13.07.2019

Конспект НОД области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Весна идет-весне дорогу. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла»


Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать формировать представление детей о временах года, приметах весны. Закреплять знание месяцев, об изменениях в жизни животных весной. Закреплять понятие перелетных и зимующих птиц. Закреплять правила поведения в лесу.

Развивающие: развивать память, выразительность речи, умение делать выводы, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения во время игры.

Развивающая среда: модели – приметы весны, логическая игра «Танграм» на каждого ребенка, дидактическая игра «Найди свое место», аудиозапись со звуками леса, магнитофон, картинки с правилами поведения в лесу.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной произведений, логические игры, подвижные игры.

Ход:

Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети садятся перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела.

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(ответы детей) - весной.

Воспитатель: Правильно, весной. А кто из вас знает стихотворение или загадку про весну.

Дети рассказывают стихи:

Верба распустилась

И весну зовет;

Скоро к нам красавица –

Скоро к нам придет.

С песнею соловьиною,

С зеленью лугов,

С серебром-журчанием

Светлых ручейков.

То-то будет радости!

То-то воля нам –

Бегать мне без отдыха

По полям, лугам…

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы услышали в этих стихотворениях.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте теперь, используя модели, выставим и назовем эти приметы весны у нас в природном уголке.

Дети выставляют первую примету «солнце», называют ее: пришла весна, день становится длиннее, а ночь короче, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее;

вторая примета «дождь»: под теплыми лучами тает снег, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;

третья примета « первоцветы»: земля нагрелась под лучами солнца, и выросли первые цветы « первоцветы»;

четвертая примета «деревья»: деревья весной просыпаются, появляются почки, затем листочки;

пятая примета «насекомые»: появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;

шестая примета «птицы»: а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной они возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,сколько месяцев длится весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А сейчас какой месяц?

Дети: Апрель

Воспитатель: А вы знаете, что про месяц апрель есть много народных пословиц и поговорок. Апрель – это середина весны. И в народе говорили, что апрель теплый, май холодный – год хлебородный; февраль богат снегом, апрель водой; апрельские ручьи землю будят; мокрый апрель - хорошая пашня; в апреле огородные сверчки начинают свои скачки, апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками леса.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите, чьи они? (ответы детей). Вы угадали. Это пение птиц, и я приглашаю вас отправиться в лес, для этого давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель: Крибле – крабле – бумс!

Дети закрывают глаза и кружатся на месте.

Воспитатель: Но вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…» Физкультминутка.

Дети продолжают стоять.

С наступлением весны птицы возвращаются в свои гнезда. Как называются птицы, которые улетают осенью и возвращаются весной? (Ответы детей).

Воспитатель раздает детям карточки с изображением птиц перелетных и зимующих.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня птиц, но они все перемешались, помогите мне разобраться, где здесь какие птицы.

Разделитесь на две команды, одна команда возьмет зимующих птиц, другая команда перелетных.

Дидактическая игра «Найди свое место».

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь все встали на свои места.

Воспитатель: Раз мы с вами находимся в лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель выставляет картинки с изображениями правил поведения в лесу и дети называют их:

Огонь - враг леса, он хитер.

Не разводи в лесу костер!

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не рви зеленую былинку,

В лесу ходи ты по тропинкам!

Из леса ты принес зверушку?

Но, это, право, не игрушка.

Она погибнуть может в неволе,

Ведь дом её в лесу иль в поле.

Дерево, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Старайся птицам помогать

И птичьих гнезд не разорять!

Растут на редкость всем цветы –

Природы звонкие певцы.

Гриб мухомор тебе не нужен,

Зато со зверушками в лесу он дружен.

Ногами не сбивай его,

Он лечит все в лесу зверье.

Старайся в лесу не шуметь, не кричать,

Ведь так можно птиц и зверей напугать.

Воспитатель: Правила повторили, теперь можно двигаться вперед. Посмотрите, сколько изменений произошло в лесу весной. Давайте поиграем в игру «Что изменилось весной в жизни животных»

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет мяч и бросает каждому ребенку по очереди со словами

«Кто просыпается весной»,

«Что случилось с зайчиком»,

«Кто кроме медведя просыпается весной», и т.д.

Воспитатель: Ребята, звери очень радуются приходу весны, на полянке скачут веселые зайчата, резвятся на деревьях бельчата, но их нельзя беспокоить. Я предлагаю вам с помощью игры Танграм из геометрических фигур выложить веселых зверят, и каждый из вас придумает ему имя.

