Отгадай-ка”, но на этот раз будем
отгадывать фрукты .
Назовите, пожалуйста фрукты желтого цвета . (Банан, лимон)
А теперь фрукты оранжевого цвета . (Апельсин, хурма, персик, абрикос)
Назовите фрукты круглой формы . (Яблоко, персик.)
Назовите фрукты продолговатой формы . (Лимон, банан.)
7 Физминутка.
А теперь повторяем за мной. (Дети повторяют за
воспитателем) Руки в стороны, в кулачок, разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, разожми и на бочок. Руки в низ, в кулачок, разожми и на бочок.
8 Работа с пособиями.
Молодцы, ребята! Вы все большие умнички. А сей час я приглашаю вас за
столы. (Дети рассаживаются за столы для работы с пособиями вместе с
воспитателем).
9 Закрепление знаний.
Дети вместе с воспитателем снова собрались на коврике у доски. (На доске
развешаны отдельно карточки с изображением овощей , отдельно карточки с
изображением фруктов ).
А сейчас, ребята, я попрошу от вас максимум внимания. Сейчас я буду
загадывать загадки, а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки) .
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
В огороде хоть росла, знает ноты “соль” и “фа”. (Фасоль)
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки. Целый день на животе нежится на
грядке. (Капуста)
Она прячется от солнца род кустом в глубокой норке, бурая - не мишка, в
норке - но не мышка. (Картофель)
Знают этот фрукт детишки , любят есть его мартышки. Родом он из жарких
стран в тропиках растет. (Банан)
Жарким солнышком согрет. В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас
толстокожий. (Ананас)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, и маленькие детки. (Яблоко)
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и
вот теперь я спелая. (Вишня)
Что за фрукт поспел в садочке ? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рай ос - сладок маленький. (Абрикос)
10 Подведение итогов.
Умнички, мои ребятки. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня
говорили? (Об овощах и фруктах )
Правильно. А у меня для вас что - то есть. Это волшебная корзина. А что в ней вы мне сей час скажете.
Воспитатель достаёт из корзины макеты овощей и фруктов по - одному ,
показывает, спрашивает “что это такое?”, дети отвечают.
Вот и все! Наше занятие окончено . Сегодня все умнички, молодцы. Всем
большое спасибо.
Публикации по теме:
Программные задачи: - Закрепить с детьми новые понятия: булочная, тесто, хлебные изделия, профессия - пекарь, хлебопекарня, хлебозавод.
Цель:Расширить представления детей о фруктах; Задачи:Образовательная: формировать у детей представления о фруктах; Развивающая: развивать.
Конспект ООД с детьми второй младшей группы по ознакомлению с миром природы «Овощи и фрукты» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по ознакомлению с миром природы по теме «Овощи и фрукты».
Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Овощи» Цель:обогащение знаний детей об осени,обобщение знаний об овощах. Образовательные задачи: 1. Закрепить умение детей различать овощи по цвету,.
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Цели:
Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 5;
Развивать словарь по данной теме; развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.
Оборудование: конверт с письмом, муляжи фруктов: яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; проектор; карандаши, листы с задание «Обведи по контуру и закрась».
Ход занятия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие , а вот куда они поедут, надо отгадать.
Загадывает загадку:
Сливы, яблони растут,
И крыжовник с вишней тут-
Осенью лишь успевай
Собирать здесь урожай. (сад)
Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов) .
Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от cадовника (он присматривает за садом)
Он пишет:
«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйста их собрать »
Ребята с удовольствием соглашаются помочь садовнику и отправляются в путь.
1) Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:
*). Плод оранжевый и сочный
Разделю я по кусочкам.
Хватит долек этих всем,
Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)
Что это? Какой формы апельсин? (круглый). А цвет у него какой? (оранжевый) .
А какой апельсин на вкус? (сладкий). А как мы можем ласково назвать апельсин? (апельсинчик). А какой сок можно приготовить из апельсина (апельсиновый) . Деление слова на слоги, игра «Один – много
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька–для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
Загадки:
*). Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
Что это? Какой формы яблоко? (круглое). А цвет у него какой? (красный) .
А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) . Деление слова на слоги, игра «Один – много»
Далее воспитатель находит следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.
*). Желтый фрукт висит на ветке,
Но не любят его детки,
Этот фрукт на вкус не сладкий,
Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)
*). Любят этот фрукт мартышки,
Взрослые и ребятишки,
Желтый, сладкий и полезный
Он из Африки приезжий. (банан)
*). Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. . (груша)
2). Игра «Собери урожай»
3). Игровое упражнение «Чего не хватает? » (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 5). Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.
Дидактическая игра «Четвертый лишний »
Физкультурная минутка
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
Варим, варим, мы компот.
Угостим честной народ.
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную садовнику в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки: обвести по контуру и закрасить яблоко. Воспитатель объясняет и показывает как правильно обводить и закрашивать, обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .
Ребята, за хорошую работу в сборе фруктов, садовник передал вам ручки. Спасибо.
Цель: Формировать представления детей о фруктах.
- Закреплять умение детей классифицировать предметы по теме « Фрукты»;
- Развивать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать связную речь детей, логическое мышление;
- Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
- Словесный (вопросы к детям, объяснение заданий, загадки о фруктах, стих о фруктах)
- Сюрпризный момент (письмо от садовника)
- Наглядный (мультимедийная презентация, карточки с изображением фруктов)
- Пластические этюды «Что умеет садовник»
- Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
- Физкультминутка «В саду».
- Игра «Определи по запаху»
- Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
- Самомассаж ладоней «Слива»
- Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»
- Дидактическая игра «Что напутал художник?»
Средства:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- аудиозапись Е., С. Железновы «Автобус»
- письмо
- картинки с изображением фруктов
- мешочки с кусочками фруктов (апельсин, яблоко, банан, виноград)
- массажные мячики
- корзина с яблоками
- костюм садовника (для воспитателя)
Предварительная работа: рассматривание альбома «Фрукты» и муляжей фруктов; лепка «Поспели яблочки в саду», рисование «Фруктовая корзина»; чтение художественной литературы: стихотворение «Яблонька» Н. Забила, «Поспели яблоки у нас…» С. Ильина, «Арбуз» З. Александрова, «Фрукты» Г. Давыдова, В. Сутеев «Мешок яблок», Л.Толстой "Косточка", беседа «Овощи и фрукты - полезные продукты»; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее? », «Собери картинку»; сюжетно-ролевые игры «Фруктовый ларек», «Готовим обед»; подвижные игры «В огороде пугало, пугало стоит», «Съедобное- несъедобное», пальчиковые игры «Апельсин», «Фруктовая ладошка».
Ход занятия.
Мотивация.
Стук в дверь. Почтальон передает письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам садовник Иван Иванович. Мне нужна ваша помощь: собрать урожай в саду. Жду вас в гости.»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь садовнику собрать урожай?
Дети: да.
Воспитатель:А на чем мы поедем? Быстрее всего мы с вами сможем добраться на автобусе. (Предлагает импровизированный автобус построить из стульев)
Воспитатель: Садитесь, ребята, в автобус, поедем быстрее.
(Звучит музыка Е., С. Железновы «Автобус». Дети садятся на стульчики и имитируют поездку на автобусе.)
Воспитатель: Вот мы и приехали!
Садовник: Здравствуйте! Я так рад, что вы приехали ко мне в гости! Ребята, а вы знаете, кто такой садовник?
Ответы детей.
Садовник: Сейчас я попрошу вас показать, чем же занимается садовник в своем саду? Я вам буду говорить задания, а вы попробуете их изобразить. Готовы?
Пластические этюды « Что умеет садовник».
Дети изображают движениями действия, которые называет садовник:
- копают ямки
- сажают плодовые деревья
- поливают цветы, кустарники
- делают обрезку веток
- опрыскивают деревья и т.д.