Дети садятся за столы и выкладывают зверей из деталей игры Танграм.

Воспитатель: Какие у вас веселые зверята, как их зовут.

Дети называют имена по очереди.

Воспитатель: Наша прогулка по весеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Выходите ко мне, становитесь рядом, закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: Крибле-крабле-бумс. Ну, вот мы и в детском саду, вы все работали сегодня очень хорошо. Где мы побывали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Мы с вами очень хорошо провели время, и я думаю, что мы еще не раз побывает в лесу.

Воспитатель: Мелихова Оксана Сергеевна

НОД в старшей группе «В мире весны»

Цели:

    Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, весенних месяцах, обогатить и активизировать словарь детей по теме

    Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику

    Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

    Развивать воображение, умение выполнять аппликацию из атласных лент.

    Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование. Презентация о весне, атласные ленты для изображения солнца, открытки солнышки.

Образовательные области. Музыка, комунникация, социализация.

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек, чтение сказок.

Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель просит детей пройти в центр группы в круг. В руках солнышко. Воспитатель : Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко) А какое оно солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

Ну есть у нас и еще одна гостья, вы сможете назвать сами кто она , если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна!

В гости просим!

Приди скорей!

Принеси с собой

(хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)

Давайте послушаем стихотворение о весне.()

Садятся на стульчики Давайте вместе вспомним за чем мы наблюдали на прогулке. Вместе вспомним признаки весны, я начну читать предложение, а вы мне поможете. (Воспитатель говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Д/игра «Подбери словечко»).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

Воспитатель : Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина.

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! (Пока у детей закрыты глаза, Воспитатель меняет слайд, на нем изображена весенняя поляна. Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась.

Расскажите что на ней изображено.

С приходом весны природа оживает и происходит много разных явлений. Тает снег, капает капель, появляются проталины, журчат ручейки, солнышко ярче светит, набухают почки на деревьях, прилетают птицы, но изменения происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.

С какими животными, которые живут в лесу происходят изменения?

Медведь, еж (они оба проснулись от зимней спячки)

Белка, заяц (они оба весной сменили шубки: теплую на легкую)

Ребята, если бы мы встретили волка, с кем бы он был в паре? (с лисой, оба охотятся на зайцев)

Молодцы! Давайте тоже побудем немного зайцами и поиграем в игру «Скачет зайчик»

Ход игры : Играющие образуют круг. Выбирают зайку. Он становится в середине круга.

«Скачет зайчик по дороге,

Скачет зайчик быстроногий,

Раз, два, три, четыре, пять-

Как же зайку нам поймать.

Вот свернул в песочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

Эй, ребята не зевай

Быстро зайку догоняй!»

С началом стихотворения дети идут по кругу в одну сторону, а зайка скачет в противоположную. На 4 строке все поворачиваются спиной в круг, а зайка дотрагивается до одного игрока. На 5 строке дети поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из кругу. На 6-8 строки зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок которого задел зайка догоняет зайку. Если это ему удается, то он становится новым зайкой.

Молодцы! Поиграли, отдохнули.

Давайте вспомним и назовем весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей).

А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. ПочемуПотомучто именно в апрели начанал трескать и таять лед на реках.

А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

А теперь давайте исполним песню «Весняночка».

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. (Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся на стулья)

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Послушайте загадки о солнце.

Дети:

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка . Рисовать мы будем ленточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ленточки, но это не просто ленточки Это ленточки - лучики тепла и света.

Подойдите к столу, возьмите ленточки. Что мы сделаем из ленточек?

(Из ленточек мы сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия )

Портрет готов. Какие замечательные они получились. Так и притягивают к себе взгляд. Давайте с нашими солнышками поиграем, будем передавать солнышко по кругу со словами пожеланиями, подумайте что можно пожелать друг другу в весенний день.

Игра -пожелания

Молодцы, ребята, а теперь давайте пройдем на стульчики и послушаем заклички о солнышке.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Солнышко, солнышко,

Красное зернышко

Выйди поскорее

Будь к нам подобрее!

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Солнышко - колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Итог занятия.

Ребята, какие вы молодцы, много знаете о приметах весны. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии?

Ребята мне очень понравилось с вами работать, и я хочу подарить вам открытки-солнышки, на которых написано:

Пусть удача повсюду за Вами идет

Улыбайтесь почаще и Вам повезет!

Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Весна идет, весне дорогу». Этот конспект направлен на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, материал будет полезен воспитателям детских садов.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Интеграция образовательных областей: «коммуникация» (развитие речи), «познание» (формирование целостной картины мира), «музыка» (музыкально ритмические движения, слушание музыки), «художественное творчество» (развитие детского творчества), «безопасность» (формирование предпосылок экологического сознания), «труд» (ручной труд), «физическая культура» (физкультминутка), «социализация» (развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости).
Цель: формирование положительно - эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. 2. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
4. Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:
- Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут вас тайны лесные, вдоль тропинка зовет.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
Звучит музыка. Дети проходят по «тропинке».
Воспитатель: -Ребята мы сейчас с вами прошли по тропинке, а кто сможет описать свой путь? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Воспитатель:
- Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Какие приметы весны изображены на картинках?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются первые цветы).
Какие приметы весны вы наблюдали? (дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее).
Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) Посмотрите какое красивое солнышко, но чего-то не хватает. Как вы думаете чего? (лучиков) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелетные).
Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Физкультминутка. «Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула - протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Стоят «подснежники, протянув головку навстречу солнышку, покачиваются от дуновения теплого ветерка»
Воспитатель: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Включается аудиозапись лесных шумов.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.
Воспитатель: -Ребятки, а как надо вести себя в лесу? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать? (нет, надо лесом любоваться) А вы хотите весне подарок сделать? (да)
Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее, давайте подарим ей бусы.
Воспитатель: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.
Дети из полосок бумаги скручивают колечки, конец бумаги подклеивают, затем нанизывают их на шнурок.
Воспитатель: - Вот, какие красивые получились бусы. Давайте повесим их на елку, что бы весна их увидела и примерила.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь нам с вами пора возвращаться домой в детский садик. А на прощание давайте исполним весне хоровод
Воспитатель и дети:
1. Если солнышко взошло-
Значит, утро к нам пришло.
Лес проснулся ото сна-
Значит, к нам пришла весна.
Припев: растаял снег, и нет зимы,
На улице тепло
И весело, и радостно
И на душе светло.

(Хлопают в ладоши.) дети под музыку идут по тропинке.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса? Чем мы сегодня интересным занимались? Что вам больше всего понравилось?

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Название: Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ-Центр развития ребенка «Детский сад №12 «Непоседы»
Месторасположение: г. Тынды Амурской области

Юлия Уростаева
Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие

Цель : Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна . Признаки весны » .

Образовательные задачи : Закрепить и усовершенствовать знания детей о весне , о весенних признаках ; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, познакомить с новыми словами «капельник» , «водолей» , «травень» .

Развивающие задачи : Развивать умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами; развивать мелкую моторику рук ; развивать логическое мышление ; развивать умение находить связь между погодными особенностями и изменениями в природе; развивать зрительно- моторную координацию, произвольное внимание.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей; воспитывать умение ожидать своей очереди.

Оборудование : Кукла Весна , макет солнышка и лучиков, «волшебный сундучок» , сюжетные картинки на тему «Весна . Признаки весны » , картинки с изображением первых цветов Калмыкии (тюльпан, одуванчик, мяч, «мостик» , образец солнышка из нитей.

Раздаточный материал : картон голубого цвета, клей - карандаш, нити длинные и короткие желтого цвета, салфетки матерчатые, влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть.

Цель : сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.

В - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня у вас гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Д – Здравствуйте!

В – Мендвт!

Д – Мендвт!

В – Ребята, к нам в гости пришла необычная гостья. Посмотрите, это красавица Весна . Весна просит помочь разбудить Солнышко и вернуть ему лучики. Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. Вы готовы?

В - Посмотрите, мостик через ручеек! Он ведет на полянку. Ребята, осторожно, мостик очень узкий, поэтому нельзя торопиться и толкаться!

Основная часть :

В – А вот и полянка! Садитесь, ребята.

(Садятся в кружок на ширдк.)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Д – Весна !

В – Правильно! А сколько месяцев у весны ? Назовите их!

Д – Три! Март, Апрель, Май.

В – Замечательно. В народе март, первый месяц весны , называли – «капельник» . Как вы думаете почему? (Потому что сосульки тают на солнышке и капают) . Это ранняя весна . Апрель, середина весны – «водолей» , потому что лед на реках становится рыхлым, темнеет, а потом начинается ледоход. Льдины плывут по реке. Май - это третий месяц – «травень» . Все покрывается зеленью, все цветет, прилетают последние перелетные птицы.