Садовник: Как здорово у вас получается! А вы любите трудиться? Сегодня я приготовил для вас много интересных игр и заданий.
Я хочу пригласить вас в мой сад.
-А вы знаете, что растет в саду?
Дети: Фрукты.
Садовник: Верно. Сейчас я проверю, какие фрукты вы знаете. Я буду вам читать загадки, а вы слушаете их, но не называете отгадку вслух, а показываете глазами на картинку-отгадку.
(В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов).
Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
Этот плод продолговатый
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат,
Называется он … (Груша)
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Желтый-желтый,
Длинный, гладкий.
А очистишь -
Сладкий-сладкий.
Он нам жарким югом дан,
И зовут его… (Банан)
Хоть и кислый он,
В чай положим мы… (Лимон)
Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей - дольки,
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Всё по долечке съедим. (Апельсин)
Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят,
У них чудесный аромат,
И мы зовем их… (Виноград)
Садовник: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
А теперь давайте собирать урожай!
Физкультминутка «В саду».
Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх),
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню),
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).
Садовник: Вот какой мы собрали урожай! Теперь давайте присядем и немного отдохнем. (Дети садятся на коврик.)
Садовник: Ребята, а вы любите фрукты? У меня есть волшебные мешочки, где живут запахи фруктов. Попробуйте определить, запах какого фрукта находится в мешочке.
Игра «Определи по запаху».
Садовник по очереди подносит к ребятам мешочки с кусочками фруктов (апельсин, яблоко, банан, виноград). Дети нюхают и по запаху определяют содержимое мешочка.
Садовник: Молодцы! Здорово у вас получается! А что можно приготовить из фруктов?
Дети: компот, варенье, сок, фруктовый йогурт, салат, начинки для пирогов.
Садовник: Верно. А теперь я предлагаю вам вспомнить, какое варенье получается из разных фруктов.
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов». (с мячом)
Садовник по очереди кидает детям мяч и задает вопрос. Дети ловят мяч и отвечают.
Садовник: Из яблок варят … какое варенье?
Дети: Яблочное.
Садовник: Из груш варят … какое варенье?
Дети: Грушевое.
Садовник: Из апельсинов варят … какое варенье?
Дети: Апельсиновое.
Садовник: Из персиков варят … какое варенье?
Дети: Персиковое.
Садовник: Из вишни варят … какое варенье?
Дети: Вишневое.
Садовник: Из слив варят … какое варенье?
Дети: Сливовое.
Садовник: А у меня в корзине как раз много сливы, давайте с ней поиграем!
Игра с массажными мячиками «Слива» (самомассаж ладоней)
Детям раздаются массажные мячики, которыми они выполняют движения в соответствии с текстом.
Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)
Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)
Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)
И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)
Садовник: Ребята, я решил сегодня вечером приготовить фруктовый салат и сварить компот. Посмотрите, верные ли я выбрал продукты.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»
Дети смотрят на картинки (слайды) и находят лишнюю, объясняют свой выбор.
- Фруктовый салат: яблоко, банан, огурец, апельсин, виноград.
- Компот: слива, груша, вишня, морковь, персик.
Садовник: Молодцы, ребята! Все задания выполнили верно. За помощь в уборке урожая я дарю вам корзину яблок. (Садовник выносит корзину с яблоками).
Знают взрослые и дети:
Есть полезно фрукты эти!
Вы к столу их подадите,
Фрукты свежими съедите.
Дети: Спасибо Иван Иванович! До свидания!
Воспитатель: Садитесь, ребята, в автобус, поедем в детский сад.
(Звучит музыка - Е., С. Железновы «Автобус». Дети садятся на стульчики и имитируют поездку на автобусе.)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у садовника? Какие фрукты вы там увидели? Что вы запомнили? О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня замечательно потрудились. Молодцы! А теперь пора угощаться яблоками от садовника Ивана Ивановича!