В – Ребята, назовите ещё раз весенние месяцы. А как их называли в народе?

Д – Март- «капельник» , Апрель- «водолей» , Май - «травень» .

В – Правильно! Посмотрите, ребята, какой красивый сундучок! Что же в нем лежит? Послание, но не простое, а зашифрованное! (Вынимаю сюжетные карточки на тему «Весна , признаки весны » ) Что же означают эти карточки, как вы думаете, ребята?

Проводится игра «Признаки весны » .

Цель : уточнение и расширение знаний о весне и её признаках .

Если затрудняются, можно первую карточку «расшифровать» самой в последовательности :

Солнышко ярко светит и пригревает;

Сосульки тают и капают;

Побежали веселые ручейки;

Появились первые цветы;

Прилетели перелетные птицы.

В – Замечательно, ребята! Вы справились с заданием, и ваши ответы вернули солнышку первый лучик!

Чтобы солнцу лучик дать, надо в мячик поиграть!

У кого мяч – тот называет признак весны , затем мяч передает следующему. Ребята, вы можете смотреть на наши разгаданные картинки, они вам помогут.

О чем получился ваш рассказ?

Д – О весне .

В – Правильно, а кто хочет назвать все признаки весны ?

Вы такие умницы! Ответили все правильно и справились с заданием! Вот и второй лучик солнца!

В – Устали? Поднимитесь!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко (поднимают руки вверх)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло (Хлопают в ладоши) .

Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево,

Прилетело 100 грачей (взмахи руками) .

А сугробы тают, тают (медленно садятся,

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Вот и ещё один лучик солнца мы заработали.

В – Садитесь, пожалуйста! А сейчас, ребята, у нас необычное задание. Мы с вами будем весенними ветерками.

Подуйте на свои ладошки теплым, еле слышным ветерком. Хорошо! А теперь подул сильный, холодный ветер. Подуйте на ладошки : вдох через нос, щеки не надуваем. Выдох через рот. 3 раза.

Посмотрите, весенний ветерок принес нам ещё один лучик солнца! Мы справились с заданием! Молодцы!

Чтобы получить последний лучик солнца, надо отгадать загадки. Отгадайте загадки про первые цветы, которые расцветают в Калмыкии! Слушайте внимательно!

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек…

Д – Одуванчик

В – Правильно! А по-калмыцки – Жамб цецг.

Ещё одна загадка про цветок :

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный….

Д - Тюльпан

В – Молодцы! Правильно! А по - калмыцки - Бамб цецг! Разгадали мы загадки, с солнцем будет все в порядке! А вот и лучик!

Степь калмыцкая весной ,

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Именно в нашей калмыцкой степи каждую весну происходит чудо – цветут тюльпаны.

Посмотрите на солнышко, которому мы помогли собрать лучики. Как оно ярко светит! Пусть это солнышко остается у вас в группе и согревает вас своим теплом. А я приготовила для вас необычное задание. Давайте пройдем по мостику к столам и присядем на стульчики. Мы с вами нарисуем портрет солнышка. Но рисовать будем ниточками. У каждого из вас лежат тарелочки с ниточками. Чем они отличаются? (Показываю по отдельности длинную и короткую нити)

Д – Длинные и короткие.

В – Что вы будете рисовать длинной ниточкой?

Д – Длинной нарисуем кружочек.

В – А короткими?

Д – Лучики.

В – Молодцы! Промазываем клеем линию круга и прикладываем длинную ниточку, сверху прикладываем салфетку. Затем промазываем клеем линии на картоне и приклеиваем лучики, не забывая прикладывать салфетку.

Закончили? Замечательно! Молодцы! Вытираем ручки влажными салфетками. Поднимите и покажите друг другу свои солнышки! Нравятся они вам? Вам понравилось рисовать ниточками? Давайте повесим их на доску, пусть все видят ваши работы и радуются вместе с вами.

Молодцы! Мне очень нравится!

Итог :

В - О чем мы сегодня с вами говорили?

Д - О весне , о солнышке, о признаках весны .

В – Как в народе называли Март, Апрель, Май?

Д – Капельник, водолей, травень.

В – А вам понравилось рисовать ниточками?

Д – (ответы детей)

В - Что вам понравилось на занятии больше всего?

Д - (Ответы детей)

В – Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Вы все такие молодцы и прекрасные помощники!

Весне очень понравились ваши работы. Она вам очень благодарна, за то, что вы вернули солнышку его лучики.

До свидания! Сян бяятн!

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди